68372

Решение Земского собора о воссоединении Украины с Россией

Доклад

История и СИД

В прошлом во 161м году мая 25 по указу великого государя 450 царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца говорено на соборех о литовском и о черкаском делех. И по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу о неправдах Яна Казимера...

Русский

2014-09-21

109 KB

0 чел.

Решение Земского собора
о воссоединении Украины с Россией


1 октября 1653 г.

                                                                   СТР.

    В прошлом  во  161-м  году мая 25 по указу великого государя   450

царя и великого князя Алексея Михайловича всеа  Русии  самодержца

говорено на соборех о литовском и о черкаском делех. А в нынешнем

во 162-м году октября в 1 день великий государь  царь  и  великий

князь  Алексей  Михайлович  всеа Русии самодержец указал о том же

литовском и о черкаском делех учинити собор,  а  на  соборе  быти

великому государю святейшему Никону, патриарху московскому и всеа

Русии,  и митрополитом,  и архиепискупом,  и епископом,  и черным

властем,  и бояром, и окольничим, и думным людем, и стольником, и

стряпчим,  и дворяном московским,  и дьяком,  и дворяном, и детем

боярским  (выборным)  из городов,  и гостем,  и торговым и всяких

чинов людем.  И указал государь им объявити литовского  короля  и

панов рад прежние и нынешние неправды,  что с их стороны делаютца

к нарушенью вечного докончанья,  а  от  короля  и  от  панов  рад

исправленья   в  том  не  бывало.  И  чтоб  те  их  неправды  ево

государевым  Московского  государства  всяких  чинов  людем  были

ведомы.   Также   и  запорожского  гетмана  Богдана  Хмельницкого

присылки объявити, что они бьют челом под государеву высокую руку

в  подданство.  И  что  ныне  король  и паны рады при государевых

великих послех по договору исправленья не учинили и отпустили  их

без дела.

    И государь  царь  и  великий  князь  Алексей Михайлович всеа

Русии  самодержец,  пришед  от  празника  от  покрова   пресвятые

Богородицы  за  кресты и быв в соборной церкви,  для собору был в

Грановитой полате.  А на соборе были:  великий государь святейший

Никон,  патриарх  московский  и всеа Русии,  митрополит Крутицкой

Селивестр,  митрополит сербский Михайло,  архимариты и игумны  со

всем   освященным   собором,   бояре,  окольничие,  думные  люди,

стольники и стряпчие, и дворяне московские, и жильцы, и дворяне з

городов,  и  дети  боярские,  гости и гостиные и суконные сотни и

черных сотен,  и дворцовых слобод,  торговые и иных всяких  чинов   451

люди и стрельцы.  И по государеву цареву и великого князя Алексея

Михайловича всеа Русии указу  о  неправдах  Яна  Казимера  короля

польского и панов рад и о челобитье государю в подданство Богдана

Хмельницкого и всего Войска Запорожского чтено всем вслух:

    В докончальных грамотах блаженные памяти  великого  государя

царя  и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и

Владислава короля польского и великого князя литовского написано:

