68532

ПОТРЕБНОСТЬ В САМОПОЗНАНИИ И ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Научная статья

Психология и эзотерика

Анализ процентного соотношения испытуемых по двум кластерам позволяет утверждать что студенты из первой группы в большей степени направлены на самопознание чем из второй. Для проверки выдвинутого нами предположения две полученные в результате кластерного анализа группы группа...

Русский

2014-09-23

79.5 KB

0 чел.

ПОТРЕБНОСТЬ В САМОПОЗНАНИИ И ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

А.В. Калашник

Белорусский государственный педагогический

университет имени Максима Танка, г. Минск

В статье рассматриваются отдельные аспекты самоактуализации, самоотношения и потребности в самопознании студентов вузов. Автором предлагается теоретическое обоснование и анализ характеристик личности направленной на самопознание и личности избегающей его. В работе предлагается описание различий этих двух категорий студентов по личностному профилю, измеренному с помощью самоактуализационного теста и методики исследования самоотношения.  

The article describes some aspects of self-actualization, self-relation and the self-knowledge need of university students. The author offers a theoretical justification and analysis of the characteristics of the person aimed at self-knowledge and identity to avoid it. This paper proposes a description of the differences between the two categories of students on personal profile which is measured by the self-actualization test and techniques of research self-relation.

В психологической науке традиционно принято считать подростковый возраст периодом наибольшей заинтересованности человека в исследовании своей личности, особенностей характера. Действительно, благодаря резкому скачку в развитии самосознания, подросток может и хочет исследовать свой внутренний мир и поведение, то есть занимается самопознанием (СП).

Вместе с тем, проведенное нами исследование показало, что потребность в познании себя достигает наибольшего пика своей интенсивности в юношеском возрасте [1]. Данный эффект объясняется тем, что резкий «скачок» в развитии самосознания в подростковом возрасте, разрешение противоречия между Я-реальным и Я-идеальным, развитие познавательных потребностей обуславливают трансформацию самопознания в потребность. В период юности потребность в самопознании находится на пике интенсивности, содействуя становлению устойчивого самосознания, созданию собственной модели личности. Согласно исследованиям Т.В. Корниловой самопознание занимает одну из лидирующих позиций среди наиболее выраженных мотивационных тенденций студентов [2]. Благодаря активизации самосознания студентов, проявляющейся в усилении их интереса к своей личности, самосовершенствование, самообразование, самовоспитание становятся целенаправленными [3, с. 80].

Потребность в самопознании является социогенной и  представляет собой одну из форм потребности в познании. Она проявляется в побуждении личности к изучению своих физических, личностных, социальных качеств, моделей поведения. В широко известной структуре потребностей А. Маслоу также присутствуют познавательные потребности – желания знать и понимать. Важно также отметить, что наивысший уровень занимают потребности в самоактуализации, включающие реализацию своих целей, способностей, развитие собственной личности. Достижение данного уровня невозможно без ярко выраженной у личности потребности в самопознании. В данной концепции производится разделение потребностей на дефицитарные и потребности роста [4, с. 68-71; 5, с. 8].

Дефицитарные потребности служат для снижения уровня напряжения, а потребности роста работают на повышение уровня напряжения «посредством поиска новых и волнующих переживаний» [6, с. 522]. Несомненно, потребность в самопознании принадлежит ко второй категории. В качестве потребностей роста называют две: «потребность в самоактуализации» и «потребность в знании и понимании». Причем, как отмечает Д. Киган (Gerard Keegan), последняя способна помочь человеку понять самого себя, мир, в котором он находится и отношения человека с этим миром [5, с. 8]. Потребность в самопознании, если ее рассматривать в соответствии с теорией мотивации А. Маслоу, занимает место в ряду потребностей роста, являясь составной частью потребности в знании и понимании [1, с. 30-31].

Для описания отличительных характеристик личности имеющей потребность в познании себя и избегающей его, нами было проведено сравнение показателей этих двух групп по методикам САТ («Самоактуализационный тест»: опросник личностных ориентиров Э. Шостром в адаптации Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза, М.В. Латинской) и МИС («Методика исследования самоотношения» (С.Р. Пантилеева). В исследовании приняли участие 218 студентов БНТУ и БГПУ [7].

С помощью кластерного анализа мы подтвердили теоретические предположения о наличии двух типов отношения к самопознанию. В первый кластер (направленные на самопознание) вошло 122 человека, во второй (избегающие самопознание) – 96. Следует отметить, что данные типы представляют собой условные границы диапазона интенсивности потребности в самопознании и не могут отражать все многообразие ее градаций. Эту функцию выполняют выявленные нами эмпирически уровни интенсивности данной потребности. Анализ процентного соотношения испытуемых по двум кластерам позволяет утверждать, что студенты из первой группы в большей степени направлены на самопознание, чем из второй. Критерий χ2 Пирсона показал, что полученные различия статистически значимы: χ2 =5,48; df=1; p≤0,01 (таблица 1).

