68366

Самостоятельная работа в правовом обучении и воспитании

Доклад

Педагогика и дидактика

Самостоятельная работа сводится не только к усвоению материала но направлена на развитие собственной мыслительной работы что обеспечит подготовку к решению конкретных практических задач входящих в профессиональные обязанности.

Русский

2014-09-21

207.5 KB

9 чел.

PAGE  12

Самостоятельная работа в правовом обучении и воспитании.

План.

  1.  Понятие самостоятельной работы.
  2.  Классификация самостоятельной работы школьников.
  3.  Метод проектов.
  4.  Работа с документами, источниками.
  5.  Научно-исследовательская деятельность.

1. Понятие самостоятельной работы.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа сводится не только к усвоению материала, но направлена на развитие собственной мыслительной работы, что обеспечит подготовку к решению конкретных практических задач, входящих в профессиональные обязанности.

 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА1 учащихся, индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. С точки зрения организации Самостоятельная работа может быть фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно и то же задание, например пишут сочинение на заданную тему; групповой - для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.); парной - например при проведении опытов, на занятиях в лингафонном кабинете; индивидуальной - каждый учащийся выполняет отдельное задание. Наиболее распространённые виды самостоятельной работы:

  •  работа с учебником,
  •  справочной литературой или первоисточниками,
  •  решение задач,
  •  выполнение упражнений,
  •  сочинения,
  •  изложения,
  •  наблюдения,
  •  конструирование,
  •  моделирование и т.д.

 В педагогической литературе самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается с конца 18 в. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся - центральный в педагогической системе К.Д Ушинского, который обосновал пути и средства организации Самостоятельная работа  учащихся на уроке с учётом возрастных периодов обучения. В 70- 80-е гг. методисты-естественники А.Н. Бекетов, А.Я. Герд предложили систему организации разнообразных практических С.р. (опыты, наблюдения и пр.).

Теоретики трудовой школы (Г. Кершенштейнер, А. Ферьер и др.) и различных её модификаций (новое воспитание, педагогика действия, школа активности) решали проблему повышения самостоятельности учащихся путём стимулирования их "умственной самодеятельности", применяя в качестве осн. воспитательного средства ручной труд.

В 20-х гг. 20 в. определённую роль в развитии теории самостоятельности учащихся сыграли комплексная система обучения и другие формы индивидуализации обучения .

При формировании знаний и умений учащихся традиционный, стереотипный, в основном вербальный, способ обучения становится малоэффективным. НТР требует от человека приспособления к постоянно изменяющимся и совершенствующимся условиям производства, умения ориентироваться в нарастающем потоке информации. Роль С.р. школьников возрастает также в связи с изменением целей обучения, его направленностью на формирование навыков творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения. Доля самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается от класса к классу: в начальных классах на неё отводится не менее 20%, в старших - до 70%.

Под системой самостоятельных работ мы понимаем прежде всего совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ.

Всякая система должна удовлетворять определенным требованиям или принципам. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений.

При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:

  1.  Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач — приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
  2.  Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.
  3.  Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.
  4.  Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств.

Однако одна система не определяет успеха работы учителя по формированию у учеников знаний, умений и навыков. Для этого нужно еще знать основные принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность самостоятельных работ, а также методику руководства отдельными видами самостоятельных работ.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности и необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

В процессе обучения он должен достичь определенного  достаточно высокого уровня, самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач

При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:

  1.  Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.

  1.  Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.
  2.  На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. (Выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.

  1.  Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.
  2.  В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различным учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.

Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило или нивой закон и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы учащихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременен. Здесь вредна излишняя торопливость, так и чрезмерно продолжительное «топтание на месте», не продвигающее учащихся вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.

  1.  Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления, «открывают» новые методы измерения физических величин.
  2.  Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.

Результаты работы в этом деле оказываются более ощутимы, когда привитием навыков самостоятельной работы у школьников занимается весь коллектив учителей, на занятиях по всем предметам, в том числе на занятиях в учебных мастерских.

