68455

Теория и практика сестринского дела. Общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

Лекция

Медицина и ветеринария

О сестринском деле говорят, что это самая юная наука и самое древнее искусство. Сестринское дело считалось женской профессией, и самой из всех сестринских специальностей, и самой древней являлась акушерская (в Древней Греции, по определению Гиппократа, акушерки могли быть только рожавшие женщины...

Русский

2014-09-22

1.26 MB

54 чел.

PAGE  13

КРАЕВОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ  МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАССМОТРЕНО                                                                 УТВЕРЖДАЮ

на заседании ЦМК                                                               зам. директора по УР

__________________                                                           Корнева Н. М.

протокол № _______                                                            ________________

Вишневская Л.П.___                                                          «___»____________

«___»_____________

                           

   

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ (ЛЕКЦИИ)

Специальность 060501 Сестринское дело

                          060102 Акушерское дело

ПМ № 4 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская

сестра по уходу за больными»

МДК 04. Теория и практика сестринского дела

Раздел 1. Общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

Тема 1.1; 1.2: История сестринского дела. Философия сестринского дела.

                                                                                     Составила преподаватель:

                                                                                     Толстихина           

                                                                                     Екатерина

                                                                                     Владимировна

г. Красноярск 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Тема                                                                          2 стр.

2.Продолжительность занятия                                  2 стр.

3.Место проведения занятия                                     2 стр.

4.Цели занятия                                                            2 стр.

5.Методы обучения                                                    2 стр.

6.Форма организации учебного процесса                2 стр.

7.Межпредметные связи                                            3 стр.

8.Внутрипредметные связи                                        3 стр.     

9.Оснащение занятия                                                  3 стр.

10.Литература для преподавателя                             3 стр.

11.Литература для студентов                                     3 стр.

12.Программа занятия                                                 4 стр.

13.Описание хода занятия                                          4 стр.

14.План лекции.                                                           5 стр.

15.Конспект лекции.                                                    6 стр.


ТЕМА: История сестринского дела. Философия сестринского дела.

Продолжительность занятия – 90 минут.

Место проведения занятия: лекционный кабинет.

Формируемые компетенции:

Общие:

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 7

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия

Профессиональные:

ПК 4.1.

Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

ПК 4.2.

Соблюдать принципы профессиональной этики

ПК 4.4.

Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода

С целью овладения ПК в ходе освоения данной темы студент должен:

Знать:

Уметь:

1. О зарождении сестринского дела в России, общинах сестер милосердия, о основоположниках сестринского дела в России;

1. Обосновать необходимость философского осмысления сестринской практики для дальнейшего прогресса в сестринском деле.

2. Историю создания  Международного и Российского комитета Красного Креста;

3. О деятельности сестер милосердия на войне;

4.О современной системе подготовки сестринского персонала  в России;

5. О периодических  изданиях для сестринского персонала в РФ

6. Об истории создания и задачах Ассоциации  медицинских сестер, Лиги акушерок России;

7. Основные понятия философии сестринского дела: человек, здоровье, сестринское дело, окружающая среда;

8. Содержание философии сестринского дела;

9. Принципы и этические элементы философии сестринского дела;

10.Основные положения этического Кодекса  специалиста среднего звена.

Развивающая цель: развить познавательную деятельность и интерес к будущей профессии.     

Воспитательная цель: вызвать интерес, уважение к будущей профессии, воспитать чувство ответственности, гуманность, бескорыстность, деликатность, умения мыслить, анализировать.

Методическая цель: организовать лекцию с элементами беседы и мультимедийного сопровождения.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративная.

Форма организации учебного процесса:  лекция.

Межпредметные связи :

циклов, дисциплин, ПМ, МДК, практик

1

ОГСЭ. 02 История

2

ОГСЭ. 01 Основы философии

3

ОПД. 09 Психология

4

ОПД.13 Биоэтика

5

ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе. МДК.02.01-МДК.02.17

Внутрипредметные связи

Наименование раздела,  МДК

Тема

1

Раздел 1. Общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности. МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела.

Общение в сестринском деле

Обучение в сестринском деле

Оснащение занятия: методическая разработка лекции для преподавателя; этический кодекс медсестры; программный документ «Философия сестринского дела России» (Голицыно, 1993г).

Список литературы (основная и дополнительная):

1.С.А. Мухина, И.И Тарновская Теоретические основы сестринского дела2010г, стр.29-45, 13-26.

