68502

Мораль, нравственность и этика в системе регулярного поведения

Лекция

Этика и деонтология

Ритуалы и этикет как регуляторы поведения Ритуал магическое действие имеющее космический смысл Основная функция упорядочить взаимоотношения между социумом и Виды ритуалов: календарный погребальный Свадебный рождение ребенка инициации ритуал гостеприимства и обмена дарами ритуальные жертвоприношения...

Русский

2014-09-23

102.99 KB

1 чел.

Лекция 2 (09.09.13)

Мораль, нравственность и этика в системе регулярного поведения

  1.  Ритуалы и этикет как регуляторы поведения

Ритуал – магическое действие, имеющее космический смысл

Основная функция – упорядочить взаимоотношения между социумом и

Виды ритуалов:

  1.  календарный
  2.  погребальный
  3.  Свадебный
  4.  рождение ребенка
  5.  инициации
  6.  ритуал гостеприимства и обмена дарами
  7.  ритуальные жертвоприношения

Необходимость соблюдения ритуалов обосновывалась необходимостью поддерживать устоявшиеся в обществе взаимоотношения.

Важная йункция ритуала – дать максимальный выход эмоциям и чувствам

Этим он отличается от этикета, задача которого сдерживать и скрывать эмоции.

Древнейшие ритуалы разрешали делать то. Что в обычной жизни запрещалось.

Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям

Этикет – особая форма поведения в стандартных ситуациях

Этикет – демонстрация различий между людьми (украшения, речь, поведение и т.д.).

Ритуал необходимо соблюдать, а правилами этикета можно принебречь. В этом их основное различие.

Виды этикета:

  1.  повседневный
  2.  праздничный
  3.  деловой
  4.  речевой
  5.  телефонный
  6.  застольный
  7.  дипломатический
  8.  военный

  1.  Законы и инструкции как регуляторы

Отличие закона от морали?

  1.  Закон очень конкретен: вот так и только так. За нарушение любой формы закона следуют конкретные санкции.
  2.  Нормы в праве имеют более объективное содержание. Они не зависят от наших личных пристрастий и предпочтений
  3.  Субъектом права является какая-то структура, социальный институт

Мораль – это сфера свободы (каждый человек решает для себя сам, как ему себя вести, что делать). Право – сфера необходимости (это выражается в характере санкций).

Может ли право заменить собой мораль?

  1.  Нет. Поскольку невозможно в современном все усложняющемся обществе предсказать и предвидеть все ситуации, должно существовать пространство индивидуальной свободы выбора, обозначаемой как мораль.

  1.  Мораль и этика как теоретические конструкты и регуляторы деятельности и поведения

Мораль – это совокупность норм, определяющих поведение человека.

Понятие «нравственность» - обычно употребляется в качестве синнонима

Мораль появилась более 2,5 ТЫС ЛЕТ НАЗАД И В ГРЕЦИИ, И В КИТАЕ, И В ИНДИИ появились некие тексты  - как только наметились духовно-теоретической и материально-общественные различия.

Сократ о морали

Чем человек более мудр, чем более добр, тем более морали.

Ошибка многих просветителей: мысль о том, что если сделать человека образованным, он будет морально воспитанным.

Аристотель – отец этики

Этика – это размышление о морали.

Он первым создал развернутую и достаточно всестороннюю концепцию моральных отношений в обществе, систематезировав и критически осмыслив накопившиеся этические суждения.

Именно с появлением его книги «Никомахова этика» исследователи связывают и рождение науки, изучающей поведение человека.

В книгах было написано, как люди себя ведут и как НАДО себя вести.

Мораль по Аристотелю – это форма господства человека над своими страстями. Мораль – качественная характеристика души человека.

Мораль, как особое состояние души, тесно связана с разумность, умением контрлировать иррациональные желания, и в этом случае она выступает как умеренность и даже аскетичность, способность человека ограничивать себя сдежранность. Хотя господствовать над страстями не значит подавлять их.

Моральный человек – это свободный человек. То есть мораль – это свобода.

Вопрос 1

Какова оптимальнось соотношений между разумом и чувством?

Вопрос 2

Как достигается такое соотношение

  1.  Я понимаю, что мне хочется этого, но я себе осознанно это не разрешаю. Разум – признак человечности, а чувства – признак варварства.

