68548

Некоторые особенности либерализма в русской социальной философии

Научная статья

Логика и философия

Генезис понятия либерализма исторически очень сложен и глубок. Рассматривая либерализм в его общем смысле поражаешься многообразию оттенков и значений которые придавались ему в прошлом и придаются сейчас нередко не задумываясь о несоответствии истинной сущности этого термина и определениям...

Русский

2014-09-23

34.5 KB

0 чел.

Бердин А.Т., аспирант

Уфимский Государственный Нефтяной Технологический Университет

Россия, г.Уфа

Некоторые особенности либерализма в русской

социальной философии.

Генезис понятия либерализма исторически очень сложен и глубок. Анализ различных его аспектов блестяще проведен в трудах таких российских исследователей, как К.Д.Кавелин, Иосиф Покровский, П.И.Новгородцев, Лев Петражицкий (учитель П.А.Сорокина), Г.Гурвич, С.Л.Франк, П.Н.Милюков, П.Б.Струве, И.А.Ильин. Перечень далеко не полон, но хотелось бы обратить внимание на ту основу, которая привлекала в либеральных идеях столь разных авторов, и на особенности, которые видели они в применении этих идей на российской почве. Рассматривая либерализм в его общем смысле, поражаешься многообразию оттенков и значений, которые придавались ему в прошлом и придаются сейчас, нередко не задумываясь о несоответствии истинной сущности этого термина, и определениям, которые вкладывают в него различные идеологи и политики (наиболее профанирующим примером может послужить известная в России аббревиатура ЛДПР). Поэтому имеет смысл конкретизировать либерализм не в виде элемента политической или партийной программы, но в качестве широкой социально-философской системы. (Именно в этом смысле понимал его, например, П.Б.Струве). В таком широком понимании либерализм имеет несколько бесспорных черт, которые необходимо выделить.

1. Примат свободы и самоценности каждой отдельно взятой личности. Этот основной принцип либерализма подкрепляется двумя различными основами: 1) Натуралистически, когда основу свободы личности составляет биологический индивидуализм и идея свободной конкуренции, которая представляет собой двигатель общественного прогресса и выживания сильнейшего (Т.Гоббс). 2) Идеалистически, когда свобода личности подкрепляется ее религиозной самоценностью. Это понимание либерализма, всегда было ближе к российскому менталитету, хотя и не отвергало собою первое (В.Соловьев, В.Н.Сагатовский, П.Б.Струве).

2. Либерализм подразумевает свободу каждой личности, отсюда вытекает стремление либерализма к развитию в обществе демократических ценностей.

3. Либерализм считает необходимым для общества исключительно эволюционные формы развития, исходящие, из имеющихся в обществе и государстве реальных экономических и творческих сил. Соответственно, реальной должна быть и постановка конкретных общественно исторических задач.

4. В основе истинного либерализма всегда лежит идея воспитания масс и каждого отдельного индивидуума на базе свободного личного и общественного выбора и ответственности каждого за свой выбор. Этой идее противостоит тенденция революционизма и радикализма, в идеологической основе которой всегда заложено не воспитание, но принуждение по отношению не только к отдельной личности, но к целым классам и даже нациям.

В сущности, либерализм несовместим только с двумя социально философскими идеями: революционным радикализмом и тоталитаризмом. Таким образом, мы видим, что либерализм – намного более широкое понятие, чем «демократия» или «авторитаризм», которые есть не содержание, а лишь формы правления, и ни сколько не противостоит ни одной из них, и не подменяет их собою. Либерализм, в широком смысле, как раз подразумевает не только свою независимость от внешних форм правления, будь то авторитаризм или демократия, но и свободу от формальных, часто, казалось бы, чисто либеральных, по внешним признакам, требований, если они идут в разрез с конкретной политической ситуацией и вредят, тем самым, главному – эволюционному развитию общества и государства.

Исключить либерализм, в принципе, может только одно – тоталитаризм, который обычно вырастает на развалинах неудавшихся формальных демократий. Исчерпывающий анализ о соотношении этих понятий и их применении в российской жизни дал И.А.Ильин. Причем многие положения его исследований звучат для нас не только современно, но даже пророчески. Так, согласно, его исследованиям основанным на богатейшем историческом материале формальное (т.е. обладающее внешними признаками: всеобщее избирательное право и т.д.) демократия отнюдь не исключает опасности возникновения в обществе тоталитарных тенденций, а в критических для государства ситуациях, наоборот, не редко показывает свою слабость как перед внешним врагом (Франция в 1940, Вост.Европа 1930-40гг.), так и перед внутренними разрушительными тенденциями (Россия в феврале – октябре 1917г., Германия в 1933г.).

