68510

ЭТИКА И ЭСТЕТИКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ

Лекция

Этика и деонтология

Каждой целостной исторической формации присущ свой тип культуры. В его развитии решающую роль отводят материальным факторам, связанным с доминирующим типом социально-экономических отношений. Культура — это, прежде всего характерный для членов данного общества образ мыслей и образ действий.

Русский

2014-09-23

111.5 KB

7 чел.

Федеральная служба исполнения наказаний

Вологодский институт права и экономики

Кафедра философии и истории   

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Профессиональная этика юриста »

Тема

ЭТИКА И ЭСТЕТИКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ

Подготовил

доцент кафедры ФиИ,

полковник внутренней службы

Кузьминых Л. И.

Этика и мораль в контексте культуры

1. Культура , мировоззрение и человек.     

2. Происхождение этики и эстетики.      

3. Основные функции и структура морали,     

4. Профессиональная этика и ее разновидности.    

Контрольный вопрос. Этические теории о сущности морали  

Список литературы        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Конституция Российской Федерации. Гл. 2,
  2.  Декларация прав и свобод человека и гражданина (от 22.11,91г.)
  3.  Ибрагимов М.М., Куличенко В.В., Съедин Б,Г. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел. Киев, 1990. С. 7-29.
  4.  Кукушкин В.М. Твоя профессиональная этика. М, 1994. С- 3.
  5.  Маслихнн А.В. Принцип гуманизма в исполнении наказания в виде лишения свободы. Рязань, 1978.
  6.  Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов / Учеб. пособие. М.,1997.
  7.  Спиркин А.Г. Основы философии. М, 1998. С. 498 - 514.

  1.  
    КУЛЬТУРА, МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЧЕЛОВЕК

Эти понятия составляют основу этики и эстетики.

Каждой целостной исторической формации присущ свой тип культуры. В его развитии решающую роль отводят материальным факторам, связанным с доминирующим типом социально-экономических отношений.

Культура — это, прежде всего характерный для членов данного общества образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь ценности, нормы морали, традиции. Критерии, оценки регулируют взаимоотношения людей, объединяет людей в единую целостность — общество. Благодаря тому, что человек изобрел символически-культурную связь, наполненную  моральными  нормами,  ценностями,  законами, критериями добра и зла, и стала возможна социальная жизнь.

Человек— субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homo sapiens), генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами.

Человек как продукт длительной биологической эволюции, воспроизводящей в информационном аспекте эволюцию нашей Вселенной после Большого взрыва, отражает в себе в закодированном виде последовательность истории нашего Космоса... К тому же, человек является одновременно и продуктом социальной эволюции. Российский исследователи В.П. Казначеев и Е.А. Спирин рекомендуют проводить комплексное изучение Homo sapiens, опираясь на представление о человеке как целостном космопланетарном явлении. Согласно такому подходу, в течение длительного времени эволюции формирование биологических черт человека происходило во взаимодействии с культурой, а этнических, религиозных и иных обычаев — во взаимодействии с природной средой.

Социальное не противостоит физическому, космическому и биологическому, ибо от рождения человек имеет телесную организацию, которая содержит в себе  возможности ее универсального социально-деятельного развития.

Мировоззрение - система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Субъектом (или носителем) М. является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональиые или религиозные общности, и классы, и общество в целом.

Мировоззрение отдельного индивида формируется под воздействием — спонтанным либо целенаправленным — мировоззрением общества и тех социальных общностей, в которые он входит. Вместе с тем оно всегда отличается личностным своеобразием, в котором находит свое выражение специфический жизненный опыт данного индивида. В составе мировоззрения выделяют такие качественно различные элементы, как знания и убеждения. Если знания представляют собой по преимуществу содержательные компоненты системы мировоззрения, то убеждения предполагают ценностно окрашенное нравственное и эмоциональное отношение и к знаниям, и к самой реальности. В тех случаях, когда хотят подчеркнуть эмоциональную сторону мировоззрения, часто употребляют термин «мироощущение» (напр., оптимистическое, трагическое и т. п.).

Мировоззрение включает не всю совокупность знаний, которыми располагает его субъект, а только определенную их часть, являющуюся наиболее значимой для субъекта и находящуюся в глубинных пластах его познания.

В состав мировоззрения входят нравственные принципы и нормы, регулирующие взаимоотношения и поведение людей, а также эстетические воззрения.

