68478

Элементы закона о налоге

Лекция

Налоговое регулирование и страхование

Правовое значение определенности налога; Обязательные и факультативные элементы налога; Субъект налога; Объект и база налога; Налоговая ставка; Порядок исчисления. Порядок и сроки уплаты налога; Налоговые льготы и их классификация Правовое значение определенности налога...

Русский

2014-09-22

38.11 KB

3 чел.

21.09.2013 - Финансовое право

Лектор – Хаменушко Иван Владимирович

Тема: Элементы закона о налоге

Вопросы:

  1. Правовое значение определенности налога;
  2. Обязательные и факультативные элементы налога;
  3. Субъект налога;
  4. Объект и база налога;
  5. Налоговая ставка;
  6. Порядок исчисления. Порядок и сроки уплаты налога;
  7. Налоговые льготы и их классификация

  1.  Правовое значение определенности налога

Существенная степень неравномерности налогообложения не так плохо, как неопределенность налога” © Адам Смит

Борьба за справедливые налоги – чтобы устанавливались парламентом.

Парламент должен не просто устанавливать налоги, но и устанавливать их со всей степенью определенности. Мало назвать налог, надо закрепить и все существенные элементы:

НК - Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Парламенты не вправе делегировать налоговые полномочия исп. власти – КС РФ (+ст75 Конституции).

[таможенная пошлина – по всем признакам является налогом, но устанавливается исполнительной властью]

  1.  Обязательные и факультативные элементы налога;

Обязательные элементы

Если в законе не видна ставка или срок – значит он необязателен. Нет обязательных элементов – налог не будет надлежащим образом установленным, стало быть, можно не платить. Но, если всё-таки заплатил – налог не вернул. Необязательный – значит нельзя наказать за неуплату.

Обязательные элементы необходимо прописать для каждого налога отдельно.

Факультативные элементы

Факультативные элементы могут отсутствовать в налоге, они не влияют на действительность.

Например, льготы. Бывают налоги без льгот, совершенно спокойно.

Бывают элементы, которые вообще могут быть не прописаны в каждом налоге – “правила принудительного взыскания” устанавливаются для всех налогов вообще… не надо прописывать для каждого налога.

Третий факультативный - Ответственность в налоговом праве

Ответственность в налоговом кодексе – самая обычная административная ответственность. Просо в некоторые особенностями.

Ответственность за нарушение валютного законодательства – включили в КоАП. А вот налоговые правонарушения побоялись перенести в КоАП… хотя, а теории, правильно. А на практике – хорошо, что в НК РФ. Просто в кодексе прописан более гуманный порядок обжалования.

Факультативные элементы (их три):

  1. Льготы
  2. Порядок принудительного взыскания и порядок возврата излишне оплаченных сумм
  3. Ответственность за нарушение налогового законодательства (“административная”, уголовная)

Обязательные элементы:

[налогоплательщик – тоже элемент налога (можно назвать субъектом налога, далее разберем)]

  1. Субъект налога;
  2. Объект налогообложения;
  3. Налоговая база;
  4. Налоговый период;
  5. Налоговая ставка;
  6. Порядок исчисления налога;
  7. Порядок и сроки уплаты.

Если забыли расписать хотя бы один элемент – беда. Или не забыли, а прописали не в законе – беда.

  1.  Субъект налога

Субъект – лицо обязанный уплачивать конкретный налог.

Налогоплательщик – тот на кого возложена обязанность по уплате налогов  (в целом, лицо участвующие в налогообложении как плательщик).

Когда мы требуем с государства выполнения их обязанностей, и говорим что мы налогоплательщики, мы же не говорим, что мы плательщики какого-то конкретного налога.

НК РФ - Статья 19. Налогоплательщики и плательщики сборов

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

По определению ст. 19 НК РФ у нас начинают сливаться: налогоплательщик и налоговый агент.

Налогоплательщики и налоговые агенту

  1. Налогоплательщик

Налогоплательщик – тот на кого возложена обязанность по уплате налогов.

Налогоплательщик вынужден именно за счет собственных средств платить налоги.

  1. Налоговый агент

Иногда уплата налога накладывается на другое лицо – налоговый агент.

Налоговый агент – выплачивает налоги, но, не за счет собственных средств.

В РФ запрещены налоговые оговорки: “Любые налоги работодатель  уплачивает за свой счет, а работник получает точную сумму, указанную в трудовом договоре”. Вот, это запрещено… другой вопрос, что работодатель может как бы повысить заплату, а тогда даже с учетом вычета налога, работник получит желаемую сумму.

Есть ещё сборщики налогов – но их нет

У налогового агента сразу находятся ден. средства, он удерживает часть дохода и отдает в казну.

