68532

ПОТРЕБНОСТЬ В САМОПОЗНАНИИ И ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Научная статья

Психология и эзотерика

Анализ процентного соотношения испытуемых по двум кластерам позволяет утверждать что студенты из первой группы в большей степени направлены на самопознание чем из второй. Для проверки выдвинутого нами предположения две полученные в результате кластерного анализа группы группа...

Русский

2014-09-23

79.5 KB

0 чел.

ПОТРЕБНОСТЬ В САМОПОЗНАНИИ И ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

А.В. Калашник

Белорусский государственный педагогический

университет имени Максима Танка, г. Минск

В статье рассматриваются отдельные аспекты самоактуализации, самоотношения и потребности в самопознании студентов вузов. Автором предлагается теоретическое обоснование и анализ характеристик личности направленной на самопознание и личности избегающей его. В работе предлагается описание различий этих двух категорий студентов по личностному профилю, измеренному с помощью самоактуализационного теста и методики исследования самоотношения.  

The article describes some aspects of self-actualization, self-relation and the self-knowledge need of university students. The author offers a theoretical justification and analysis of the characteristics of the person aimed at self-knowledge and identity to avoid it. This paper proposes a description of the differences between the two categories of students on personal profile which is measured by the self-actualization test and techniques of research self-relation.

В психологической науке традиционно принято считать подростковый возраст периодом наибольшей заинтересованности человека в исследовании своей личности, особенностей характера. Действительно, благодаря резкому скачку в развитии самосознания, подросток может и хочет исследовать свой внутренний мир и поведение, то есть занимается самопознанием (СП).

Вместе с тем, проведенное нами исследование показало, что потребность в познании себя достигает наибольшего пика своей интенсивности в юношеском возрасте [1]. Данный эффект объясняется тем, что резкий «скачок» в развитии самосознания в подростковом возрасте, разрешение противоречия между Я-реальным и Я-идеальным, развитие познавательных потребностей обуславливают трансформацию самопознания в потребность. В период юности потребность в самопознании находится на пике интенсивности, содействуя становлению устойчивого самосознания, созданию собственной модели личности. Согласно исследованиям Т.В. Корниловой самопознание занимает одну из лидирующих позиций среди наиболее выраженных мотивационных тенденций студентов [2]. Благодаря активизации самосознания студентов, проявляющейся в усилении их интереса к своей личности, самосовершенствование, самообразование, самовоспитание становятся целенаправленными [3, с. 80].

Потребность в самопознании является социогенной и  представляет собой одну из форм потребности в познании. Она проявляется в побуждении личности к изучению своих физических, личностных, социальных качеств, моделей поведения. В широко известной структуре потребностей А. Маслоу также присутствуют познавательные потребности – желания знать и понимать. Важно также отметить, что наивысший уровень занимают потребности в самоактуализации, включающие реализацию своих целей, способностей, развитие собственной личности. Достижение данного уровня невозможно без ярко выраженной у личности потребности в самопознании. В данной концепции производится разделение потребностей на дефицитарные и потребности роста [4, с. 68-71; 5, с. 8].

Дефицитарные потребности служат для снижения уровня напряжения, а потребности роста работают на повышение уровня напряжения «посредством поиска новых и волнующих переживаний» [6, с. 522]. Несомненно, потребность в самопознании принадлежит ко второй категории. В качестве потребностей роста называют две: «потребность в самоактуализации» и «потребность в знании и понимании». Причем, как отмечает Д. Киган (Gerard Keegan), последняя способна помочь человеку понять самого себя, мир, в котором он находится и отношения человека с этим миром [5, с. 8]. Потребность в самопознании, если ее рассматривать в соответствии с теорией мотивации А. Маслоу, занимает место в ряду потребностей роста, являясь составной частью потребности в знании и понимании [1, с. 30-31].

Для описания отличительных характеристик личности имеющей потребность в познании себя и избегающей его, нами было проведено сравнение показателей этих двух групп по методикам САТ («Самоактуализационный тест»: опросник личностных ориентиров Э. Шостром в адаптации Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза, М.В. Латинской) и МИС («Методика исследования самоотношения» (С.Р. Пантилеева). В исследовании приняли участие 218 студентов БНТУ и БГПУ [7].

