68455

Теория и практика сестринского дела. Общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

Лекция

Медицина и ветеринария

О сестринском деле говорят, что это самая юная наука и самое древнее искусство. Сестринское дело считалось женской профессией, и самой из всех сестринских специальностей, и самой древней являлась акушерская (в Древней Греции, по определению Гиппократа, акушерки могли быть только рожавшие женщины...

Русский

2014-09-22

1.26 MB

48 чел.

PAGE  13

КРАЕВОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ  МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАССМОТРЕНО                                                                 УТВЕРЖДАЮ

на заседании ЦМК                                                               зам. директора по УР

__________________                                                           Корнева Н. М.

протокол № _______                                                            ________________

Вишневская Л.П.___                                                          «___»____________

«___»_____________

                           

   

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ (ЛЕКЦИИ)

Специальность 060501 Сестринское дело

                          060102 Акушерское дело

ПМ № 4 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская

сестра по уходу за больными»

МДК 04. Теория и практика сестринского дела

Раздел 1. Общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

Тема 1.1; 1.2: История сестринского дела. Философия сестринского дела.

                                                                                     Составила преподаватель:

                                                                                     Толстихина           

                                                                                     Екатерина

                                                                                     Владимировна

г. Красноярск 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Тема                                                                          2 стр.

2.Продолжительность занятия                                  2 стр.

3.Место проведения занятия                                     2 стр.

4.Цели занятия                                                            2 стр.

5.Методы обучения                                                    2 стр.

6.Форма организации учебного процесса                2 стр.

7.Межпредметные связи                                            3 стр.

8.Внутрипредметные связи                                        3 стр.     

9.Оснащение занятия                                                  3 стр.

10.Литература для преподавателя                             3 стр.

11.Литература для студентов                                     3 стр.

12.Программа занятия                                                 4 стр.

13.Описание хода занятия                                          4 стр.

14.План лекции.                                                           5 стр.

15.Конспект лекции.                                                    6 стр.


ТЕМА: История сестринского дела. Философия сестринского дела.

Продолжительность занятия – 90 минут.

Место проведения занятия: лекционный кабинет.

Формируемые компетенции:

Общие:

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 7

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия

Профессиональные:

ПК 4.1.

Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

ПК 4.2.

Соблюдать принципы профессиональной этики

ПК 4.4.

Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода

С целью овладения ПК в ходе освоения данной темы студент должен:

Знать:

Уметь:

1. О зарождении сестринского дела в России, общинах сестер милосердия, о основоположниках сестринского дела в России;

1. Обосновать необходимость философского осмысления сестринской практики для дальнейшего прогресса в сестринском деле.

2. Историю создания  Международного и Российского комитета Красного Креста;

3. О деятельности сестер милосердия на войне;

4.О современной системе подготовки сестринского персонала  в России;

5. О периодических  изданиях для сестринского персонала в РФ

6. Об истории создания и задачах Ассоциации  медицинских сестер, Лиги акушерок России;

7. Основные понятия философии сестринского дела: человек, здоровье, сестринское дело, окружающая среда;

8. Содержание философии сестринского дела;

9. Принципы и этические элементы философии сестринского дела;

10.Основные положения этического Кодекса  специалиста среднего звена.

Развивающая цель: развить познавательную деятельность и интерес к будущей профессии.     

Воспитательная цель: вызвать интерес, уважение к будущей профессии, воспитать чувство ответственности, гуманность, бескорыстность, деликатность, умения мыслить, анализировать.

Методическая цель: организовать лекцию с элементами беседы и мультимедийного сопровождения.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративная.

Форма организации учебного процесса:  лекция.

Межпредметные связи :

циклов, дисциплин, ПМ, МДК, практик

1

ОГСЭ. 02 История

2

ОГСЭ. 01 Основы философии

3

ОПД. 09 Психология

4

ОПД.13 Биоэтика

5

ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе. МДК.02.01-МДК.02.17

Внутрипредметные связи

Наименование раздела,  МДК

Тема

1

Раздел 1. Общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности. МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела.

