68533

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА

Научная статья

Психология и эзотерика

Необходимо акцентировать внимание на том что основными структурными компонентами патриотизма являются: патриотическое сознание патриотическое отношение и патриотическая деятельность. Данный диагностический инструментарий позволил выявить ценностное отношение к таким феноменам как семья Отечество...

Русский

2014-09-23

139 KB

3 чел.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА

И. Л. Кишея

Бар ГУ, г. Барановичи

В статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы эффективности патриотического воспитания во взаимосвязи с формированием у учащейся молодежи ценностного отношения к социо-культурным явлениям общественной жизни. Показано значение ценностей в формировании патриотического сознания. Представлены результаты исследования, позволившие выявить специфику отношения учащейся молодежи к объектам действительности, признанными ценностью в обществе (Семья, Отечество, Земля, Труд, Культура, Знания, Человек); а также иерархию ценностей с позиции модели ценностного сознания, сложившуюся у белорусской молодежи в условиях нынешнего этапа развития общества.

In the article the theoretical aspects of problem of patriotic education are considered in intercommunication with forming for the studying young people of the valued attitude toward the sociocultural phenomena of public life. The value of values is show in forming of patriotic consciousness. Results are presented researches allowing to educe the specific of relation confessed by a value in society (Family, Motherland, Earth, Labour, Culture, Knowledge, Man)and also hierarchy of values from position of model of the valued consciousness, folded for the Belarusians young people in the conditions of the present stage of development of society.

Практический интерес к теме патриотизма на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания как условия существования и процветания Беларуси ее суверенности и неповторимости. В связи с этим возникает необходимость воспитания человека, занимающего активную гражданскую позицию, профессионала, человека гуманистически ориентированного и способного к самоактуалтзации.

Обращаясь к белорусскому народу и национальному собранию, президент республики Беларусь А.Г  Лукашенко отметил, что патриотизм является той первоосновой, за которой следует развитие нашей государственности. Также президент отметил и то, что во взрослую жизнь входит новое, первое поколение белорусов, родившихся и выросших в суверенном государстве. Их Родина – Республика Беларусь. Их будущее – это будущее этой страны. Дальнейшее движение и прогресс невозможны без искренней любви к Родине, к земле предков, к своему народу, а патриотизм – это вечная и непреходящая ценность, которая объединяет и скрепляет поколения. Поэтому, решая проблему эффективности патриотического воспитания необходимо обращать пристальное внимание и сосредотачивать усилия на формировании у учащейся молодежи ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности Республики Беларусь. Так как именно на основе патриотических ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность.

Патриотизм как сложное, интегральное понятие связано с психологией сознания и подсознания, с мышлением, чувствами, волей, направленностью, способностями конкретной личности. Психологическая же составляющая проявления патриотизма и, в частности ценностных ориентаций, представлена на индивидуально-личностном и социально-психологическом уровнях [1]. 

Необходимо акцентировать внимание на том, что основными структурными компонентами патриотизма являются: патриотическое сознание, патриотическое отношение и патриотическая деятельность. Данная триада позволяет наиболее полно и содержательно описать и представить специфику и особенности формирования и проявления патриотизма. Но поскольку в контексте нашей тематики наибольший интерес для нас представляют ценностные ориентации, то акцент в рассмотрении мы сделаем на патриотическом сознании, компоненте, интегрирующем ценности личности.

В структуре патриотического сознания А. Н. Вырщиков выделяет ряд взаимосвязанных уровней: логико-когнитивный, эмоционально-волевой и ценностно-смысловой.

Логико-когнитивный и эмоционально-волевой уровни сознания охватывают сферу мышления и субъективных ощущений и переживаний человека. Данные уровни предполагают закладку фундамента целостного патриотического облика личности, который проявляется на третьем уровне.

Ценностно-мотивационный уровень в структуре патриотического сознания связан с иерархией ценностей и мотивов. Здесь проявляются высшие мотивы деятельности, поведения и отношений в окружающем социальном пространстве, духовно-нравственные идеалы, культурно-исторические ценности. Деятельность субъекта выстраивается в соответствии со смысловым рядом личностно значимых ценностей, происходит осознание своей значимости, полезности в обществе и самореализация [2].

