68432

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье населения

Лекция

Экология и защита окружающей среды

Основную тревогу вызывает разрушительное действие загрязнения биосферы на здоровье человека. Характер такого действия может быть самым различным: это прежде всего: 1 токсическое действие многих химических веществ приводящих к острому или хроническому отравлению организма.

Русский

2014-09-22

35 KB

10 чел.

Лекция № 10

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье населения

  1.  1.Виды воздействия загрязняющих веществ на организм человека
  2.  Последствия загрязнения гидросферы
  3.  Последствия загрязнения атмосферы
  4.  Действия шума и вибрации

Проявления отрицательного воздействия загрязнения на биосферу разнообразны.

Основную тревогу вызывает разрушительное действие загрязнения биосферы на здоровье человека. Характер такого действия может быть самым различным: это, прежде всего:

1) токсическое действие многих химических веществ, приводящих к острому или хроническому отравлению организма. Многие агрессивные вещества, а также излучения большой интенсивности могут вызвать травматические повреждения органов (кожного покрова, зрения, слуха);

2) аллергическое действие некоторые вещества, содержащиеся в отходах производства, вызывают изменение чувствительности организма к внешним воздействиям - аллергию;

3) канцерогенное действие: загрязнители - причина раковых заболеваний;

4) мутагенное действие - вещества-загрязнители становятся причине генетической патологии.

Говоря об ущербе, наносимом загрязнениями живым организмам, необходимо упомянуть о явлениях синергизма и антагонизма, аккумуляции и интерлимитирующего действия вредных веществ.

Эффект синергизма заключается в том, что совместное воздействие разных отходов производства, ухудшающих качество окружающей среды, оказывается более вредным, чем если бы они действовали независимо друг от друга.

Например, если концентрация сернистого ангидрида SO2 и канцерогенных веществ в загрязняемой атмосфере увеличится в 2 раза, то опасность, которую они представляют, увеличится намного больше, чем вдвое, поскольку окислы серы ослабляют защитный механизм легких и делают их более восприимчивыми к канцерогенам. Никель относительно нетоксичен, но если он попадет в воду с меднистым стоком, то его токсичность возрастет в 10 раз.

Возможен и обратный эффект, когда совокупное воздействие на биосферу двух или более веществ оказывается менее вредным, чем, действие каждого в отдельности. Такое явление называется антагонизмом.

Некоторые живые организмы обладают способностью к аккумуляции определенных химических (главным образом синтетических) и радиоактивных веществ, т.е. к накоплению их в своем теле. Концентрация радиоактивных веществ в некоторых водорослях может быть выше, чем в среде в сотни и тысячи раз. Аккумулируют вредные вещества многие рыбы и птицы. Использование такой рыбы и птицы в пищу опасно для здоровья и жизни населения.

Интерлимитирующее действие вредных веществ основано на том, что их концентрация в окружающей среде постоянно изменяется во времени. Оно может в одних случаях ослаблять, а в других - усиливать токсический эффект по сравнению с действием постоянных концентраций.

Последствия загрязнения атмосферы

В человеческий организм вредные вещества могут поступать через дыхательные пути, пищеварительный тракт и кожный покров. Наибольшее значение имеет поступление их через органы дыхания, поэтому загрязнение атмосферы представляет для здоровья человека наибольшую опасность. Вредные вещества, '"держащиеся в воздухе, поражают органы дыхания, зрения и обоняния.

В воздухе городов постоянно присутствуют канцерогенные вещества, наиболее опасными из которых являются: 3,4-бенз(а)пирен, образующийся при сжигании углеводородов, и алифатические эпоксиды, выделяющиеся из торфяного топлива. Канцерогенными свойствами обладают также многие мелкодисперсные пыли. Весьма опасны для организма волокнистая асбестовая пыль, аэрозоли некоторых тяжелых и редких металлов - свинца, марганца.

Многие загрязняющие атмосферный воздух вещества оказывают раздражающее действие на дыхательные пути. Это сернистый и серный ангидриды (SO2, SO3), окислы азота, пары азотной, соляной и серной кислот, сероводород, фосфор и его соединения, а также всевозможная пыль. Систематическое воздействие на организм этих веществ может привести к таким болезням дыхательных путей, как хронический бронхит, эмфизема, астма.

Загрязнения атмосферы часто раздражают слизистые оболочки глаз. В промышленных районах с загрязненной атмосферой в несколько раз увеличивается частота заболеваний конъюнктивитом.

Последствия загрязнения гидросферы

Находящиеся в загрязненной воде вредные вещества могут поступать в человеческий организм с пищей, воздействовать на кожный покров и слизистые оболочки. Из попадающих в водоемы вредных веществ наибольшую опасность для здоровья представляют примеси некоторых химических веществ. Они могут находиться в воде в очень малых количествах, однако даже небольшое увеличение их концентрации наносит вред организму. Например, массовая концентрация фтора в питьевой воде не должна превышать 1,5 мг/л. В противном случае разрушается зубная эмаль, а при еще большей концентрации может развиться флюороз, поражающий кости человека. Очень токсичны некоторые тяжелые металлы и их соединения, попадающие со сточными водами в водоемы и почву, а потом в пищу или питьевую воду. Уже давно описаны случаи массовых заболеваний, так называемых свинцовых эпидемий, которые проявляются головными болями, нарушением зрения, быстрой утомляемостью, болями в животе и конечностях. Изучение причин таких вспышек показало, что одновременное появление большой группы больных связано с употреблением воды из водопровода, изготовленного из свинцовых труб.

