68550

П.Б.Струве о роли государства и национальной политики в России

Научная статья

Политология и государственное регулирование

Струве выдающийся социолог экономист философ мирового значения. Предметом доклада избраны некоторые оригинальные аспекты мировоззрения петербургского мыслителя касающиеся роли государства и национального вопроса в современной ему жизни России ее истории и будущем причем в основу ретроспективного...

Русский

2014-09-23

42.5 KB

0 чел.

Орешников И.М., Бердин А.Т.

(Уфа, УГНТУ)

П.Б.Струве о роли государства и национальной политики в России

В настоящее время одним из самых насущных вопросов, стоящих перед российской социологической наукой, является поиск цельных, плодотворных и жизненных концепций государственного и национального строительства. В этом плане неизбежно обращение к богатому наследию петербургской философско-социологической школы. Одно из ведущих мест в ее рядах занимал П.Б. Струве — выдающийся социолог, экономист, философ мирового значения. Предметом доклада избраны некоторые оригинальные аспекты мировоззрения петербургского мыслителя, касающиеся роли государства и национального вопроса в современной ему жизни России, ее истории и будущем, причем в основу ретроспективного анализа положены идеи Струве, сформированные им в доэмигрантский, «петербургский» период его жизни — решающий и едва ли не наиболее плодотворный для его творчества.

Едва ли не главной причиной перехода Струве в лагерь либералов Ричард Пайпс считает его "ярый национализм". Еще в статье "Интеллигенция и революция" (сб. "Вехи") Струве обращает внимание на специфическую особенность России - особо масштабную, позитивную роль государства в деле российского национального строительства и деструктивный, непрогрессивный характер фактически всех русских антигосударственных выступлений, начиная от Смутного времени — до революции 1905-07гг. Оставив, вместе с позициями "легального марксизма", отрицательную этическую оценку подавляющей роли государственной машины, Струве отмечает ее положительное значение, как исторически "соборной", объединяющей нацию силы, особо характерной, прежде всего для России. По мнению Струве "...Оселком и мерилом всей так называемой "внутренней" политики, как правительства, так и партий, должен служить ответ на вопрос: в какой мере эта политика содействует "внешнему могуществу" государства." (Струве П.Б. Великая Россия//Русская мысль. 1908 г.№1) Как человек, европейски образованный, Струве не мог не видеть внешней угрозы для России со стороны более зрелых — экономически и национально, государств Западной и Центральной Европы, в которых распространение марксизма ничуть не уменьшало популярности идей национальной консолидации. Позже Струве сделает интересные выводы о роли в мировой войне германской социал-демократии:  "Я не могу присоединиться к мысли, что вражда к России и русским есть явление, характерное для таких "правых элементов" Германии, как прусское юнкерство и т. Исторически это неверно. Всякий, знакомый ... с деятельностью Маркса, знает, что агрессивное германское расширение против славянства ... встречало с его стороны сочувствие и одобрение.  Маленькие славянские народности (до чехов включительно) Маркс сознательно обрекал на съедение германизму". (Струве П.Б. Суд истории // Русская мысль. 1914 г. №11). Струве обращается к "поразительной аналогии" одинаково разрушительных для внешней мощи государства действий как революционеров, подрывающих эту мощь изнутри, так и прогнившего режима самодержавия, не способного поддерживать эту мощь на должном уровне, что ярко продемонстрировала позорная для царизма русско-японская война. Таким образом, в области национальной политики Струве был солидарен со Столыпиным, заявившим революционерам в 1907 году: "Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия".

Национальный вопрос традиционно имеет жизненную важность для многонационального Российского государства. В начале XX века Струве выделял из него три основные проблемы, стоявшие перед царским правительством, называя их условно, "еврейским", "польским", и "внутрироссийским" вопросами.

