68368

Русь и Орда. Ордынское иго и его последствия для Руси

Доклад

История и СИД

Впоследствии все кочевые народы с которыми Русь вела борьбу стали называть монголо-татарами. Главным занятием монголо-татар было экстенсивное кочевое скотоводство и охота. В 1219-1221 годах под ударами монголо-татар пало государство Хорезмшахов в Средней Азии победоносными походами...

Русский

2014-09-21

30.5 KB

2 чел.

Русь и Орда. Ордынское иго и его последствия для Руси.

В начале 13 века в Центральной Азии на территории от Байкала до Великой Китайской стены образовалось Монгольское государство. По имени одного из племен, кочевавшего вблизи озера Буирнур в Монголии, эти народы называли также татарами. Впоследствии все кочевые народы, с которыми Русь вела борьбу, стали называть монголо-татарами. Главным занятием монголо-татар было экстенсивное кочевое скотоводство и охота. Социально-экономические процессы, происходившие у монгольских племен привели к складыванию единого Монгольского государства. В 1206 г. на реке Онон состоялся съезд монгольской знати – курултай, на котором вождем монгольских племен был избран один из нойонов (князей), получивший имя Чингисхан (1206-1227). В 1219-1221 годах под ударами монголо-татар пало государство Хорезмшахов в Средней Азии, победоносными походами они ознаменовали свое вторжение в Закавказье, Северный Кавказ. Уже после смерти Чингисхана его преемниками в 30-е годы 13 века были окончательно покорены Азербайджан, Грузия, Армения. Монгольские войска, сокрушив Волжскую Булгарию, вторглись в пределы восточнославянских земель. В результате двух походов хана Батыя, внука Чингисхана, - в 1237-1238 годах и в 1239-1240 годах – потерпели поражение крупнейшие русские княжества, не сумевшие объединиться перед лицом новой опасности. На месте Половецкой степи возникло государственное объединение монголо-татар Золотая Орда, включившая в свой состав территорию от низовий Дуная до верховий Иртыша и Оби. На юге ее граница проходила по Главному Кавказскому хребту и по низовьям Амударьи и Сырдарьи. Первоначально Золотая Орда находилась в подчинении у великого монгольского хана, но затем стала полностью независимой.

Разорённые монголами русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Непрекращавшаяся борьба, которую вел русский народ с захватчиками, заставила монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность. В 1243 г. Ярослав Всеволодович (1238-1246) был призван в ставку хана. Ярослав признал вассальную зависимость от Золотой Орды и получил ярлык на великое княжение Владимирское. Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков – руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей. В 1257 г. монголо-татары предприняли перепись населения. Перепись населения в 50-60-х годах 13 века сопровождалась многочисленными восстаниями против баскаков и переписчиков. Это привело к тому, что сбор дани с конца 13 века был передан в руки русских князей. Первая половина 14 века была временем наибольшего расцвета Орды. Но со второй половины 14 века ее начинают раздирать  центробежные силы. В 1380 г. русское войско наносит поражение ордынскому на Куликовом поле, а в 1395 г. Орда подвергается разгрому. В ее земли вторгается Тимур – основатель могущественной империи.

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали огромное воздействие на развитие Руси. После нашествия Батыя была практически уничтожена социальная верхушка славянского общества. Фактически, наступила международная изоляция Руси. С этого момента Русь как самостоятельное государство для Европы перестала существовать. На несколько веков Русь выпала из общеевропейской жизни. Был нанесён огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры. Граница земледелия отодвинулась на север, южные благодатные почвы получили название Дикое поле. Упростились, а порой и исчезали многие ремёсла, что тормозило создание мелкотоварного производства и в конечном итоге задержало экономическое развитие. Однако необходимо отличать непосредственное влияние ига от взаимодействия двух культур. В определённом смысле нынешняя цивилизация славяно-тюркская.