С помощью кластерного анализа мы подтвердили теоретические предположения о наличии двух типов отношения к самопознанию. В первый кластер (направленные на самопознание) вошло 122 человека, во второй (избегающие самопознание) – 96. Следует отметить, что данные типы представляют собой условные границы диапазона интенсивности потребности в самопознании и не могут отражать все многообразие ее градаций. Эту функцию выполняют выявленные нами эмпирически уровни интенсивности данной потребности. Анализ процентного соотношения испытуемых по двум кластерам позволяет утверждать, что студенты из первой группы в большей степени направлены на самопознание, чем из второй. Критерий χ2 Пирсона показал, что полученные различия статистически значимы: χ2 =5,48; df=1; p≤0,01 (таблица 1).

Таблица 1 – Направленность на самопознание в зависимости от профиля получаемого образования

ВУЗ

Названия групп

Направленные на СП

Избегающие СП

Количество человек

%

Количество человек

%

БГПУ

94

61,04%

60

38,96%

БНТУ

28

43,75%

36

56,25%

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что потребность в самопознании больше присуща студентам, обучающимся на гуманитарных специальностях по сравнению с учащимися, осваивающими профессии технического профиля. Позже нам удалось выяснить, что уровень интенсивности потребности в самопознании у студентов, получающих образование по гуманитарным специальностям, выше, чем у студентов тех же курсов, изучающих математические, физические и технические науки [1, с. 108]. Современные исследования подтверждают отчасти полученные нами результаты [8]. Нельзя не согласиться с выводами автора одного из них о том, что «в систему профессионального обучения <…> должны быть включены (причём в качестве основ профессиональной подготовки) образовательные блоки общекультурного, гуманитарного содержания, позволяющие гармонизировать и креативизировать развивающуюся личность будущего профессионала» [8, с. 118].

Далее был проведен сравнительный анализ характеристик субъектов, направленных на самопознание и избегающих его в соответствии с полученными с помощью кластерного анализа группами. Используя теоретические положения самоактуализационного теста можно отметить, что нуждающемуся в самопознании в большей степени, нежели не нуждающемуся должны быть присущи как способность видеть свою жизнь целостной во временном контексте, направляемость «изнутри», так и гибкость поведения. Процесс самопознания представляет собой сложную внутреннюю работу. Так как желание узнать себя лучше, предполагает определенную долю риска, поскольку человек может столкнуться с новым знанием, способным вызвать дестабилизирующие переживания, посягающие как на его самоуважение, так и ценностные ориентации. Благодаря движущей силе потребности в самопознании, личность способна не только стремится к ее удовлетворению, но и проходить через описанные трудности, обладая уверенностью в себе, отсутствием привязанности к себе, не стремясь к самообвинительным реакциям и будучи в согласии с собой.

Для проверки выдвинутого нами предположения, две полученные в результате кластерного анализа группы (группа 1 – направленные на самопознание и группа 2 – избегающие самопознание) сравнивались между собой по всем шкалам методики САТ и МИС. Для сравнения был использован непарный критерий Стьюдента, подтвердивший, что существуют различия между двумя группами по шкалам САТ (десять шкал из четырнадцати) и МИС (шесть шкал из девяти) на высоком уровне статистической значимости в диапазоне от p≤0,018 до p≤0,0001 [1, с. 174]. Полученные данные свидетельствуют о том, что испытуемые из первой группы (направленные на самопознание), набрали более высокие баллы, чем представители второй группы по значительному количеству показателей. Самые значительные различия наблюдаются в средних значениях по шкалам «Поддержка», «Ценностные ориентации», «Самоуважение» опросника САТ. То есть, представители первой группы, склонны опираться на собственные ресурсы в решении проблем, в большей степени разделяют ценности самоактуализации, ценят свои достоинства, а также обладают ощущением самоценности в большей мере, чем представители второй группы [1, с. 26].

