68413

Система управления государственной собственностью

Лекция

Макроэкономика

Управление государственной собственностью представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие со стороны государства на все объекты принадлежащей ему собственности. На практике это означает, что государство как собственник устанавливает определенные правила, условия владения...

Русский

2014-09-22

77.5 KB

6 чел.

Тема 2. Система управления государственной собственностью.

Управление государственной собственностью представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие со стороны государства на все объекты принадлежащей ему собственности. На практике это означает, что государство как собственник устанавливает определенные правила, условия владения, пользования и распоряжения этими объектами.

Управление государственной собственностью определяется как совокупность всевозможных отношений между различными субъектами (работниками и менеджерами) по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной собственности с помощью организационно-экономических механизмов и методов для удовлетворения основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства.

При управлении государственной собственностью, как и любым сложным объектом, должен быть задействован комплексный подход, т.е. одновременно должны осуществляться целевая, воспроизводственная, организационная и функциональная составляющая управления. Такое управление охватывает управленческие функции, включающие прогнозирование, планирование, организацию, координацию, контроль и т.д., а также администрирование, экономические и другие методы.

Причины управления государственной собственностью включают:

целеполагание.  Оно предполагает разработку целей государственного управления на всех ее уровнях и направлениях. Это должна быть система взаимосвязанных целей, различающихся во времени и постоянно корректируемых согласно с меняющимися условиями;

научность управления;

ответственность субъектов управления государственной собственности за результаты ее функционирования;

комплексное управление, обеспечивающее единство действий органов представительной и исполнительной власти, всех управляющих структур;

постоянное совершенствование управления;

профессионализм управления;

эффективность управления.

Способы управления государственной собственностью:

а) на базе объектов управления:

посредством имеющегося законодательства;

через государственные фонды денежных средств, осуществляющие распределение и перераспределение финансовых ресурсов и доходов граждан;

через управление государственным имуществом на основе соответствующих государственных программ, в частности, связанных с процессами национализации и приватизации;

б) по управленческим действиям:

учетно-регистрационная деятельность государства;

порядок учреждения, реорганизации и ликвидации юридических лиц (участников рынка);

управления различными формами государственной и негосударственной собственности со стороны государства;

решения о приватизации и национализации;

порядок структурирования государственной собственности (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);

в) в зависимости от временной направленности:

оперативное, или текущее, управление;

перспективное управление, направленное на какие-либо преобразования в собственности в будущем.

Рис. 2.1. Подсистемы обеспечения системы управления государственной собственностью (СУГС).

В процессе управления государственной собственностью осуществляется пять главных функций: планирование, организация, распоряжение, руководство и контроль.

Планирование является средством предварения идей в реальность и заключается в формализации целей и задач, а также средств их достижения. В процессе планирования принимаются решения относительно направления деятельности по управлению государственной собственностью и устанавливается очередность действий (выделяются приоритеты).

Организация подразумевает установление определенной системы взаимоотношений (иерархии) между различными государственными органами, принимающими участие в управлении государственной собственностью, а также связей между ними и другими ресурсами, используемыми для достижения поставленных целей.

Распоряжение обеспечивает функционирование всей системы, созданной в процессе организации. Оно опирается на четкое разделение прав и ответственности во всех звеньях управления. Эта деятельность призвана направлять рабочий процесс управления на региональном и федеральном уровне.

Руководство заключается в том, чтобы побудить отдельные звенья управления действовать в интересах общих целей и задач.

Контроль предполагает принятие мер, необходимых для проведения планирования и решения конкретных задач в процессе достижения целей управления, а также обеспечения соответствия текущих задач конечным целям.

Согласно Конституции государственная власть в РФ организована и функционирует на базе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Применительно к управлению государственной собственностью основной функцией органов законодательной власти является принятие законов о собственности и утверждение бюджета.

При этом органы исполнительной власти обеспечивают организационную и распорядительную деятельность по исполнению законов, органы судебной власти – отправление правосудия.

