68362

Символизм

Доклад

Логика и философия

Мысль о бытии с его связями. Для понимания человека недостаточно только соц. характеристики. Активизируется идеалистическая философия, миропонимание (Кант, Соловьев). Мир предметный – только мир теней, он искаженное отражение гармоничных созвучий.

Русский

2014-09-21

41.5 KB

0 чел.

Символизм (лекции Химич)

Период рубежный. Смена мировоззрений и миропониманий. Символизм был первым течением модернизма, возникшим на русской почве.

Новое представление об отношениях мира и человека: человек отходит от однонаправленной связи МИР-ЧЕЛОВЕК. Мысль о бытии с его связями. Для понимания человека недостаточно только соц. характеристики. Активизируется идеалистическая философия, миропонимание (Кант, Соловьев). Мир предметный – только мир теней, он искаженное отражение гармоничных созвучий.

Вл.Соловьев «О всеединстве мира»: «Мир в основе своей гармоничен». Воплощение гармонии через преодоление хаоса. Идея: с помощью красоты осилить, преодолеть хаос.

Бердяев, С. Булгаков, Трубецкой – выражались идеи, удел. внимание сосредоточенности на человеке вне его соц. характеристики. Утилитарно-практическое восприятие мира и человека ограничивает его понимание.

Струве: «Идея ответственности человека за происходящее д.б. заменена идеей внутреннего совершенства человека». Бердяев: «Вред классового подхода к личному. Искусство расширяет диапазон связей ч-ка, выстраиваемых, изучаемых художниками для изображения современного человека». В этот диапазон должны быть подключены связи не только рационального характера. Искусство должно искать формы языка на сверхчувственных пластах, иррациональных, на тончайших нитях интуитивного.

Мережковский «О причинах упадка совр. рус. лит.»:

- Новое искусство должно противостоять рационализму, материализму.

- Новое искусство должно выходить в сферу запредельного, потустороннего.

Именно такое искусство обеспечит проникновение в суть явлений. Такой ход вводил человека в контакт с тем, чему нет названия.

Важным составляющим должна быть мистика. Это мистичное снимет догматичный покров с реалистичного искусства. Важно уметь захватить вмечатление.

Такие идеальные сферы могут поддаваться определенному типу письма – символистскому.

Символизм – как движение от реального к реальнейшему. Символизм делит предметы с «насквозь просвечиваемыми смыслами».

Всякое искусство есть попытка соединить вечность и земное. Художник творит мир по законам красоты, проникает взором за границу реального и соотносит реальное и сущностное.

Блок: красотой символизма хотел усмирить хаос.

Символизм: старшее поколение (Мережковский, Гиппиус, Сологуб, Брюсов, Бальмонт), младшее поколение (Сергей Соловьёв, А. Белый, А. Блок, Эллис).

Общество поддержало символизм, журналы: «Мир искусства» (Петербург), «Золотое руно» (Москва), «Аполлон».

Символизм возник вокруг двух центров: Москва и Петербург.

Питер – Волонский, Мережковский, Гиппиус – религиозно-философские тенденции.

Москва – кружок аргонавтов Белого и С. Соловьева.

Символизм был не собственно лит. течением – и театр, и живопись, и музыка. Стиль модерна, который основан на эстетизации окружающ. мира, собств. чувств, жизнеповедения. Символизм сосредоточил свое внимание вокруг отдельного человека – в духовных, потаенных переживаниях. Рассматривает окруж. земную жизнь как темницу, где задыхается человек.

Типич. представитель – Федор Сологуб. Сумел выразить ощущения ужаса человека как мучительного переживания,  его брошенность во враждебном мире.

Беспомощность, отчаяние рождают тему (мотивную) – до конца 20 века – Сатанинства жизни, ее дьяволиады. (есть враждебная сила, которая мистически оттягивает у человека силы).

Сологуб «Чертовы качели»:

Установка: от реального к мифу. Философия жизни, специфическая образность.