Таблица 1 – Направленность на самопознание в зависимости от профиля получаемого образования

ВУЗ

Названия групп

Направленные на СП

Избегающие СП

Количество человек

%

Количество человек

%

БГПУ

94

61,04%

60

38,96%

БНТУ

28

43,75%

36

56,25%

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что потребность в самопознании больше присуща студентам, обучающимся на гуманитарных специальностях по сравнению с учащимися, осваивающими профессии технического профиля. Позже нам удалось выяснить, что уровень интенсивности потребности в самопознании у студентов, получающих образование по гуманитарным специальностям, выше, чем у студентов тех же курсов, изучающих математические, физические и технические науки [1, с. 108]. Современные исследования подтверждают отчасти полученные нами результаты [8]. Нельзя не согласиться с выводами автора одного из них о том, что «в систему профессионального обучения <…> должны быть включены (причём в качестве основ профессиональной подготовки) образовательные блоки общекультурного, гуманитарного содержания, позволяющие гармонизировать и креативизировать развивающуюся личность будущего профессионала» [8, с. 118].

Далее был проведен сравнительный анализ характеристик субъектов, направленных на самопознание и избегающих его в соответствии с полученными с помощью кластерного анализа группами. Используя теоретические положения самоактуализационного теста можно отметить, что нуждающемуся в самопознании в большей степени, нежели не нуждающемуся должны быть присущи как способность видеть свою жизнь целостной во временном контексте, направляемость «изнутри», так и гибкость поведения. Процесс самопознания представляет собой сложную внутреннюю работу. Так как желание узнать себя лучше, предполагает определенную долю риска, поскольку человек может столкнуться с новым знанием, способным вызвать дестабилизирующие переживания, посягающие как на его самоуважение, так и ценностные ориентации. Благодаря движущей силе потребности в самопознании, личность способна не только стремится к ее удовлетворению, но и проходить через описанные трудности, обладая уверенностью в себе, отсутствием привязанности к себе, не стремясь к самообвинительным реакциям и будучи в согласии с собой.

Для проверки выдвинутого нами предположения, две полученные в результате кластерного анализа группы (группа 1 – направленные на самопознание и группа 2 – избегающие самопознание) сравнивались между собой по всем шкалам методики САТ и МИС. Для сравнения был использован непарный критерий Стьюдента, подтвердивший, что существуют различия между двумя группами по шкалам САТ (десять шкал из четырнадцати) и МИС (шесть шкал из девяти) на высоком уровне статистической значимости в диапазоне от p≤0,018 до p≤0,0001 [1, с. 174]. Полученные данные свидетельствуют о том, что испытуемые из первой группы (направленные на самопознание), набрали более высокие баллы, чем представители второй группы по значительному количеству показателей. Самые значительные различия наблюдаются в средних значениях по шкалам «Поддержка», «Ценностные ориентации», «Самоуважение» опросника САТ. То есть, представители первой группы, склонны опираться на собственные ресурсы в решении проблем, в большей степени разделяют ценности самоактуализации, ценят свои достоинства, а также обладают ощущением самоценности в большей мере, чем представители второй группы [1, с. 26].

Анализ средних значений и апостериорный критерий Дункана [1, с. 176-178]  позволяют утверждать следующее. Чем сильнее та или иная шкала выражена у первой группы, тем менее она выражена у второй группы. Самые яркие различия между ними можно наблюдать по шкале «Поддержка». Представители первой группы, имеющие выраженную потребность в самопознании, направленные на исследование своего внутреннего мира, значительно больше, чем представители второй группы независимы в своих поступках, более свободны в выборе, представляя собой «изнутри направляемую личность» [9, с. 66]. Они в значительной степени разделяют ценности самоактуализации, склонны в полной мере осознавать свои потребности и чувства, адекватно рефлексируя их. Личности, направленные на самопознание более способны, чем представители из второй группы, быть спонтанными и непосредственными в выражении своих чувств. Они также отличаются способностью к самоуважению, проявляющемуся в знании и понимании ценности своих сильных сторон. Представители первой группы, более склонны воспринимать окружающих людей как «положительных», чем «отрицательных», они целостно воспринимают окружающий мир и людей, осознавая единство противоположностей. Для личности, направленной на самопознание, характерно принятие проявлений своей агрессивности как естественной части «человеческой природы» [9, с. 67]. И, что особенно важно в отношении измеряемого нами конструкта «потребность в самопознании», у субъектов, направленных на самопознание, значительно выше, чем у избегающих его, выражен «блок отношения к познанию», проявляющийся в стремлении к исследованию окружающего мира и творческая направленность личности. Последняя, в частности, является одним из важных элементов самоактуализации [9, с. 68].

