68368

Русь и Орда. Ордынское иго и его последствия для Руси

Доклад

История и СИД

Впоследствии все кочевые народы с которыми Русь вела борьбу стали называть монголо-татарами. Главным занятием монголо-татар было экстенсивное кочевое скотоводство и охота. В 1219-1221 годах под ударами монголо-татар пало государство Хорезмшахов в Средней Азии победоносными походами...

Русский

2014-09-21

30.5 KB

6 чел.

Русь и Орда. Ордынское иго и его последствия для Руси.

В начале 13 века в Центральной Азии на территории от Байкала до Великой Китайской стены образовалось Монгольское государство. По имени одного из племен, кочевавшего вблизи озера Буирнур в Монголии, эти народы называли также татарами. Впоследствии все кочевые народы, с которыми Русь вела борьбу, стали называть монголо-татарами. Главным занятием монголо-татар было экстенсивное кочевое скотоводство и охота. Социально-экономические процессы, происходившие у монгольских племен привели к складыванию единого Монгольского государства. В 1206 г. на реке Онон состоялся съезд монгольской знати – курултай, на котором вождем монгольских племен был избран один из нойонов (князей), получивший имя Чингисхан (1206-1227). В 1219-1221 годах под ударами монголо-татар пало государство Хорезмшахов в Средней Азии, победоносными походами они ознаменовали свое вторжение в Закавказье, Северный Кавказ. Уже после смерти Чингисхана его преемниками в 30-е годы 13 века были окончательно покорены Азербайджан, Грузия, Армения. Монгольские войска, сокрушив Волжскую Булгарию, вторглись в пределы восточнославянских земель. В результате двух походов хана Батыя, внука Чингисхана, - в 1237-1238 годах и в 1239-1240 годах – потерпели поражение крупнейшие русские княжества, не сумевшие объединиться перед лицом новой опасности. На месте Половецкой степи возникло государственное объединение монголо-татар Золотая Орда, включившая в свой состав территорию от низовий Дуная до верховий Иртыша и Оби. На юге ее граница проходила по Главному Кавказскому хребту и по низовьям Амударьи и Сырдарьи. Первоначально Золотая Орда находилась в подчинении у великого монгольского хана, но затем стала полностью независимой.

Разорённые монголами русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Непрекращавшаяся борьба, которую вел русский народ с захватчиками, заставила монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность. В 1243 г. Ярослав Всеволодович (1238-1246) был призван в ставку хана. Ярослав признал вассальную зависимость от Золотой Орды и получил ярлык на великое княжение Владимирское. Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков – руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей. В 1257 г. монголо-татары предприняли перепись населения. Перепись населения в 50-60-х годах 13 века сопровождалась многочисленными восстаниями против баскаков и переписчиков. Это привело к тому, что сбор дани с конца 13 века был передан в руки русских князей. Первая половина 14 века была временем наибольшего расцвета Орды. Но со второй половины 14 века ее начинают раздирать  центробежные силы. В 1380 г. русское войско наносит поражение ордынскому на Куликовом поле, а в 1395 г. Орда подвергается разгрому. В ее земли вторгается Тимур – основатель могущественной империи.

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали огромное воздействие на развитие Руси. После нашествия Батыя была практически уничтожена социальная верхушка славянского общества. Фактически, наступила международная изоляция Руси. С этого момента Русь как самостоятельное государство для Европы перестала существовать. На несколько веков Русь выпала из общеевропейской жизни. Был нанесён огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры. Граница земледелия отодвинулась на север, южные благодатные почвы получили название Дикое поле. Упростились, а порой и исчезали многие ремёсла, что тормозило создание мелкотоварного производства и в конечном итоге задержало экономическое развитие. Однако необходимо отличать непосредственное влияние ига от взаимодействия двух культур. В определённом смысле нынешняя цивилизация славяно-тюркская.

Ученые неоднозначно оценивают влияние монголо-татарского ига:

Нашествие нанесло огромный вред и оказало деструктивное воздействие на развитие Руси;

Евразийцы: Батыевы орды являлись носителями государственности, которая нашла свое воплощение в Московской Руси;

Л. Гумилев: не было заранее спланированного нашествия на Русь. Завоевания не было, был славяно-татарский союз, направленный против католической экспансии. Конфедерация славян и монголо-татарских племён.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7832. Философия психоанализа. Фрейдизм и Неофрейдизм 49.5 KB
  Философия психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский доктор. Толкование сновидений (1900). Работы Фрейда изменили облик психологии в 20 столетии. В советское время работы Фрейда не издавались. Они считались несерьезными и несовмести...
7833. Экзистенциализм (экзистенциональная философия) 51.5 KB
  Экзистенциализм (экзистенциональная философия) Серен Кьеркегор (1813-1855) Страх и трепет, чувство страха Карл Ясперс (1883-1969) Истоки истории и ее цель, Мартин Хайдеггер (1889-1976) Бытие и время, индивидуальное простраство-время, Ж-П. Сарт...
7834. Эллинско-римский период в развитии философии 75 KB
  Эллинско-римский период в развитии философии. Появляются три течения философской мысли. Эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Эпикуреизм и стоицизм - ренессанс. Скептицизм - декаданс. Эллинистическая философия. Период эллинизма с 338 года до н...
7835. Основные теории личности в психологии 16.24 KB
  Основные теории личности в психологии. Психодинамическая теория (классический психоанализ) Фрейда. Главный источник развития личности - врождённые факторы (инстинкты) или либидо (биологическая энергия). идет первые 6 лет. 3 фазы развития личности...
7836. Интеллектуальное развитие школьников во внеклассной работе 26 KB
  Интеллектуальное развитие школьников во внеклассной работе Формирование мировоззрения. Под мировоззрением следует понимать специфическую форму сознания человека, включающую систему взглядов, знаний, убеждений, идеалов, в которых выражается его отнош...
7837. Педагогічна діяльність і особистість педагога 58.5 KB
  Тема 1. Педагогічна діяльність і особистість педагога. Мета: ознайомити іззавданнями національної школи, виникненням і становленням педагогічної професії, з особливостями педагогічної професії: її своєрідністю, гуманістичною функцією, колектив...
7838. Професійна діяльність педагога сучасної школи 51.5 KB
  Професійна діяльність педагога сучасної школи Педагогічна діяльність - особливий вид соціальної діяльності, спрямований на передачу від старших поколінь молодшим накопиченого людством досвіду і культури, створення умов для їх особистісного розв...
7839. Учитель як суб’єкт педагогічної діяльності. Професіограма особистості педагога 45.5 KB
  Учитель як суб’єкт педагогічної діяльності. Професіограма особистості педагога Сучасні вимоги до педагога висвітлені у законі Про загальну середню освіту: Педагогічним працівником повинна бути особа з високими моральними якостями, яка має відпо...
7840. Форми організації навчання у вищій педагогічній школі 48 KB
  Форми організації навчання у вищій педагогічній школі Процес навчання у вищій школі реалізується у рамках багатоманітної цілісної системи організаційних форм і методів навчання. Поняття форма організації навчального процесу визначаєтьс...