Важнейшую роль в управлении государственной собственностью принадлежит системе федеральных органов исполнительной власти, в которую входят Министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти, государственные комитеты России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации.

В целях обеспечения управления государственной собственностью правительство специальным постановлением передало часть своих полномочий в этой области ряду федеральных органов исполнительной власти. При этом ключевую роль в процессе управления государственной собственностью была отведена Министерству имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России), которое осуществляет право собственности от имени Российской Федерации в отношении федеральных предприятий и учреждений как имущественных комплексов и пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности.

Целями управления государственной собственностью является достижение конкретных целей, поставленных перед государственным аппаратом управления. Если, например, эта цель заключается в создании частной собственности, то управление государственной собственностью сводится к ее приватизации в установленные сроки и по установленным правилам. Если эта цель состоит в увеличении доходов государственного бюджета, то управление государственной собственностью должно быть направлено на увеличение ее прибыльности или, наоборот, распродажу по наиболее высоким ценам. Если цель – увеличение регулирования рынка, то управление государственной собственностью сосредотачивается на воздействии на рынок в заданном направлении и т.д.

Проблемы преобразования отношений и структуры собственности – одна из самых важных в любой стране.

В одних странах эти преобразования носит устойчивый системный характер, в других – осуществляются в ходе политических и экономических реформ.

Приватизация, как процедура перераспределения собственности, должна служить решением следующих задач:

повысить эффективность использования активов;

усовершенствовать систему управления, сделав ее корпоративной;

расширить доступ предприятия к капиталам;

обеспечить конкурентоспособность предприятий за счет внедрения новых технологий и передового опыта;

сформировать новых владельцев, которые стали бы более эффективными собственниками;     

увеличить поступление средств в казну за счет более эффективной работы предприятий;

обеспечить более справедливое распределение прибыли.

В зависимости от конкретной ситуации государство может разными способами передавать свое имущество в частную собственность. Согласно действующему законодательству основными способами могут быть (рис.2.3.):

преобразование государственных предприятий в акционерные общества (акционирование) с последующей процедурой отсуждения их акций в частную собственность;

продажа акций, находящихся в собственности государства, а также передача иных вкладов в уставный капитал частных юридических лиц;

продажа государственного имущества (зданий, сооружений, земельных угодий и т.п.) частным лицам;

возвращение государственной собственности ее бывшим частным владельцам и др.

Рис.2.3. Юридические способы приватизации.

Приватизация, являясь процедурой распределения собственности (перераспределение между государственной и частной собственностью), в период создания акционерных обществ, как правило, основывается не на отсуждении имущества путем его купли – продажи или на безвозмездной основе, а опосредуются движением акций или переходом собственности на акции, и только затем может произойти изменение собственности непосредственно на вещное имущество. Существование акции означает, что в собственности государства имеется разных размеров портфель акций различных предприятий страны, отражающих динамику и состояние в каждый момент времени перераспределительных отношений собственности между государством и остальными собственниками.

Способы образования государственного портфеля акций в результате осуществления приватизации представлены на рис.2.5. Ими могут быть :

акционирование государственных предприятий (учреждение акционерных обществ на базе государственных предприятий) и нахождение их акций в собственности государства до момента продажи этих акций частным лицам;

незавершенность приватизации, выраженная в незавершенности перехода акций, находящихся в собственности государства в собственность частных лиц.

Рис.2.4. Образование государственного портфеля акций при приватизации в России.

Акция – особое экономическое отношение между участниками рынка (эмитентом и инвестором), т.е. отношение по поводу капитала, наряду с многочисленными другими видами взаимоотношений между ними как участниками рынка по поводу капитала, как, например, отношений купли – продажи, отношений кредитования, отношений залога и т.д.

Акция есть связующее отношение между ее эмитентом и инвестором. Она соединяет участников рынка в целое, но при этом сохраняя обособленность каждого из участников.

Для инвестора как владельца акций данное отношение означает, что он отдает свой капитал эмитенту, а взамен получает (на время владения акций) доходы с них (в виде дивидендов) и право на управление эмитентом взамен права управления капиталом как таковым, которым теперь управляет уже непосредственно эмитент.

