68372

Решение Земского собора о воссоединении Украины с Россией

Доклад

История и СИД

В прошлом во 161м году мая 25 по указу великого государя 450 царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца говорено на соборех о литовском и о черкаском делех. И по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу о неправдах Яна Казимера...

Русский

2014-09-21

109 KB

0 чел.

Решение Земского собора
о воссоединении Украины с Россией


1 октября 1653 г.

                                                                   СТР.

    В прошлом  во  161-м  году мая 25 по указу великого государя   450

царя и великого князя Алексея Михайловича всеа  Русии  самодержца

говорено на соборех о литовском и о черкаском делех. А в нынешнем

во 162-м году октября в 1 день великий государь  царь  и  великий

князь  Алексей  Михайлович  всеа Русии самодержец указал о том же

литовском и о черкаском делех учинити собор,  а  на  соборе  быти

великому государю святейшему Никону, патриарху московскому и всеа

Русии,  и митрополитом,  и архиепискупом,  и епископом,  и черным

властем,  и бояром, и окольничим, и думным людем, и стольником, и

стряпчим,  и дворяном московским,  и дьяком,  и дворяном, и детем

боярским  (выборным)  из городов,  и гостем,  и торговым и всяких

чинов людем.  И указал государь им объявити литовского  короля  и

панов рад прежние и нынешние неправды,  что с их стороны делаютца

к нарушенью вечного докончанья,  а  от  короля  и  от  панов  рад

исправленья   в  том  не  бывало.  И  чтоб  те  их  неправды  ево

государевым  Московского  государства  всяких  чинов  людем  были

ведомы.   Также   и  запорожского  гетмана  Богдана  Хмельницкого

присылки объявити, что они бьют челом под государеву высокую руку

в  подданство.  И  что  ныне  король  и паны рады при государевых

великих послех по договору исправленья не учинили и отпустили  их

без дела.

    И государь  царь  и  великий  князь  Алексей Михайлович всеа

Русии  самодержец,  пришед  от  празника  от  покрова   пресвятые

Богородицы  за  кресты и быв в соборной церкви,  для собору был в

Грановитой полате.  А на соборе были:  великий государь святейший

Никон,  патриарх  московский  и всеа Русии,  митрополит Крутицкой

Селивестр,  митрополит сербский Михайло,  архимариты и игумны  со

всем   освященным   собором,   бояре,  окольничие,  думные  люди,

стольники и стряпчие, и дворяне московские, и жильцы, и дворяне з

городов,  и  дети  боярские,  гости и гостиные и суконные сотни и

черных сотен,  и дворцовых слобод,  торговые и иных всяких  чинов   451

люди и стрельцы.  И по государеву цареву и великого князя Алексея

Михайловича всеа Русии указу  о  неправдах  Яна  Казимера  короля

польского и панов рад и о челобитье государю в подданство Богдана

Хмельницкого и всего Войска Запорожского чтено всем вслух:

    В докончальных грамотах блаженные памяти  великого  государя

царя  и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и

Владислава короля польского и великого князя литовского написано:

быти им обоим, великим государем, меж себя и их государским детем

и наследником в братцкой дружбе,  и в любви,  и в  соединении.  А

великого государя нашего царя и великого князя Михаила Федоровича

всеа Русии самодержца  и  его  государевых  детей  и  наследников

Владиславу  королю,  и  вперед будучим королем польским и великим

князем литовским,  и паном раде, и всей Речи Посполитой во всяких

письмах  описывати  и имяновати по его государскому достоинству и

по вечному докончанью великим государем царем  и  великим  князем

всеа Русии самодержцем,  с полными его государскими титлы, по его

государскому достоинству.  И как он,  великий государь,  сам себя

описует  по  докончальной  грамоте  отныне  и  до  века  и вперед

неподвижно безо всякого премененья. А Владиславу королю польскому

и  великому  князю литовскому и вперед будучим королем польским и

великим князем литовским писатися по прежним обычаем с полными  ж

их  титлы  по  докончальной грамоте.  А к Московскому государству

Владиславу королю польскому и великому князю  литовскому,  и  его

братье, и детем, и внучатом причитанья ни в чем не иметь и царем,

и великим князем всеа Русии, и титлами Московского государства не

писатися  и не имяноватись.  И то вечное докончанье с обе стороны

сперва великие послы,  а после того и сами обои великие  государи

своими  государскими  душами,  крестным  целованьем,  закрепили и

грамотами и печатьми утвердили,  что  меж  ими,  обоими  великими

государи,  тому  вечному утвержденью быти навеки непременну.  И с

стороны Владислава короля польского и великого  князя  литовского

при нем, Владиславе короле, вечное докончанье нарушено: блаженные

памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича

всеа  Русии  самодержца и сына его государева,  великого государя

нашего царя и  великого  князя  Алексея  Михайловича  всеа  Русии

самодержца, в королевских во многих грамотах и порубежных городов

воевод,  и каштелянов,  и старост,  и капитанов,  и  державцов  в

государевы  порубежные городы к воеводам в листех их имянованья и

титлы писаны не по вечному докончанью,  со многим премененьем.  А

иные  злодеи  во  многих  листех  писали с великим безчестьем и с

укоризною,  а королевское имянованье писали царским имянованьем и

многих  государств государем и облаадателем.  И о тех королевских

многих неправдах посыланы от них,  государей,  в Польшу и в Литву

ко  Владиславу  королю  польскому  и великому князю литовскому их

государевы великие послы и посланники.  А  велено  им,  будучи  у

короля на посольстве и с паны рады в ответех,  о государеве чести

говорити,  и подлинные прописные листы казати,  и  списки  с  них   452

дати, и на тех людей казни и наказанья просити.

    И во  148-м  году  писал  ко  государю  Владислав  король  в

грамотах своих:  которые люди,  за его королевским заказом, учнут

государево  имянованье  и  титло  писать  не  по  их государскому

утвержденью,   и   те   будут   кажнены,   а    которые    писали

неостерегательно, и тех с сойму однолично велит казнить, а вперед

того отнюдь не будет.  А в ответном письме панов рад, каково дали

во  153-м  году  государевым великим послом боярину князю Алексею

Михайловичу Львову с товарыщи,  написано,  что королю,  покаместа

право не ставало,  потаместа каранья чинить было не мочно. А ныне

за те проступки, после право поставленого, король на сойм позвати

велел,  и  казнь по проступке их против права их подлинно учинена

будет. И по тем королевским грамотам, и по ответным письмам, и по

договорам панов рад при Владиславе короле исправленья никакова не

бывало.  А при нынешнем Яне Казимире короле польском учало быть и

пуще  прежняго:  блаженные  памяти  про  великого государя царя и

великого князя Михаила Федоровича всеа  Русии  самодержца  и  про

деда  его  государева,  блаженные  памяти  про  великого государя

святейшаго патриарха Филарета Никитича московского и всеа  Русии,

также  и  про  великого  государя  царя  и великого князя Алексея

Михайловича всеа Русии самодержца в  книгах  их  напечатаны  злые

безчестья,  и укоризны,  и хулы.  Чего не токмо великим государем

християнским, помазанником божиим, и простому человеку слышати, и

терпети  невозможно,  и  помыслити  страшно.  Также и Московского

государства про бояр и про всяких чинов людей  напечатаны  в  тех

книгах  многия  безчестья  и  злые  укоризны,  чего  ни в которых

государствах не токмо за вечным докончаньем,  и в развратье  того

не  бывает.  А  Владислав  король написан обранным великим князем

московским мимо вечного докончанья.

    И в прошлом во 158-м году по государеву  цареву  и  великого

князя  Алексея Михайловича всеа Русии указу посыланы в Польшу и в

Литву к Яну Казимеру королю его государевы великие и  полномочные

послы  –  боярин  и  оружейничей  и  наместник Нижнего Новагорода

Григорей  Гаврилович  Пушкин  с  товарыщи.  А  велено  им  о  тех

королевских  и  панов рад многих неправдах говорити накрепко и за

государскую честь по посольским договором  на  виноватых  просити

казни смертные.

    И по  королевскому  указу  паны рада тем государевым великим

послом дали договор за руками своими и за печатьми,  что тех всех

про  государево  имянованье  и титла обвиненных людей,  которые в

росписи от них,  великих  послов,  им,  паном  раде,  написаны  в

Варшаве  на  сойме,  по  правом  корунным  и  литовским  и против

соймового уложенья констытуцыи 1637 году судити.  И по  проступке

их осудя,  и смертью,  хто будет достоен, казнити при государевых

послех  или  при  посланникех.  А  в  констытуцыи  1637-го   году

написано:  а  на  таковых,  которые  б дерзали писать,  или титлы

умаляти,  или отменяти, пенам пердуэллионис закладаем, а по-руски   453

то слово – смертная неотпущательная казнь и отлучение имения.

