68530

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья

Психология и эзотерика

В структуру эмоционального интеллекта авторы включают следующие компоненты: оценку и выражение эмоций собственных вербальное или невербальное; других людей невербальное восприятие или эмпатия; регуляцию эмоций – собственных других людей; использование эмоций гибкое планирование...

Русский

2014-09-23

115 KB

3 чел.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ  КУРСАНТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

С. И. Грибкова,

старший преподаватель УО «ВА РБ»;

Е. И. Бараева,

кандидат психологических наук,

доцент кафедры  психологии  и

   педагогического мастерства РИВШ

В статье рассмотрены основные направления в исследовании эмоционального интеллекта в психологии: понятие «эмоциональный интеллект», подходы в изучении эмоционального интеллекта, составляющие эмоционального интеллекта. Представлены результаты изучения эмоционального интеллекта в структуре личности. Анализ материалов исследования показал необходимость разработки в учреждении высшего военного образования комплекса мероприятий, ориентированных на психологическое обеспечение образовательного процесса в формировании эмоционального компонента психологической готовности личности военнослужащего к профессиональной деятельности.

The article deals with fundamental aspects of emotional intelligence studies including the concept of emotional intelligence (EI), approaches to the study of EI and its components. Presented in the article are the results of research of EI’s place in the structure of personality. The results suggest the necessity of developing a system of measures aimed at providing psychological support of the educational process, which should make would-be service men emotionally prepared to meet professional requirements.   

Профессиональная деятельность военнослужащего носит эмоциогенный характер, вызванный высокой степенью напряженности, ответственности, интенсивными межличностными взаимодействиями. Это предполагает необходимость включения эмоционально-волевой регуляции, наличие умений соотносить контекст ситуации совместной деятельности с личностными особенностями его субъектов, прогнозировать и осуществлять индивидуальный подход к решению профессиональных задач.

Поэтому к профессионально важным качествам личности военнослужащего относят эмоциональную сдержанность, уравновешенность, эмпатию, действенность (способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения), коммуникативные управленческие способности. Эти и некоторые другие свойства являются составляющими эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект – это способность понимать, распознавать и управлять своими и чужими эмоциями, проявляя одновременно эмоциональную гибкость во взаимодействии с партнерами. Познание эмоций определяет внутреннюю регуляцию собственных эмоциональных состояний, эффективность коммуникативных воздействий [1].

Выделяют разные подходы в трактовке эмоционального интеллекта: как эмоционально-интеллектуальные способности (Д. Мейер, П. Сэловей); как эмоциональная компетентность (Д. Гоулман); как личностные качества (Р. Бар-Он);  как способность к пониманию своих  и чужих эмоций и управлению ими (Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков).

Исследователи Д. Мэйер и П. Сэловей определяют эмоциональный интеллект как способность воспринимать, вызывать эмоции, понимать эмоции и на этой основе повышать эффективность мышления. В структуру эмоционального интеллекта авторы включают следующие компоненты: оценку и выражение эмоций – собственных (вербальное или невербальное); других людей (невербальное восприятие или эмпатия); регуляцию эмоций – собственных, других людей; использование эмоций (гибкое планирование, творческое мышление, переключение внимания, мотивация) [1].

Эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми или предметами,  они «информируют» человека о характере этих связей. При этом связи могут быть не только актуальными, но и вспоминаемыми и даже воображаемыми. Эмоциональный интеллект трактуется как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, выявлять их связи друг с другом, использовать эту информацию в качестве основы для мышления и принятия решений [2].

Анализ способностей, связанных с переработкой информации, которая содержится в эмоциях, позволил и Д. Мэйеру и П. Сэловею выделить следующие четыре компонента эмоционального интеллекта: идентификацию эмоций (безошибочно различать собственные эмоции и эмоции других людей); использование эмоций для повышения эффективности мыслительной деятельности; понимание значения эмоций и управление ими [1]. В их модель эмоционального интеллекта включены, в основном, когнитивные способности.