2.И.В. Островская, И.В. Широкова, «Основы сестринского дела», Москва, 2008 г. Стр.  10 – 62, 67-97.

3.В.В. Скворцов «Основы сестринского дела», Ростов на Дону, 2008 г. Стр.15 -67

4.Журнал «Медицинская сестра», 2003 г, №2 «Памяти Юлии Вревской».

5.Медицинская помощь, 2003 г, №2, «Леди с лампой».

6.Ф. Найтингейл «Записки об уходе», приложение к журналу Медицинская сестра 2002 г.

7. А.Я. Иванушкин, А.К. Хатагурова. История и этика сестринского дела. Уч. Пос. – м, ГОУ ВУНЦМ МЗ РФ, 2003г.,320стр.

ПРОГРАММА  ЗАНЯТИЯ

1

Организация группы

- 3 мин.

2

Мотивация учебной деятельности

- 2 мин.

3

Формирование новых знаний

- 80 мин.

4

Обобщение и систематизация изученного материала

- 2 мин.

5

Подведение итога занятия. Задание на дом

- 3 мин.

Описание хода занятия

Название этапа

Описание этапа

Цель

1

Организация группы

Проверить готовность аудитории, студентов, отметить отсутствующих сообщить тему и план занятия.

Подготовка студентов к работе

2

Мотивация учебной деятельности

Обосновать актуальность темы в профессиональной деятельности среднего медработника.

Мобилизация внимания студентов, создание мотивации к изучению вопросов темы

3

Формирование новых знаний

Преподаватель раскрывает содержание каждого вопроса по плану лекции. Студенты слушают, осмысливают, конспектируют.

Формирование знаний по вопросам темы, умений анализировать, конспектировать

4

Валеологическая пауза

Снятие напряжения во время работы. Результативность: формирование компетентного отношения к своему здоровью

Используется элемент здоровьесберегающей технологии. Упражнения студенты выполняют сидя, стоя

5

Обобщение и систематизация изученного материала

Преподаватель делает выводы по ходу изложения вопросов лекции

Систематизация и конкретизация изученного материала. Формирование умений обобщать, систематизировать полученную информацию

6

Подведение итога занятия. Задание на дом

Преподаватель подводит итог, ещё раз подчёркивает необходимость знаний будущим медработником изученных вопросов.

Сообщает задание на дом: Изучить конспект лекций и предлагаемую преподавателем дополнительную литературу

Создание мотивации на самостоятельную работу при подготовке к семинарскому занятию.

План лекции:

  1.  История сестринского дела.

2.Философия сестринского дела.

1.История сестринского дела.

О сестринском деле говорят, что это самая юная наука и самое древнее искусство. Сестринское дело считалось женской профессией,  и самой из всех сестринских специальностей, и самой древней являлась акушерская (в Древней Греции, по определению Гиппократа, акушерки могли быть только рожавшие женщины с большим жизненным опытом; они определяли срок беременности, наступление родов, занимались лечением женских болезней). В Древнем Риме акушерки, помимо оказания помощи в родах, ухаживали за роженицами и младенцами.

Ученики Иисуса Христа - исцеляли больных.

Диаконы (мужчины) и диаконисы (женщины)- добровольно, бескорыстно ухаживали за больными и раненными неимущими. При церквях и монастырях  возникали богадельни (диаконии), предназначенные вначале для больных монахов и монахинь, а позже и для всех больных.

В 4 веке н.э. со времен римского императора Константина Великого, поддерживающего христианскую религию, учреждаются общественные больницы и госпитали для больных и бесприютных.

В средние века в католических странах христианская благотворительность выражалась в создании рыцарских орденов, целью которых был уход за больными. Так функцией ордена Святого Лазаря в Иерусалиме был уход за прокаженными. Ордена тамплиеров во Франции и немецких рыцарей покровительствовали паломникам и заботились о больных и неимущих.

Община «иоанниток» в Париже в 1348 г. оказывала помощь-самопожертвование во время эпидемии чумы. По уходу за больными много сделали сестры другого ордена - «госпитальерки» во Франции.

В 1617 г. во Франции священник Винсент де ( Викентий) Поль организовал первую общину сестер милосердия.

В 1808 г. община сестер милосердия создана в Германии,  в 1821 г. – в Италии( их основной задачей был уход за заразными больными), в 1834 г.- в Австрии, в 1837 г. – в Чехии, В 1841 г. – общины диаконис в США, В 1844 – в России.

