68511

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТОВ

Лекция

Этика и деонтология

Например есть категория долга а есть и представление индивида о том что такое долг. Имея много общего с категориями других наук этические категории обладают и некоторыми особенными чертами выполняющими социальные функции Во-первых они отражают ту сторону общественных отношений которая связана...

Русский

2014-09-23

101.5 KB

8 чел.

Федеральная служба исполнения наказаний

Вологодский институт права и экономики

Кафедра философии и истории   

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Профессиональная этика»

Тема

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТОВ

Подготовил

доцент кафедры ФиИ,

полковник внутренней службы

Кузьминых Л. И.

ПЛАН

Введение           

  1.  Ключевые категории этики: добро и зло     
  2.  Социальные функции этических категорий   
  3.  Профессиональный долг, честь и совесть – важнейшие принципы профессиональной морали.       
  4.  Гуманизм, справедливость и коллективизм – важнейшие
  5.  принципы профессиональной морали       

Список литературы        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон РФ «О милиции» от 18.04.91 г.

2. Конституция Российской Федерации. Гл. 2

3. Кодекс чести рядового и начальствующего состава ОВД РФ.

4. Ибрагимов   ММ.,   Куличенко   В.В.,   Съедин   Б.Г. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел. Киев, 1990. С. 58 - 84.

5. Ильин И.А, О сопротивлении злу силою. Соч. М., 1993. Т. 1.

6. Кукушкин В.М. Твоя профессиональная этика. М-, 1994.

7. Лосский И.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

8. Маслихин А.В. Принцип гуманизма в исполнении наказания в виде лишения свободы. Рязань, 1978.

9. Ницше Ф. Зрелая мудрость. По ту сторону добра н зла.

10.Профессиональная этика сотрудников правоохранительных

органов / Учеб. пособие. М., 1997. П.Спиркин А.Г, Основы философии. М., 1998. С. 498 - 514.


Основные категории этики и их реализация в деятельности сотрудников МВД

Этика, как и всякая наука, располагает богатым арсеналом категорий. Само слово "категория" греческого происхождения. Им обозначаются наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны действительности-

И можно сказать, что категории этики — это наиболее общие понятия, отражающие самые существенные стороны и моменты морали и составляющие теоретический аппарат этики как науки. Категории этики — это образования духовного, идеального порядка, которые существуют и оформляются на теоретическом уровне нравственного  сознания. Их можно  назвать субъективным отражением нравственной стороны бытия, и представляют собой систематизированное, научно обоснованное, теоретическое знание о морали как социальном явлении.

Кроме того, следует отметить, что отражение моральных явлений осуществляется не только на теоретическом, но и на уровне обыденного сознания в виде конкретных чувств, представлений, симпатий и антипатий, иллюзий и т.п.

На том и на другом уровнях отражаемое фиксируется в одних и тех же словах. Например, есть категория долга, а есть и представление индивида о том, что такое долг.


  1.  КЛЮЧЕВЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ: ДОБРО И ЗЛО.

Центральными понятиями морального сознания и основными категориями науки этики с древнейших времен являются добро и зло. Добро и зло, фундаментальные нравственные качества. Они являются наиболее обобщенной формой оценки и разграничения нравственного и безнравственного в поступках отдельного человека, деятельности больших социальных групп, а также крупных исторических событий.

Добро (благо) отражает наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее: то, что должно быть и что заслуживает одобрения.

Добро — это то, что является важным и значимым для жизни человека и общества, что позволяет ему жить, развиваться, достигать гармонии и совершенства.

В современной этике добро раскрывается в нескольких различных, но тесно взаимосвязанных аспектах:

а) добро как моральное качество поступка; б) добро как совокупность положительных принципов и норм морали; в) добро как нравственный мотив и нравственная цель поступка; г) добро (добродетель) как моральное качество человека, которое выражается в таких понятиях, как добросовестность, ответственность, единство слова и дела и т.д.

Формы проявления добра и добродетели многообразны и в принципе присуши всякому человеческому позитивному качеству, поведению или поступку.

