68536

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ИСТОЧНИК АГРЕССИИ

Научная статья

Психология и эзотерика

Возможно росту насилия способствует усиление индивидуализма и материализма в обществе Или причиной является все более расширяющаяся пропасть между могуществом богатства и бессилием бедности А может назойливое смакование сцен насилия в поделках массовой культуры ведет к такому результату...

Русский

2014-09-23

61.5 KB

1 чел.

6

«Всякое телевидение — образовательное. Вопрос лишь в том, чему оно учит».

Н. Дгкоисон,председатель Федеральной комиссия США по коммуникациям, 1978

Ольга Старова

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ИСТОЧНИК АГРЕССИИ

Наблюдаемый в настоящее время рост числа преступлений, связанных с насилием, особенно среди детей и подростков, заставляет задуматься о том, какие социальные условия ведут к .этому.

Возможно, росту насилия способствует усиление индивидуализма и материализма в обществе? Или причиной является все более расширяющаяся пропасть между могуществом богатства и бессилием бедности? А может, назойливое смакование сцен насилия в «поделках» массовой культуры ведет к такому результату? Последнее предположение возникает потому, что всплеск физического насилия 'по времени совпал с учащением появления в СМИ, особенно на телевидении, кровавых сцен. Является ли наблюдаемая связь просто случайным стечением обстоятельств? Каковы результаты натуралистического изображения насилия в кино и на телевидении?

Многочисленные исследования агрессивного поведения, его приобретения и модификации провел канадский психолог Альберт Бандура (Albert Bandura) в рамках социально-когнитивной теорий. Этот подход предполагает, что моделирование влияет на «научение» в основном через его информативную функцию. Другими словами, наблюдая образец, обучаемые приобретают символические образы моделируемой деятельности, которая является прототипом для соответствующего или несоответствующего поведения. Такой процесс, названный А. Бандурой «научение через наблюдение», регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами:

внимание (понимание модели): человек следит за поведением модели и точно воспринимает это поведение;

процессы сохранения (запоминание модели): поведение модели, наблюдаемое ранее, сохраняется человеком в долговременной памяти;

моторно- репродуктивные процессы (перевод памяти в поведение): человек переводит закодированные в символах воспоминания о поведении модели в новую форму своего поведения;

мотивационные процессы: если потенциально присутствует позитивное подкрепление (внешнее, косвенное или самоподкрепление), человек усваивает моделируемое поведение.

Очевидно, что не все «научение» через наблюдение ведет к социально приемлемым результатам. Действительно, человек может научиться нежелательным и даже антиобщественным формам поведения посредством тех же процессов, которые способствуют развитию сотрудничества, сопереживания, альтруизма и навыков эффективного решения проблем.

А. Бандура убежден, что люди «научаются» агрессии, перенимая ее как модель поведения, наблюдая за другими людьми. Как и большинство социальных навыков, агрессивная манера поведения усваивается в результате наблюдения за действиями окружающих и оценки последствий этих действий.

Вот описание одного из экспериментов А. Бандуры, проводившегося в 1961 году. Воспитанник дошкольного учреждения Станфорда сидит на полу большой комнаты и мастерит что-то из бумаги и пластилина. В другой части комнаты находится экспериментатор в окружении игрушек. Поиграв несколько минут с машинками, женщина-экспериментатор встает и начинает бить молотком надувную куклу по имени Бобо, выкрикивая при этом ругательства. После того как ребенок несколько минут наблюдает этот взрыв, он идет в другую комнату, где видит много интересных игрушек. Минуты через две экспериментатор говорит, что эти игрушки предназначены для других детей. Фрустрированного ребенка отправляют в следующую комнату, где также много разных игрушек и среди них — кукла Бобо и деревянный молоток.

Если детям перед этим не демонстрировалась взрослая модель агрессивного поведения, они редко проявляли агрессию и, несмотря на фрустрацию, играли спокойно. Те же из них, кто наблюдал за агрессивным взрослым, очень часто брали молоток и начинали вымещать на Бобо свое недовольство. То есть наблюдение агрессивного поведения взрослого ослабляло у них процесс торможения. Более того, дети часто в точности воспроизводили действия и слова экспериментатора. Таким образом, увиденное ими агрессивное поведение не только снизило торможение, но и научило их определенному способу проявления агрессии.

В новаторских экспериментах Альберта Бандуры и Ричарда Уолтерса (Richard Walters) наблюдение детей за тем, как взрослые избивали надувную куклу, иногда заменялось просмотром этих же действий взрослого, снятых на кинопленку. Это давало во многом тот же самый эффект.

Сейчас телевизор прочно вошел в быт наших современников. В среднестатистической семье он работает до семи часов в день. Какие типы социального поведения моделируются в эти часы?

Американский психолог Джордж Гербнер (George Gerbner) из Пенсильванского университета начиная с 1967 года изучал сетку вещания телевидения США. Что же было обнаружено? Две из каждых трех программ содержали сюжеты насилия («действия физического принуждения, сопровождающиеся угрозами избиения или убийства, либо избиения или убийства как таковые»). Таким образом, к моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8 тыс. сцен с убийствами и 100 тыс. других действий с применением насилия.

Размышляя по поводу своих исследований, Дж. Гербнер замечает:

«В истории человечества бывали и более кровожадные эпохи, но ни одна из них не была до такой степени пропитана образами насилия, как наша. И кто знает, куда нас унесет этот чудовищный поток зримого насилия... просачивающийся в каждый дом через мерцающие экраны телевизоров в виде сцен безупречно отрежиссированной жестокости».

Имитируют ли, зрители экранные модели поведения? В опросе, проведенном среди заключенных тюрем США, каждые девять из десяти допускали, что телевизионные программы о преступности могут научить новым криминальным трюкам, а каждые четверо из десяти признались, что пытались совершить преступления, увиденные когда-то на экране телевизора.

К каким же выводам приходят ученые, занимающиеся изучением этой проблемы?

Начиная с лабораторных исследований, предпринятых А. Бандурой и его коллегами в 60-х годах, было собрано значительное количество данных о влиянии телевизионного насилия на социальное поведение. Эти труды показывают, что длительная экспозиция насилия по телевидению может: увеличивать агрессивность поведения зрителей; уменьшать факторы, сдерживающие агрессию; притуплять чувствительность к агрессии; формировать у зрителей образ социальной реальности, не вполне адекватный действительности. Остановимся более подробно на этих влияниях.

Наибольшее число фактов, свидетельствующих, что насилие, демонстрируемое на экране, способствует агрессивному поведению, получено в результате лабораторных исследований. Обычно испытуемым предлагали для просмотра фрагменты программ либо с демонстрацией насилия, либо возбуждающих, но без показа насилия. Затем им предоставляли возможность выразить агрессию в отношении другого человека. Чаще всего это делалось при помощи регулируемого электрического разряда, который, как они знали, будет болезненным. Обычно исследователи обнаруживали, что испытуемые, которые смотрели программу, показывающую насилие, действовали более агрессивно, чем те, кто видел просто возбуждающую программу.

Хотя такое исследование очень наглядно, оно имеет и некоторые ограничения. Так, ученые отмечают, что воздействие на испытуемых увиденной сцены насилия сохраняется в течение короткого промежутка времени. Кроме того, действия, посредством которых экспериментатор предлагает нанести вред другому человеку (нажатие кнопки для электрического разряда), далеки от реальной жизни. Следовательно, уместен вопрос, насколько существенна для повседневной жизни информация о влиянии телевидения и «агрессивных» фильмов, полученная при помощи этих исследований?

Ответом на этот вопрос может служить лонгитюдное статистическое исследование, проведенное Ироном (Егоn) и его коллегами, которые в 1960 году обследовали школьников третьего года обучения (875 мальчиков и девочек) в небольшом городке северной части штата Нью-Йорк. Были изучены некоторые поведенческие и личностные характеристики этих детей, а также собраны данные об их родителях и домашнем окружении. На этом начальном этапе исследования было установлено, что восьмилетние дети, предпочитающие телевизионные программы с элементами насилия, числились в школе среди наиболее агрессивных.

Спустя десять лет ученые повторно обследовали 427 детей этой группы с целью обнаружить связь между количеством и содержанием телевизионных программ, которые они смотрели в возрасте восьми лет, и тем, насколько агрессивными они стали. Было обнаружено, что частое наблюдение насилия в "детстве предопределило агрессивность в возрасте 18 лет, другими словами, наблюдалось стабильное агрессивное поведение на протяжении десяти лет. Фактически единственным предвестником мужской агрессии в возрасте 18 лет (даже после контроля на враждебность по другим факторам) была степень насилия в тех телевизионных программах, которые любили смотреть дети.

В 1987 году Ирон и его коллеги обнародовали данные еще одного исследования — 400 индивидуумов из той же группы, которым к тому времени было приблизительно по 30 лет. Как и ранее, агрессивное поведение было стабильным на протяжении всего прошедшего времени. Те, кто был агрессивен в детстве, к 30 годам имели не только неприятности с законом, но и проявляли жестокость в отношении своих жен и детей. Более того, учеными была обнаружена устойчивая связь между количеством программ с элементами насилия, которые дети смотрели в восьмилетнем возрасте, и вероятностью того, что они совершат серьезные преступления, став взрослыми.

Проведенные эксперименты вызвали озабоченность общественности и заставили обратить внимание на эту проблему Главное медицинское управление США. Была проведена серия новых исследований, которые подтвердили предыдущий вывод: наблюдение насилия вызывает агрессию.

При изучении влияния телевидения на повседневное поведение использовались разнообразные методы, в разработке которых принимали участие множество людей. В 1986 и 1991 годах были проведены сравнительные анализы результатов корреляционных и экспериментальных исследований, на основании которых исследователи пришли к заключению: просмотр фильмов, содержащих антисоциальные сцены, тесно связан с антисоциальным поведением. Экспериментальные работы свидетельствуют о наличии именно такой причинно-следственной связи. «Мы не можем не прийти к выводу, — заключила в 1993 году комиссия Американской психологической ассоциации по насилию среди молодежи, — что наблюдение сцен насилия повышает общий уровень насилия.» Вывод, сделанный в результате проведенных исследований, состоит не в том, что телевидение является определяющей причиной социального насилия, скорее можно говорить о том, что телевидение — лишь одна из причин.

Получив совпадение корреляционных и экспериментальных доказательств, исследователи задумались над тем, почему наблюдение насилия оказывает такое влияние на поведение индивидуума. Можно предложить три объяснения. Во-первых, социальное насилие вызывается не наблюдением самого насилия, а возбуждением, которое возникает в результате такого наблюдения. Возбуждение же обычно нарастает лавинообразно, последовательно заряжая энергией различные виды поведения. Во-вторых, наблюдение насилия растормаживает. Еще в эксперименте А. Бандуры взрослый, ударив куклу, продемонстрировал ребенку допустимость подобных вспышек, что привело к ослаблению торможения у последнего. Наблюдение насилия активизирует мысли, связанные с ним, программируя зрителя на агрессивное поведение. В-третьих, отображение насилия в средствах массовой культуры вызывает подражание. Дети в экспериментах А. Бандуры повторяли специфическое поведение взрослых, будучи его свидетелями. Коммерческая телеиндустрия рекламирует модель для употребления. Какова же эта модель? Уместно привести пример. В боевиках полицейские палят из пистолетов почти в каждом эпизоде, в то время как исследования, проведенные в Чикаго в 1989 году, свидетельствуют; что настоящие полицейские стреляют из личного оружия в среднем один раз в 27 лет.

Рассмотрев влияние телевидения на поведение, необходимо коснуться вопросов, связанных с мышлением. Каковы когнитивные влияния наблюдения сцен насилия? Снижает ли чувствительность к жестокости продолжительное наблюдение таких сцен? Искажает ли это восприятие реальности? Что произойдет, если несколько раз повторить какой-либо эмоционально возбуждающий стимул, например неприличное слово? Согласно законам психики, в последнем случае эмоциональная реакция со временем будет «затухать». Есть все основания полагать, что неоднократный просмотр насилия делает наблюдателей безразличными к нему в будущем.

В экспериментах Рональда Дребмена (Ronald Drabman) и Маргарет Томас (Margaret Thomas) у испытуемых регистрировали (по кожно-гальванической реакции) изменение эмоционального состояния во время просмотра видеозаписи либо телевизионной программы с элементами насилия, либо захватывающего чемпионата по волейболу. Было установлено, что обе записи в равной степени вызывают эмоциональный подъем. Затем, во время второго этапа исследования, испытуемые становились наблюдателями реальной ситуации, которая выглядела как явная конфронтация, угрожающая физическим насилием ее участникам. Как и предполагали исследователи, те испытуемые, которые смотрели телевизионную программу с элементами насилия, реагировали на агрессию менее эмоционально, чем остальные. Очевидно, просмотр телевизионных программ, демонстрирующих насилие, сделал этих испытуемых менее восприимчивыми к случаям насилия в «реальной» жизни.

Наконец, стоит задаться следующим вопросом: каким образом воображаемый телевизионный мир влияет на представления человека о мире реальном? Дж. Гербнер полагает, что в этом отношении влияние телевидения весьма мощно, потенциально любые передачи могут оказывать такое действие.

Наблюдение за подростками и взрослыми показало, что люди, смотрящие телевизор не менее четырех часов в день, более уязвимы для агрессии со стороны других и считают мир более опасным, чем те, кто проводит у телевизора два часа в день или меньше.

Несомненным фактом является то, что сообщения о насилии оказывают большое влияние на возникновение у людей страхов. Так, в ходе своих исследований Хит (Heath) классифицировал газетные отчеты о разбойных нападениях по таким категориям, как случайность (отсутствие очевидной мотивации), сенсационность (странные и жуткие подробности) и местоположение (около дома или далеко). Затем у читателей газет выясняли, какие чувства вызывают у них сообщения. В результате оказалось, что когда люди читают о местных преступлениях, они пугаются больше в том случае, если преступление классифицируется как случайное (немотивированное) и в сообщении приводятся сенсационные подробности, чем в том случае, когда ни один из этих факторов не выделен в газетном отчете.

Исследования, проведенные в США в 1988 году, показали, что средний десятилетний ребенок проводит перед телевизором больше времени, чем в классе, и это положение не меняется уже более 20 лет. Фактически средний американский ребенок смотрит телевизионные передачи около 30 часов в неделю. Какое же социальное поведение моделируется в результате такого поглощения телевизионных программ? Отчет Национального института психического здоровья (1982) свидетельствуют, что к шестнадцатилетнему возрасту средний телезритель, вероятно, уже видел около 13 тыс. убийств и множество других актов насилия. Так, согласно данным Д. Ж. Гербнера, который с 1967 года проводил оценку развлекательных программ для детей, демонстрирующихся в самое удобное время, в среднем в них показывается пять актов насилия в час, а в утренних субботних программах для детей — около двадцати в час. Исходя из этой статистики можно сделать вывод, что просмотр насилия по телевидению содействует агрессии, по крайней мере косвенно, а напрямую ведет к межличностным проблемам. Кроме того, статистические и экспериментальные исследования позволяют сделать вывод, что просмотр насилия по телевидению снижает чувствительность зрителей к агрессии, ослабляет сдерживающие внутренние силы и изменяет восприятие действительности.

Почему сейчас назрела необходимость обратить серьезное внимание на вопрос демонстрации насилия в средствах массовой информации нашей страны?

После того как в России рухнул «железный занавес», что, бесспорно, является благом, на телевизионные экраны страны хлынул поток американских и западноевропейских боевиков и фильмов ужасов. Российский кинематограф поспешил откликнуться на новые веяния созданием фильмов, наполненных натуралистически снятыми сценами жестокости. Информационные программы соревнуются между собой в том, кто сильнее напугает телезрителя: Компьютерные игры, которые становятся доступными все большему числу детей и подростков, зачастую тоже пропагандируют жестокость. Может быть, в этом заключается одна из причин роста преступности в России на протяжении последних десяти лет? Ведь, как показывают исследования, проведенные в Соединенных Штатах, Канаде и Южной Африке с 1957 по 1989 год, всегда и везде с появлением телевидения возрастает количество совершенных убийств.

На наш взгляд. Сегодня представляется целесообразным провести новые исследования влияния демонстрации сцен насилия на психику человека, особенно детей и подростков, с учетом возникновения таких факторов воздействия, как компьютерные игры. Результаты этих исследований должны быть доведены до широкой общественности с тем, чтобы защитить подрастающее поколение от излишней и неоправданной демонстрации жестокости. В этой связи очень актуально звучит вопрос, заданный согражданам Платоном еще в IV веке до нашей эры: «Разве можем мы так легко допустить, чтобы дети слушали и воспринимали душой какие попало мифы, выдуманные кем попало и большей частью противоречащие тем истинам, которые, как мы считаем, должны быть у них, когда они повзрослеют?».

ЛИТЕРАТУРА

1. Гриншпуя И. Б. Введение в психологию. — М.: Институт практической психологии, 1996.

2. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1997.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 1997

4. Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины XX века. — М.: Издательский центр «Академия», 1996.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49156. Разрабка эффективного технологического процесса изготовления детали 211.5 KB
  Технология изготовления заготовки Возможные способы изготовления заготовки. Технологический процесс изготовления заготовки. Технология изготовления детали Технологический процесс.
49157. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 5.61 MB
  Курс лекций предназначен для приобретения теоретических навыков в применении средств, позволяющих разрабатывать программные продукты на современном технологическом уровне, а также ориентироваться в CASE-средствах и системах управления проектами. Курс предусматривает знакомство с CASE-средствами, их теоретическими основами и принципами использования.
49158. Цифровые системы передачи непрерывных сообщений 391 KB
  Распределение ошибки передачи сообщения по источникам искажений. Для преобразования непрерывного сообщения в цифровую форму используются операции дискретизации и квантования. К входным преобразованиям относятся ограничение максимальных значений сообщения дискретизация и квантование непрерывного сообщения.1 где 1 – эффективное значение относительной ошибки вызванной временной дискретизацией сообщения; 2 – эффективное значение относительной ошибки вызванной ограничением максимальных отклонений сообщений от среднего значения; 3 –...
49159. Разработка эскизного проекта локальной вычислительной сети 1.02 MB
  Цель проекта: Разработка эскизного проекта локальной вычислительной сети ЛВС. Планирование построения сети Выбор топологии сети
49160. Программа на языке программирования Паскаль 331.5 KB
  Проверить решение промежуточных задач средствами математических пакетов. Построить блок-схемы задачи и вспомогательных частей алгоритма. Оценить погрешность выполненных расчетов
49162. Применение нейросети для определения видовой принадлежности деревьев 364.5 KB
  Обучение нейросети. Применение нейросети для определения видовой принадлежности деревьев. Предметом исследования является применение нейросети для определения видовой принадлежности деревьев. В ней описываются все параметры используемые для обучения сети создается обучающая выборка и представлены результаты работы.
49163. Расчет защиты для линии электропередач 500 кВ 1.37 MB
  Расчет удельных параметров прямой последовательности Расчет параметров генератора: Расчет параметров линии: Удельное активное сопротивление прямой последовательности R1уд Ом км рассчитываем по формуле 2. Удельное индуктивное сопротивление прямой последовательности X1уд Ом км рассчитаем по формуле 2.2 Расчет удельных параметров нулевой последовательности линии Удельное активное сопротивление нулевой последовательности без учета троса Ом км рекомендуется рассчитывать по формуле 2.4 Удельное индуктивное сопротивление...
49164. Скоринговые системы в оценке кредитоспособности физического лица 1.04 MB
  Цель исследования обусловила постановку и решение следующих конкретных задач: рассмотреть сущность скоринговых систем; методологии построения скоринговых систем; рассмотреть сущность нейронных сетей; показать сходства биологической и искусственной нейронной сети; рассмотреть специфику искусственной нейронной сети; показать сущность персептрона; применить персептрон для оценки кредитоспособности заемщика; определить входные и выходные параметры сети; обучить персептрон; интерпретировать результаты работы персептрона.5...