Впервые в России женский труд для ухода за больными в госпиталях и лазаретах был использован при Петре-1. По его указу в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. Однако, затем привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным солдатам. Женский труд гражданских больницах вновь начали использовать в середине 18 века. Его осуществляли 'бабы-сидельницы'. В тоже время  до конца века специальных сестёр для ухода за больными в светских больницах видимо не было. Поэтому можно считать, что сестринское дело в России началось в 1803 г., когда появилась служба "сердобольных вдов". В этом же году и в Москве и Петербурге при воспитательных домах создаются "вдовьи дома" для призрения неимущих.

В 1814г. по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны из Петербургского "вдовьего дома" на добровольных началах были приглашены и направлены в Мариинскую больницу женщины для "прямого назначения" ходить и смотреть за больными. После годичного испытания 12 марта 1815г. 16 из 24 вдов были приведены к присяге и императрица на каждую посвящённую вложила особый знак - «Золотой Крест", на одной из сторон которого написано "СЕРДОЛЮБИЕ"

В 1819г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок (1918) (которые обучались в больницах санитарно-гигиеническому уходу за больными и имели штатные должности при больницах). С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала. Преподавание велось по учебнику   Христофора фон Оппеля (главный врач Мариинской больницы в Москве). Это было первое руководство на русском языке для специальной подготовки персонала по уходу за больными, которое вышло в свет в 1822г. и называлось: «Руководства и правила, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятившим»(в пособии описаны принципы отбора ухаживающего персонала, требования к качествам, особенности ухода за тяжелобольными, выздоравливающими, ранеными, младенцами, умирающими; гигиенические условия содержания больных, методики выполнения манипуляций, правила приема лекарственных препаратов).

В 1844г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезы Ольденбургской в Петербурге была создана первая в России община сестер милосердия - Свято-Троицкая.

В 1847г. звание сестёр милосердия было присвоено первым 10 женщинам, получившим подготовку к общине. Община существовала на средства благотворительных организаций.

Для участия Крымской войне (1853-1856гг.) была создана в 1854 г. в Петербурге Крестовоздвиженская община сестер милосердия (учредила великая княгиня Елена Павловна (сестра императора Николая-1)), специально предназначенная для работы в действующей армии. Также она предложила знаменитому хирургу Н.И.Пирогову организовать женский уход за ранеными и больными на поле битвы. Он же составил устав общины.  Сестры приобрели специальности: сестёр хирургических (перевязочных), аптекарей и хозяек.

Среди отрядов особое место занимает Екатерина Михайловна Бакунина. После крымской войны Е.М.Бакунина по рекомендации Пирогова руководила Крестовоздвиженской общиной. У неё появилось твёрдое убеждение в том, что в основу таких общин следует положить не религиозные а моральные принципы. Неважно, к какому вероисповеданию принадлежит сестра, а важны её общественные взгляды и моральные принципы. Однако с этим не согласилась княгиня Елена Павловна и летом 1860г. Бакунина навсегда простилась с общиной, где она была сестрой Настоятельницей.

Простившись с общиной Бакунина у себя в имении в Тверской губернии организовала на собственные средства небольшую лечебницу для крестьян.

Также история сохранила имена Дарьи Лаврентьевны Михайловой (настоящее имя Даши Севастопольской), которая еще до появления сестер милосердия и «сердобольных вдов» стала первой оказывающей помощь раненым на поле боя, за что Николай 1 пожаловал ей золотую медаль «За усердие».

В 1867 г. в Петербурге было учреждено Российское общество Красного Креста <РОКК>. В его компетенцию вошли организация подготовки сестер милосердия и контроль за учреждением и деятельностью общин милосердия.

По другую линию фронта в расположении английских войск начала свою благородную деятельность английская сестра милосердия Флоренс Найтингейл (1820-1910), которая во всём мире считается основоположницей сестринского дела. Она внесла огромный вклад в развитие сестринского дела и вклад в обретение женщинами равноправия внесла Флоренс Найтингейл.  Она впервые обратила внимание на значимость и особенности сестринского дела, которые определяют ее специфику и выделение в самостоятельный вид профессиональной деятельности. Ф. Найтингейл дала первое определение специальности «Сестринское дело» в «Записках об уходе» (1859) - это «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению». При этом цель сестринского ухода была сформулирована так: «Создать для пациента наилучшие условия (чистоту, свежий воздух, правильное питание) для активации его собственных сил».

