68431

Виды природных ресурсов

Лекция

Экология и защита окружающей среды

Источниками энергии на нашей планете являются Солнце вода горючие полезные ископаемые тепло земной коры ветер. В середине 20 века эти природные источники энергии дополнились рукотворными расщепление атомных ядер. И хотя общее потребление энергии неуклонно возрастает участие в нём отдельных...

Русский

2014-09-22

30 KB

0 чел.

Лекциия № 10

Виды природных ресурсов

Вопросы лекции:

  1.  Определение
  2.  Виды природных ресурсов

Природными ресурсами - называются элементы природы, которые являются средствами существования человеческого общества  и используются им в процессе хозяйственной деятельности.

К ним относятся: энергия Солнца и ветра, почвы (земельные ресурсы), растения, животные, минеральное сырьё, вода и др.

Природные ресурсы по характеру их использования подразделяются на:

  1.  исчерпаемые возобновимые
  2.  исчерпаемые невозобновимые
  3.  неисчерпаемые

К исчерпаемым возобновимым ресурсам относятся: растительность, животный мир и почва. Эти ресурсы постоянно обновляются в процессе их использования. Однако следует заметить, что для восстановления нарушенных почв требуется не один век.  

Исчерпаемые невозобновимые ресурсы в процессе эксплуатации вырабатываются и истощаются. К ним относятся все полезные ископаемые, которые образовались в недрах земной коры. В настоящее время перед человечеством стоит задача рационального использования природных ресурсов вообще и полезных ископаемых в частности, поскольку технический прогресс, который сопровождается резким увеличением потребления металлов, минералов и других полезных ископаемых, будет систематически ускорять процесс их выработки.

 Неисчерпаемыми - называются такие ресурсы, которые в течение ближайших сотен миллионов лет не могут быть выработаны при самом оптимальном их использовании. Это - тепловая и световая энергия Солнца, энергия ветра, энергия приливов и отливов.

Минеральные ресурсы - рудные и нерудные ископаемые, сюда же относятся природные растворы солей в воде озёр, морей и подземных источников, которые содержат минералы в повышенных концентрациях.

В настоящее время сырьё, добываемое современными техническими средствами во всех частях мира, угрожающе исчерпывается. Ставятся вопросы рационального использования имеющихся ресурсов или замены естественных видов сырья на искусственные.

Водные ресурсы. Изучение водных ресурсов Земли в связи с непрерывным увеличением их потребления показало, что в ряде стран с развитой экономикой назрела угроза недостатка воды. Причины истощения кроются не только в неравномерном распределении водных ресурсов (запасов поверхностных и подземных вод), но и в том, что вода после её использования загрязняется и не подвергается эффективной очистке. Новейшие измерения, выполненные советскими океанологами, показали, что объём Мирового океана равен 1338 млн. кубических километров или 96.5% всей воды на Земле. Среди остальных вод первое место принадлежит водам ледниковых покровов Арктики и Антарктики. В них сосредоточено 69% всех земных пресных вод.

Земельные ресурсы. Почва - особое природное образование, обладающее рядом свойств, присущих живой и неживой природе, сформировавшееся в результате длительного преобразования поверхностных слоёв литосферы, под совместным взаимообусловленным воздействием гидросферы, атмосферы, живых и мёртвых организмов. Важнейшее её свойство - плодородие, т.е. способность обеспечивать рост и развитие растению. Ценность почвы не ограничивается её значением для сельскохозяйственного производства. Она является важнейшим звеном всех подземных биоценозов и биосферы Земли в целом.

Сельским хозяйством освоено около 30% площади суши. Практически все пригодные для сельского хозяйства земли уже освоены. Следовательно, площадь пашни на душу населения  будет уменьшаться, отсюда возникает необходимость улучшения качества земель, повышения степени рациональности при её использовании.

Сельским хозяйством освоено около 30% площади суши. Практически все пригодные для сельского хозяйства земли уже освоены. Следовательно, площадь пашни на душу населения  будет уменьшаться, отсюда возникает необходимость улучшения качества земель, повышения степени рациональности при её использовании.

