68492

Дизайн на французский манер

Лекция

Косметология, дизайн и стилистика

Выставка моды 1945 года После четырех лет войны британские и американские модельеры сочли что во Франции с высокой модой покончено. Жак Вьено Институт промышленной эстетики Следуя опытом Великобритании где в конце 1940х годах открылись государственные центры дизайна дизайнер и теоретик...

Русский

2014-09-22

85 KB

14 чел.

  Дизайн на французский манер

  1. 1950-е годы: возрождение дизайна

  Выставка моды 1945 года

После четырех лет войны британские и американские модельеры сочли что во Франции с «высокой модой» покончено. В марте 1945 года в Лувре по инициативе благотворительных организацией состоялась грандиозная выставка моды. Арт-директор Кристиан Берар пригласил к участию всю художественную элиту Парижа.

«Из-за недостатка материала устроить большой показ не было возможности, и тогда возникла идея «тетра моды»: модельеры продемонстрировали свое великое мастерство на маленьких куклах из проволоки при минимальном расходе ткани. 200 таких купол с симпатичными гипсовыми головками и волосами из ниток стали посланниками моды» 1.

   Призыв к женственности

Этот показ был знаком того, что с аскетизмом и строгостью военных лет пора покончить. «Женщины приобрели вкус к униформе, - констатировал Кристиан Диор в 1947 году. - Мы должны… вернуть им женственность, чего бы это ни стоило».

  •  Длина до колен,
  •  пышные юбки,
  •  узкие талии,
  •  обнаженные плечи -

этот новый облик родился тогда, когда многие города еще лежали в руинах, не хватало продуктов питания и многих вещей.

   Коллекция Диора

1950-е годы в моде прошли под знаком коллекции Диора 1947 года, получившей название «Новое поколение». Следующая революция в моде связана с оп-артом и мини-юбками Анри Курежа.

  Жак Вьено - Институт промышленной эстетики

Следуя опытом Великобритании, где в конце 1940-х годах открылись государственные центры дизайна, дизайнер и теоретик Жак Вьено в 1953 году основал Институт промышленности эстетики, поставив перед ним задачу придать французским промышленным изделиям большую привлекательность. Двумя годами ранее была опубликована его книга «Республика искусств» («La Republigue des Arts»), повлиявшая на творчество многих дизайнеров.

  Ле Корбюзье - павильон «Филипс»

Послевоенные годы принесли и свой стиль мебели и архитектуры. Своеобразным эталоном стала Всемирная выставка 1957 года в Брюсселе. Ее символ - павильон «Атомиум» в форме гигантской молекулы их металла.

А одно из ярких событий - спроектированный Ле Корбюзье павильон «Филипс», в котором на многих экранах разворачивалось аудиовизуальное шоу на тему истории цивилизации.

   Зарождение интернационального стиля

В конце 1950-х годах на основе принятых в искусстве многих стран

  •  принципах геометризма,
  •  подчеркнутой рациональности форм,
  •  гладких и ровных металлических поверхностей
  •  зарождался интернациональный стиль.

   Здания из стекла и металла

Французский кинорежиссер и актер Жак Тати в фильмах «Мой дядя» и «Время развлечений» иронизирует по поводу чересчур механизированного предметного окружения. Герой фильмов - месье Гюло никак не может выбраться из лабиринтов гигантских зданий их стекла и бетона, не в состоянии справиться с фабричной установкой, для него полно тайн новое кухонное оборудование, он не в силах приспособиться к неудобной, хотя и эффектной мебели. Юмористические, нелепые ситуации обнаруживают искусственность новых потребностей и представлений о комфорте.

   Высокие технологии

Довоенная Франция «высокого стиля» перерастала во Францию «высокой технологии»:

  •  реактивные самолеты,
  •  атомные реакторы,
  •  синтетические материалы.

   2.  Автомобильный дизайн

   Автомобиль «Ситроен DS - 19»

Силуэт знаменитого автомобиля «Ситроен DS-19» был нарисован итальянским автодизайнером Фламинио Бертони еще до войны, в 1938 году. На ярмарке в Турине в 1955 году модель вызвала массу восторженных откликов. Это был один из первых переднеприводных автомобилей с необычной подвеской на рычагах, обеспечивавшей плавный ход.

 Плоский пол салона позволял легко модифицировать автомобиль в санитарный, полицейский, грузовой, семейный и пр. DS-19, спасший Шарля де Голля во время одного из покушений, стал символом французского автомобиля 1960-х годов.