Сборщик налогов – ходит и собирает налоги.

В общем, это ситуация устаревшая… просуществовала в Российской Империи до 19 века. В советское время Сельсоветы собирали налоги с доходов от подсобного хозяйства.

Так что нам того, что налогоплательщика надо отличать от налогового агента?  А практический смысл есть.

С налогового агента нельзя взыскать недоимку! А с налогоплательщика – можно.

А что делать, если налоговый агент выплатил зарплату без вычета налога, к кому идти? К налоговому агенту или налогоплательщику? Взыскивать надо с налогоплательщика, так как налоговый агент уже выдал деньги работнику, именно в них содержатся неуплаченные налоги (а налогового агента можно оштрафовать). Так было до 30 июля 2012 года (хотя, и до этого были арбитражные дела).

Постановление Пленума ВАС от 30 июля 2013 года № 57 “О некоторых вопросах возникающих при применении арбитражными судами части I налогового кодекс”  (до этого было ПП ВАС № 5).

[пленум на 80 пунктов ]

Пленум надо запомнить, мы к нему будем часто возвращаться.

Пленум сказал, что с налогового агента сумму взыскать можно.

Но, если налогоплательщик иностранный и на учете у нас не состоит, то значит налогоплательщик нам недоступен… тогда взыскание можно произвести с налогового агента. Налоговый агент после этого может взыскать эту сумму с плательщика… лектор считает, что это справедливо.

Если же налогоплательщик наш, тогда недоимка взыскивается не с налогового агента а с налогоплательщика.

Всё это содержится в первых пунктах пленум.

В учебниках всё-еще написано, что нельзя с налогового агента взыскивать, но, вот, уже можно.

Круг субъектов

Можно предложить такое деление: А) С юридические лица; Б) С физические лица – но, налог на прибыть, по большому счету, взымается одинаково.

Резидентский признак

На много важнее деление на:

  1. Резидент налогообложения (полная налоговая обязанность);

Для резидентов – налог платят со всех доходов, где бы они не были получены, по всему миру.

  1. Не резидент налогообложения (ограниченная налоговая обязанность).

Не резиденты – платят налог от источников на территории государства, а могут вообще не платить.

Нельзя же сказать, что налог платят все 7 млрд. населения земли Резиденство – тесная экономическая связь со страной.  Доктрина практически везде одинакова, во всех странах.

Всё было бы так, но сюда же замешивается ситуация с территориальными, резидентскими, смешанными налогами.

Территориальный признак

Например, с США известно, что их сотрудники работают по всему миру… США выгодно, чтобы всё шло в бюджет РФ. Для США выгоден резидентский признак. Но, в таком случае, российские граждане и российские компании (не резиденты) будут работать с США, и не платить налогов? Работает заправка, а налогов не платит?

К принципу резидентства включается принцип территории. Как правило, налоги на прибыль, имущества – смешанные. Резиденты платят, потому что они резиденты, не резиденты – платят по территориальному признаку (платят там, где извлекают доход).

У нас резиденство и гражданство не смешивается, наступает после проживание в течение полугода (прожил в течение года более 183 дней на территории РФ).

Чисто резидентских налогов практически не бывает.

А вот в чистом виде территориальные налоги – бывает, это например имущественные налоги.

Сырьевые страны не гоняются за налогами своих резидентов за рубежом… они в основном собирают налоги по территориальному признаку.

Проблемы двойного налогообложения

Бывают разные ситуации. Гражданин США приезжает в РФ. Со временем становится налоговым резидентом РФ, платит налоги здесь. И тут выясняется, что он остается гражданином США, и с точки зрения законодательства США, он остается налоговым резидентом США. И вот две страны начинают претендовать на его налоги. Вот и будет платить и там и там.

[лектор упоминает соглашение об исключении двойного резидентства ]

Некоторым удается выскочить из резидентства вообще, нигде  Но, для этого надо и дохода нигде не получать, всё резе оффшор.

  1.  Объект и база налога

Объект налога

Законодатель пишет акты не по учебнику. Задача - написать понятно, и нет задачи - написать доктринально правильно.

В законе смешиваются предмет налога и объект налога.

В законе можно прочитать, что “объект налога на имущества – имущество”. Но, это не так.

Объект налога – юридические факты, с которыми связанными обязанности по уплате налога (сделки, права…).

Например, бомж залез в чужой дом … в него нет права собственности. Дом есть, налоговых последствий нет. Объект – владение недвижимостью на праве собственности.

В налогах поимущественного типа и косвенных налогах эта разница очевидна.