быти им обоим, великим государем, меж себя и их государским детем

и наследником в братцкой дружбе,  и в любви,  и в  соединении.  А

великого государя нашего царя и великого князя Михаила Федоровича

всеа Русии самодержца  и  его  государевых  детей  и  наследников

Владиславу  королю,  и  вперед будучим королем польским и великим

князем литовским,  и паном раде, и всей Речи Посполитой во всяких

письмах  описывати  и имяновати по его государскому достоинству и

по вечному докончанью великим государем царем  и  великим  князем

всеа Русии самодержцем,  с полными его государскими титлы, по его

государскому достоинству.  И как он,  великий государь,  сам себя

описует  по  докончальной  грамоте  отныне  и  до  века  и вперед

неподвижно безо всякого премененья. А Владиславу королю польскому

и  великому  князю литовскому и вперед будучим королем польским и

великим князем литовским писатися по прежним обычаем с полными  ж

их  титлы  по  докончальной грамоте.  А к Московскому государству

Владиславу королю польскому и великому князю  литовскому,  и  его

братье, и детем, и внучатом причитанья ни в чем не иметь и царем,

и великим князем всеа Русии, и титлами Московского государства не

писатися  и не имяноватись.  И то вечное докончанье с обе стороны

сперва великие послы,  а после того и сами обои великие  государи

своими  государскими  душами,  крестным  целованьем,  закрепили и

грамотами и печатьми утвердили,  что  меж  ими,  обоими  великими

государи,  тому  вечному утвержденью быти навеки непременну.  И с

стороны Владислава короля польского и великого  князя  литовского

при нем, Владиславе короле, вечное докончанье нарушено: блаженные

памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича

всеа  Русии  самодержца и сына его государева,  великого государя

нашего царя и  великого  князя  Алексея  Михайловича  всеа  Русии

самодержца, в королевских во многих грамотах и порубежных городов

воевод,  и каштелянов,  и старост,  и капитанов,  и  державцов  в

государевы  порубежные городы к воеводам в листех их имянованья и

титлы писаны не по вечному докончанью,  со многим премененьем.  А

иные  злодеи  во  многих  листех  писали с великим безчестьем и с

укоризною,  а королевское имянованье писали царским имянованьем и

многих  государств государем и облаадателем.  И о тех королевских

многих неправдах посыланы от них,  государей,  в Польшу и в Литву

ко  Владиславу  королю  польскому  и великому князю литовскому их

государевы великие послы и посланники.  А  велено  им,  будучи  у

короля на посольстве и с паны рады в ответех,  о государеве чести

говорити,  и подлинные прописные листы казати,  и  списки  с  них   452

дати, и на тех людей казни и наказанья просити.

    И во  148-м  году  писал  ко  государю  Владислав  король  в

грамотах своих:  которые люди,  за его королевским заказом, учнут

государево  имянованье  и  титло  писать  не  по  их государскому

утвержденью,   и   те   будут   кажнены,   а    которые    писали

неостерегательно, и тех с сойму однолично велит казнить, а вперед

того отнюдь не будет.  А в ответном письме панов рад, каково дали

во  153-м  году  государевым великим послом боярину князю Алексею

Михайловичу Львову с товарыщи,  написано,  что королю,  покаместа

право не ставало,  потаместа каранья чинить было не мочно. А ныне

за те проступки, после право поставленого, король на сойм позвати

велел,  и  казнь по проступке их против права их подлинно учинена

будет. И по тем королевским грамотам, и по ответным письмам, и по

договорам панов рад при Владиславе короле исправленья никакова не

бывало.  А при нынешнем Яне Казимире короле польском учало быть и

пуще  прежняго:  блаженные  памяти  про  великого государя царя и

великого князя Михаила Федоровича всеа  Русии  самодержца  и  про

деда  его  государева,  блаженные  памяти  про  великого государя

святейшаго патриарха Филарета Никитича московского и всеа  Русии,

также  и  про  великого  государя  царя  и великого князя Алексея

Михайловича всеа Русии самодержца в  книгах  их  напечатаны  злые

безчестья,  и укоризны,  и хулы.  Чего не токмо великим государем

християнским, помазанником божиим, и простому человеку слышати, и

терпети  невозможно,  и  помыслити  страшно.  Также и Московского

государства про бояр и про всяких чинов людей  напечатаны  в  тех

книгах  многия  безчестья  и  злые  укоризны,  чего  ни в которых

государствах не токмо за вечным докончаньем,  и в развратье  того

не  бывает.  А  Владислав  король написан обранным великим князем

московским мимо вечного докончанья.

    И в прошлом во 158-м году по государеву  цареву  и  великого

князя  Алексея Михайловича всеа Русии указу посыланы в Польшу и в

Литву к Яну Казимеру королю его государевы великие и  полномочные

послы  –  боярин  и  оружейничей  и  наместник Нижнего Новагорода

Григорей  Гаврилович  Пушкин  с  товарыщи.  А  велено  им  о  тех

королевских  и  панов рад многих неправдах говорити накрепко и за

государскую честь по посольским договором  на  виноватых  просити

казни смертные.