   Исследовательский центр компании

Исследовательский центр компании «Ситроен» существует с 1960 года. он объединяет три службы:

  •  проектное бюро,
  •  лаборатории
  •  и департамент исследований.

В Центре постоянно проектируются концепткары - перспективные образцы, в которых фиксируются передовые на данный момент тенденции автомобильного дизайна.

   Автомобиль-вагончик

Так, в 1980 году автомобиль рубежа ХХ - ХХI веков представлялся дизайнерам «Ситроена» в виде однообъемного автомобиля-вагончика с большим панорамным, как у автобуса, передним ветровым стеклом. Другие варианты транспорта будущего - компактные городские электромобили. Какие-то найденные элементы и тенденции теперь повторяются уже в серийном производстве.

Разработка нового автомобиля постепенно превращается в единую технологическую цепь, объединяющую специалистов разных профессий. В 1990-х годах приоритет стратегических разработок переходит от технических нововведений к стилю модели, к выпуску разновидностей, позволяющих клиенту выбирать индивидуальные характеристики оформления.

   Модель «Ситроена» «Хsara Piccasso 

Представленная в 1998 году модель «Ситроена» «Хsara Piccasso» была необычна и своей морфологией - сочетанием удвоенного седана с задней части и однообъемного автомобиля с лобовым стеклом, переходящим в капот. Эта модель, созданная на основе синтеза разработок в области

  •  стиля,
  •  эргономики,
  •  функциональной простоты,
  •  удобства и многофункциональности,

задумывалась как «пространство для жизни».

   Компания «Рено»

Компании «Рено» будущее видится иным. Автомобили проектируются изнутри, подобно спорт-купе класса Гран-туризм «Renault Fluence» 2004, который отличает скульптурно-бионическая проработка интерьера.

 Текучесть форм проявляется и во внешнем облике. Кажется, что вертикальные и горизонтальные поверхности буквально обертывают кузов и боковины, тогда как крыша и ветровое стекло встречаются друг с другом в небольших сломах форм (главный дизайнер «Рено» - Патрик Ле Кемен).

   Похожие модели

Директор по рекламе фирмы «Фиат» замечал, что автомобили нередко теряют индивидуальность. Концепции 1990-х годов, разработанные разными фирмами, сблизились, породив похожие модели.

Характерные формы возникают там, где конструкторам приходится решать новые технические проблемы (например, создание городского автомобиля «Рено»), либо где возникает новая потребительская ниша.

   Фирменные магазины-автосалоны

Стиль той или иной автомобильной компании отражается и в архитектуре, в организации фирменных салонов-магазинов. Весь фасад нового демонстрационного центра «Ситроен» на Елисейских полях превратился в многоуровневую витрину (дизайнер Манюэль Готран).

В основе композиции - мотив фирменной эмблемы: две стрелочки, изображающие зубцы шестерни в виде шевронов. Каждый автомобиль демонстрируется под огромным выпуклым зеркалом, показывающим посетителю вид машины сверху.  Внутреннее пространство подчиняется скорее органической системе, преобладают светлые отделочные материалы. Наружное пространство, наоборот, решено более жестко, геометрично.

   3.  Системный дизайн

   Центр Помпиду

В 1977 году в Париже открылся Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду - музейный и информационно-выставочный комплекс, включающий

  •  Национальный музей современного искусства,
  •  библиотеку,
  •  Центр промышленного творчества,
  •  Институт исследования и координации в области акустики и музыки.

Из почти 700 проектов здания Центра, присланных в 1970 году на конкурс, был выбран проект Ричарда Роджерса и Ренцо Пиано. Несмотря на то что один англичанин, а второй - итальянец, их концепция развивала традиции французской металлической архитектуры.

   Необычная форма здания

Здание представляет собой стеклянный параллелепипед высотой 42 м, заключенный в ажурную металлическую конструкцию, внутри которого повешены выставочные залы, музейные хранилища и пр. Форма здания незавершенна в том смысле, что его можно неограниченно наращивать во всех направлениях.

Главный фасад пересекает коленчатая прозрачная труба эскалатора. Другой фасад образован сетью труб различного диаметра, имеющих чисто функциональное назначение 

  •  водоснабжение,
  •  вентиляция,
  •  электропроводка и др.

Структура этого здания действительно ближе дизайну, чем архитектуре.