Ф. Найтингейл считала сестринское дело искусством, требующее «организации, практической и научной подготовки», и что сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности  и требует специальных, отличных от врачебных, знаний.  По ее  инициативе в Лондоне в 1860 г. была открыта первая в мире светская школа для подготовки медсестер. 

Международным комитетом Красного Креста в 1912г. учреждена медаль Флоренс Найтингейл, которой награждаю сестёр, проявивших героизм в военных действиях. В годы великой Отечественной воины 1941-1945гг. 46 сестёр в нашей стране были награждены этой медалью. В конце 60-х годов объявились общины сестёр милосердия в Одессе, Харькове, Тбилиси.

Одно из определений сестринского дела, данное в 1961 г. и актуальное до сих пор,  принадлежит американской медицинской сестре Вирджинии Хендерсон.

Мысли об организации международной частной и добровольной помощи пострадавшим на войне, без различия их званий и национальности возникли у швейцарца Анри Дюнана под влиянием поразившей его деятельности сестёр в период Крымской войны.

В 1862 г. он издаёт "Воспоминания о Сольферино" и принимает окончательное решение о создании международной организации помощи жертвам войны. В 1863 в Швейцарии был организован постоянный Международный комитет помощи раненым, переименнованный в 1876 в Международный комитет Красного Креста. На этой конференции был учреждён особый международный отличительный знак обеспечивающий правовую защиту на поле боя: красный крест на белом фоне. Россия присоединилась к Женевской конвенции в 1867г.,и тогда же было создано общество попечения о раненых и больных войнах. С 1871г. женщинам было разрешено работать в госпиталях и в мирное время.

В 1897г. Российское общество Красного Креста учредило в Петербурге Институт братьев милосердия, целью которого была подготовка мужчин для ухода за ранеными и больными. Срок обучения в институте составлял 2 года (существовал до 1917 г.).

 

-община сестер милосердия Красного Креста-

26 августа 1917 г. в Москве состоялся 1 Всероссийский  съезд сестер милосердия, на котором было учреждено общество сестер милосердия.

 

В 1920 г. в России появляются первые государственные медицинские школы.

В 1929 г. был решен вопрос об усовершенствовании среднего медперсонала, периодичность которого (не реже одного раза в 5 лет) сохраняется до сих пор.

В 1936 г. введена единая система подготовки среднего медицинского персонала.

В Великую Отечественную войну впервые в мире в Советской армии на линию огня была введена женщина-санинструктор.

В 1953 годы медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища, создана система среднего специального образования.

В 1963 г. окончательно решен вопрос о целесообразности открытия медицинских училищ при крупных многопрофильных больницах, являющихся одновременно клиническими базами. (Красноярский медицинский техникум был основан 5 мая 1962 года в соответствии с решением Красноярского краевого совета депутатов трудящихся от 17.01.1962 за № 5 «»Открытие медицинского училища на 120 человек при ГБ № 20». С 1987 г .- акушерское на 60 человек.

В 1993  году-конференция по сестринскому делу в рамках международного проекта «Новые сестра для новой России» в Голицыно.

В 1993 была создана и принята философия сестринского дела.

К 1994 году в России сформировалась многоуровневая система сестринского образования (училище, колледж, высшее сестринское образование).

В 1994г. создана Ассоциация Медицинских сестёр России, принимающая участие в работе Международного Совета сестёр.

В 1995г. впервые в России Г.М.Перфильева, лидер сестринского дела, инициатор создания факультета высшего сестринского образования (ВСО) в Московской медицинской академии им.И.М.Сеченова, защитила докторскую диссертацию на тему: «Сестринское дело в России". Так же в 1995 году состоялся первый выпуск специалистов с высшем сестринским образованием.

В настоящее время в РФ выходят периодические сестринские издания, основными из них  являются: НПЖ «Медицинская помощь» с 1993 г., с 1995г.- «Сестринское дело», с 1999 г.- «Медицинская сестра», с 2001г.- «Сестра милосердия».

Первый профессиональный сестринский журнал "American Journal of Nursing" (1900, основан медсестрой Sophia Palmer).

Отечественные периодические издания по сестринскому делу: журналы "Фельдшерский вестник" (1906-1918), "Фельдшер и акушерка" (с 1936 г.), "Медицинская сестра" (с 1942 г.).