    И по  королевскому  указу  паны рада тем государевым великим

послом дали договор за руками своими и за печатьми,  что тех всех

про  государево  имянованье  и титла обвиненных людей,  которые в

росписи от них,  великих  послов,  им,  паном  раде,  написаны  в

Варшаве  на  сойме,  по  правом  корунным  и  литовским  и против

соймового уложенья констытуцыи 1637 году судити.  И по  проступке

их осудя,  и смертью,  хто будет достоен, казнити при государевых

послех  или  при  посланникех.  А  в  констытуцыи  1637-го   году

написано:  а  на  таковых,  которые  б дерзали писать,  или титлы

умаляти,  или отменяти, пенам пердуэллионис закладаем, а по-руски   453

то слово – смертная неотпущательная казнь и отлучение имения.

    И по государеву указу, а по королевской присылке, посыланы х

королю на сойм с прописными листами посланники Офонасей Прончищев

да  дьяк  Алмаз  Иванов.  И будучи они у короля и у панов рад,  в

ответех о государеве чести говорили, и на виноватых по договору и

по констытуцые казни просили;  и стояли о том крепко.  И король и

паны рада на той сойме при государевых посланниках не  токмо  что

по договору исправленья не учинили,  и многих винных людей к суду

не поставили и правды ни в чом не показали.

    И после  того  присылал  ко  государю  Ян   Казимер   король

посланников   своих   –   Альбрехта   Пецлавского   да   Хриштопа

Униховского, а с ними присылал с сойму на тех подданных своих, за

государеву честь обвиненых,  людей з декретом.  И в том декрете к

прямому исправленью ничего не написано.  И многие винные люди  от

вин  своих  учинены  свободными не по делу,  а на которых обычных

немногих людей и вина положена,  и  про  тех  в  том  же  декрете

написано:  где  они,  живы  ли или померли,  про то им и самим не

ведомо.  И по государеву указу тот декрет у них,  посланников, за

такими  явными  неправдами  не принят.  А сказано им и в ответном

письме написано, что для совершенья тех дел пошлет государь к Яну

Казимеру королю своих государевых великих послов.

    А в  прошлом  во  161-м  году посыланы к нему,  Яну Казимеру

королю,  государевы  великие  и  полномочные  послы,   боярин   и

наместник     великопермский     князь     Борис    Александрович

Репнин-Оболенский с товарыщи,  чтоб Ян  Казимер  король,  памятуя

вечное   докончанье,  и  посольские  договоры,  и  соймовые  свои

уложенья,  констытуцыю,  велел  в   тех   вышеимянованных   делех

исправленье  учинить  пристойное.  И те государевы великие послы,

будучи в ответе,  о государеве чести о исправленье  на  обвиненых

людей  по  договору  паном  раде  говорили и стояли о том всякими

мерами.  И Ян Казимер король в том деле никакова  исправленья  не

учинил.  А паны рада в ответех то и дело, что они, великие послы,

говорили о  чести  блаженные  памяти  великого  государя  царя  и

великого  князя  Михаила  Федоровича всеа Русии самодержца и сына

его государева,  великого государя царя и великого князя  Алексея

Михайловича всеа Русии самодержца, называли малым делом.

    И те   государевы  великие  послы  им,  паном  раде,  о  том

выговаривали,  что они,  паны рада,  то начальное и главное дело,

государскую  честь,  ставят ни во что и называют малым делом,  не

бояся бога  и  не  памятуя  вечного  докончанья.  И  тем  великих

государей  наших,  блаженные  памяти  великого  государя  царя  и

великого князя Михаила Федоровича всеа Русии  самодержца  и  сына

его,  великого  государя  нашего  царя  и  великого князя Алексея

Михайловича всеа Русии самодержца, обесчестили.

    И паны рада говорили и указывали на прежней свой неправедный

суд и декрет,  что они о том деле,  и их государской чести,  мимо

прежнего суда и декрету инако судити и переделыватъ не  будут.  И   454

отказали в том впрямь.  А которые листы писаны после того их суда

и декрету,  и про те листы паны рада сказали,  что они тех людей,

от  кого  листы  писаны,  судити  учнут так же,  как и за прежние

прописки.  И к тем словам смеялись,  а справедливости в том  деле

никакие не учинили и поставили такое великое дело ни во что.