  1.  При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.

При выполнении учащимися самостоятельных работ любого виды руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методами самоконтроля и осуществляет контроль за качеством ее, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

Функции самообразования:

  1.  Часть образования студентов
  2.  Важный составной компонент психического развития и саморазвития личности
  3.  Выступает как условие, результат, средство умственного самовоспитания.

Особенности самообразования:

  1.  Связано с учебным процессом и жизненным самоопределением;
  2.  Зависит от устойчивости познавательных интересов и практической деятельности, в которой обучающиеся хотят добиться успеха;
  3.  Выполняет функции: закрепляет и углубляет результат учебной работы; удовлетворяет познавательные интересы; является средством подготовки к будущей профессии; способ самоутверждения в глазах сверстников и взрослых;
  4.  Различные трудности, которые возникают из-за недостаточности культуры умственного труда и общей неподготовленности учащихся к самообразовательной деятельности, всегда связаны с неумением учащихся работать самостоятельно.

Самообразовательная деятельность учащихся способствует:

  1.  Формированию качеств личности, необходимых для успешного развития умственных сил и способностей человека (Назарова, с. 15);
  2.  Развитию способности к восприятию и осмысливанию преподаваемой информации, к её оценке, увязыванию с другими отраслями права;
  3.  Овладению приёмами и навыками конкретизировать полученную информацию, умению переводить на конкретный уровень общие рекомендации, содержащиеся в учебниках, лекциях;
  4.  Выработке привычки к поиску информации и навыков её получения, усилению информационной потребности студента;
  5.  Отработке навыков владения юридической техникой.

Отработке навыков постановки вопросов;

Привитию вкуса к поиску новых средств и методов работы, а также повышению профессионального, общеобразовательного и культурного уровня, сплочению коллектива;

Приобщает к организации массовых мероприятий, улучшает нравственно-психологический климат в коллективе, содействует лучшему пониманию, установлению личных контактов и обмену мнениями, создавала атмосферу дружелюбия, формируются навыки самоуправления.

2. Классификация самостоятельной работы школьников.

По дидактической цели.

По уровню самостоятельности учащихся

По степени индивидуализации.

По источнику и методу приобретения знаний.

По форме выполнения

По месту выполнения.

Обучающие

Самостоятельные работы по образцу

Общеклассные.

Работа с книгой.

Устные

Классные

1.Работы по формированию знаний;

2.Работы по формированию умений.

Реконструтивновариативные (анализ условия,

Умение переформулировать,

Выбор рационального метода)

Групповые

Решение и составление задач.

Письменные.

Домашние

Контролирующие.

Частично поисковые или эвристические (перенос знаний в нестандартную ситуацию)

Индивидуальные.

Лабораторные и практические работы.

 

 

 

Исследовательские или творческие (выдвинуть и проверить гипотезу).

 

Подготовка докладов, рефератов.

 

 

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

  1.  приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
  2.  закрепление и уточнение знаний;
  3.  выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
  4.  формирование умений и навыков практического характера;
  5.  формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью экспериментальных, практических работ достигается не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания.

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Практический опыт учителей многих школ показал, что:

  1.  Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
  2.  Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
  3.  При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
  4.  С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

Домашняя работа.

Дополняет урочную, отличается большой самостоятельностью и отсутствием руководства учителя. Успех домашней работы зависит от следующих условий:

  1.  Сформированности познавательного интереса,
  2.  Педагогического руководства и контроля со стороны учителей и родителей,
  3.  Соблюдение дидактических принципов, в частности доступности, посильности.

 Подготовка к выполнению домашнего задания происходит на уроке: чёткое разъяснение содержания и методики. Объём домашней работы регламентируется в соответствии с нормами затрат времени.

Исходя из дидактических задач выделяется тир типа домашних заданий:

  •  Подготавливающие к восприятию нового материала;
  •  Направленные  на закрепление ЗУН;
  •  Требующие применение полученных знаний на практике.
  •  Творческие задания.

