68506

Понятие финансового права и его сущность

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (фин ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития и обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Русский

2014-09-23

62 KB

0 чел.

Андрей Анатольевич Галицин

Лекция №1.

Понятие финансового права и его сущность.

1. Финансовая деятельность государства, его понятие и роль.
2. Понятие и предмет фин права.
3. Система и источники финансовых отношений.
4. Понятие и виды финансовово правовых норм.

1. Финансовая деятельность государства, его понятие и роль.

Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (фин ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития и обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Главной определяющей целью этой деятельности должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека и его свободное развитие (статья 7 коснт. РФ). Финанасовая деятельность государства выступает как важная и необходимая состовная часть механизма социального управления. Воздействие государства на социально-экономические сферы осущетвляется не только в форме прямой финансовой поддержки, но и косвенно - путем предоставления налоговых льгот, применения низких налоговых ставок или беспроцентных кредитов, предоставление отсрочек по налоговым платежам и тд.

Особенности финансовой деятельности государства:

1) она отличается от других сфер деятельности государства межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция и распределение финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы госдарственного управления;
2) осуществление гос-вом финансовых функций протекает в виде деятельности представительных органов власти. Например, распределения денежных средств по основным направлениям жизнедеятельности государства производится представительными органами, а распределение финансовых ресурсв внутри отраслей народного хозяйства - в порядке управления, органами исполнительной власти;
3) сфера финансовой деятнльности относится к ведению и федеральных так и  субьектоа федерации.
Кроме того, имеется область совместного ведения федерации и ее субьектов.

2. Понятие и предмет фин права.

Финансовое право - совокупность юридических норм, реглирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государстваи органов местного самоуправления, необходимых для реализации задач государства.

Круг участников финансовых отношений достаточно широк:
а) РФ
<-------> субьекты РФ и местные административно-территориальные еденицы (в лице соответсвующих органов представительной и исполнительной власти, возникающий в связи с распределением финансовых ресурсов страны).
б) Финансовые и налоговые органы государства
<-------> предприятия организации и учреждения (в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством).
в) Между государственными финансово
<-------> кредитными органами (в связи с ОРИ соответствующих гос денежных фондов и ресурсов).
г) Государственные организации вышестоящие
<-------> органы государственного управления (в связи с накоплением и спользованием в соответсвующих отрослях народного хозяйства и последующего использования накопленных ресурсов)
д) Финансово кредитыне гос органы
<-------> юридические и физические лица (в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов)
е) Финансово кредитыне гос органы
<-------> физические лица (в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в гос денежные фонды)

Таким образом, предмет финансового права это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному ОРИ централизованных и децентрлизованных денежных фондов в целях реализации его задач.

3. Система и источники финансовых отношений.

Наиболее крупные подразделения российского финансового права, это общая и особенная части. К общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность и разграничение их полномочий в этой области, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансового правовые нормы.

Нормы общей части конкретизируются в ее особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, которые состоят из финансового правовых институтов, а они в свою очередь состоят из финансового правовых норм.
Правоой раздел регулирования гос доходов состоит из институтов налогов с физ и юрид лиц, неналоговых доходов и тд.
В
особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгрупированы нормы, регулирующие отношения в области:
а) гос бюджетной системы
б) внебюджетных гос и муниципальных фондов
в) финансовых гос предприятий
г) гос доходов
в) гос кредита
д) гос страхования
е) гос расходов
ж) банковского кредитования
з) денежного обращения и расчетов
и) валютного регулирования

Нормы финансового права содержатся в большом числе разнообразных нормативно правовых актах или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов гос власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления. Таким образом, источники финансового права РФ- это правовые акты представительных и исполнительных органов гос власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. Главным истоником является конституция.  

4. Понятия и виды финансово правовых норм.

Как и любая другая норма права, финансовая правовая норма представляет собой установленное и управляемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях.
Особенности финансово правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличии от норм других отраслей права регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования распределения и использовании государством и органами местного самоуправления финасовых ресурсов, необходимых им для осуществления сових задач. Это выражается в особенностях содержания финансововправовых норм, характере установленных в них предписаний, мерах ответственности за нарушения правил и способах защиты  прав участников финансовых отношений.