 Д. Гоулман включает эмоциональный интеллект в структуру социального и рассматривает его как важный компонент лидерских способностей. Составляющими эмоционального интеллекта, согласно автору, выступают: самомотивация; устойчивость к разочарованиям; контроль над эмоциональными вспышками; умение отказываться от удовольствий; умения регулировать настроение и не давать переживаниям заглушать способность думать, а также сопереживать и надеяться [3].

 Р. Бар-Он делает акцент на личностных характеристиках, позволяющих человеку успешно справляться с различными жизненными ситуациями [4]. Его модель эмоционального интеллекта включает пять областей:

– внутриличностную (связана со способностями понимать себя и управлять собой: самоанализ, ассертивность, независимость, самоуважение, самоактуализация);

– межличностную (включает способности взаимодействовать с другими людьми: эмпатия, социальная ответственность, способности устанавливать и поддерживать межличностные взаимоотношения, основанные на терпимости и эмоциональной близости);

– адаптивности (включает способности быть реалистичным в оценке действительности, гибким в своих чувствах и мыслях сообразно обстоятельствам, решать проблемы по мере их возникновения, находя оптимальные способы их решения);

– управления стрессом (проявляется в способностях противостоять стрессу, оставаться спокойным, сосредоточенным, конструктивно переносить неблагоприятные события и контролировать импульсивность);

– общего настроения (включает оптимизм, удовлетворенность жизнью, способность радовать себя и других, с энтузиазмом заниматься различными видами деятельности).

Сходные модели эмоционального интеллекта предлагаются рядом российских исследователей (Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков). Так, Д. В. Люсин трактует эмоциональный интеллект как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, идентифицировать ее, обозначив словесно, понять причины ее возникновения и предсказать последствия проявления как у себя, так и у других людей. Способность к управлению эмоциями показывает, что человек может произвольно вызывать при необходимости определенную эмоцию, контролировать интенсивность и внешнее выражение эмоций как у себя, так и у других людей [2]. Д. В. Ушаков рассматривает эмоциональный интеллект как способность к познанию собственной эмоциональной сферы и социальных явлений. При этих условиях, считает автор, эмоциональный интеллект может встать в один ряд с другими видами интеллекта, образуя способность к высшему виду познавательной деятельности – обобщенной и опосредованной [5].

Данные подходы объединяет включение в содержание эмоционального интеллекта способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями и эмоциями других людей.

Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать наличие эмоции у себя или у другого человека; может идентифицировать и назвать ее; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет. Способность к управлению эмоциями предполагает контроль интенсивности эмоций и их внешних проявлений, а также способность произвольно вызвать у себя ту или иную эмоцию. Поскольку понимание эмоций и управление ими могут быть направлены как на свои эмоции, так и на эмоции других людей, Д. В. Люсин выделяет два компонента эмоционального интеллекта: внутриличностный (объединяет в себе способности к пониманию и управлению своими эмоциями) и межличностный (понимание и управление эмоциями других).

Одной из эмпирических задач нашего исследования было изучение эмоционального интеллекта и личностных черт курсантов учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь».      

В качестве психодиагностического инструментария выступил опросник Д. В. Люсина «Измерение эмоционального интеллекта», который содержит 46 утверждений, степень согласия с которыми испытуемые оценивают по четырехбалльной шкале [2].

В исследовании приняло участие 312 курсантов третьего курса общевойскового факультета, факультета связи и автоматизированных систем управления, факультета противовоздушной обороны, факультета военной разведки и авиационного факультета в возрасте 20-23 лет.

Результаты изучения уровней развития эмоционального интеллекта курсантов представлены в таблице 1.