Общение в сестринском деле

Обучение в сестринском деле

Оснащение занятия: методическая разработка лекции для преподавателя; этический кодекс медсестры; программный документ «Философия сестринского дела России» (Голицыно, 1993г).

Список литературы (основная и дополнительная):

1.С.А. Мухина, И.И Тарновская Теоретические основы сестринского дела2010г, стр.29-45, 13-26.

2.И.В. Островская, И.В. Широкова, «Основы сестринского дела», Москва, 2008 г. Стр.  10 – 62, 67-97.

3.В.В. Скворцов «Основы сестринского дела», Ростов на Дону, 2008 г. Стр.15 -67

4.Журнал «Медицинская сестра», 2003 г, №2 «Памяти Юлии Вревской».

5.Медицинская помощь, 2003 г, №2, «Леди с лампой».

6.Ф. Найтингейл «Записки об уходе», приложение к журналу Медицинская сестра 2002 г.

7. А.Я. Иванушкин, А.К. Хатагурова. История и этика сестринского дела. Уч. Пос. – м, ГОУ ВУНЦМ МЗ РФ, 2003г.,320стр.

ПРОГРАММА  ЗАНЯТИЯ

1

Организация группы

- 3 мин.

2

Мотивация учебной деятельности

- 2 мин.

3

Формирование новых знаний

- 80 мин.

4

Обобщение и систематизация изученного материала

- 2 мин.

5

Подведение итога занятия. Задание на дом

- 3 мин.

Описание хода занятия

Название этапа

Описание этапа

Цель

1

Организация группы

Проверить готовность аудитории, студентов, отметить отсутствующих сообщить тему и план занятия.

Подготовка студентов к работе

2

Мотивация учебной деятельности

Обосновать актуальность темы в профессиональной деятельности среднего медработника.

Мобилизация внимания студентов, создание мотивации к изучению вопросов темы

3

Формирование новых знаний

Преподаватель раскрывает содержание каждого вопроса по плану лекции. Студенты слушают, осмысливают, конспектируют.

Формирование знаний по вопросам темы, умений анализировать, конспектировать

4

Валеологическая пауза

Снятие напряжения во время работы. Результативность: формирование компетентного отношения к своему здоровью

Используется элемент здоровьесберегающей технологии. Упражнения студенты выполняют сидя, стоя

5

Обобщение и систематизация изученного материала

Преподаватель делает выводы по ходу изложения вопросов лекции

Систематизация и конкретизация изученного материала. Формирование умений обобщать, систематизировать полученную информацию

6

Подведение итога занятия. Задание на дом

Преподаватель подводит итог, ещё раз подчёркивает необходимость знаний будущим медработником изученных вопросов.

Сообщает задание на дом: Изучить конспект лекций и предлагаемую преподавателем дополнительную литературу

Создание мотивации на самостоятельную работу при подготовке к семинарскому занятию.

План лекции:

  1.  История сестринского дела.

2.Философия сестринского дела.

1.История сестринского дела.

О сестринском деле говорят, что это самая юная наука и самое древнее искусство. Сестринское дело считалось женской профессией,  и самой из всех сестринских специальностей, и самой древней являлась акушерская (в Древней Греции, по определению Гиппократа, акушерки могли быть только рожавшие женщины с большим жизненным опытом; они определяли срок беременности, наступление родов, занимались лечением женских болезней). В Древнем Риме акушерки, помимо оказания помощи в родах, ухаживали за роженицами и младенцами.

Ученики Иисуса Христа - исцеляли больных.

Диаконы (мужчины) и диаконисы (женщины)- добровольно, бескорыстно ухаживали за больными и раненными неимущими. При церквях и монастырях  возникали богадельни (диаконии), предназначенные вначале для больных монахов и монахинь, а позже и для всех больных.