В человеческой истории встречаются многообразные типы взаимоотношений и взаимодействия носителей разных мировоззрений— безразличие, сотрудничество, конфликт, доходящий порой даже до стремления физически уничтожить носителей иного мировоззрения. Однако развитие мировой цивилизации открывает новые, более гуманные способы разрешения мировоззренческих конфликтов. Растущая взаимозависимость между людьми и народами в современном мире ведет к усилению значимости такой составляющей мировоззрения, как общечеловеческие ценности, и таких форм взаимоотношений, которые основываются на признании приоритета этих ценностей.

  1.  ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер;

так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос Человека есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от аффектов как свойств тела и, с другой стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума.

К примеру, страх — природный аффект, память — свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость — свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».

Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores —мн. число) — латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н. э. в латинском языке появляется термин (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».

Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Они, насколько можно судить, повторяют историю возникновения терминов «этика» и «мораль»: от слова «нрав» образуется прилагательное «нравственный» (и от него уже — новое существительное «нравственность».

В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» — разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется.

В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) — изучаемый ею предмет.

В целом попытки закрепить за словами «этика», «мораль», «нравственность» различный содержательный смысл и соответственно придать им различный понятийно-терминологический статус не вышли за рамки академических опытов. В общекультурной лексике все три слова продолжают употребляться как взаимозаменяемые. Например, в живом русском языке то, что именуется вескими нормами, с таким же правом может именоваться моральными нормами или нравственными нормами.

В языке, претендующем на научную строгость, существенный смысл придается главным образом разграничению понятий этики и морали (нравственности), но и оно не до конца выдерживается. Так, иногда этику как область знания называют моральной (нравственной) философией,  а для  обозначения определенных моральных (нравственных) феноменов используют термин этика (профессиональная этика, этика бизнеса).

В рамках учебной дисциплины «этикой» называют науку, область знания, интеллектуальную традицию, а «моралью» или «нравственностью», употребляя эти слова как синонимы, — то, что изучается этикой, ее предмет.

Происхождение эстетики История эстетики насчитывает много веков. В ходе развития этой науки менялись не только эстетические взгляды, но и круг изучаемых ею вопросов, сам ее предмет и задачи. То эстетика была частью философии и служила созданию картины мира в целом (греческие натурфилософы, пифагорейцы); то затрагивала проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства и ставила задачи обобщения его опыта (Аристотель); то присоединяла к этому кругу проблем вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека (Платон); то близко соприкасалась с этикой (Сократ); то оказывалась одним из разделов богословия, стремящегося с помощью искусства нацеливать человека па служение богу (Тертуллиан, Фома Аквинскпй); то ее предметом становилось соотношение природы и искусства (Леонардо да Винчи);

то эстетика стремилась формировать нормы искусства (Буало); то она занималась изучением особенностей чувственного познания мира в искусстве (Баумгартен); то предмет эстетики суживался до «обширного царства прекрасного», иначе говоря, до «искусства, и притом не всякого, а именно изящного искусства», причем задачей эстетики полагалось определение места искусства в общей системе мирового духа (Гегель); то эта наука расширяла свои рамки до рассмотрения всего многообразия эстетического отношения человека к действительности (Чернышевский); то она ставила своей задачей теоретическое обоснование определенного направления в искусстве: романтизма (Новалис), реализма (Белинский, Добролюбов. Чернышевский), теоретической фиксации художественной практики (неопозитивизм).

С современной точки зрения предмет эстетики рассматривают как науку. Специфичный предмет каждой науки — это не особая сфера явлений, а весь мир, рассматриваемый под определенным углом зрения, все явления, взятые в свете той задачи, которую решает данная наука. Например, медицину неверно представлять себе как науку о здоровье человека; здоровье — это лишь цель медицины, а в ее предмет входят и солнце, и географическая среда, и химические соединения, и физические явления и т. д., взятые с точки зрения их значения для здоровья человека.

Предметом эстетики тоже является весь мир, рассматриваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для человечества. Эстетика — наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их созидании, восприятии, оценке и освоении. Это философская наука о наиболее общих принципах освоения мира по законам красоты в процессе деятельности человека, и, прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты такого освоения мира.

