68464

Основные положения стереохимии. Реакционная способность гетерофункциональных соединений

Лекция

Химия и фармакология

Стереохимия изучает пространственное строение органических соединений. Органические молекулы с одинаковой молярной массой, он отличающиеся природой или последовательностью связей между атомами и пространственным расположением атомов называются изомерами.

Русский

2014-09-22

97 KB

0 чел.

Лекция № 6.

Основные положения стереохимии.

Реакционная способность гетерофункциональных соединений.

Стереохимия изучает пространственное строение органических соединений. Органические молекулы с одинаковой молярной массой, он отличающиеся природой или последовательностью связей между атомами и пространственным расположением атомов называются изомерами.

       Изомерия

структурная      стереоизомерия

     оптическая   геометрическая

Стереоизомеры – это изомеры, которые различаются только положением атомов или групп атомов в пространстве.

Оптическая изомерия.

Большинство органических молекул имеют асимметричное строение. Это связано с тем, что в этих соединениях имеется атом углерода, у которого все четыре заместителя различные. Такой атом углерода обозначается С* и называется асимметричным или хиральным. (Хиральный – от греческого слова – хирос – рука). Молекула с С* и ее зеркальное изображение не совпадают (как левая рука и правая при наложении). Например: молочная кислота.

        з                                           энантиомеры

          СООН                е                     СООН

                   р                     

          С*                      к                      С*

   Н          ОН             а            НО           Н

          СН3                    л                      СН3

      D-ряд (–)               о                    L-ряд (+)

Эти молекулы молочной кислоты при наложении не совпадают, т.к. они относятся друг к другу как предмет и несовместимое его зеркальное изображение. Такие стереоизомеры называют энантиомерами. Энантиомеры обладают способностью вращать плоскость поляризованного луча, т.е. обладают оптической активностью, поэтому их называют оптическими изомерами, а изомерию – оптической. Они вращают плоскость поляризованного луча на одинаковый угол, но один изомер вращает вправо (+), другой влево (–), поэтому их называют оптическими антиподами. Угол вращения определяют с помощью прибора поляриметра. Для определения конфигурации, т.е. расположения заместителей у хирального атома, пользуются строением глицеринового альдегида (стандарт).

     О                                   О

С                                  С

     Н                               Н

С*                                С*

      Н       ОН                 ОН     Н

СН2ОН                         СН2ОН

D-ряд (–)                       L-ряд (+)

Исключение: молочная кислота, фруктоза, адреналин.

Смесь равных количеств антиподов называется рацемической смесью (рацематом).

r = (+) + (–) (оптически неактивны)

Геометрическая изомерия.

Этот вид изомерии характерен для соединений с двойной связью. ( = )

Например, непредельная дикарбоновая кислота – бутендиовая – может существовать в виде двух изомеров:

                      Н    Н                                 Н    СООН

  цис-                                                                         транс-

  изомер        С = С                                 С = С                  изомер

                                                                 

             НООС     СООН               НООС     Н

         малеиновая кислота           фумаровая кислота

Это стереоизомеры, но они имеют плоскость симметрии, значит они не могут быть энантиомерами. Цис–транс–изомеры являются диастереомерами. Они не являются оптическими антиподами и отличаются по физико-химическим свойствам.

Фумаровая кислота содержится в организме человека и принимает участие в обмене веществ. Малеиновая кислота токсична, в природе не существует, получают ее синтетически.

Связь пространственного строения соединений с биологической активностью.

Энантиомеры обладают одинаковыми физическими и химическими свойствами (in vitro). Для биохимических процессов (in vivo) характерна стереоспецифичность, т.е. связь строения с биологической активностью.

Активность лекарственных веществ, биорегуляторов зависит от связи с рецептарами клетки, чем полнее эта связь, тем активнее действует вещество. Например, адреналин – гормон надпочечников, участвует в регуляции сердечной деятельности, обмене углеводов.

                Н          СН3                                         Н          СН3

                       N                                                          N

                                                                                  

                       СН2                                                      СН2 

                                                                                  

                Н – С* – ОН                                     НО – С* – Н

D(–) – адреналин                                                             L(+) – адреналин

D(–) – левовращающий адреналин действует в 15 раз сильнее, чем L(+).