В 4 веке н.э. со времен римского императора Константина Великого, поддерживающего христианскую религию, учреждаются общественные больницы и госпитали для больных и бесприютных.

В средние века в католических странах христианская благотворительность выражалась в создании рыцарских орденов, целью которых был уход за больными. Так функцией ордена Святого Лазаря в Иерусалиме был уход за прокаженными. Ордена тамплиеров во Франции и немецких рыцарей покровительствовали паломникам и заботились о больных и неимущих.

Община «иоанниток» в Париже в 1348 г. оказывала помощь-самопожертвование во время эпидемии чумы. По уходу за больными много сделали сестры другого ордена - «госпитальерки» во Франции.

В 1617 г. во Франции священник Винсент де ( Викентий) Поль организовал первую общину сестер милосердия.

В 1808 г. община сестер милосердия создана в Германии,  в 1821 г. – в Италии( их основной задачей был уход за заразными больными), в 1834 г.- в Австрии, в 1837 г. – в Чехии, В 1841 г. – общины диаконис в США, В 1844 – в России.

Впервые в России женский труд для ухода за больными в госпиталях и лазаретах был использован при Петре-1. По его указу в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. Однако, затем привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным солдатам. Женский труд гражданских больницах вновь начали использовать в середине 18 века. Его осуществляли 'бабы-сидельницы'. В тоже время  до конца века специальных сестёр для ухода за больными в светских больницах видимо не было. Поэтому можно считать, что сестринское дело в России началось в 1803 г., когда появилась служба "сердобольных вдов". В этом же году и в Москве и Петербурге при воспитательных домах создаются "вдовьи дома" для призрения неимущих.

В 1814г. по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны из Петербургского "вдовьего дома" на добровольных началах были приглашены и направлены в Мариинскую больницу женщины для "прямого назначения" ходить и смотреть за больными. После годичного испытания 12 марта 1815г. 16 из 24 вдов были приведены к присяге и императрица на каждую посвящённую вложила особый знак - «Золотой Крест", на одной из сторон которого написано "СЕРДОЛЮБИЕ"

В 1819г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок (1918) (которые обучались в больницах санитарно-гигиеническому уходу за больными и имели штатные должности при больницах). С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала. Преподавание велось по учебнику   Христофора фон Оппеля (главный врач Мариинской больницы в Москве). Это было первое руководство на русском языке для специальной подготовки персонала по уходу за больными, которое вышло в свет в 1822г. и называлось: «Руководства и правила, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятившим»(в пособии описаны принципы отбора ухаживающего персонала, требования к качествам, особенности ухода за тяжелобольными, выздоравливающими, ранеными, младенцами, умирающими; гигиенические условия содержания больных, методики выполнения манипуляций, правила приема лекарственных препаратов).

В 1844г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезы Ольденбургской в Петербурге была создана первая в России община сестер милосердия - Свято-Троицкая.

В 1847г. звание сестёр милосердия было присвоено первым 10 женщинам, получившим подготовку к общине. Община существовала на средства благотворительных организаций.

Для участия Крымской войне (1853-1856гг.) была создана в 1854 г. в Петербурге Крестовоздвиженская община сестер милосердия (учредила великая княгиня Елена Павловна (сестра императора Николая-1)), специально предназначенная для работы в действующей армии. Также она предложила знаменитому хирургу Н.И.Пирогову организовать женский уход за ранеными и больными на поле битвы. Он же составил устав общины.  Сестры приобрели специальности: сестёр хирургических (перевязочных), аптекарей и хозяек.

Среди отрядов особое место занимает Екатерина Михайловна Бакунина. После крымской войны Е.М.Бакунина по рекомендации Пирогова руководила Крестовоздвиженской общиной. У неё появилось твёрдое убеждение в том, что в основу таких общин следует положить не религиозные а моральные принципы. Неважно, к какому вероисповеданию принадлежит сестра, а важны её общественные взгляды и моральные принципы. Однако с этим не согласилась княгиня Елена Павловна и летом 1860г. Бакунина навсегда простилась с общиной, где она была сестрой Настоятельницей.