Для эмитента выпуск акций означает привлечение капитала в свой уставный капитал с передачей власти над собой акционерам и выплатой им части своих доходов в виде дивидендов.

Рис.2.5.

Акция как инструмент привлечения инвестиций и управления предприятием.

Управление государственным портфелем акций должно включать основные объекты (блоки) управления, представленные на рис.2.6.

Рис.2.6. Объекты управления государственным портфелям акций.

В условиях рынка стратегический подход к управлению собственностью приобретает исключительно важное значение. Стратегический подход охватывает не только такие сферы деятельности предприятия, как финансы, инвестиции, технологии, менеджмент, но и деятельность по управлению имуществом.

 Управление имуществом – это комплексная система мероприятий (решений, действий, проектов и т.д.) по воспроизводству, обновлению, совершенствованию и организации наиболее рационального использования имущества предприятия.

Таким образом, управление имуществом включает в себя как операционную деятельность по содержанию, восстановлению и развитию имущественных комплексов, так и управленческую деятельность по учету, контролю, планированию, мотивации и функционированию этой операционной деятельности.

Теория управления имуществом находится в стадии формирования. Большое влияние на ее развитие оказала теория и практика оценок стоимости имущества. Понятно, что оценка имущества и управление имуществом тесно взаимосвязаны. Цель оценки – получить значение конкретного вида стоимости оцениваемого имущества. Но оценка не является самоцелью, она нужна для того, чтобы принять то или иное управленческое решение в отношении имущества. Таким образом, управление имуществом невозможно без результатов оценки этого имущества. Однако, неверно думать, что для управления имуществом нужна только оценка его стоимости. Стоимость, конечно, - важный показатель имущества, но не единственный. Для принятия управленческих решений в отношении имущества нужно привлечь многие другие его характеристики: назначение, качественные свойства, производственная мощность (производительность), эксплуатационные издержки, износ и др.

С развитием рыночных отношений расширился набор методов управления имуществом. Наряду с традиционными методами по восстановлению и обновлению имущества, все большее значение на практике приобретают такие методы, как аренда, финансовый лизинг, страхование, передача в доверительное управление и др.

Рис. 2.7. Виды сделок с объектами недвижимости.   

Задачи управления государственной собственностью, стоящие на современном этапе в РФ:

классификация объектов государственной собственности, позволяющая усовершенствовать систему их учета и контроля за состоянием объектов и их использованием;

инвентаризация объектов государственной собственности, оформление прав на них с целью упорядочения статистического и оперативного учета, использование объектов по назначению;

обеспечение контроля за сохранностью государственного имущества, используемого государственными организациями, сдаваемого в аренду, передаваемого в залог и в доверительное управление;

рациональная структура и состав объектов государственной собственности с точки зрения возможной приватизации, продажи, выкупа, передачи в муниципальную форму собственности. Создание новых объектов;

обеспечение эффективного использования прав государства как участника общей (совместной и долевой) собственности;

повышение экономической и социальной эффективности, доходности объектов государственной собственности за счет применения прогрессивных форм, методов, средств управления.