  1.  ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА МОРАЛИ

Поскольку мораль охватывает практически все сферы поведения людей и их взаимоотношений, то даже для того, чтобы сказать о морали самое главное, необходимо написать огромное количество томов, ибо сфера морали поистине бесконечна и безгранична. На протяжении веков, начиная еще с античных времен, о морали написано неисчислимое количество трактатов, авторы которых пытались выявить в морали "самое-самое".

Мораль трактовалась и как исполнение божественных установлений, и как опыт житейской мудрости, и как школа воспитания человека, и как средоточие человеческих добродетелей, и как высшая удовлетворенность индивида своим поведением, и как возвышенное служение чести, и как непререкаемое исполнение долга, и как инструмент обеспечения общественной стабильности и порядка, и как требование общественной пользы, и как обличение несправедливости и орудие утверждения справедливости в обществе, и как средство обеспечения взаимопонимания и сотрудничества людей, и как следование голосу совести, и как путь к достижению высшего смысла человеческой жизни и т.д. и т.д.

Из выше сказанного можно сделать - вывод, что понимание морали - дело всей жизни каждого человека, ибо всю свою жизнь каждый человек строит, достраивает, совершенствует свою систему ценностей, свою концепцию нравственных представлений о должном поведении, о добре и зле, о счастье, справедливости, порядочности и других этических категориях и понятиях.

Структура морали состоит из следующих компонентов:

Моральная деятельность — важнейший и определяющий компонент морали, проявляющийся в поступках. Только поступок, точнее, только совокупность поступков, характеризующая поведение личности, дает представление о подлинной ее моральности.

Таким образом, только деятельность, только практическая реализация моральных принципов и норм дают личности право на признание ее моральной воспитанности, на наличие у нее подлинной моральной культуры. "Когда человек, — писал Гегель, — совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера1 .1 Гегель Г.В. Философия права. Соч. т. 7. М.-Л., 1934. С. 186.

Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Поступок, в свою очередь, содержит 3 компонента:

1)Мотив — нравственно осознанное побуждение совершить поступок или же мотивация — совокупность мотивов, означающая предпочтение тех или иных ценностей в моральном выборе индивида, совершающего поступок;

2) Результат — материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение, и

3) Оценка окружающими, как самого поступка, так и его результата и мотива. Оценка поступка производится в соотнесении с его социальной значимостью: его значением для того или иного человека (людей), коллектива, общества и, исходя из тех моральных критериев и норм, которые являются основными для тех, кто производит оценку.

Поступок может быть моральным, аморальным и внеморальным. Поступки, ставшие стандартными формами  поведения, называются нравами.

«Социально и исторически обусловленная совокупность нравов, существующих в данном обществе, представляет собой определенный элемент культуры этого общества, обусловливающий определенный тип общественного поведения»2 Белинский В.Г. Полн. Собр. Соч. -т.7. –с.392.

Следующим структурным образованием следует считать— Моральные (нравственные) отношения — те отношения, в которые вступают люди, совершая моральные (аморальные) поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, чувства индивидов) и объективного (нормы, идеалы, нравы, обычаи и другие социальные факторы, с которыми индивидам приходится считаться), т.е. общее сочетается с особенным и отдельным.

Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем приобретают определенные моральные права. В целом установившаяся система моральных отношений лежит в основе морально-психологического климата определенной социальной группы (служебного коллектива).

Нравственные отношения в служебном коллективе подразделяются, в свою очередь, на 3 уровня:

1) Субординированные отношения — отношения  между начальниками и подчиненными;

2) Отношения между коллегами;

3) Отношения с гражданами.

В каждой правоохранительной структуре и в определенной степени в каждом служебном коллективе эти формы отношений приобретают свой  характер и формируются опять-таки по принципу диалектического сочетания общего, особенного и отдельного. Служебные документы определяют общее и в значительной части особенное. Это уставы, приказы, служебные инструкции, наставления и т.п. (в частности, в органах внутренних дел Кодекс чести, приказ МВД "О вежливом и внимательном обращении с гражданами" и пр.). А отдельное и некоторая часть особенного вырабатывается в процессе служебного опыта того или иного коллектива, причем значительную роль здесь играет командно-воспитательная деятельность и личный опыт руководителя коллектива и работников воспитательного аппарата. В данном случае формы нравственных отношений, которые невозможно предусмотреть никакими инструкциями подсказывает служебный опыт — опыт взаимной деятельности в процессе решения служебных задач. Это взаимоотношения между начальником и подчиненными, чаще основанная на деловом сотрудничестве, где немаловажную роль играет взаимное доверие, взаимная ответственность, обязательность, внимание друг к другу, взаимная заинтересованность в решении задач и т.п.

