68502

Мораль, нравственность и этика в системе регулярного поведения

Лекция

Этика и деонтология

Ритуалы и этикет как регуляторы поведения Ритуал магическое действие имеющее космический смысл Основная функция упорядочить взаимоотношения между социумом и Виды ритуалов: календарный погребальный Свадебный рождение ребенка инициации ритуал гостеприимства и обмена дарами ритуальные жертвоприношения...

Русский

2014-09-23

102.99 KB

1 чел.

Лекция 2 (09.09.13)

Мораль, нравственность и этика в системе регулярного поведения

  1.  Ритуалы и этикет как регуляторы поведения

Ритуал – магическое действие, имеющее космический смысл

Основная функция – упорядочить взаимоотношения между социумом и

Виды ритуалов:

  1.  календарный
  2.  погребальный
  3.  Свадебный
  4.  рождение ребенка
  5.  инициации
  6.  ритуал гостеприимства и обмена дарами
  7.  ритуальные жертвоприношения

Необходимость соблюдения ритуалов обосновывалась необходимостью поддерживать устоявшиеся в обществе взаимоотношения.

Важная йункция ритуала – дать максимальный выход эмоциям и чувствам

Этим он отличается от этикета, задача которого сдерживать и скрывать эмоции.

Древнейшие ритуалы разрешали делать то. Что в обычной жизни запрещалось.

Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям

Этикет – особая форма поведения в стандартных ситуациях

Этикет – демонстрация различий между людьми (украшения, речь, поведение и т.д.).

Ритуал необходимо соблюдать, а правилами этикета можно принебречь. В этом их основное различие.

Виды этикета:

  1.  повседневный
  2.  праздничный
  3.  деловой
  4.  речевой
  5.  телефонный
  6.  застольный
  7.  дипломатический
  8.  военный

  1.  Законы и инструкции как регуляторы

Отличие закона от морали?

  1.  Закон очень конкретен: вот так и только так. За нарушение любой формы закона следуют конкретные санкции.
  2.  Нормы в праве имеют более объективное содержание. Они не зависят от наших личных пристрастий и предпочтений
  3.  Субъектом права является какая-то структура, социальный институт

Мораль – это сфера свободы (каждый человек решает для себя сам, как ему себя вести, что делать). Право – сфера необходимости (это выражается в характере санкций).

Может ли право заменить собой мораль?

  1.  Нет. Поскольку невозможно в современном все усложняющемся обществе предсказать и предвидеть все ситуации, должно существовать пространство индивидуальной свободы выбора, обозначаемой как мораль.

  1.  Мораль и этика как теоретические конструкты и регуляторы деятельности и поведения

Мораль – это совокупность норм, определяющих поведение человека.

Понятие «нравственность» - обычно употребляется в качестве синнонима

Мораль появилась более 2,5 ТЫС ЛЕТ НАЗАД И В ГРЕЦИИ, И В КИТАЕ, И В ИНДИИ появились некие тексты  - как только наметились духовно-теоретической и материально-общественные различия.

Сократ о морали

Чем человек более мудр, чем более добр, тем более морали.

Ошибка многих просветителей: мысль о том, что если сделать человека образованным, он будет морально воспитанным.

Аристотель – отец этики

Этика – это размышление о морали.

Он первым создал развернутую и достаточно всестороннюю концепцию моральных отношений в обществе, систематезировав и критически осмыслив накопившиеся этические суждения.

Именно с появлением его книги «Никомахова этика» исследователи связывают и рождение науки, изучающей поведение человека.

В книгах было написано, как люди себя ведут и как НАДО себя вести.

Мораль по Аристотелю – это форма господства человека над своими страстями. Мораль – качественная характеристика души человека.

Мораль, как особое состояние души, тесно связана с разумность, умением контрлировать иррациональные желания, и в этом случае она выступает как умеренность и даже аскетичность, способность человека ограничивать себя сдежранность. Хотя господствовать над страстями не значит подавлять их.

Моральный человек – это свободный человек. То есть мораль – это свобода.

Вопрос 1

Какова оптимальнось соотношений между разумом и чувством?

Вопрос 2

Как достигается такое соотношение

  1.  Я понимаю, что мне хочется этого, но я себе осознанно это не разрешаю. Разум – признак человечности, а чувства – признак варварства.