Таблица  1

Уровни развития эмоционального интеллекта курсантов

Шкалы эмоционального интеллекта

Уровни эмоционального интеллекта

высокий

средний

низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Понимание своих эмоций

110

35,2

183

58,6

19

6,2

Управление своими эмоциями

177

56,7

121

38,7

14

4,6

Контроль экспрессии

63

20,2

237

75,9

12

3,9

Понимание чужих эмоций

74

23,7

216

69,2

22

7,1

Управление чужими эмоциями

141

45,2

166

53,2

5

1,6

Внутриличностный ЭИ

86

27,5

207

66,3

19

6,2

Межличностный ЭИ

73

23,4

216

69,2

23

7,4

Способность к пониманию своих и чужих эмоций

67

21,5

219

70,1

26

8,4

Способность к управлению своими и чужими эмоциями

86

27,5

213

68,2

13

4,3

Интегративный показатель общего ЭИ

76

24,3

220

70,5

16

5,2

Как видим, 27,5 % респондентов обладают высоким уровнем развития внутриличностного эмоционального интеллекта, 66,3 % курсантов отличает средний уровень его развития. Это свидетельствует о том, что курсантов отличают способности к пониманию причин эмоций,  распознавать свои эмоциональные состояния, интерпретировать эмоции, осмысливать собственные эмоциональные переживания и регулировать эмоциями в поведении и деятельности.

Уровень развития межличностного эмоционального интеллекта зафиксирован на высоком уровне  у 23,4 % и среднем – у 69,2 % респондентов. Это позволяет судить о том, что курсанты способны распознавать эмоции других людей через их физическое состояние, внешний вид, проявления в поведении; могут отличать истинные эмоции от ложных; предвидеть эмоциональные реакции окружающих; предупреждать негативные и повышать позитивные эмоции; выражать свои мысли и чувства таким образом, чтобы эта информация была принята и правильно интерпретирована окружающими людьми.

В понимании своих и чужих эмоций высокий уровень выявлен у 21,5 % испытуемых, средний – у 70,1 %. Это свидетельствует о способности курсантов распознавать и интерпретировать внутренние состояния других людей; понимать связи между эмоциями и причинами их обуславливающими; проявлять эмпатию.

В управлении своими и чужими эмоциями высокий уровень отмечен у 27,5 % и средний – у 68,2 % респондентов. Это свидетельствует об умениях курсантов  использовать информацию, полученную при интерпретации эмоций; вызывать у себя позитивные эмоциональные состояния, отстраняться от негативных эмоциональных ситуаций. Иначе говоря,  контролировать свои эмоции, управлять своим эмоциональным состоянием, использовать это в регуляции межличностных отношений.

Интегративный показатель по всем компонентам эмоционального интеллекта следующий: высокий уровень отмечен у 24,3 % испытуемых, средний – у 70,5 %. При этом обнаружено, что низкие показатели имеют 5,2 % респондентов. Это свидетельствует о том,  что эти курсанты не владеют умениями распознавать эмоциональную информацию, отличать ложные эмоции от истинных, а также контролировать свои эмоциональные состояния, управлять ими, то есть проявлять эмоциональную устойчивость в условиях стресса.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что у большинства курсантов третьего курса преобладает средний уровень развития всех компонентов эмоционального интеллекта: способности к рефлексии эмоций, регуляции поведения на основании переработки эмоциональной информации.

 Изучение личностных черт осуществлялось нами на основе 16 факторного опросника Р. Кэтелла. Согласно теории личностных черт личность описывается как состоящая их стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняется разной выраженностью личностных черт.

На основе расчета коэффициента парной ранговой корреляции Спирмена  зафиксирована положительная корреляция между пониманием своих эмоций и эмоционально-волевой устойчивостью, коммуникативными способностями, ответственностью, волевым контролем поведения, социальной чувствительностью, склонностью к риску, интеллектуальной инициативой. Отрицательная корреляция наблюдается между пониманием своих эмоций и такими личностными чертами как конформизм, консерватизм, доверчивость, тревожность, склонность к чувству вины, самоуверенность.

Способность управлять своими эмоциями положительно коррелирует с эмоционально-волевой устойчивостью, ответственностью и волевым контролем поведения, склонностью к риску.

