68483

Общая характеристика налога на прибыль

Лекция

Налоговое регулирование и страхование

Общая характеристика налога на прибыль. Общая характеристика налога на прибыль Налог на прибыль прямой федеральный личный похож на НДФЛ. В Российской империи налога на прибыль не было. В СССР налога на прибыль не было всё имущество государственное были отчисления от прибыли а не налог.

Русский

2014-09-22

34.94 KB

4 чел.

26.10.2013 - Финансовое право

Лектор – Хаменушко Иван Владимирович

Тема: Налог на прибыль

Вопросы:

  1.  Общая характеристика налога на прибыль.
  2.  Субъекты налога.
  3.  Постоянное представительство.
  4.  Контролируемые иностранные компании.
  5.  Консолидированные группы налогоплательщиков.

  1.  Общая характеристика налога на прибыль

Налог на прибыль – прямой, федеральный, личный (похож на НДФЛ). В прошлые времена определить доходы было тяжело, были налоги в зависимости от гильдии, промысловые налоги.

В Российской империи налога на прибыль не было.

В СССР восстановили промысловый налог, ненадолго. В СССР налога на прибыль не было… всё имущество государственное, были отчисления от прибыли, а не налог.

С 1991 года – восстанавливается налог на прибыль, уже лишенный исторических наслоений. Всё с нуля. Но, было много казусов.

Сейчас прибыль - разница между доходами и расходами. А раньше писали, что перечень расходов должен был определяться перечнем, который так и не приняли, а приняли временное положение. Плюс было очень много льгот, слишком много.

Когда разрабатывали Главу 25 НК, хотели сделать принципиальные отличия. Главное отличие – чтобы затраты можно было учитывать все. То есть, критерий будет не казуистический, а содержательный.

Во-вторых, это должен быть закон без льгот. Есть прибыль – плати.

Формально – налог на прибыль это налог федеральный.

Но не все элементы устанавливаются РФ.

Ставки поделены на федеральную и региональную:

  1.  Федеральная ставка - всего 2%.
  2.  Региональная ставка - 18%.

Субъекты могут понизить ставку на 4% (т.е. до 14%); могут вводить льготы, для разных категорий.

Этот налог – личный. Но, если учет ненадлежащий – налог превращается в реальный. Не ведешь документацию – расчеты будут браться исходя из средней прибыли для таких же компаний. Есть ВАС 30.06.2013 года – п. 8.

Не путать прибыль и доходы.

Есть доходы активные и доходы пассивные:

  1.  Активные - доходы от ведения обычной коммерческой деятельности – такие доходы облагаются налогом на прибыль (доходы минус расходы).
  2.  Пассивные – есть капитал, он работает и приносит чистый доход. Покупаем облигации, получаем доход. Сама операция по покупке-продаже – обособляется… а вот процентный доход – его уже ни о от каких расходов очищать не надо, это чистые доходы. Ничего не вычитается. То же самое с дивидендами. Доходы и прибыль здесь тождественные.

Но, не вся выручка – доход. Вспоминаем метод по начислению… само по себе поступление в кассу денег ещё ничего не говорит.

  1.  Субъекты налога
  2.  Постоянное представительство
  3.  Контролируемые иностранные компании.
  4.  Консолидированные группы налогоплательщиков.

НК - Статья 246. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

российские организации;

иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Два вида субъектов:

  1.  Организации (резиденты) - платят налог на прибыль.
  2.  Иностранные организации (нерезиденты) – платят налог на прибыль, если она получена в рамках постоянного представительства, или если это пассивные доходы.

Налог на прибыль – федеральный, но, львиная доля ставки – региональная. Вопрос в том, в какой субъект эти налоги будут поступать? Компания Транснефть, у которой трубопроводы по всей стране … Как быть с компанией, которая зарегистрирована в Москве, а деятельность ведет везде. Отсюда и необходимость распределений налоговой базы в регионы и избежание двойного налогообложения.

Правило – компания платит налог там, где у неё есть обособленное подразделение. Как и у иностранных компаний есть “постоянные представительства”. Близкая концепция и в российском налогообложении – “обособленное подразделении организации”, это там где есть стационарные рабочие места. Два сторожа с ружьем – стационарное рабочее места. Оно возникает в силу факта, а не в силу юридического обособления структуры в рамках компании. Например, центральный офис в Москве, а цеха в Калининграде. Сначала рассчитывается налоговая база, а потом её надо разделить в зависимости от взаимосвязи с регионом. Нужно определить относительную степень присутствия… нужно посмотреть удельный весь основных средств (где больше имущества) и/или фонд заработной платы в регионе и т.д.

Налоговая база общая, возникает конкуренция регионов.