В структуре личности и, в частности патриотическом сознании, ценности занимают ведущее положение в силу их предназначения, которое призвано регулировать переход от общественных ценностей к личностным, через интеллектуально-познавательный, эмоционально-ценностный и деятельностный компоненты формирования ценностных ориентаций [3].

Л. Г. Титаренко была предложена модель ценностного сознания, позволяющая описать иерархию представленности ценностей. Так им в модели ценностного сознания были выделы четыре структурных компонента: ядро, структурный резерв, периферия и хвост.

Ценностное ядро – те доминирующие ценности, которые разделяет не менее 60 % населения, и которые интегрируют общество в некоторое целое по самым актуальным вопросам жизни.

Следующий структурный компонент – структурный резерв как та область ценностного сознания, в которую включаются ценности, либо имеющие шанс в ближайшем будущем быть включенными в ядро, либо «выпавшие» из ценностного ядра в недавнем прошлом. В количественном отношении, как указывалось российскими учеными, эти ценности одобряются 45-59 % населения, т.е. являются очень весомыми.

Периферия ценностного сознания включает так называемые оппозиционные ценности, которые дифференцируют общество на группы, придерживающиеся различных, даже противоположных целей и ценностей. 21-39 %.

«Хвост», или ценности меньшинства. [4].

Ценностные представления тесно переплетены с идеалами и представляют собой мысленные образы того, к чему надо стремиться, против чего бороться, на что есть смысл тратить время и силы [5, с.31]. Современная педагогическая психология одной из задач в контексте образования ставит укоренение в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации, таких как: родина, семья, родной язык, народ, его история. Все это — фундамент становления личности, а образование в контексте патриотических ценностей и установок позволяет раскрыть социально-культурную структуру среды через «триаду»: ценности – убеждения – принципы [6].

Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, что предполагает набор качеств и характеристик, имеющих особую значимость для личности. Эти ценностные ориентации являют собой определенный базис сознания и поведения личности, оказывают влияние на ее развитие, определяют направленность. По мнению А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, констатация наличия устоявшихся ценностных ориентаций свидетельствует об устойчивости и стабильности человека, а также его зрелости [7].

Ценности являются критериями оценки, как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий; они дают основание для выбора и оценки альтернативных способов действия. В них резюмируется весь жизненный опыт личности, они – компонент структуры личности, который, с позиций ученых, «представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы» [3, с.22].

Наше исследование раскрывает специфику отношения учащейся молодежи к объектам действительности, признанными ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность: Семья, Отечество, Земля, Труд, Культура, Знания, Человек. А также, позволяет выявить иерархию ценностей с позиции модели ценностного сознания, сложившуюся у белорусской молодежи в условиях нынешнего этапа развития общества.

Контингент испытуемых состоит из 200 учащихся 8 и 11 классов общеобразовательной школы №14 г. Барановичи, а также 100 студентов учреждения высшего образования «Барановичский государственный университет». Для эмпирического сбора данных был использован тест «Диагностика личностного роста» (П. В.  Степанов, Д. В.  Григорьев, И. В.  Кулешова) [5]. Данный диагностический инструментарий позволил выявить ценностное отношение к таким феноменам как семья, Отечество, земля и др. Для выявления степени значимости данных ценностей для респондентов мы использовали модель ценностного сознания Л.  Г. Титаренко.

При дальнейшем анализе и интерпретации результатов исследования мы будем исходить из уровня устойчивости отношений к определенным ценностям. Выделяют три типа таких отношений: ситуативные–характеризующиеся изменчивостью, ситуативностью; устойчивые–которым свойственны осознанность, относительная стойкость; незыблемые–отличающиеся постоянством, неизменностью. При выявлении иерархии мы будем соотносить полученные ценностные выборы и структурные компоненты ценностного сознания, такие как ядро, структурный резерв, периферия, хвост.