Аналогичный анализ был проведен и для опросника МИС. Данные также были предварительно нормированы, потому что они были разными по диапазону. Было зафиксировано значимое взаимодействие между группами и шкалами МИС, что свидетельствует о различии профилей по данному тесту у рассматриваемых групп: F(8,1720)=12,19; df=8; при p≤0,00001 [1, с. 179]. Их профили, как и в случае со шкалами САТ, являются противоположными друг другу. Представители первой группы, как и в случае со шкалами САТ, более самоуверенны, чем вторая группа, что проявляется, согласно концепции теста МИС, в самоуважении, силе своего «Я». Они также рассматривают себя как регулятор своих достижений и успехов и источник собственной активности, в то время как представители второй группы более склонны подчиняться внешним обстоятельствам и событиям, чем предоставлять главенствующую роль собственному «Я».

Обсуждаемые группы также значимо различаются в отношении представлений о «способности вызывать у других людей уважение и симпатию» и ощущении ценности собственной личности для себя и других [10, с. 274]. Особое внимание следует обратить на полученные результаты по шкалам МИС8 и МИС9. Профиль каждой группы по этим шкалам резко изменяется. Внутренняя конфликтность «определяет наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, выраженность тенденции к самокопанию и рефлексии» [10, с. 276]. Представители второй группы получили более высокие значения по данной шкале, которые соответствуют преобладанию у личности в целом негативного фона отношения к себе, что говорит не о конструктивном самопознании, а о «самокопании», конфликте между реальным и идеальным «Я». Все вышеописанное, может являться препятствием для познания человеком самого себя, несмотря на излишнюю сосредоточенность на собственном внутреннем мире. В нашей теоретической концепции личность, имеющая потребность в самопознании, соответствует третьему и четвертому жизненному миру в подходе Ф.Е. Василюка. Ей присуще, как описано в шкале «Внутренняя конфликтность», ощущение баланса «между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности» [10, с. 276].  Шкала «Самообвинение» направлена на выявление наличия негативных эмоций у личности по отношению к себе. Если представители второй группы склонны более к обвинению себя в своих промахах и недостатках, то представители первой группы переносят ответственность за происходящие события на других. Самообвинение присуще представителям первой группы в меньшей степени, чем второй. Шкала «Самообвинение» МИС отличает от других шкал этой методики тем, что и высокие и низкие баллы по ней говорят о наличии определенных проблем в самовосприятии личности. Так, высокие баллы, набранные представителями второй группы, предполагают наличие у них самоосуждения за неудачи, склонность уделять больше внимание своим недостаткам, чем достоинствам, не принимать их. Низкие значения по данной шкале, набранные испытуемыми из первой группы, можно трактовать двояко, так как в данном случае «ощущение удовлетворенности собой сочетается с порицанием других, поисками в них источников всех неприятностей и бед» [10, с. 277].

Таким образом, сравнительный анализ характеристик субъектов, направленных на самопознание и избегающих его показал, что их профили противоположны [1, с. 84]. Основные различия заключаются в том, что представители первой группы менее зависимы от поддержки окружающих, более свободны в своем выборе, разделяют ценности самоактуализации, отличаются самоуважением, уверены в себе, ощущают ценность собственной личности для себя и других. У субъектов, избегающих познания себя и окружающих, обозначенные характеристики выражены в меньшей степени. Полученные данные объясняются наличием у направленных на самопознание таких характеристик, как уверенность в себе, способность принимать свою агрессивность как естественное проявление человеческой природы, отсутствием самопривязанности, внутренней конфликтности и стремления обвинять себя. Эти свойства содействуют возникновению потребности в самопознании и служат условием эффективности протекания процесса познания своих социальных, физических, умственных, эмоциональных качеств и поведения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Калашник, А.В. Динамика потребности личности в самопознании от подросткового возраста к ранней взрослости : дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 / А.В. Калашник. – Минск, 2012. – 208 л.
  2.  Корнилова, Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску / Т.В. Корнилова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. – 231 с.
  3.  Дубровина, И.В. Психологическая готовность к личностному самоопределению – основное новообразование ранней юности / И.В. Дубровина // Возрастная и педагогическая психология / сост.: И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – 4-е изд., стер. – М., 2007. – С. 229–232.
  4.  Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу ; пер. с англ. О.О. Чистяков. – М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 1997. – 300 с.
  5.  Keegan, G. The humanistic approach / G. Keegan // Psychology Rev. – 2002. – Vol. 9, № 2. – P. 6–9.
  6.  Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – [3-е междунар. изд.]. – СПб. [и др.] : Питер, 2003. – 606 с.
  7.  Мезенцева, А.И. Проблема развития личности студента технического вуза: психолого-педагогические аспекты / А.И. Мезенцева // Горизонты образования. – 2012. – № 2. – С. 111-119.
  8.  Коптева, С.И. Познай себя: актуальные проблемы психологии самопознания : учеб.-метод. пособие / С.И. Коптева, А.П. Лобанов. – Минск : ФУАинформ, 2002. – 108 с.
  9.  Калашник, А.В. Взаимосвязь потребности в самопознании, самоотношения и самоактуализации / А.В. Калашник // Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета, Минск, 21–22 апр. 2009 г. : в 5 ч. / Мин. гос. лингвист. ун-т ; редкол.: Н.П. Баранова (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2009. – Ч. 1. – С. 224–226.
  10.  Справочник практического психолога. Психодиагностика / С.Т. Посохова [и др.] ; под общ. ред. С.Т. Посоховой. – М. : АСТ ; СПб. : Сова, 2005. – 671 с.