Трансфертное ценообразование – институт международного налогообложения. Разные государства пытаются очистить расчет налогов, от того, что налогоплательщики перемещают базу в другую страну (по разным мотивам, налоговым, патриотическим). И вот компании перемещают прибыль в низкие налоговые ставки.

Допустим, иностранная компания, добывает нефть в России, продает иностранцам. Компания может напрямую продавать нефть через биржу, но так никто не делает. Обычно это делается так – создается специальная компания в Швейцарии (трейдер), юрисдикция низкая по налогам. Номинально весь объем нефти продается трейдеру, а он уже продает покупателю. То есть, головная компания (бенефициар), и конечный продавец – взаимозависимы.

Цена продажи нефти между зависимыми компаниями – трансфертное ценообразование.

Эта схема очень простая, на самом деле всё обычно происходит сложнее.

Так вот, после продажи по низкой цене, в конечно продавца (трейдера), цена уже будет высокая, реальная. Но, это совсем грязная история… это запрещено.

Но, есть более чистые варианты. Компания в США, которая занимается разработкой ПО. Этой же компании принадлежит компания в Москве… это взаимозависимые компании. Компания в США закупает блоки программ в Московской компании. Это одна команда, которая занимается одним делом, это тоже трансфертное ценообразование, но это уже в норме.

Так вот, трансфертная цена всегда контролируется… если цена определена не на рынке, значит это не настоящая цена. Есть множество правил трансфертного ценообразования (будет в курсе Налогового права).

Так вот, первоначально эти правила были рассчитаны на международные отношения. Но, в федеративных странах (где есть субъекты) приходится распространять правила трансфертного ценообразования внутри страны. Допустим, один регион устанавливает ставку 14%, а не 18%... слишком большой соблазн для компаний, перевести свои компании туда.

Возложение бремени доказывания:

  1.  Факт получения дохода – доказывает налоговый орган
  2.  Льготы и расходы – доказывает налогоплательщик.

Консолидированные группы налогоплательщиков

Налогоплательщиков заставляют разделять налоговую базу между регионами; изменять цену, если эта цена между взаимозависимыми. Налогоплательщик может избавиться от тяжкого бремени доказывания внутренних цен. Например, Газпром и дочки Газпрома… они все делают для себя сами. Это тоже миллионы сделок… причем аналогичных сделок может и не быть. Но, одна головная компания, один центр принятия решений. Создается добровольная консолидированная группа. Вся прибыль складывается в один большой котел и дальше делится пропорционально степени присутствия в регионах. Консолидированная группа налогоплательщиком – позволяет избежать ситуации с долгим обоснованием цен. В международном масштабе так нельзя, в пределах РФ – можно.

Консолидированная группа не субъект, но это способ коллективного расчета налога, способ распределения налоговой базы между регионами.

Постоянное представительство (ст. 306 НК)

Концепция постоянного представительства очень размыта. Одно дело если компания отгрузить товар и получить деньги. А другое дело, если компания открывает свои магазины и реализует товар (Apple).

Если иностранная компания создает в РФ свою компанию (дочку), то всё просто. Правила о постоянном представительстве здесь неприменима, эта дочерняя компания – обычный наш налоговый резидент.

  1.  Основное (прямое) представительство.
  2.  Представительство агентского типа – на иностранную компанию в РФ работает агент с определенным статусом.

Зависимый агент – имеет полномочия заключать контракты в интересах иностранной компании, и регулярно их совершает.

Если приехал агент, сделал одну сделку и уехал – не постоянное представительство. Если приехал агент и регулярно совершает сделки – постоянное представительство.

Место постоянного представительство – тоже вопрос факта.

Каждое постоянное представительство считается независимым предприятием! А ведь с точки зрения гражданского права – субъект то один.

Тем не менее, иногда это выгодно. Выгоднее сделать представительство, чем дочернюю компанию. Юридическое лицо одно, соответственно можно учесть зарубежные расходы, связанные с московским офисом.

А вообще, концепция развития постоянного представительства угасает. Всё в интернете.

Скорее бегство своих налогоплательщиков….

С СЕМИНАРА от 01.11.2013 года:

  1.  Виды постоянных представительств: 1) основное; 2) агентское.
  2. Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 84 "О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество"

Им утверждено типовое соглашение об избежании двойного налогообложения.

Существует около 80 международных актов об исключении двойного налогообложения. В статье 5 этих актов содержится определение постоянного представительства.

  1.  Организация экономического сотрудничества и развития – “Модельная конвенция” содержит следующее определение: Постоянное представительство - это постоянное место деятельности через которое полностью или частично осуществляется деятельность предприятия.