    Да он  же,  Ян  Казимер  король,  забыв  вечное  докончанье,

умышляя над Московским государством злые неприятельские  замыслы,

ссылался  с  общим  християнским  неприятелем  с  крымским  ханом

почасту  и  всякими  вымыслы  умышлял,  чтоб   сопча   Московское

государство  воевать  и  разорить.  Да он же,  Ян Казимер король,

через свои государства пропустил  к  свейской  королеве  Христине

общего  християнского неприятеля крымского хана посла для ссоры и

войны.  А преж сего того,  чтоб крымским послом  через  Польшу  и

Литву в Свею ходить, николи не бывало.

    Да с  его  же  королевские  стороны  учали быть в порубежных

местех задоры большие:  приходя в государеву сторону, их польские

и  литовские  люди  государевых порубежных городов дворян и детей

боярских поместья и вотчины  разоряют,  и  людей  их  и  крестьян

грабят  и  мучат  розными  муками,  и за рубеж вывозят сильно,  и

всякия злости им чинят.  А  урядники  их  по  письму  государевых

порубежных воевод росправы в том не чинят. И по тем по всем мерам

многие  неправды  учинились  к  нарушенью  вечного  докончанья  с

королевские стороны.

    А з  государевы  стороны вечное докончанье во всяких мерах и

по ся места здержано крепко и нерушимо.

    Да в прошлых годех присылал  ко  государю  царю  и  великому

князю  Алексею  Михайловичу  всеа Русии запорожской гетман Богдан

Хмельнитцкой и все Войско Запорожское посланников своих многижда,

что  паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую

веру греческаго закона и на святые божии восточные церкви востали

и гонение учинили большое.  И их, запорожских черкас, от истинной

православной християнской веры,  в  которой  они  издавна  живут,

учали  отлучать  и неволить к своей римской вере.  И церкви божии

запечатали,  а в ыных учинили унею,  и всякие над ними гонения, и

поругания,  и  злости  нехристиянские  чинили,  чего  они  и  над

еретиками и  над  жидами  не  чинят.  И  они,  черкасы,  не  хотя

благочестивые  християнские веры отбыти и святых божиих церквей в

разорении видети и видя себя  в  таком  злом  гоненье,  поневоле,

призвав  к  себе  в  помочь  крымского  хана  с  ордою,  учали за

православную християнскую веру и за святые божии церкви против их

стояти.  А у царского величества милости просят, чтоб он, великий

християнский   государь,   жалея    благочестивые    православные

християнские  веры  и  святых  божиих церквей и их,  православных

християн,  невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел

их приняти под свою царского величества высокую руку. И учинил им

на гонителей  християнские  веры  и  святых  божиих  церквей,  на

поляков,  помочь, и послал войска свои. А в прошлом во 161-м году

присылал ко государю царю и великому  князю  Алексею  Михайловичю   455

всеа  Русии  запорожской  гетман  Богдан Хмельнитцкой посланников

своих двожды,  что с королевские стороны по договором,  на чом  с

ними,  запорожскими  черкасы,  мирились,  не исполнено,  и церкви

божии,  которые в договоре  написаны  были  отдать  из  унеи,  не

отдали,  а  которые немногие и отданы были,  и те оборочены опять

под унею.  И хотя православную  християнскую  веру  искоренить  и

святые  божии церкви до конца разорить,  войска на них корунные и

литовские собрали,  и многие городы,  и места,  и в тех городех и

местех святые божии церкви осквернили,  и обругали, и разорили. И

православных християн духовного и мирского  чину  многих  невинно

замучили злыми различными муками, и всякое злое поругание чинили,

о чем и слышати жалостно.

    И они у  царского  величества  запорожские  черкасы  милости

просят со многим слезным челобитьем,  чтоб он,  великий государь,

православные християнские веры искоренить в святых божиих церквей

разорить  гонителем  их  и  клятвопреступником  не дал и над ними

умилосердился,  велел гетмана Богдана Хмельнитцкого и все  Войско

Запорожское  принять  под  свою государеву высокую руку.  А будет

государь их не пожалует, под свою государеву высокую руку приняти

не  изволит,  и  великий  бы  государь его царское величество для

православные христианские веры и  святых  божиих  церквей  в  них

вступился,  велел  их  помирити  через  своих государевых великих

послов, чтоб им тот мир был надежен. А собою они с поляки миритца

отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей не стоят.