22.02.2013


Сведения об авторе (заявка)

Ф.И.О. (полностью)

Калашник Анастасия Викторовна

Место работы/учебы

БГПУ им. М. Танка

Должность

доцент

Ученая степень, ученое звание

кандидат психологических наук

Название статьи

Потребность в самопознании и личностные характеристики студентов вузов

Отрасль науки

психология

Адрес для связи

220119 г. Минск, ул. Тикоцкого, д.18, кв. 122

Телефон

8017-281-91-97

8029-644-93-60

e-mail

saved77@mail.ru

Дата подачи статьи

22.02.2013

Подпись


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19678. Творческий путь Тургенева 28 KB
  Творческий путь Тургенева. И. С. Тургенев 1818 1883 родился в богатой дворянской семье. Детство провел в родовой усадьбе. В 1833 г. поступил в Московский университет в 1834 перевелся в Петербургский который и заканчивает в 1837 г. по словесному отделению философского факультета. ...
19679. Романы Тургенева: поэтика, проблематик, эволюция жанра 26.5 KB
  Романы Тургенева: поэтика проблематик эволюция жанра. Тургенева справедливо считается лучшим стилистом русской прозы XIX в. и тончайшим психологом. Как писатель Тургенев прежде всего классичен в самых разнообразный смыслах этого слова. Лучшие тургеневские вещи пора...
19680. Творческий путь Гончарова 27 KB
  Творческий путь Гончарова. И. А. Гончаров 1812-1891 обратился к литературному творчеству в годы учебы в Московском университете на филологическом словесном отделении. Но в литературу он вошел спустя тринадцать лет как автор романа Обыкновенная история который был
19681. Романы Гончарова: поэтика, проблематика 39 KB
  Романы Гончарова: поэтика проблематика. Замечательный роман И. А. Гончарова Обломов вышел в свет в 1859 году. В простом лишенном внешних эффектов сюжете романа глубоко и правдиво отразилась русская действительность. Роман интересен тем что образ Ильи Ильича Обломов
19682. Творческий путь Герцена 41 KB
  Творческий путь Герцена. Герцен родился 25 марта 6 апреля 1812 г. в Москве в семье богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева 1767 1846; мать 16летняя немка ГенриеттаВильгельминаЛуиза Гааг дочь мелкого чиновника. Брак родителей не был оформлен и Герцен носил фамилию пр...
19683. «Былое и думы» А.И. Герцена: поэтика, историческая концепция 35.5 KB
  Былое и думы А.И. Герцена: поэтика историческая концепция В 1854 году в Вольной русской типографии в Лондоне вышла в свет книга под названием Тюрьма и ссылка. Из записок Искандера. Это были первые печатные страницы Былого и дум А. И. Герцена. В свете общепринятых пре
19684. Народ в произведениях писателей-шестидесятников (очерки Н. Успенского) 42 KB
  Народ в произведениях писателейшестидесятников очерки Н. Успенского Жанр очерка был особенно любим писателями круга Современника вокруг которого после раскола в редакции группировались в основном писателиразночинцы именуемые обычно шестидесятниками. Н.В....
19685. «Подлиповцы» Ф.М. Решетникова: поэтика, выражение идеологии 35.5 KB
  Подлиповцы Ф.М. Решетникова: поэтика выражение идеологии Решетников: с 1847 учился в начальной школе затем в Пермском уездном училище. В 1855 за вынос из почтовой конторы пакетов был отдан под суд после длившегося два года судебного следствия был сослан на 3 месяца в Сол...
19686. «Очерки бурсы» Н.Г. Помяловского: идеология, поэтика 31 KB
  Очерки бурсы Н.Г. Помяловского: идеология поэтика. Помяловский родился в семье дьякона. Учился в АлександроНевском духовном училище. Окончил Петербургскую духовную семинарию 1857. По окончании в ожидании места читал по покойникам пел в церкви. В то же время занималс...