Кроме этого, другим позитивным фактором является взаимная культура общения: умение слушать и слышать собеседника, уважительное отношение к его точке зрения, соблюдение правил вежливого тона и вообще правил служебного этикета и пр. Моральное сознание также можно включить в структуру морали. Оно включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность, и моральные отношения.

Сюда также относятся моральное самосознание и моральная самооценка, порождающие нравственные чувства.' стыд, укоры совести, раскаяние или же моральную удовлетворенность своими действиями, сознание правоты, довольства собою, гордость за совершенный поступок и пр.

Следует отметить, что на практике все три компонента - моральная деятельность, моральные отношения и моральное сознание выступают как единая целостность, где они являются как бы гранями, разделение их делается лишь в теории и лишь для осмысления особенностей каждого из компонентов.

Все они базируются на основном нравственном требовании: твори добро и не делай зла, а также на золотом правиле нравственности:

не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Основные функции морали

Функции морали это деятельная сторона морали. Регулятивная функция - это главная функция морали. Мораль регулирует поведение людей, ориентируя их на должное, одобряя или порицая человеческие поступки, оценивая их положительно или отрицательно, соотнося их с принятыми в обществе требованиями. Это основная характеристика регулятивной функции морали, но нужно иметь в виду, что реально существующие в обществе нормы не всегда являются выражением должного. На них оказывают влияние экономический уклад общества, политический режим, существующие традиции и господствующая идеология, действующие в обществе моральные нормы.

В этих целях используются такие "инструменты" регулирования нравственных отношений, как: морально-этические принципы, общественное мнение, моральный авторитет, традиции, обычай, заповеди, привычки.

На непосредственно практическом уровне регуляция осуществляется через посредство норм (простых норм нравственности): норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикетных норм). Регулятивная функция является базовой в системе функций: все остальные функции — каждая по-своему - в той или иной степени "обслуживают" ее.

2. Оценочная (аксиологическая) функция. Любой акт морали (поведенческий или духовный) определяется той или иной системой ценностей. Предметом оценки под углом "морально - аморально" или" нравственно — безнравственно" являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения, личностные качества и т.д.

3. Ориентирующая функция. Простые нормы нравственности являются "простыми" только в теории. В конкретной действительности, на практике, прежде чем вынести моральное суждение и реализовать ту или иную норму в поступке или в поведении, приходится взвесить порой довольно значительное количество обстоятельств, каждое из которых может побуждать нас к применению различных (иногда даже взаимоисключающих) норм. Выбрать из множества норм единственно правильную, справедливую может только хорошее владение наукой этикой, высокий уровень нравственной культуры, которые и являются механизмом, способным нам дать точный ориентир.

4. Мотивационная функция. Эта функция позволяет оценивать поступки, цели и средства с точки зрения побуждающего намерения. Мотивы или мотивации могут быть моральными и аморальными, нравственными и безнравственными, благородными и низменными, корыстными и бескорыстными и т.д.

5. Познавательная (информационная) функция — направлена на приобретение этических знаний: принципов, норм, кодексов и пр., являющихся источником информации об общественных, нравственных ценностях и о системах таких ценностей, исходных пунктах морального выбора в обычной и экстремальной обстановке, в обычных и конфликтных ситуациях, которые в комплексе помогают сформулировать модель нравственного поведения.

6. Воспитательная функция. Любая система воспитания — это, прежде всего система нравственного воспитания. Нравственное воспитание приводит в определенную организованную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения, переводит нравственные знания в нравственные убеждения личности, развивает способность творческой интерпретации нравственных знаний и убеждений применительно к конкретным ситуациям.

7. Коммуникативная функция.

Мораль создает нормативную основу человеческого общения. Внешняя сторона этой основы в требованиях этикета, правил общения, правил приличия. Но это внешние нормы. Внутренние — те, которые, будучи пропущенными через нравственное сознание индивида становятся его нравственной культурой общения. И эта культура сразу отделяет человека воспитанного, нравственно зрелого, от такого, кому эти ценности не свойственны. Нравственно зрелый человек не нахамит, не оскорбит собеседника, не позволит себе унизить человека. Он поступает так, как хотел бы, чтобы поступили по отношению к нему самому. Эти нравственные нормативы общения предполагают уважительное отношение к старшему, снисходительное к ребенку, равноправное к любому партнеру.