Добрым называют человека, совершающего 'поступки, которые оцениваются с точки зрения добра. Добрый не может быть злым, корыстным, эгоистичным, агрессивным. Он никогда насильно не навязывает свое добро другим, давая им возможность свободного нравственного выбора. Доброта — качество личности, т.е. ее природа. И эта природа несовместима с грубостью, авторитарностью, жестокостью в поведении, в осуществлении тех социальных ролей, которые личность может играть, занимая то или иное общественное положение. Доброта связана со способностью поступиться собственными интересами и амбициями ради блага другого человека. Доброта по природе своей не эгоистична.

Добродетель не тождественна доброте. Добродетелями называют нравственно-похвальные человеческие качества, а они во все времена были различными. Так добродетелью купца является рачительное отношение к земным благам, мудреца — спокойная и беспристрастная мудрость, добродетелью врача — неуклонное следование клятве Гиппократа. Разные добродетели по-разному выражают грани добра.

Например, в отношении к труду — это добросовестность, самоотверженность, точность, аккуратность и т.п.; в отношении к человеку — это гуманность, справедливость, доброжелательность, чуткость, тактичность и пр.

Зло — категория этики, противоположная добру. В нем обобщены представления о безнравственных поступках и человеческих качествах, заслуживающих морального осуждения. Зло — это такие поступки, слова и мысли, которые являются деструктивными (разрушительными), а не созидательными. Зло — всегда подавление, уничтожение, унижение, агрессия. Деструктивное действие зла ведет к озлоблению людей, их отчуждению друг от друга, вражде, ненависти, эгоизму, осуществлению собственных целей за счет подавления другого.

Это все то, что противостоит общественному и личному благу, все, что направлено против добра: расизм, шовинизм, бюрократизм, все виды правонарушений и преступлений, пьянство, наркомания и т.п. Борьба со злом, защита и утверждение добра — суть и смысл работы правоохранительных органов.

Можно выделить разные виды зла.

1. Природное — все стихийные силы, которые нарушают благополучие  человека  (землетрясение,  наводнение,  ураган, извержение вулкана, эпидемия и т.п.). Такое зло — катастрофа, природный катаклизм.

2. Социально-природное. Это вид пагубных для человека последствий его масштабной техногенной деятельности. Таким последствием может быть таежный пожар, вызванный деятельностью человека, сель, являющийся следствием неправильного проектирования плотины, засуха как следствие непродуманной ирригации и любой другой вид экологической катастрофы.

3. Социальное — это проявления деструктивных процессов в обществе, классовый антагонизм, ставший результатом социального отчуждения и, как следствие этого, революционное потрясение и гражданская война. Это такие социальные катаклизмы, которые являются результатом наплевательского отношения к законам развития общества, к историческим законам.

4. Нравственное — совершается при непосредственном участии нравственного сознания человека: его совести, воли и сознания. Это зло, творимое по решению самого человека, связанное с его нравственным выбором.

  1.  
    СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ЭТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

Говоря о категориях этики, следует сказать о том, что они выполняют и некоторые «служебные» функции самой науки.

Во-первых, они являют собой бесконечные ступеньки познания морали как сферы общественных отношений.

Во-вторых, категории этики представляют собой своеобразный инструмент познания.

В-третьих, этические категории — это форма движения, развития морального познания от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т д.

Имея много общего с категориями других наук, этические категории   обладают и некоторыми особенными чертами, выполняющими социальные функции

Во-первых, они отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. При этом они не всегда выступают в чистом виде, а переплетаются с категориями других наук, высвечивая в них именно нравственный аспект.

Во-вторых, категории этики носят оценочный, аксиологический характер. Другими словами, их всех можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т.п. или же наоборот — непорядочный, бесчестный, беспринципный и пр.

В-третьих, они являются средством регулирования взаимоотношений и поведения людей как определенная побудительная сила, выражая нравственные требования общества с позиций сущего или должного.

В-четвертых, авторитет и значимость категорий этики, равно как и всех  других  нравственных  образований:  принципов,  норм, требований, правил и т.п., базируются на силе общественного мнения или самосознании личности.