Научно-обоснованная целевая ориентация процессов управления государственной собственностью служит определенной предпосылкой их рациональной организации и результативности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44542. УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ, УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ: суррогатное материнство в двух культурах 264 KB
  Этимология подтверждает эти отношения не хуже психоанализа: английское “mmmy†очевидно происходит от “mm†но русское няня которое кажется ни на что не похожим симметрично дядьке. РОДСТВО КРОВНОЕ И МОЛОЧНОЕ Романтизация Mmmy и няни в американской и русской культурах накладывалась на экономическую и сексуальную эксплуатацию обычную для обществ столь стратифицированных в сословных расовых и гендерных измерениях. Американская Mmmy чаще всего соединяла обе эти роли. Хотя в литературе и фильмах Mmmy чаще всего изображалась полной...
44543. ЧЕМ МУЖИКА КОРМИТЬ, ЛУЧШЕ РЕБЕНКА ВОСПИТЫВАТЬ ОДНОЙ: социальный портрет материнских семей 214.49 KB
  Основными факторами формирования неполных семей как известно являются разводы не компенсируемые последующим вступлением в брак или раздельное по разным обстоятельствам проживание супругов; овдовения из-за преждевременной смерти одного из родителей ребенка детей внебрачные рождения при условии одиночества родителя. С другой стороны некоторые одинокие матери впоследствии выходят замуж но в актах записи гражданского состояния статус их детей не меняется за исключением фактов усыновления удочерения и они продолжают считаться...
44544. Функциональные подсистемы КИС 36.5 KB
  Кроме того рынок СУД изначально ориентирован на КИС масштаба предприятия в связи с чем все промышленные системы выполнены в архитектуре клиент-сервер и способны работать практически на всех программно-аппаратных платформах т. Если составные части КИС поддерживают довольно широкий список оборудования и серверного программного обеспечения это дает возможность уменьшить затраты так как увеличивается вероятность того что необходимые базовые продукты в организации уже есть. На сегодняшний день основными платформами на которых должны...
44545. Средства обработки бумажных документов 31.5 KB
  Поэтому говоря о концепции построения КИС нельзя не упомянуть такую актуальную на сегодняшний день проблему как совмещение в документообороте предприятия электронных и бумажных документов. Практически все современные СУД хранящие документы предоставляют те или иные функции по обработке бумажных документов. Обычно они реализуются с помощью специального модуля который позволяет автоматизировать сканирование и сохранение образов многостраничных документов а также их распознавание и аннотирование.
44546. Системы поддержки принятия решений 32 KB
  В этом случае на помощь старым методам приходит оперативная обработка данных OnLine nliticl Processing OLP. Сила OLP заключается в том что в отличие от классических методов поиска запросы здесь формируются не на основе жестко заданных или требующих для модификации вмешательства программиста и следовательно времени т. OLP обеспечивает выявление ассоциаций закономерностей трендов проведение классификации обобщения или детализации составление прогнозов т. Не останавливаясь на тонкостях организации различных моделей OLP например...
44547. Системы, основанные на применении Internet-технологий 31 KB
  Рассматривая вопрос применения Internetтехнологий нельзя не затронуть такую важную проблему как обеспечение информационной безопасности. В дополнение к ним на стыке сегментов локальных сетей и Internet желательна установка брандмауэров средств контроля за внешними входящими и исходящими соединениями. Они позволяют отслеживать передачу информации практически всех известных на сегодняшний день протоколов Internet.
44548. Средства стратегического планирования 31.5 KB
  Как известно для решения подобных задач применяются системы управления проектами например Microsoft Project Symntec Time Line. Практически все системы управления проектами СУП берут за основу некий план проекта составляемый на предварительном этапе. Чисто технически интеграция современных САДП и СУП не вызывает вопросов поскольку обе системы как правило соответствуют стандартам межпрограммного взаимодействия и могут разделять данные.5 позволяет получать доступ к данным о проекте используя внешние приложения в том числе и...
44549. Понятие КИС. Основные этапы и принципы построения 30 KB
  Основные этапы и принципы построения Комплексная информационная система это совокупность технических и программных средств предприятия реализующих идеи и методы автоматизации. И использование специальных программных средств обеспечивающих информационную поддержку бизнеспроцессов в качестве основы КИС представляется наиболее оправданным и эффективным. Среди преимуществ такого подхода следует отметить возможность внесения изменений в отдельные программные компоненты расположенные в одном слое без необходимости коренных переделок на...
44550. Использование языка функиональных блоков ТехноIL, FBD при программирование алгоритмов в КИС 41 KB
  Программа созданная на этом языке называется FBDпрограммой. Для разработки FBDпрограмм в редакторе базы каналов предусмотрены два окна – FBD программы и LD программы. Для входа в первое из них нужно выполнить команду FBD программы меню Окна или нажать сочетание клавиш LT3 или нажать ЛК на иконке панели инструментов.