 Реферат (от лат. referre - докладывать, сообщать) - краткое изложение содержания научной работы, книги и т. п., включающее в себя основные фактические сведения и выводы без искажения сущности первичного документа

Учебная конференция.

 Цель: обобщить материал по какому-либо разделу программы. Для проведения требуется большая подготовительная работа. Проводится по всем учебным предметам и может выходить за рамки учебных программ.

Экзамены и зачёты.

Цель экзамена:

  •  Проверка усвоения теоретических положений курса;
  •  Проверка знания законодательства;
  •  Выявление навыков применения полученных знаний на практике;
  •  Выявление навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой;
  •  Оценка знаний слушателей. (Гуткин, с. 116)

Педагогико-правовая практика

Цели педагогико – правовой практики – углубление и закрепление теоретических знаний по освоенным юридическим, психологическим  и педагогическим дисциплинам, развитие навыков самостоятельной работы, приобретение умений преподавания права, общения с учащимися, проведения социально-воспитательных мероприятий.

Задачи:

  •  знакомство со структурой и функциями учреждения (среднего общего образования, либо начального профессионального, либо среднего профессионального образования), осуществляющего образовательную деятельность;
  •  изучение документов правового характера (устава, правил внутреннего трудового распорядка);
  •  подготовка  и осуществление публичного выступления по вопросам поступления в высшие учебные заведения;
  •  приобретение практического навыка работы с аудиторией;
  •  оказание необходимой консультативной помощи учащимся и их родителям по вопросам поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования.
  •  изучение опыта преподавательской, методической и воспитательной работы;
  •  подготовка необходимых разработок для проведения аудиторных занятий на заданную тему;
  •  осуществление преподавательской деятельности;
  •  подготовка и проведение необходимых внеаудиторных (воспитательных) мероприятий

3. Метод проектов. 

 Проект (лат. projectus - брошенный вперед) - план, замысел; прообраз (прототип) объекта, явления или процесса.

Проектирование - процесс создания проекта посредством специфических методов. Целью проектирования является такое преобразование действительности, когда создаются объекты, явления или процессы, которые отвечали бы желаемым свойствам.2

 Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. “Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления.3 

 Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. 

 Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1.  Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
  2.  Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3.  Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4.  Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5.  Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
  •  определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
  •  выдвижение гипотез их решения;
  •  обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  •  обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  •  сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  •  подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  •  выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Типология проектов4

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

  1.  Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
  2.  Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  3.  Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
  4.  Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  5.  Количество участников проекта.
  6.  Продолжительность проекта. 

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Примерные темы итоговых, исследовательских правовых  проектов.

  •  Тоталитарные секты: мифы и реальность.
  •  Школьное самоуправление.
  •  «Новые русские»: стереотипы восприятия.
  •  PR – технологии в избирательных компаниях.
  •  Альтернативная служба в армии.
  •  Вопросы права в Библии.
  •  Правосознание советского обывателя (по рассказам М. Зощенко).
  •  Вопросы права и законности в народном фольклоре.
  •  Данные биологии и химии на службе следствия
  •  «Город детства».
  •   «Храм всех религий».
  •  «Библиотека будущего или доступность и свобода слова».
  •  Приватное пространство ребенка.
  •  Правовое государство.
  •  Политическая карикатура.
  •  Казусы свободы вероисповедания.