    И по государеву указу, а по королевской присылке, посыланы х

королю на сойм с прописными листами посланники Офонасей Прончищев

да  дьяк  Алмаз  Иванов.  И будучи они у короля и у панов рад,  в

ответех о государеве чести говорили, и на виноватых по договору и

по констытуцые казни просили;  и стояли о том крепко.  И король и

паны рада на той сойме при государевых посланниках не  токмо  что

по договору исправленья не учинили,  и многих винных людей к суду

не поставили и правды ни в чом не показали.

    И после  того  присылал  ко  государю  Ян   Казимер   король

посланников   своих   –   Альбрехта   Пецлавского   да   Хриштопа

Униховского, а с ними присылал с сойму на тех подданных своих, за

государеву честь обвиненых,  людей з декретом.  И в том декрете к

прямому исправленью ничего не написано.  И многие винные люди  от

вин  своих  учинены  свободными не по делу,  а на которых обычных

немногих людей и вина положена,  и  про  тех  в  том  же  декрете

написано:  где  они,  живы  ли или померли,  про то им и самим не

ведомо.  И по государеву указу тот декрет у них,  посланников, за

такими  явными  неправдами  не принят.  А сказано им и в ответном

письме написано, что для совершенья тех дел пошлет государь к Яну

Казимеру королю своих государевых великих послов.

    А в  прошлом  во  161-м  году посыланы к нему,  Яну Казимеру

королю,  государевы  великие  и  полномочные  послы,   боярин   и

наместник     великопермский     князь     Борис    Александрович

Репнин-Оболенский с товарыщи,  чтоб Ян  Казимер  король,  памятуя

вечное   докончанье,  и  посольские  договоры,  и  соймовые  свои

уложенья,  констытуцыю,  велел  в   тех   вышеимянованных   делех

исправленье  учинить  пристойное.  И те государевы великие послы,

будучи в ответе,  о государеве чести о исправленье  на  обвиненых

людей  по  договору  паном  раде  говорили и стояли о том всякими

мерами.  И Ян Казимер король в том деле никакова  исправленья  не

учинил.  А паны рада в ответех то и дело, что они, великие послы,

говорили о  чести  блаженные  памяти  великого  государя  царя  и

великого  князя  Михаила  Федоровича всеа Русии самодержца и сына

его государева,  великого государя царя и великого князя  Алексея

Михайловича всеа Русии самодержца, называли малым делом.

    И те   государевы  великие  послы  им,  паном  раде,  о  том

выговаривали,  что они,  паны рада,  то начальное и главное дело,

государскую  честь,  ставят ни во что и называют малым делом,  не

бояся бога  и  не  памятуя  вечного  докончанья.  И  тем  великих

государей  наших,  блаженные  памяти  великого  государя  царя  и

великого князя Михаила Федоровича всеа Русии  самодержца  и  сына

его,  великого  государя  нашего  царя  и  великого князя Алексея

Михайловича всеа Русии самодержца, обесчестили.

    И паны рада говорили и указывали на прежней свой неправедный

суд и декрет,  что они о том деле,  и их государской чести,  мимо

прежнего суда и декрету инако судити и переделыватъ не  будут.  И   454

отказали в том впрямь.  А которые листы писаны после того их суда

и декрету,  и про те листы паны рада сказали,  что они тех людей,

от  кого  листы  писаны,  судити  учнут так же,  как и за прежние

прописки.  И к тем словам смеялись,  а справедливости в том  деле

никакие не учинили и поставили такое великое дело ни во что.

    Да он  же,  Ян  Казимер  король,  забыв  вечное  докончанье,

умышляя над Московским государством злые неприятельские  замыслы,

ссылался  с  общим  християнским  неприятелем  с  крымским  ханом

почасту  и  всякими  вымыслы  умышлял,  чтоб   сопча   Московское

государство  воевать  и  разорить.  Да он же,  Ян Казимер король,

через свои государства пропустил  к  свейской  королеве  Христине

общего  християнского неприятеля крымского хана посла для ссоры и

войны.  А преж сего того,  чтоб крымским послом  через  Польшу  и

Литву в Свею ходить, николи не бывало.

