68548

Некоторые особенности либерализма в русской социальной философии

Научная статья

Логика и философия

Генезис понятия либерализма исторически очень сложен и глубок. Рассматривая либерализм в его общем смысле поражаешься многообразию оттенков и значений которые придавались ему в прошлом и придаются сейчас нередко не задумываясь о несоответствии истинной сущности этого термина и определениям...

Русский

2014-09-23

34.5 KB

0 чел.

Бердин А.Т., аспирант

Уфимский Государственный Нефтяной Технологический Университет

Россия, г.Уфа

Некоторые особенности либерализма в русской

социальной философии.

Генезис понятия либерализма исторически очень сложен и глубок. Анализ различных его аспектов блестяще проведен в трудах таких российских исследователей, как К.Д.Кавелин, Иосиф Покровский, П.И.Новгородцев, Лев Петражицкий (учитель П.А.Сорокина), Г.Гурвич, С.Л.Франк, П.Н.Милюков, П.Б.Струве, И.А.Ильин. Перечень далеко не полон, но хотелось бы обратить внимание на ту основу, которая привлекала в либеральных идеях столь разных авторов, и на особенности, которые видели они в применении этих идей на российской почве. Рассматривая либерализм в его общем смысле, поражаешься многообразию оттенков и значений, которые придавались ему в прошлом и придаются сейчас, нередко не задумываясь о несоответствии истинной сущности этого термина, и определениям, которые вкладывают в него различные идеологи и политики (наиболее профанирующим примером может послужить известная в России аббревиатура ЛДПР). Поэтому имеет смысл конкретизировать либерализм не в виде элемента политической или партийной программы, но в качестве широкой социально-философской системы. (Именно в этом смысле понимал его, например, П.Б.Струве). В таком широком понимании либерализм имеет несколько бесспорных черт, которые необходимо выделить.

1. Примат свободы и самоценности каждой отдельно взятой личности. Этот основной принцип либерализма подкрепляется двумя различными основами: 1) Натуралистически, когда основу свободы личности составляет биологический индивидуализм и идея свободной конкуренции, которая представляет собой двигатель общественного прогресса и выживания сильнейшего (Т.Гоббс). 2) Идеалистически, когда свобода личности подкрепляется ее религиозной самоценностью. Это понимание либерализма, всегда было ближе к российскому менталитету, хотя и не отвергало собою первое (В.Соловьев, В.Н.Сагатовский, П.Б.Струве).

2. Либерализм подразумевает свободу каждой личности, отсюда вытекает стремление либерализма к развитию в обществе демократических ценностей.

3. Либерализм считает необходимым для общества исключительно эволюционные формы развития, исходящие, из имеющихся в обществе и государстве реальных экономических и творческих сил. Соответственно, реальной должна быть и постановка конкретных общественно исторических задач.

4. В основе истинного либерализма всегда лежит идея воспитания масс и каждого отдельного индивидуума на базе свободного личного и общественного выбора и ответственности каждого за свой выбор. Этой идее противостоит тенденция революционизма и радикализма, в идеологической основе которой всегда заложено не воспитание, но принуждение по отношению не только к отдельной личности, но к целым классам и даже нациям.

В сущности, либерализм несовместим только с двумя социально философскими идеями: революционным радикализмом и тоталитаризмом. Таким образом, мы видим, что либерализм – намного более широкое понятие, чем «демократия» или «авторитаризм», которые есть не содержание, а лишь формы правления, и ни сколько не противостоит ни одной из них, и не подменяет их собою. Либерализм, в широком смысле, как раз подразумевает не только свою независимость от внешних форм правления, будь то авторитаризм или демократия, но и свободу от формальных, часто, казалось бы, чисто либеральных, по внешним признакам, требований, если они идут в разрез с конкретной политической ситуацией и вредят, тем самым, главному – эволюционному развитию общества и государства.

Исключить либерализм, в принципе, может только одно – тоталитаризм, который обычно вырастает на развалинах неудавшихся формальных демократий. Исчерпывающий анализ о соотношении этих понятий и их применении в российской жизни дал И.А.Ильин. Причем многие положения его исследований звучат для нас не только современно, но даже пророчески. Так, согласно, его исследованиям основанным на богатейшем историческом материале формальное (т.е. обладающее внешними признаками: всеобщее избирательное право и т.д.) демократия отнюдь не исключает опасности возникновения в обществе тоталитарных тенденций, а в критических для государства ситуациях, наоборот, не редко показывает свою слабость как перед внешним врагом (Франция в 1940, Вост.Европа 1930-40гг.), так и перед внутренними разрушительными тенденциями (Россия в феврале – октябре 1917г., Германия в 1933г.).

