68547

Изложение социально-философских взглядов П.Б.Струве в курсе преподавания социальной философии в ВУЗах

Научная статья

Логика и философия

Оригинальность и мировой масштаб Струве как философа и социолога не ставятся под сомнения ныне ни кем. Другое дело западная историография – биографией и наследием Струве многие годы занимались такие ученые как Бэрон Хантингтон и мн. Естественно что для преподавания на курсе социальной философии...

Русский

2014-09-23

36.5 KB

1 чел.

Бердин А.Т., УГНТУ

Изложение социально-философских взглядов П.Б.Струве в курсе

преподавания социальной философии в ВУЗах.

Одним из основных направлений в развитии всей сферы социогуманитарных наук в России за последние годы является обращение к гигантскому, но ранее мало изученному у нас наследию российской философской, религиозной и социальной мысли. В этой связи, представляется перспективным выделить в отдельную тему в курсе социальной философии мировоззрение П.Б.Струве. Оригинальность и мировой масштаб Струве как философа и социолога не ставятся под сомнения ныне ни кем. Упоминания о П.Б.Струве в научных исследованиях сегодня очень часты, но совершенно эпизодичны, и составить по ним объективное представление – невозможно, а специальные публикации о нем – единичны и малодоступны. Другое дело западная историография – биографией и наследием Струве многие годы занимались такие ученые как Бэрон, Хантингтон,  и мн. др. самые значительные историки и социологи Запада и русского Зарубежья, а для некоторых из них – как для Ричарда Пайпса, это стало главной темой всей научной карьеры. Результат весьма удручающ для российской науки и образования, тем более что эти труды англоязычных ученых в подавляющем большинстве еще не переведены на русский язык. Поэтому, весьма перспективной является разработка тематического лекционного курса в рамках программы социальной философии, при этом желателен эксперимент по проведению семинарских часов по аналогичным темам. Эта работа облегчается существованием уже разработанных лекционных и семинарских программ по иным корифеям русской социально-философской мысли – Н.А.Бердяеву, П.А.Сорокину и др. Естественно, что для преподавания на курсе социальной философии необходим анализ и тщательный отбор наиболее интересных моментов идейного наследия Струве, соответствующих следующим критериям:  1.Актуальность и оригинальность материала для исторической и современной социальной философии;2.Достаточность объема для выделения в отдельную тематику в учебном плане;3.Учет степени исследованности изучаемого материала с точки зрения соотношения возможности самостоятельной и подчиненной работы обучаемых.

В рамках доклада хотелось бы обратить внимание на некоторые наиболее оригинальные и важные для преподавания аспекты мировоззрения П.Б.Струве. Деятельность Струве не укладывается в тесные рамки какой-либо одной идеологии и интересна именно тем, что представляет собой сложный процесс последовательной, хоть и парадоксальной эволюции его взглядов. В ранний период своей деятельности он являлся создателем течения русских «легальных» марксистов, позже - одним из основателей партии кадетов, крупнейшим критиком марксизма и анархо-синдикализма, творцом оригинальной идеологии “струвизма”, эволюционируя далее все к более “правым” течениям. В ранний период своей деятельности Струве внес немалый вклад в идейный разгром русского «народничества», высоко оцененный В.И.Лениным, проведя блестящий социологический анализ российского села и перспектив развития российской экономики на рубеже веков.1 В эти годы он принял активное  участие в разгоревшейся на страницах европейской печати дискуссии вокруг попыток провести «ревизию»  марксизма с помощью синтеза его с идеями неокантианства, предпринятой Э.Бернштейном, но вскоре полностью в них разочаровался, доказав бесплодность этих попыток и  перейдя к религиозной философии и антропологии. П.Б.Струве явился инициатором и одним из авторов знаменитого сборника «Вехи», положившего начало социологической критике феномена российской интеллигенции и революционного движения вообще – традиции, продолженной им в сборниках «Из глубины», «Из под глыб», «Интеллигенция и революция» и т.д. Основными признаками интеллигенции в России авторы считали следующие:

Ленин В.И. «Экономическое содержание народничества и критика его г.Струве», ПСС. Т.1. 5 изд

внеклассовость или социальная «беспочвенность»; оторванность от реалий народной жизни; мессианство; «народолюбие», «народовольчество», т.е. вера в огромные потенциальные возможности русского народа и традиции бескорыстного служения ему,  в соединении с постоянной претензией на роль руководителя и заступника народа перед властью; тоталитарный, целостный характер миросозерцания, связанный с элементами трансформированной, извращенной религиозности; морально-утилитарное отношение к науке и жизни (феномен Рахметова),   антигосударственные, революционные идеалы интеллигенции. Вместе взятые, эти признаки приводят к неизбежному кризису интеллигентского сознания, а в худшем случае – к последствиям, гибельным как для самой интеллигенции, так и для государства и нации в целом. Обращаясь к оригинальному  приему социально-исторической аналогии, Струве обращает внимание на специфическую особенность России – особо масштабную, позитивную роль государства и деструктивный, непрогрессивный характер всех русских антигосударственных выступлений, от Смутного времени до революции 1905-07 гг.1 Оставив отрицательную этическую оценку подавляющей роли государственной машины, Струве всегда отмечает ее положительное значение как исторически «соборной», объединяющей нацию силы, что служило для него мерилом для всей внутренней и внешней политики партий и государства.

В социально-философском плане центральными проблемами конфликта Струве с марксизмом явились: неприятие последним принципа свободы личности и творчества и основанной на ней личной ответственности каждого; антирелигиозность и неразрешимая философская противоречивость социализма; утопизм, догматизм, неоправданная методологическая эклектика и моральный нигилизм  в «выборе средств» как «классического», так и «ортодоксального» марксизма. П.Б.Струве впервые обосновал неизбежность идейного и практического кризиса социалистических учений, предсказав их перерождение в развитых странах Запада «в рамки мирной экономической политики». При этом он развил оригинальное учение о связи генезиса и упадка  мировых социально-идеологических учений с наличием в их системе творческого религиозного элемента.2 В этой связи интересна постановка им проблемы «конца истории», близкая предложенной нашим современником, Ф.Фукуямой, причем, в отличие от японо-американского философа, Струве решает эту проблему оптимистически, в традициях своей религиозной антропологии.3Центральное место в его антропологии занимают: вопросы соотношения свободы личности и налагаемых ею обязанностей, как неразрывного следствия этой свободы, разработка философии права, (вопрос, не разрабатывавшийся в России более никем, кроме, пожалуй, И.А.Ильина), в чем он преодолевал русскую традицию, идущую еще от Чаадаева, признававшего для России несовместимость «права» и «правды»; а также  актуальные для нас поиски выхода из духовно-религиозного и социального тупика, грозящего человечеству. Отдельного разговора заслуживают его оригинальные взгляды на вопросы национальной и государственной политики4. Объем доклада не позволяет коснуться таких моментов, как  социально-экономическая критика Струве марксизма, социологические, политологические, социально-исторические, культурологические изыскания П.Б.Струве. Но несомненно, что даже предложенный, крайне неполный перечень проблем из творческого наследия русского мыслителя заслуживает внимательного изучения в качестве отдельного тематического объекта преподавания в рамках университетского курса социальной философии.

1 Струве П.Б. Интеллигенция и революция// Вехи. М 1990.

2 Струве П.Б. Лев Толстой//Русская мысль. 1908г. Август., Религия и социализм//Русская мысль, 1909, №8.

3 Струве П.Б. Facies hippocratica//Русская мысль. 1907г. Октябрь.

4 Орешников И.М., Бердин А.Т. П.Б.Струве о  роли государства и национальной  политики в  России//Социология в Санкт-Петербурге и СПб ГУ. СПб 1999.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9549. Обовязки осіб добового наряду 1.04 MB
  Обовязки осіб добового наряду. Так як військова служба у Збройних Силах України є державною службою особливого характеру, для військових частин і підрозділів встановлені певні правила внутрішнього порядку. Досвід, накопичений військами, показує, що ...
9550. Основи організації та несення вартової служби 477 KB
  Основи організації та несення вартової служби В мирний час особовий склад виконує лише одне бойове завдання - це несення вартової служби, яке вимагає від особового складу точного дотримання всіх положень, визначених Статутом гарнізонної...
9551. Несення вартової служби 226.5 KB
  Несення вартової служби. Розвід добового наряду. Розвід добового наряду (варт) проводиться з метою перевірки готовності варт до несення служби, переходу їх у підпорядкування щойно призначених чергових та їх помічників, надання вартам права змі...
9552. Материальное сходство и родство языков. Основные принципы сравнительно-исторического языкознания 24.5 KB
  Материальное сходство и родство языков. Основные принципы сравнительно-исторического языкознания. В XIX веке появляется сравнительно-исторического языкознания, идея которого заключалась в сравнении языков для установления их исторических корней и оп...
9553. Генеалогическая классификация языков 32.5 KB
  Генеалогическая классификация языков I. Индоевропейские языки. 1. Славянские: восточные - русский, украинский, белорусский западные - польский, чешский, словацкий, верхне- и нижнелужицкий (на юге ГДР) южные - болгарский, македонски...
9554. Экономический рост и типы экономического роста 76 KB
  Повышение ставок налога, как средства внутреннего долга, может подорвать действие экономических стимулов, развитие производства и снизить естественное превращение многих программ, но самое главное может, усилит социальное напряжение...
9555. Дыхательный отдел периферического речевого аппарата 35 KB
  Дыхательный отдел периферического речевого аппарата Дыхательный отдел периферического речевого аппарата составляет энергетическую основу речи, обеспечивая так называемое речевое дыхание. Анатомически этот отдел представлен грудной клеткой, легкими, ...
9556. Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой 15.95 KB
  Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. В гимнастике основное внима...
9557. Дыхательные движения 15.01 KB
  Дыхательные движения Дыхательные движения - это циклические (ритмические, вдох - выдох) изменения объёма грудной клетки за счет работы дыхательных мышц и эластичности аппарата внешнего дыхания. Вдох и выдох ритмически сменяют друг друга, обеспечивая...