Анализ средних значений и апостериорный критерий Дункана [1, с. 176-178]  позволяют утверждать следующее. Чем сильнее та или иная шкала выражена у первой группы, тем менее она выражена у второй группы. Самые яркие различия между ними можно наблюдать по шкале «Поддержка». Представители первой группы, имеющие выраженную потребность в самопознании, направленные на исследование своего внутреннего мира, значительно больше, чем представители второй группы независимы в своих поступках, более свободны в выборе, представляя собой «изнутри направляемую личность» [9, с. 66]. Они в значительной степени разделяют ценности самоактуализации, склонны в полной мере осознавать свои потребности и чувства, адекватно рефлексируя их. Личности, направленные на самопознание более способны, чем представители из второй группы, быть спонтанными и непосредственными в выражении своих чувств. Они также отличаются способностью к самоуважению, проявляющемуся в знании и понимании ценности своих сильных сторон. Представители первой группы, более склонны воспринимать окружающих людей как «положительных», чем «отрицательных», они целостно воспринимают окружающий мир и людей, осознавая единство противоположностей. Для личности, направленной на самопознание, характерно принятие проявлений своей агрессивности как естественной части «человеческой природы» [9, с. 67]. И, что особенно важно в отношении измеряемого нами конструкта «потребность в самопознании», у субъектов, направленных на самопознание, значительно выше, чем у избегающих его, выражен «блок отношения к познанию», проявляющийся в стремлении к исследованию окружающего мира и творческая направленность личности. Последняя, в частности, является одним из важных элементов самоактуализации [9, с. 68].

Аналогичный анализ был проведен и для опросника МИС. Данные также были предварительно нормированы, потому что они были разными по диапазону. Было зафиксировано значимое взаимодействие между группами и шкалами МИС, что свидетельствует о различии профилей по данному тесту у рассматриваемых групп: F(8,1720)=12,19; df=8; при p≤0,00001 [1, с. 179]. Их профили, как и в случае со шкалами САТ, являются противоположными друг другу. Представители первой группы, как и в случае со шкалами САТ, более самоуверенны, чем вторая группа, что проявляется, согласно концепции теста МИС, в самоуважении, силе своего «Я». Они также рассматривают себя как регулятор своих достижений и успехов и источник собственной активности, в то время как представители второй группы более склонны подчиняться внешним обстоятельствам и событиям, чем предоставлять главенствующую роль собственному «Я».

Обсуждаемые группы также значимо различаются в отношении представлений о «способности вызывать у других людей уважение и симпатию» и ощущении ценности собственной личности для себя и других [10, с. 274]. Особое внимание следует обратить на полученные результаты по шкалам МИС8 и МИС9. Профиль каждой группы по этим шкалам резко изменяется. Внутренняя конфликтность «определяет наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, выраженность тенденции к самокопанию и рефлексии» [10, с. 276]. Представители второй группы получили более высокие значения по данной шкале, которые соответствуют преобладанию у личности в целом негативного фона отношения к себе, что говорит не о конструктивном самопознании, а о «самокопании», конфликте между реальным и идеальным «Я». Все вышеописанное, может являться препятствием для познания человеком самого себя, несмотря на излишнюю сосредоточенность на собственном внутреннем мире. В нашей теоретической концепции личность, имеющая потребность в самопознании, соответствует третьему и четвертому жизненному миру в подходе Ф.Е. Василюка. Ей присуще, как описано в шкале «Внутренняя конфликтность», ощущение баланса «между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности» [10, с. 276].  Шкала «Самообвинение» направлена на выявление наличия негативных эмоций у личности по отношению к себе. Если представители второй группы склонны более к обвинению себя в своих промахах и недостатках, то представители первой группы переносят ответственность за происходящие события на других. Самообвинение присуще представителям первой группы в меньшей степени, чем второй. Шкала «Самообвинение» МИС отличает от других шкал этой методики тем, что и высокие и низкие баллы по ней говорят о наличии определенных проблем в самовосприятии личности. Так, высокие баллы, набранные представителями второй группы, предполагают наличие у них самоосуждения за неудачи, склонность уделять больше внимание своим недостаткам, чем достоинствам, не принимать их. Низкие значения по данной шкале, набранные испытуемыми из первой группы, можно трактовать двояко, так как в данном случае «ощущение удовлетворенности собой сочетается с порицанием других, поисками в них источников всех неприятностей и бед» [10, с. 277].

