68362

Символизм

Доклад

Логика и философия

Мысль о бытии с его связями. Для понимания человека недостаточно только соц. характеристики. Активизируется идеалистическая философия, миропонимание (Кант, Соловьев). Мир предметный – только мир теней, он искаженное отражение гармоничных созвучий.

Русский

2014-09-21

41.5 KB

0 чел.

Символизм (лекции Химич)

Период рубежный. Смена мировоззрений и миропониманий. Символизм был первым течением модернизма, возникшим на русской почве.

Новое представление об отношениях мира и человека: человек отходит от однонаправленной связи МИР-ЧЕЛОВЕК. Мысль о бытии с его связями. Для понимания человека недостаточно только соц. характеристики. Активизируется идеалистическая философия, миропонимание (Кант, Соловьев). Мир предметный – только мир теней, он искаженное отражение гармоничных созвучий.

Вл.Соловьев «О всеединстве мира»: «Мир в основе своей гармоничен». Воплощение гармонии через преодоление хаоса. Идея: с помощью красоты осилить, преодолеть хаос.

Бердяев, С. Булгаков, Трубецкой – выражались идеи, удел. внимание сосредоточенности на человеке вне его соц. характеристики. Утилитарно-практическое восприятие мира и человека ограничивает его понимание.

Струве: «Идея ответственности человека за происходящее д.б. заменена идеей внутреннего совершенства человека». Бердяев: «Вред классового подхода к личному. Искусство расширяет диапазон связей ч-ка, выстраиваемых, изучаемых художниками для изображения современного человека». В этот диапазон должны быть подключены связи не только рационального характера. Искусство должно искать формы языка на сверхчувственных пластах, иррациональных, на тончайших нитях интуитивного.

Мережковский «О причинах упадка совр. рус. лит.»:

- Новое искусство должно противостоять рационализму, материализму.

- Новое искусство должно выходить в сферу запредельного, потустороннего.

Именно такое искусство обеспечит проникновение в суть явлений. Такой ход вводил человека в контакт с тем, чему нет названия.

Важным составляющим должна быть мистика. Это мистичное снимет догматичный покров с реалистичного искусства. Важно уметь захватить вмечатление.

Такие идеальные сферы могут поддаваться определенному типу письма – символистскому.

Символизм – как движение от реального к реальнейшему. Символизм делит предметы с «насквозь просвечиваемыми смыслами».

Всякое искусство есть попытка соединить вечность и земное. Художник творит мир по законам красоты, проникает взором за границу реального и соотносит реальное и сущностное.

Блок: красотой символизма хотел усмирить хаос.

Символизм: старшее поколение (Мережковский, Гиппиус, Сологуб, Брюсов, Бальмонт), младшее поколение (Сергей Соловьёв, А. Белый, А. Блок, Эллис).

Общество поддержало символизм, журналы: «Мир искусства» (Петербург), «Золотое руно» (Москва), «Аполлон».

Символизм возник вокруг двух центров: Москва и Петербург.

Питер – Волонский, Мережковский, Гиппиус – религиозно-философские тенденции.

Москва – кружок аргонавтов Белого и С. Соловьева.

Символизм был не собственно лит. течением – и театр, и живопись, и музыка. Стиль модерна, который основан на эстетизации окружающ. мира, собств. чувств, жизнеповедения. Символизм сосредоточил свое внимание вокруг отдельного человека – в духовных, потаенных переживаниях. Рассматривает окруж. земную жизнь как темницу, где задыхается человек.

Типич. представитель – Федор Сологуб. Сумел выразить ощущения ужаса человека как мучительного переживания,  его брошенность во враждебном мире.

Беспомощность, отчаяние рождают тему (мотивную) – до конца 20 века – Сатанинства жизни, ее дьяволиады. (есть враждебная сила, которая мистически оттягивает у человека силы).

Сологуб «Чертовы качели»:

Установка: от реального к мифу. Философия жизни, специфическая образность.

«Звезда Маир» - тоска по другому миру, полному блаженства и покоя, мир свершившихся мечт. Сияющая звезда поднимается над  Маиром, и в сиянии «мир иной таинственный живет». Поэтизация идеального начала.

Символизм был течением внутренне чрезвычайно богатым и разнообразным. В нем были разные творч. инд., которые своим искусством давали разные виды символизма.

Мережк. интересовала история и философия.

Брюсова интересовала художественная сторона этого явления. Он ощущал себя вождем этого нового направления. Задача Бр – влить новую жизнь в русскую поэзию, которая была «обескровлена». Подчиняется идеологической  концепции. Брюсову нужно было привлечь внимание читателей, эпатировать.