    И по  государеву  указу,  а  по  челобитью  гетмана  Богдана

Хмельнитцкого и всего Войска Запорожского его государевым великим

послом,   боярину   и  наместнику  великопермскому  князю  Борису

Александровичю Репнину-Оболенскому с товарыши,  о том  миру  и  о

посредстве  королю и паном раде говорити велено.  И по государеву

указу  его  государевы  великие   послы,   боярин   князь   Борис

Александрович  с  товарыщи,  в ответех паном раде говорили,  чтоб

король  и  паны  рада  то  междоусобье  успокоили  и  с   черкасы

помирились. И православную християнскую веру греческого закону не

гонили,  и церквей божиих не отнимали,  и неволи им ни в  чем  не

чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору, а которые церкви

оборочены под унею, и те б церкви отдали им назад. И будет король

и паны рада то учинят,  что з запорожскими черкасы помирятца, и в

вере им вперед неволи чинить не учнут,  и церкви божии отдадут им

попрежнему,   и  великий  государь  его  царское  величество  для

православные христианские веры  и  святых  божиих  церквей  брату

своему королевскому величеству такую поступку учинит:  тем людем,

которые в его государском имянованье в прописке объявились, те их

вины велит им отдать.

    И Ян  Казимер  король  и паны рада и то дело поставили ни во

что ж,  и  в  миру  с  черкасы  отказали,  и,  хотя  православную

християнскую  веру  искоренити и церкви божии разорити,  пошли на

них войною при них же, великих послех.

    Да как у короля и у панов рад в прошлом во 161-м  году  сойм

был в Бресте Литовском,  и у них на сойме приговорено впрямь, что   456

их православных  християн  греческого  закону,  которые  живут  в

Коруне Польской и в Великом княжестве Литовском,  побить и церкви

божии розорить, чтоб вера греческаго закона искоренилась.

    И государевы  великие  послы,  видя  их   многое   упорство,

говорили  им  а большим вычетом в полате и х коретам идучи во все

люди вслух,  что великий  государь  его  царское  величество  для

православные  християнские веры и святых божиих церквей,  хотя их

междоусобье успокоить, тем людем, которые за их государскую честь

достойны  были  смерти,  вины их хотел им отдать.  И коли он,  Ян

Козимер король,  и они,  паны рада, то поставили ни во что и ни в

чем  исправленья  не  учинили,  и  великий  государь  его царское

величество  такова  их  злого  безчестья  и  многово  по  вечному

докончанью  неисправленья  больши  того  терпети  им не будет.  И

послов своих и посланников о том к ним вперед посылать не  учнет,

а  велит  о  тех  их  неправдах  и о нарушенье вечного докончанья

писать  во  все  окрестные  государства   к   великим   государем

християнским и бусурманским. А за православную християнскую веру,

и за святые божии церкви,  и за свою государскую достойную  честь

стояти будет, сколько милосердый бог помочи подаст.

    И паны  рада  ни  на  какую  меру не сошли ж,  и сходства не

показали,  и исправленья ни в чем не учинили, и во всем отказали,

и  тех  государевых  великих послов отпустили без дела.  А как Ян

Казимер король обран на королевство и на коронованье присягал,  и

в присяге ево написано меж иных дел,  что ему меж разнствующими в

вере християнской остерегати,  и защищати,  и никакими мерами для

веры  самому не теснити,  и никово на то не попущати.  А будет он

тое своей присяги не здержит,  и он  подданных  своих  от  всякия

верности  и послушания чинит свободными и разрешения о той клятве

своей ни у ково просити не будет и не примет.