Наконец, в-пятых, в категориях этики и особенно в близких к ним понятиях морали в значительно большей степени, чем в категориях и понятиях  других  наук,   выражена  эмоциональная  сторона общественных отношений.

  1.  
    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ, ЧЕСТЬ И СОВЕСТЬ - ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОРАЛИ.

 

Человек не может быть абсолютно свободен в обществе, поскольку он тесно связан с другими людьми, зависит от них и поэтому обязан корректировать свои действия с учетом того, как их последствия скажутся на других людях. Это выражается в таком моральном качестве как долг.

Категория долга — одна из важнейших в этике вообще и среди категорий профессиональной этики в особенности. Долг это выражение общественной необходимости выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться воле более значимой, чем собственная воля.

Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности.

Можно выделить два вида долга: эмпирический и моральный. Первый   выражается   во  множестве  разновидностей:   долг родительский, дружеский, профессиональный.

Областью, в которой категория долга получила особенно большое признание, издавна были сферы военной и правоохранительной деятельности.

Долг сотрудника правоохранительных органов - это высокая и почетная обязанность, вытекающая из объективных потребностей защиты личности, общества и государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.

Отношение к общественному долгу характеризует не только личность, но и коллектив, и духовные силы общества в целом.

В правоохранительных органах придается первостепенное значение долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников.

Следует заметить, что требования общественного долга едины для всех членов общества. Однако труд сотрудников правоохранительных органов особый.  Специфика требований долга обусловлена характером задач, стоящих перед сотрудниками, особенностями организации, своеобразием условий, в которых протекает их деятельность. Эта организация требует особой ответственности, организованности и напряжения нравственных и физических сил.

Механизм поведения сотрудников правоохранительных органов, суть нравственных отношений в их коллективах основывается на трех важнейших факторах:

— зависимости сотрудника от коллектива, государства и общества, его заинтересованности в общественной поддержке и одобрении, находящей эмоциональное выражение в чувстве единства с коллективом;

— определенной свободе, независимости сотрудника, которая выражается в возможности выбора той или иной линии поведения в пределах объективно определенного спектра возможностей;

— ответственности сотрудников за результаты и возможные последствия "свободы" своих действий, т.е. обязанности каждого отдельного сотрудника быть готовым ответить за свой моральный выбор в рамках нравственных норм, формируемых коллективом и обществом.

Нравственный долг сотрудников правоохранительных органов имеет объективную и субъективную стороны.

Объективная определяется потребностью защиты безопасности государства и общества, обеспечения прав и свобод его граждан. Субъективная  представляет  четко  сформированные  задачи, поставленные государством перед правоохранительными органами:

сознательность и ответственность сотрудников при выполнении возложенных на них задач по укреплению правопорядка, защите безопасности государства и общества, прав и свобод его граждан;

готовность и способность каждого сотрудника осознать требования нравственного долга, свое место и роль в общем, деле, определить свое внутреннее отношение к долгу, предъявить высокие требования к самому себе.

Нравственное содержание долга подкрепляется правовыми требованиями, имеющими силу закона.

Отступление от требований долга, как правило, является одновременно и нарушением юридических норм.

В требованиях юридически оформленного профессионального долга, выраженного в присяге, уставах, наставлениях, инструкциях, заключена и моральная оценка, и правовая норма.

В сфере профессионального долга нет юридических требований, которые были бы лишены моральной силы, как нет и нравственных норм, лишенных правовой ответственности.

Профессиональный долг обладает активной мобилизующей силой, наполняет дела и мысли сотрудников стремлением исполнять свою работу четко и в срок, всю силу воли направлять на достижение поставленных целей.

Таким образом, профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон, так как моральные требования совпадают с государственной волей. Правовая санкция и моральный мотив имеют различия в характере их воздействия на сознание и волю сотрудников правоохранительных органов.

