68368

Русь и Орда. Ордынское иго и его последствия для Руси

Доклад

История и СИД

Впоследствии все кочевые народы с которыми Русь вела борьбу стали называть монголо-татарами. Главным занятием монголо-татар было экстенсивное кочевое скотоводство и охота. В 1219-1221 годах под ударами монголо-татар пало государство Хорезмшахов в Средней Азии победоносными походами...

Русский

2014-09-21

30.5 KB

5 чел.

Русь и Орда. Ордынское иго и его последствия для Руси.

В начале 13 века в Центральной Азии на территории от Байкала до Великой Китайской стены образовалось Монгольское государство. По имени одного из племен, кочевавшего вблизи озера Буирнур в Монголии, эти народы называли также татарами. Впоследствии все кочевые народы, с которыми Русь вела борьбу, стали называть монголо-татарами. Главным занятием монголо-татар было экстенсивное кочевое скотоводство и охота. Социально-экономические процессы, происходившие у монгольских племен привели к складыванию единого Монгольского государства. В 1206 г. на реке Онон состоялся съезд монгольской знати – курултай, на котором вождем монгольских племен был избран один из нойонов (князей), получивший имя Чингисхан (1206-1227). В 1219-1221 годах под ударами монголо-татар пало государство Хорезмшахов в Средней Азии, победоносными походами они ознаменовали свое вторжение в Закавказье, Северный Кавказ. Уже после смерти Чингисхана его преемниками в 30-е годы 13 века были окончательно покорены Азербайджан, Грузия, Армения. Монгольские войска, сокрушив Волжскую Булгарию, вторглись в пределы восточнославянских земель. В результате двух походов хана Батыя, внука Чингисхана, - в 1237-1238 годах и в 1239-1240 годах – потерпели поражение крупнейшие русские княжества, не сумевшие объединиться перед лицом новой опасности. На месте Половецкой степи возникло государственное объединение монголо-татар Золотая Орда, включившая в свой состав территорию от низовий Дуная до верховий Иртыша и Оби. На юге ее граница проходила по Главному Кавказскому хребту и по низовьям Амударьи и Сырдарьи. Первоначально Золотая Орда находилась в подчинении у великого монгольского хана, но затем стала полностью независимой.

Разорённые монголами русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Непрекращавшаяся борьба, которую вел русский народ с захватчиками, заставила монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность. В 1243 г. Ярослав Всеволодович (1238-1246) был призван в ставку хана. Ярослав признал вассальную зависимость от Золотой Орды и получил ярлык на великое княжение Владимирское. Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков – руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей. В 1257 г. монголо-татары предприняли перепись населения. Перепись населения в 50-60-х годах 13 века сопровождалась многочисленными восстаниями против баскаков и переписчиков. Это привело к тому, что сбор дани с конца 13 века был передан в руки русских князей. Первая половина 14 века была временем наибольшего расцвета Орды. Но со второй половины 14 века ее начинают раздирать  центробежные силы. В 1380 г. русское войско наносит поражение ордынскому на Куликовом поле, а в 1395 г. Орда подвергается разгрому. В ее земли вторгается Тимур – основатель могущественной империи.

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали огромное воздействие на развитие Руси. После нашествия Батыя была практически уничтожена социальная верхушка славянского общества. Фактически, наступила международная изоляция Руси. С этого момента Русь как самостоятельное государство для Европы перестала существовать. На несколько веков Русь выпала из общеевропейской жизни. Был нанесён огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры. Граница земледелия отодвинулась на север, южные благодатные почвы получили название Дикое поле. Упростились, а порой и исчезали многие ремёсла, что тормозило создание мелкотоварного производства и в конечном итоге задержало экономическое развитие. Однако необходимо отличать непосредственное влияние ига от взаимодействия двух культур. В определённом смысле нынешняя цивилизация славяно-тюркская.

Ученые неоднозначно оценивают влияние монголо-татарского ига:

Нашествие нанесло огромный вред и оказало деструктивное воздействие на развитие Руси;

Евразийцы: Батыевы орды являлись носителями государственности, которая нашла свое воплощение в Московской Руси;

Л. Гумилев: не было заранее спланированного нашествия на Русь. Завоевания не было, был славяно-татарский союз, направленный против католической экспансии. Конфедерация славян и монголо-татарских племён.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84668. Звуки т, т. Буква Т 18.76 KB
  Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества учащихся. Формировать потребности и способности к сотрудничеству при работе в парах. Развивающие: Развивать познавательный интерес, устойчивое внимание и память. Развивать интерес к самостоятельной деятельности, с целью поиска нужной информации.
84669. МНОГООБРАЗИЕ РЫБ. КЛАСС КОСТНЫЕ РЫБЫ 63.5 KB
  Цель: Продолжить работу по знакомству с многообразием рыб их приспособленностях к жизни в различных условиях водной среды; формировать умения сравнивать и описывать особенности строения рыб процессы жизнедеятельности познакомиться с наиболее распространёнными отрядами.
84670. Антонимы. Урок русского языка 18.37 KB
  Образовательные задачи: Обеспечить в ходе урока усвоение знаний по теме. Обеспечить формирование умения определять лексическое значение слова. Развивающие задачи: Развитие умения применять новые знания на практике. Формирование умения анализировать и обобщать знания по теме «Антонимы».
84671. Я и мои друзья 2.65 MB
  Цель: Осознание собственного влияния на друзей и значимости их в своей жизни. Задачи: Содействовать раскрытию участников и установлению доверительных отношений. Формировать способность чувствовать состояние другого человека, понимать его мысли и поступки.
84672. Розбір прислівника як частини мови. Систематизація вивченого про прислівник 19.3 KB
  Мета: узагальнити й систематизувати знання семикласників з розділу Прислівник його вживання і правопис сформувати цілісну систему особистих знань учнів з теми структурувати вивчений теоретичний матеріал удосконалювати орфографічні вміння й навички...
84673. Интеллектуальный конкурс «Своя игра» 52.5 KB
  Цель: повторение и обобщение изученного материала; развивать интеллектуальные способности учащихся; воспитывать уважительное отношение к истории. Сегодняшнюю встречу мы начнем словами Ильяса Есенберлина «Любовь к своему Отечеству – это то, что делает нацию нацией, а человека гражданином»
84674. Здоров’я – найцінніший скарб 87 KB
  Мета: узагальнити знання учнів про здоров’я, формувати бажання вести здоровий спосіб життя, поглибити знання учнів про шкідливі звички та їх вплив на здоров’я, виховувати почуття відповідальності за збереження свого здоров’я.
84675. В гости к пернатым друзьям. Экологическая викторина 413 KB
  Оформление: заголовок мероприятия фотографии и рисунки птиц цитата: Покормите птиц зимой Пусть со всех концов К вам слетятся как домой Стайки на крыльцо. Покормите птиц. Оборудование: чёрный ящик диск Птицы средней полосы России.
84676. Образи повісті Ольги Кобилянської «Земля». Духовні орієнтири твору 99.5 KB
  Мета: навчальна: розкрити образи повісті, удосконалювати вміння на основі аналізу твору характеризувати героїв, усвідомити майстерність письменниці в розкритті різних психологічних типів людей, у порушенні «вічних проблем» і спробі їх вирішити.