68466

НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И МОРАЛЬНЫЙ ФАКТОР В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТОВ

Лекция

Этика и деонтология

Оно сформировалось в силу объективной необходимости регуляции отношений между людьми в их совместной деятельности. Честь конкретной личности связывается с ее общественным положением родом деятельности и признаваемыми за ней моральными заслугами.

Русский

2014-09-22

103.5 KB

30 чел.

Федеральная служба исполнения наказаний

Вологодский институт права и экономики

Кафедра философии и истории   

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Профессиональная этика»

Тема

НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И МОРАЛЬНЫЙ ФАКТОР В  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТОВ

Подготовил

доцент кафедры ФиИ,

полковник внутренней службы

Кузьминых Л. И.

ПЛАН

  1.  Введение
  2.  Основная часть

1). Сознание этическое и моральное

2). Моральные ценности, принципы и идеалы

3). Моральный фактор - его структура и специфика

в служебной деятельности

4). Моральная норма как элемент моральных отношений

III.     Заключение


I. ВВЕДЕНИЕ

Нравственность - черта, которая определяет человеческий облик, так как она дает возможность человеку определять и направлять свое поведение без контроля со стороны общества в виде санкций.

Нравственное сознание - необходимый фактор прогресса человечества, способствующей его гуманизации, реализации морального идеала. Нравственное сознание непрерывно развивается: в нем появляются новые ценности, а другие выпадают; она обогащается вместе с прогрессом общества. Личности необходимо осознавать, что именно является ценным с точки зрения морали, нравственности, чтобы полноценно жить среди других людей.

Каждый человек имеет свою пирамиду ценностей, в соответствии с которой он выбирает свое поведение. Знание и осознание этих ценностей помогает ему нормально жить и работать, так как мораль носит всепронизывающий характер, охватывая все отношения людей от самых личных до глобальных межконтинентального значения.

  1.  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. СОЗНАНИЕ ЭТИЧЕСКОЕ И МОРАЛЬНОЕ

Нравственное сознание - основная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормы и оценки человеческой деятельности. Оно сформировалось в силу объективной необходимости регуляции отношений между людьми в их совместной деятельности. Его истоки восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для общества.


Нравственное сознание функционирует непосредственно в практике поведения людей, в процессе их общения. Оно проявляется в социальных запретах и призвано предотвращать недозволенное с точки зрения общественных интересов, а также в обязанностях, то есть в том, что человек должен сделать, движимый долгом перед обществом.

Таким образом, нравственное сознание образует систему правил и оценок, чья ценность определяется с точки зрения всеобщего блага. Оно является закреплением и отражением совместного жизненного опыта многих поколений людей.

В науке различают два уровня сознания: теоретический и обыденный. На первом уровне отражаются нравы общества, те нормы и оценки, которые подкреплены социально-экономической структурой общества.

Специфику нравственного сознания, его структуру и формы изучает особая философская дисциплина - этика. Идеально-теоретический уровень нравственного сознания называется моралью. «Мораль - совокупность принятых в том или ином социальном обществе норм поведения, общения и взаимоотношений».1 Мораль как бы отображает условия и нормы поведения людей, апеллируя к традициям и обычаям, из которых она произошла. Мораль позволяет обществу критически относиться ко всему существующему, ставя перед ним определенный моральный идеал. Этическое сознание, таким образом, является сферой духовной культуры общества, объективной стороной нравственности.

Мораль как область этических ценностей признается каждым взрослым. Ее размеры и содержание различны в зависимости от принадлежности к какому-либо народу и периоду времени. Многое из того, что казалось в прошлом аморальным, сейчас воспринимается как норма, и наоборот. То же можно сказать и о морали различных народов.


Моральное сознание является субъективной стороной нравственности, «отражая социальное бытие людей»." Оно представляет собой форму осознания людьми общественной необходимости совершать поступки постольку, поскольку они представляют собой добро. Моральное сознание, как считает Грицианов А.А., включает в себя такие компоненты, как познание, знание, волевое побуждение совершать одни поступки и воздерживаться от совершения других и т.д."1 В каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей. Моральное сознание опирается на моральные нормы, принципы, идеалы. В силу того, что моральное сознание порождается потребностями общественного развития, оно и призвано служить этим потребностям.

2. МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ПРИНЦИПЫ И ИДЕАЛЫ

Структуру нравственного сознания составляет система ценностей, этические чувства, нравственные принципы и идеалы. К наиболее универсальным моральным ценностям относится понятие добра и зла, смысла жизни, счастья, справедливости, совести.

«Ценность - то, что чувства людей признают стоящим над всем и к чему можно стремиться»."" Наука этика как раз и исследует то, что в жизни обладает ценностью, так как этическое поведение и состоит в осуществлении этических ценностей.

Моральные ценности являются одной из форм проявления моральных отношений общества. Поступки людей имеют определенную моральную значимость потому, что они затрагивают интересы других людей. В силу этого социального значения действий людей общество регулирует их поведение посредством предъявления к людям нравственных требований. Отсюда и возникает в


поступках людей моральная ценность ( положительная или отрицательная ):

действие, отвечающее нравственным требованиям, называется добром, а противоречащее ему - злом. Добро и зло являются основными понятиями морального сознания и центральными категориями этики. Они представляют собой наиболее обобщенную форму оценки поступков как отдельных лиц, так и всего общества с точки зрения их нравственности и безнравственности.

Идеи о воздаянии за добро и наказании за зло воплощаются в категории справедливости. Для сотрудника правоохранительных органов важно иметь представление об этом понятии морального сознания, так как одной из целью уголовного наказания является восстановление справедливости.

Восстановление справедливости, защита государства и прав личности и др. осуществляется сотрудниками правоохранительных органов благодаря осознанию своего долга - общественной необходимости, выраженной в нравственных требованиях к лицу. В том, осознает ли личность свой долг или нет, заключается ее отношение к обществу.

Отношение же общества к личности заключается в другой ценности -достоинстве. Поддержание своего достоинства предполагает совершение личностью соответствующих нравственных поступков. «Достоинство личности требует от других людей уважения к ней, призвания соответствующих прав и возможностей» /

Наиболее важной ценностью (особенно это касается сотрудника правоохранительных органов ) является честь как отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Честь конкретной личности связывается с ее общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ней моральными заслугами. Честь требует от человека поддерживать ту репутацию, которой обладает он или коллектив, к которому он принадлежит.


Моральные принципы играют главную роль в моральном сознании, выражая требования мораль в наиболее общем виде. Они являются стратегией нравственного поведения, давая человеку общее направление деятельности, и составляют сущность моральных отношений, в общей форме раскрывая содержание нравственности. Моральные принципы должны осознаваться сотрудниками правоохранительных органов как безусловные требования, следование которым является обязательным во всех жизненных ситуациях.

В рамках требований, предъявляемых к службе в правоохранительных органах, основными принципами морали можно назвать гуманизм (уважительное отношение ко всем лицам, с которыми приходится иметь дело на службе), коллективизм (совместное выполнение заданий, взаимовыручка и помощь другим сотрудникам в решении поставленных задач), патриотизм (несение службы с целью защиты государства и граждан от посягательств различного рода), добросовестное отношение к труду (безукоризненное выполнение поставленных задач и подчинение уставу, приказам и т.п.), критическая самооценка своей деятельности и др.

Предъявляемые к людям моральные требования в виде образа нравственно совершенной личности называется идеалом нравственности. Идеал указывает на конечную цель нравственного воспитания личности, «дает человеку высший образец, к которому он должен стремиться»," Моральный идеал - «перспектива общества, для теоретического обоснования которой необходимо знать, на какой стадии нравственного развития оно находится».то Он никогда не совпадает с реальностью, изменяется вслед за изменением морали в обществе, является необходимым фактором для прогресса общества, его гуманизации.


3. МОРАЛЬНЫЙ ФАКТОР - ЕГО СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В моральном факторе, как и в морали, принято выделять два уровня: теоретический и обыденный. Первый элемент морального фактора представлен усвоенными личностью и социальной группой, а также обществом в целом законами и категориями этики, нравственными принципами и нормами, общественным и групповым моральным идеалом. Данный уровень отражает официальную идеологию государства. При его помощи можно манипулировать общественным сознанием, что уже практиковалось нашим государством, причем сравнительно недавно, и чего следует избегать в будущем, так как такое использование морального фактора может быть направлено против прогресса общества. Моральный фактор на уровне личности может успешно функционировать лишь в случае его непротиворечия общественному сознанию.