    Да с  его  же  королевские  стороны  учали быть в порубежных

местех задоры большие:  приходя в государеву сторону, их польские

и  литовские  люди  государевых порубежных городов дворян и детей

боярских поместья и вотчины  разоряют,  и  людей  их  и  крестьян

грабят  и  мучат  розными  муками,  и за рубеж вывозят сильно,  и

всякия злости им чинят.  А  урядники  их  по  письму  государевых

порубежных воевод росправы в том не чинят. И по тем по всем мерам

многие  неправды  учинились  к  нарушенью  вечного  докончанья  с

королевские стороны.

    А з  государевы  стороны вечное докончанье во всяких мерах и

по ся места здержано крепко и нерушимо.

    Да в прошлых годех присылал  ко  государю  царю  и  великому

князю  Алексею  Михайловичу  всеа Русии запорожской гетман Богдан

Хмельнитцкой и все Войско Запорожское посланников своих многижда,

что  паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую

веру греческаго закона и на святые божии восточные церкви востали

и гонение учинили большое.  И их, запорожских черкас, от истинной

православной християнской веры,  в  которой  они  издавна  живут,

учали  отлучать  и неволить к своей римской вере.  И церкви божии

запечатали,  а в ыных учинили унею,  и всякие над ними гонения, и

поругания,  и  злости  нехристиянские  чинили,  чего  они  и  над

еретиками и  над  жидами  не  чинят.  И  они,  черкасы,  не  хотя

благочестивые  християнские веры отбыти и святых божиих церквей в

разорении видети и видя себя  в  таком  злом  гоненье,  поневоле,

призвав  к  себе  в  помочь  крымского  хана  с  ордою,  учали за

православную християнскую веру и за святые божии церкви против их

стояти.  А у царского величества милости просят, чтоб он, великий

християнский   государь,   жалея    благочестивые    православные

християнские  веры  и  святых  божиих церквей и их,  православных

християн,  невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел

их приняти под свою царского величества высокую руку. И учинил им

на гонителей  християнские  веры  и  святых  божиих  церквей,  на

поляков,  помочь, и послал войска свои. А в прошлом во 161-м году

присылал ко государю царю и великому  князю  Алексею  Михайловичю   455

всеа  Русии  запорожской  гетман  Богдан Хмельнитцкой посланников

своих двожды,  что с королевские стороны по договором,  на чом  с

ними,  запорожскими  черкасы,  мирились,  не исполнено,  и церкви

божии,  которые в договоре  написаны  были  отдать  из  унеи,  не

отдали,  а  которые немногие и отданы были,  и те оборочены опять

под унею.  И хотя православную  християнскую  веру  искоренить  и

святые  божии церкви до конца разорить,  войска на них корунные и

литовские собрали,  и многие городы,  и места,  и в тех городех и

местех святые божии церкви осквернили,  и обругали, и разорили. И

православных християн духовного и мирского  чину  многих  невинно

замучили злыми различными муками, и всякое злое поругание чинили,

о чем и слышати жалостно.

    И они у  царского  величества  запорожские  черкасы  милости

просят со многим слезным челобитьем,  чтоб он,  великий государь,

православные християнские веры искоренить в святых божиих церквей

разорить  гонителем  их  и  клятвопреступником  не дал и над ними

умилосердился,  велел гетмана Богдана Хмельнитцкого и все  Войско

Запорожское  принять  под  свою государеву высокую руку.  А будет

государь их не пожалует, под свою государеву высокую руку приняти

не  изволит,  и  великий  бы  государь его царское величество для

православные христианские веры и  святых  божиих  церквей  в  них

вступился,  велел  их  помирити  через  своих государевых великих

послов, чтоб им тот мир был надежен. А собою они с поляки миритца

отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей не стоят.

    И по  государеву  указу,  а  по  челобитью  гетмана  Богдана

Хмельнитцкого и всего Войска Запорожского его государевым великим

послом,   боярину   и  наместнику  великопермскому  князю  Борису

Александровичю Репнину-Оболенскому с товарыши,  о том  миру  и  о

посредстве  королю и паном раде говорити велено.  И по государеву

указу  его  государевы  великие   послы,   боярин   князь   Борис

Александрович  с  товарыщи,  в ответех паном раде говорили,  чтоб

король  и  паны  рада  то  междоусобье  успокоили  и  с   черкасы

помирились. И православную християнскую веру греческого закону не

гонили,  и церквей божиих не отнимали,  и неволи им ни в  чем  не

чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору, а которые церкви

оборочены под унею, и те б церкви отдали им назад. И будет король

и паны рада то учинят,  что з запорожскими черкасы помирятца, и в

вере им вперед неволи чинить не учнут,  и церкви божии отдадут им

попрежнему,   и  великий  государь  его  царское  величество  для

православные христианские веры  и  святых  божиих  церквей  брату

своему королевскому величеству такую поступку учинит:  тем людем,

которые в его государском имянованье в прописке объявились, те их

вины велит им отдать.