   Все «измы» ХХ века

Так же, как и во времена строительства Эйфелевой башни, общественность разделились во мнениях. Тем не менее здание уже «вросло» в исторический центр Парижа. В Музее современного искусства представлены все «измы» прошедшего столетия, начиная  импрессионизма и кубизма и кончая концептуализмом и кинетическим искусством, в том числе и новации в области дизайна.

  Система визуальных коммуникаций 

 Система визуальных коммуникаций в центре Помпиду, разработанная Жаном Видмером, зеленые, синие, оранжево-желтые, лиловые вертикальные полотнища с названиями соответствующих секций встречают посетителя сразу же при входе в здание. Эта информация является одновременно украшением холла, придающим его огромному пространству праздничность и масштабно приближающим к человеку» 2.

  •  Голубой цвет соответствует Центру промышленного творчества,  
  •  желто-оранжевый - общественным помещениям,
  •  зеленый - библиотеке,
  •  красный - коллекции современного искусства,
  •  лиловый - лабораториям акустически-музыкальных исследований, расположенным на самом нижнем, подземном уровне.

Графика систематизирует представление о здании, вводит свою иерархию и структуру поверх архитектурной конструкции или внутри нее.

    Роже Таллон

Среди мастеров французского дизайна 1970-х годов наиболее известен Роже Таллон, разносторонне одаренный человек: художник, инженер по электронике, социолог. Он считает, что дизайн - это прежде всего отношение: к людям, моде, технологии, искусству.

 В начале 1960-х годов Талллон заведовал дизайн-бюро «Техне», созданном Жаком Вьено, затем организовал свою студию, в 1973 - 1974 годах занимался модульной архитектурой, светильниками, радиоэлектроникой, проектировал часы по заказу фирмы «Липп».

   Серия моделей часов

Изучив состояние производства на фирме и рынок, Таллон пришел к выводу, что отдельная модель часов не изменит кризисную ситуацию со сбытом. Часов выпускается много и разных моделей, но производители никак не учитывают вкус конкретных людей, специфику их профессиональной деятельности.

В результате была разработана серия моделей часов, ориентированных на реальные потребительские группы:

  •  бизнесменов и спортсменов,
  •  людей рациональных и эмоциональных,
  •  мужчин и женщин,
  •  молодежь и людей старшего возраста.

В технологичной слегка смягченной скульптурной форме этой серии отчетливо проявлялся почерк бюро Таллона.

   «Дизайн-программы» Таллона

В 1973 году Таллон открыл мультидисциплинарное дизайн-агентство, получившее название «Дизайн-программы». Той же комплексной стратегией проектирования придерживались и другие дизайн-студии:

  •  студия Виньелли в Нью-Йорке,
  •  «Техне» в Париже,
  •  дизайн-студии в Лондоне.

В английском языке для обозначения такой деятельности обычно используется термин «consultancy». Консультационно-проектное бюро - распространенный тип организации дизайнерских служб во всем мире.

   Стратегия проектирования

Таллон получил известность не столько как изобретатель формально-композиционных новшеств, сколько благодаря последовательности и комплексности стратегии проектирования. По заказу управления железных дорог Франции он

  •  проектировал интерьер и экстерьер железнодорожного вагона поезда TGV,
  •  переделал карту железнодорожных линий Франции.

Для Парижа разработал

  •  модульный городской автобус «Urbus» с низким колесами и низким полом,
    •  вагон метро.

В 1984 году агентство Таллона объединилось с дизайн-студией Пьера Пулена «ADSA и партнеры».

Проектируя те или иные изделия, убежден Талон, дизайнер должен учитывать интернациональный характер производства и потребления, а также систему принятия решений в деловом мире, поскольку предлагает не просто новую форму, но стратегию развития производства. Роже Талон творит интернациональный дизайн в духе Ульмской школы на французский манер.

 4.  Филипп Старк  и его философия дизайна

Филипп Старк - один из наиболее влиятельных современных дизайнеров. Среди его проектов -

1.  приемная в стиле хай-тек в Елисейском дворце, выполненная в 1992 году по заказу президента Франции Франсуа Миттерана,

2.  модный Royalton Hotel в Нью-Йорке, ставший образцом для гостиниц такого класса.

Отец Старка - скромный авиационный инженер, принимавший участие «в грациозном и непрекращающемся приключении французского авиастроения», и его сын, по собственному признанию, «обязан всем духу и гению французского инженерного дела».