«Звезда Маир» - тоска по другому миру, полному блаженства и покоя, мир свершившихся мечт. Сияющая звезда поднимается над  Маиром, и в сиянии «мир иной таинственный живет». Поэтизация идеального начала.

Символизм был течением внутренне чрезвычайно богатым и разнообразным. В нем были разные творч. инд., которые своим искусством давали разные виды символизма.

Мережк. интересовала история и философия.

Брюсова интересовала художественная сторона этого явления. Он ощущал себя вождем этого нового направления. Задача Бр – влить новую жизнь в русскую поэзию, которая была «обескровлена». Подчиняется идеологической  концепции. Брюсову нужно было привлечь внимание читателей, эпатировать.

«О, закрой свои бледные ноги» - стих. из одной строчки, пародия на высокую любовь.

Стих-ие «Творчество». Вызыв. критику (луна-месяц).

У Б. рациональное начало поэзии было очень сильно. Субъективная воля художника.

«Юному поэту»

Б. высоко ценил гражданскую позицию поэта и сам отыскивал в окружающем мире все то, что говорит о силе человека. урбанистическая лирика.

Он становится рук. изд. «Скорпион» и журнала «Весы».

Он ориентир. свою поэзию на античное искусство с его героями, которые преодолев. непосльн. по тяжести испытания. Его ч-к – сын земли, дитя планеты, д. которого мир – дом.

Тема апокалипсиса. Город – возвещает апокалипсис.

К. Бальмонт.

Ярк. творч. индивидуальность. Оригинальный поэт. Важно сохранить в себе человека солнечного. Для него самое жизнетворящее начало – солнце (золотое. яркое, радостное). Сборник «Будем как солнце».

Мир предстает как согласие различных стихий. Традиции Тютчева. «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце». Гармоничное начало мира. Он ощущал и представлял себя тем новым поэтом, которому будет дано слово, в кот. запечатлено мгновение.

Ценя мгновения и переживания, он склонялся к фиксации тонов, полутонов, звуков. Импрессионизм лирики Бальмонта. Поэзия – как волшебство.

За каждым звуком закреплял его смысл:

А – открытый звук. У-  звук ужаса. И – тонкая линия. О – что-то огромное. Работал над звукописью.

Текучесть, нежность. В его поэзии чрезвычайно разнообразные ритмические единицы, сами стихи. Своеобразн. ритмы – были открытия той новизны. Его стихи были тонкие, изящные. Музыкальн. стиха Б – он воплощал мир и гармонию из хаоса.

Символизм обращал внимание на музыку как основу гармоничного лада мира. Согласие всех уровней мира. У Б. оч много в земной стихии именно гармонич. созвучий.

Иннокентий Анненский.

Сб. «Тихие песни». «Кипарисовый ларец»

ЛГ Ан. явл. герой с очень раним душой, совестливой, кот. ощущ. несоверш. мира, его болезненность, изуродованность.

Образ Петербурга («город беды»). Болезненно унылая, мутная реальность. Символисты не возносили рус. историю, а писали об ее ошибках. Петербург – город, который явл. объектом ошибки.

«Кап. лар» - многообр. форма. Циклы по 3 стихотворения: «Обреченности», «Тоски», «Одиночества».

Интонация тоски элегическая, разговорная, негромкая.

Л. Гинзбург: для Ан. важно было показать состояние человека, его заключают в себе окружающие чел. предметы.

«Петь нельзя, не мучаясь». Ощущение тяготы жизни. Тема смерти: 1) тоскливые чувства 2) влечет как спасительное начало.

Пространство и время предстает предметно, вещественно. Поэтому такая цельность, однотипность ритма – возникает за счет согласования, ассоциативности.

«Бродят» кошмары, двойники в сумерках. Любой цвет – желтый и серый. Пробуждение от этого кошмара – приступ безысходной тоски.

Символизм сочетает реальное и ирреальное, земное и вечное в пределах сознания и мироощущения отдельного ч-ка. Ч-к вне соц. деятельности – казался символистам явлением, кот. заслуживает внимания.

