68464

Основные положения стереохимии. Реакционная способность гетерофункциональных соединений

Лекция

Химия и фармакология

Стереохимия изучает пространственное строение органических соединений. Органические молекулы с одинаковой молярной массой, он отличающиеся природой или последовательностью связей между атомами и пространственным расположением атомов называются изомерами.

Русский

2014-09-22

97 KB

0 чел.

Лекция № 6.

Основные положения стереохимии.

Реакционная способность гетерофункциональных соединений.

Стереохимия изучает пространственное строение органических соединений. Органические молекулы с одинаковой молярной массой, он отличающиеся природой или последовательностью связей между атомами и пространственным расположением атомов называются изомерами.

       Изомерия

структурная      стереоизомерия

     оптическая   геометрическая

Стереоизомеры – это изомеры, которые различаются только положением атомов или групп атомов в пространстве.

Оптическая изомерия.

Большинство органических молекул имеют асимметричное строение. Это связано с тем, что в этих соединениях имеется атом углерода, у которого все четыре заместителя различные. Такой атом углерода обозначается С* и называется асимметричным или хиральным. (Хиральный – от греческого слова – хирос – рука). Молекула с С* и ее зеркальное изображение не совпадают (как левая рука и правая при наложении). Например: молочная кислота.

        з                                           энантиомеры

          СООН                е                     СООН

                   р                     

          С*                      к                      С*

   Н          ОН             а            НО           Н

          СН3                    л                      СН3

      D-ряд (–)               о                    L-ряд (+)

Эти молекулы молочной кислоты при наложении не совпадают, т.к. они относятся друг к другу как предмет и несовместимое его зеркальное изображение. Такие стереоизомеры называют энантиомерами. Энантиомеры обладают способностью вращать плоскость поляризованного луча, т.е. обладают оптической активностью, поэтому их называют оптическими изомерами, а изомерию – оптической. Они вращают плоскость поляризованного луча на одинаковый угол, но один изомер вращает вправо (+), другой влево (–), поэтому их называют оптическими антиподами. Угол вращения определяют с помощью прибора поляриметра. Для определения конфигурации, т.е. расположения заместителей у хирального атома, пользуются строением глицеринового альдегида (стандарт).

     О                                   О

С                                  С

     Н                               Н

С*                                С*

      Н       ОН                 ОН     Н

СН2ОН                         СН2ОН

D-ряд (–)                       L-ряд (+)

Исключение: молочная кислота, фруктоза, адреналин.

Смесь равных количеств антиподов называется рацемической смесью (рацематом).

r = (+) + (–) (оптически неактивны)

Геометрическая изомерия.

Этот вид изомерии характерен для соединений с двойной связью. ( = )

Например, непредельная дикарбоновая кислота – бутендиовая – может существовать в виде двух изомеров:

                      Н    Н                                 Н    СООН

  цис-                                                                         транс-

  изомер        С = С                                 С = С                  изомер

                                                                 

             НООС     СООН               НООС     Н

         малеиновая кислота           фумаровая кислота

Это стереоизомеры, но они имеют плоскость симметрии, значит они не могут быть энантиомерами. Цис–транс–изомеры являются диастереомерами. Они не являются оптическими антиподами и отличаются по физико-химическим свойствам.

Фумаровая кислота содержится в организме человека и принимает участие в обмене веществ. Малеиновая кислота токсична, в природе не существует, получают ее синтетически.

Связь пространственного строения соединений с биологической активностью.

Энантиомеры обладают одинаковыми физическими и химическими свойствами (in vitro). Для биохимических процессов (in vivo) характерна стереоспецифичность, т.е. связь строения с биологической активностью.

Активность лекарственных веществ, биорегуляторов зависит от связи с рецептарами клетки, чем полнее эта связь, тем активнее действует вещество. Например, адреналин – гормон надпочечников, участвует в регуляции сердечной деятельности, обмене углеводов.