Нормативы общения требуют, чтобы к другому человеку не относились как к объекту, как к вещи, использовали его в своих корыстных целях. Мораль как бы рекомендует поставить себя на место собеседника, посмотреть на самого себя его глазами.

Выполнение этих моральных предписаний позволяет рассчитывать, что в общении мы можем получить то, что сами в него вкладываем. Вкладываем манипуляции и обман, значит, сами станем объектом интриги и фальсификации, вкладываем неуважение к партнеру, тогда трудно рассчитывать на уважение окружающих, вкладываем хитрость — перехитрим самих себя.

8. Идеологическая функция. Назначение этой функции заключается в том, чтобы обосновывать моральность политических и экономических целей и интересов того или иного класса, социального слоя, группы, общественного движения и т.д.

В этом смысле она призвана нравственно консолидировать социально неоднородное общество. Мораль правящего класса или социальной группы, так же как и их цели, и интересы идеологическими средствами всегда представляются как цели, интересы и мораль всего общества. И пока в определенной степени эта мораль отвечает всеобщим интересам, общество воспринимает это обстоятельство  позитивно. В противном случае общество консолидируется вокруг противоположных моральных политических и идеологических ценностей, где основополагающую роль начинает играть революционная мораль, провозглашающая главной нравственной целью борьбу за свержение существующего политического режима.

9. Мировоззренческая функция. Мораль рассматривается как нравственные устои личности, выработанная ею система нравственных ценностей, посредующая все ее политические, религиозные, эстетические, философские и иные воззрения. Мировоззренческая функция очень близка к аксиологической (ценности) функции с той разницей, что в данном случае она охватывает основные, так сказать, первоначальные понятия и представления человека об окружающей его действительности.

4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ

Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику Термин "профессиональная этика" обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько нравственного своеобразного кодекса людей определенной профессии. Таковы, к примеру, "клятва Гиппократа", Кодекс чести судьи Российской Федерации.

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой.  Люди, выполняющие  одинаковые  или  близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы. В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, в которых они возникают особенно часто, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций. Профессиональная этика имеет значение, прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические "нравственные кодексы" людей этих профессий, специальностей. Таковы этика учителя, этика врача, этика судьи. Существование нравственных кодексов определенных профессий — свидетельство общественного прогресса, постепенной гуманизации общества.

Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собственной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах не способствовать смерти пациента.

Педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию и репутацию своих коллег, заботиться о моральном доверии общества к учителю.

Этика ученого включает требование бескорыстного служения истине, терпимости к другим теориям и мнениям, недопустимости плагиата в любой форме или преднамеренного искажения результатов научных исследований.

Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, проявлять стойкость и мужество, заботиться о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь. Свои требования содержит этика профессий журналиста, писателя, художника, этика работников телевидения, сферы обслуживания и т. д.

Таким образом, профессиональная этика — это, прежде всего специфический нравственный кодекс людей определенной профессии. Профессиональная этика — это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.

Юридическая этика - это разновидность профессиональной этики. Можно выделить следующие разновидности: этика следователя, судьи, сотрудника прокуратуры, сотрудника уголовного розыска, оперуполномоченного, сотрудника по борьбе с экономическими преступлениями.

Контрольный вопрос.

Этические теории о сущности морали

Исторические вопросы этики

Первый вопрос этики.

С чего начинается этика? Скорее всего, с постановки детского вопроса: «Что такое хорошо и что такое плохо"?».

Древность этого вопроса и архаичность первых ответов на него подтверждается тем, что он присутствует в самом основании человеческой культуры — мифах, сагах, легендах и сказаниях. Именно там находит свое отражение человеческая способность отделясь плохое от хорошего, давать оценку добру и злу, судить и прощать.

Например: В древнеиндийской этике было выделено десять качеств, общепризнанных как «хорошие»; постоянство, снисходительность, смирение, непохищение, чистота, обуздание чувств, благоразумие, знание Вед, справедливость и негневливоеть.