2.Философия сестринского дела

Постановление правительства Российской Федерации от 05.11.97, №1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в

Российской Федерации» предусмотрено осуществление реформы, направленной на повышение качества, доступности и экономической эффективности медицинской помощи населению в условиях формирования рыночных отношений.

Медицинским сестрам отводится одна из ведущих ролей в решении задач медико-социальной помощи населению и повышении качества и эффективности медицинских услуг сестринского персонала в ЛПУ. Функции медицинской сестры разнообразны и ее деятельность касается не только диагностического и лечебного процесса, но и ухода за пациентами с целью полной реабилитации больного.

Первое определение сестринского дела дала всемирно известная медицинская сестра Флоренс Найтингейл. В своих известных «Записках об уходе» в 1859 г. она писала, что сестринское дело – это «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению».

В настоящее время сестринское дело – неотъемлемая составная часть системы здравоохранения. Оно является многогранной медико-санитарной дисциплиной и имеет медико - социальное значение, поскольку призвано поддерживать и охранять здоровье населения.

Философия сестринского дела- часть общей философии, представляет систему взглядов на взаимоотношения между медсестрой, пациентом , обществом и окружающей средой.

 Философия сестринского дела включает в себя следующие аспекты:

  1.  Определение сестринского дела, его миссии, цели и задачи
  2.  Соотношение сестринского дела и медицины
  3.  Взаимодействие медицинской сестры и пациента
  4.  Профессиональная этика медицинской сестры
  5.  Характер взаимодействия сестринского дела и общества.

На 1 Всероссийской научно-практической конференции, прошедшей в Галицино (), посвященной теории сестринского дела; сестринское дело рассматривалось как часть системы здравоохранения, наука и искусство, которые направлены на решение существующих и потенциальных проблем, касающихся здоровья население в условиях постоянно меняющейся окружающей среды.

Согласно международной договоренности, концептуальной моделью сестринского дела является структура, основанная на философии сестринского дела, включающей четыре парадигмы (основные категории):

1)сестра, «сестринское дело»,

2)личность - пациент,

3)окружающая среда,

4)здоровье.

Понятие личности занимает особое место в философии сестринского дела.

Объектом деятельности медицинской сестры является пациент, человек как совокупность физиологических, психосоциальных и духовных потребностей, удовлетворение которых определяет рост, развитие и слияние его с окружающей средой. Пациент – человек, нуждающийся с сестринском уходе и получающий его.

Сестре приходится работать с разными категориями пациентов. И для каждого пациента сестра создает атмосферу уважительного отношения к его настоящему и прошлому, к его жизненным ценностям, обычаям и убеждениям. Она принимает необходимые меры безопасности пациента, если его здоровью угрожает опасность со стороны сотрудников или других людей.

Сестра - специалист, с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу.

 Окружающая среда рассматривается как важнейший фактор, оказывающий влияние на жизнедеятельность и здоровье человека. Она включает в себя совокупность социальных, психологических и духовных условий, в которых протекает жизнедеятельность человека.

Здоровье рассматривается не отсутствие болезней, а как динамическая гармония личности с окружающей средой, достигаемая посредством адаптации.

 Сестринское дело является наукой и искусством, направленным на решение существующих проблем, связанных со здоровьем человека в изменяющихся условиях окружающей среды.

 Философия сестринского дела устанавливает основные этические обязанности специалистов по обслуживанию человека и общества; цели, к которым стремится профессионал; моральные качества, добродетели и навыки, ожидаемые от практикующих специалистов.

 Основной принцип философии сестринского дела – уважение прав и достоинств человека. Он реализуется не только в работе сестры с пациентом, но и в ее сотрудничестве с другими специалистами.

Международным советом медицинских сестер был разработан кодекс поведения медицинских сестер. Согласно этому кодексу, фундаментальная ответственность медсестер имеет четыре главных аспекта (уровни деятельности медицинской сестры):

1) содействие укреплению здоровья,

2) профилактика заболеваний,

3) восстановление здоровья (утраченных функций),

4) облегчение страданий.

 

Медсестра - уникальная, общественно активная личность, которая совершенствует свои профессиональные, психологические и духовные качества для того, чтобы обеспечить пациенту оптимальный уровень и качество сестринской помощи.

Этот кодекс определяет также ответственность медицинских сестер перед обществом и коллегами.

К вопросам компетенции относятся профессиональные навыки, достижения в учебе, человеческая забота, способность взять на себя ответственность за принимаемые решения и действия, желание постоянно совершенствоваться.