                Н          СН3                                         Н          СН3

                       N                                                          N

                                                                                  

                       СН2                                                      СН2 

                                                                                  

                Н – С* – ОН                                     НО – С* – Н

D(–) – адреналин                                                             L(+) – адреналин

D(–) – левовращающий адреналин действует в 15 раз сильнее, чем L(+).

Реакционная способность гетерофункциональных соединений.

Имеют две функциональные группы.

Гидроксикислоты:

    к.ц.

   

Представители:

СН2–СООН

ОН

СН3–С*Н–СООН

         

        ОН

       СООН

       

НО–С*–Н

       

       СН3

      L(+)

       СООН

       

  Н–С–ОН

       

       СН3   

      D(–)

r = (+) + (–)

Гликолевая кислота. Содержится в свекле, винограде.

Молочная кислота, имеет С*, существует в виде 2-х стереоизомеров – энантиомеров.

Мясомолочная кислота, выделена из мышц. Это конечный продукт превращения глюкозы в анэробных условиях (без О2). Резко возрастает содержание мясомолочной кислоты в мышцах при работе.

Получается при сбраживании сахаров.

Рацемат – кислота брожения, образуется в кислой капусте, при молочном брожении.

Химические свойства гидрокислот.

Соли молочной кислоты – лактаты.

  1.  Свойства группы СООН– карбоксильной.

А) диссоциация: СН3–СН–СООН          СН3–СН–СОО  +  Н+ 

Б) образование соли: СН3–СН–СООН  +  NaОН       СН3–СН–СООNa  +  Н2О

В) образование амидов: СН3–СН–СООН  +  NH3        СН3–СН–С            +  Н2О

Г) образование эфиров: СН3–СН–СО ОН  +  H ОС2Н5       СН3–СН–С                  + Н2О

  1.  Свойства группы ОН– гидроксильной.

                                                        [O]                     

А) окисление: СН3–СН–С                       СН3–С–С             + H2O

                     h                                                                   H2SO4  

Б) образование эфиров: СН3–СН–С            +  НОС2Н5         СН3–СН–С           +  Н2О

В) СН3–СН–С            +  НООС–СН3        СН3–СН–С

Многоосновные гидроксикислоты.

Полигетерофункциональные соединения (имеют более 2-х функциональных групп).

Представители:

I. Яблочная кислота

 СООН   СООН  энантиомеры

       Содержится в рябине, яблоках.

      Н–С*–ОН         НО–С*–Н  

                                      

           СН2                      СН2

                                      

           СООН                  СООН

  D(+)                       L(–)

II. Лимонная кислота – соли цитраты

                     OH      

                     

НООС–СН2–С–СН2–СООН

         

         COOH

Содержится в цитрусовых, винограде. Ее соли используют для приготовления плазмы крови (консервант).

III. Винная кислота – соли тартраты.

Имеет два хиральных атома С.

                 СООН                     СООН                        СООН

                             D(+)                       L(–)                        D(+)      

            Н–С*–ОН            НО–С*–Н                     Н–С*ОН

                             D(+)                       L(–)                        L(–)

         НО–С*–Н                  Н–С*–ОН                  Н–С*–ОН                    r = (+) + (–)    

                                                                                                            виноградная   

                 СООН                     СООН                        СООН                       кислота

 D(+)–винная кислота     L(–)–винная кислота  мезовинная кислота

Оксокислоты (кетонокислоты).

Представители:

  1.  СН3–С–СООН – пировиноградная кислота (ПВК) – соли пируваты.

Получается при окислении молочной кислоты, легко декарбоксилируется.

                                 фермент                               КоАSH

СН3–С–СООН                 СН3–С                       СН3–С

                                     –СО2                              окисляется   

  1.  СН3–С–СН2–СООН – ацетоуксусная кислота.

Образуется в организме (in vivo) в результате метаболизма высших жирных кислот. Входит в состав «ацетоновых тел», которые образуются у больных «диабетом». При диабете идет усиленный распад жиров.

