68362

Символизм

Доклад

Логика и философия

Мысль о бытии с его связями. Для понимания человека недостаточно только соц. характеристики. Активизируется идеалистическая философия, миропонимание (Кант, Соловьев). Мир предметный – только мир теней, он искаженное отражение гармоничных созвучий.

Русский

2014-09-21

41.5 KB

0 чел.

Символизм (лекции Химич)

Период рубежный. Смена мировоззрений и миропониманий. Символизм был первым течением модернизма, возникшим на русской почве.

Новое представление об отношениях мира и человека: человек отходит от однонаправленной связи МИР-ЧЕЛОВЕК. Мысль о бытии с его связями. Для понимания человека недостаточно только соц. характеристики. Активизируется идеалистическая философия, миропонимание (Кант, Соловьев). Мир предметный – только мир теней, он искаженное отражение гармоничных созвучий.

Вл.Соловьев «О всеединстве мира»: «Мир в основе своей гармоничен». Воплощение гармонии через преодоление хаоса. Идея: с помощью красоты осилить, преодолеть хаос.

Бердяев, С. Булгаков, Трубецкой – выражались идеи, удел. внимание сосредоточенности на человеке вне его соц. характеристики. Утилитарно-практическое восприятие мира и человека ограничивает его понимание.

Струве: «Идея ответственности человека за происходящее д.б. заменена идеей внутреннего совершенства человека». Бердяев: «Вред классового подхода к личному. Искусство расширяет диапазон связей ч-ка, выстраиваемых, изучаемых художниками для изображения современного человека». В этот диапазон должны быть подключены связи не только рационального характера. Искусство должно искать формы языка на сверхчувственных пластах, иррациональных, на тончайших нитях интуитивного.

Мережковский «О причинах упадка совр. рус. лит.»:

- Новое искусство должно противостоять рационализму, материализму.

- Новое искусство должно выходить в сферу запредельного, потустороннего.

Именно такое искусство обеспечит проникновение в суть явлений. Такой ход вводил человека в контакт с тем, чему нет названия.

Важным составляющим должна быть мистика. Это мистичное снимет догматичный покров с реалистичного искусства. Важно уметь захватить вмечатление.

Такие идеальные сферы могут поддаваться определенному типу письма – символистскому.

Символизм – как движение от реального к реальнейшему. Символизм делит предметы с «насквозь просвечиваемыми смыслами».

Всякое искусство есть попытка соединить вечность и земное. Художник творит мир по законам красоты, проникает взором за границу реального и соотносит реальное и сущностное.

Блок: красотой символизма хотел усмирить хаос.

Символизм: старшее поколение (Мережковский, Гиппиус, Сологуб, Брюсов, Бальмонт), младшее поколение (Сергей Соловьёв, А. Белый, А. Блок, Эллис).

Общество поддержало символизм, журналы: «Мир искусства» (Петербург), «Золотое руно» (Москва), «Аполлон».

Символизм возник вокруг двух центров: Москва и Петербург.

Питер – Волонский, Мережковский, Гиппиус – религиозно-философские тенденции.

Москва – кружок аргонавтов Белого и С. Соловьева.

Символизм был не собственно лит. течением – и театр, и живопись, и музыка. Стиль модерна, который основан на эстетизации окружающ. мира, собств. чувств, жизнеповедения. Символизм сосредоточил свое внимание вокруг отдельного человека – в духовных, потаенных переживаниях. Рассматривает окруж. земную жизнь как темницу, где задыхается человек.

Типич. представитель – Федор Сологуб. Сумел выразить ощущения ужаса человека как мучительного переживания,  его брошенность во враждебном мире.

Беспомощность, отчаяние рождают тему (мотивную) – до конца 20 века – Сатанинства жизни, ее дьяволиады. (есть враждебная сила, которая мистически оттягивает у человека силы).

Сологуб «Чертовы качели»:

Установка: от реального к мифу. Философия жизни, специфическая образность.

«Звезда Маир» - тоска по другому миру, полному блаженства и покоя, мир свершившихся мечт. Сияющая звезда поднимается над  Маиром, и в сиянии «мир иной таинственный живет». Поэтизация идеального начала.

Символизм был течением внутренне чрезвычайно богатым и разнообразным. В нем были разные творч. инд., которые своим искусством давали разные виды символизма.

Мережк. интересовала история и философия.

Брюсова интересовала художественная сторона этого явления. Он ощущал себя вождем этого нового направления. Задача Бр – влить новую жизнь в русскую поэзию, которая была «обескровлена». Подчиняется идеологической  концепции. Брюсову нужно было привлечь внимание читателей, эпатировать.

«О, закрой свои бледные ноги» - стих. из одной строчки, пародия на высокую любовь.