Никакая идея не может укорениться в сознании граждан, пока она не получит их эмоциональной поддержки, не сольется с чувствами людей, не станет их внутренним убеждением. Моральный фактор в данном случае «проявляется в таких элементах, как настроение людей, их чувства, традиции, обычаи, запреты».™1 Данный уровень морального фактора существует локально, то есть в определенном коллективе, и использование его способствует воздействию на людей. Это важно учитывать сотрудникам правоохранительных органов, так как они часто работают с толпой, имеющей уже сформированную отрицательную установку. Чтобы переориентировать людей, нужно использовать (а значит, и знать их) те же средства обыденного сознания, опираясь на психологическое воздействие силами самих правоохранительных органов.


На личностном уровне структура морального фактора строится из черт характера, преобладающих мотивов поступков, совокупности моральных ценностей, потребностей и привычек.

Моральный фактор проявляется на всех уровнях: общесоциальном (в масштабе всего общества), социальном (нации, территориального образования), отраслевом (профессиональной группы), коллективном (трудового коллектива), семейном и личностном.

Моральный фактор в деятельности правоохранительных органов - конкретное проявления моральных сил личного состава в процессе выполнения им служебных задач. Здоровый моральный фактор служит успешному решению служебных задач и повышению авторитета правоохранительных органов в обществе. Будучи элементом политической системы, эти органы несут ва себе отпечаток всей общественного механизма, поэтому их моральный фактор имеет определенные особенности, обусловленные их особой ролью в жизни общества. От здоровья правоохранительных органов зависит состояние правопорядка в стране, деятельность демократических институтов государства, экономическое благосостояние и политический режим.

На моральный фактор правоохранительных органов оказывает влияние как моральная, так и психологическая напряженность сотрудников, жестко распределение обязанностей. Важной гранью морального фактора служебного коллектива являются его обычаи, которые, будучи устойчивыми нормами поведения многих членов коллектива, выступают как средство формирования морального фактора отдельных сотрудников. Прогрессивные обычаи (взаимопомощь и т.п.) нуждаются в закреплении, а негативные (пьянство, круговая порука) - в искоренении. Важной сферой морального фактора служит и морально-психологический климат коллектива служащих, который охватывает симпатии и антипатии сотрудников, их оценки и мнения, авторитет начальника.


«В моральном факторе заложен огромный потенциал», а его стимулирование не требует существенных затрат сил, времени и денег.

4. МОРАЛЬНАЯ НОРМА КАК ЭЛЕМЕНТ МОРАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

«Моральная норма - форма нравственного требования»." Она выступает как элемент моральных отношений и как форма морального сознания. Она представляет собой норму поведения, обычай, постоянно воспроизводимый в однотипных поступках множества людей. Моральная норма возникла в ходе многовековой истории человечества в силу того, что в обществе всегда существовала потребность, чтобы в определенных, часто повторяющихся ситуациях люди поступали однотипным образом. Эта потребность и реализуется посредством нормы морали. Обязующая сила этой нормы основана не на каком-либо институционном документе, а на воздействии массового примера, общественного мнения на отдельного человека. Моральные санкции также осуществляются мерами воздействия всего общества или социальной группы, а не из законодательной инстанции. Таким образом, нормы морали исходят непосредственно из общества, формируются стихийно путем коллективного опыта.

Нормы морали складываются постепенно, незаметно, а потому являются более гибкими, своевременно реагируя на изменение отношений, которые они призваны регулировать. Мораль охватывает область отношений гораздо более широкую, нежели сфера отношений, регулируемых правом.

Нормы морали исполняются большинством людей добровольно, в силу личной убежденности или привычки. Внутренним гарантом морального поведения человека выступает его совесть, а внешним - общественное мнение.

Нормы морали задают идеальные масштабы жизни и деятельности.