Лекция 2

Понятие финансовых правоотношений.
Принципы финансовой деятельности.

1. Финасовые правоотношения их особенности и виды.
2. субьекты финансового права.
3. Основные принцыпы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправлния.

1.  Финансовые правоотношения- урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания пообразованию распределению и использованию гос денежных фондов и доходов.

Основная особенность фин-прав отношения заключается в том, что они возникают в процессе образования распределения и использования гос денежнвых фондов и доходов, то есть в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Следующая особенность состоит в том, что финансовые отношения являются разновидностью имущественных отношений, так как возникают по поводу денежных средств.

Следующая в том, что одной из сторон всегда является государство.

В связи с существованием материальных и рпоцессуальных норм финансово правове отношения также могут быть финансовыми и процессуальными.
Через материальные реализуются права и обязанности субьектов по получению распределению и использованию ресурсов, в процессуальных выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых ресурсов.


Лекция 3.

Финансовый контроль.

Финанасовый контроль — составная часть или специальная часть контроля в стране.

Наличие финансового контроля обусловлено тем, что финансам, как экономической категории присуща не только распределительная, но и контрольная функции.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются

1) соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности.

2) экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, а так же соответствие их задачам государства.

Таким образом, финансовый контроль — контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Основное содержание финансового контроля заключается в:

а) Проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами.

б) Проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями находящихся в их ведении денежных ресурсов.

в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями и учреждениями.

г) выявлении внутренних резервов производства.

д) в устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

Финансовая дисциплина- четкое соблюдение установленных предписаний и порядка ОРИ денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления предприятий, организаций и учреждений

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным осноавниям :

В зависимости от времени проведения:

предварительный

текущий

последующий

Исходя из метода воздействия:

обязательный

инициативный

внешний

внутренний

Счетная палата осуществляет:

- Финансовая экспертиза проектов федеральных законов связанных с финансированием за счет средств федерального бюджета.

  •  Контроль за законностью движения средств федерального бюджета и внебюджетных целевых фондов в финансово кредитных учреждениях России.
  •  контроль за управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга.

Кроме вышесказанного счетная палата в праве реализовывать свои контрольные полномочия в отношении всех органов местного самоуправления, предприятий и организаций, которые перечисляют, используют средства федерального бюджета, и федеральную собственность, а так же имеют предоставленные федеральным законодательством налоговые или иные льготы и преимущества.

Финансовый контроль исполнительной власти

Правительство РФ осуществл финансовый контроль в процессе исполнения бюджета, проведение финансовой кредитной и денежной политики, либо самостоятельно, либо делегируя контрольные полномочия соответствующим органам.

Министерство финансов РФ осуществляет общегосударственный финансовый контроль. Для чего? В соответсвии с положением о министерстве финансов, в нем образованы контрольно-ревизионные структуры. Важную роль в финансовом контроле исполнительной ветви власти играет федеральное казночейство, входящее в структуру минестерства финасов РФ, которое состоит из главного управления федерального казночейства и его территориальных органов субьектов федерации. Она входит в структуру МинФина и ведает вопросами налогооблажения, уплаты различного рода сборов и пошлин.

Особое местто в контроле исполнительной ветви власти занимает ЦБ РФ. Он обладает функцией надзора за банковской деятельностью. Банк в пределах предоставленных ему полномочий независим в своей деятельности, никакие органы государственной власти не имеют права вмешиваться в его деятельность, ЦБ имеет статус юридического лица для осуществления надзора проводит проверки коммерческих банков и кредитных организаций. В случае выявления нарушений, имеет право применить меры административного характера (заменить руководителя банка, отозвать лицензию, взыскать штраф и тд).

 Ведомственный финансовый контроль.

  •  этот вид контроля осуществляется ревизионными органами министерств и ведомств за финансовой деятельностью подотчетных организаций. Ежегодно правительству РФ министерствва представляют финансовые отчеты.

Бюджетное устройство РФ

Принципы:

  1.  Принцип единства построения
  2.  полноты
  3.  реальности
  4.  самостоятельности
  5.  гласности

Бюджетное право.