   Без дизайнерского образования

Старк не получил специального дизайнерского образования. Его взгляды на дизайн сформировались благодаря жизненному опыту, постоянному рисованию всевозможных устройств, изучению архитектуры. Первый складной стул «Франческа» он спроектировал в 1968 году.

    Трехногий стул

В 1969 году он стал арт-директором у Пьера Кардена. Созданный им в 1985 году для кафе «Costel» трехногий стул произвел настоящую сенсацию, было продано 400 тыс. экземпляров. Идею этого популярного стула Старк шутливо объяснял тем, сто хотел облегчить жизнь официантам, которые все время цепляются за ножки стульев, разнося напитки и блюда.

   Вещи для фирмы «Алесси»

Старк проектирует отдельные модные изделия для итальянской фирмы «Алеси»,

  •  оригинальную зубную щетку,
  •  оправу для очков, в которой конструкция шарнира позаимствована у ключицы,
  •  соковыжималку для цитрусовых, похожую на модель инопланетного корабля.

    Неожиданные имена

Он создает вещи, которые, кажется, появились из мира научной фантастики. Вдобавок эти изделия имеют неожиданные имена:

  •  стулья « Dr. No», «Lord Yo», «Dr. Glob»;
    •  радиоприемники «La-la-la» или «Moa-moa»;
    •  щетка «Eхcalibur»;
    •  мотороллер «Lama»;
    •  электрический чайник «Hot Bertaa».

    Стул «WW»

Стул «WW» - нечто антропоморфное на трех ногах, напоминающее корни растения, - был создан для немецкого кинорежиссера Вима Вендерса как опора во время работы, стоя перед столом.

   Арт-директор корпорации ТСЕ 

В середине 190-х годов, занимая пост арт-директора электротехнической корпорации ТСЕThomson Consumer Electronic»), Старк в течение четырех лет фактически формировал ее новый имидж, сменив не только продукцию, но и названиеThomson Multimedia»).

Был предложен и новый девиз компании: «Томсон: от технологии к любви». Старк считает, что технология - это лишь средство создания дружелюбных, хороших, надежных вещей-партнеров.

   Мир Будущего по Старку

Мир будущего он видит вообще без вещей, процессы будут осуществляться и вызываться при помощи мысли или слова. Все средства коммуникации окажутся частью телесной оболочки. Люди перестанут путешествовать

Профессия декоратора превратиться в программиста образов. Средства транспорта сократятся, дороги вновь станут тропами. Города уже не будут центрами активности, местами демонстрации власти и силы.

 «Возмутительные» предметов Старка  

Как справедливо заметил Григорий Резвин, Старк производит не столько вещи, сколько идеологию. Все его вещи - иные, они привлекают внимание, стараются стать единственной темой для разговоров. Это не столько вещи, сколько вопросы, которыми подвергается сомнению правомерность существования других, традиционных, «нестарковских» вещей. 

В какую бы страну ни приехала выставка «возмутительных» предметов Старка, она вызывает здоровое беспокойство, способствуя тем самым развитию качественного дизайна.

   Дематериализация предметов

Исследователи отмечают общую тенденцию дематериализации предметов, которые, исчезая, начинают более ярко играть свою не только функциональную, но и символическую роль.

«Все, что дешево, легко, прозрачно и может быть многократно произведено, для меня образец современной элегантности. Чем меньше в предмете материального - тем больше в нем человеческого» - таковы формулы Старка.

Светильник становится воплощением идеи и принципа света, стул - идеи опоры, подчас почти незаметной.

   Влияние философии на дизайн

На развитие французского дизайна значительное влияние оказала философия, в частности философские идеи Феликса Гаттари на тему «Машина и структура». Гаттари исследует эволюцию машин, поглощение старых более совершенными моделями, включая при этом в понятие машины даже научные теории.

Другой философ и культуролог - Ролан Барт - анализировал феномен популярности одной из знаменитых моделей «Ситроена DS-19». 

И все же, несмотря на высочайший уровень современной французской философии, на то, что здесь родилась и развивалась оригинальная концепция семиологии и передачи знаковых сообщений через формы вещей, эти идеи часто более глубоко воспринимаются дизайном других стран, таких, как Италия и США.