Сотрудникам правоохранительных органов часто приходится сталкиваться со случаями, когда нормы морали не совпадают с нормами права. В этом случае их действия определяются не нравственным выбором, а подчинением соответствующим правовым нормам. В большинстве же случаев они имеют возможность поступить в соответствии со своим «побуждением делать добро людям свободно и бескорыстно»^

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сотрудникам правоохранительных органов необходимо использовать знания о вышеизложенных категориях этики при подготовке к выполнению служебных задач и в ходе их осуществления для достижения успеха в своей работе.

Как бы ни была обширна правовая база, регламентирующая действия и поведение сотрудников, предвидеть все ситуации и отразить их в уставах, инструкциях и приказах практически невозможно. Здесь на помощь и должны прийти знания об этике, а также моральное сознание в форме таких категорий, как служебный долг, честь, нравственная ответственность и совесть.

Успешное осуществление служебных задач сотрудниками правоохранительных органов возможно лишь при условии тщательного подбора кадров, причем, не только по профессиональной, но и моральной пригодности. Сотрудник должен желать исполнить свой долг перед обществом и государством по вщите прав и свобод личности, обеспечении безопасности, укреплении правопорядка и чувствовать моральную ответственность за совершаемые им действия.

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

  1.  СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА.
  2.  НРАВСТВЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  3.  ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ЦЕЛЕЙ И СРЕДСТВ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  4.  НРАВСТВЕННАЯ ДОПУСТИМОСТЬ ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ.

1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА.

Много раз каждому человеку приходилось оказываться в ситуации, когда требовался выбор: от простых жизненных вопросов до сложных проблем, определяющих судьбу и запугивающих интересы многих людей.

Моральный выбор - это осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствии с личными или общественными моральными установками.

Необходимость морального выбора проявляется тогда, когда обстоятельства вынуждают человека принять одно решение из нескольких, каждое из которых имеет нравственное содержание, то есть, может быть оценено с позиций добра и зла.

Моральный выбор иногда трактуют слишком узко, лишь как сознательный акт принятия человеком решения. Но для того, чтобы это решение было принято, необходимо наличие определенных объективных и субъективных предпосылок и условий выбора, возможностей познания этого выбора. Кроме того, принятием решения не заканчивается акт выбора. Продолжение его служит выбор средств реализации решения, практическое его осуществление и оценка результата. Поэтому при рассмотрении морального выбора в поле зрения попадают почти все объективные и субъективные компоненты поведения человека.

К числу объективных условий морального выбора можно отнести наличие вариантов выбора поведения и возможности их реализации. Субъективные условия включают в себя уровень нравственного развития личности, степень усвоения его нормативных требований той или иной системы морали, развитость чувства долга, совести и другие нравственные характеристики личности.

Объективная свобода личности — это наличие вариантов поведения, субъективная свобода выбора -возможность совершения поступков не под действием внешней  принудительной  силы  (страх  наказания, общественного осуждения), а под влиянием внутренних убеждений. Субъективная свободе предполагает и действие нравственной необходимости, которая является ничем иным, как субъективно осознанной потребностью человека поступать в соответствии с требованиями нравственности.

Моральный выбор характеризуется: наличием объективных условий, предоставляющих различные варианты поведения;

возможностью оценки этих вариантов с позиций добра и зла;

нравственной  необходимость, то есть обусловленностью поведения человека действующими в обществе моральными нормами и ценностями.

Всякий выбор зависит от тех целей, которые встают перед человеком, группой или обществом.

Цели, стоящие перед правоохранительными органами и их сотрудниками обусловлены задачами борьбы с преступностью, носят  социально  значимый  характер,   имеют   глубокое гуманистическое содержание. Однако это не означает, что любая цель, которую преследуют правоохранительные органы или их сотрудники,   автоматически   приобретает   положительное нравственное  содержание.  Это  содержание  зависит  от соблюдения законности, уровня правосознания, форм и методов деятельности. Поэтому в каждом конкретном случае требуется всякий раз по-новому оценивать возникающую цель.