Соглашение об исключении двойного налогообложения между РФ и Кипром: Постоянное представительство – постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность на территории государства

  1.  Постоянный агент действует всегда от лица организации.
  2.  Виды доходов:
  3.  Реализационные доходы.
  4.  Внереализационные доходы – от сдачи имущества в аренду, от участия в других компаниях, по ценным бумагам.
  5.  Общая ставка налога на прибыль – 20%.
  6.  Срок исчисления – один календарный год. Авансовыми платежами.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80535. Культура українських земель ІІ пол. XIX- поч. ХХ ст 910 KB
  Криза феодального ладу в Російській імперії заглиблювалася повільно, революційна ситуація ще не дозріла. Тому діяльність частини української інтелігенції відбувалася в руслі російської культури. У Росії XIX ст. панувала думка, що український народ...
80536. Культура Київської Русі 1.59 MB
  Культура Київської Русі. В епоху Київської Русі IXXII ст. була створена яскрава і самобутня культура її основою став економічний і духовний розвиток Русі освоєння досягнень інших словянських країн і Візантії. Писемність у Київській Русі стала відомою в Х ст.
80537. ОРГАНІЗАЦІЯ ПОСЛУГ КОМУНІКАЦІЇ 49 KB
  Транспорт - це засіб пересування, за допомогою якого можна добратися до туристичного центру. Це може бути літак, теплохід, поїзд, туристичний автобус, автомобіль та ін. Значну частину витрат вартості турпакету складають витрати на перевезення. Чим більш комфортабельний і швидкісний вид транспорту використовується, тим вища вартість подорожі.
80538. ОРГАНІЗАЦІЯ ПОСЛУГ РОЗМІЩЕННЯ 174 KB
  До найбільш розповсюджених у міжнародній практиці форм управління підприємствами гостинності відносяться: управління за контрактом; управління через договір франчайзингу; оренда. В індустрії гостинності поширення й інші організаційні форми управління акціонерні товариства T спільні підприємства СП синдикати консорціуми і т. що відрізняються змістом й пропорціями функцій структурою і ступенем централізації управління. Управління за контрактом Однією з основних форм управління підприємствами індустрії гостинності що...
80539. ОРГАНІЗАЦІЯ ПОСЛУГ ХАРЧУВАННЯ 113.5 KB
  Сутність і соціальноекономічна значущість харчування у сфері туристичних послуг. Соціальнопросторова модель організації послуг харчування. Сутність і соціальноекономічна значущість харчування у сфері туристичних послуг Дядечко Л.
80540. ОРГАНІЗАЦІЯ РЕКРЕАЦІЙНИХ ПОСЛУГ 84 KB
  Поняття рекреаційних послуг Реформування суспільного виробництва зміна характеру праці збільшення вільного часу поліпшення екологічної ситуації та багато інших процесів визначають значні масштаби розвитку сфери рекреації. У звязку з цим виникла необхідність уточнення поняття рекреації та визначення її ролі у соціальноекономічному розвитку регіону. В одних випадках аналізується розвиток ок ремих типів рекреаційних обєктів в інших досліджується функціонування певних підсистем а ще в інших визначається стан і шляхи розвитку визна...
80541. Туристична послуга як основна складова сфери послуг 383 KB
  Туристична послуга основна складова сфери послуг. Структура предмета його звязок з іншими навчальними дисциплінами Рекреаційна діяльність безпосередньо впливає на економіку регіону та держави через споживання рекреаційних послуг.
80542. СЕГМЕНТИ СФЕРИ ТУРИСТИЧНИХ ПОСЛУГ 63.5 KB
  Переважно це: Послуги по розміщенню туристів; Комунікативні послуги в т. по переміщенню туристів різними видами транспорту; Послуги по забезпеченню туристів харчуванням; Послуги спрямовані на задоволення рекреаційних і культурних потреб туристів; Послуги спрямовані на задоволення ділових інтересів туристів; Послуги торгових підприємств: продаж різних сувенірів та інше; Послуги по оформленню документації оформлення віз закордонних паспортів. Сутність туристичних послуг Послуги розміщення це конкретний готель який пропонується...
80543. Надходження (доходи) підприємств, формування і розподіл прибутку 162 KB
  Внутрішні грошові надходження згідно з чинною практикою обліку та звітності включають: виручку від реалізації продукції робіт і послуг; виручку від іншої реалізації; доходи від позареалізаційних операцій. Виручка від реалізації продукції робіт і послуг залежить від основної діяльності підприємства тому на неї припадає найбільша частка внутрішніх грошових надходжень. Відповідно грошові надходження підприємств тепер включають: Доходи від основної операційної діяльності виручка від реалізації продукції товарів робіт послуг. На...