В этой связи интересно решение Струве еврейского вопроса.  В этом вопросе он был против официальной политики, особенно так называемой "черты оседлости". "Евреи бросают бомбы. А вы знаете, в каких условиях живут они в Западном крае? Вы видели еврейскую бедноту? Если бы я жил в таких условиях, может быть, и я стал бы бросать бомбы". Такая политика царизма превращала евреев во врагов государства, исправных волонтеров революции. В то время как либеральная политика по отношению к этому, "в сущности, наиболее поддающемуся русской ассимиляции" народу, превратила бы их в "незаменимых союзников по экономическому освоению Черного моря Россией". (Струве П.Б. Великая Россия//Русская мысль. 1908 г.№1) — область, "поддающуюся культурному влиянию русского народа", и обладающую гигантскими потенциальными экономическими возможностями. К еврейскому вопросу Струве относился с большим интересом. Так, начиная с №1 за 1911 год, в редактируемой им "Русской мысли" был помещен цикл очерков В.Жаботинского "Еврейство и его настроения". Этот цикл открывал собою задуманную им серию "Письма о национальностях России", освящающую национальные проблемы страны с точки зрения представителей национальных меньшинств. Следующей сложной проблемой был так называемый "польский вопрос", олицетворявший собою проблему исторической судьбы целого ряда "западных губерний", имевших ранее собственную государственность, и высокую культуру, во многом совершенно чуждую российской. Струве понимал историческую неизбежность их  будущего отделения, выделяя эти регионы из числа прочих "инородческих" частей России, и, замечая, что "эти земли имеют свою, совершенно особенную, историческую судьбу". Решающим этот вопрос Струве считал тот факт, что: "Польша совершенно не поддается русскому культурному влиянию" и "нужна России лишь в силу престижа", а не необходимости. Струве полагал, что вопреки распространенному стереотипу, Германия не станет серьезно претендовать на Польшу по той простой причине, что поляки, не поддающиеся русской культурной ассимиляции, ничуть не более поддадутся ассимиляции германской. Германия не смогла бы "переварить" Польшу, как не смогла "переварить" одну лишь польскую Познань. Немцы знают об этом, “а ведь известно, насколько они дорожат своей этнической монолитностью, которая представляет собой великое преимущество их государства”.

Что касается национального вопроса в "инородческих" областях собственно России, как правило, не имевших ранее своей прочной государственности, то главным аргументом Струве, в этом аспекте, служил не политический шовинизм, но чисто культурологический анализ ситуации.  "Россия потому не может не быть национально-русским государством, что единой русской нации историческим ходом вещей предусмотрена не только политическая, но и культурная гегемония в России". (Струве П.Б. Великая Россия//Русская мысль. 1908г.№1), причем в этой проблеме Струве выделяет украинский и прибалтийский вопросы.

Но неудачи России в последний период войны резко обострили внутриполитическую ситуацию в стране, Февральскую революцию 1917 года П.Б.Струве встретил противоречиво, понимая ее чреватость дальнейшим, уже неуправляемым социальным взрывом. "Если рассматривать события 1917 года, то им, конечно, нельзя дать почетного титула революции: Это солдатский бунт, из политики принятый интеллигенцией страны за революцию.  Надежда эта не оправдалась, и бунт превратился в грандиозный позорный всероссийский погром... Под каким названием погромная зараза будет раздавлена, совершено неважно. Раздавлена же и выжжена с русской земли она должна быть во чтобы то ни стало." (Струве П.Б. В чем революция и контрреволюция? // Русская мысль. 1917г. №11, 12).  В сложившейся для России ситуации Струве считал, что время для теоретических построений прошло, наступил время для борьбы. И он сделал свой выбор — тот, который подсказало ему его мировоззрение, совесть и долг — долг российского ученого, политика, гражданина.

ИСТОЧНИКИ

  1.  Струве П.Б. Великая Россия // Русская мысль. 1908г. №1
  2.  Струве П.Б. Оздоровление власти // Русская мысль. 1914г. №1
  3.  Струве П.Б. Суд истории // Русская мысль. 1914г. №8,9,11
  4.  Струве П.Б. Великая Россия и Святая Русь // Русская мысль. 1914г. №12
  5.  Струве П.Б. В чём революция и контрреволюция? // Русская мысль. 1917г. №11,12
  6.  Струве П.Б. Интеллигенция и революция // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М. 1990г.

Уфимский Государственный Нефтяной Технический

Университет

ЗАЯВКА

на участие в работе конференции

“Социология в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургском государственном  университете”

Ф.И.О. Орешников Игорь Михайлович – доктор философских наук, профессор кафедры философии Уфимского Государственного Нефтяного Технического Университета, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан

Бердин Азат Тагирович – аспирант кафедры философии Уфимского Государственного Нефтяного Технического Университета

Место работы Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет

Адрес 450062, г.Уфа, УГНТУ, ул.Космонавтов – 1, корпус 3, кафедра философии

Телефон 60-96-08, 42-77-71

Название доклада П.Б. Струве о роли государства и национальной политики в России

Название пленарного заседания “Классики отечественной социологии и современность” 