Если правовая, более оперативна, то действия, совершаемые по внутреннему убеждению, моральному мотиву, обладают основательностью, устойчивостью, постоянством, хотя необходимо время, чтобы даже подготовленный в моральном отношении сотрудник научился согласовывать требования долга с нравственными принципами.

Правовая санкция действует немедленно, по мере необходимости, с применением государственного принуждения к отдельным сотрудникам. Нравственные требования распространяются на все многообразие человеческих поступков. Они наиболее подвижны с точки зрения отражения и оценки изменений в отношениях сотрудников.

Важной составляющей нравственного долга является самодисциплина. Ни сила правового воздействия, ни влияние коллектива сами по себе, если они не вполне совпали с внутренними личными побуждениями, убежденностью, совестью и страстью, еще не могут быть прочной гарантией того, что в процессе оперативно-служебной деятельности сотрудник сохранит твердость характера и не будет деморализован.

Установление гармонических отношений между требованиями долга и личными моральными мотивами, между долгом и совестью ведет к тому, что общественная дисциплина как требование долга поднимается до самодисциплины. Долг превращается в нравственную потребность. Поэтому самодисциплина есть высоконравственное поведение, которое совершается на основе сближения долга и совести.

Нравственным мерилом профессионального долга являются не слова, а дела, практическая сфера, которая образуется из отношений к государству и обществу и сотрудников друг к другу. Хорошо известно, что высокие морально-патриотические и профессиональные качества сотрудников формируются в основном в процессе их активного участия в профессиональной и общественной деятельности.

В понятие нравственного критерия выполнения профессионального долга сотрудниками правоохранительных органов входят не только его практические результаты, но и мотивы деятельности. Ни объективные последствия деятельности (ее результаты), ни субъективные побуждения (мотивы деятельности) в отдельности не дают ответа о нравственной ценности выполнения профессионального долга. Чтобы это осуществить, важно выяснить степень ответственности сотрудника за выполнение поставленной задачи и осознания ее служебно-деловой важности, а также степень учета им реальных возможностей решения задачи и последствий его действий. Кроме того, нравственная оценка конкретного поведения сотрудника предполагает учет его предшествующей деятельности.

Моральный критерий профессиональной деятельности ориентирует на максимальные возможности развития нравственных сил сотрудников и основывается на углублении субъективной стороны профессионального долга.

Честь

К числу наиважнейших категорий профессиональной этики относится категория чести.

Честь — это положительная социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет, репутация; это одно из главных нравственных, высшая степень честности, порядочности и благородства. Профессиональная честь — это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками правоохранительных органов высокой социальной ценное! и (нужности и важности) самоотверженного выполнения своего долга. Чувство чести — это мощный движитель дел и поступков сотрудников правоохранительных органов.

Сотрудники правоохранительных органов в своем большинстве — люди чести. Она проявляется у них, прежде всего, в выполнении ими своего служебного долга. Его специфика в том, что и в мирное время выполнение долга требует мужества, выдержки, а порой и самопожертвования. Как правило, они не говорят о своем высоком предназначении, они его просто исполняют, и люди им благодарны за это.

Честь сотрудника правоохранительных органов неотделима от чести коллектива, подразделения, в котором он несет свою нелегкую службу. Поэтому он не может позволить себе ничего такого, что позорило бы его товарищей по службе.

Честь коллектива — это и его честь. Сплав чести сотрудника и чести коллектива порождает чувство гордости, т.е. моральной удовлетворенности сотрудников правоохранительных органов от осознания своей принадлежности к ним. И хотя авторитет правоохранительных органов за последние годы в общественном мнении несколько снизился, все же вся система правоохранительных органов в народе рассматривается как необходимая и в целом оценивается положительно. Долг каждого сотрудника постоянно поднимать авторитет правоохранительных органов в глазах общественного мнения и возрождать лучшие традиции.

Кроме выше изложенного следует упомянуть еще об одной составляющей категории чести — верности данному слову. Человек слова! Это такое важное качество человека, что порой оно даже отождествляется с понятием чести. Дал слово — сдержи его, пообещал что-то — выполни. В противном случае тебя перестанут уважать и просто назовут болтуном, лжецом, необязательным человеком. Ничто так не подрывает чести сотрудника органов правопорядка, как нарушение данного слова, отступление от него. В конце концов, он неизбежно теряет авторитет, и его ждет неотвратимое фиаско.