Простившись с общиной Бакунина у себя в имении в Тверской губернии организовала на собственные средства небольшую лечебницу для крестьян.

Также история сохранила имена Дарьи Лаврентьевны Михайловой (настоящее имя Даши Севастопольской), которая еще до появления сестер милосердия и «сердобольных вдов» стала первой оказывающей помощь раненым на поле боя, за что Николай 1 пожаловал ей золотую медаль «За усердие».

В 1867 г. в Петербурге было учреждено Российское общество Красного Креста <РОКК>. В его компетенцию вошли организация подготовки сестер милосердия и контроль за учреждением и деятельностью общин милосердия.

По другую линию фронта в расположении английских войск начала свою благородную деятельность английская сестра милосердия Флоренс Найтингейл (1820-1910), которая во всём мире считается основоположницей сестринского дела. Она внесла огромный вклад в развитие сестринского дела и вклад в обретение женщинами равноправия внесла Флоренс Найтингейл.  Она впервые обратила внимание на значимость и особенности сестринского дела, которые определяют ее специфику и выделение в самостоятельный вид профессиональной деятельности. Ф. Найтингейл дала первое определение специальности «Сестринское дело» в «Записках об уходе» (1859) - это «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению». При этом цель сестринского ухода была сформулирована так: «Создать для пациента наилучшие условия (чистоту, свежий воздух, правильное питание) для активации его собственных сил».

Ф. Найтингейл считала сестринское дело искусством, требующее «организации, практической и научной подготовки», и что сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности  и требует специальных, отличных от врачебных, знаний.  По ее  инициативе в Лондоне в 1860 г. была открыта первая в мире светская школа для подготовки медсестер. 

Международным комитетом Красного Креста в 1912г. учреждена медаль Флоренс Найтингейл, которой награждаю сестёр, проявивших героизм в военных действиях. В годы великой Отечественной воины 1941-1945гг. 46 сестёр в нашей стране были награждены этой медалью. В конце 60-х годов объявились общины сестёр милосердия в Одессе, Харькове, Тбилиси.

Одно из определений сестринского дела, данное в 1961 г. и актуальное до сих пор,  принадлежит американской медицинской сестре Вирджинии Хендерсон.

Мысли об организации международной частной и добровольной помощи пострадавшим на войне, без различия их званий и национальности возникли у швейцарца Анри Дюнана под влиянием поразившей его деятельности сестёр в период Крымской войны.

В 1862 г. он издаёт "Воспоминания о Сольферино" и принимает окончательное решение о создании международной организации помощи жертвам войны. В 1863 в Швейцарии был организован постоянный Международный комитет помощи раненым, переименнованный в 1876 в Международный комитет Красного Креста. На этой конференции был учреждён особый международный отличительный знак обеспечивающий правовую защиту на поле боя: красный крест на белом фоне. Россия присоединилась к Женевской конвенции в 1867г.,и тогда же было создано общество попечения о раненых и больных войнах. С 1871г. женщинам было разрешено работать в госпиталях и в мирное время.

В 1897г. Российское общество Красного Креста учредило в Петербурге Институт братьев милосердия, целью которого была подготовка мужчин для ухода за ранеными и больными. Срок обучения в институте составлял 2 года (существовал до 1917 г.).

 

-община сестер милосердия Красного Креста-

26 августа 1917 г. в Москве состоялся 1 Всероссийский  съезд сестер милосердия, на котором было учреждено общество сестер милосердия.

 

В 1920 г. в России появляются первые государственные медицинские школы.

В 1929 г. был решен вопрос об усовершенствовании среднего медперсонала, периодичность которого (не реже одного раза в 5 лет) сохраняется до сих пор.