Положительные значения коэффициента корреляции зафиксированы между контролем экспрессии, способностью контролировать внешние проявления своих эмоций и эмоционально-волевой устойчивостью, ответственностью, волевым контролем поведения. Способность контролировать эмоции отрицательно коррелирует с комфортностью, доверчивостью, а также тревожностью, склонностью к переживанию чувству вины. Способность контролировать внешние проявления своих эмоций  отрицательно коррелирует с эмпатией.

Понимание чужих эмоций положительно коррелирует с социальной чувствительностью, склонностью к риску, и отрицательно с тревожностью, склонностью к переживанию чувства вины, самоуверенностью.

Способность управлять чужими эмоциями положительно коррелирует с эмоционально-волевой устойчивостью, коммуникативными способностями, лидерскими качествами, склонностью к риску, интеллектуальной инициативой. Чем более конформны испытуемые, тревожны, склонны к переживанию чувства вины, самоуверенны, тем менее они способны управлять чужими эмоциями.

Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими  положительно коррелирует с эмоционально-волевой устойчивостью, ответственностью, социальной чувствительностью, склонностью к риску, инициативностью.  Данная способность не свойственна испытуемым конформным, консервативным, доверчивым,  а также тревожным, склонным к переживанию чувства вины, самоуверенным.

Понимание эмоций других людей и управление ими положительно коррелирует с эмоционально-волевой устойчивостью, коммуникативными способностями, склонностью к риску, инициативной инициативой. Конформные, а также тревожные, склонные к переживанию чувства вины, самоуверенные испытуемые не способны к пониманию эмоций других людей и управлению ими.

Между способностью к пониманию своих и чужих эмоций и эмоционально-волевой устойчивостью, коммуникативными способностями, социальной чувствительностью, склонностью к риску, интеллектуальной инициативой выявлены слабые положительные значения коэффициента корреляции. Отрицательные значения корреляции наблюдаются между способностью к пониманию своих и чужих эмоций и конформизмом, а также тревожностью, склонностью к чувству вины, самоуверенностью.

Способность к управлению своими и чужими эмоциями свойственна испытуемым, которых отличает эмоционально-волевая устойчивость, ответственность, склонность к риску, инициативность. Конформные испытуемые, консерваторы, доверчивые, а также тревожные, склонные к чувству вины, самоуверенные не способны к управлению своими и чужими эмоциями.

Интегральный показатель эмоционального интеллекта курсантов положительно коррелирует с ответственностью, социальной чувствительностью, склонностью к риску, интеллектуальной инициативой, и отрицательно – с конформизмом, доверчивостью, а также тревожностью, склонностью к переживанию чувства вины, самоуверенностью.

Можно заключить, что курсанты с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта будут более эффективны в профессиональной деятельности, основанной на уставных взаимоотношениях. Вместе с тем, практика показывает, что выпускники учреждений  высшего военного образования не всегда  обладают необходимым уровнем развития управленческих навыков, несмотря на получаемую квалификацию «специалист по управлению».

В ряде исследований (М. В. Ефимов [6], Т. В. Маркелова  [7], И. Ф. Баши-ров [8] и др.) показана возможность формирования эмоциональной составляющей психологической готовности военнослужащего к деятельности  путем специально организованного обучения.

Вышесказанное определяет необходимость формирования эмоционального компонента готовности к профессиональной деятельности в процессе обучения курсантов в учреждении высшего военного образования через совершенствование диагностической, коррекционно-развивающей, профилактической и консультативной работы, внедрение целостной системы психологического обеспечения образовательного процесса.

Список использованных источников

1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2006. – № 3.– С. 78-86.

2. Люсин, Д. В. Новая методика измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д. В. Люсин // Психологическая диагностика. – 2006. – № 4. – С. 3-22.

3. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман. – М.: АСТ, 2010. – 478 с.