Таким образом, категория чести, действительно одна из важнейших в нравственной культуре сотрудника правоохранительных органов. Дорожить честью — это долг и повседневная обязанность. Содержание чести как категории в значительной степени зависит от уровня общей культуры человека, его духовного и физического развития, умения мыслить по - государственному. Этому надо постоянно учиться.

Далее следует подчеркнуть, что категория чести очень близка к категории совести. Поэтому выражения "человек чести" и "совестливый человек" представляются» чуть ли не идентичными.

Совесть — это осознание и чувствование моральной ответственности человека за свое поведение, за содеянное или предполагаемое действие перед другими людьми, служащее ему руководством в оценке и выборе своих намерений и поступков, соответствующих потребности прогрессивного развития общества и каждой личности.

Требования совести — это внутренние, а не внешние требования, и от них, образно говоря, нельзя убежать. Можно не прийти на помощь пострадавшему, закрыть глаза на нарушения закона коллегой, уйти от справедливого наказания — нельзя лишь убежать от совести, поскольку нельзя убежать от самого себя.

Совесть - это внутренний страж поведения людей, побуждающий их на добрые дела и недопускающий переступить грань, отделяющую добро от зла.

Основой, базой совести является понимание и переживание человеком нравственных ценностей.

Зная, например, что защита прав человека - это требование общества, совесть решительно протестует против их нарушения или игнорирования вообще.

Именно совесть характеризует сущность человека. Утеря совести, даже умаление этого чувства означает деградацию человеческого начала личности.

И так совесть — специфический морально-психологический феномен, действующий внутри души человека. Этот феномен заключается в особом нравственном механизме, действие которого выражается в особой придирчивости к себе, в постоянном взвешивании на «весах» нравственного сознания должного и сущего, возможного и реального.

Главная функция совести — рефлексия и самоконтроль. Совесть — такое внутреннее «Я» человека, которое постоянно напоминает ему о нравственных обязанностях.

Формы проявления совести у людей могут быть самыми разными. Совесть, в частности, проявляется в форме нравственного удовлетворения.

Другой формой проявления совести является стыд, чувство стыда. Чувство стыда испытывается как перед другими людьми за безнравственное деяние, ставшее известным им, так и перед самим собой — за поступок или поступки, о которых люди, товарищи по службе могут даже не догадываться. Этот стыд проявляется в форме угрызений совести. Совесть может реализоваться в форме сомнения.

Сомнение есть результат незнания или неполного знания, поспешности или игнорирования объективных законов, уступок своим или групповым интересам и т.п. Поэтому человек и терзается сомнениями: а правильно ли я поступил? Этот вопрос не дает человеку спокойно жить: он вроде и прав, и неправ, и в основе этого чувства — неспокойная совесть.

Короче говоря, совесть выступает как огромная побудительная сила. Ее категоричность: живи и служи по совести в какой-то мере сближает ее с категорией долга. Совесть с полным основанием можно назвать другой стороной долга. Как чувство долга, так и чувство совести имеют в своей основе самосознание, самооценку личного отношения к окружающему миру, к действующим в обществе нравственным нормам.

Совесть человека - это иммунитет от многих нравственных заболеваний. Она не позволяет сотруднику правоохранительных органов спустя рукава относиться к порученному делу, лгать, обманывать, красть, грубить, лицемерить и т.п. Но таковой она может быть только в том случае, если базируется на нормах истинной нравственности: добра, долга, справедливости, чуткого отношения к людям.

Здесь рассмотрены только важнейшие для работников правопорядка  категории этики. Однако каждый сотрудник правоохранительных органов должен понимать, что только все они вместе взятые отражают нравственные требования общества и только комплексный учет их в своей деятельности дает основание говорить о его нравственной культуре.

  1.  ГУМАНИЗМ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ И КОЛЛЕКТИВИЗМ - ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОРАЛИ.