Название доклада Бердин А.Т., Орешников И.М. П.Б.Струве о роли государства и национальной политики в России // Социология в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургском Государственном Университете. Тезисы всероссийской научной конференции, посвященной 10-летию факультета социологии СПбГУ. — СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1999. С.41-44.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85297. Аксиологические аспекты народной художественной культуры 41.22 KB
  В обществе с каждым годом все острее встает проблема сохранения и развития народной художественной культуры. В различных дискуссиях посвященных народной художественной культуре ученые пытаются решить какие формы народной художественной культуры архаичные или более поздние: художественная самодеятельность фольклоризм фольклор субкультур неофольклор имеют большую эстетическую ценность и право на существование в наши дни. Поэтому для поиска путей решения вышеуказанных проблем необходимо рассмотреть эстетические этические и моральные...
85298. Основные определения народной художественной культуры 34.59 KB
  Народная культура это традиционная культура включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени субъектом которой является народ коллективная личность которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Это культура бесписьменная именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу трансляции жизненно важной для общества информации. Народная культура консервативна практически не подвержена влиянию иных культурных...
85299. Структура курса Теория и история народной художественной культуры 34.76 KB
  С помощью народной художественной культуры испокон веков в наиболее доступной форме передавались молодому поколению сложившиеся в течение столетий эстетические нравственные и трудовые идеалы представления о мире и человеке. Именно поэтому знание народной художественной культуры воспринимается как составляющая духовности самобытный фактор преемственности поколений. Курс Теория и история народной художественной культуры предполагает изучение студентами русского народного творчества как социальноисторического явления осознание природы...
85300. Понятие фольклорный театр: виды и жанры традиционного фольклорного театра 46.25 KB
  Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа откликался на злобу дня был неотъемлемой частью праздничных народных гуляний и несомненно любимейшим зрелищем. Общие признаки национальных фольклорных театров. Бифункциональность применение мифологических сюжетов Коллективность главное общение со зрителем Национальный характер и своеобразие Условная природа фольклорного театра отсутствие сцены декорации смещение времени пространства.
85301. Виды и жанры народной художественной культуры 38.75 KB
  Основной признак сказки фантастический элт который очевиден для рассказчика и слушателя в равной мере. Все сказки делятся на виды группы категории или жанры: А волшебные б кумулятивные в о животных растениях. Волшебные сказки называются так условно и выделяются в отдельный ряд по композиционным структурным признакам. Сказки о животных растениях предметах тоже составляют особую группу.
85302. Актуальные задачи сохранения и развития традиций народной художественной культуры 34.69 KB
  Программа этнохудожественного образования подрастающего поколения Определенную роль в системе возрождения народных традиций играют нучные исследования в сфере НХК которые проводятся на базе: НИИ Искусствознания НИИ Культурологии Этнологии; Российский институт культурного и природного наследия; Государственный Российский дом НХТ Государственный республиканкий центр русского фольклора С их помощью создается целостная многоуровневая система выявления и учета фольклорных процессов. С целью развития традиций НХК систематически проводятся:...
85303. Философские основы сущности и структуры народного художественного сознания 41.29 KB
  В Древней Греции впервые в истории появляется мысль о том что вся совокупность наших знаний может быть упорядочена что из всего огромного разнообразия знаний и сведений можно выделить знания наиболее общего характера наиболее важные достоверные и очевидные ldquo;началаrdquo; ldquo;принципыrdquo; ldquo;аксиомыrdquo; из которых затем можно последовательно шаг за шагом вывести и прочно обосновать все остальные знания так что каждое из них займет своё место в единой системе в упорядоченном и обозримом целом. Согласно же Платону...
85304. Народная художественная культура как основа современного мирового культурного пространства 55.64 KB
  А что знает об этом современный житель России Какими представляет он себе своих предков какой видит культуру России прошлых веков и тысячелетийС уходом XX века и наступлением следующего столетия ученые вновь заговорили о кризисе и даже исчезновении культуры. Проблема состояния культуры соотношения ее структурных элементов выделения ее лидирующих компонентов приобретает особое значение в глобализирующемся мире где превалирует массовая культура постиндустриального общества. В настоящее время актуальным становится практическое решение...
85305. Образы древней мифологии 40.97 KB
  Греки довольно рано перешли к антропоморфизму создав своих богов по образу и подобию людей при этом наделив их непременными и непреходящими качествами красотой умением принимать любой образ и самое главное бессмертием. Человеческая жизнь неизбежно кончалась смертью боги же были бессмертны и не знали границ в выполнении своих желаний но все равно выше богов была судьба Мойры предопределение изменить которое не мог никто из них. Таким образом греки даже в участи бессмертных богов усматривали их сходство с судьбами...