В 1936 г. введена единая система подготовки среднего медицинского персонала.

В Великую Отечественную войну впервые в мире в Советской армии на линию огня была введена женщина-санинструктор.

В 1953 годы медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища, создана система среднего специального образования.

В 1963 г. окончательно решен вопрос о целесообразности открытия медицинских училищ при крупных многопрофильных больницах, являющихся одновременно клиническими базами. (Красноярский медицинский техникум был основан 5 мая 1962 года в соответствии с решением Красноярского краевого совета депутатов трудящихся от 17.01.1962 за № 5 «»Открытие медицинского училища на 120 человек при ГБ № 20». С 1987 г .- акушерское на 60 человек.

В 1993  году-конференция по сестринскому делу в рамках международного проекта «Новые сестра для новой России» в Голицыно.

В 1993 была создана и принята философия сестринского дела.

К 1994 году в России сформировалась многоуровневая система сестринского образования (училище, колледж, высшее сестринское образование).

В 1994г. создана Ассоциация Медицинских сестёр России, принимающая участие в работе Международного Совета сестёр.

В 1995г. впервые в России Г.М.Перфильева, лидер сестринского дела, инициатор создания факультета высшего сестринского образования (ВСО) в Московской медицинской академии им.И.М.Сеченова, защитила докторскую диссертацию на тему: «Сестринское дело в России". Так же в 1995 году состоялся первый выпуск специалистов с высшем сестринским образованием.

В настоящее время в РФ выходят периодические сестринские издания, основными из них  являются: НПЖ «Медицинская помощь» с 1993 г., с 1995г.- «Сестринское дело», с 1999 г.- «Медицинская сестра», с 2001г.- «Сестра милосердия».

Первый профессиональный сестринский журнал "American Journal of Nursing" (1900, основан медсестрой Sophia Palmer).

Отечественные периодические издания по сестринскому делу: журналы "Фельдшерский вестник" (1906-1918), "Фельдшер и акушерка" (с 1936 г.), "Медицинская сестра" (с 1942 г.).

2.Философия сестринского дела

Постановление правительства Российской Федерации от 05.11.97, №1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в

Российской Федерации» предусмотрено осуществление реформы, направленной на повышение качества, доступности и экономической эффективности медицинской помощи населению в условиях формирования рыночных отношений.

Медицинским сестрам отводится одна из ведущих ролей в решении задач медико-социальной помощи населению и повышении качества и эффективности медицинских услуг сестринского персонала в ЛПУ. Функции медицинской сестры разнообразны и ее деятельность касается не только диагностического и лечебного процесса, но и ухода за пациентами с целью полной реабилитации больного.

Первое определение сестринского дела дала всемирно известная медицинская сестра Флоренс Найтингейл. В своих известных «Записках об уходе» в 1859 г. она писала, что сестринское дело – это «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению».

В настоящее время сестринское дело – неотъемлемая составная часть системы здравоохранения. Оно является многогранной медико-санитарной дисциплиной и имеет медико - социальное значение, поскольку призвано поддерживать и охранять здоровье населения.

Философия сестринского дела- часть общей философии, представляет систему взглядов на взаимоотношения между медсестрой, пациентом , обществом и окружающей средой.

 Философия сестринского дела включает в себя следующие аспекты:

  1.  Определение сестринского дела, его миссии, цели и задачи
  2.  Соотношение сестринского дела и медицины
  3.  Взаимодействие медицинской сестры и пациента
  4.  Профессиональная этика медицинской сестры
  5.  Характер взаимодействия сестринского дела и общества.

На 1 Всероссийской научно-практической конференции, прошедшей в Галицино (), посвященной теории сестринского дела; сестринское дело рассматривалось как часть системы здравоохранения, наука и искусство, которые направлены на решение существующих и потенциальных проблем, касающихся здоровья население в условиях постоянно меняющейся окружающей среды.