Таким образом, сравнительный анализ характеристик субъектов, направленных на самопознание и избегающих его показал, что их профили противоположны [1, с. 84]. Основные различия заключаются в том, что представители первой группы менее зависимы от поддержки окружающих, более свободны в своем выборе, разделяют ценности самоактуализации, отличаются самоуважением, уверены в себе, ощущают ценность собственной личности для себя и других. У субъектов, избегающих познания себя и окружающих, обозначенные характеристики выражены в меньшей степени. Полученные данные объясняются наличием у направленных на самопознание таких характеристик, как уверенность в себе, способность принимать свою агрессивность как естественное проявление человеческой природы, отсутствием самопривязанности, внутренней конфликтности и стремления обвинять себя. Эти свойства содействуют возникновению потребности в самопознании и служат условием эффективности протекания процесса познания своих социальных, физических, умственных, эмоциональных качеств и поведения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Калашник, А.В. Динамика потребности личности в самопознании от подросткового возраста к ранней взрослости : дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 / А.В. Калашник. – Минск, 2012. – 208 л.
  2.  Корнилова, Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску / Т.В. Корнилова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. – 231 с.
  3.  Дубровина, И.В. Психологическая готовность к личностному самоопределению – основное новообразование ранней юности / И.В. Дубровина // Возрастная и педагогическая психология / сост.: И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – 4-е изд., стер. – М., 2007. – С. 229–232.
  4.  Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу ; пер. с англ. О.О. Чистяков. – М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 1997. – 300 с.
  5.  Keegan, G. The humanistic approach / G. Keegan // Psychology Rev. – 2002. – Vol. 9, № 2. – P. 6–9.
  6.  Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – [3-е междунар. изд.]. – СПб. [и др.] : Питер, 2003. – 606 с.
  7.  Мезенцева, А.И. Проблема развития личности студента технического вуза: психолого-педагогические аспекты / А.И. Мезенцева // Горизонты образования. – 2012. – № 2. – С. 111-119.
  8.  Коптева, С.И. Познай себя: актуальные проблемы психологии самопознания : учеб.-метод. пособие / С.И. Коптева, А.П. Лобанов. – Минск : ФУАинформ, 2002. – 108 с.
  9.  Калашник, А.В. Взаимосвязь потребности в самопознании, самоотношения и самоактуализации / А.В. Калашник // Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета, Минск, 21–22 апр. 2009 г. : в 5 ч. / Мин. гос. лингвист. ун-т ; редкол.: Н.П. Баранова (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2009. – Ч. 1. – С. 224–226.
  10.  Справочник практического психолога. Психодиагностика / С.Т. Посохова [и др.] ; под общ. ред. С.Т. Посоховой. – М. : АСТ ; СПб. : Сова, 2005. – 671 с.

22.02.2013


Сведения об авторе (заявка)

Ф.И.О. (полностью)