Алгоритм реализации проекта.5

  •  НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП:
    •  Определите тему проекта, изученность ее, сформулируйте его основную цель.
    •  Подберите рабочую группу.
    •  Обсудите задание, подберите информацию.
  •  ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТА:
    •  Сформулируйте и уточните задачи; определите средства достижения цели.
    •  Познакомитесь с библиографией, уточните информацию (источники).
    •  Выберите и обоснуйте свои критерии успеха.
    •  Распределите роли в команде.
  •  ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТА:
    •  Систематизируйте собранную информацию, изучите ее.
    •  Проведите анализ и синтез идей.
    •  Выберите оптимальный вариант деятельности рабочей группы.
    •  Составьте и уточните план этой деятельности.
  •  ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА:
    •  Выполните намеченное исследование.
    •  Проведите работу над проектом.
    •  Оформите проект.
  •  ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
    •  Проведите качественный самоанализ, самооценку проекта:
      •  Достигнутых результатов.
      •  Достижения поставленной цели.
    •  Отдайте проект на рецензию.
  •  ЗАЩИТА ПРОЕКТА.

Оценивание проекта.

Критерии:

  •  Видение проблемной ситуации.
  •  Актуализация и формулировка проблемы.
  •  Выходы на неординарные решения.
  •  Новизна, полнота, глубина раскрытия поставленной проблемы.
  •  Коммуникативные навыки защиты проекта.
  •  Эстетическое оформление проекта.

Параметры:

  •  Продуктивность (вклад здоровых идей в общую «копилку» группы).
  •  Скорость и эффективность работы.
  •  Организованность.
  •  Качественные коммуникации (умения слышать друг друга, отстаивание собственной позиции и т. п.).

Критерии оценивания информационного компьютерного проекта.

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

баллы

Титульный слайд с заголовком, авторским коллективом

2

Минимальное количество – 20 слайдов

5

Использование эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, рисунки, анимация, графики)

5

Применение средств Интернета

5

СОДЕРЖАНИЕ

Название, план работы отражает содержание

3

Текст четкий и ясный, без лишних слов

5

Рисунки соответствуют тексту

5

Работа логически завершена и соответствует поставленной цели

5

ОРГАНИЗАЦИЯ

Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5

Слайды представлены в логической последовательности

5

Красивое оформление презентации

5

ОБЩИЕ БАЛЛЫ

50

4. РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ И ИХ АНАЛИЗ

Джон Локк сказал: «Лучший путь к истине — это изучать вещи, как они есть, а не верить, что они такие, как нас этому учили». В пике современной российской школы в общественных дисциплинах преобладает речевое общение: в лучшем случае это диалоговое общение, в худшем — монолог учителя. При этом недостаточное внимание уделяется работе с источниками (ими могут быть статьи в газетах, выступления политических и общественных деятелей, законы, словари, данные статистики, отчеты о судебный процессах, текст учебника, художественная литература и т. л Преподавание гуманитарных дисциплин в школе дает учащимся реальную возможность приобрести навыки понимания и анализа документов, как в учебном процессе, так и в повседневной жизни. При этом важно понимать разницу между анализом документа и его конспектированием. Если конспект является неким кратким изложением основных мыслей, то анализ представляет собой сложный процесс, который невозможен без изучения дополнительных источников формулировки ряда умозаключений. Применение такой формы работы, как анализ документа, позволяет решить проблемы самостоятельной работы учащихся на уроке и домашних заданий, облегчить оценивание в преподавании общественных дисциплин и истории, дать учащимся необходимый для жизни практический навык (через подобный метод школьники учатся анализировать любые печатные материалы, а также аудио- и видеоматериалы).

Формы анализа документа могут быть разнообразными: письменный анализ по схеме, эссе по документу, ответы на вопросы, защита той или иной позиции с использованием документа, полемика с документом, разбивка документа на части.

Созидательный оценочный инструментарий по праву достойно представляет эссепрозаический этюд, содержащий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете в произвольной, непринужденной форме. Внешне это задание напоминает типичные логические задания, но здесь парадоксальный исторический факт, чье-либо высказывание или альтернатива — лишь повод, стимул к самостоятельным суждениям ученика.

Параметрами объективной оценки эссе могут быть:

1. Понимание учащимися главной мысли задания и ее развитие в своей творческой работе.

2. Убедительная аргументация своего мнения историческими фактами и теоретическими обобщениями.

3. Круг источников информации, использованный в эссе.