Согласно международной договоренности, концептуальной моделью сестринского дела является структура, основанная на философии сестринского дела, включающей четыре парадигмы (основные категории):

1)сестра, «сестринское дело»,

2)личность - пациент,

3)окружающая среда,

4)здоровье.

Понятие личности занимает особое место в философии сестринского дела.

Объектом деятельности медицинской сестры является пациент, человек как совокупность физиологических, психосоциальных и духовных потребностей, удовлетворение которых определяет рост, развитие и слияние его с окружающей средой. Пациент – человек, нуждающийся с сестринском уходе и получающий его.

Сестре приходится работать с разными категориями пациентов. И для каждого пациента сестра создает атмосферу уважительного отношения к его настоящему и прошлому, к его жизненным ценностям, обычаям и убеждениям. Она принимает необходимые меры безопасности пациента, если его здоровью угрожает опасность со стороны сотрудников или других людей.

Сестра - специалист, с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу.

 Окружающая среда рассматривается как важнейший фактор, оказывающий влияние на жизнедеятельность и здоровье человека. Она включает в себя совокупность социальных, психологических и духовных условий, в которых протекает жизнедеятельность человека.

Здоровье рассматривается не отсутствие болезней, а как динамическая гармония личности с окружающей средой, достигаемая посредством адаптации.

 Сестринское дело является наукой и искусством, направленным на решение существующих проблем, связанных со здоровьем человека в изменяющихся условиях окружающей среды.

 Философия сестринского дела устанавливает основные этические обязанности специалистов по обслуживанию человека и общества; цели, к которым стремится профессионал; моральные качества, добродетели и навыки, ожидаемые от практикующих специалистов.

 Основной принцип философии сестринского дела – уважение прав и достоинств человека. Он реализуется не только в работе сестры с пациентом, но и в ее сотрудничестве с другими специалистами.

Международным советом медицинских сестер был разработан кодекс поведения медицинских сестер. Согласно этому кодексу, фундаментальная ответственность медсестер имеет четыре главных аспекта (уровни деятельности медицинской сестры):

1) содействие укреплению здоровья,

2) профилактика заболеваний,

3) восстановление здоровья (утраченных функций),

4) облегчение страданий.

 

Медсестра - уникальная, общественно активная личность, которая совершенствует свои профессиональные, психологические и духовные качества для того, чтобы обеспечить пациенту оптимальный уровень и качество сестринской помощи.

Этот кодекс определяет также ответственность медицинских сестер перед обществом и коллегами.

К вопросам компетенции относятся профессиональные навыки, достижения в учебе, человеческая забота, способность взять на себя ответственность за принимаемые решения и действия, желание постоянно совершенствоваться.

26-28 мая в 1997 году в С.-Петербурге на Всероссийской конференции по сестринскому делу принят Этический Кодекс медицинской сестры России.

Составляющие его содержание принципы и нормы конкретизируют нравственные ориентиры в профессиональной сестринской деятельности.

С позиции философии сестринского дела медицинская сестра-это:

- организатор и исполнитель ухода за пациентами;

- защитник интересов пациента;

- педагог-консультант;

- исследователь;

- лидер;

- активный член медицинской бригады.

Профессиональная этика медицинской сестры является проводником философии сестринского дела в повседневной практике.

Этические элементы философии сестринского дела:

  1.  Обязанности медицинской сестры:

- уважать пациента;

- говорить правду;

- уважать право на самоопределение;

- не причинять вреда;

- делать добро;

- уважать обязательства других;

- держать слово;

- сотрудничать;

- быть преданной.

  1.  Ценности (идеалы):

- профессионализм;

- независимость;

- достоинство;

- уход;

- здоровье;

- здоровая семья.