«О, закрой свои бледные ноги» - стих. из одной строчки, пародия на высокую любовь.

Стих-ие «Творчество». Вызыв. критику (луна-месяц).

У Б. рациональное начало поэзии было очень сильно. Субъективная воля художника.

«Юному поэту»

Б. высоко ценил гражданскую позицию поэта и сам отыскивал в окружающем мире все то, что говорит о силе человека. урбанистическая лирика.

Он становится рук. изд. «Скорпион» и журнала «Весы».

Он ориентир. свою поэзию на античное искусство с его героями, которые преодолев. непосльн. по тяжести испытания. Его ч-к – сын земли, дитя планеты, д. которого мир – дом.

Тема апокалипсиса. Город – возвещает апокалипсис.

К. Бальмонт.

Ярк. творч. индивидуальность. Оригинальный поэт. Важно сохранить в себе человека солнечного. Для него самое жизнетворящее начало – солнце (золотое. яркое, радостное). Сборник «Будем как солнце».

Мир предстает как согласие различных стихий. Традиции Тютчева. «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце». Гармоничное начало мира. Он ощущал и представлял себя тем новым поэтом, которому будет дано слово, в кот. запечатлено мгновение.

Ценя мгновения и переживания, он склонялся к фиксации тонов, полутонов, звуков. Импрессионизм лирики Бальмонта. Поэзия – как волшебство.

За каждым звуком закреплял его смысл:

А – открытый звук. У-  звук ужаса. И – тонкая линия. О – что-то огромное. Работал над звукописью.

Текучесть, нежность. В его поэзии чрезвычайно разнообразные ритмические единицы, сами стихи. Своеобразн. ритмы – были открытия той новизны. Его стихи были тонкие, изящные. Музыкальн. стиха Б – он воплощал мир и гармонию из хаоса.

Символизм обращал внимание на музыку как основу гармоничного лада мира. Согласие всех уровней мира. У Б. оч много в земной стихии именно гармонич. созвучий.

Иннокентий Анненский.

Сб. «Тихие песни». «Кипарисовый ларец»

ЛГ Ан. явл. герой с очень раним душой, совестливой, кот. ощущ. несоверш. мира, его болезненность, изуродованность.

Образ Петербурга («город беды»). Болезненно унылая, мутная реальность. Символисты не возносили рус. историю, а писали об ее ошибках. Петербург – город, который явл. объектом ошибки.

«Кап. лар» - многообр. форма. Циклы по 3 стихотворения: «Обреченности», «Тоски», «Одиночества».

Интонация тоски элегическая, разговорная, негромкая.

Л. Гинзбург: для Ан. важно было показать состояние человека, его заключают в себе окружающие чел. предметы.

«Петь нельзя, не мучаясь». Ощущение тяготы жизни. Тема смерти: 1) тоскливые чувства 2) влечет как спасительное начало.

Пространство и время предстает предметно, вещественно. Поэтому такая цельность, однотипность ритма – возникает за счет согласования, ассоциативности.

«Бродят» кошмары, двойники в сумерках. Любой цвет – желтый и серый. Пробуждение от этого кошмара – приступ безысходной тоски.

Символизм сочетает реальное и ирреальное, земное и вечное в пределах сознания и мироощущения отдельного ч-ка. Ч-к вне соц. деятельности – казался символистам явлением, кот. заслуживает внимания.

В символизме (нач 1900-х) происходят новые процессы, идущие в разрез со старш.

МЛАДОСИМВОЛИЗМ: Блок, Белый, С. Соловьев

В своих текстах опираются на философию Вл. Соловьева. Вместо суб. индивидуальности выдвинули идею наличия в мире некой всеобщей, объединяющей дух, силы. Начало духовной гармонии, всеединство разных уровней развития живого мира. Мифологизация мира и отдел. личности. Так возникает мифологическое понятие «вечной женственности» как центра.

Мифологизация любви и мудр. – центр.

Личн. не замык. в пределах собств «я», а устремляется к всеобщему.

«Миф об аргонавтах»

Аргонавт – психол. тип моего времени, проблема старших символистов не интересует. Искусство – высший рычаг. Предназнач. аргонавта в союзе с другими людьми. Бессилию противопоставляется уверенность в то, что полеты будут.

Они должны внести солнце, гармонию, чистоту в мир. Символ зари (восхода), кораблей, плывущих из дали – лейтмотив Блока и Белого.