  1.  Мораль возникает вместе с человеческим обществом как принципиально новый механизм обеспечения согласованности взаимодействий в общности.
  2.  Зарождение и развитие морали – длительный процесс, который до сих пор не заершен. Складывается из социалной практики и формирует сознание индивидов – появление общественного сознания
  3.  Сущность морали составляет добрая воля человека (Я согласен подчинятся правилам, добровольное соблюдение). Эта добрая воля изначально обуславливается тесной связью между обстоятельствами выживания индивида и общности
  4.  Мораль была первой формой осознания людьми своей человечности. По мере развития общественных отношений мораль стала ценностным фундаментом, на котором вырабатываются новые формы общественного сознания.

Каковы мои моральные ценности, так я и понимаю мир, природу и так далее. Отсюда вывод: любая возможность вычленить моральные правила в отдельный блок умерщвляет мораль.

  1.  Моральные основы человека выражаются в жизненной позиции личности, а оставаясь главным элементом в контуре саморегуляции общества, включаются через личност и через контур управления
  2.  Мораль не «прикреплена» ни к какому социальному учреждению и ее нельзя «потрогать руками», тем не менее она является реальным компонентом социальной жизни. Никто за человека не решает, как ему правильно поступить.
  3.  Моральное сознание общества выступает по отношению к индивилу не столько носителем опроедеенновх требованиц к его поведению, сколько хрантелем морального опыта человеческства
  4.  Мораль выступает эдементом культуры наряду с другими правиласи, нормами и  институтами. Мораль – собственноо человеческое измерение культуры, она сама является высшей ценостью;
  5.  Специфика морали – в ее фундаментальности – она длает возможныт все прочие отношения междк людьит, она заключается в осой нацеленности людей друг на лруга на сотрудничествао.
  6.  Суммируя все сказанное:
  7.  господство разума над аффектами
  8.  стремление к высшему благу
  9.  добрую волю и бескорыстность мотивов
  10.  способность к сотрудничеству и сове=местному проживанию с другими людьми в обществе
  11.  человечность в отношениях
  12.  свобода воли
  13.  взаимность отношений, выраженная в золотом правиле нравственности

Золотое правильно нравственнсти – ты должен руководствоваться по отношению к другим людям такими нормами, которые можно было бы обернуть на самого себя.

2 парадокса морали.

  1.  Парадокс моральной оценки. Оценивая себя, мы себя прозаем, находя объяснения, а других осуждаем
  2.  Парадокс морального поведения «Благое вижу и хвалю, но к дурному влекусь».

  1.  Этика как рефлексия над моралью

Этика – это сфера рассуждений на формы морали.

Этика зарождается в обществе как результат осознания роли и сузности моралных отношений и в рахвитом состоянии предствавляет собой науку о морали.

Этика – это не просто размышление о морали, это наука о добродетели, качества люжей обеспечивающих моральное поведение.

Изначально этика, мораль и нравственность быди тождественны, сейчас эти понятия все больше разделяются.

Теоретическая этика

Это компдекс взглядов, идей, подходов, который используемт мораль как объект изученичя.Этика как и многие живые объекты в конуе концом умирают.

Категории первой группы

  1.  долг, ответсвенность, совесть, достоинство, честь – оражают совокупность побуждениц, входящих в моральную установку
  2.  Этот внутренний

Категории второй группы

  1.  благо, добро, зло, смысл жизни, счастье – отражает критерии морального поведения.

Категории третьей группы

  1.  диапазон морального развития линости

Нормативная этика

Нормативная этика – это ее определяющий признак всегда что-то «оценивает» или что-то «предписывает». Такая этика присуща больше тиранам, управленцам и так далее.

Задача нормативной этики выполняет определенные функции:

  1.  прокламирование некоторых жизненных или моральных ценностей и защита их
  2.  рационально-понятийное

В структуру нормативной этики входят:

А) набор определенных ценностей

- набор доводов

К поня

Прикладная этика

Этика, присущая определенным видам деятельности, профессии и так далее

Виды:

  1.  этика бизнеса (материальная выгода, власть, свобода)
  2.  этика ученого
  3.  этика делового общения
  4.  генная этика
  5.  суррогатное материнство
  6.  экологическая этика
  7.  права животных
  8.  политическая этика
  9.  сексуальная
  10.  компьютерная