В рамках требований, предъявляемых к службе в правоохранительных органах, основными принципами морали являются: гуманизм, коллективизм, справедливость, патриотизм, добросовестное отношение к труду, критическая самооценка. Некоторые из них следует рассмотреть подробнее.

Коллективизм является одним из важнейших принципов не только профессиональной, но и общечеловеческой морали (противоположным принципом является индивидуализм).

В нем заключается самая главная сущность взаимоотношений личности и общества.

Еще шотландский экономист и философ Адам Смит (XVIII век) разработал теорию "разумного эгоизма", где он пытался найти разумный баланс между общественными и личными интересами индивидов.

Однако и наука и практика отчетливо показали, что найти такой баланс раз и навсегда для всех ситуаций невозможно. И поэтому в этике были утверждены два взаимоисключающих, но достаточно абстрактных принципа: коллективизм и индивидуализм, где речь шла лишь о приоритетности того или другого начала.

Принцип коллективизма в правоохранительной служебной среде является строго обязательным. Это важно для успешной организации служебной деятельности, единственно возможный путь для результативного противостояния криминальному миру. И хотя интересы членов служебного коллектива всегда разнородны, эффективность работы коллектива прямо зависит от целеустремленности и единства его действий, а, следовательно, прежде всего от того, насколько интересы коллектива осознаются его членами как приоритетные по сравнению с личными интересами людей, его образующих.

Принцип коллективизма включает несколько частных принципов:

1. Единство цели и воли. Единая цель сплачивает людей, организует и направляет их волю. Цели деятельности служебного коллектива определяются как задачами, которые ставит перед коллективом  руководство,  так и сознанием  необходимости требований повседневной службы. И если первый фактор носит в основном внешний, строго императивный характер, то второй фактор в немалой степени определяется нравственно-психологическим климатом коллектива и нравственной воспитанностью его членов.

2. Сотрудничество и взаимопомощь. Это одно из главнейших условий принципа коллективизма. В коллективах правоохранительных органов эта сторона коллективизма проявляется особенно действенно. «Сам погибай, а товарища выручай» — не простой лозунг, но коренной принцип служебного взаимодействия в органах, получивший неоднократное подтверждение на практике. Однако это сочетается с принципиальностью и не имеет ничего общего с круговой порукой, покрывательством недобросовестных работников, лодырей, прогульщиков. В противном случае появляются основания говорить о нравственной деформации коллектива, о его «заболевании» и о необходимости его срочного «лечения».

3. Демократизм. Даже в таких жестко нормативно организованных структурах, как правоохранительные органы, существует немало аспектов службы, которые определяются коллективным решением. И чем более сплоченным и морально сознательным является тот или иной коллектив, тем более возникает предпосылок у руководства для делегирования властных полномочий при принятии решений самим членам служебного коллектива, для перехода от командно-административных отношений к отношениям делового сотрудничества, базирующегося на общем интересе и общей ответственности за успешное решение служебных задач.

4. Дисциплина. В нравственно зрелом коллективе дисциплина не является тяжелым бременем, но осознанной необходимостью. Именно сознательное исполнение дисциплинарных требований обеспечивает требуемую результативность служебной деятельности, и именно в таком коллективе всякое нарушение дисциплины воспринимается его членами как помеха, как препятствие на пути реализации общих служебных целей и интересов, и именно в таком коллективе воздействие его членов на «воспитание» нарушителя оказывается эффективнее самых жестких дисциплинарных санкций руководства.

Гуманизм как нравственный принцип в обыденном понимании означает человечность, любовь к людям, защиту человеческого достоинства, права людей на счастье и полноценную возможность для саморазвития. Гуманизм — требование современной эпохи, ее ведущий принцип, в частности, пронизывающий все отрасли права и определяющий   все   нормы   морали.   Применительно   к правоохранительной деятельности гуманизм лежит в основе всей системы нравственно-правовых отношений между сотрудниками правоохранительных органов и гражданами.