Стих-ие «Творчество». Вызыв. критику (луна-месяц).

У Б. рациональное начало поэзии было очень сильно. Субъективная воля художника.

«Юному поэту»

Б. высоко ценил гражданскую позицию поэта и сам отыскивал в окружающем мире все то, что говорит о силе человека. урбанистическая лирика.

Он становится рук. изд. «Скорпион» и журнала «Весы».

Он ориентир. свою поэзию на античное искусство с его героями, которые преодолев. непосльн. по тяжести испытания. Его ч-к – сын земли, дитя планеты, д. которого мир – дом.

Тема апокалипсиса. Город – возвещает апокалипсис.

К. Бальмонт.

Ярк. творч. индивидуальность. Оригинальный поэт. Важно сохранить в себе человека солнечного. Для него самое жизнетворящее начало – солнце (золотое. яркое, радостное). Сборник «Будем как солнце».

Мир предстает как согласие различных стихий. Традиции Тютчева. «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце». Гармоничное начало мира. Он ощущал и представлял себя тем новым поэтом, которому будет дано слово, в кот. запечатлено мгновение.

Ценя мгновения и переживания, он склонялся к фиксации тонов, полутонов, звуков. Импрессионизм лирики Бальмонта. Поэзия – как волшебство.

За каждым звуком закреплял его смысл:

А – открытый звук. У-  звук ужаса. И – тонкая линия. О – что-то огромное. Работал над звукописью.

Текучесть, нежность. В его поэзии чрезвычайно разнообразные ритмические единицы, сами стихи. Своеобразн. ритмы – были открытия той новизны. Его стихи были тонкие, изящные. Музыкальн. стиха Б – он воплощал мир и гармонию из хаоса.

Символизм обращал внимание на музыку как основу гармоничного лада мира. Согласие всех уровней мира. У Б. оч много в земной стихии именно гармонич. созвучий.

Иннокентий Анненский.

Сб. «Тихие песни». «Кипарисовый ларец»

ЛГ Ан. явл. герой с очень раним душой, совестливой, кот. ощущ. несоверш. мира, его болезненность, изуродованность.

Образ Петербурга («город беды»). Болезненно унылая, мутная реальность. Символисты не возносили рус. историю, а писали об ее ошибках. Петербург – город, который явл. объектом ошибки.

«Кап. лар» - многообр. форма. Циклы по 3 стихотворения: «Обреченности», «Тоски», «Одиночества».

Интонация тоски элегическая, разговорная, негромкая.

Л. Гинзбург: для Ан. важно было показать состояние человека, его заключают в себе окружающие чел. предметы.

«Петь нельзя, не мучаясь». Ощущение тяготы жизни. Тема смерти: 1) тоскливые чувства 2) влечет как спасительное начало.

Пространство и время предстает предметно, вещественно. Поэтому такая цельность, однотипность ритма – возникает за счет согласования, ассоциативности.

«Бродят» кошмары, двойники в сумерках. Любой цвет – желтый и серый. Пробуждение от этого кошмара – приступ безысходной тоски.

Символизм сочетает реальное и ирреальное, земное и вечное в пределах сознания и мироощущения отдельного ч-ка. Ч-к вне соц. деятельности – казался символистам явлением, кот. заслуживает внимания.

В символизме (нач 1900-х) происходят новые процессы, идущие в разрез со старш.

МЛАДОСИМВОЛИЗМ: Блок, Белый, С. Соловьев

В своих текстах опираются на философию Вл. Соловьева. Вместо суб. индивидуальности выдвинули идею наличия в мире некой всеобщей, объединяющей дух, силы. Начало духовной гармонии, всеединство разных уровней развития живого мира. Мифологизация мира и отдел. личности. Так возникает мифологическое понятие «вечной женственности» как центра.

Мифологизация любви и мудр. – центр.

Личн. не замык. в пределах собств «я», а устремляется к всеобщему.

«Миф об аргонавтах»

Аргонавт – психол. тип моего времени, проблема старших символистов не интересует. Искусство – высший рычаг. Предназнач. аргонавта в союзе с другими людьми. Бессилию противопоставляется уверенность в то, что полеты будут.

Они должны внести солнце, гармонию, чистоту в мир. Символ зари (восхода), кораблей, плывущих из дали – лейтмотив Блока и Белого.

Бердяев: «Поэзия символизма выходит за пределы искусства. Это была очень русская черта. Миссия – установить духовный миропорядок. Ожидание необыкнов. событий в грядущем». Ощущение рассвета – значим. для младосимволистов.