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76863. Лимфатические сосуды и узлы головы и шеи 182.17 KB
  Они формируются из однослойной сети кожных лимфатических капилляров и посткапилляров и впадают в поверхностные лимфатические узлы расположенные на границе головы и шеи. Поверхностные лимфатические узлы головы. Они принимают лимфу от лобной теменной височной областей наружного уха слуховой трубы верхней губы и от околоушной железы а направляют её в поверхностные и глубокие шейные узлы.
76864. Лимфатические сосуды и узлы руки 180.47 KB
  По поверхностным сосудам оттекает лимфа от кожи подкожной клетчатки поверхностной фасции поверхностных мышц используя крупные и длинные лимфатические сосуды трех групп латеральной медиальной и средней. Латеральные лимфатические сосуды 510 начинаются от кожи IIII пальцев латеральной поверхности кисти предплечья плеча проходят вместе с цефалической веной и впадают в подмышечные лимфатические узлы латеральную группу. Медиальные лимфатические сосуды 515 начинаются на IVV пальцах медиальной поверхности кисти предплечья...
76865. Лимфатические сосуды и узлы ноги 179.36 KB
  sphen mgn а впадают в поверхностные паховые лимфатические узлы. Задние приносящие сосуды 35 начинаются от лимфатических сетей кожи подошвы пятки сопровождают малую подкожную вену и вливаются в подколенные лимфатические узлы. Глубокие приносящие сосуды начинаются из капиллярных лимфатических сетей мышц суставных капсул наружной оболочки эпиневрия периферических нервов надкостницы и проходят вместо с глубокими венами стопы голени бедра вливаясь в паховые лимфатические узлы.
76866. Пути оттока лимфы от молочной железы 182.41 KB
  Они впадают в следующие лимфатические узлы. Непостоянные 15 межгрудные лимфатические узлы nodi lymphtici interpectorlis расположенные между большой и малой грудными мышцами. Выносящие из них сосуды направляются в предаортальные узлы но могут вливаться непосредственно в грудной проток и левый яремный ствол. Часть приносящих лимфатических сосудов обходит лимфатические узлы и напрямую вливается в выносящие сосуды или подключичные яремные и бронхомедиастинальные стволы что приводит к отдаленному метастазированию опухолевых клеток из...
76867. Лимфатические сосуды легких и грудные узлы 180.75 KB
  Приносящие лимфатические сосуды возникают на уровне легочных сегментов переходят в долевые и воротные покидая легкие вместе с венами вливаются в следующие висцеральные лимфатические узлы грудной полости. Бронхопульмональные nodi lymphtici bronchopulmonles 425 внутриорганные узлы располагаются у сегментарных и долевых бронхов внеорганные узлы находятся в корне легкого у главного бронха. Трахеобронхиальные узлы nodi lymphtici trcheobronchiles: верхние 114 и нижние 330 лежат над и под бифуркацией трахеи.
76868. Лимфатические сосуды и узлы органов брюшной полости 186.2 KB
  Из капиллярных сплетений начинаются приносящие лимфатические сосуды которые направляются к краям органа и вливаются в органные лимфатические узлы. Из сплетений приносящие лимфатические сосуды направляются к воротам органов где вступают в органные лимфатические узлы. Из них выходят выносящие сосуды большая часть которых вливается в межорганные и региональные лимфатические узлы меньшая в кишечные поясничные лимфатические стволы грудной проток.
76869. Лимфатические сосуды и узлы таза 179.97 KB
  Приносящие сосуды возникающие из внутриорганных лимфатических сплетений направляются к не многочисленным висцеральным лимфатическим узлам: 1 околомочепузырным собирающим лимфу не только от мочевого пузыря но и от простаты мочеточников и начального отдела уретры; 2 околоматочным расположенным в параметрии между листками широкой маточной связки и собирающим лимфу от матки и маточных труб; 3 околовлагалищным лежащим на передней и задней стенках влагалища; в эти узлы лимфа вливается из шейки матки влагалища и его предверия; 4...
76870. Органы иммунной системы 181.19 KB
  Основой всех иммунных органов является лимфоидная ткань: узелковая и диффузная создающая морфофункциональный клеточный комплекс лимфоцитов плазмоцитов макрофагов и других иммунных клеток. В костном мозге из стволовых клеток путем многократных делений до 100 раз и дифференцировки по трем направлениям эритропоэз гранулопоэз тромбоцитопоэз образуются форменные элементы крови эритроциты агранулоциты лимфо и моноциты тромбоциты а также Влимфоциты. Они участвуют в гуморальном иммунитете и становятся предшественниками...
76871. Центральные органы иммунной системы 184.18 KB
  Общая масса костного мозга medull ossium составляет 253 кг 4547 от массы тела около половины приходится на красный мозг medull ossium rubr столько же на желтый medull ossium flv. В красном костном мозге благодаря многократному делению более 100 раз росту и усложнению структуры стволовые клетки превращаются в эритроциты лейкоциты лимфо и моноциты тромбоциты. Влимфоциты образующиеся в красном мозге участвуют в реакциях гуморального иммунитета вырабатывая антитела.