68547

Изложение социально-философских взглядов П.Б.Струве в курсе преподавания социальной философии в ВУЗах

Научная статья

Логика и философия

Оригинальность и мировой масштаб Струве как философа и социолога не ставятся под сомнения ныне ни кем. Другое дело западная историография биографией и наследием Струве многие годы занимались такие ученые как Бэрон Хантингтон и мн. Естественно что для преподавания на курсе социальной философии...

Русский

2014-09-23

36.5 KB

1 чел.

Бердин А.Т., УГНТУ

Изложение социально-философских взглядов П.Б.Струве в курсе

преподавания социальной философии в ВУЗах.

Одним из основных направлений в развитии всей сферы социогуманитарных наук в России за последние годы является обращение к гигантскому, но ранее мало изученному у нас наследию российской философской, религиозной и социальной мысли. В этой связи, представляется перспективным выделить в отдельную тему в курсе социальной философии мировоззрение П.Б.Струве. Оригинальность и мировой масштаб Струве как философа и социолога не ставятся под сомнения ныне ни кем. Упоминания о П.Б.Струве в научных исследованиях сегодня очень часты, но совершенно эпизодичны, и составить по ним объективное представление – невозможно, а специальные публикации о нем – единичны и малодоступны. Другое дело западная историография – биографией и наследием Струве многие годы занимались такие ученые как Бэрон, Хантингтон,  и мн. др. самые значительные историки и социологи Запада и русского Зарубежья, а для некоторых из них – как для Ричарда Пайпса, это стало главной темой всей научной карьеры. Результат весьма удручающ для российской науки и образования, тем более что эти труды англоязычных ученых в подавляющем большинстве еще не переведены на русский язык. Поэтому, весьма перспективной является разработка тематического лекционного курса в рамках программы социальной философии, при этом желателен эксперимент по проведению семинарских часов по аналогичным темам. Эта работа облегчается существованием уже разработанных лекционных и семинарских программ по иным корифеям русской социально-философской мысли – Н.А.Бердяеву, П.А.Сорокину и др. Естественно, что для преподавания на курсе социальной философии необходим анализ и тщательный отбор наиболее интересных моментов идейного наследия Струве, соответствующих следующим критериям:  1.Актуальность и оригинальность материала для исторической и современной социальной философии;2.Достаточность объема для выделения в отдельную тематику в учебном плане;3.Учет степени исследованности изучаемого материала с точки зрения соотношения возможности самостоятельной и подчиненной работы обучаемых.

В рамках доклада хотелось бы обратить внимание на некоторые наиболее оригинальные и важные для преподавания аспекты мировоззрения П.Б.Струве. Деятельность Струве не укладывается в тесные рамки какой-либо одной идеологии и интересна именно тем, что представляет собой сложный процесс последовательной, хоть и парадоксальной эволюции его взглядов. В ранний период своей деятельности он являлся создателем течения русских «легальных» марксистов, позже - одним из основателей партии кадетов, крупнейшим критиком марксизма и анархо-синдикализма, творцом оригинальной идеологии “струвизма”, эволюционируя далее все к более “правым” течениям. В ранний период своей деятельности Струве внес немалый вклад в идейный разгром русского «народничества», высоко оцененный В.И.Лениным, проведя блестящий социологический анализ российского села и перспектив развития российской экономики на рубеже веков.1 В эти годы он принял активное  участие в разгоревшейся на страницах европейской печати дискуссии вокруг попыток провести «ревизию»  марксизма с помощью синтеза его с идеями неокантианства, предпринятой Э.Бернштейном, но вскоре полностью в них разочаровался, доказав бесплодность этих попыток и  перейдя к религиозной философии и антропологии. П.Б.Струве явился инициатором и одним из авторов знаменитого сборника «Вехи», положившего начало социологической критике феномена российской интеллигенции и революционного движения вообще – традиции, продолженной им в сборниках «Из глубины», «Из под глыб», «Интеллигенция и революция» и т.д. Основными признаками интеллигенции в России авторы считали следующие:

Ленин В.И. «Экономическое содержание народничества и критика его г.Струве», ПСС. Т.1. 5 изд

внеклассовость или социальная «беспочвенность»; оторванность от реалий народной жизни; мессианство; «народолюбие», «народовольчество», т.е. вера в огромные потенциальные возможности русского народа и традиции бескорыстного служения ему,  в соединении с постоянной претензией на роль руководителя и заступника народа перед властью; тоталитарный, целостный характер миросозерцания, связанный с элементами трансформированной, извращенной религиозности; морально-утилитарное отношение к науке и жизни (феномен Рахметова),   антигосударственные, революционные идеалы интеллигенции. Вместе взятые, эти признаки приводят к неизбежному кризису интеллигентского сознания, а в худшем случае – к последствиям, гибельным как для самой интеллигенции, так и для государства и нации в целом. Обращаясь к оригинальному  приему социально-исторической аналогии, Струве обращает внимание на специфическую особенность России – особо масштабную, позитивную роль государства и деструктивный, непрогрессивный характер всех русских антигосударственных выступлений, от Смутного времени до революции 1905-07 гг.1 Оставив отрицательную этическую оценку подавляющей роли государственной машины, Струве всегда отмечает ее положительное значение как исторически «соборной», объединяющей нацию силы, что служило для него мерилом для всей внутренней и внешней политики партий и государства.

В социально-философском плане центральными проблемами конфликта Струве с марксизмом явились: неприятие последним принципа свободы личности и творчества и основанной на ней личной ответственности каждого; антирелигиозность и неразрешимая философская противоречивость социализма; утопизм, догматизм, неоправданная методологическая эклектика и моральный нигилизм  в «выборе средств» как «классического», так и «ортодоксального» марксизма. П.Б.Струве впервые обосновал неизбежность идейного и практического кризиса социалистических учений, предсказав их перерождение в развитых странах Запада «в рамки мирной экономической политики». При этом он развил оригинальное учение о связи генезиса и упадка  мировых социально-идеологических учений с наличием в их системе творческого религиозного элемента.2 В этой связи интересна постановка им проблемы «конца истории», близкая предложенной нашим современником, Ф.Фукуямой, причем, в отличие от японо-американского философа, Струве решает эту проблему оптимистически, в традициях своей религиозной антропологии.3Центральное место в его антропологии занимают: вопросы соотношения свободы личности и налагаемых ею обязанностей, как неразрывного следствия этой свободы, разработка философии права, (вопрос, не разрабатывавшийся в России более никем, кроме, пожалуй, И.А.Ильина), в чем он преодолевал русскую традицию, идущую еще от Чаадаева, признававшего для России несовместимость «права» и «правды»; а также  актуальные для нас поиски выхода из духовно-религиозного и социального тупика, грозящего человечеству. Отдельного разговора заслуживают его оригинальные взгляды на вопросы национальной и государственной политики4. Объем доклада не позволяет коснуться таких моментов, как  социально-экономическая критика Струве марксизма, социологические, политологические, социально-исторические, культурологические изыскания П.Б.Струве. Но несомненно, что даже предложенный, крайне неполный перечень проблем из творческого наследия русского мыслителя заслуживает внимательного изучения в качестве отдельного тематического объекта преподавания в рамках университетского курса социальной философии.

1 Струве П.Б. Интеллигенция и революция// Вехи. М 1990.

2 Струве П.Б. Лев Толстой//Русская мысль. 1908г. Август., Религия и социализм//Русская мысль, 1909, №8.

3 Струве П.Б. Facies hippocratica//Русская мысль. 1907г. Октябрь.