Второй вопрос этики.

Далее следует такой этический вопрос: «Как надо жить, чтобы жить» нравственно»? было дано множество разных ответов.

Почти каждый ответ — это Жизнь, прожитая в соответствии с проповедуемым учением:

БУДДА (VI век до н.э. Индия).

Обуздывай свой гнев, так как он: может привести к нанесению увечий и убийству. Жизнь священна, поэтому не убивай.

Не кради, так как это наносит вред людям, среди которых ты живешь. Обуздывай половое влечение. Само по себе оно естественно и нормально, но его власть над человеческой душой чудовищна и безобразна. Будьте целомудренны (никаких половых отношений вне брака).

Никогда и никому не лги.

Воздерживайся от опьяняющих веществ (алкоголь, наркотики), так как они разрушают систему твоего внутреннего контроля.

КОНФУЦИЙ (VI век до н.э. Китай).

Не делайте другим того, чего себе не желаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольных.

СОКРАТ (V век до н.э. Греция).

Как много было доводов, а все опрокинуты, и только один стоит твердо — что чинить несправедливость опаснее, чем терпеть, и что должно не казаться хорошим человеку, но быть хорошим и в частных делах, и в общественных, и это главная в жизни забота.

МОИСЕЙ (ХГО век до н.э. Ближний Восток).

Основные заповеди:

Почитай отца твоего и мать твою.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства.

Не желай дома ближнего твоего; ни его жены; ни его раба; ни иола

его; ничего, что у ближнего твоего.

ИИСУС ХРИСТОС (I век. Израиль).

Заповедь новую даю вам, да любите, друг друга; как я возлюбил вас, так вы да любите друг друга. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

МАРК АВРЕЛИЙ (П век. Рим).

Не живи так, точно тебе предстоит еще десять лет жизни. Уже близок час. Пока живешь, пока есть возможность, старайся стать лучше.

ИММАНУИЛ КАНТ (XVIII век. Германия).

... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Вопрос «Как жить, чтобы жить нравственно?» был этически осмыслен и применительно к людям воинского сословия. Например, в законах Ману (Индия, 200 год) есть такие слова: «... сражаясь в битве, не следует поражать врагов вероломным оружием — ни зубчатым, ни отравленным, ни раскаленным на огне. Не полагается убивать ни оказавшегося на земле (если сам на колеснице), ни стоящего со сложенными руками (с просьбой о помиловании), ни имеющего распущенные волосы, ни сидящего, ни говорящего: «Я твой», ни спящего, не ненадевшего доспехи, ни нагого, ни безоружного, ни несражающегося, (а только) смотрящего, не сошедшегося (в схватке) с другим, ни оказавшегося в затруднительном положении, ни тяжелораненого, ни устрашенного, ни отступающего». Кодекс самурайской этики предполагал:

— самоконтроль и самообладание;

— верность государю, начальнику, учителю;

— мудрость, то есть знание того, что такое добро и что такое зло, умение различать их;

— справедливость — готовность защищать добро и противостоят, злу;

— человеколюбие и почтительность;

— мужество, включающее в себя такие качества как храбрость отвага, стойкость;

— соблюдение чести рода и личного достоинства — внутреннего нравственного стержня;

— правдивость. Ложь для воина-самурая равносильна бесчестию и трусости. Ложь — качество людей неблагородных, трусливых и глупых. Слово же самурая должно быть сильнее и тверже любых письменных договоров или обязательств. Даже небольшое отступление от этих правил влекло за собой нравственное самоосуждение самурая. Единственный способ восстановления чести и достоинства — демонстративное презрение смерти, то есть самоубийство.

В средневековой Европе существовали рыцарские кодексы, которые формировали нравственное самосознание воинов. Третий и основной вопрос этики: «А зачем мне быть нравственным?». Это один из самых сложных вопросов для любой этической системы, однако, без ответа на него не может быть этики, А. Шопенгауэр писал: «Проповедывать мораль легко, трудно обосновать мораль». .3 Шопенгауэр А. Поля. собр. соч. М., 1994. Т. 3. С. 140.

Ниже приводится несколько вариантов ответа на основной вопрос этики

1.В культуре Востока было обосновано присутствие в мире

нравственного закона (Индия — карма; Китай — Дао - Дэ). Бытие его столь же объективно, как и существование закона всемирного тяготения. Нарушение его или отклонение от него весьма опасны как для отдельного человека, так и для всего мироздания. «Какая бы беда не постигла тебя, это дело рук твоих» (Коран, 42:30).