4. Логическая стройность и завершенность рассуждений.

5. Языковые и стилистические достоинства текста.

Таким образом, использование разнообразных по жанру познавательных заданий и разветвленной системы оценочных критериев существенно меняет смысл проверочной работы результатов школьного исторического образования. К традиционным, но далеко не достаточным в современных условиях функциям контроля и оценки добавляются аналитические и диагностирующие. С их помощью определяются четкие требования к самостоятельным ученическим работам, выявляются конкретные недочеты в знаниях и умениях школьников, намечаются реальные задачи обучения. Для учащихся система четких оценочных параметров служит практическим руководством в качественном выполнении заданий и гарантом объективности их отметок.

Среди прочих достоинство блочно-тематического планирования отмечалась возможность системного использования разнообразных познавательных заданий в соответствии с этапами изучения новой темы. В этом случае каждое из них будет оптимально направлено на формирование и совершенствование знаний и умений учащихся, их всестороннюю диагностику, постоянный контроль и оперативную проверку результатов на всех этапах обучения.

Основные пункты анализа документа.

  1.  Общие сведения (автор, название, выходные данные).
  2.  Вид документа (учебник, научная статья, нормативный документ, письма и т д.)
  3.  Историческая обстановка (какое время, события отражает документ).
  4.  Адресат.
  5.  Цели и задачи документа.
  6.  Основные части, на которые можно разбить документ.
  7.  Факты.
  8.  Основные понятия.
  9.  Затронутые проблемы.
  10.  Основные идеи (выводы, главные мысли).
  11.  Вопросы к документу или автору.
  12.  система ценностей (или идеология), отраженная в документе.
  13.  Стилистические особенности.
  14.  Уровень эмоциональности.
  15.  Возможные сравнения с другими документами.
  16.  Историческое значение документа.

Примеры организации работы с документами:

  •  предложить учащимся дать разные трактовки одного и того же документа (с позиции разных эпох, социальных слоев, представителей государств), при этом может быть проведена интерпретация документа по ролям;
  •  документ делится на две или более частей (по количеству групп), каждая группа учащихся получает свой отрывок и составляет свое впечатление о документе, возможно, отвечает на отдельные вопросы (при этом следует строго ограничить время, чтобы каждая группа или отдельный учащийся прочитал свою часть текста). Затем происходит итоговое обсуждение, группы получают весь документ целиком и сравнивают свое отношение к отрывку и к целому документу;
  •  работа со статьями периодической печати, когда учащиеся могут выступить в роли аналитика, критиков, защитников; распределение ролей может быть и другим: одни читают «глазами простого обывателя», другие — как «иностранные граждане, желающие узнать что-то интересное  о стране и ее проблемах», третьи — глазами «редактора» и т. п. Учащимся можно предложить самостоятельно подобран документы по той или проблеме, используя различные ресурсы (в том числе Интернет);

тексты могут создавать и сами учащиеся, а  другие ученики будут их анализировать.6

5. Научно-исследовательская деятельность.

 По мере овладения навыками научного мышления учащиеся получают возможность решать всё более и более сложные познавательные задачи, и, наконец, их умственное развитие достигает такого уровня, что для них становятся посильными все этапы поисковой деятельности (Скаткин, О путях..., с. ЗЗ). Совместное научно-исследовательское творчество учёных, преподавателей, студентов - эффективный проверенный практикой путь развития, раскрытия талантов, становления характера студента-исследователя, воспитания инициативы, потребности и навыков постоянного самообразования. Участие студентов в учебно-исследовательской работе, введение исследовательских элементов в различные формы учебных занятий является в настоящее время эффективным путём преодоления известного противоречия между массовым характером подготовки в среднем профессиональном образовании и потребностями к развитию у каждого обучаемого самостоятельности и инициативы, индивидуального профессионального почерка, творческих способностей. (Никитина Т.А.)