Гуманистичность содержания правоохранительной деятельности заключается в самой ее сущности, которая определяется как обеспечение социальной стабильности, охрана общественного порядка в стране, собственности, прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений от преступных посягательств и иных антиобщественных действий.

Требования принципа гуманизма являются не только принципом профессиональной морали, но и служебным долгом, который обязывает сотрудников правоохранительных органов быстро и своевременно реагировать на все недостойные поступки и, тем более, правонарушения. Невыполнение этих требований осуждается как законом, так и общественным мнением.

Таким образом, гуманизм деятельности правоохранительных органов проявляется в том, что она направлена на борьбу со злом и защиту интересов всего общества и каждой личности в отдельности от нарушений норм права и морали и тем самым обеспечивает условия для счастья и всестороннего развития человека как высшей социальной ценности.

Важнейшим принципом профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов является принцип справедливости. Справедливость — не только принцип морали. Этот принцип охватывает практически все сферы человеческой деятельности и человеческих отношений и, прежде всего помимо морали — сферы права и политики.

Как способ моральной регуляции принцип справедливости обязывает учитывать все аспекты деятельности индивидов: их социальное положение, заслуги, возрастные и физические возможности и устанавливать соответствие между практической деятельностью индивидов и их социальным (и служебным) положением, между заслугами людей и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правами и обязанностями, преступлением и наказанием и т.д. Несоответствие в этих отношениях воспринимается как несправедливость.

Сотрудники органов, обладающие достаточным служебным опытом, прекрасно знают, что не наказание воспринимается преступниками болезненно, но несправедливость (в том числе и прямой обман, как один из ее видов).

Справедливость, как отмечалось, регулирует все сферы общественной жизнедеятельности, но наиболее зримое воплощение она получает в правовой системе, поскольку именно она регулирует наиболее важные звенья общественной жизни. Праву принадлежит главенствующая роль в пресечении различного рода нарушений справедливости: преступного обогащения, протекционизма, незаслуженной привилегированности и пр.

Принцип справедливости предусматривает обеспечение социальных гарантий: охрану здоровья, право на получение образования, жилья, пенсии по старости и при получении инвалидности и т.д.

Соответствие между целями и средствами, необходимыми для их достижения, — одно из важнейших проявлений принципа справедливости. В качестве реализации целей права выступают санкции, предусмотренные правовыми актами. Применение их всегда сопряжено с ущемлением интересов личности, с претерпеванием ею определенных лишений, поэтому здесь принцип справедливости должен выдерживаться особенно четко. Важнейшие требования принципа справедливости, предъявляемые к санкциям, состоят в следующем:

а) санкции должны применяться лишь к тем, кто действительно нарушил закон;

б) санкции должны обеспечивать восстановление нарушенных прав после отбытия наказания в полном объеме;

в) между санкциями, устанавливающими меру ответственности за различные противоправные деяния, должны соблюдаться определенные пропорции: более опасные правонарушения должны наказываться более строго;

г) суды должны иметь возможность индивидуального наказания с учетом конкретных обстоятельств;

д) за одно правонарушение никто не должен наказываться дважды. Все вышеуказанные принципы для сотрудников правоохранительных органов   носят деонтологический характер, являются их профессиональным требованием, их правовой нормой. На практике, в служебных коллективах эти принципы конкретизируются, приобретая в каждом коллективе применительно к особенностям службы тех или иных подразделений свой специфический характер, имеющий для членов служебного коллектива императивное значение.

Контрольный вопрос: Каким образом в Конституции РФ отражены принципы общественной морали:

Принципы общественной морали закреплены в Конституции РФ в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина»

Рассмотренные положения Конституции РФ дают основания считать, что эти нормы создают правовой механизм реализации конституционных прав и свобод и гарантии их соблюдения и уважения государством, устанавливают пределы для применения им силы государственно-властного принуждения, а, следовательно, подтверждают краеугольный принцип Основного закона:

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Действующая Конституция РФ создает правовой механизм, формирующий условия для необратимости процессов демократизации общества, преемственности власти, сбалансированности построения федеративного государства, конструктивного взаимодействия ветвей власти на основе принципа их разделения и использования системы «сдержек и противовесов». Изначально, и это принципиально важно, Конституция РФ разрабатывалась как «краткий» правовой акт, который не может и не должен быть подобен традиционному отраслевому кодексу. Конституция должна быть целостным правовым документом, закрепляющим, прежде всего основы конституционного (государственного) строя и правовой статус личности в государстве, она должна послужить основанием для создания государственного (национального) законодательства — стержнем правовой системы. Конституция РФ определяет не только вид возможного поведения человека — свободу, — но и закрепляет вид и меру такого поведения — право (в субъективном смысле).

Только предоставленное человеку субъективное право позволяет ему стать активным участником государственного и общественного строительства, заинтересованным членом гражданского общества, ощутить заинтересованность государства в уважении и соблюдении его законных интересов.

Поэтому Конституцию РФ не справедливо было бы воспринимать только как правовой акт — она содержит нормы во многом определяющие нравственные ориентиры; ориентиры справедливости для общества и государства. Занимая в иерархии законодательства Российской Федерации высшее место, по сути, Основной закон является правовым и моральным столпом правовой системы России как многонационального демократического федеративного правового социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57924. Сравнение симптомов заболеваний, которые вызываются вирусами и бактериями. Профилактика инфекционных болезней человека 39.5 KB
  Цель урока: познакомить учащихся с симптомами методами диагностики и профилактики типичных бактериальных и вирусных заболеваний человека;– научить применять знания о процессах жизнедеятельности вирусов и бактерий для диагностики лечения...
57925. Води суходолу Північної Америки. Основні річкові системи. Великі озера, їх походження 69 KB
  Мета: сформувати в учнів систему знань про внутрішні води Північної Америки розкрити загальні особливості вод суходолу показати їх залежність від рельєфу та клімату нерівномірність розподілу на території материка...
57926. Основы объектно-ориентированного программирования. Создание формы 573.5 KB
  Цель: Сформировать у учащихся представление о среде программирования Visul Studio; освоить основные приемы создания форм получить практические навыки создания формы в среде программирования; формировать у учащихся информационную компетентность.
57927. Клітинний цикл. Мітоз 62.5 KB
  Німецький вчений Рудольф Вірхов стверджував що клітина може виникнути тільки з попередньої клітини в результаті її поділу. Відома його знаменита фраза усяка клітина –з клітини З таким поняттям як поділ клітини ви вже неодноразово зустрічались на уроках біології.
57928. Створення програм з використанням оператора циклу з параметром 140 KB
  Після цього уроку ви зможете: використовувати оператор циклу з параметром для створення програм обчислення суми та добутку скінченої кількості чисел знаходження кількості елементів з певними властивостями; наводити особливості накопичення суми та...
57929. Снежная книга Зимы 214.5 KB
  Цель: обобщить представления детей о зиме, познакомить с новыми рассказами и стихотворениями о зиме; продолжить работу над техникой чтения. Воспитывать любовь к родному слову, бережное отношение к природе.
57930. Цитологія – наука про будову і функції клітини. Історія вивчення клітини. Методи цитологічних досліджень 356 KB
  Мета: сформувати основні положення клітинної теоріїрозширити уявлення про історію вивчення клітини розкрити основні методи цитологічних досліджень; розвивати критичне і логічне мислення удосконалювати творчі здібності вміння...
57931. Зорі. Еволюція зір 340 KB
  І почнемо ми з вами саме з визначення найголовнішого небесного світила – зорі. учні дають визначення зорі Вчені прийшли до висновку що зорі включаючи і наше Сонце мають життєві цикли. Ці стадії різні оскільки зорі складаються з різних елементів і відрізняються розмірами.
57932. Зажурилась зимонька не дарма, молодої силоньки вже нема 62.5 KB
  Мета: познайомити з традиціями святкування Стрітення, прикметами, які з ним пов’язані; формувати навички виразного читання віршів; підтримувати у дітей інтерес до занять фізкультурою, привчати дітей грати в командних іграх-естафетах...