Характер правоохранительной деятельности, связанный с острым   противоборством,   нестандартными   ситуациями/ значительно обостряет проблему выбора в условиях риска. Эту проблему подметил еще Аристотель в своей работе «Никомакова этика», когда выделил действия субъекта «по неведению» и «в неведении». Действия «в неведении» - когда человек сознательно избирает незнание, неведение. Действия «по неведению» имеют место тогда, когда остаются неизвестными некоторые частные или случайные обстоятельства, которые помимо воли действующего лица изменяют смысл поступка.

Специфика борьбы с преступностью нередко обуславливает ситуации, когда сотрудники правоохранительных органов в силу тех или иных причин не заинтересованы в познании всей совокупности возможных -вариантов выбора, а ограничиваются познанием лишь некоторых из них, то есть сознательно выбирают неведение.    Например,   следователь,    выдвинув   одну, понравившуюся ему следственную гипотезу, не изучает другие.

Если при выявлении вариантов выбора мораль играет роль регулятора, направляющего на наиболее полное и всестороннее исследование обстоятельств и возможностей выбора, то на этапе выбора варианта поведения ей отводится решающая роль.

Важнейшую роль в выборе варианта поведения играет нравственная мотивация. Выбор всегда означает признание приоритета одной ценности над другой. В одних случаях обоснование выбора и сам выбор не вызывают затруднения, в других связаны с острейшей борьбой мотивов.

2. НРАВСТВЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Нравственный  конфликт  -  это  столкновение моральных норм в индивидуальном или общественном сознании, связанное с борьбой мотивов и требующее морального выбора.

Правоохранительная   деятельность   в   силу   острого противоборства с преступниками/ использования специфических сил и средств достаточно .часто ставит сотрудников в ситуации нравственного конфликта. Данные конфликты возникают при наличии противоположной направленности мотивов/ когда субъекту приходится мысленно «взвешивать» общественную необходимость/ выраженную в требованиях долга/ и личные планы, рационально осознанные мотивы и идущие вразрез с ними желания, когда возникает колебание между выбором близких и дальних целей/ когда человека тревожит выбор между большим и меньшим злом.

Особенность нравственного конфликта состоит в том/ что в сложившейся ситуации выбор любого поступка как следование той или иной норме морали ведет к нарушению другой нормы.

Сложность здесь состоит не столько в том, что человек может не знать некоторых нравственных норм и потому не в состоянии сделать выбор, а также не в том, что он не желает выполнять требования морали, сколько в необходимости разрешить столкновение этих требований.

Среди конфликтов, имеющих профессиональное значение для сотрудников правоохранительных органов, следует обратить внимание на внешние и внутренние конфликты. Внешние конфликты проявляются как острые нравственные противоречия между людьми (личность - общество, личность - группа, личность - личность и т.д.). Они выражают расхождения направленности ценностных ориентации отдельных личностей, социальных групп и общества.

Природа внутренних конфликтов иная. Их источником является сложность, разнохарактерность самих мотивов личности, находящихся в подчинении и соподчинении друг другу. Специфика внутреннего конфликта состоит в том, что для него характерна борьба норм, ценностей, мотивов, признаваемых личностью в качестве верных. Для внешнего конфликта напротив характерно    отрицание    правильности    противоположных убеждений, взглядов, ценностей/ идей.

Форм    проявления    моральных    конфликтов    в правоохранительной деятельности существует множество. Они обусловлены конкретными особенностями того или иного направления этой деятельности, специфическими условиями, в которых   осуществляется   эта   деятельность,   социально-психологическими характеристиками участников конфликта и другими обстоятельствами.

Развитие конфликта приводит к его разрешению, то есть выбору определенного варианта поступка или поведения. Здесь важно помочь человеку определить правильную позицию, лежащую в основе принимаемого им решения. Причем эта позиция будет тем более прочной, чем более осознаваемые человеком моральные требования превращаются в его убеждения. Этот    вопрос    имеет    практическое    значение    для правоохранительной деятельности, в частности, для работы с негласными   помощниками.   Негласный   помощник   может осознавать правильность принимаемого им решения сотрудничать с правоохранительными органами, иметь верное представление о моральной стороне этого решения, сознательно и добровольно выполнять задания оперативного работника и при этом субъективно,  психологически  не чувствовать  внутреннего удовлетворения от своего поведения. Так бывает, когда осознание своего поведения не превратилось в устойчивые убеждения, чувства, привычки.