    И Ян  Казимер  король  и паны рада и то дело поставили ни во

что ж,  и  в  миру  с  черкасы  отказали,  и,  хотя  православную

християнскую  веру  искоренити и церкви божии разорити,  пошли на

них войною при них же, великих послех.

    Да как у короля и у панов рад в прошлом во 161-м  году  сойм

был в Бресте Литовском,  и у них на сойме приговорено впрямь, что   456

их православных  християн  греческого  закону,  которые  живут  в

Коруне Польской и в Великом княжестве Литовском,  побить и церкви

божии розорить, чтоб вера греческаго закона искоренилась.

    И государевы  великие  послы,  видя  их   многое   упорство,

говорили  им  а большим вычетом в полате и х коретам идучи во все

люди вслух,  что великий  государь  его  царское  величество  для

православные  християнские веры и святых божиих церквей,  хотя их

междоусобье успокоить, тем людем, которые за их государскую честь

достойны  были  смерти,  вины их хотел им отдать.  И коли он,  Ян

Козимер король,  и они,  паны рада, то поставили ни во что и ни в

чем  исправленья  не  учинили,  и  великий  государь  его царское

величество  такова  их  злого  безчестья  и  многово  по  вечному

докончанью  неисправленья  больши  того  терпети  им не будет.  И

послов своих и посланников о том к ним вперед посылать не  учнет,

а  велит  о  тех  их  неправдах  и о нарушенье вечного докончанья

писать  во  все  окрестные  государства   к   великим   государем

християнским и бусурманским. А за православную християнскую веру,

и за святые божии церкви,  и за свою государскую достойную  честь

стояти будет, сколько милосердый бог помочи подаст.

    И паны  рада  ни  на  какую  меру не сошли ж,  и сходства не

показали,  и исправленья ни в чем не учинили, и во всем отказали,

и  тех  государевых  великих послов отпустили без дела.  А как Ян

Казимер король обран на королевство и на коронованье присягал,  и

в присяге ево написано меж иных дел,  что ему меж разнствующими в

вере християнской остерегати,  и защищати,  и никакими мерами для

веры  самому не теснити,  и никово на то не попущати.  А будет он

тое своей присяги не здержит,  и он  подданных  своих  от  всякия

верности  и послушания чинит свободными и разрешения о той клятве

своей ни у ково просити не будет и не примет.

    А ныне писал ко  государю  царю  и  великому  князю  Алексею

Михайловичю  всеа  Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и

все Войско Запорожское с посланцом своим с Лаврином Капустою, что

король  с  войсками  своими  на  Украину  идет.  И  они,  не хотя

монастырей и церквей божиих и  християн  в  мучительство  выдать,

бьют  челом,  чтоб  государь  его  пожаловал,  войска свои вскоре

послать к ним велел.  А будет он,  великий государь,  и ныне  над

ними,  православными  християны,  не  зжалится,  как  они у него,

государя, с плачем милости просят, а иноверцы те их нечто разорят

и  под  себя  подобьют,  то они волю их чинити по нужде будут.  А

запорожской посланец Лаврин Капуста говорил:  приказывал да с ним

гетман  Богдан  Хмельнитцкой,  а велел государю бити челом,  чтоб

государь велел прислать в Киев и в-ыные городы своих  государевых

воевод,  а с ними ратных людей, хотя с 3000 человек, и то для тех

же государевых воевод, а у гетмана де людей много. Да к нему ж де

хотел  быть  крымский хан с ордою,  а иные татаровя уж и пришли и

стоят под Белою Церковью.  Да к гетману  ж  де  присылал  турской   457

салтан  а  обоз  в  Борки  посланца  своего,  зовучи ево к себе в

подданство.  И гетман  де  ему  в  том  отказал,  а  надеетца  на

государеву милость.  А будет государь его и не пожалует,  принять

не велит, и он в том учнет свидетельствоватца богом, что он о том

у него,  государя,  милости просил много,  а он, государь, его не

пожаловал,  а с королем де у них миру отнюдь не  будет,  а  учнут

против его стоять.  Да в вестях объявилось, что люди их черкаские

с польскими людьми в подъездах двожды сходились и бились, и им де

посчастилосъ  и  много  языков  поляков  поимали.  А литовской де

гетман Радивил говорил: будет они с Войском Запорожским ничего не

учинят,  и  они  тотчас  с  ними помирятца и пойдут на государеву

землю войною.