СМ БЛОКА И БЕЛОГО В ДРУГИХ ШПОРАХ!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15012. Алпамыс батыр дастанының зерттелуі 560 KB
  УДК 398.22 574 А 61 АЛПАМЫС БАТЫР ЖЫРЫНЫЊ ЗЕРТТЕЛУІ А. Аманбаева А. Мќашева Тараз мемлекеттік педагогикалыќ институты Тараз қ. Батырлар жыры ќазақ ауыз әдебиетінің өте ертеден келе жатқан күрделі саласының бірі. Батырлар жыры бір ғасырдың ғана жемісі емес.Ол...
15013. Алпамыс батыр жырын оқыту және тәрбие жұмыстары 42.5 KB
  ӘОЖ 373.371.83 АЛПАМЫС БАТЫР ЖЫРЫН ОҚЫТУ АРҚЫЛЫ ТӘРБИЕ ЖҰМЫСТАРЫНЫҢ ҚҰЗЫРЕТТІЛІГІН АРТТЫРУ З.Д. Көшімбетова Қ.А. Яссауи атындағы Халықаралық қазақтүрік университеті Тараз институты Тараз қ. Алпамыс батыр жыры қазақ халқының ауыз әдебиетіне жатады және жыр...
15014. Арқалық батыр жырының нұсқалары 230.5 KB
  Тақырыптың өзектілігі. Қазақ халқының кез келген халықтың эпикалық қазынасынан кем түспейтін телегей-теңіз мол, әрі көркемдігі кемел, танымдық-тағылымдық мәні зор жырларының басым көпшілігі, әлі де болса
15015. Асан Қайғы туралы аңыздар 176.5 KB
  Ұлттың рухы бейнеленген мұра халықтың асыл қазыналарының бірі екендігін тәуелсіздік мұраты жолында жаңа экономикалық және саяси-әлеуметтік реформаларды қарқынды...
15016. Ахмет Байтұрсынұлының Әдебиет танытқыш еңбегі ХХ ғасыр басындағы әдебиеттану ғылымының контексінде 190.5 KB
  ЖҰМЫСТЫҢ ЖАЛПЫ СИПАТТАМАСЫ Диссертациялық жұмыста ірі энциклопедист ғалым қазақ әдебиеттану ғылымындағы әдебиет теориясының негізін салушы Ахмет Байтұрсынұлының сөз өнерінің теориялық сипаты жөніндегі тұжырымдары талқыланып отыр. Ол тұжырымдар ғалымның 1926 жыл
15017. БАУЫРЖАН МОМЫШҰЛЫ ШЫҒАРМАЛАРЫНДАҒЫ АБАЙ ДӘСТҮРІ 72 KB
  БАУЫРЖАН МОМЫШҰЛЫ ШЫҒАРМАЛАРЫНДАҒЫ АБАЙ ДӘСТҮРІ Даурбекова Ширинкуль Седазымқызы Б. Момышұлы атындағы №44 орта мектеп. Шымкент қаласы Туады ерлер ел үшін Өлмейді ісі мәңгілік Өшпейді абзал есімдер. Ұрпаққа жетіп м
15018. Балалар әдебиеті кейіпкерлерінің тілдік тұлғасы (Б.Соқпақбаев, М.Гумеров, М.Қабанбаевтың шығармалары бойынша) 191 KB
  КІРІСПЕ Жұмыстың өзектілігі. Қазақ балалар әдебиеті өз даму кезеңінде өзіндік тарихы бар сала. Балаларға арналған әдебиет ұлт тарихында сонау ауыз әдебиетінен бастау алып қазіргі кезеңге дейін өзінің тілдік стильдік жағынан мазмұны мен құрылымы жағынан үлкен б
15019. БАТЫРЛАР ЖЫРЫ МЕН «ШАҺНАМА» ДАСТАНЫНДАҒЫ ТАҚЫРЫП ҮНДЕСТІГІ 55 KB
  Батырлар жыры мен Шаһнама дастанындағы тақырып үндестігі Ж. Қ. Әбдібаева Қ.Жұбанов атындағы Ақтөбе мемлекеттік университеті Ақтөбе қ Көркемдік дамудыңәдеби процестің маңызды бір заңдылығыәдеби байланыстарәдебиет әлеміндегі тоғысулар мен қарымқатынаста
15020. Бауыржан Момышұлының артында қалған өсиет, нақыл, қанатты сөздер 94 KB
  Батырдан қалған өсиет Қазақтың Бауыржан Момышұлындай ұлы перзентін таныстырып жату артық. Ел оның ерлігін жазған кітаптарын біледі. Оның мірдің оғындай қанатты сөздері де халықтың аузында жүр. Сөйтсе де сол сөздерді жүйелеп беріп жинақтаса ол жаңа бір сипатқа еніп ...