68362

Символизм

Доклад

Логика и философия

Мысль о бытии с его связями. Для понимания человека недостаточно только соц. характеристики. Активизируется идеалистическая философия, миропонимание (Кант, Соловьев). Мир предметный – только мир теней, он искаженное отражение гармоничных созвучий.

Русский

2014-09-21

41.5 KB

0 чел.

Символизм (лекции Химич)

Период рубежный. Смена мировоззрений и миропониманий. Символизм был первым течением модернизма, возникшим на русской почве.

Новое представление об отношениях мира и человека: человек отходит от однонаправленной связи МИР-ЧЕЛОВЕК. Мысль о бытии с его связями. Для понимания человека недостаточно только соц. характеристики. Активизируется идеалистическая философия, миропонимание (Кант, Соловьев). Мир предметный – только мир теней, он искаженное отражение гармоничных созвучий.

Вл.Соловьев «О всеединстве мира»: «Мир в основе своей гармоничен». Воплощение гармонии через преодоление хаоса. Идея: с помощью красоты осилить, преодолеть хаос.

Бердяев, С. Булгаков, Трубецкой – выражались идеи, удел. внимание сосредоточенности на человеке вне его соц. характеристики. Утилитарно-практическое восприятие мира и человека ограничивает его понимание.

Струве: «Идея ответственности человека за происходящее д.б. заменена идеей внутреннего совершенства человека». Бердяев: «Вред классового подхода к личному. Искусство расширяет диапазон связей ч-ка, выстраиваемых, изучаемых художниками для изображения современного человека». В этот диапазон должны быть подключены связи не только рационального характера. Искусство должно искать формы языка на сверхчувственных пластах, иррациональных, на тончайших нитях интуитивного.

Мережковский «О причинах упадка совр. рус. лит.»:

- Новое искусство должно противостоять рационализму, материализму.

- Новое искусство должно выходить в сферу запредельного, потустороннего.

Именно такое искусство обеспечит проникновение в суть явлений. Такой ход вводил человека в контакт с тем, чему нет названия.

Важным составляющим должна быть мистика. Это мистичное снимет догматичный покров с реалистичного искусства. Важно уметь захватить вмечатление.

Такие идеальные сферы могут поддаваться определенному типу письма – символистскому.

Символизм – как движение от реального к реальнейшему. Символизм делит предметы с «насквозь просвечиваемыми смыслами».

Всякое искусство есть попытка соединить вечность и земное. Художник творит мир по законам красоты, проникает взором за границу реального и соотносит реальное и сущностное.

Блок: красотой символизма хотел усмирить хаос.

Символизм: старшее поколение (Мережковский, Гиппиус, Сологуб, Брюсов, Бальмонт), младшее поколение (Сергей Соловьёв, А. Белый, А. Блок, Эллис).

Общество поддержало символизм, журналы: «Мир искусства» (Петербург), «Золотое руно» (Москва), «Аполлон».

Символизм возник вокруг двух центров: Москва и Петербург.

Питер – Волонский, Мережковский, Гиппиус – религиозно-философские тенденции.

Москва – кружок аргонавтов Белого и С. Соловьева.

Символизм был не собственно лит. течением – и театр, и живопись, и музыка. Стиль модерна, который основан на эстетизации окружающ. мира, собств. чувств, жизнеповедения. Символизм сосредоточил свое внимание вокруг отдельного человека – в духовных, потаенных переживаниях. Рассматривает окруж. земную жизнь как темницу, где задыхается человек.

Типич. представитель – Федор Сологуб. Сумел выразить ощущения ужаса человека как мучительного переживания,  его брошенность во враждебном мире.

Беспомощность, отчаяние рождают тему (мотивную) – до конца 20 века – Сатанинства жизни, ее дьяволиады. (есть враждебная сила, которая мистически оттягивает у человека силы).

Сологуб «Чертовы качели»:

Установка: от реального к мифу. Философия жизни, специфическая образность.

«Звезда Маир» - тоска по другому миру, полному блаженства и покоя, мир свершившихся мечт. Сияющая звезда поднимается над  Маиром, и в сиянии «мир иной таинственный живет». Поэтизация идеального начала.

