68549

О СУЩНОСТИ РОССИЙСКОГО ЛИБЕРАЛЬНОГО КОНСЕРВАТИЗМА

Научная статья

Логика и философия

Концепция российского либерального консерватизма представляется наиболее адекватной ситуации исторического вызова современной России. Особенности формирования российского либерального консерватизма предоставляют возможность реабилитации конструктивных ценностей либерализма на новой духовной...

Русский

2014-09-23

29 KB

0 чел.

Круглый стол «Проблемы либерализма в России»;

Бердин А.Т., к. филос.н., член РФО, ст. преп. БашГУ, Уфа.

О СУЩНОСТИ РОССИЙСКОГО ЛИБЕРАЛЬНОГО КОНСЕРВАТИЗМА

 

Концепция российского либерального консерватизма представляется наиболее адекватной ситуации исторического вызова современной России. Особенности формирования российского либерального консерватизма предоставляют возможность реабилитации конструктивных ценностей либерализма на новой, духовной основе, во многом утраченной его вестернизирующими вариантами. Основными положениями доклада являются: 1.Органический, неэклектический характер концепции российского либерального консерватизма. 2.Краткий анализ его сущностных черт. 3.Соотношение российского либерального консерватизма с наиболее влиятельными парадигмами современности (как в полемическом плане — с идеологиями национал-большевизма  и радикального либерализма, так и в плане позитивном — в частности, с евразийством).

Исторические традиции российского либерального консерватизма определяются автором как поиск консолидации: духовной, национальной, социальной и мировоззренческой. Отсюда — попытка преодоления антиномий: западничество — славянофильство; консерватизм — либерализм, (и в современном вариате: контекстность — универсализм, традиционизм — модернизм, изоляционизм — глобализация). Зарождение этой традиции в философии связано с учением В.С.Соловьева. В различной степени в неё вносит идейный вклад целый ряд русских мыслителей — К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин, В.Вейдле, И.Покровский, Л.Петражицкий, Г.Гурвич. Но концептуальное оформление российского либерального консерватизма связывается с именами И.А.Ильина, П.И.Новгородцева и П.Б.Струве, мировоззренческая общность наследия которых установлена автором на основе социально-философского анализа. Продолжателями традиций либерального консерватизма в социально-философских направлениях нашего времени признаются, в частности, В.Н.Сагатовский, М.А.Колеров, И.Б.Чубайс, А.А.Кара-Мурза. В отличие от традиционной западнической трактовки, восходящей ещё к Т.Гоббсу и Ж.-Ж.Руссо, само понятие либерализма, синтезированное в данной концепции, исходит не из натуралистической, а из религиозно-метафизической регулятивной идеи исключительной ценности отдельной личности. Свобода понимается в духовном плане, как актуализация творческого начала в деятельности человека, со-Бытия.  Такая трактовка требует иерархического доминирования внутренней свободы над внешней, духовного воспитания – над внешними инновациями.

В философской основе российского либерального консерватизма выделены его следующие основные черты: 1.Переосмысление античной традиции методики, меры и гармонии. 2.Творческое восприятие исторически традиционных для России религиозных ценностей, в особенности православия. 3.Укорененное в традициях русской философии понимание либерализма и вытекающая из него связь с понятиями соборности, всеединства и любви как основы свободы. 4.Переосмысление консервативной традиции отечественной философии. (Здесь острота полемики направлена как против радикальной западнической (в т.ч. радикально-либеральной и народнической) мысли, так и против антигосударственных учений А.С.Хомякова, Л.Н.Толстого, П.А.Кропоткина). Основными ценностями либерального консерватизма, синтонными всей русской философской традиции, признаются: свобода; любовь как высший метафизический акт свободы; правосознание как мера возможной реализации социальной и политической свободы; государство как политическое оформление нации и свободы её индивидуального творческого пути. Интерпретация радикальных парадигм, дивергентных для российского общества и человечества в целом, как следствия достижения пределов секуляризованного знания предполагает в качестве выхода из социокультурного тупика переход к интегрированному знанию, разработка которого составляет сущность либерально-консервативной методологии.