  1.  Мораль возникает вместе с человеческим обществом как принципиально новый механизм обеспечения согласованности взаимодействий в общности.
  2.  Зарождение и развитие морали – длительный процесс, который до сих пор не заершен. Складывается из социалной практики и формирует сознание индивидов – появление общественного сознания
  3.  Сущность морали составляет добрая воля человека (Я согласен подчинятся правилам, добровольное соблюдение). Эта добрая воля изначально обуславливается тесной связью между обстоятельствами выживания индивида и общности
  4.  Мораль была первой формой осознания людьми своей человечности. По мере развития общественных отношений мораль стала ценностным фундаментом, на котором вырабатываются новые формы общественного сознания.

Каковы мои моральные ценности, так я и понимаю мир, природу и так далее. Отсюда вывод: любая возможность вычленить моральные правила в отдельный блок умерщвляет мораль.

  1.  Моральные основы человека выражаются в жизненной позиции личности, а оставаясь главным элементом в контуре саморегуляции общества, включаются через личност и через контур управления
  2.  Мораль не «прикреплена» ни к какому социальному учреждению и ее нельзя «потрогать руками», тем не менее она является реальным компонентом социальной жизни. Никто за человека не решает, как ему правильно поступить.
  3.  Моральное сознание общества выступает по отношению к индивилу не столько носителем опроедеенновх требованиц к его поведению, сколько хрантелем морального опыта человеческства
  4.  Мораль выступает эдементом культуры наряду с другими правиласи, нормами и  институтами. Мораль – собственноо человеческое измерение культуры, она сама является высшей ценостью;
  5.  Специфика морали – в ее фундаментальности – она длает возможныт все прочие отношения междк людьит, она заключается в осой нацеленности людей друг на лруга на сотрудничествао.
  6.  Суммируя все сказанное:
  7.  господство разума над аффектами
  8.  стремление к высшему благу
  9.  добрую волю и бескорыстность мотивов
  10.  способность к сотрудничеству и сове=местному проживанию с другими людьми в обществе
  11.  человечность в отношениях
  12.  свобода воли
  13.  взаимность отношений, выраженная в золотом правиле нравственности

Золотое правильно нравственнсти – ты должен руководствоваться по отношению к другим людям такими нормами, которые можно было бы обернуть на самого себя.

2 парадокса морали.

  1.  Парадокс моральной оценки. Оценивая себя, мы себя прозаем, находя объяснения, а других осуждаем
  2.  Парадокс морального поведения «Благое вижу и хвалю, но к дурному влекусь».

  1.  Этика как рефлексия над моралью

Этика – это сфера рассуждений на формы морали.

Этика зарождается в обществе как результат осознания роли и сузности моралных отношений и в рахвитом состоянии предствавляет собой науку о морали.

Этика – это не просто размышление о морали, это наука о добродетели, качества люжей обеспечивающих моральное поведение.

Изначально этика, мораль и нравственность быди тождественны, сейчас эти понятия все больше разделяются.

Теоретическая этика

Это компдекс взглядов, идей, подходов, который используемт мораль как объект изученичя.Этика как и многие живые объекты в конуе концом умирают.

Категории первой группы

  1.  долг, ответсвенность, совесть, достоинство, честь – оражают совокупность побуждениц, входящих в моральную установку
  2.  Этот внутренний

Категории второй группы

  1.  благо, добро, зло, смысл жизни, счастье – отражает критерии морального поведения.

Категории третьей группы

  1.  диапазон морального развития линости

Нормативная этика

Нормативная этика – это ее определяющий признак всегда что-то «оценивает» или что-то «предписывает». Такая этика присуща больше тиранам, управленцам и так далее.

Задача нормативной этики выполняет определенные функции:

  1.  прокламирование некоторых жизненных или моральных ценностей и защита их
  2.  рационально-понятийное

В структуру нормативной этики входят:

А) набор определенных ценностей

- набор доводов

К поня

Прикладная этика

Этика, присущая определенным видам деятельности, профессии и так далее

Виды:

  1.  этика бизнеса (материальная выгода, власть, свобода)
  2.  этика ученого
  3.  этика делового общения
  4.  генная этика
  5.  суррогатное материнство
  6.  экологическая этика
  7.  права животных
  8.  политическая этика
  9.  сексуальная
  10.  компьютерная