  1.  Добродетели медицинской сестры:

- знание;

- умение;

- ответственность;

- жалость;

- сотрудничество;

- забота.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37934. Движения заряженных частиц в магнитном поле. Определение удельного заряда электрона методом магнетрона 365 KB
  Действие магнитного поля на движущийся заряд. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Процесс взаимодействия магнитных полей исследовался Лоренцем который вывел формулу для расчета силы действующей со стороны магнитного поля на движущуюся заряженную частицу.2 Тогда на n движущихся зарядов со стороны магнитного поля действует сила равная .
37935. Определение горизонтальной составляющей магнитного поля земли. Методические указания 160.64 KB
  Методические указания предназначены для студентов, изучающих раздел курса общей физики «Электричество и магнетизм». Приведены основные положения геомагнетизма и методика экспериментального определения горизонтальной составляющей магнитного поля Земли с помощью тангенс гальванометра.
37936. Исследование затухающих колебаний в колебательном контуре 223.5 KB
  14 Лабораторная работа № 48 Исследование затухающих колебаний в колебательном контуре 1. Получим уравнение колебаний в контуре без активного сопротивления рисунок 2.3 получаем дифференциальное уравнение свободных колебаний в контуре без активного сопротивления 2.5 где φ – начальная фаза колебаний.
37937. Изучение вынужденных колебаний в электрическом контуре 438.5 KB
  В теоретической части методических указаний изложены условия возникновения вынужденных колебаний в электрическом контуре выведено дифференциальное уравнение этого вида колебаний рассмотрены явления резонансных тока и напряжения. Для осуществления вынужденных колебаний в контур включают источник тока обладающий периодически изменяющейся ЭДС рис. в каждый момент времени сила тока во всех сечениях цепи одинакова. Перейдя от тока I к заряду q и введя обозначения: ω02=1 LС ...
37938. ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОНННО – ЛУЧЕВОГО ОСЦИЛЛОГРАФА 206.5 KB
  4 Устройство и принцип работы осциллографа.11 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 50 ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОНННО – ЛУЧЕВОГО ОСЦИЛЛОГРАФА Цель работы Изучение устройства электронно – лучевого осциллографа и знакомство с некоторыми видами наблюдений и измерений которые можно проводить с его помощью. Устройство и принцип работы осциллографа Осциллографы бывают различного типа и назначения. Например с помощью осциллографа можно найти силу тока и напряжение изучать зависимость силы тока и напряжения от времени измерять сдвиг фаз между ними сравнивать...
37939. Изучение свойств ферромагнетиков и явления магнитного гистерезиса для железа 202.5 KB
  Изучение магнитных свойств вещества. Расчет и построение кривой намагничивания, снятие петли гистерезиса и определение тепловых потерь на перемагничивание ферромагнетиков. Вычисление коэрцитивной силы и остаточной намагниченности изучаемого образца железа.
37940. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ФИЗИЧЕСКОГО И МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАЯТНИКОВ 166.5 KB
  Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника. Определение ускорения свободного падения с помощью оборотного маятника.Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.Определение ускорения свободного падения с помощью оборотного маятника.
37941. ИЗУЧЕНИЕ КОЛЕБАНИЙ ПРУЖИННОГО МАЯТНИКА 168.5 KB
  11 Изучение свободных незатухающих колебаний пружинного маятника.11 Изучение затухающих колебаний пружинного маятника12 5. Изучение вынужденных колебаний пружинного маятника.14 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10 ИЗУЧЕНИЕ КОЛЕБАНИЙ ПРУЖИННОГО МАЯТНИКА Цель работы Изучение свободных незатухающих свободных затухающих и вынужденных колебаний пружинного маятника.
37942. Изучение собственных колебаний струны 137 KB
  Колебания струны5 3.10 Лабораторная работа № 11 а Изучение собственных колебаний струны 1. Цель работы Изучение собственных колебаний струны. Колебания струны В закрепленной с обоих концов натянутой струне при возбуждении поперечных колебаний устанавливаются стоячие волны причем в местах закрепления струны должны располагаться узлы.