    И выслушав,  бояре приговорили:  за честь  блаженные  памяти

великого  государя  царя и великого князя Михаила Федоровича всеа

Русии и за честь сына его государева,  великого государя  царя  и

великого  князя  Алексея Михайловича всеа Русии,  стояти и против

польского короля война  весть.  А  терпети  больше  того  нельзя,

потому  что  многие  годы  в  королевских грамотах и в порубежных

листех писали их государские  имянованъя  и  титлы  мимо  вечного

докончанья и посольского договору, со многою пропискою.

    А по посольским договором, и по ответным письмам, и по своей

соймовой констытуцыи во многие годы  исправленья  не  учинили,  И

видя  королевские  подданные  такое неисправленье и злым людем за

вины их неуимство от того не престали,  и  с  порубежных  городов

капитаны  их  и  наместники  в  государевы  порубежные  городы  к

воеводам во всех годех государево имянованье  и  титло  писали  с

пропискою.  И  при  государевых послех,  при боярине князь Борисе

Александровиче Репнине с  товары-щи,  исправленья  не  учинили  и

называли  то  дело – государскую честь – малым делом,  и смеяся и

поставили ни во что,  и отпустили государевых послов без дела,  и

тем оне вечное докончанье нарушили.

    А о   гетмане   о   Богдане  Хмельницком  и  о  всем  Войске

Запорожском  бояре  и  думные  люди  приговорили,  чтоб   великий

государь  царь  и  великий  князь  Алексей  Михайлович всеа Русии

изволил  того  гетмана  Богдана   Хмельницкого   и   все   Войско

Запорожское   з   городами  их  и  з  землями  принять  под  свою

государскую высокую руку для  православные  християнские  веры  и

святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполитая

на православную  християнскую  веру  и  на  святые  божии  церкви

востали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан

Хмельницкой  и  все  Войско  Запорожское,  присылали  к  великому

государю  царю  и  великому  князю Алексею Михайловичю всеа Русии

бити челом многижда,  чтоб  он,  великий  государь,  православные

християнские  веры  искоренить  и  святых божиих церквей разорить

гонителем  их  и   клятвопреступником   не   дал   и   над   ними

умилосердился,  велел  их  приняти  под  свою государскую высокую

руку.  А будет государь их  не  пожалует,  под  свою  государскую

высокую  руку  приняти  не  изволит,  и  великий  бы государь для

православные християнские веры и  святых  божиих  церквей  в  них   458

вступился,  велел их помирити через своих великих послов, чтоб им

тот мир был надежен.

    И по государеву указу,  а по их челобитью государевы великие

послы  в  ответех  паном  раде говорили,  чтоб король и паны рада

междоусобье успокоили,  и с черкасы  помирились,  и  православную

християнскую  веру  не  гонили,  и церквей божиих не отнимали,  и

неволи им ни в чем не чинили,  а ученили  б  мир  по  Зборовскому

договору.

    А великий  государь  его царское величество для православные

християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит:  тем

людем,   которые   в   его  государском  имянованье  в  прописках

объявились,  те их вины велит им отдать.  И Ян Казимер  король  и

паны  рада  и  то  дело  поставили  ни  во что и в миру с черкасы

отказали. Да и потому доведетца их принять в присяге Яна Казимера

короля  написано,  что  ему  в  вере  християнской  остерегати  и

зашищати,  и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого

на то не попущати.  А будет он тое своей присяги не здержит, и он

подданных своих от всякия верности и послушанья чинит свободными.

    И он,  Ян Казимер,  тое  своей  присяги  не  здержал,  и  на

православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви

божии многие  разорил,  а  в-ыных  унею  учинил.  И  чтоб  их  не

отпустить  в  подданство  турскому  салтану  или  крымскому хану,

потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди.