4. Стейн, С. Д. Преимущества EQ: эмоциональный интеллект и ваши успехи / С. Д. Стейн. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007. – 339 с.

5. Ушаков, Д. В. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Д. В. Ушаков. – М.: Изд-во ин-та психологии, 2004. – 247 с.

6. Ефимов, М. В. Эмоциональный компонент психологической готовности военнослужащих как фактор адаптации к военной службе / М. В. Ефимов // Материалы региональной научно-практической конференции. – Н.Новгород: НГПУ, 2007. – С. 106-110.

7. Маркелова, Т. В. Об эмоциональном компоненте психологической готовности военнослужащих по призыву / Т. В. Маркелова // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки специалистов». – Н.Новгород: ВГИПУ, 2005. – С.19-22.  

8. Баширов, И. Ф.. Социальный интеллект как фактор успешной профессиональной деятельности военного психолога: автореф. дис. канд. псих. наук: 19.00.05 / И. Ф. Баширов;  Военный университет, – М., 2006. – 32 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67697. Карибська криза 1962 року 145.5 KB
  Кубинська революція відбулася незалежно від будьяких значних починань радянської політики і поступово створила в зоні американського впливу соціалістичну державу відносини з якою у США складалися чим далі тим гірше. Обидва полюси СРСР і США були непримиренними ворогами.
67698. ИЗУЧЕНИЕ КИНЕТИКИ ЭЛЕКТРОДНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ЗАЩИТЕ СТАЛИ ФОСФАТНЫМИ ПЛЁНКАМИ 127.09 KB
  Причиной возникновения и протекания процессов коррозии является термодинамическая неустойчивость материалов к определенным компонентам, находящихся в окружающей их среде. Результатом коррозии являются продукты коррозии (например, ржавчина), испорченное оборудование, разрушение конструкций.
67699. Вторая квадратичная форма. Тип точки на поверхности 1.04 MB
  Цель данной работы: изучить понятие второй квадратичной формы, кривизны на поверхности, соприкасающегося параболоида поверхности, научиться определять типы точек на поверхности. Дифференциальная геометрия изучает свойства кривых и поверхностей методами математического анализа.
67700. Проект универсальной раздвижной рамы и выбор пневмоцилиндра 663.16 KB
  В зависимости от серии используемой краски условий сушки и типа запечатываемой поверхности время высыхания трафаретной краски может составлять от нескольких минут до нескольких суток. В процессе изготовления печатной продукции оно может выполнять две функции: промежуточной подсушки цвета многокрасочного...
67701. Управление финансово-хозяйственной деятельностью ЧУП «Калинковичский молочный комбинат» 57.53 KB
  В настоящее время немногие российские организации имеют должным образом организованный менеджмент и поставленную систему бухгалтерского учёта, чтобы представляемая информация была пригодна для оперативного управления, анализа, была бы объективной, достоверной, своевременной и точной.
67702. Управление формированием операционной прибылью 1.32 MB
  Целью курсовой работы является изучение теоретических вопросов, раскрывающих понятие операционной прибыли, а также расчет показателей, связанных с данным понятием. Основными задачами является: раскрытие понятия операционной прибыли, изучение операционного левериджа, исследование способа управления формированием операционной прибыли.
67703. Формирование аристократической модели государственной службы в России в XV-XVII вв 46.54 KB
  Актуальность выбора темы определяется тем что для успешного реформирования института государственной службы в РФ понимание истории и традиций государственной службы России является не менее важным чем изучение опыта иностранных государств членов ЕС США и других развитых стран мира в сфере построения государственного управления.
67704. Расчет передающего устройства радиовещания 1.3 MB
  Рассчитать передающее устройство радиовещания. Данное устройство предназначено для передачи речевых и музыкальных программ. Мощность сигнала в антенне – 25 кВт. рабочая частота – 120 МГц Нагрузка – несимметричный фидер с волновым сопротивлением 50 Ом. КПД фидера равен 0.85.