68507

Правовые системы современности

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Романо-германская правовая семья. Становления и развития романо-германского права. Основные черты и особенности романо-германского права. Существенные различия правовых систем Германии и Франции. Англосаксонская правовая семья. Традиционная правовая семья. Религиозная правовая семья

Русский

2017-03-03

195 KB

3 чел.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Теория государства и права»

на тему:«Правовые системы современности»

Содержание

  • Введение
  • 1. Романо-германская правовая семья
  • 1.1 Становления и развития романо-германского права
  • 1.2 Основные черты и особенности романо-германского права
  • 1.3 Существенные различия правовых систем Германии и Франции
  • 2. Англосаксонская правовая семья
  • 3. Традиционная правовая семья
  • 4. Религиозная правовая семья
  • Заключение
  • Библиографический список
  • ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Тема курсовой  работы «Правовые системы современности».

Правовая картина мира складывается из множества существующих и функционирующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. Все они в той или иной мере взаимосвязаны между собой, взаимозависимы друг от друга, оказывают, хотя  и в разной степени, воздействие друг на друга. Выделяют следующие основные правовые семьи:

1)англосаксонскую (семью общего права);

2) романо-германскую (семью континентального права);

3) традиционную (семью обычного права);

4) религиозную (семью мусульманского и индусского права).

Необходимость и важность классификации правовых систем вызывается следующими причинами. Во-первых, сугубо научными, познавательными и "образовательными" причинами. Ибо глубокое и разностороннее познание правовой картины мира требует не только ее общего (и с неизбежностью в значительной мере поверхностного) рассмотрения, но и изучения ее с точки зрения особенного, рассмотрения ее по отдельным, вбирающим в себя сходные правовые системы частям. Только глубокое и всестороннее изучение последних, взятых сначала сами по себе, а затем - в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом, позволяет дать четкую, адекватную отражающую реальную действительность, правовую картину мира.

Во-вторых, это обусловливается сугубо практическими целями - целями унификации действующего законодательства и совершенствования национальных правовых систем. Отмечая, что сама идея группирования правовых систем в "правовые семьи" возникла в сравнительном правоведении в 1900 г. и широко была распространена уже в начале XX в., П. Круз вполне оправданно указывает на то, что одной из важнейших причин (если не самой главной) такой классификации явилось стремление юристов - теоретиков и практиков "обеспечить если не полную, то, по крайней мере, хотя бы частичную, основную, наиболее существенную часть процесса унификации всех цивилизованных правовых систем"1

.

Такое внимание к данной теме говорит об актуальности изучения основных правовых систем современности.

Объектом исследования работы является изучение регуляторов общественной жизни, средств управления обществом, выполняющих охранительную, защитительную и принудительную роль и которые  стоят на страже прав человека и гражданина.

Предметом исследования является изучение  правовой семьи - это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин.

Проблема исследования: каковы особенности основных правовых систем  на современном этапе человеческого развития.

Цель работы состоит в классификации, выявлении отличительных  особенностей перечисленных семей и одновременно в выявлении черт, присущих любому праву и любой правовой системе. Однако необходимо оговориться, что поставленная цель требует гораздо более глубокого исследования, чем это могут позволить себе рамки настоящей курсовой работы. Поэтому в работе проанализированы самые общие подходы к изучению правовых систем современности. Более подробно рассмотрена романо-германская правовая система. Причиной тому то, что современная правовая система России при всех ее особенностях более родственна именно романо-германской правовой семье.

В работе применялись методы исследования, такие как теоретический анализ литературных и научных источников, законодательной базы.

Методологической базой являлись труды юристов А.Х Саидова, Р. Давида, К. Жоффре-Спинози, В.К.Бабаева, А.Б.Венгерова, Н.И.Матузова, А.В.Малько, В.С.Нерсесянца и др.

Теоретическая значимость заключается в том, что, решая проблему данного исследования, обозначаем особенности основных правовых систем современности, выявляем черты, свойственные любой правовой системе  и показываем их  важную роль в становлении правовой государственности, упрочении законности и правопорядка в обществе.

Практическая значимость заключается в том, что решив проблему данного исследования, материалы представленной работы могут быть использованы при обучении студентов по курсу «Теория государства и права».

Для написания курсовой работы использованы законодательные акты, учебники по теории государства и права, монографии, статьи из юридических журналов

Структура работы: введение, четыре главы, вторая из которых состоит из трех частей, заключение, библиографический список, приложение.

1. Романо-германская правовая семья

«Правовая семья - это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).

В зависимости от вышеназванных признаков выделяют следующие основные правовые семьи»2

: (ПРИЛОЖЕНИЕ).