Таблица 1 Результаты изучения отношения к ценностям семьи и Отечества

Ценностное отношение, тема

Уровень развития отношения

Общее количество выборов

8 – е классы

10-11 классы

студенты

Отношение к семье

Устойчиво-позитивный

58

50

55

Ситуативно-позитивный

41

45

31

Ситуативно-негативный

1

4

3

Устойчиво-негативный

1

1

Отношение к Отечеству

Устойчиво-позитивный

33

20

25

Ситуативно-позитивный

57

60

49

Ситуативно-негативный

10

19

14

Согласно результатам исследования «таблица 1» нами было выявлено что, у молодежи преобладает устойчиво-позитивное отношение к семье, более 50%, что характеризуется высоко ценностным отношение к данному понятию. Ценность семьи высоко значима для молодых людей, они дорожат семейными традициями. Также у 45% опрошенных было выявлено ситуативно-позитивное отношение. Данный уровень характеризуется тем, что семья представляет определенную ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный. Таким образом, мы можем отметить, что в сознании молодых белорусов ценность семьи начинает приобретать стабильное положение как наиболее важного института выживания в условиях социальной нестабильности.

Изучение отношения и уровень развития к ценности Отечество показал следующее, что в отношении к данной ценности преобладает ситуативно-позитивное отношение. Это означает что, молодые люди переживают чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города. Однако им кажется, что происходящее в стране и на его «малой родине» имеет между собой мало общего. Они встают, когда звучит гимн, скорее не по душевному порыву, а потому, что так принято.

Также мы можем отметить и устойчиво-позитивное отношение, что проявляется в том что, части молодежи присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Родина для них — не абстрактная категория, а конкретная страна, где они собираются жить, которой они гордятся. Они чувствует свою личную ответственность за судьбу страны. При этом подобные чувства вызваны не конъюнктурой, не модой на патриотизм, а являются глубоко личными, пережитыми.

Но, наряду с результатами, представленными выше, было выявлено и ситуативно-негативное отношение. Это означает, что молодые люди стараются открыто не проявлять свое отношение к стране. К разговорам об ее «убогости» они в принципе равнодушны. Они могут «правильно» выступить на тему гражданственности и патриотизма, но в зависимости от ситуации по-разному расставить акценты. Они умеют угадывать, в какой момент что «патриотично», а что нет. Им кажется, что происходящее со страной и с ними самими имеет между собой мало общего.

Интерпретация результатов с позиции иерархии ценностей современной молодежи показывает, что данные ценности входят в состав такого структурного компонента ценностного сознания как структурный резерв. Это значит, что они имеющие шанс в ближайшем будущем быть включенными в ядро.

Таблица 2 Результаты изучения отношения к ценностям: природа, мир, труд, культура, знания

Ценностное отношение, тема

Уровень развития отношения

Общее количество выборов

8 – е классы

10-11 классы

студенты

Отношение к Земле (природе)

Устойчиво-позитивный

25

20

16

Ситуативно-позитивный

64

64

58

Ситуативно-негативный

11

15

9

Устойчиво-негативный

1

Отношение к миру

Устойчиво-позитивный

17

14

19

Ситуативно-позитивный

63

65

56

Ситуативно-негативный

18

20

5

Устойчиво-негативный

1

1

Отношение к труду

Устойчиво-позитивный

48

38

39

Ситуативно-позитивный

47

44

40

Ситуативно-негативный

5

5

4

Устойчиво-негативный

1

Отношение к культуре

Устойчиво-позитивный

21

20

37

Ситуативно-позитивный

71

60

45

Ситуативно-негативный

17

20

4

Устойчиво-негативный

1

Отношение к знаниям

Устойчиво-позитивный

16

21

16

Ситуативно-позитивный

70

50

64

Ситуативно-негативный

14

29

6

Устойчиво-негативный

Как видно из «таблицы 1.2», отношение к таким ценностям как: природа, мир, труд, культура, знания, в преобладающем большинстве, характеризуется ситуативно-позитивным отношением.

По всем представленным ценностям более чем у 60% респондентов выявлено данное отношение. Такая представленность характеризуется тем что, экологические проблемы воспринимаются молодежью как объективно важные, но при этом не зависящие от них лично. В целом они разделяют идею мира и ненасилия, но при этом считают, что в отдельных случаях применение силы оправданно. Молодежь более других групп ориентирована на высокую оплату труда и личные достижения, признает объективную ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется ими в своей повседневной жизни. Молодые люди наверняка хотели бы выглядеть «культурными», но не готовы прикладывать ежедневные усилия к этому.