Отсюда вывод: хочешь прожить свою жизнь благополучно — живи в строгом соответствии с Нравственным Законом.

2. Религиозное обоснование нравственного образа жизни.

Во всех мировых религиях Бог есть ни что иное, как воплощение, источник или гарант нравственного закона. То, что Е Индии и Китае было представлено абстрактно, отвлеченно, на Ближнем Востоке приобрело вполне человекоподобное олицетворение (если ость закон, следовательно, должен быть законодатель). Вера в бога предполагает разные мотивы поведения: страх, надежда на воздаяние, любовь. Однако требование остается прежним: будь нравственным!

3. Античный «вариант» обоснования этики.

Все люди стремятся к счастью. Быть счастливым и быть безнравственным принципиально невозможно. Аристотель писал:

«Прекрасного и благого достигают те, кто совершает правильные поступки». Хорошие, добрые дела сами по себе доставляют величайшее удовольствие. Дурные — нарушают душевный покой и: становятся источником внутреннего раздражения и угрызений совести.

4. Европа (XVII — XX века), А. Позиция «разумного эгоизма» и утилитаризма. Живя в обществе, пользуясь «плодами цивилизации», необходимо соблюдать определенные нормы — «правила игры». При этом вовсе не обязательно быть нравственным, вполне достаточно казаться таковым. «Лицемерие — это дань, которую порок платит добродетели», — сказал французский мыслитель XVIII века Ларушфуко. Разумный эгоизм, утилитаризм предполагает принцип взаимоиспользования людей, превращение других самого себя в средства удовлетворения различного рода потребностей. В конечном итоге данная жизненная позиция, при все:  ее внешней привлекательности и распространенности, заключает в себе огромный разрушительный потенциал.

Б Этика долга.

Реакцией на «разумный эгоизм» и утилитаризм стала этика долга, обоснованная И Кантом. Суть ее состоит в том, единственным мотивом нравственного поступка является следование долгу. При этом вовсе не обязательно испытывать чувство удовлетворения или наслаждения. Просто человек, поскольку он нацелен разумом и волей, должен быть нравственным. Здесь нравственность выступает в виде закона и самоцели, не нуждающейся ни в каких дополнительных оправданиях.

Четвертый вопрос этики

«Что и как надо делать, чтобы нравственных людей было больше?»

Этика включает в себя теорию и практику нравственной воспитания. Можно выделить три мировые традиции нравственного воспитания: восточную, западно-европейскую и восточно-европейскую (русскую). Ядром любой традиции является идея самосовершенствования, ориентированная на реальный или вымышленный нравственный идеал. В качестве нравственно идеала могут выступать Будда, Конфуций, Христос, Магомет, могут и просто достойные люди, живущие рядом с нами. «В любом обществе высотами этической культуры овладевают единицы, но без этих высот не возникает элементарная порядочность».

Методы нравственного воспитания, при всей их кажущейся многочисленности, сводятся к формированию ценностного представления о «других» или «другом».

Нравственное самосознание есть актуализация самосознания, пронизанного  другодоминантностью (самоценностью другого человека). «Если боль других твоей не стала — прожита напрасно жизнь твоя», — говорил Расул Гамзатов.

Восточная традиция ориентированна на формирование нравственно-послушного человека. Главные нравственные качества (добродетели) — это послушание и преданность учителю, начальнику, старшим.

Западноевропейская традиция основана на античной системе нравственного воспитания гражданина, то есть человека, уважающего законы, свое государство и самого себя. Огромное значение в формировании нравственно-гражданского самосознания античная, средневековая и новоевропейская этика отводила человеческому разуму и моральному просвещению. « Постараемся же мыслить достойно - в этом основа нравственности». - писал Б.Паскаль. Восточно-европейская традиция включает в себя элементы и восточной и западной. Это нашло отражение в идее русской «этики о сочетании воспитания нравственных чувств (стыд, жалость, благоговение) с разумным государственным управлением (Л.Хомяков, В.Соловьев, Ф.Достоевский).