Аксиомой в разрешении моральных конфликтов нередко является положение о приоритете общественного интереса перед частным. Подчинение личного общественному - это крайний, хотя и довольно часто встречающийся вариант разрешения тех ситуаций, в которых другого выходы быть не может. Для оптимального выхода из конфликтной ситуации необходима не только  готовность личности  пожертвовать  собственными интересами, но и усилия общества по удовлетворению интересов личности.

3. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ЦЕЛЕЙ И СРЕДСТВ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Решение, принятое в ситуации выбора, для своей реализации требует определенных средств достижения поставленной цели. С этой точки зрения средства выступают промежуточным звеном между собственно выбором и целью. Данный этап морального выбора представлен в виде проблемы соотношения цели и средств ее достижения. Для деятельности правоохранительных органов решение этой проблемы представляет не только чисто научный, но и практический интерес, что обусловлено характером работы и спецификой используемых ими средств.

Правоохранительная деятельность, пожалуй, как ни одна другая, требует научного решения проблемы соотношения цели и средств. Наиболее правильной следует признать позицию, в соответствии  с  которой   цель  и  средства  объективно взаимосвязаны,   находятся   в   состоянии   диалектического взаимодействия.

Средства, выбираемые людьми, обусловлены целью, стоящей перед ними. Но в то же время средства должны соответствовать поставленной цели. Соответствие цели и средств означает, что в своем единстве дают поступок или поведение, которые могут быть оценены как нравственно положительные, несмотря на то, что цель или средства как самостоятельные явления могут быть

отрицательными. Так, скажем, борьба с преступностью сама по себе единозначно оценивается как нравственно положительное явление, а принуждение по отношению к человеку вряд ли можно оценить положительно. Однако когда мы рассматриваем борьбу с преступностью и принуждение как цель и средство, эта однозначность исчезает.

Критерием   для   определения   положительной   или отрицательной ценности поступка или поведения может быть признан  следующий:   нравственно  допустимым  считается поступок, совершение которого повлекло за собой меньшие материальные, физические, нравственные или иные издержки, нежели его несовершение.

В правоохранительной деятельности нередко возникают ситуации, когда для достижения благородной цели необходимо использовать средства, связанные с ущемлением прав и свобод личности. Безусловному осуждению подлежат действия, когда из всего наличия средств для достижения цели выбираются заведомо негативные, хотя, возможно, и самые эффективные. Сложнее обстоит дело, когда обстоятельства представляют лишь такие средства, которые нельзя однозначно признать нравственно положительными. Если моральные издержки от используемых средств перекрывают нравственную ценность цели, то нужно категорически отказываться от достижения цели.

Моральный выбор признается правильным, если будут учтены все или, по меньшей мере, наиболее значимые последствия, которые может предвидеть человек, выбирающий это средство.

С точки зрения морали важно учитывать интересы как отдельной личности, так и социальной группы или общества.

Выбор средств достижения цели может быть признан верным при соблюдении следующих условий:

- полное изучение предполагаемых последствий от достижения цели и от использования каждого из имеющихся в распоряжении средств;

  •  изучение  возможностей  наступления этих последствий/ соотнесение предполагаемых последствий от избранного средства с последствиями использования других средств или отказа от достижения цели.

4. НРАВСТВЕННАЯ ДОПУСТИМОСТЬ ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ.

При рассмотрении проблемы морального выбора, в том числе соотношения   целей   и   средств   в   правоохранительной деятельности, неоднократно вставал вопрос о допустимости и границах применения мер правового принуждения, специальных средств борьбы с преступностью. С одной стороны, несомненно, что   использование   этих   средств   правоохранительной деятельности вызвано объективными обстоятельствами. Без применения мер правового принуждения, средств оперативно-розыскной деятельности невозможно эффективно бороться с таким социальным злом, как преступность. С другой стороны, так же очевидно, что эти меры ущемляют личную свободу граждан, пусть даже подозреваемых или совершивших преступление.