Предмет налога

Объект – обязательный элемент налога. Предмет – не обязательный. Законодатель может не описывать… но чаще всего описывает, это более соответствует способности лица к уплате налога (произошло ли приращение).

Объектом налога на доходы физических лиц, является возникновение права на доход (а не звон монет)… а если возникло право на доход, возникает обязанность по уплате налога.

Но, вот например, мы получили кредит… это же не наш доход, это приращенный капитал… странно было бы платить 13%, если мы эти деньги все-равно вернем. Вот законодатель и указывает ещё и непосредственный предмет, экономические основания, чтобы указать, когда налог должен срабатывать, а когда нет. Поэтому концепция предмета помогает избежать налоговых претензий, когда доход не получен.

НК - Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения

+

НК - Статья 41. Принципы определения доходов

В соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.

По идее, в налоговых спорах возможно только соглашение о фактах… но, с прошлого года вошли в моду налоговые соглашения. Правда, ФНС сказало, что такое соглашение возможно только с разрешения центра ФНС.

Дело Лоялти Партнерс Восток (по карте Малина) …


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44822. Мова - суспільне явище. Функції мови 22.5 KB
  Можна дати чималу кількість визначень до поняття мова Мова засіб спілкування мислетворення інтелектуального та естетичного освоєння світу. Мислетворча засіб творення і вираження думки. Номінативна засіб називання усіх ознак предметів дій тощо. Пізнавальна засіб пізнання і накопичення досвіду.
44824. Предпринимательство. Субъекты и формы предпринимательской деятельности 38.28 KB
  По назначению готовой продукции: производящая средства производства производящая средства потребления. По особенностям функционирования выделяют: 1активные ОС заняты в процессе воспроизводства продукции здание в цехе станки машины приборы и т.Фондоотдача Отражает объем продукции приходящийся на один рубль основных фондов. Показывает какая величина основных фондов приходится на рубль выпущенной продукции.
44825. Эффективность государственного регулирования в переходной экономике 24 KB
  Эффективность государственного регулирования в переходной экономике Система государственного регулирования в переходной экономике характеризуется двумя определяющими тенденциями. В переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше чем в развитом рыночном хозяйстве. Далее в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности поэтому государству приходится активно вмешиваться в экономические процессы. В переходной экономике по сравнению с административнокомандной...
44826. Die Berliner Mauer 26 KB
  Gebut wurde die Berliner Muer nfng der 60er Jhre um den Flüchtlingsstrom vom Osten in den Westen zu stoppen. Die DDR steht kurz vor dem us ist wirtschftlich und politisch bnkrott. Die Sttsgrenze wird geöffnet die Vereinigung der beiden deutschen Stten ist nch über 40 Jhren Trennung in Sicht.
44827. Адаптация человека к условиям окружающей среды. Региональные проблемы экологии человека 23.64 KB
  Адаптация человека к условиям окружающей среды. акклиматизация биосоциал адаптация к сложному комплексу условий внешней среды центральное место в котором занимает климатический фактор. Адаптация такого типа как правило сопровождается только кратковременными сдвигами физиологических показателей. 4перекрестная адаптацияадаптация к одному факторунапр к гипоксии повышает резистентность к комплексу др факторовустойчивость к гипоксии перегрузкам к высоким температурам физич нагрузкам.
44828. Федеральный закон Об охране атмосферного воздуха 40 KB
  Мониторинг атмосферы; внедрение малоотходных технологий и производств; разработка и внедрение более совершенных установок по улавливанию утилизации и обезвреживанию вредных отходов и веществ; разработка норм и правил по ограничению воздействия нестационарных источников загрязнения негативно влияющих на воздушную среду. В проектах должен быть обоснован выбор района размещения объекта с учетом ландшафтно-метеорологических условий должны содержаться данные о допустимых уровнях загрязнения атмосферы согласно нормативным. Общая...
44829. Источники загрязнения 27.5 KB
  В сельском хозяйстве следует сократить непроизводительное расходование воды в орошаемом земледелии реконструировать действующие ирригационные системы в целях снижения расхода воды. В коммунальном хозяйстве необходимо повысить технический уровень эксплуатации систем водоснабжения реконструировать их сократив удельный расход воды.
44830. Охрана природных вод от загрязнения 28.5 KB
  Водный кодекс. Цели водопользования: для целей питьевого и хозбыт водоснабжения сброса сточн вод и дренажных вод произва электрич Е водн и воздушн транспорта сплава древесины и иных целей. Виды водопользования: 1 совместное водопользование; 2 обособленное водопользование может осущся на водн объектах находящихся в собстви физ лиц юр лиц в гос или муницип собствти и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности госва гос или муниципальных нужд обеспечение кот исключает испе водных объектов др физ лицами юр...