В символизме (нач 1900-х) происходят новые процессы, идущие в разрез со старш.

МЛАДОСИМВОЛИЗМ: Блок, Белый, С. Соловьев

В своих текстах опираются на философию Вл. Соловьева. Вместо суб. индивидуальности выдвинули идею наличия в мире некой всеобщей, объединяющей дух, силы. Начало духовной гармонии, всеединство разных уровней развития живого мира. Мифологизация мира и отдел. личности. Так возникает мифологическое понятие «вечной женственности» как центра.

Мифологизация любви и мудр. – центр.

Личн. не замык. в пределах собств «я», а устремляется к всеобщему.

«Миф об аргонавтах»

Аргонавт – психол. тип моего времени, проблема старших символистов не интересует. Искусство – высший рычаг. Предназнач. аргонавта в союзе с другими людьми. Бессилию противопоставляется уверенность в то, что полеты будут.

Они должны внести солнце, гармонию, чистоту в мир. Символ зари (восхода), кораблей, плывущих из дали – лейтмотив Блока и Белого.

Бердяев: «Поэзия символизма выходит за пределы искусства. Это была очень русская черта. Миссия – установить духовный миропорядок. Ожидание необыкнов. событий в грядущем». Ощущение рассвета – значим. для младосимволистов.

СМ БЛОКА И БЕЛОГО В ДРУГИХ ШПОРАХ!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56565. Творчість на кожному уроці 98.5 KB
  Педагогічна практика свідчить про те що тільки знання набуті самостійною працею роблять випускника фахівцем здатним творчо вирішувати професійні задачі та моральноетичні проблеми.
56566. Творчість на уроках музики 29 KB
  Відомо що сприймання музики активний психічний процес а методи та прийоми які спрямовані на надання діяльності учнів творчого характеру підвищують психічну активність дітей що сприяє кращому засвоєнню матеріалу та пришвидшує розвиток музичних здібностей.
56567. ВІД НАВЧАЛЬНИХ ЗАНЯТЬ З ТРУДОВОГО НАВЧАННЯ ДО ТВОРЧОСТІ 239.5 KB
  Мотивуючи свою діяльність на реалізацію цілей і завдань роботи з обдарованими дітьми я переконалася що вона повинна скластися в безперервний педагогічний процес поетапного розвитку особистості...
56568. Сценарій літературно-музичного свята «Твори, співай – свій рід не забувай» 39 KB
  Ведучий: Українська пісня Райдужна душа нашого народу. Ведучий: Та чи ми українці ледачі Та чи ми не козацької вдачі Тож даваймо минуле згадаймо Пісні славної козацької заспіваймо Звучить пісня Ой у лузі червона калина.
56569. TWELVE MONTHS 71.5 KB
  I live in the North but on the New Years Eve I come to your places. I like to make all children happy, that is why I help Father Frost to bring presents, joy and happiness to every house. Music. (a girl with a basket appears. She is dancing)
56570. Анализ состояния и эффективности использования трудовых ресурсов организации 74.25 KB
  Правильная оценка хозяйственной деятельности позволяет установить наиболее действенное, соответствующее затраченному труду, материальное поощрение, выявить имеющиеся резервы...
56571. Число 4. Цифра 4 79.5 KB
  Планируемый результат Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности учить формулировать тему и цели урока...
56572. Сказка «У страха глаза велики» 42.5 KB
  Цель: познакомить учащихся со сказкой «У страха глаза велики»; формировать навыки выразительного чтения; совершенствовать умение делить текст на части; развивать внимание, память, речь, мышление, воображение.
56573. Сценарий “Нам – 35” 88.5 KB
  Ведущий: Да, всем, кто учился и рос, Кто жил и трудился под сенью Стоящих у входа берёз. Кто в школу ходил, как на праздник! И кто приходил просто так. Десятилетия жизни – это не пустяк!