Также, на ряду с ситуативно-позитивным отношением, у примерно 20% опрошенных нами было выявлено и ситуативно-негативное отношение к данным ценностям. Это характеризуется тем, что молодые люди предпочитают не обращать внимания на такие мелочи, как брошенный им мусор, подожженная урна; они уверены, что мир можно поддерживать главным образом силой, а войну они рассматривают как один из естественных способов разрешения конфликтов; культурные формы поведения рассматриваются молодыми людьми как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее их повседневную жизнь, а знания носят для них чисто утилитарный характер (выучил, ответил — значит, не нажил неприятностей).

Обобщая, мы можем отметить, что представленные выше характеристики и интерпретация результатов дает нам описание молодого человека, у которого преобладает отношение, характеризующееся изменчивостью, непостоянством и в целом позицией как все, являя собой усредненный портрет большинства. Но, анализируя результаты с позиции иерархии ценностей, мы можем отметить, что данные ценности входят в состав такого структурного компонента ценностного сознания как ядро, а это значит, что данные ценности у современной молодежи по-прежнему разделяется значительной частью населения. А для формирования устойчиво–позитивного отношения необходимо постоянное и целенаправленное педагогическое и психологическое сопровождение.

Таблица 3Результаты изучения отношения к ценности человека как такового

Ценностное отношение, тема

Уровень развития отношения

Общее количество выборов

8 – е классы

10-11 классы

студенты

Отношение к человеку как таковому

Устойчиво-позитивный

15

21

9

Ситуативно-позитивный

71

59

67

Ситуативно-негативный

14

18

11

Устойчиво-негативный

2

Отношение к человеку как Другому

Устойчиво-позитивный

23

18

22

Ситуативно-позитивный

67

70

59

Ситуативно-негативный

8

12

3

Устойчиво-негативный

2

2

Отношение к человеку как Иному

Устойчиво-позитивный

10

8

20

Ситуативно-позитивный

50

59

50

Ситуативно-негативный

40

21

11

Устойчиво-негативный

12

Также, помимо «общественных» ценностей, нами была отдельно изучена ценность человека как такового (итоги исследования отражены в «таблице 1.3»). В результате мы можем констатировать, в отношении к человеку как таковому, к человеку как Другому и человеку как Иному, т. е представителю другой нации, веры, культуры, наблюдается опять же ситуативно-позитивное отношение. Это значит, что ценность человека, может быть, и осмысленна молодыми людьми, но полноценно не прочувствована. Молодые люди склонны к уважению самых разнообразных социокультурных групп, но при этом разделяют, зачастую неосознанно, некоторые культурные предрассудки, использует стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Однако, как и в результатах представленных выше, данная ценность вошла в ядро ценностного сознания, что также свидетельствует о том, что ценность человека для учащейся молодежи является актуальной.

Таким образом, можно констатировать что, полученные результаты изучения отношения к определенным ценностям у учащейся молодежи, показали нам положительную перспективную динамику, что в целом позволяет значительно расширить научные представления о специфике ценностных ориентаций у современной молодежи.

В целом проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

  •  отношения и деятельность субъекта выстраиваются в соответствии со смысловым рядом личностно значимых и общечеловеческих ценностей;
  •  в отношении ценности СЕМЬИ выявлено устойчиво-позитивное отношение, что свидетельствует о важности и значимости данной традиционной ценности для молодежи. Однако, в структуре ценностного сознания данная базовая ценность представлена структурным резервом как областью ценностного сознания, имеющая шанс в ближайшем будущем быть включенной в ядро;
  •  в отношении к таким ценностям как: Отечество, Земля, Мир, Труд, Культура, Знания, Человек преобладает ситуативно-позитивное отношение. Данное отношение характеризуется значимостью в целом для учащейся молодежи, но в сложных, неблагоприятных социальных условиях изменчивостью и ситуативностью;
  •  ряд основных базовых ценностей, определяющих ядро ценностного сознания, и определяющих ценностный мир белорусской молодежи представлен пятью фундаментальными ценностями (Земля, Мир, Культура, Знания, Человек). Ценности Отечество, Труд, Человек как иной (вера, национальность и др.) находятся в структурном резерве.

Список литературы

  1.  Алямкин, А. Е. Деятельность должностных лиц подразделения по организации патриотического воспитания военнослужащих / А. Е. Алямкин // «Студенческий научный форум»: IV Международная студенческая электронная научная конференция,  15 февраля – 31 марта 2012 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012. Дата доступа 15.01.2013
  2.  Вырщиков, А. Н.Уроки служения Отечеству в пространстве патриотически-ориентированного образования [Текст] : посвящается 60-летию Великой Победы / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев; Рос. гос. воен. ист.-культурный центр при Правительстве РФ (РОСВОЕНЦЕНТР), Волгогр. гос. ун-т, Науч.-исследоват. центр патриот. воспитания. – М. : НП ИПД «Авторское перо», 2005. – 271 с.
  3.  Дмитрюк, Ю. С. Формирование ценностных ориентаций в ходе обучения и воспитания школьной и студенческой молодежи / Ю. С. Дмитрюк // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – №4(2). – с. 20-26.
  4.  Титаренко, Л. Г.Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект / Л. Г. Титаренко. – Мн.: БГУ, 2004. 205 с.
  5.  Теория и практика патриотического воспитания студентов : сб. метод. материалов / сост. И. Л. Кишея. — Барановичи: РИО БарГУ, 2011. — 103 с.
  6.  Вятлева, С. В Социально-педагогическая сущность патриотического воспитания / С. В.  Вятлева. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.superinf.ru. Дата доступа 16.01.2013.
  7.  Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. – М.: Политиздат 1986. – 221 с.

(Дата подачи: 14.02.2013 г.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69265. Методи проектно-технологічної діяльності. Методика навчання учнів проектуванню та виготовленню об’єктів технологічної діяльності 180.5 KB
  Отже сьогодні мова очевидно буде йти не лише про ті методи які традиційно застосовував учитель і якими володів лише учитель але й про методи та прийоми активної та інтерактивної діяльності якими мають також володіти учні. Враховуючи інтереси учнів учитель складає банк навчальних...
69266. Методика вивчення в основній школі конструкційних матеріалів 58.5 KB
  Методика вивчення у п’ятому класі видів конструкційних матеріалів, які застосовуються для виготовлення виробів: деревина, метал, пластмаса, резина тощо; способів вибору конструкційних матеріалів для виготовлення виробів; формування в учнів поняття про 5х властивості.
69267. Створення меню 55.5 KB
  Як і решта всіх ресурсів додатку, ресурс меню розташований у файлі опису ресурсів з розширенням - гс (resource script). Для доступу до файлу ресурсу перейдіть до на вкладку Resources View (Ресурси), розташовану в нижній частина вікна представлення проекту.
69268. Створення обробників подій меню 30.5 KB
  Після того, як ресурс меню буде створений, можна переходити до розробки коди, пов’язаної з подіями пунктів меню. Щоб побачити цей процес у дії, досить клацнути правою кнопкою миші на пункті меню ID_SPEAK_BEFORMAL і в контекстному меню, що з’явилося, вибрати пункт Add Event Handler...
69269. Контекстні меню 33.5 KB
  З моменту дебюту Windows 95 корпорація Microsoft забезпечує застосування контекстних меню. Контекстне меню (context menu), іноді зване спливаючим меню (popup menu), ніяк не сполучене з рядком меню. Воно відображається у тому випадку, коли користувач, вибравши об’єкт, клацає правою кнопкою миші.
69270. Обробка подій миші 43 KB
  У цьому розділі розглядаються способи організації введення даних за допомогою миші і клавіатури. У першому розділі описується стандартна система введення даних, використовувана операційною системою Windows для контролю стану введення (input state).
69271. Рядок стану 64 KB
  Рядок стану є багатоелементною смугою, розташованою внизу фреймового вікна. Вона використовується для відображення різних даних, специфічних для цього додатку. Практично всі додатки Windows (як SDI, так і MDI) мають рядки стану. Крім того, вони є навіть у деяких діалогових застосувань.
69272. Створення і маніпулювання панелями інструментів 58 KB
  Оскільки панелі інструментів займають дорогоцінний екранний простір вони повинні містити лише найбільш часто використовувані команди. У достатньо великих застосуваннях для вирішення різних завдань застосовується декілька різних панелей інструментів.
69273. Інтерфейс графічних пристроїв 57.5 KB
  Операційна система Windows володіє графічним інтерфейсом, тому всі створювані для неї застосування зобов’язані використовувати саме його. Графічний інтерфейс істотно простіший, зручніше і зрозуміліше для користувачів, чим текстовий. Інтерфейс графічних пристроїв Windows...