В России, исходя из ее исторического опыта, сильная, т.е. единственно возможная для нее, как для суверенного государства, власть, всегда имеет авторитарные черты, что совершенно не исключает для этой власти проявления последовательной либеральной политики. Именно в целях эволюционного развития и демократического воспитания масс, в России необходима сильная авторитарная власть, не допускающая революционных взрывов и возвращения страны в тупики тоталитаризма или охлократии, власть, опирающаяся на внутренние силы самого российского общества и возможности его менталитета. Поэтому либерализм в России всегда национален.

Особенностями национальной либеральной авторитарной власти в России должны быть следующие признаки: внеклассовость, внепартийность, опора на собственные силы и дух народа и его исторический опыт, выражением которых является русская идея соборности. Именно в сплаве идей правильно понятого либерализма, не боящегося обвинений в авторитарных тенденциях, и сильной национальной власти, вдохновленной идеями собранности, российская социальная философия в лице своих наиболее ярких представителей видит путь к подлинно творческой демократии и выход из бесконечных социально-экономических кризисов для нашей Родины.

Литература

  1.  Ильин И.А. Наши задачи. Собр.соч. в 10т., Т.2. М.1993.
  2.  Сагатовский В.Н. В чем русская идея. М. 1998.
  3.  Соловьев В.С. Хозяйственный вопрос и нравственность//Вестник Европы. Декабрь. 1896.
  4.  Струве П.Б. Идеи и политика в современной России. Избранные сочинения. М. 1999.
  5.  Струве П.Б. Социальный либерализм. Избранные сочинения. М. 1999.

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5108. Методика навчання техніки фізичних вправ школярів 35 KB
  Методика навчання техніки фізичних вправ школярів. Навчання рухових дій у шкільному віці спрямоване перш за все на формування, поглиблення і розширення спеціальних знань у вигляді уявлень, узагальнень і понять, закономірностей, принципів і правил ру...
5109. Урок як основна форма фізичного виховання школярів 76.5 KB
  Урок як основна форма фізичного виховання школярів. Особливості організації і методики проведення уроків фізичної культури з учнями молодшого, середнього та старшого шкільного віку. Урок найбільш розповсюджена форма реалізації базової програм...
5110. Особливості методики контролю за процесом фізичного виховання дітей шкільного віку 64.5 KB
  Особливості методики контролю за процесом ФВ дітей шкільного віку. Основним джерелом отримання інформації про об’єкт, яким управляють є контроль за його станом після виконаних управляючих команд (канал зворотного зв’язку). Для фізичного ви...
5111. Організаційні форми фізичного виховання школярів протягом навчального дня 82.5 KB
  Організаційні форми фізичного виховання школярів протягом навчального дня. Позакласна і позашкільна робота з фізичної культури. Учитель фізичної культури – організатор здорового способу життя. Практична реалізація фізичного виховання школярів з...
5112. Теоретико-методичні основи фізичного виховання дітей шкільного віку 94 KB
  Теоретико-методичні основи фізичного виховання дітей шкільного віку. До шкільного віку відносяться діти від 6-7 до 17-18 років. Відповідно до існуючої системи загальної освіти цей віковий період поділяється на три етапи: молодший середній і старший....
5113. Особливості розвитку рухових якостей у дітей дошкільного віку 80.5 KB
  Особливості розвитку рухових якостей у дітей дошкільного віку. Всебічна фізична підготовка дітей дошкільного віку передбачає досягнення оптимального розвитку рухових (фізичних) якостей: швидкості, спритності, гнучкості, витривалості та сили. Фізичні...
5114. Диференційоване фізичне виховання школярів. Особливості фізичного виховання школярів, які мають відхилення у стані здоров’я 80.5 KB
  Диференційоване фізичне виховання школярів. Особливості фізичного виховання школярів, які мають відхилення у стані здоров’я. Поняття диференційований підхід...
5115. Теоретико-методичні основи фізичного виховання дітей дошкільного віку. Реферат 85.5 KB
  Теоретико-методичні основи фізичного виховання дітей дошкільного віку. Теорія фізичного виховання дітей дошкільного віку – це наука про загальні закономірності фізичного виховання та формування особистості дитини від народження до семи років. У...
5116. Основи фізичного виховання дітей першого та другого року життя 55.5 KB
  Основи фізичного виховання дітей першого та другого року життя Дитина народжується з потребою до рухової активності. Вона багато рухається, виявляє активний пошук до різноманітних (зорових, слухових, тактильних та ін.) подразників. Обмеження рухової...