    А ныне писал ко  государю  царю  и  великому  князю  Алексею

Михайловичю  всеа  Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и

все Войско Запорожское с посланцом своим с Лаврином Капустою, что

король  с  войсками  своими  на  Украину  идет.  И  они,  не хотя

монастырей и церквей божиих и  християн  в  мучительство  выдать,

бьют  челом,  чтоб  государь  его  пожаловал,  войска свои вскоре

послать к ним велел.  А будет он,  великий государь,  и ныне  над

ними,  православными  християны,  не  зжалится,  как  они у него,

государя, с плачем милости просят, а иноверцы те их нечто разорят

и  под  себя  подобьют,  то они волю их чинити по нужде будут.  А

запорожской посланец Лаврин Капуста говорил:  приказывал да с ним

гетман  Богдан  Хмельнитцкой,  а велел государю бити челом,  чтоб

государь велел прислать в Киев и в-ыные городы своих  государевых

воевод,  а с ними ратных людей, хотя с 3000 человек, и то для тех

же государевых воевод, а у гетмана де людей много. Да к нему ж де

хотел  быть  крымский хан с ордою,  а иные татаровя уж и пришли и

стоят под Белою Церковью.  Да к гетману  ж  де  присылал  турской   457

салтан  а  обоз  в  Борки  посланца  своего,  зовучи ево к себе в

подданство.  И гетман  де  ему  в  том  отказал,  а  надеетца  на

государеву милость.  А будет государь его и не пожалует,  принять

не велит, и он в том учнет свидетельствоватца богом, что он о том

у него,  государя,  милости просил много,  а он, государь, его не

пожаловал,  а с королем де у них миру отнюдь не  будет,  а  учнут

против его стоять.  Да в вестях объявилось, что люди их черкаские

с польскими людьми в подъездах двожды сходились и бились, и им де

посчастилосъ  и  много  языков  поляков  поимали.  А литовской де

гетман Радивил говорил: будет они с Войском Запорожским ничего не

учинят,  и  они  тотчас  с  ними помирятца и пойдут на государеву

землю войною.

    И выслушав,  бояре приговорили:  за честь  блаженные  памяти

великого  государя  царя и великого князя Михаила Федоровича всеа

Русии и за честь сына его государева,  великого государя  царя  и

великого  князя  Алексея Михайловича всеа Русии,  стояти и против

польского короля война  весть.  А  терпети  больше  того  нельзя,

потому  что  многие  годы  в  королевских грамотах и в порубежных

листех писали их государские  имянованъя  и  титлы  мимо  вечного

докончанья и посольского договору, со многою пропискою.

    А по посольским договором, и по ответным письмам, и по своей

соймовой констытуцыи во многие годы  исправленья  не  учинили,  И

видя  королевские  подданные  такое неисправленье и злым людем за

вины их неуимство от того не престали,  и  с  порубежных  городов

капитаны  их  и  наместники  в  государевы  порубежные  городы  к

воеводам во всех годех государево имянованье  и  титло  писали  с

пропискою.  И  при  государевых послех,  при боярине князь Борисе

Александровиче Репнине с  товары-щи,  исправленья  не  учинили  и

называли  то  дело – государскую честь – малым делом,  и смеяся и

поставили ни во что,  и отпустили государевых послов без дела,  и

тем оне вечное докончанье нарушили.

    А о   гетмане   о   Богдане  Хмельницком  и  о  всем  Войске

Запорожском  бояре  и  думные  люди  приговорили,  чтоб   великий

государь  царь  и  великий  князь  Алексей  Михайлович всеа Русии

изволил  того  гетмана  Богдана   Хмельницкого   и   все   Войско

Запорожское   з   городами  их  и  з  землями  принять  под  свою

государскую высокую руку для  православные  християнские  веры  и

святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполитая

на православную  християнскую  веру  и  на  святые  божии  церкви

востали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан

Хмельницкой  и  все  Войско  Запорожское,  присылали  к  великому

государю  царю  и  великому  князю Алексею Михайловичю всеа Русии

бити челом многижда,  чтоб  он,  великий  государь,  православные

християнские  веры  искоренить  и  святых божиих церквей разорить

гонителем  их  и   клятвопреступником   не   дал   и   над   ними

умилосердился,  велел  их  приняти  под  свою государскую высокую

руку.  А будет государь их  не  пожалует,  под  свою  государскую

высокую  руку  приняти  не  изволит,  и  великий  бы государь для

православные християнские веры и  святых  божиих  церквей  в  них   458

вступился,  велел их помирити через своих великих послов, чтоб им

тот мир был надежен.

    И по государеву указу,  а по их челобитью государевы великие

послы  в  ответех  паном  раде говорили,  чтоб король и паны рада

междоусобье успокоили,  и с черкасы  помирились,  и  православную

християнскую  веру  не  гонили,  и церквей божиих не отнимали,  и

неволи им ни в чем не чинили,  а ученили  б  мир  по  Зборовскому

договору.