Реакционная способность гетерофункциональных соединений.

Имеют две функциональные группы.

Гидроксикислоты:

    к.ц.

   

Представители:

СН2–СООН

ОН

СН3–С*Н–СООН

         

        ОН

       СООН

       

НО–С*–Н

       

       СН3

      L(+)

       СООН

       

  Н–С–ОН

       

       СН3   

      D(–)

r = (+) + (–)

Гликолевая кислота. Содержится в свекле, винограде.

Молочная кислота, имеет С*, существует в виде 2-х стереоизомеров – энантиомеров.

Мясомолочная кислота, выделена из мышц. Это конечный продукт превращения глюкозы в анэробных условиях (без О2). Резко возрастает содержание мясомолочной кислоты в мышцах при работе.

Получается при сбраживании сахаров.

Рацемат – кислота брожения, образуется в кислой капусте, при молочном брожении.

Химические свойства гидрокислот.

Соли молочной кислоты – лактаты.

  1.  Свойства группы СООН– карбоксильной.

А) диссоциация: СН3–СН–СООН          СН3–СН–СОО  +  Н+ 

Б) образование соли: СН3–СН–СООН  +  NaОН       СН3–СН–СООNa  +  Н2О

В) образование амидов: СН3–СН–СООН  +  NH3        СН3–СН–С            +  Н2О

Г) образование эфиров: СН3–СН–СО ОН  +  H ОС2Н5       СН3–СН–С                  + Н2О

  1.  Свойства группы ОН– гидроксильной.

                                                        [O]                     

А) окисление: СН3–СН–С                       СН3–С–С             + H2O

                     h                                                                   H2SO4  

Б) образование эфиров: СН3–СН–С            +  НОС2Н5         СН3–СН–С           +  Н2О

В) СН3–СН–С            +  НООС–СН3        СН3–СН–С

Многоосновные гидроксикислоты.

Полигетерофункциональные соединения (имеют более 2-х функциональных групп).

Представители:

I. Яблочная кислота

 СООН   СООН  энантиомеры

       Содержится в рябине, яблоках.

      Н–С*–ОН         НО–С*–Н  

                                      

           СН2                      СН2

                                      

           СООН                  СООН

  D(+)                       L(–)

II. Лимонная кислота – соли цитраты

                     OH      

                     

НООС–СН2–С–СН2–СООН

         

         COOH

Содержится в цитрусовых, винограде. Ее соли используют для приготовления плазмы крови (консервант).

III. Винная кислота – соли тартраты.

Имеет два хиральных атома С.

                 СООН                     СООН                        СООН

                             D(+)                       L(–)                        D(+)      

            Н–С*–ОН            НО–С*–Н                     Н–С*ОН

                             D(+)                       L(–)                        L(–)

         НО–С*–Н                  Н–С*–ОН                  Н–С*–ОН                    r = (+) + (–)    

                                                                                                            виноградная   

                 СООН                     СООН                        СООН                       кислота

 D(+)–винная кислота     L(–)–винная кислота  мезовинная кислота

Оксокислоты (кетонокислоты).

Представители:

  1.  СН3–С–СООН – пировиноградная кислота (ПВК) – соли пируваты.

Получается при окислении молочной кислоты, легко декарбоксилируется.

                                 фермент                               КоАSH

СН3–С–СООН                 СН3–С                       СН3–С

                                     –СО2                              окисляется   

  1.  СН3–С–СН2–СООН – ацетоуксусная кислота.

Образуется в организме (in vivo) в результате метаболизма высших жирных кислот. Входит в состав «ацетоновых тел», которые образуются у больных «диабетом». При диабете идет усиленный распад жиров.

                   гидролиз        I        [O]

    жиры                высшие жирные кислоты (ВЖК)              СН3–СН–СН2–СООН

II  СН3–С–СН2–СООН               СН3–С–СН3      III

                                                    –СО2                      ацетон

ацетоновые тела

Выводятся из организма с мочой.