Символизм был течением внутренне чрезвычайно богатым и разнообразным. В нем были разные творч. инд., которые своим искусством давали разные виды символизма.

Мережк. интересовала история и философия.

Брюсова интересовала художественная сторона этого явления. Он ощущал себя вождем этого нового направления. Задача Бр – влить новую жизнь в русскую поэзию, которая была «обескровлена». Подчиняется идеологической  концепции. Брюсову нужно было привлечь внимание читателей, эпатировать.

«О, закрой свои бледные ноги» - стих. из одной строчки, пародия на высокую любовь.

Стих-ие «Творчество». Вызыв. критику (луна-месяц).

У Б. рациональное начало поэзии было очень сильно. Субъективная воля художника.

«Юному поэту»

Б. высоко ценил гражданскую позицию поэта и сам отыскивал в окружающем мире все то, что говорит о силе человека. урбанистическая лирика.

Он становится рук. изд. «Скорпион» и журнала «Весы».

Он ориентир. свою поэзию на античное искусство с его героями, которые преодолев. непосльн. по тяжести испытания. Его ч-к – сын земли, дитя планеты, д. которого мир – дом.

Тема апокалипсиса. Город – возвещает апокалипсис.

К. Бальмонт.

Ярк. творч. индивидуальность. Оригинальный поэт. Важно сохранить в себе человека солнечного. Для него самое жизнетворящее начало – солнце (золотое. яркое, радостное). Сборник «Будем как солнце».

Мир предстает как согласие различных стихий. Традиции Тютчева. «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце». Гармоничное начало мира. Он ощущал и представлял себя тем новым поэтом, которому будет дано слово, в кот. запечатлено мгновение.

Ценя мгновения и переживания, он склонялся к фиксации тонов, полутонов, звуков. Импрессионизм лирики Бальмонта. Поэзия – как волшебство.

За каждым звуком закреплял его смысл:

А – открытый звук. У-  звук ужаса. И – тонкая линия. О – что-то огромное. Работал над звукописью.

Текучесть, нежность. В его поэзии чрезвычайно разнообразные ритмические единицы, сами стихи. Своеобразн. ритмы – были открытия той новизны. Его стихи были тонкие, изящные. Музыкальн. стиха Б – он воплощал мир и гармонию из хаоса.

Символизм обращал внимание на музыку как основу гармоничного лада мира. Согласие всех уровней мира. У Б. оч много в земной стихии именно гармонич. созвучий.

Иннокентий Анненский.

Сб. «Тихие песни». «Кипарисовый ларец»

ЛГ Ан. явл. герой с очень раним душой, совестливой, кот. ощущ. несоверш. мира, его болезненность, изуродованность.

Образ Петербурга («город беды»). Болезненно унылая, мутная реальность. Символисты не возносили рус. историю, а писали об ее ошибках. Петербург – город, который явл. объектом ошибки.

«Кап. лар» - многообр. форма. Циклы по 3 стихотворения: «Обреченности», «Тоски», «Одиночества».

Интонация тоски элегическая, разговорная, негромкая.

Л. Гинзбург: для Ан. важно было показать состояние человека, его заключают в себе окружающие чел. предметы.

«Петь нельзя, не мучаясь». Ощущение тяготы жизни. Тема смерти: 1) тоскливые чувства 2) влечет как спасительное начало.

Пространство и время предстает предметно, вещественно. Поэтому такая цельность, однотипность ритма – возникает за счет согласования, ассоциативности.

«Бродят» кошмары, двойники в сумерках. Любой цвет – желтый и серый. Пробуждение от этого кошмара – приступ безысходной тоски.

Символизм сочетает реальное и ирреальное, земное и вечное в пределах сознания и мироощущения отдельного ч-ка. Ч-к вне соц. деятельности – казался символистам явлением, кот. заслуживает внимания.

В символизме (нач 1900-х) происходят новые процессы, идущие в разрез со старш.

