68550

П.Б.Струве о роли государства и национальной политики в России

Научная статья

Политология и государственное регулирование

Струве выдающийся социолог экономист философ мирового значения. Предметом доклада избраны некоторые оригинальные аспекты мировоззрения петербургского мыслителя касающиеся роли государства и национального вопроса в современной ему жизни России ее истории и будущем причем в основу ретроспективного...

Русский

2014-09-23

42.5 KB

0 чел.

Орешников И.М., Бердин А.Т.

(Уфа, УГНТУ)

П.Б.Струве о роли государства и национальной политики в России

В настоящее время одним из самых насущных вопросов, стоящих перед российской социологической наукой, является поиск цельных, плодотворных и жизненных концепций государственного и национального строительства. В этом плане неизбежно обращение к богатому наследию петербургской философско-социологической школы. Одно из ведущих мест в ее рядах занимал П.Б. Струве — выдающийся социолог, экономист, философ мирового значения. Предметом доклада избраны некоторые оригинальные аспекты мировоззрения петербургского мыслителя, касающиеся роли государства и национального вопроса в современной ему жизни России, ее истории и будущем, причем в основу ретроспективного анализа положены идеи Струве, сформированные им в доэмигрантский, «петербургский» период его жизни — решающий и едва ли не наиболее плодотворный для его творчества.

Едва ли не главной причиной перехода Струве в лагерь либералов Ричард Пайпс считает его "ярый национализм". Еще в статье "Интеллигенция и революция" (сб. "Вехи") Струве обращает внимание на специфическую особенность России - особо масштабную, позитивную роль государства в деле российского национального строительства и деструктивный, непрогрессивный характер фактически всех русских антигосударственных выступлений, начиная от Смутного времени — до революции 1905-07гг. Оставив, вместе с позициями "легального марксизма", отрицательную этическую оценку подавляющей роли государственной машины, Струве отмечает ее положительное значение, как исторически "соборной", объединяющей нацию силы, особо характерной, прежде всего для России. По мнению Струве "...Оселком и мерилом всей так называемой "внутренней" политики, как правительства, так и партий, должен служить ответ на вопрос: в какой мере эта политика содействует "внешнему могуществу" государства." (Струве П.Б. Великая Россия//Русская мысль. 1908 г.№1) Как человек, европейски образованный, Струве не мог не видеть внешней угрозы для России со стороны более зрелых — экономически и национально, государств Западной и Центральной Европы, в которых распространение марксизма ничуть не уменьшало популярности идей национальной консолидации. Позже Струве сделает интересные выводы о роли в мировой войне германской социал-демократии:  "Я не могу присоединиться к мысли, что вражда к России и русским есть явление, характерное для таких "правых элементов" Германии, как прусское юнкерство и т. Исторически это неверно. Всякий, знакомый ... с деятельностью Маркса, знает, что агрессивное германское расширение против славянства ... встречало с его стороны сочувствие и одобрение.  Маленькие славянские народности (до чехов включительно) Маркс сознательно обрекал на съедение германизму". (Струве П.Б. Суд истории // Русская мысль. 1914 г. №11). Струве обращается к "поразительной аналогии" одинаково разрушительных для внешней мощи государства действий как революционеров, подрывающих эту мощь изнутри, так и прогнившего режима самодержавия, не способного поддерживать эту мощь на должном уровне, что ярко продемонстрировала позорная для царизма русско-японская война. Таким образом, в области национальной политики Струве был солидарен со Столыпиным, заявившим революционерам в 1907 году: "Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия".

Национальный вопрос традиционно имеет жизненную важность для многонационального Российского государства. В начале XX века Струве выделял из него три основные проблемы, стоявшие перед царским правительством, называя их условно, "еврейским", "польским", и "внутрироссийским" вопросами.

В этой связи интересно решение Струве еврейского вопроса.  В этом вопросе он был против официальной политики, особенно так называемой "черты оседлости". "Евреи бросают бомбы. А вы знаете, в каких условиях живут они в Западном крае? Вы видели еврейскую бедноту? Если бы я жил в таких условиях, может быть, и я стал бы бросать бомбы". Такая политика царизма превращала евреев во врагов государства, исправных волонтеров революции. В то время как либеральная политика по отношению к этому, "в сущности, наиболее поддающемуся русской ассимиляции" народу, превратила бы их в "незаменимых союзников по экономическому освоению Черного моря Россией". (Струве П.Б. Великая Россия//Русская мысль. 1908 г.№1) — область, "поддающуюся культурному влиянию русского народа", и обладающую гигантскими потенциальными экономическими возможностями. К еврейскому вопросу Струве относился с большим интересом. Так, начиная с №1 за 1911 год, в редактируемой им "Русской мысли" был помещен цикл очерков В.Жаботинского "Еврейство и его настроения". Этот цикл открывал собою задуманную им серию "Письма о национальностях России", освящающую национальные проблемы страны с точки зрения представителей национальных меньшинств. Следующей сложной проблемой был так называемый "польский вопрос", олицетворявший собою проблему исторической судьбы целого ряда "западных губерний", имевших ранее собственную государственность, и высокую культуру, во многом совершенно чуждую российской. Струве понимал историческую неизбежность их  будущего отделения, выделяя эти регионы из числа прочих "инородческих" частей России, и, замечая, что "эти земли имеют свою, совершенно особенную, историческую судьбу". Решающим этот вопрос Струве считал тот факт, что: "Польша совершенно не поддается русскому культурному влиянию" и "нужна России лишь в силу престижа", а не необходимости. Струве полагал, что вопреки распространенному стереотипу, Германия не станет серьезно претендовать на Польшу по той простой причине, что поляки, не поддающиеся русской культурной ассимиляции, ничуть не более поддадутся ассимиляции германской. Германия не смогла бы "переварить" Польшу, как не смогла "переварить" одну лишь польскую Познань. Немцы знают об этом, “а ведь известно, насколько они дорожат своей этнической монолитностью, которая представляет собой великое преимущество их государства”.