    А великий  государь  его царское величество для православные

християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит:  тем

людем,   которые   в   его  государском  имянованье  в  прописках

объявились,  те их вины велит им отдать.  И Ян Казимер  король  и

паны  рада  и  то  дело  поставили  ни  во что и в миру с черкасы

отказали. Да и потому доведетца их принять в присяге Яна Казимера

короля  написано,  что  ему  в  вере  християнской  остерегати  и

зашищати,  и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого

на то не попущати.  А будет он тое своей присяги не здержит, и он

подданных своих от всякия верности и послушанья чинит свободными.

    И он,  Ян Казимер,  тое  своей  присяги  не  здержал,  и  на

православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви

божии многие  разорил,  а  в-ыных  унею  учинил.  И  чтоб  их  не

отпустить  в  подданство  турскому  салтану  или  крымскому хану,

потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди.

    И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого

и все Войско Запорожское з городами и з землями принять.

    А стольники,  и стряпчие,  и дворяне московские,  и дьяки, и

жильцы,  и дворяне  ж  и  дети  боярские  из  городов,  и  головы

стрелецкие,  и гости, и гостиные и суконные сотни, и черных сотен

и дворцовых слобод тяглые люди,  и стрельцы о государской чести и

о приеме гетмана Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского

допрашиваны ж по чином, порознь.

    И они говорили то ж,  что за честь блаженные памяти великого

государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии и за

честь сына его государева,  великого  государя  царя  и  великого

князя Алексея Михайловича всеа Русии,  стояти и против литовского

короля война весть. А они, служилые люди, за их государскую честь

учнут  с  литовским королем битися,  не шадя голов своих,  и ради

помереть за их государскую честь.  А торговые всяких  чинов  люди

вспоможеньем  и  за  их  государскую честь головами ж своими ради

помереть.

    А гетмана Богдана Хмельницкого для православные християнские

веры и святых божиих церквей пожаловал бы великий государь царь и

великий князь Алексей Михайлович  всеа  Русии  по  их  челобитью,

велел их приняти под свою государскую высокую руку.

Выверено по изданию: Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т.

  Т.3. Акты Земских соборов. Отв. ред. А.Г.Маньков.

  М., Юридическая литература, 1985.

РЕШЕНИЕ ЗЕМСКОГО СОБОРА О ВОССОЕДИНЕНИИ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ
1653 г. октября 1

<…> И государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец, пришед от праздника от покрова пресвятые богородицы за кресты и быв в соборной церкви, для собору был в Грановитой палате. А на соборе были: великий государь святейший Никон, патриарх московский и всеа Русии, митрополит крутицкий Сильвестр, митрополит сербский Михайло, архимариты и игумны со всем освященным собором, бояре, окольничие, думные люди, стольники и стряпчие, и дворяне московские, и жильцы, и дворяне з городов, и дети боярские, гости и гостиные и суконные сотни и черных сотен, и дворцовых слобод, торговые и иных всяких чинов люди и стрельцы. И по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу о неправдах Яна Казимира короля польского и панов рад и о челобитье государю в подданство Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского чтено всем вслух. <…>
     А о гетмане Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполитая на православную християнскую веру и на святые божии церкви востали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкий и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал над ними умилосердился, велел их приняти под свою государскую высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку приняти не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен.
     А по государеву указу , а по их челобитью государевы великие послы в ответех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору.
     А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остерегати и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданных своих от всякия верности и послушанья чинит свободным.
     И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здержал, и на православную християнскую веру греческаго закона востал, и церкви божии многие разорил, а в-ыных унею учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди.
     И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять…

Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трёх томах. М.,1953. Т. III. С.406-414.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65470. ІНФОРМАЦІЙНА ТЕХНОЛОГІЯ ФРАКТАЛЬНОГО КОДУВАННЯ В ТЕЛЕКОМУНІКАЦІЙНИХ МЕРЕЖАХ ВІДЕОСПОСТЕРЕЖЕННЯ 181.5 KB
  Не завжди вирішують завдання і методи кодування відеопотоків які використовуються в сучасних системах: в одних методах наприклад ДКП ступінь стискування виявляється недостатньою в інших наприклад фрактальних на заваді стає неприпустимо великий час кодування.
65471. Наукові і технологічні основи створення та керованого функціонування епоксидних композитів з різним ступенем наповнення 298 KB
  Епоксидні композиційні матеріали ЕКМ та покриття на їх основі набули широкого застосування у світовій практиці для захисту технологічного устаткування деталей машин і механізмів від зношування корозії перепадів температур в умовах сухого фрикційного контакту або впливу гідроабразивних середовищ.
65472. КЕРУВАННЯ ПРОЦЕСОМ ПЕРЕНЕСЕННЯ ЕЛЕКТРОДНОГО МЕТАЛУ ЗАСТОСУВАННЯМ ІМПУЛЬСНИХ ЕЛЕКТРОМАГНІТНИХ ДІЙ ПРИ ДУГОВОМУ ЗВАРЮВАННІ 6.2 MB
  Дугове зварювання плавким електродом характеризується підвищеною продуктивністю та відносно легкою автоматизацією процесу чим пояснюється його широке використання у промисловості. При застосуванні даного способу зварювання існують проблеми підвищення якості зварних з’єднань...
65473. РЕДАГУВАННЯ ПЕРЕКЛАДУ ТЕКСТІВ АНГЛОМОВНИХ ТЕЛЕСЕРІАЛІВ 144.5 KB
  На особливу увагу заслуговує редагування перекладу текстів англомовних телесеріалів українською мовою адже більшість продуктів сучасного телебачення виробляється в Сполучених Штатах Америки і потрапляє до вітчизняного глядача...
65474. ФОРМУВАННЯ СОЦІАЛЬНОЇ КОМПЕТЕНТНОСТІ МАЙБУТНІХ ПРАКТИЧНИХ ПСИХОЛОГІВ У ПРОЦЕСІ ПРОФЕСІЙНОЇ ПІДГОТОВКИ 188.5 KB
  В умовах суспільних трансформацій та входження України до європейського освітнього простору формування в майбутніх практичних психологів соціальної компетентності готовності до ефективної взаємодії є нагальною проблемою...
65475. РОЗВИТОК МЕТОДИКИ ПРИКЛАДНОГО МИСТЕЦТВА ГОТФРІДОМ ЗЕМПЕРОМ У ХУДОЖНЬО-ПРОМИСЛОВИХ ШКОЛАХ ЗАХІДНОЇ ЄВРОПИ (ДРУГА ПОЛОВИНА ХІХ СТОЛІТТЯ) 189 KB
  Сьогодні технологічна освіта зазнає радикальних змін у розрізі яких відбувається системне впровадження в навчальний процес різних типів закладів освіти мистецтва дизайну джерелом якого є...
65476. УДОСКОНАЛЕННЯ ТЕХНОЛОГІЇ ВИРІВНЮВАННЯ НАХИЛЕНИХ БУДІВЕЛЬ ГОРИЗОНТАЛЬНИМ ВИБУРЮВАННЯМ ГРУНТУ ІЗ ОСНОВИ 186.5 KB
  Дисертаційна робота виконувалась у рамках реалізації наукової програми Розробка та дослідження технології вирівнювання будівель та споруд проводилась відповідно до етапів держбюджетної теми НП 11 Розробка і вдосконалення існуючих способів вирівнювання будівель...
65477. ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ РОЗВИТКУ ЗАЛІЗНИЧНОГО ТРАНСПОРТУ УКРАЇНИ 635.5 KB
  Українська державна академія залізничного транспорту Міністерства транспорту України завідувач кафедри менеджмент на транспорті. Виходячи з цього постановка проблеми пошуку механізмів державного регулювання розвитку...
65478. ТУРИЗМ ЯК СОЦІОЕТИЧНИЙ ЧИННИК СУСПІЛЬНОГО ЖИТТЯ 147.5 KB
  Сучасна цивілізація перебуває на переломному етапі свого поступу. Людству загрожує загострення різноманітних глобальних криз, в суспільстві зростає соціальна напруга. Як констатувалось на ХХІІ Всесвітньому філософському конгресі...