Одно из характерных особенностей термина бюджетного права является несовпадение его юридического содержания с названием.

С точки зрения юридического содержания под бюджетными правами понимаются не только права в «чистом виде», но и юридические обязанности.

Основными актами, определяющими бюджетные права является бюджетный кодекс, а так же законы республик.

В зависимости от группы (вида) бюджетных правоотношений они могут быть материального и процессуального характера, а по субьективному составу бюджетные права могут принадлежать как конкретным представительным и исполнителбным органам власти, так и государству вцелом.

Распределение бюджетных прав по вертикали, то есть между предстваительными и исполнительными органами власти разного уровня, равно как между РФ и ее субьектами, основана на конституционных нормах и договорах о разграничениии предметоведения.

Распределение бюдетных прав между представительными и исполнительными органами влатсти одного уровня, то есть по горизонтали основано на нормах о разделении компетенуции между различными ветвями власти, таким образом под бюджетными правами РФ, ее национально-государственных и административно территориальных образований понимается совокупность их прав и обязанностей в области бюджетной деятельности, осуществляемых соответствующими исполнительными и предстваительными органами власти.

Структура бюджета.

Бюджет состоит из доходной и расходной частей.

Доходы бюджета поступают в непосредственное распоряжение государства. Существуют внешние и внутренние доходы. К внешним доходам относятся: заемные средства иностранных государств и международных организаций. Внутренние доходы связаны с национальным материальным производством, доходы от использования госудрственной и муниципальньной собственности от ее продажи и сдачи в аренду.

В сответсвии с порядком и условиями зачисления доходы бюджетов подразделяются на несколько видов:

  1.  Закрепленные доходы.
    Такие доходы полностью, или в твердо зафиксированной доле поступают в соответствующий бюджет. Правовой основой является налоговое и областное законодательство.
  2.  Регулирующие доходы.
    Поступают в соответстующий нижестоящий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других плетежей на основании правового акта о бюджете вышестоящего уровня.
  3.  Дотации.
    Дотации представляют собой денежные отчисления из вышестоящего бюджета в нижестоящий в качестве взаимопомощи. Выделяются в тех случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета. Выдаются и на безвозмездной и безвозвратной основе.  
  4.  Субвенции.
    Они выделяются на определенный срок и на определенные цели. Полностью возвращаются в вышестоящий бюджет если использованы вне установленного срока или не на те цели.
  5.  Субсидии.
    Денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на финансирование определенных мероприятий и предполагающие долевое участие нижестоящих бюджетов в этом финансировании.
  6.  Бюджетная ссуда.
    Как правило носит возмездный характер.

Расходы бюджетов разделяются на 2 категории:

  •  Текущие расходы. Это расходы на содержание органов государственной власти и управления и расходы на капитальный ремонт зданий и сооружений, а так же на расходы на содержание бюджетных организаций.
  •  Бюджет развития. Состоит из расходов на расширение воспроизводства, на ассигнование инвестиций, на развитие каких-либо структур в будующем.

Бюджетный процесс — регламентируемая законом деятельность государственной и местной власти по сотавлению, рассмотрению, утверждению и исполнению соответствующих бюджетов. Продолжительность всех стадий бюджетного рпоцесса от начала составления бюджетов до окончательного отчета об его исполнении составляет около 3х лет.

В основе бюджетного процеса лежат те же самые принципы, которые присуще бюджетному устройству. Вместе с тем ему присущи и свои специфические принципы:

  1.  Принцип разраничений компетенции между органами представительной и исполнительной власти.
  2.  Принцип специализации бюджетных показателей.
    Он выражается в конкретизации доходов по источникам, а расходов — по целевому назначению.
  3.  Принцип ежегодности.
    В ежегодном повторении стадий бюджетного процесса.

Лекция

Бюджет и чёта там

Первоначально проект рассматривают комиссии гос думы, они выносят свои заключения по конкретным вопросам, которые конкретизируются в комиссии госдумы по бюджету.

После чего документ представляется для постстатейного заслушивания в государственную думу.

Последняя процедура рассмотрения проекта — доклад президента или уполномоченного им лица о бюджете.

3я стадия бюджетного процесса — утверждения бюджета.