Стр. 243 - 251

Литература:

  1.  Зелинг Ш. Век модельеров. 19000 - 1999. Кельн, с. 210
  2.  Жадова Л. А. Архитектура или дизайн? Или дизайн-архитектура? //Техническая эстетика. 1978. № 5., с. 18
  3.  Гаттари Ф. Машина и структура // Мир дизайна. 2000. № 1.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36477. Древние Шумеры 30.5 KB
  долина рек Тигр и Ефрат Неблагоприятные условия сухой климат мало полезных ископаемых Тростник и рыба самые доступные ресурсы Население сосредоточено в предморье и не углублялось во влажные равнины Увеличение численности населения перенаселение Технологии Сельскохозяйственные культуры ячмень эммера Одомашнен ряд животных быки овцы козы свиньи и ослы Примитивные технологии обработки меди Колесо Первые постройки из сырого глиняного кирпича Шумеры пытаются вести с х на новых землях строят системы очищения почвы....
36478. Понятия «цивилизация». Подходы к толкованию термина. Цивилизационная теория 93.5 KB
  Понятия цивилизация впервые употребил Виктор Мирабо в 1757 году в значении общего уровня культурного развития. Среди деятелей просвещения цивилизация ассоциировалась с концепцией прогресса стала идеалом интеллектуального и социального развития человечества. Отсюда ясно что цивилизация носила отрицательный оттенок.
36479. Структура цивилизация, ее основные элементы 73 KB
  технологический способ производства: орудия труда источники энергии предметы труда природные ресурсы технологии организация производства в плане технологий экономический способ производства структура воспроизводства обмен распределение экономическое управление социальнополитические отношения: социальные отношения национальные отношения политические отношения государственные отношения правовые духовный мир: наука культура образование мораль идеология или религия Все элементы цивилизационной...
36480. Динамика развития цивилизации, этапы ее развития на историческом примере 46.5 KB
  В истории человечества выделяют следующие глобальные цивилизации: неолитическую раннеклассовую античную средневековую индустриальную и наконец постиндустриальную цивилизации. Условия формирования античной цивилизации. Безусловно их наследие оказало определенное влияние на становление античной цивилизации тем не менее античный период в истории человечества дал рождение совершенно новым экономическим политическим и духовным институтам.
36481. Механизм смены цивилизации. Переход между цивилизациями 35 KB
  Механизм смены цивилизации Основные причины: внутренние противоречия в которых центральное место занимают потребности человека. Для производства материальных и духовных благ цивилизации приходится привлекать новые ресурсы средства труда источники энергии реализовывать новые экономические и политические схемы подавлять социальные конфликты и предлагать новый духовный продукт. Попытки удовлетворения потребностей нарушают сложившийся в цивилизации баланс и она не может удовлетворить потребности всех. Духовный мир чутко реагирует на эти...
36482. Переходный этап в развитии цивилизации на историческом примере перехода от раннеклассовой к античной 27.5 KB
  Переход между цивилизациями происходит в четыре этапа: латентный этап обвального хаоса патовая ситуация завершающий этап. На первом этапе происходит падение эффективности старого общества: возникают социальные противоречия разногласия между управленцами и исполнителями экономической функции и непрерывные войны которые с одной стороны истощали материальные ресурсы а с другой обогащали правящую элиту. Происходит возращение к родоплеменному типу отношений формирование общинного строя предполагающего управление общества вождем советом...
36483. Основные особенности и достижения неолитической цивилизации 32 KB
  Начало неолитической цивилизации связывают с неолитической революцией. Достижения неолитической цивилизации: Возникла первая форма собственности общинная собственность на землю; Появляется объекты собственности сельскохозяйственные земли пастбища охотничьи и рыболовные угодья; Возникает частная собственность при необходимости защита частной собственности; Формирование первых политических институтов крупные межобщинные объединения; Духовный мир выходит на новый уровень возрастает уровень познания окружающего мира;...
36484. Основные особенности и достижения раннеклассовой цивилизации 32.5 KB
  Если в неолитическую эпоху основные изменения были связаны с технологиями то для раннеклассовой цивилизации характеры значительные изменения в экономическом способе производства и социальнополитические отношения. Происходит городская революция создания центров локальной цивилизации в сети крупных городов. Города не только служили центрами ремесла но и позволяли сконцентрировать материальные и духовные ресурсы цивилизации для ее развития.
36485. Цивилизации Древнего Египта: развитие и основные достижения 38.5 KB
  Экономика Древнего Египта в основном базировалась на земледелии. Хорошие плодородные почвы Египта и мастерство земледельцев позволяли не только обеспечивать сельское население продуктами питания но и создавать избыточный продукт. Еще в период Древнего царства сложились торговые пути из Египта в Нубию на Синай в Палестину и Сирию.