Студенческий реферат также является одним из средств повышения познавательной активности. Он содержит элемент исследований и предполагает творческую  самостоятельность в процессе работы и изложения избранной темы, критическое осмысление материала (Костров, с.92). Если выполнение курсовой работы в колледже по данной специальности встречает объективные затруднения (отсутствие доступа студентов к данной специальной литературе), то реферат, требующий меньше времени, затрат способен решить и эту проблему.

Подготовка и защита дипломной работы преследуют следующие цели7:

  •  систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний;
  •  развитие у студентов навыков применения знаний по специальности для разрешения конкретных исследовательских и профессиональных задач;
  •  формирование и развитие методики научно-исследовательской  работы;
  •  формирование навыков самостоятельной исследовательской и профессиональной деятельности студента;
  •   оценку степени подготовленности студента к самостоятельной профессиональной деятельности.

Сходство и различие курсовых и дипломных работ*

Количественные и качественные различия

Курсовые работы

Дипломные работы

Объем

1 п. л. (24 страницы машинописного текста)

2 п.л. (48 страниц машинописного текста)

План

Простой. Выделение пунктов

Сложный. Выделение глав, параграфов

Анализ теоретических источников по теме исследования

Не менее 20 источников - анализ общепедагогической, дидактической, методической литературы

Более 20 источников – изучение нормативных документов, анализ дидактической, методической, юридической литературы

Изучение проблемы

Общие подходы к ее разрешению

Характеристика общих подходов и разработка конкретного пути ее разрешения

Выдвижение гипотезы

Описательная

Объяснительная

Характер практической работы

Добывание фактов для доказательства гипотезы на эмпирическом уровне

Добывание фактов для доказательства гипотезы на теоретическом уровне

Уровень обобщения

Обобщаются результаты непродолжительного наблюдения за школьной жизнью. Обобщения носят эмпирический характер

Обобщаются результаты достаточно длительных наблюдений за школьной жизнью, результаты наблюдений за работой педагогов-мастеров и результаты собственного опыта. Обобщения более широкого, теоретического характера

План действий по выполнению дипломной работы *

1. Выбор одного из аспектов курсовой работы для углубленного анализа. Уточнение темы дипломной работы.

2. Составление списка литературы по теме исследования.

3. Выделение проблемы и анализ ее состояния в науке и практике.

4. Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования.

5. Составление плана дипломной работы.

6. Обоснование актуальности темы.

7. Написание текста "Актуальность темы" с указанием основных характеристик работы (объект, предмет, цель, задачи и т. д.).

8. Составление содержательного обзора теоретических источников по теме исследования.

9. Написание текста "Анализ литературы по теме исследования", в котором представлены:

а) история исследуемой проблемы (идеи вопроса);

б) общепедагогические и другие научные положения, характеризующие объект исследования;

в) дидактические положения;

г) методические положения;

д) психологические положения.

10. Написание текста "Выводы по результатам анализа литературы по теме исследования".

11. Разработка различных способов решения выделенной проблемы.

12. Определение оптимального пути разрешения проблемы.

13. Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента (планирование; разработка методики; подготовка оборудования, планов-конспектов уроков, воспитательных дел, дидактических тестов и т. д.).

14. Констатирующий эксперимент с целью получения представления об уровне исследуемого предмета.

15. Анализ результатов эксперимента; составление таблиц, схем, иллюстраций, формулирование выводов.

16. Написание текста "Констатирующий эксперимент".

17. Обучающий эксперимент с целью проверки научного предположения.

18. Подготовка к осуществлению обучающего эксперимента (планирование, разработка методов и средств проведения и наблюдения за ходом эксперимента, разработка способов фиксации наблюдений и т. д.).

19. Проведение и анализ обучающего эксперимента (протоколы наблюдений, письменные работы, рисунки, записи бесед и т. д.).

20. Оформление результатов анализа в таблицах, схемах, диаграммах, рисунках и т. д., формулирование выводов и рекомендаций (если позволяет материал) по данным обучающего эксперимента.