Ученые неоднозначно оценивают влияние монголо-татарского ига:

Нашествие нанесло огромный вред и оказало деструктивное воздействие на развитие Руси;

Евразийцы: Батыевы орды являлись носителями государственности, которая нашла свое воплощение в Московской Руси;

Л. Гумилев: не было заранее спланированного нашествия на Русь. Завоевания не было, был славяно-татарский союз, направленный против католической экспансии. Конфедерация славян и монголо-татарских племён.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34811. Принцип делай добро (модель Парацельса) 30.5 KB
  Модель Парацельса это форма врачебной этики в рамках которой нравственное отношение с пациентом понимается как составляющая стратегии терапевтического поведения врача. В границах модели Парацельса в полной мере развивается патернализм как тип взаимосвязи врача и пациента. Смысл слова отец в патернализме фиксирует что образцом связей между врачом и пациентом являются не только кровнородственные отношения для которых характерны положительные психоэмоциональные привязанности и социальноморальная ответственность но и целебность ...
34812. Принцип соблюдения долга (деонтологическая модель) 32 KB
  Петров использовал этот термин чтобы обозначить реально существующую область медицинской практики врачебную этику которая в России была отменена после переворота 1917 года за ее связь с религиозной культурой. Деонтологическая модель врачебной этики это совокупность должных правил соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Еще одним примером деонтологической модели являются правила относительно интимных связей между врачом и пациентом разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской...
34813. Принцип уважения прав и достоинства человека (биоэтика) 32.5 KB
  Эти процессы высвечивают почему в 6070х годах XX века формулируется такая форма медицинской этики как биоэтика которая начинает рассматривать медицину в контексте прав человека. Основным моральным принципом биоэтики становится принцип уважения прав и достоинства человека. Под влиянием этого принципа меняется решение основного вопроса медицинской этики вопроса об отношении врача и пациента.
34814. Особенности становления русской философии. Славянофилы и западники 53 KB
  Возникновение русской философии Термин философия или любомудрие начинает встречаться в церковных поучениях и светских рукописных книгах в XI XII вв В XIXV вв. Исторические формы русской философии возникали и существовали внутри крупных эпох развития русской культуры с XI по XIX в. начало формирования русской философии эволюция древнерусской мудрости.
34815. Религиозно-философские концепции . соловьев, Достоевский, толстой 32.5 KB
  соловьев Достоевский толстой. Соловьева Одной из важнейших концепций русской философии XIX в. Соловьева. Он может быть гарантом целостности Соловьев вопреки многим своим современникам настроенным сугубо научно не мог допустить отсутствия принципа абсолютной личности.
34816. Экзистенциальная философия Бердяева 44 KB
  Представители этого направления отвергая господствовавшие в истории классической философии принципы рационализма характерные прежде всего для философии Гегеля обратились в своем творчестве к интуитивным эмоциональноволевым и Iт. Предмет и задачи философии Бердяев однозначно определяет с экзистенциальноантропологических позиций: философия призвана познавать бытие из человека и через человека черпая содержание свое в духовном опыте и духовной жизни. Показав что объект порождается субъектом Кант раскрыл возможность построения...
34817. Русский космизм. Федоров Вернадский Циолковский 31 KB
  Федоров Вернадский Циолковский Косми́зм греч. Вернадский Владимир Иванович Вернадский 1863 1945. Ныне подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды но Вернадский был оптимистом.
34818. Проблемы научной рациональности в современной «философии науки»: позитивизм, неопозивитивизм, постопозитивизм, прагматизм 39 KB
  Направление в философии утверждающее что единственным источником подлинного знания являются специальные науки и отрицающее философию как особую отрасль знаний НЕОПОЗИТИВИЗМ одно из основных направлений философии 20 в. Неопозитивизм сыграл значительную роль в развитии современной логики семиотики и философии науки. Постпозитиви́зм общее название для нескольких школ философии науки объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из...
34819. Современный философский иррационализм: «философия жизни», экзистенциализм, психоанализ 36 KB
  Вопервых развитие всех трех иррационалистических типов можно подчинить следующей схеме: на первом этапе развития того или иного типа всегда наблюдается противопоставление иррационального рациональному что является реакцией на классическую философскую традицию которая подавляла и вытесняла иррациональное на периферию философии. Гегеля первый этап в философии С. Киркегора иррационализм принимает крайнюю форму – антирационализм второй этап в философии французских экзистенциалистов ХХ века заметна тенденция к соединению рационального и...