1) романо-германскую (семью континентального права);

2) англосаксонскую (семью общего права);

3) религиозную (семью мусульманского и индусского права);

4) традиционную (семью обычного права).

Рассмотрение правовых систем начнем с изучения романо-германской правовой системы.

1.1 Становления и развития романо-германского права

Романо-германская правовая семья имеет весьма длительную юридическую историю. Свое историческое и генетическое начало романо-германское право берет в Древнем Риме. Истоки этой правовой семьи находятся в римском праве. Это отличает данную правовую семью от англосаксонской и всех других существующих в современном мире правовых семей. Именно в истоках заключается ее главная особенность.

В своем развитии романо-германская правовая семья проходит весьма длительный путь. Исследователи выделяют три основных периода ее эволюции.

Первым периодом становления и развития романо-германской правовой семьи хронологически называется период, предшествующий ее эволюции вплоть до XIII в. По мнению ученых-юристов, именно XIII век следует считать «временем, когда с научной точки зрения появилась система романо-германского права»3

. До этого времени шел процесс накопления соответствующего материала, изучения его и обобщения, создания предпосылок для формирования единой системы романо-германского, континентального права.

Второй период развития романо-германской правовой семьи хронологически определяется с XIII по XVIII в. Он непосредственно ассоциируется с Ренессансом, или Возрождением, появившимся вначале в Италии на рубеже XIII-XIV вв., а позднее распространившимся на всю Западную Европу.

«Говоря об особенностях становления и развития романо-германской правовой семьи, следует особо подчеркнуть, что, в отличие от англосаксонской правовой системы, она не является результатом расширения и усиления королевской или любой иной власти, следствием их централизации. Романо-германская правовая семья набирает силу на Европейском континенте как раз в то время, когда расположенные на нем страны не только не были объединены друг с другом в единое целое, но когда сама идея о создании такого объединения казалась несбыточной»4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16477. Антропный космологический принцип и христианский антропоцентризм 83 KB
  Антропный космологический принцип и христианский антропоцентризм. В.И. Гоманьков И само создание мира его сохранение и управление возвещает величие Божества.Преп. Иоанн Дамаскин ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ Замечательным достижением космологии и физики XX века являет
16478. Антропный принцип Вселенной 98.5 KB
  Антропный принцип 1. Сильный и слабый антропный принцип. Под антропностью Вселенной подразумевается её весьма деликатная конструкция допускающая и может быть предполагающая возможность возникновения в ней жизни и человека. Физические науки достигли весьма выс...
16479. Место человека в космосе. Антропный принцип 124.5 KB
  Вячеслав Вс. Иванов Место человека в космосе. Антропный принцип Основные параметры Вселенной после Большого Взрыва сделавшие возможной эволюцию по направлению к Человеку. Роль Наблюдателя и Космос как Наблюдаемое. Степень реальности окружающего ...
16480. Учение Церкви о человеке 324 KB
  Учение Церкви о человеке Проблема человека никогда не теряла важности для религиозного и философского сознания однако отнюдь не всегда этому сознанию удавалось найти верный подход к проблеме. Долгое время в европейской мысли господствовали ...
16481. АПОЛОГЕТИКА Краткий конспект лекций 376.06 KB
  АПОЛОГЕТИКА Краткий конспект лекций Свящ. Кирилл Копейкин В курсе подробно рассматриваются традиционный для апологетики вопрос о предназначении человека и его месте во Вселенной. В исторической перспективе прослеживаются предпосылки возникновения об
16482. В Защиту Веры 186 KB
  В Защиту Веры Часть 2 Прот. И. Морев Содержание: Истинная вера одна. Язычество. Буддизм. Еврейство. Христианство. Католичество. Протестантство. Сектантство. Старообрядчество. Православная вера. Русская Православная Церковь. Православная Русь. Заключение. ...
16483. В Защиту Веры. Борьбa с неверием 211 KB
  Неверие. Борьбаa с неверием. Вера, как основание земного счастья человека. Необходимость веры для благочестия человека. Жизнь язычников и древних христиан. Примеры страданий за веру Христову.
16484. Апологетические заметки 202 KB
  Апологетические заметки Епископ Александр Милеант Содержание: Гармония двух откровений. Бог и мир. Боговдохновенность Писания. Книга Бытия. Библейское повествование о сотворении мира. Причины и последствия атеизма. Добро и зло. Промысел Божий. Вера в Святую Тро...
16485. Аскетика 54.5 KB
  Пон об аскетизме. термин аскет определенное искусство людей которые делали из грубых металлов что то благородное затем атлеты их упражнения аскеза. В философии стяжания добродетели. В священном писании аскет у ап. Павла упражнение в добродетели по аналогии с упраж