Калашник Анастасия Викторовна

Место работы/учебы

БГПУ им. М. Танка

Должность

доцент

Ученая степень, ученое звание

кандидат психологических наук

Название статьи

Потребность в самопознании и личностные характеристики студентов вузов

Отрасль науки

психология

Адрес для связи

220119 г. Минск, ул. Тикоцкого, д.18, кв. 122

Телефон

8017-281-91-97

8029-644-93-60

e-mail

saved77@mail.ru

Дата подачи статьи

22.02.2013

Подпись


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30856. Рефлексы 31 KB
  Рефлексы Рефлексы делятся на безусловные и условные. Безусловные рефлексы Это врожденные рефлексы которые не требуют предварительной выработки при действии раздражителя реализуются однотипно без особых предварительных условий. Безусловные рефлексы являются видовыми т. Рефлексы направленные на сохранение вида.
30857. Вегетативная нервная система 35.5 KB
  Очаговое представительство нервных центров СНС и ПСНС в ЦНС и. СНС боковые рога тораколюмбального отдела спинного мозга. ПСНС три зоны где лежат её центры:а мезенцефальный отдел ветви в составе глазодвигательного нерва зрачок некоторые слюнные железы;б бульбарный отдел лицевой языкоглоточный нерв и n. ВНС представлена двумя отделами: а симпатическая нервная система СНС б парасимпатическая нервная система ПСНС.
30858. Гуморальная регуляция функций 39.5 KB
  Классификация биологически активных веществ БАВ: Неспецифические метаболиты. Специфические метаболиты: а тканевые гормоны парагормоны; б истинные гормоны. Неспецифические метаболиты продукты метаболизма вырабатываемые любой клеткой в процессе жизнедеятельности и обладающие биологической активностью СО2 молочная кислота. Специфические метаболиты продукты жизнедеятельности вырабатываемые определенными специализированными видами клеток обладающие биологической активностью и специфичностью действия: а тканевые...
30859. Гуморальная регуляция функций. Межсистемный уровень 29.5 KB
  Истинные гормоны. Парагормоны. Истинные гормоны БАВ вырабатывающиеся в специализированных железах внутренней секреции обладающие дистантным действием и высокой активностью. Делятся по принадлежности к железам внутренней секреции половые гормоны тиреоидные гормоны и т.
30860. Гипоталамо-гипофизарная система 24 KB
  Меланостатин Релизинг–факторы регулируют выделение гормонов передней доли гипофиза большая часть которых гландулярные регулируют деятельность других желез внутренней секреции выделение ими гормонов. Регуляция в системе гипоталамус гипофиз осуществляется по принципу отрицательной обратной связи избыток гормонов в крови торможение их выработки: 1. Короткая петля регуляции: Рецепторы ГФ реагируют на концентрацию тропныхсобственных гормонов изменяют их выделение и опосредовано уровень гормонов периферических желез вн. Длинная...
30861. Передняя, задняя и промежуточная доли гипофиза 35.5 KB
  Передняя доля гипофиза Все гормоны передней доли являются веществами белковой природы пептиды белки гликопротеиды. Гормоны передней доли гипофиза: 1. Соматотропный гормон СТГ гормон роста соматотропин. Этот гормон белковой природы 191 аминокислота 1стимулирует синтез белка в органах и тканях 2способствует утилизации аминокислот 3увеличивает дифференцировку и созревание клеток.
30862. Щитовидная железа 32.5 KB
  Тиреокальцитонин гормон сберегающий кальций в организме снижает его уровень в крови способствует переходу кальция в костную ткань усиливает минирализацию костной ткани угнетает активность остеокластов ; активирует активность остеобластов угнетает процессы всасывания Са в кишечнике; угнетает процесс реабсорбции Са в почечных канальцах. Паратгормон повышает содержание кальция в крови: активирует функцию остеокластов разрушающих костную ткань активирует процессы всасывания Са в кишечнике; усиливает процесс реабсорбции Са в...
30863. Физиология надпочечников 43.5 KB
  Они представляют собой разные по структуре и функциям образования выделяющие отличающиеся по своему действию гормоны. Гормоны коры надпочечников делятся на три группы: 1 минералокортикоиды 2 глюкокортикоиды 3 половые гормоны Минералокортикоиды. Эти гормоны участвуют в регуляции минерального обмена: и в первую очередь уровня натрия и калия в плазме крови. Альдостерон как и другие стероидные гормоны вызывает индукцию синтеза специфических белков.
30864. Эндокринная функция поджелудочной железы 33.5 KB
  Эффекты инсулина Инсулин оказывает влияние на все виды обмена веществ он способствует анаболическим синтез процессам усиливает синтез гликогена жиров белков тормозит эффекты гормонов обладающих катоболическим действием катехоламины глюкокортикоиды глюкогон и др Эффекты инсулина по скорости реализации делят на четыре группы 1 очень быстрые через несколько секунд 1.очень медленные эффекты от часов до суток активация митогенеза и размножения клеток Действие...