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52025. Збірник прикладних задач «Математика навколо нас» 3.75 MB
  Анотація Ідея створення цього збірнику виникла з приводу того що розвиток математичних знань у розумово відсталих дітей має виключно практичну важливість оскільки людині в повсякденному житті постійно доводиться оперувати арифметичними виразами здійснювати рахунок і різні операції з числовими величинами. Скільки грошей він отримає пропрацювавши 20 днів Який розфасовки пральний порошок вигідніше купити господині якщо відомо що пакет вагою 2кг 400 г коштує р. Скільки...
52026. Вправи і задачі на засвоєння таблиць додавання і віднімання числа Порівняння виразу і числа 58.5 KB
  Діти в народі говорять: Добрий гість – дому радістьâ€. 2 слайд Математична розминка Інтерактивна вправа Мозковий штурм Як називається геометрична фігура у якої три кути Який день настає після суботи Скільки сторін у квадрата Скільки місяців триває зима Як називається лінія у якої є початок і кінець  Закінч речення: тиждень триває  Скільки паличок потрібно щоб викласти 2 квадрати Молодці 2. Математичний диктант Слайди 412....
52027. Таблица умножения и деления на 7 72 KB
  Гномики обожают число 7 и надеются что его полюбите и вы Что в вашей жизни связано с числом 7 Чего бывает в жизни только 7 Вы знаете что число 7 на Руси издревле считалось волшебным. Братья Гримм Умницы Первый гномик еще мал и любит играть. Гномик хочет познакомиться с вами. 21 : 3 = 7 21 : 7 = 3 назовите компоненты Третий гномик любит решать уравнения.
52028. Наш край у 1932-1933 роках. Історія Маньківщини 57.5 KB
  Хід уроку: Епіграф: Нагадай мені інший народ щоб він зазнав такої чорної недолі як народ український Учитель української мови і літератури Відкосили косами Жниварі з ЦК А ми хліба просимо Аж болить рука Встали під закопами Ух тверді лоби.Проценко Голодомор Учитель історії: Радянське керівництво взявши курс на модернізацію промислового потенціалу країни одразу зіткнулося з трьома проблемами: коштів сировини й робочих рук для розвитку індустрії. Учитель української мови та літератури: Перед вами картина...
52029. По следам бременских музыкантов. Числа от 11 до 20 173.5 KB
  И был у мельника осёл хороший осёл умный и сильный. Долго работал осёл на мельнице таскал на спине кули с мукой и вот наконец состарился.Чтение отрывка из сказки Видит хозяин: ослабел осёл не годится больше для работы и выгнал его из дому. Испугался осёл: “Куда я пойду куда денусь Стар я стал и слабâ€.
52030. Множення дробів. Піднесення дробу до степеня 239 KB
  Мета: домогтися засвоєння учнями правил множення раціонального дробу на цілий вираз на дріб а також правила піднесення раціонального дробу до натурального степеня та виконання сумісних дій піднесення дробу до степеня та множення раціональних дробів; формувати вміння відтворювати вивчені правила та застосовувати їх під час виконання завдань на множення раціональних дробів та піднесення дробу до степеня; вдосконалювати вміння виконувати скорочення раціональних дробів та знаходити ОДЗ дробового виразу; розвивати мислення...
52031. Короткі історичні відомості (від абака до нетбука) 1.09 MB
  Обладнання: мультимедійне обладнання: проектор екран або мультимедійна дошка; програмний комплекс презентація PowerPoint Як винайшли комп’ютер підручник робочі зошити інструкція з правил техніки безпеки. Робота за комп’ютером 8 хв. Саме в Києві був створений перший в Європі комп’ютер який умів швидше за всіх рахувати А чи завжди існували комп’ютери Якими вони були в давнину Про це ми дізнаємося на сьогоднішньому уроці. Вчитель презентує у електронному вигляді новий матеріал Як винайшли комп’ютер.
52032. Дидактические основы конструирования урока математики 247 KB
  Дидактические основы конструирования урока математики. Сущность современного урока математики и основные требования к нему типологии уроков. Взаимосвязь процессов конструирования и анализа урока математики. Непосредственная разработка урока математики.
52033. Счет в пределах 100. Решение составных задач 32.5 KB
  Задачи на смекалку: а как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат положить их в угол стола; б сколько концов у палки У двух палок У двух с половиной 6 в какое число я задумала 5 ед. 1 сотня 138; г сколько получится: 78 84 212 94 187 97 Молодцы. А квадрат – это что Какие еще геометрические фигуры вы знаете Что такое квадрат Посчитайте сколько квадратов на рисунках 102 – 62 4 = 12 Чтобы снять мультфильм трудятся очень много людей: сценаристы операторы режиссеры.