Энергетические ресурсы. Источниками энергии на нашей планете являются Солнце, вода, горючие полезные ископаемые, тепло земной коры, ветер. В середине 20 века эти природные источники энергии дополнились рукотворными - расщепление атомных ядер. И хотя общее потребление энергии неуклонно возрастает, участие в нём отдельных видов энергии подвергается постоянным колебаниям. Особенно резкое перераспределение можно было наблюдать во второй половине 20 века. Оно характеризовалось значительным превышением доли жидкого и газообразного топлива над долей угля в выработке энергии. Энергия горючих ископаемых будет в основном удовлетворять наши потребности в энергии вплоть до конца тысячелетия.

Вода не оказывает существенного влияния на мировой энергетический баланс. Тем не менее, она является идеальным источником дешёвой энергии для различных производств.

Родоначальником всех известных видов энергии, включая и ядерную, является Солнце. За трое суток Земля получает от Солнца такое количество энергии, какое могло бы освободиться при сжигании всех имеющихся природных запасов угля, газа, нефти и древесины. Отсюда становится ясно, что Солнце могло бы удовлетворить любые потребности людей в энергии, если бы только знать, как это можно реализовать. Разработанные к настоящему времени гелиоустановки относятся пока к области «малой энергетики». Перспективную и со временем, вероятно, даже самую дешёвую возможность использования солнечной энергии можно будет реализовать только тогда, когда мы овладеем процессами фотосинтеза.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85281. Типы предложений по цели высказывания. Повествовательное, вопросительное, побудительное предложения 44.5 KB
  Задачи: дать представление о том какими бывают предложения по цели высказывания учить различать эти виды предложений и составлять их закреплять умения расставлять знаки препинания в конце предложений; развивать связную речь творческие способности воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
85282. Виды предложений 109.5 KB
  Цель: развивать умения, различать виды предложений и составлять их; учить расставлять знаки препинания; развивать связную речь; воспитывать любовь к языку. Проверка домашнего задания. Число,классная работа. Каллиграфическая минутка.
85283. Правописание слов с разделительными Ь и Ъ знаками 50 KB
  Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся в написании слов с разделительными Ь и Ъ знаками; создавать условия для воспитания коммуникативной культуры и умения учащихся работать в паре в группе; развивать мышление школьников речь память внимание; формировать потребности в новых знаниях...
85284. Изменение имён существительных по вопросам. Наблюдение за ролью имён существительных в предложении 239.5 KB
  Цели: ознакомить с падежными вопросами имён существительных (без употребления термина), научить изменять существительные по вопросам, ознакомить с ролью имён существительных в предложении, развивать умение устанавливать связь слов в предложении, умение наблюдать, анализировать, обобщать...
85285. Предложение. Русский язык 284.5 KB
  Цель: проверить устные и письменные навыки учащихся по данной теме; развивать умение находить в предложении пары слов (словосочетания); составлять предложения и работать с текстом; воспитывать чувство прекрасного.
85286. Слова, противоположные по значению 51.5 KB
  Цель урока: Работать по теме урока. Формировать понятие об антонимах. Вырабатывать умение подбирать слова с противоположным значением. Развивать связную речь, память, мышление, познавательный интерес. Воспитывать эстетические чувства, доброту, отзывчивость.
85287. МОВНО-ЛІТЕРАТУРНИЙ ТУРНІР ДЛЯ УЧНІВ 7 КЛАСУ 54.5 KB
  Адже комусь із вас він подарував приємну зустріч, комусь – теплу посмішку, від якої заусміхався світ. А комусь із вас, діти, цей день подарує шанс стати переможцем мовно-літературного турніру. Сьогодні кожен клас представив свою команду, яка буде захищати набуті знання з мови та літератури.
85288. Лицарський турнір 763.5 KB
  6 грудня у календарі позначено як День Збройних сил України. І вже стало традицією вітати у цей день усіх чоловіків, хлопчиків. Напевне, цим жінки хочуть зайвий раз підкреслити у чоловіків риси, як мужність, сміливість. Щиросердя, шляхетність.
85289. Турнір Веселих інформатиків 220 KB
  Мета: розвиток стійкого інтересу до інформатики; формування творчої особистості; формування комунікаційної компетенції; виховання поваги до суперника, стійкості, волі до перемоги, спритності; повторення й закріплення основного матеріалу в нестандартній формі...