4 Орешников И.М., Бердин А.Т. П.Б.Струве о  роли государства и национальной  политики в  России//Социология в Санкт-Петербурге и СПб ГУ. СПб 1999.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45069. Аффективные расстройства настроения (F3) 130 KB
  К спектру аффективных расстройств относятся сезонное изменение веса обычно нарастание веса зимой и его снижение летом в пределах 10 вечерняя тяга к углеводам в частности к сладкому перед сном предменструальные синдромы выражающиеся в снижении настроении и тревоге перед месячными а также северная депрессия которой подвержены мигранты на северные широты она отмечается чаще в период полярной ночи и обусловлена недостатком фотонов. В сфере поведения отмечаются повышение аппетита сексуальности отвлекаемость снижение потребности во...
45070. Нарушения психологического развития (F8) 31 KB
  Этиология Для нарушений психологического развития характерна наследственная отягощенность подобными или родственными расстройствами. Специфические расстройства развития речи F80. Этиология и патогенез Причина специфических расстройств развития речи неизвестна.
45071. Умственная отсталость (F7) 36.5 KB
  На фоне умственной отсталости может наблюдаться весь диапазон психических расстройств. Нарушения обмена приводят к прогредиентному течению дефекта при умственной отсталости а также присоединению таких симптомов как припадки соматическая патология. Причиной умственной отсталости могут быть эмбриопатии с дизостозами в частности синдром Апера Крузона COFS синдром синдром Корнелии де Ланге и Рубинштейна а также фетопатии в частности болезнь Марфана. Эндогенные случаи умственной отсталости передаются полигенно рецессивно доминантно хотя...
45072. Характеристика степеней умственной отсталости 29.5 KB
  Отставание в развитии понимания и использовании речи, навыков самообслуживания и моторики, заметное с раннего возраста. В школе развиваются только базисные навыки при постоянном специальном педагогическом внимании (специальные школы). В зрелом возрасте также нуждаются в надзоре. Речевой запас достаточен для сообщения о своих потребностях.
45073. Девиантное поведение – определение, причины, классификация 24.5 KB
  Девиантное поведение определение причины классификация. Девиантное поведение представляет собой устойчивое сознательное и избирательное нарушение социальных норм. Крайние проявление социально-пассивного типа саморазрушающее поведение.: аддиктивное поведение сексуальная распущенность аутоагрессия суицидальное поведение синдром сгорания.
45074. Эпилепсия (G40) 50.5 KB
  При этом чем интенсивнее представлены одни из них тем меньшая выраженность других достаточна для проявления эпилепсии. Почти в половине случаев причину эпилепсии установить не удается даже при самом тщательном обследовании. Эти идиопатические эпилепсии связаны главным образом с наследственным предрасположением имеют помимо других отличий типичный возраст заболевания и в большинстве случаев хорошо реагируют на терапию. В случаях когда при анализе особенностей клинического синдрома и данных исследования предполагается вероятность отнесения...
45075. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 34.5 KB
  Могут рассматриваться методы психотерапии основанные на принципах научения которые появились во втором десятилетии нашего века. содействовать увеличению потенциала их личного поведения мыслей чувств и уменьшению или исключению нежелательных способов реагирования;2 не ставится задача изменить эмоциональную суть отношений и чувств личности;3 позитивное терапевтическое отношение необходимое но недостаточное условие эффективной психотерапии;4 жалобы пациента принимаются как значимый материал на котором терапия фокусируется а не как...
45076. КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ 39 KB
  Психоанализ инструмент дающий возможность Эго достичь победы над Ид . Он считал что в психоанализе основные усилия направлены на то чтобы усилить Эго сделать его более независимым от СуперЭго расширить сферу действия перцепции и укрепить его организацию. Цель психоанализа Фрейд видел в том чтобы сделать бессознательное сознательным; он утверждал что дело анализа обеспечить насколько это возможно хорошие условия для функционирования Эго .
45077. Гуманистическая психотерапия 26 KB
  Метод позитивной психотерапии основывается на 3х принципах каждому из которых соответствует определённая методическая составляющая: Принципу надежды соответствует позитивный подход в видении способностей и возможностей человека. Принципу баланса соответствует содержательный дифференциальный анализ психодинамики личности результатом которого есть гармонизация первичных и вторичных актуальных способностей человека. Принципу самопомощи соответствует 5шаговая метамодель используемая как стратегия гармонизации адаптации и развития...