Бердяев: «Поэзия символизма выходит за пределы искусства. Это была очень русская черта. Миссия – установить духовный миропорядок. Ожидание необыкнов. событий в грядущем». Ощущение рассвета – значим. для младосимволистов.

СМ БЛОКА И БЕЛОГО В ДРУГИХ ШПОРАХ!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23165. Історія любові та історія України у романі Л. Костенко «Маруся Чурай» 29 KB
  Костенко Маруся Чурай Я вибрала долю собі сама.віршах Маруся Чурай який справедливо назвала критика енциклопедією духовного життя українського народу в XVII столітті. Та чи не найповніше змальовано головну героїню Марусю Чурай. Про Марусю Чурай написано повісті п'єси поеми.
23166. Краса і щирість почуттів в інтимній ліриці Василя Симоненк 28.5 KB
  Симоненка переважно тісно поєднані з пейзажними соціальними громадянськими все ж вірші про кохання у його поетичній спадщині займають чільне місце. Самовіддане глибоке кохання сповнює ліричного героя у вірші €œОбражайся на менеяк хочеш€. Несподівано прийшла любов до ліричного героя у вірші €œВона прийшла€. Такими є вірші €œРозвели нас дороги похмурі.
23168. Літературний гурт Молода муза 89 KB
  То й не дивно гурток становила молодь вихідці із сіл та провінційних містечок Галичини вчорашні випусники університету або ті що його не закінчили канцеляристи вчителі гімназій чи €вільні художники€. І все ж таки його положення було краще ніж інших скажімо Яцківа чи Карманського. Нам зашивалися роти в його товаристві бо ми добре знали гостроту його язика та великі відомості з якими не один із нас не міг суперечити Говоріть що врешті відзивався Франко якому хотілося поговорити і забути...
23169. Місце і значення творчості В. Симоненка в українській літературі 24.5 KB
  Симоненка в українській літературі Поезія Василя Симоненка вийшла з глибин народного життя з мужності народу з його горя і героїчної боротьби. Симоненка. Симоненка досить широкий про що свідчить і поезія і художня проза. Симоненка в літературі про значення його поезії Олесь Гончар: Серед літераторів трапляються й такі без яких їхня доба могла б спокійно обійтись нічого істотного не втративши.
23170. Мотиви лiрики Василя Симоненка 30 KB
  Центральною в його творчостi слушно вважається патрiотична тема любовi до України її безталанного народу висловленої з недвозначною вiдвертiстю i в цьому пряме продовження шевченкiвських традицiй поєднана з iдеєю неповторностi людського я . Мiж цими датами напiвголодне довоєнне дитинство лихолiття й злиднi студентське братерство але й нашпигована пильними шукачами ворогiв народу атмосфера лiтературна студiя iменi Василя Чумака скорочено СIЧ творчi суперечки в гуртожитку далi активна участь у роботi Черкаського обласного...
23171. Нацiональний пафос поезiї Олега Ольжича 28 KB
  Звичка оцiнювати творчiсть поетiв за вiдповiднiстю тiй або iншiй iдеологiї зазвичай виправдана. До того ж подiбний пiдхiд нерiдко породжував флюгерiв вiд поезiї що завжди намагаються дотримуватись офiцiйного найзручнiшого курсу. Та все ж таки часом треба переступати через iдеологiчнi забобони й вiдокремлювати подумки поета вiд полiтика в однiй особi талант вiд переконань.
23172. Неокла́сики 34 KB
  На відміну від інших груп Неокласики не дбали про своє організаційне оформлення і не виступали з ідейноестетичними маніфестами. Те що неокласики прагнули впроваджувати в своїй творчості форми та методи грецького й римського мистецтва представникам влади здалось невизнанням радянської дійсності. Неокласики позиціонували себе як естетів і жорстко протиставляли себе народництву і романтизму. Неокласики належать до так званих письменників доби розстріляного відродження.
23173. Неоромантизм поезiї Олени Телiги 28.5 KB
  Але крiм бiльшої наближеностi до дiйсностi неоромантизм мав ще одну суттєву вiдмiннiсть вiд течiїпопередника: полiтичне зумовлення що розкидало естетично близьких митцiв по рiзних таборах революцiйної романтики що iдейно грунтувалася на своєрiдному месiанiзмi свiтової пролетарської революцiї та неоромантизму нацiональновизвольної боротьби що набув розквiту трохи пiзнiше: напередоднi й пiд час Другої свiтової вiйни. Телiгу до боротьби та залишилося в її творчостi назавжди. Скорiше це розмiрковування над ролями чоловiкiв i жiнок що...