68547

Изложение социально-философских взглядов П.Б.Струве в курсе преподавания социальной философии в ВУЗах

Научная статья

Логика и философия

Оригинальность и мировой масштаб Струве как философа и социолога не ставятся под сомнения ныне ни кем. Другое дело западная историография – биографией и наследием Струве многие годы занимались такие ученые как Бэрон Хантингтон и мн. Естественно что для преподавания на курсе социальной философии...

Русский

2014-09-23

36.5 KB

1 чел.

Бердин А.Т., УГНТУ

Изложение социально-философских взглядов П.Б.Струве в курсе

преподавания социальной философии в ВУЗах.

Одним из основных направлений в развитии всей сферы социогуманитарных наук в России за последние годы является обращение к гигантскому, но ранее мало изученному у нас наследию российской философской, религиозной и социальной мысли. В этой связи, представляется перспективным выделить в отдельную тему в курсе социальной философии мировоззрение П.Б.Струве. Оригинальность и мировой масштаб Струве как философа и социолога не ставятся под сомнения ныне ни кем. Упоминания о П.Б.Струве в научных исследованиях сегодня очень часты, но совершенно эпизодичны, и составить по ним объективное представление – невозможно, а специальные публикации о нем – единичны и малодоступны. Другое дело западная историография – биографией и наследием Струве многие годы занимались такие ученые как Бэрон, Хантингтон,  и мн. др. самые значительные историки и социологи Запада и русского Зарубежья, а для некоторых из них – как для Ричарда Пайпса, это стало главной темой всей научной карьеры. Результат весьма удручающ для российской науки и образования, тем более что эти труды англоязычных ученых в подавляющем большинстве еще не переведены на русский язык. Поэтому, весьма перспективной является разработка тематического лекционного курса в рамках программы социальной философии, при этом желателен эксперимент по проведению семинарских часов по аналогичным темам. Эта работа облегчается существованием уже разработанных лекционных и семинарских программ по иным корифеям русской социально-философской мысли – Н.А.Бердяеву, П.А.Сорокину и др. Естественно, что для преподавания на курсе социальной философии необходим анализ и тщательный отбор наиболее интересных моментов идейного наследия Струве, соответствующих следующим критериям:  1.Актуальность и оригинальность материала для исторической и современной социальной философии;2.Достаточность объема для выделения в отдельную тематику в учебном плане;3.Учет степени исследованности изучаемого материала с точки зрения соотношения возможности самостоятельной и подчиненной работы обучаемых.

В рамках доклада хотелось бы обратить внимание на некоторые наиболее оригинальные и важные для преподавания аспекты мировоззрения П.Б.Струве. Деятельность Струве не укладывается в тесные рамки какой-либо одной идеологии и интересна именно тем, что представляет собой сложный процесс последовательной, хоть и парадоксальной эволюции его взглядов. В ранний период своей деятельности он являлся создателем течения русских «легальных» марксистов, позже - одним из основателей партии кадетов, крупнейшим критиком марксизма и анархо-синдикализма, творцом оригинальной идеологии “струвизма”, эволюционируя далее все к более “правым” течениям. В ранний период своей деятельности Струве внес немалый вклад в идейный разгром русского «народничества», высоко оцененный В.И.Лениным, проведя блестящий социологический анализ российского села и перспектив развития российской экономики на рубеже веков.1 В эти годы он принял активное  участие в разгоревшейся на страницах европейской печати дискуссии вокруг попыток провести «ревизию»  марксизма с помощью синтеза его с идеями неокантианства, предпринятой Э.Бернштейном, но вскоре полностью в них разочаровался, доказав бесплодность этих попыток и  перейдя к религиозной философии и антропологии. П.Б.Струве явился инициатором и одним из авторов знаменитого сборника «Вехи», положившего начало социологической критике феномена российской интеллигенции и революционного движения вообще – традиции, продолженной им в сборниках «Из глубины», «Из под глыб», «Интеллигенция и революция» и т.д. Основными признаками интеллигенции в России авторы считали следующие:

Ленин В.И. «Экономическое содержание народничества и критика его г.Струве», ПСС. Т.1. 5 изд

внеклассовость или социальная «беспочвенность»; оторванность от реалий народной жизни; мессианство; «народолюбие», «народовольчество», т.е. вера в огромные потенциальные возможности русского народа и традиции бескорыстного служения ему,  в соединении с постоянной претензией на роль руководителя и заступника народа перед властью; тоталитарный, целостный характер миросозерцания, связанный с элементами трансформированной, извращенной религиозности; морально-утилитарное отношение к науке и жизни (феномен Рахметова),   антигосударственные, революционные идеалы интеллигенции. Вместе взятые, эти признаки приводят к неизбежному кризису интеллигентского сознания, а в худшем случае – к последствиям, гибельным как для самой интеллигенции, так и для государства и нации в целом. Обращаясь к оригинальному  приему социально-исторической аналогии, Струве обращает внимание на специфическую особенность России – особо масштабную, позитивную роль государства и деструктивный, непрогрессивный характер всех русских антигосударственных выступлений, от Смутного времени до революции 1905-07 гг.1 Оставив отрицательную этическую оценку подавляющей роли государственной машины, Струве всегда отмечает ее положительное значение как исторически «соборной», объединяющей нацию силы, что служило для него мерилом для всей внутренней и внешней политики партий и государства.

В социально-философском плане центральными проблемами конфликта Струве с марксизмом явились: неприятие последним принципа свободы личности и творчества и основанной на ней личной ответственности каждого; антирелигиозность и неразрешимая философская противоречивость социализма; утопизм, догматизм, неоправданная методологическая эклектика и моральный нигилизм  в «выборе средств» как «классического», так и «ортодоксального» марксизма. П.Б.Струве впервые обосновал неизбежность идейного и практического кризиса социалистических учений, предсказав их перерождение в развитых странах Запада «в рамки мирной экономической политики». При этом он развил оригинальное учение о связи генезиса и упадка  мировых социально-идеологических учений с наличием в их системе творческого религиозного элемента.2 В этой связи интересна постановка им проблемы «конца истории», близкая предложенной нашим современником, Ф.Фукуямой, причем, в отличие от японо-американского философа, Струве решает эту проблему оптимистически, в традициях своей религиозной антропологии.3Центральное место в его антропологии занимают: вопросы соотношения свободы личности и налагаемых ею обязанностей, как неразрывного следствия этой свободы, разработка философии права, (вопрос, не разрабатывавшийся в России более никем, кроме, пожалуй, И.А.Ильина), в чем он преодолевал русскую традицию, идущую еще от Чаадаева, признававшего для России несовместимость «права» и «правды»; а также  актуальные для нас поиски выхода из духовно-религиозного и социального тупика, грозящего человечеству. Отдельного разговора заслуживают его оригинальные взгляды на вопросы национальной и государственной политики4. Объем доклада не позволяет коснуться таких моментов, как  социально-экономическая критика Струве марксизма, социологические, политологические, социально-исторические, культурологические изыскания П.Б.Струве. Но несомненно, что даже предложенный, крайне неполный перечень проблем из творческого наследия русского мыслителя заслуживает внимательного изучения в качестве отдельного тематического объекта преподавания в рамках университетского курса социальной философии.

1 Струве П.Б. Интеллигенция и революция// Вехи. М 1990.

2 Струве П.Б. Лев Толстой//Русская мысль. 1908г. Август., Религия и социализм//Русская мысль, 1909, №8.

3 Струве П.Б. Facies hippocratica//Русская мысль. 1907г. Октябрь.

4 Орешников И.М., Бердин А.Т. П.Б.Струве о  роли государства и национальной  политики в  России//Социология в Санкт-Петербурге и СПб ГУ. СПб 1999.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53507. Планування вчителя 295.5 KB
  Наприклад якщо порівняти календарне планування розроблене для роботи по підручнику Математика. у посібнику Математика. Математика.