                   гидролиз        I        [O]

    жиры                высшие жирные кислоты (ВЖК)              СН3–СН–СН2–СООН

II  СН3–С–СН2–СООН               СН3–С–СН3      III

                                                    –СО2                      ацетон

ацетоновые тела

Выводятся из организма с мочой.

  1.   НООС–С–СН2–СООН – щавелевоуксусная кислота (ЩУК).

В организме образуется при окислении яблочной кислоты.

         СООН                               СООН                                СООН

                          НАД+                                                      

    Н–С*–ОН    фермент           С=О    СН3–С                    СН2     

                                                                                          

         СН2                                   СН2         ацетил         НО–С–СООН   +   КоА–SH

                                                            КоASH                

         СООН                               СООН                                СН2   

    яблочная                               ЩУК                                   

     кислота                                                                             СООН

        лимонная

          кислота

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58002. Freizeit. Вільний час 4.64 MB
  Мета: Тренувати учнів у вживанні нової лексики: die Freizeit, das Spiel, spielen, der Fussball, der Volleyball, der Federball, fernsehen, der Basketball, das Klavier, rauchen, der Rad, schwimmen, skaten, stricken, hören, die Musik, fahren, lesen, tanzen, nähen, backen, tauchen.
58003. Freizeit und Hobbys 93.5 KB
  Мета: Активізувати вживання вивчених ЛО до теми “Freizeit”. Навчати учнів вести бесіду, працювати у парах та групах. Повторити граматичний матеріал Модальні дієслова. Удосконалювати навички говоріння,читання,письма, аудіювання.
58004. Загальні відомості про функції. Класифікація функцій 299.5 KB
  Загальні відомості про функції. Навчити студентів застосовувати стандартні та функції користувача при реалізації програмних кодів на мові С....
58005. Квадратична функція у=ах2+вх.+с, (а≠0), її графік і властивості 60.5 KB
  Мета: систематизувати та узагальнювати матеріал, опрацьований на попередніх уроках, повторити, уточнити нові поняття; систематизувати та узагальнювати знання, отримані учнями в процесі вивчення теми. Розвивальні: розвивати увагу, мислення, память, культуру математичного мовлення...
58006. Функція у = х2 її властивості, графік 64.5 KB
  Функція у = х2 її властивості графік Мета: домогтися засвоєння учнями властивостей функції у = х2 і властивостей її графіка та способу застосування графіка функції у = х2 для графічного розвязання рівнянь виду х2 = а; формувати вміння відтворювати зміст вивчених понять відпрацювати навички роботи з графіком функції...
58007. Від атома до Галактики 158 KB
  Мета уроку: Узагальнити і систематизувати знання учнів по темі „Степінь з цілим показником”. Формувати в учнів вміння встановлювити головне. Самостійно застосовувати набуті знання в стандартних і не стандартних ситуаціях, а також вміння аналізувати певні математичні твердження, робити висновки.
58008. Чотирикутники. Подібність трикутників. Теорема Піфагора. Площі многокутників Розв’язування прямокутних трикутників 175.5 KB
  Мета уроку: Вдосконалення компентентності учнів з теми: Подібність трикутників, теореми Піфагора; площі многокутників; розв’язування прямокутних трикутників. Формувати вміння застосовувати їх під час розв’язування практичних (прикладних) задач; активізувати пізнавальну діяльність учнів;
58009. Геометрические преобразования 144 KB
  Цель урока: Показать исключительную роль принципа симметрии в научном познании мира в человеческом творчестве и научить различать многообразные проявления симметрии в окружающем мире. Задачи: дать представление о симметрии в геометрии; научить распознавать виды симметрии...
58010. Географічні відкриття на уроках математики 141 KB
  Мета: освітня: підвищення мотивації до вивчення предметів шкільного курсу; повторення тем з математики: пропорції відсотки масштаб; розвинути в учнів уміння реалізовувати практичні звязки курсу математики і географії з майбутньою професією...