21. Написание текста "Опытно-экспериментальная работа", в котором отражаются подготовка к осуществлению обучающего эксперимента, условия, в которых он протекал, характеристика участников и их позиция в начале и в конце эксперимента, название и последовательность проведения разработанных занятий (учебных или воспитательных), анализ результатов, выводы и рекомендации.

22. Повторное проведение обучающего эксперимента (если возникает необходимость).

23. Компоновка подготовленных текстов в главы.

24. Написание выводов к главам.

25. Составление заключения.

26. Составление списка литературы.

27. Оформление приложений (таблиц, схем, анкет, иллюстраций, планов-конспектов уроков или воспитательных дел и т. д.).

28. Уточнение оглавления дипломной работы.

29. Оформление титульного листа.

1Педагогический энциклопедический словарь/ http://dictionary.fio.ru/article.php?id=100300

2 Чукаев О. В. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ПЕДАГОГИКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ  http://www.tspu.tula.ru/res/ped/ped_research/g5.htm#k

3 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. М., 2000.

4 Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов//Наука и школа. 1997, № 4.

5 Попова Л. В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории: Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2003, с. 30.

6 Иоффе А. Н. Теоретические основы методики преподавания общественных дисциплин/Теоретические и методические основы преподавания права в школе/Курс лекций. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2002, с. 72-75.

7 http://www.tspu.tula.ru/res/ped/ped_research/g8.htm


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3438. Лекционный курс по начертательной геометрии 1.92 MB
  Лекционный курс по Начертательной Геометрии предназначен для освоения студентами Химико-биологических и Электротехнических специальностей техники геометрического и графического моделирования используемой при чтении и выполнении проектной документации...
3439. Источники аграрного права 89.23 KB
  Источники аграрного права 1. Понятие и особенности источников аграрного права Источники аграрного права служат формой выражения и закрепления аграрной политики государства как важного фактора, влияющего на формирование и развитие юридических институтов...
3440. Решение задач по уравнениям математической физики с применением математических пакетов 858.5 KB
  Данное пособие написано с целью представить небольшой вводный курс уравнений математической физики и показать, как применять для их решения математические пакеты. Основным таким пакетом является система компьютерной математики Maple
3441. Методы и технологии программирования 5.26 MB
  Введение в технологию разработки промышленного ПО. Основные понятия Трудозатраты, связанные с созданием программного обеспечения (ПО) прямо связаны с качеством и сложностью создаваемого ПО. Так трудозатраты на создание программного продукта в...
3442. Снижаем налоговые штрафы. Инструкция для налогоплательщика 517 KB
  Правовые основы снижения сумм налоговых санкций Нормы, регулирующие вопросы снижения штрафов, примененных налоговыми органами, находят свое закрепление в различных объективных формах, выражениях, которые объединяются общим понятием "источни...
3443. Методика аудита расчетов с персоналом по оплате труда 254 KB
  В России аудит является новым направлением внешнего контроля за хозяйственной деятельностью предприятий. С развитием рыночных отношений в действующие нормативные документы часто вносятся изменения и дополнения, которые в силу разных обстоят...
3444. Арбитражный процесс 3.79 MB
  В учебнике на основе современных процессуально-правовых концепций освещены все основные институты арбитражного процессуального права, в том числе вопросы международного гражданского (арбитражного) процесса и третейского разбирательства. Преимущество...
3445. Характеристики электропотребителей и системы электроснабжения микрорайона 899 KB
  Характеристики электропотребителей и системы электроснабжения микрорайона. Характеристика электроприемников городских электрических сетей. По характеру электропотребления и показателям электрической нагрузки все потребители города разбиваются на следующие группы.
3446. Эргономический анализ автомобиля Ford Fusion 1.4 MB
  Эргономика — это наука, изучающая проблемы, возникающие в системе «человек-техника-среда», с целью оптимизации трудовой деятельности оператора, создания для него комфортных и безопасных условий, повышения за счет этого его...