Что касается национального вопроса в "инородческих" областях собственно России, как правило, не имевших ранее своей прочной государственности, то главным аргументом Струве, в этом аспекте, служил не политический шовинизм, но чисто культурологический анализ ситуации.  "Россия потому не может не быть национально-русским государством, что единой русской нации историческим ходом вещей предусмотрена не только политическая, но и культурная гегемония в России". (Струве П.Б. Великая Россия//Русская мысль. 1908г.№1), причем в этой проблеме Струве выделяет украинский и прибалтийский вопросы.

Но неудачи России в последний период войны резко обострили внутриполитическую ситуацию в стране, Февральскую революцию 1917 года П.Б.Струве встретил противоречиво, понимая ее чреватость дальнейшим, уже неуправляемым социальным взрывом. "Если рассматривать события 1917 года, то им, конечно, нельзя дать почетного титула революции: Это солдатский бунт, из политики принятый интеллигенцией страны за революцию.  Надежда эта не оправдалась, и бунт превратился в грандиозный позорный всероссийский погром... Под каким названием погромная зараза будет раздавлена, совершено неважно. Раздавлена же и выжжена с русской земли она должна быть во чтобы то ни стало." (Струве П.Б. В чем революция и контрреволюция? // Русская мысль. 1917г. №11, 12).  В сложившейся для России ситуации Струве считал, что время для теоретических построений прошло, наступил время для борьбы. И он сделал свой выбор — тот, который подсказало ему его мировоззрение, совесть и долг — долг российского ученого, политика, гражданина.

ИСТОЧНИКИ

  1.  Струве П.Б. Великая Россия // Русская мысль. 1908г. №1
  2.  Струве П.Б. Оздоровление власти // Русская мысль. 1914г. №1
  3.  Струве П.Б. Суд истории // Русская мысль. 1914г. №8,9,11
  4.  Струве П.Б. Великая Россия и Святая Русь // Русская мысль. 1914г. №12
  5.  Струве П.Б. В чём революция и контрреволюция? // Русская мысль. 1917г. №11,12
  6.  Струве П.Б. Интеллигенция и революция // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М. 1990г.

Уфимский Государственный Нефтяной Технический

Университет

ЗАЯВКА

на участие в работе конференции

“Социология в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургском государственном  университете”

Ф.И.О. Орешников Игорь Михайлович – доктор философских наук, профессор кафедры философии Уфимского Государственного Нефтяного Технического Университета, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан

Бердин Азат Тагирович – аспирант кафедры философии Уфимского Государственного Нефтяного Технического Университета

Место работы Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет

Адрес 450062, г.Уфа, УГНТУ, ул.Космонавтов – 1, корпус 3, кафедра философии

Телефон 60-96-08, 42-77-71

Название доклада П.Б. Струве о роли государства и национальной политики в России

Название пленарного заседания “Классики отечественной социологии и современность” 

Название доклада Бердин А.Т., Орешников И.М. П.Б.Струве о роли государства и национальной политики в России // Социология в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургском Государственном Университете. Тезисы всероссийской научной конференции, посвященной 10-летию факультета социологии СПбГУ. — СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1999. С.41-44.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54954. Строчная буква в. Написание строчной буквы в 1.9 MB
  Задачи: Закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме; Развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать; Воспитывать чувство взаимопомощи, умение радоваться не только за себя, но и за своих товарищей.
54955. Описание действий (развитие речи) 30.5 KB
  Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом сочинения-описания действий. Слов какой части речи больше в тексте описания действий глаголов. В каких случаях мы с вами чаще всего сталкиваемся с описанием действий рецепты инструкции по применению разных товаров.
54956. Инфляция: сущность, причины, виды. Методы измерения инфляции 20.97 KB
  Инфляция представляет собой увеличение денежной массы по сравнению с ее товарным покрытием и проявляется в обесценивании денег и росте общего уровня цен.
54957. Гуситское движение в Чехии 62.5 KB
  Вооруженная борьба гуситов. Крестовые походы против гуситов. Вооружение и способы борьбы гуситов. Вооруженная борьба гуситов.
54958. Причины и социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства 18.02 KB
  Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.
54959. Пусть всегда будет солнце 62.5 KB
  Вид урока Комбинированный Тип урока Комплексный урок Государственный социальный заказ Во исполнение Закона Российской Федерации Об образовании; Закона О развитии образования в городе Москве; Конвенции о правах ребенка;...
54960. ВЫРЕЗАНИЕ ИЗ БУМАГИ 69 KB
  Цели: Обучающая: Способствовать формированию представления о таком виде декоративно прикладного искусства как вырезание из бумаги. Слайды 18 Сейчас вы можете назвать мне тему нашего урока ответы детей Правильно вырезание из бумаги слайд 9 Но давайте нашему уроку придумаем красивое название...
54961. Материки и океаны 65.5 KB
  План урока Этапы урока Задачи этапов Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы и приемы Формы работы Средства обучения Самоопределение в деятельности Настрой учащихся на работу активизация познавательных мотивов учащихся создание психологического комфорта в классе...
54962. Конспект урока на тему баскетбол 41.5 KB
  Прыжки и их разновидности: на двух ногах на правой ноге на левой ноге 1мин 5 мин 3мин 2мин Обратить внимание на внешний вид занимающихся Плечи чуть наклонены вперед Темп движения быстрый руки согнуты ноги не соединять Руки на поясе...