26-28 мая в 1997 году в С.-Петербурге на Всероссийской конференции по сестринскому делу принят Этический Кодекс медицинской сестры России.

Составляющие его содержание принципы и нормы конкретизируют нравственные ориентиры в профессиональной сестринской деятельности.

С позиции философии сестринского дела медицинская сестра-это:

- организатор и исполнитель ухода за пациентами;

- защитник интересов пациента;

- педагог-консультант;

- исследователь;

- лидер;

- активный член медицинской бригады.

Профессиональная этика медицинской сестры является проводником философии сестринского дела в повседневной практике.

Этические элементы философии сестринского дела:

  1.  Обязанности медицинской сестры:

- уважать пациента;

- говорить правду;

- уважать право на самоопределение;

- не причинять вреда;

- делать добро;

- уважать обязательства других;

- держать слово;

- сотрудничать;

- быть преданной.

  1.  Ценности (идеалы):

- профессионализм;

- независимость;

- достоинство;

- уход;

- здоровье;

- здоровая семья.

  1.  Добродетели медицинской сестры:

- знание;

- умение;

- ответственность;

- жалость;

- сотрудничество;

- забота.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81218. Поздний протестантизм, его основные формы 24.4 KB
  Баптисты веруют во второе пришествие Христа и воскресение мертвых. Установится тысячелетнее царствование Христа. Название связано с мифом о сошествии Святого Духа на апостолов в 50й день после вознесения Христа. Иеговисты признают единым богом Иегову Иисуса Христа порождением Иеговы и исполнителем его воли а под Святым Духом понимают власть Иеговы которая может влиять на сознание людей.
81219. Русская религиозная философия 28.04 KB
  Рассматривается вопрос мира и бытия человека в нем общественной жизни и исторического процесса. Ее духовным источником было православие а в центре внимания находилась тема Бога и человека взаимоотношение между ними. Основой нравственного прогресса поведения человека его воспитания и всей педагогики является по его мнению \'\' нерасторжимая связь поколений поддерживающих друг друга в прогрессивном исполнении одного общего дела приготовления к явному Царству божию и к воскресению всех \'\'. Смысл и значение человека и человечества встать...
81220. Понятие и сущность религии. Основные подходы к ее трактовке 23.23 KB
  Сегодня существует многообразие исследовательских подходов к изучению природы и сущности религии в рамках которых предлагается разнообразие определений религии. Сущность религии выводят из наличия в мире сверхъестественных сил поэтому объективный идеализм философская основа теологии как системой обоснования и защитой религии. Существование религии объясняется расколом между телом и душой.
81221. Структура религии. Специфика религиозного сознания 24.51 KB
  Она включает в себя такие важнейшие элементы как: религиозное сознание религиозный культ религиозная организация. Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера. Религиозное сознание неоднородно и существует на двух уровнях: обыденный или религиозная психология: совокупность представлений установок стереотипов чувств и настроений верующих. концептуальный или религиозная идеология: система идей принципов концепций разработанная и пропагандируемая теологами и служителями церкви.
81222. Религиозный культ и религиозные организации 24.7 KB
  Предметом культовой деятельности становятся различные объекты и силы осознаваемые в форме религиозных образов. Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований а также зависят от средств культа. На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы предписания о том что и как нужно делать. Результатом культовой деятельности является прежде всего удовлетворение религиозных потребностей оживление религиозного сознания.
81223. Религия как социальное явление. Основные функции религи 23.81 KB
  Основные функции религии. Несколько подходов к определению религии: теологический философский критический научный. Два основных взгляда: религия существует в многообразии религий своего рода универсалия общий термин; религии существуют как модификации единой первоначальной религии. Функции религии...
81225. Происхождение религии и ее ранние формы 25.23 KB
  Тотемизм вера в сверхъестественное родство между определенной группой предметов и людей. Магия совокупность представлений и обрядов в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей предметы и явления объективного мира с помощью определенных символических действий. Анимизм вера в существование духов и душ. Существует как вера в духов не только умерших людей но и в духов природных явлений.
81226. Национальные религии Индии. Ведизм 20.79 KB
  Ведизм. К национальным религиям Индии относят ведизм индуизм джайнизм и сикхизм. Ведизм считается самой древней из всех национальных религий и одной из самых древних среди мировых. Характерная черта ведизма обожествление сил природы часто в мифологических образах.