Проект федерального закона рассматривается на пленарном заседании государственной думы, где и происходит голосование. Принятый закон в течении 5 дней передается в Совет Федерации, который в течении 14 дней должен либо одобрить, либо отклонить закон.

Если он отклоняет, то палаты федерального собрания могут образовать на паритетных началах согласительную комиссию, по заключении работ которой подлежит повторному рассмотрению государственной думой.

В ситуации, когда закон не принят до 1 января, федеральные органы исполнительной власти имеют право производить расходование бюджетных средств по соответсвующим разделам расходов в размере 1/3 расходов за 4 квартал предыдущего года ежемесячно.

4ая стадия
Исполнение бюджета

Совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение бюджета состоит в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджете доходов и соответствующим финансированием расходов. Возлагается исполнение бюджетов на органы исполнительной власти. Исполнение доходной части реализуется перечислением плательщиками соответствующих платежей на  бюджетные счета. Исполнение расходной части осуществляется посредством бюджетных кредитов. Бюджетные кредиты выдаются министерствам и ведомствам с учетом ведомственной бюджетной классификации. Право использования бюджетных средств принадлежит распорядителям бюджетных кредитов. По объему прав разделяются должностные лица — главные распорядители бюджетных кредитов (руководители министерств и ведомств) и должностные лица — нижестоящие распорядители бюджетных кредитов.

Последние распорядители бюджетных средств также делятся на 2 категории:
1) Руководители, которые получают бюджетные кредиты непосредственно на расходы их учреждений и для распределения между подведомственными им учреждениями и организациями.
2) Руководители, получающие бюджетные кредиты непосредственно на финансирование управляемых ими организаций.

5 стадия.
Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Организация и контроль составления отчета возлагается на правительство РФ по федеральному бюджету, правительства субъектов федерации по бюджету соответствующего субъекта. Составляют акты финансовые органы. Отчеты об исполнении бюджета составляются по всем основным показателям.

Законодательством точно установлены сроки исполнения отчетов. Отчеты об исполнении бюджетов районов в городе, сел и поселков предоставляются не позднее 1 марта следующего за отчетным годом. Отчет об исполнении районов и городов — не позднее 1 апреля. Отчеты об исполнении бюджетов субъектов федерации не позднее 1 мая следующего за четным года. Отчетный доклад и отчет об исполнении федерального бюджета правительство должно представить в госдуму в мае года, следующего за отчетным.

По результатам рассмотрения отчетов органы представительной власти принимают соответствующие акты. Утверждение отчета осуществляется постановлением государственной думы и постановлением законодательных органов субъектов.

Существуют несколько обязательных позиций, которые должны быть отражены в постановлениях об исполнении бюджета:

  1.  Показатели исполнения бюджета по общей сумме доходов и общей сумме расходов
  2.  Статьи доходов и расходов, по которым бюджет не исполнен.
  3.  Показатель увеличения либо снижения бюджетного дефицита.
  4.  Показатели исполнения бюджета по общей сумме расходов и по бюджету развития, и бюджету текущих расходов.

Постановление федерального собрания должно быть подписано председателем государственной думы и председателем Совета Федераций.

Самостоятельную часть бюджетного процесса представляет комплекс норм об ответственности за нарушение бюджетного законодательства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63205. Цивільно-правова відповідальність 24.03 KB
  Мета: ознайомити учнів з особливостями та порядком притягнення до цивільноправової відповідальності; сформувати розуміння можливої відповідальності за завдану шкоду; виховувати почуття відповідальності за свої дії.
63207. Спадкове право 27.55 KB
  Мета: розкрити основні поняття спадкового права; познайомити учнів з особливостями спадкового права з умовами відкриття спадщини й винесення права на спадщину; виховувати в учнів правову культуру та правову свідомість.
63211. Узагальнення знань за темою «Київська Русь у другій половині XI — першій половині XIII ст.» 380 KB
  Мета: повторити та узагальнити матеріал, вивчений із теми «Київська Русь у другій половині XI — першій половині XIII ст.», підготуватися до уроку тематичного оцінювання; розвивати в учнів уміння аналізувати матеріал, робити висновки, виділяти головне, удосконалювати навички роботи з історичними джерелами...