В России, исходя из ее исторического опыта, сильная, т.е. единственно возможная для нее, как для суверенного государства, власть, всегда имеет авторитарные черты, что совершенно не исключает для этой власти проявления последовательной либеральной политики. Именно в целях эволюционного развития и демократического воспитания масс, в России необходима сильная авторитарная власть, не допускающая революционных взрывов и возвращения страны в тупики тоталитаризма или охлократии, власть, опирающаяся на внутренние силы самого российского общества и возможности его менталитета. Поэтому либерализм в России всегда национален.

Особенностями национальной либеральной авторитарной власти в России должны быть следующие признаки: внеклассовость, внепартийность, опора на собственные силы и дух народа и его исторический опыт, выражением которых является русская идея соборности. Именно в сплаве идей правильно понятого либерализма, не боящегося обвинений в авторитарных тенденциях, и сильной национальной власти, вдохновленной идеями собранности, российская социальная философия в лице своих наиболее ярких представителей видит путь к подлинно творческой демократии и выход из бесконечных социально-экономических кризисов для нашей Родины.

Литература

  1.  Ильин И.А. Наши задачи. Собр.соч. в 10т., Т.2. М.1993.
  2.  Сагатовский В.Н. В чем русская идея. М. 1998.
  3.  Соловьев В.С. Хозяйственный вопрос и нравственность//Вестник Европы. Декабрь. 1896.
  4.  Струве П.Б. Идеи и политика в современной России. Избранные сочинения. М. 1999.
  5.  Струве П.Б. Социальный либерализм. Избранные сочинения. М. 1999.

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18853. Постмодернизм – игра в историзм. Новая эклектика. Чарльз Мур. Роб Криер. Боффил. Джеймс Стирлинг 24.94 KB
  Постмодернизм – игра в историзм. Новая эклектика. Чарльз Мур. Роб Криер. Боффил. Джеймс Стирлинг. В архитектуре постмодернизм сформировался в США теоретически во второй половине 60х гг. а в практике строительства к концу 70х объединив различных по творческим принципам и
18854. Древний Рим. Скульптурный портрет (характерные черты, основные принципы и этапы развития) 27.06 KB
  Древний Рим. Скульптурный портрет характерные черты основные принципы и этапы развития. Очень рано появляется портрет. Развит жанр исторического рельефа. 753г. до н.э. 8в. – Основание Рима. История Древнего Рима: 1 период 41 вв. до н.э. Эпоха Римской Республи
18855. Постмодернизм – истоки. Сложность и противоречие вмето ясности и простоты. Уроки Лас-Вегаса. Роберт Вентури 24.02 KB
  Постмодернизм – истоки. Сложность и противоречие вмето ясности и простоты. Уроки ЛасВегаса. Роберт Вентури. В архитектуре постмодернизм сформировался в США теоретически во второй половине 60х гг. а в практике строительства к концу 70х объединив различных по творческим ...
18856. Восточнохристианская архитектурная традиция. София Константинопольская. Тип крестово-купольного храма 27.78 KB
  Восточнохристианская архитектурная традиция. София Константинопольская. Тип крестовокупольного храма. Софи́я Константино́польская храм Св. Софии Премудрости Божией в Константинополе ныне Стамбул Турция выдающийся памятник византийской архитетктуры. Возведён...
18857. Победы и поражения Модернизма. 60-70гг. От интернационального стиля, до структурализма 23.16 KB
  Победы и поражения Модернизма. 6070гг. От интернационального стиля до структурализма. От интернационального стиля до структурализма. Развитие в Америке и Европе. Творчество Мис Ван дер Роэ. Последовательное применение принципа универсального пространства независимо ...
18858. Готический собор – образ христианского мира (Соборы Шатра,Парижа, Реймса.) 26.09 KB
  Готический собор – образ христианского мира Соборы ШатраПарижа Реймса. Периодизация французской готики: Зарождение готики. 30е гг. 12в. Расцвет готики. 13в. Поздняя готика. 1415 вв. Название появилось в Италии. Готическое – варварское плохое; от пле...
18859. Брутализм, необрутализм 20.48 KB
  Брутализм необрутализм от англ. brutal грубый направление современной архитектуры зародившееся в 1950х гг. в Великобритании архитекторы А. и П. Смитсон и затем распространившееся в Западной Европе США и Японии. Характерно стремление к обнажению конструктивной схемы по
18860. Русская иконопись XII – XVII в. Домонгольская икона, Андрей Рублёв, Дионисий, Симон Ушаков 24.83 KB
  Русская иконопись XII – XVII в. Домонгольская икона Андрей Рублёв Дионисий Симон Ушаков. Все основные иконографические типы Русь унаследовала от Византии. Поэтому для людей не особо искушенных в искусстве русская икона мало чем отличается от византийской. Те же типы Бого...
18861. Европейский классицизм 20.97 KB
  Европейский классицизм. Настало время и высокий мистицизм готики пройдя через испытания ренессанса уступает место новым идеям основанным на традициях древних демократий. Стремление к имперскому величию и демократическим идеалам трансформировалась в ретроспекцию п