К числу других металлов, содержание которых в питьевой воде особенно вредно для человека, относятся:

- кадмий, отравление которым вызывает тошноту и размягчение костей;

- хром, поражающий кожу - отеки, дерматиты, экземы;

- ртуть, острое и хроническое отравление которой проявляется в виде тошноты, воспаления слизистой оболочки полости рта (стоматиты), нарушений ЦНС;

- цианиды.

Действие шума и вибрации

Динамический диапазон звуков, воспринимаемых человеком, простирается от порога слышимости (0 дБ) до порога болевых нарушений (130 дБ). При воздействии на ухо шума с уровнем звукового давления >145 дБ возможен разрыв барабанной перепонки.

Уже небольшой шум (50-60 дБ) создает нагрузку на нервную систему человека, занятого умственным трудом. Под воздействием продолжительного громкого шума острота слуха снижается. Наступающее вслед за адаптацией слуховое и общее утомление является первым симптомом патологического процесса, в результате которого постепенно развивается тугоухость, а иногда и полная глухота. Но только этим действие шума не ограничивается. Интенсивный шум, воздействуя на ЦНС, ведет к нарушению ее регуляторной функции, а это отрицательно сказывается на деятельности внутренних органов и кровообращении. Под влиянием сильного шума (90-100 дБ) притупляется острота зрения, появляются головные боли и головокружение, нарушаются ритм дыхания и пульс, повышается артериальное давление, сокращается выделение желудочного сока, снижается его кислотность, что может привести к гипертонии, гастриту и другим болезням.

Совокупность возникающих под действием шума нежелательных изменений в организме человека можно рассматривать как шумовую болезнь.

Общая вибрация возникает в результате вибрации поверхности, на которой находится человек (пол, сиденье), и распространяется на все тело.

Опасна вибрация тела с частотой, совпадающей с собственной частотой вибрации внутренних органов (7-9 Гц), она может привести к механическим повреждениям последних вследствие резонансного явления.

Локальная вибрация распространяется на часть тела, вызывает спазмы сосудов и таким образом приводит к нарушению периферического кровообращения.

Больные виброболезнью обычно жалуются на быструю утомляемость и мышечную слабость.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52122. Розкладання многочленів на множники способом винесення спільного множника за дужки та способом групування 60 KB
  Тема: Розкладання многочленів на множники способом винесення спільного множника за дужки та способом групування. Які вирази називаються многочленами Що означає розкласти многочлен на множники Способи розкладання многочлена на множники Як розкласти многочлен на множники способом групування III.
52123. Решение задач с помощью производной 63 KB
  Активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения задач с практическим содержанием. Оборудование: Портреты ученых Карточки с заданиями для устных упражнений Таблица Чертежи к задачам математические модели Минизадачники Ход урока В мире не происходит ничего в чем бы ни был виден смысл какогонибудь максимума или минимума Леонард Эйлер I. Выдающиеся ученые: француз Пьер Ферма 16011665 англичанин Исаак Ньютон 16431727 немец Готфрид Лейбниц16461716 француз Жозеф Лагранж 17361813...
52124. Розвязування систем рівнянь методом заміни змінної 4.01 MB
  Мета: освітня: формувати поняття однорідного многочлена симетричного многочлена; формувати умінь і навичок розвязування систем рівнянь методом заміни змінної та вироблення вмінь і навичок застосовувати цей спосіб під час розвязування систем рівнянь; розвиваюча: формувати вміння знаходити звязок з раніше вивченим: переносити набуті знання в нові ситуації; стимулювати учнів до висловлювань без побоювань помилитися; заохочувати знаходити свій спосіб фіксації пояснення нового матеріалу; виховна: виховувати культуру математичних міркувань;...
52125. Решение нестандартных задач в курсе алгебры 8-9 класса 1.46 MB
  Доказать что значение выражения является натуральным числом. А При каком положительном значении параметра сумма квадратов корней уравнения равна 16 Ответ: Б При каком отрицательном значении параметра сумма квадратов корней уравнения Ответ: Доказать что значение выражения натуральное число. Доказать что значение выражения чётное число отрицательное. Построить график функции const Построить график функции: а б в Доказать что график функции это две...
52126. Методи розвязування показникових рівнянь 1.22 MB
  Мета: Систематизувати й узагальнити знання уміння та навички учнів із теми формувати вміння учнів розвязувати показникові рівняння різними способами: зведення до однієї основи до спільного...
52127. Розвязування вправ з використанням формул скороченого множення 150 KB
  Розвязування вправ з використанням формул скороченого множення. навчальна формувати удосконалити та поглибити знання та вміння учнів використовувати формули скороченого множення: при розвязуванні вправ формувати навички їх творчого застосування при розвязуванні завдань високого рівня складності; розвивальна розвивати логічне мислення математичну мову вміння чітко висловлювати думки узагальнювати активність; виховна інтерес до математики. Розвязування вправ на застосування формул скороченого множення: для виконання...
52128. Действия с многочленами 51 KB
  Развивающие: развитие логического мышления, активности, познавательного интереса учащихся, умения работать самостоятельно, четко высказывать свои мысли. Развитие коммукативной компетентности, компетентности продуктивной творческой деятельности.
52129. Винесення спільного множника за дужки 87 KB
  Мета: навчити учнів застосовувати даний спосіб під час розвязування задач, розвивати внутрішню мотивацію учнів до теми, що вивчається; навчити учнів прогнозувати очікувані результати уроку; відтворити необхідні знання та вміння для досягнення результатів уроку.