МЛАДОСИМВОЛИЗМ: Блок, Белый, С. Соловьев

В своих текстах опираются на философию Вл. Соловьева. Вместо суб. индивидуальности выдвинули идею наличия в мире некой всеобщей, объединяющей дух, силы. Начало духовной гармонии, всеединство разных уровней развития живого мира. Мифологизация мира и отдел. личности. Так возникает мифологическое понятие «вечной женственности» как центра.

Мифологизация любви и мудр. – центр.

Личн. не замык. в пределах собств «я», а устремляется к всеобщему.

«Миф об аргонавтах»

Аргонавт – психол. тип моего времени, проблема старших символистов не интересует. Искусство – высший рычаг. Предназнач. аргонавта в союзе с другими людьми. Бессилию противопоставляется уверенность в то, что полеты будут.

Они должны внести солнце, гармонию, чистоту в мир. Символ зари (восхода), кораблей, плывущих из дали – лейтмотив Блока и Белого.

Бердяев: «Поэзия символизма выходит за пределы искусства. Это была очень русская черта. Миссия – установить духовный миропорядок. Ожидание необыкнов. событий в грядущем». Ощущение рассвета – значим. для младосимволистов.

СМ БЛОКА И БЕЛОГО В ДРУГИХ ШПОРАХ!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84109. Правовой статус личности, понятия структуры виды 21.03 KB
  В структуру этого понятия входят следующие элементы: а правовые нормы; б правоспособность и дееспособность лица обладающего правовым статусом; в основные права свободы и обязанности; г законные интересы; д гражданство; е юридическая ответственность; ж правовые принципы; з правоотношения. В зависимости от перечисленных критериев различают: а общий или конституционный статус гражданина; б специальный или родовой статус определенных категорий граждан; в индивидуальный статус. Набор правовых статусов велик но в теоретическом плане...
84110. Гарантии прав и свобод личности. Понятия и виды 24.88 KB
  Утверждали что все люди равны от рождения и имеют одинаковые обусловленные природой права Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. В этом случае его можно считать правовым. существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства являются объектом между народи о правового регулирования и защиты.
84111. Государство и гражданское общество 24.18 KB
  Гражданское общество внутренне противоречиво; в нем доминирует частный интерес совпадает и сталкивается деятельность различных субъектов. Оно играет роль фактора сдерживающего развитие противоречий до уровня способного разрушить гражданское общество. Как взаимосвязанные элементы единой общественной системы гражданское общество и государство обусловливают друг друга.
84112. Правовое государство и теоретические основы и практика 24.77 KB
  Теория правового государства берет свои истоки из периода античности. Таким образом у Аристотеля мы находим признак правового государства верховенство права. В этот период наиболее последовательное и завершенное освещение дискуссионных вопросов по теории правового государства находим у Н.
84113. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 34.33 KB
  Права человека положены в основу системы сдержек и противовесов правового режима ограничения для государства не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь. Индивидуальные права представляют все одну общую черту: они ограничивают права государства писал в начале XX в. То есть власть государства можно ограничить прежде всего правами человека и гражданина которые выступают своеобразным проявлением власти личности волей гражданского общества составляют главную часть права вообще.
84115. Функции теории государства и права 23.5 KB
  Гносеологическая гносеология учение о познание связана с познанием ТГП сущности содержания и форм государственно-правовых явлений. Эвристическая ТГП не только познаёт бытие но и открывает новые закономерности в государственно-правовых явлениях. Прогностическая предсказательная на основе полученных данных ТГП прогнозирует развитие государства и права в будущем их проблемы. Понятия и концепция ТГП заимствуется отраслевыми и специальными юридическими науками.
84116. Место теории государства и права в системе юридических наук 21.88 KB
  Теория государства и права в системе юридических наук. Теория государства и права как общетеоретическая отрасль юридической науки. Историко-правовые науки к которым относятся история государства и права России зарубежных стран история политических и правовых учений.
84117. Взаимосвязь теории государства и права с общественными науками 21.54 KB
  Теория государства и права в системе гуманитарных наук. Прежде всего теория государства и права связана с историей изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Так выясняя причины происхождения государства и права и исследуя их поступательное развитие теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки.