68547
Изложение социально-философских взглядов П.Б.Струве в курсе преподавания социальной философии в ВУЗах
Научная статья
Логика и философия
Оригинальность и мировой масштаб Струве как философа и социолога не ставятся под сомнения ныне ни кем. Другое дело западная историография биографией и наследием Струве многие годы занимались такие ученые как Бэрон Хантингтон и мн. Естественно что для преподавания на курсе социальной философии...
Русский
2014-09-23
36.5 KB
1 чел.
Бердин А.Т., УГНТУ
Изложение социально-философских взглядов П.Б.Струве в курсе
преподавания социальной философии в ВУЗах.
Одним из основных направлений в развитии всей сферы социогуманитарных наук в России за последние годы является обращение к гигантскому, но ранее мало изученному у нас наследию российской философской, религиозной и социальной мысли. В этой связи, представляется перспективным выделить в отдельную тему в курсе социальной философии мировоззрение П.Б.Струве. Оригинальность и мировой масштаб Струве как философа и социолога не ставятся под сомнения ныне ни кем. Упоминания о П.Б.Струве в научных исследованиях сегодня очень часты, но совершенно эпизодичны, и составить по ним объективное представление невозможно, а специальные публикации о нем единичны и малодоступны. Другое дело западная историография биографией и наследием Струве многие годы занимались такие ученые как Бэрон, Хантингтон, и мн. др. самые значительные историки и социологи Запада и русского Зарубежья, а для некоторых из них как для Ричарда Пайпса, это стало главной темой всей научной карьеры. Результат весьма удручающ для российской науки и образования, тем более что эти труды англоязычных ученых в подавляющем большинстве еще не переведены на русский язык. Поэтому, весьма перспективной является разработка тематического лекционного курса в рамках программы социальной философии, при этом желателен эксперимент по проведению семинарских часов по аналогичным темам. Эта работа облегчается существованием уже разработанных лекционных и семинарских программ по иным корифеям русской социально-философской мысли Н.А.Бердяеву, П.А.Сорокину и др. Естественно, что для преподавания на курсе социальной философии необходим анализ и тщательный отбор наиболее интересных моментов идейного наследия Струве, соответствующих следующим критериям: 1.Актуальность и оригинальность материала для исторической и современной социальной философии;2.Достаточность объема для выделения в отдельную тематику в учебном плане;3.Учет степени исследованности изучаемого материала с точки зрения соотношения возможности самостоятельной и подчиненной работы обучаемых.
В рамках доклада хотелось бы обратить внимание на некоторые наиболее оригинальные и важные для преподавания аспекты мировоззрения П.Б.Струве. Деятельность Струве не укладывается в тесные рамки какой-либо одной идеологии и интересна именно тем, что представляет собой сложный процесс последовательной, хоть и парадоксальной эволюции его взглядов. В ранний период своей деятельности он являлся создателем течения русских «легальных» марксистов, позже - одним из основателей партии кадетов, крупнейшим критиком марксизма и анархо-синдикализма, творцом оригинальной идеологии “струвизма”, эволюционируя далее все к более “правым” течениям. В ранний период своей деятельности Струве внес немалый вклад в идейный разгром русского «народничества», высоко оцененный В.И.Лениным, проведя блестящий социологический анализ российского села и перспектив развития российской экономики на рубеже веков.1 В эти годы он принял активное участие в разгоревшейся на страницах европейской печати дискуссии вокруг попыток провести «ревизию» марксизма с помощью синтеза его с идеями неокантианства, предпринятой Э.Бернштейном, но вскоре полностью в них разочаровался, доказав бесплодность этих попыток и перейдя к религиозной философии и антропологии. П.Б.Струве явился инициатором и одним из авторов знаменитого сборника «Вехи», положившего начало социологической критике феномена российской интеллигенции и революционного движения вообще традиции, продолженной им в сборниках «Из глубины», «Из под глыб», «Интеллигенция и революция» и т.д. Основными признаками интеллигенции в России авторы считали следующие:
Ленин В.И. «Экономическое содержание народничества и критика его г.Струве», ПСС. Т.1. 5 изд
внеклассовость или социальная «беспочвенность»; оторванность от реалий народной жизни; мессианство; «народолюбие», «народовольчество», т.е. вера в огромные потенциальные возможности русского народа и традиции бескорыстного служения ему, в соединении с постоянной претензией на роль руководителя и заступника народа перед властью; тоталитарный, целостный характер миросозерцания, связанный с элементами трансформированной, извращенной религиозности; морально-утилитарное отношение к науке и жизни (феномен Рахметова), антигосударственные, революционные идеалы интеллигенции. Вместе взятые, эти признаки приводят к неизбежному кризису интеллигентского сознания, а в худшем случае к последствиям, гибельным как для самой интеллигенции, так и для государства и нации в целом. Обращаясь к оригинальному приему социально-исторической аналогии, Струве обращает внимание на специфическую особенность России особо масштабную, позитивную роль государства и деструктивный, непрогрессивный характер всех русских антигосударственных выступлений, от Смутного времени до революции 1905-07 гг.1 Оставив отрицательную этическую оценку подавляющей роли государственной машины, Струве всегда отмечает ее положительное значение как исторически «соборной», объединяющей нацию силы, что служило для него мерилом для всей внутренней и внешней политики партий и государства.
В социально-философском плане центральными проблемами конфликта Струве с марксизмом явились: неприятие последним принципа свободы личности и творчества и основанной на ней личной ответственности каждого; антирелигиозность и неразрешимая философская противоречивость социализма; утопизм, догматизм, неоправданная методологическая эклектика и моральный нигилизм в «выборе средств» как «классического», так и «ортодоксального» марксизма. П.Б.Струве впервые обосновал неизбежность идейного и практического кризиса социалистических учений, предсказав их перерождение в развитых странах Запада «в рамки мирной экономической политики». При этом он развил оригинальное учение о связи генезиса и упадка мировых социально-идеологических учений с наличием в их системе творческого религиозного элемента.2 В этой связи интересна постановка им проблемы «конца истории», близкая предложенной нашим современником, Ф.Фукуямой, причем, в отличие от японо-американского философа, Струве решает эту проблему оптимистически, в традициях своей религиозной антропологии.3Центральное место в его антропологии занимают: вопросы соотношения свободы личности и налагаемых ею обязанностей, как неразрывного следствия этой свободы, разработка философии права, (вопрос, не разрабатывавшийся в России более никем, кроме, пожалуй, И.А.Ильина), в чем он преодолевал русскую традицию, идущую еще от Чаадаева, признававшего для России несовместимость «права» и «правды»; а также актуальные для нас поиски выхода из духовно-религиозного и социального тупика, грозящего человечеству. Отдельного разговора заслуживают его оригинальные взгляды на вопросы национальной и государственной политики4. Объем доклада не позволяет коснуться таких моментов, как социально-экономическая критика Струве марксизма, социологические, политологические, социально-исторические, культурологические изыскания П.Б.Струве. Но несомненно, что даже предложенный, крайне неполный перечень проблем из творческого наследия русского мыслителя заслуживает внимательного изучения в качестве отдельного тематического объекта преподавания в рамках университетского курса социальной философии.
1 Струве П.Б. Интеллигенция и революция// Вехи. М 1990.
2 Струве П.Б. Лев Толстой//Русская мысль. 1908г. Август., Религия и социализм//Русская мысль, 1909, №8.
3 Струве П.Б. Facies hippocratica//Русская мысль. 1907г. Октябрь.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
75771. | НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА НА ИНТЕРНЕТ-САЙТ | 198 KB | |
Цели и задачи работы. Целью данной работы является формирование целостного представления о сети Интернет как о явлении, имеющем правовое значение, выявление основополагающих моментов в регулировании ее деятельности. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач... | |||
75774. | Синтез алгоритмов системы ручного и автоматического управления транспортного самолёта ИЛ-76 | 7.84 MB | |
Аэродинамические характеристики определяющие устойчивость и управляемость самолёта Ил76 на типовых режимах полёта; Анализ продольных и боковых АДХ для транспортного самолёта Ил76 определение положения аэродинамического фокуса... | |||
75775. | Понятие и виды следственных действий | 138.5 KB | |
Кроме того на судебных стадиях они имеют свою специфику в них не предусмотрено участие понятых инициатором проведения является суд отличаются формальными основаниями проведения в них отсутствуют обыск и иные следственные действия эффективность которых определяется внезапностью и т. | |||
75776. | Расчет трансформатора ТМВМ-160/10 | 204.48 KB | |
В данной работе был проведён расчёт силового трёхфазного двухобмоточного масляного трансформатора. Была проведена проверка основных размеров и параметров силового трансформатора расчетным путем. При этом были выявлены незначительные расхождения в основных параметрах. | |||
75778. | Применение нейронных сетей для определения трудоемкости работы в фирме по оформлению воздушными шарами | 3.51 MB | |
Существует множество областей применения искусственного интеллекта: принятие решений доказательства теорем игры творчество распознавание образов обработка данных на естественном языке обучающиеся сети нейросети и т. | |||
75779. | Суд присяжных по реформе 1864 года | 131 KB | |
Данная работа посвящена суду присяжных по судебной реформе 1864 года, в частности, предпосылкам появления данного института в отечественном праве, последствиям его введения. Ядром работы является рассмотрение норм о присяжных заседателях, урегулированных Уставом уголовного судопроизводства 1864 года. | |||