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79409. Мотивация развития индивидуальности 24.51 KB
  Преобладание формального чисто динамического описания движущих сил развития личности над содержательным их анализом и отсутствие адекватного подхода к изучению их общественно-исторической обусловленности постулирование положения о подчиненности активности субъекта некоторой конечной заранее предустановленной цели а тем самым и понимание человека как преимущественно адаптивного существа. На принципиально иных позициях строится подход к изучению движущих сил развития личности в советской психологии. Методологические...
79410. Жизненный путь личности 24.74 KB
  Сознание активность зрелось личности рассматриваются Рубинштейном как высшие личностные образования которые выполняют функции организации регуляции обеспечения целостности жизненного пути человека как субъекта деятельности. Рубинштейна выступает активность и творчество личности как организатора и преобразователя своей жизни. Ему принадлежит самое крупное лонгитюдное исследование личности и ее жизненного пути на основе которого была определена возрастная периодизация и онтогенез развития личности: детство юность выбор профессии...
79411. Смысл жизни личности в концепции Франкла 25.84 KB
  Смыслы не являются универсальными они уникальны для каждого человека в каждый момент его жизни. Однако существенным отличием Франкла является идея о том что обретение и реализация смысла всегда связана с внешним миром с творческой активностью человека в нем и его продуктивными достижениями. При этом он как и другие экзистенциалисты подчеркивал что отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать приводит к неврозу порождая у человека состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации. Он выделяет три класса...
79412. Движущие силы и условия развития личности. Развитие как способ существования личности в представлениях отечественных исследователей 44.04 KB
  Развитие как способ существования личности в представлениях отечественных исследователей. Проблема постоянства и изменчивости личности Асмолов: Факторы развития личности: органические предпосылки – среда – сама личность. Двухфакторная детерминация развития личности наследственность – среда определяет постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке.
79413. Психологический возраст и социальная зрелость личности. Подходы к определению критериев социальной зрелости личности 34.66 KB
  Следует отметить что и проблема хронологического возраста имеет большое значение для психологии при исследовании жизненного пути личности выделения его основных этапов т. Вместе с тем в современной науке все большее распространение приобретает полиизмерительный подход к изучению возраста как дифференцированной меры времени человеческой жизни. ^ Самооценка возраста. При постановке проблемы возраста которая принята в психологии практически неисследованным остается вопрос о субъективном отношении человека к собственному возрасту о том...
79414. Категория «личность» в системе наук. Междисциплинарный статус проблемы 26.59 KB
  Междисциплинарный статус проблемы Первое отличие познавательной ситуации исследования психологических закономерностей становления и развития личности состоит в том что в психологии до сих пор возникают серьезные затруднения при попытках очертить сферу эмпирических фактов относящихся к предмету психологического изучения личности. Многогранность феноменологии личности отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в истории развития общества и его собственной жизни превращает исходный вопрос любого познания вопрос об...
79415. Проблемы, связанные с изучением личности. Общие представление о личности в психологии 31.43 KB
  Общие представление о личности в психологии Слово личность в английском языке происходит от латинского person. Таким образом с самого начала в понятие личность был включен внешний поверхностный социальный образ который индивидуальность принимает когда играет определенные жизненные роли некая личина общественное лицо обращенное к окружающим. Эта точка зрения совпадает с мнением современного непрофессионала который обыкновенно оценивает личность по критериям обаяния умения вести себя в обществе популярности физической...
79416. Процессы планирования. Планирование ресурсов проекта 50.09 KB
  Планирование ресурсов проекта. Стандарты на процесс проектирования ПО: ограничения налагаемые на применяемые методы проектирования например распределение ресурсов использование прерываний и структур управляемых событиями использование динамических задач повторный вход использование глобальных данных механизм обработки исключительных ситуаций и обоснования для их использования; Спецификация системы подсистемы: должны быть описаны требования к ресурсам вычислителя к аппаратуре коэффициенту использования ресурсов аппаратуры ПО...
79417. Стратегии и методы проектирования информационных систем 41.51 KB
  Данный подход рекомендуется для организаций с узкоспецифическими требованиями не нуждающихся в общем совершенствовании процессов. Нисходящий подход проектирования Сверхувниз подразумевает собой разработку универсальной системы удовлетворяющей потребности нескольких предприятий. Данный подход рекомендуется для относительно зрелых организаций с устоявшимися бизнеспроцессами которые стремятся вложить все необходимые ресурсы в законченный продукт.