Статья 55 Конституции РФ гласит, что права и свободы человека и' гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Нельзя не учитывать и того, что использование мер правового принуждения оказывает не всегда положительное влияние на самих сотрудников правоохранительных органов. Например, может сформироваться установка на допустимость применения любого принуждения, вмешательства в личную и общественную жизнь граждан, произойти снижение ценности человеческой свободы.

Таким образом, речь должна идти не о возможности применения мер правового принуждения и средств оперативно-розыскной деятельности в принципе, а о том, какова мера, обоснованность их применения в каждом отдельном случае.

Учитывая особый характер деятельности правоохранительных органов,  особое  внимание  нужно  уделить  нравственно допустимому поведению как наиболее значимому для них и неоднозначно оцениваемому.

Идеальное поведение опирается на общечеловеческие ценности.

Понятие «нравственная допустимость» и «нравственная оправданность», на первый взгляд, тождественные понятия, что не лишено основания, поскольку в нравственное оправдание нередко вкладывается тот же смысл, что и в нравственную допустимость. Однако между ними есть и существенные различия.

Нравственная оправданность носит в большей степени субъективный характер. Она предполагает, что оправдываются аморальные, выходящие за рамки нормы, поступки или поведение, на совершение которых человека вынудили обстоятельства. В отличие от нравственно оправданного нравственно допустимое поведение обладает рядом особенностей,   к  числу   которых  можно  отнести следующие.

1. Нравственно допустимое поведение укладывается в рамки нравственности, но вследствие действия объективных обстоятельств не является идеальным с точки зрения морали. Когда мы говорим о нравственно допустимом поступке   или   поведении,  то,   не  отрицая   его «нежелательного» характера, тем не менее, признаем его нравственным. Так, идеалом был бы отказ от мер правового принуждения по отношению к нарушителям закона, но такой • отказ был бы безнравственным по отношению к другим гражданам и обществу/ поскольку открывает простор преступной деятельности.

2. Нравственная   допустимость   устанавливает   предел, границу,  за   которой   начинается  безнравственное. Критерием для определения этого предела являются не субъективные аргументы, а совокупность объективных условий.

3. В содержании нравственно допустимого поведения очень важен психологический аспект. Он заключается в понимании человеком того, что в данных условиях именно такое поведение является единственно возможным, то есть в   наибольшей   степени   отвечающим   требованиям нравственности, позволяет человеку обрести уверенность в правильности своих действий и в то же время не дает ему возможности переступить черту, отделяющую допустимое поведение от недопустимого.

Сотрудник правоохранительных органов при принятии решения,   когда   приходится   руководствоваться   нормами нравственности/ должен помнить, что существует 2 вида таких норм:

- норма-идеал, на совокупности которых основывается вся классическая этика и все простые принципы нравственности («не кради», «не лги» и т.д.). Нормы-идеалы являются как бы вершиной нравственных устремлений;

- норма-мера, то есть норма соизмеримая с конкретными условиями и возможностями той реальной ситуации, в которой сотрудник выполняет служебную задачу и которая показывает нижнюю границу, перейдя которую принятое решение становится   однозначно   безнравственным;   эта   норма определяется следующими критериями: а) наименьший ущерб; б) наиболее благоприятные нравственные последствия; в) соблюдение  интересов  наибольшего  круга  людей;  г) соблюдение принципа разумной достаточности используемых средств.

МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ВЫПОЛНЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ УСТАНОВОК СОТРУДНИКОМ МВД.

Совершение человеком поступка как следствие принятого им решения в ситуации морального выбора, так или иначе, затрагивает других людей, общество.

Поскольку моральный выбор выражает реальную связь личности с другими людьми, а полученный результат имеет определенное значение и для них, то он всегда накладывает на эту личность определенную ответственность.