    И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого

и все Войско Запорожское з городами и з землями принять.

    А стольники,  и стряпчие,  и дворяне московские,  и дьяки, и

жильцы,  и дворяне  ж  и  дети  боярские  из  городов,  и  головы

стрелецкие,  и гости, и гостиные и суконные сотни, и черных сотен

и дворцовых слобод тяглые люди,  и стрельцы о государской чести и

о приеме гетмана Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского

допрашиваны ж по чином, порознь.

    И они говорили то ж,  что за честь блаженные памяти великого

государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии и за

честь сына его государева,  великого  государя  царя  и  великого

князя Алексея Михайловича всеа Русии,  стояти и против литовского

короля война весть. А они, служилые люди, за их государскую честь

учнут  с  литовским королем битися,  не шадя голов своих,  и ради

помереть за их государскую честь.  А торговые всяких  чинов  люди

вспоможеньем  и  за  их  государскую честь головами ж своими ради

помереть.

    А гетмана Богдана Хмельницкого для православные християнские

веры и святых божиих церквей пожаловал бы великий государь царь и

великий князь Алексей Михайлович  всеа  Русии  по  их  челобитью,

велел их приняти под свою государскую высокую руку.

Выверено по изданию: Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т.

  Т.3. Акты Земских соборов. Отв. ред. А.Г.Маньков.

  М., Юридическая литература, 1985.

РЕШЕНИЕ ЗЕМСКОГО СОБОРА О ВОССОЕДИНЕНИИ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ
1653 г. октября 1

<…> И государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец, пришед от праздника от покрова пресвятые богородицы за кресты и быв в соборной церкви, для собору был в Грановитой палате. А на соборе были: великий государь святейший Никон, патриарх московский и всеа Русии, митрополит крутицкий Сильвестр, митрополит сербский Михайло, архимариты и игумны со всем освященным собором, бояре, окольничие, думные люди, стольники и стряпчие, и дворяне московские, и жильцы, и дворяне з городов, и дети боярские, гости и гостиные и суконные сотни и черных сотен, и дворцовых слобод, торговые и иных всяких чинов люди и стрельцы. И по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу о неправдах Яна Казимира короля польского и панов рад и о челобитье государю в подданство Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского чтено всем вслух. <…>
     А о гетмане Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполитая на православную християнскую веру и на святые божии церкви востали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкий и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал над ними умилосердился, велел их приняти под свою государскую высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку приняти не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен.
     А по государеву указу , а по их челобитью государевы великие послы в ответех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору.
     А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остерегати и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданных своих от всякия верности и послушанья чинит свободным.
     И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здержал, и на православную християнскую веру греческаго закона востал, и церкви божии многие разорил, а в-ыных унею учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди.
     И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять…

Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трёх томах. М.,1953. Т. III. С.406-414.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60631. СЕМЬЯ – ОСНОВА ОБЩЕСТВА. ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 50.5 KB
  Немаловажным является и вопрос здоровья брачующихся комментарий медицинского работника Т в. Роман Комментарий юриста: говорит о том что гражданский брак в современном названии это просто сожительство...
60632. Властивості пірамід 32 KB
  Про це говорять і дивовижні результати вимірювання піраміди Хеопса. Крім того зясувалося що єгипетські майстри зробили піраміди відображенням розташування зірок у сузірї Оріона а вершина Великої піраміди дивиться точно на Полярну зірку.
60633. Кто родителей почитает, тот навек не погибает 50.5 KB
  Как подумаешь порою что и Дуня может быть тут же пропадает так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы Кто виноват в том что отношения отца и дочери сложились так трагично В погоне за богатством и счастьем она забыла о долге перед отцом; её поведение эгоистично.
60634. Вирішення завдань з економічним вмістом на уроках інформатики 105 KB
  Громадянин відкрив рахунок в банці вклавши 1000 грн. Громадянин відкрив рахунок в банці вклавши 3000 грн. 5 років якщо після кожного року зберігання громадянин знімав з рахунку 300 грн.
60636. Урок світової літератури на тему : «Подорожі Скруджа Різдвяної ночі» 3.5 MB
  Мета: навчати вмінню аналізувати зміст художнього твору; розвивати логічне мислення, зв’язне мовлення, удосконалювати навички виразного читання, виховувати людяність, доброту, милосердя, уміння співчувати.