  1.   НООС–С–СН2–СООН – щавелевоуксусная кислота (ЩУК).

В организме образуется при окислении яблочной кислоты.

         СООН                               СООН                                СООН

                          НАД+                                                      

    Н–С*–ОН    фермент           С=О    СН3–С                    СН2     

                                                                                          

         СН2                                   СН2         ацетил         НО–С–СООН   +   КоА–SH

                                                            КоASH                

         СООН                               СООН                                СН2   

    яблочная                               ЩУК                                   

     кислота                                                                             СООН

        лимонная

          кислота

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76534. Значение и место учебника по русскому языку. Анализ учебника русского языка 30 KB
  В этой книге излагаете материал в соответствии с программой по предмету. Цель использования учениками: получение необходимой информации приобретения комплекса умения и навыков Для учителя: источник методической системы который помогает определить методику работы на разных этапах усвоения учебного материала чему и как учить. Систематизирующую: материал представлен в системе усвоение по системе от простого к сложному. Весь теоретический материал может быть представлен в учебниках разными способами: дедукция способ мышления основой является...
76535. Закономерности усвоения родного языка и вытекающие из них принципы 34.5 KB
  Способность ребенка понимать отвлеченное лексическое значение слова в дальнейшем приводит его к пониманию слова как части речи. В какие сроки ребенокдошкольник овладевает указанными выше фактами языка и овладевает ли зависит от того как его обучают речи каков развивающий потенциал языковой среды в которой он растет а самое главное имеет ли он возможность усваивать грамматические и лексические значения родного языка синхронно в нужных пропорциях. Письменная речь усваивается если ее опережает развитие устной речи если она является как...
76536. Упражнения по русскому языку и их виды 27.5 KB
  Приступа по критериям: Упражнение зависит от характера мыслительной деятельности учащихся аналитической и тдОт времени выполненияОт последовательности связано с этом усвоения языкового материала: 1. Пропедовтическиеподготовка к восприятию нового материала ок цент на изучаемую единицу;Иллюстративные наиболее ярко показать примеры тех языковых фактов которые разбираются на уроке;Закрепительные закрепление теоретических сведения: постоянно воспроизведение существенных признаков изучаемого материала.
76537. Методы и приемы обучения русскому языку 40 KB
  Метод - способы взаимодействия учителя и ученика, направленные на достижение положительных результатов обучения. Положительные результаты - достижение цели. Действия: учение и обучение. Классификация Дубникова (основа: характеристика способов мышления - индукция(от частного к общему) и дедукция)
76538. Диктант как метод обучения и форма контроля 32 KB
  Диктант как метод обучения и форма контроля. Среди упражнений с помощью которых происходит формирование умений и навыков используется списывание простое и осложненное обучающие диктанты а также упражнения творческого характера: конструирование словосочетаний и предложений изложения и сочинения малых форм; разные виды грамматического разбора. В методике разработаны различные виды обучающих диктантов. Диктант с карточками удобен на первых этапах закрепления: дети записывают слова поднимая карточку с изучаемой орфограммой что позволяет...
76539. Теоретические методы усвоения русского языка 26.5 KB
  Теоретические методы усвоения русского языка. Федоренко выделяет методы практического изучения языка объяснение непонятных слов подготовка устных сообщений письменных сочинений составление планов конспектов тезисов исправление ошибок грамматических и стилистических обучение работе со справочной литературой методы теоретического изучения языка беседа сообщение чтение правил в учебнике методы теоретикопрактического изучения языка различные упражнения: при изучении грамматики грамматический разбор анализ готового материала...
76540. Языковой разбор и его роль в формировании знаний, навыков и умений обучающихся 30 KB
  Языковой разбор и его роль в формировании знаний навыков и умений обучающихся. Языковый разбор представляет собою лингвистический анализ и толкование предложенного учителем дидактического материала: это могут быть отдельные слова предложения небольшие тексты. Языковый разбор основывается на рецептивной деятельности учащихся так как проводится на готовом языковом материале восприятие которого сквозь призму изученных понятий и правил и составляет суть метода. В зависимости от того какое умение отрабатывается различаются следующие виды...