В этой связи встает вопрос о мере ответственности. Очевидно, бессмысленно говорить об ответственности, если нет свободы морального выбора, когда действия человека однозначно предопределены. Сотрудник МВД часто в своих действиях стоит перед выбором. И здесь встает вопрос: в какой мере и за что сотрудники правоохранительных органов могут и должны нести ответственность? Мера ответственности определяется мерой свободы выбора, то есть наличием объективных возможностей для  альтернативных  действий  и  степенью  следования нравственным требования.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84991. Двигательная активность и закаливание организма - необходимые 29.51 KB
  Двигательная активность и закаливание организма необходимые условия укрепления здоровья Цель урока. Сформировать убеждение в необходимости систематических занятий физической культурой и закаливанием организма умения дозировать физические нагрузки с учетом индивидуальных особенностей максимально использовать погодные условия в различное время года для занятий на свежем воздухе. Роль закаливания организма в укреплении здоровья. Довести до учащихся что закаливание это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию...
84992. Рациональное питание. Гигиена питания 28 KB
  Гигиена питания Цель урока. Познакомить учащихся с понятием рациональное питание основными питательными веществами и их значением в рационе питания человека. Разобрать общепринятые правила питания сформировать убеждение в необходимости соблюдать правила рационального питания в повседневной жизни. Некоторые общепринятые правила рационального питания.
84993. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека 29.07 KB
  Вредные привычки и их влияние на здоровье человека Цель урока. Влияние алкоголя на здоровье человека. Эволюция обеспечила организм человека неисчерпаемыми резервами прочности и надежности которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем их взаимодополняемостью взаимодействием способностью к адаптации и компенсации. Природа создала человека для долгой и счастливой жизни.
84994. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек 27.76 KB
  Сформировать убеждение в том что привычка курить и употреблять алкоголь зачастую начинается с первой пробы выработать у них твердую привычку говорить Нет любому кто предложит закурить или попробовать спиртное. Разобрать с учащимися ситуационные задачи: Если вам в кругу сверстников предложат закурить как вы поступите Если у вас в доме гости и вас пригласили к столу и предложили выпить спиртного как вы поступите В заключение предложить четыре правила Нет для профилактики курения и употребления спиртных напитков. Постоянно...
84995. Первая медицинская помощь при различных видах повреждений 28.12 KB
  Познакомить учащихся с назначением и содержанием первой медицинской помощи. Разобрать последовательность в оказании первой медицинской помощи: довести но них рекомендации службы скорой медицинской помощи в каких ситуациях необходимо вызывать скорую медицинскую помощь. Общие правила в последовательности оказания первой медицинской помощи. Подчеркнуть что от своевременности и качества оказания первой медицинской помощи в значительной степени зависит дальнейшее состояние здоровья пострадавшего и даже его жизнь.
84996. Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении 27.31 KB
  Оказание первой медицинской помощи при ушибах ссадинах носовом кровотечении Цель урока. Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при ушибах сформировать умение оказания первой медицинской помощи при ушибах ссадинах. Разъяснить учащимся что такое носовое кровотечение и отработать практически последовательность оказания первой медицинской помощи. Познакомить учащихся с первой помощью при носовом кровотечении.
84997. Первая медицинская помощь при отравлениях 29.5 KB
  Первая медицинская помощь при отравлениях Цель урока. Вызвать скорую медицинскую помощь. Если яд попал через кожу то ее промыть большим количеством воды физиологическим раствором слабым раствором питьевой соды или раствором лимонной кислоты в зависимости от ядовитого вещества; из желудка яд удалить промыванием или с помощью рвотных средств. Первая медицинская помощь: вывести пострадавшего на свежий воздух; дать обильное питье.
84998. Город как среда обитания человека 31.04 KB
  Изучаемые вопросы Основные признаки современного города. Привлекательность города для жизнедеятельности человека. Наиболее характерные опасные ситуации для современного города. в городах мира проживало 3 населения Земли в начале XX в.
84999. Жилище человека и особенности его жизнеобеспечения 28.05 KB
  Напомнить бытовые приборы используемые в повседневной жизни заострить внимание учащихся на необходимости соблюдения правил эксплуатации систем жизнеобеспечения и бытовых приборов для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих. Необходимость соблюдения правил эксплуатации систем жизнеобеспечения дома квартиры и бытовых приборов для гарантии личной безопасности и безопасности окружающих. Обратить внимание учащихся что появление в жилище все новых различных приборов потребует от человека другого отношения к своему дому и иных...