68560

Инновации в менеджменте современного образовательного учреждения

Научная статья

Инновационные исследования

Предлагаемое заседание методического совета которое проходило в компьютерном классе с использованием информационных технологий наглядно показывает роль методической службы УВК во внедрении инновационной деятельности в процессе управления.

Русский

2014-09-23

81.5 KB

3 чел.

Инновации в менеджменте современного образовательного учреждения

(из опыта работы Гвардейского УВК)

Стерхова А.А., директор Гвардейского УВК,

Кульчейко Е.В., заместитель директора по научно-методической работе

Симферопольский район, Крым

Для эффективного управления успешным развитием образовательных учреждений требуется системный и научный подход. Образовательный менеджмент – теоретическая основа управления инновационным развитием.

Что же такое менеджмент, и как он применятся в образовании?

Термин «менеджмент» трактуется довольно широко. В обобщенном виде – содержание подходов к определению менеджмента можно представить так:

Под понятием «менеджмент» мы понимаем науку и искусство  управления. Развитие всех участников учебно-воспитательного процесса осуществляется через инновационный процесс, под которым понимается совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическая идея превращается в образовательное нововведение. Школа должна быть максимально приближена по уровню интеллекта, техническому развитию к окружающему социуму, брать на вооружение всё лучшее и новое.

Администрация Гвардейского УВК «общеобразовательная школа IIII ступеней гимназия» использует систему диагностик, различные виды мониторинга, целеполагания, анализа и самоанализа, разработки структуры управления, выработку локальных управленческих решений. Использование современных образовательных технологий, форм, методов и приёмов проведения педагогических семинаров, административных заседаний является внутренней мотивацией к участию в инновационной деятельности. Предлагаемое заседание методического совета, которое проходило в компьютерном классе с использованием информационных технологий, наглядно показывает роль методической службы УВК во внедрении инновационной деятельности в процессе управления.

Заседание методического совета

«Проведение проблемно-ориентированного анализа деятельности школы»

Цели:

  •  определить эффективность внутришкольного управления, его влияние на развитие педагогического процесса;
  •  рассмотреть вопрос о создании условий для формирования творчески работающего педагогического коллектива;
  •  показать основные принципы организации учебного процесса в УВК, определить положительные и отрицательные стороны
  •  оценить влияние методической и инновационной работы на достижение конечных результатов деятельности УВК;
  •  наметить пути устранения причин появления недостатков, выявленных в ходе анализа.

Участники: администрация УВК, руководители кафедр, психолог.

Обсуждаемые вопросы:

  1.  Особенности образовательного менеджмента;
  2.  Осуществление личностно-ориентированного подхода УВ процессом
  3.  Организационная структура управления Гвардейского УВК
  4.  Эффективность работы ПДС
  5.  Система проектов, направленных на модернизацию содержания образования, повышение компетентности педагогов
  6.  Результаты отслеживания эффективности менеджмента в управлении УВК

Форма проведения: презентация работы методического совета, предметных кафедр УВК по теме заседания

План проведения

  1.  Эмоциональный настрой в процессе просмотра фильма «Из жизни УВК»
  2.  Формирование темы заседания, целеполагание
  3.  Мотивация
    •  Создание проблемной ситуации «Что вы понимаете под менеджментом и Как он применяется в образовании?»
    •  Работа с компьютером (знакомство с трактовкой понятия «менеджмент», составление схемы своего видения, обсуждение понятия, выводы).
  4.  Презентация выступлений, которые должны отвечать следующими требованиями:
    •  анализ должен быть кратким;
      •  в нем должны определяться наиболее значимые проблемы, препятствующие достижению запланированных образовательных результатов;
      •  представленная аргументация результативности (успешности) тех или иных направлений деятельности школы должна быть качественной и иметь количественную оценку.

Руководитель методсовета: «Что же является самым важным фактором в  искусстве  управления инновационным процессом?»

Директор: «Задача руководителя образовательного учреждения – обеспечить необходимые условия для развития личности ребёнка, создать в своей школе атмосферу, способствующую максимальной самореализации обучаемых. Важно обеспечить участие каждого педагога в управлении школой.   Главное - создание развивающегося, творческого коллектива единомышленников»

Руководитель методсовета: «В настоящее время педагогический коллектив УВК творчески работает над реализацией проблемы "Личностно ориентированный подход в обеспечения развития  творческой личности в условиях модернизации образования и реализации гуманизации учебно – воспитательного процесса в рамках УВК «общеобразовательная школа I-III ступеней – гимназия»» Как обеспечивается осуществление личностно-ориентированного подхода УВ процессом?»

Заместитель директора по УВР: «Обеспечение дифференцированного, личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе способствовало развитию системы допрофильного и профильного обучения в школе, которое организовано по двум направлениям: филологическом и информационно-технологическом, осуществляется по государственным и авторским программам. Мониторинг эффективности обучения в профильных классах показал, что уровень учебных достижений повысился по всем профильным предметам: алгебра на 25%;  украинская литература на 33%, украинский язык на 30%, английский язык на 10%.

Заместитель директора по ВР: «С 2002 года педагогический коллектив УВК работает в инновационном режиме как экспериментальное учебное заведение Всеукраинского уровня «Школа здоровья как центр формирования физического и духовного здоровья учащихся, педагогов и родителей в условиях сельской местности». Опыт работы УВК одобрен АНУ и рекомендован к распространению. Проблемно-ориентированный анализ за последние 5 лет показал, что «Организационная структура управления», необходимым элементом которой стали органы ученического самоуправления, научное ученическое общество, детская организация «Бригантина», Совет школы, является оптимальной и наиболее полно способствует дальнейшему развитию образовательного учреждения.».

Зав.кафедры физико-математических наук, руководитель ПДС: «Всем известно, что инновационный процесс возможен только при организации непрерывного обучения педагогических кадров. С этой целью в Гвардейском УВК был организован  (2002г.) постоянно-действующий семинар «Современные педагогические технологии», на котором изучаются вопросы использования современных образовательных технологий, форм, методов и  приёмов проведения уроков и  внеклассных мероприятий. Эффективность работы семинара подтверждают результаты входного и выходного тестирования педагогического коллектива «Изучение профессиональной готовности учителя к применению современных образовательных технологий»

Мониторинг «Роль инновационных технологий в повышении педагогического мастерства» показал, что использование активных форм обучения за время эксперимента увеличился от 12% до 68%.

Руководитель методсовета: «Уже третий год в школе  разрабатывается  и реализуется система проектов, направленных на модернизацию содержания образования, управление педагогическим процессом, планирование и развитие ОУ, повышение компетентности педагогов. Процесс реализации этих проектов позволяет решить несколько задач: реализовать стратегию управления инновационным развитием школы, повысить проектную культуру педагогов, создать условия для использования метода проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе, организовать социальное партнерство между всеми участниками школьного образовательного пространства учителями, учениками, родителями. Слово руководителям проектов»

Заместитель директора по НМР, руководитель проекта «Современный учитель: оптимизация работы»: «Цели и задачи проекта: расширение и углубление знаний учителей и в области информационно-коммуникационных технологий, их актуализация и систематизация, развитие интереса учителей к новым педагогическим технологиям, расширение кругозора, формирование представления о современной информационной картине мира.

Участники проекта: учителя-предметники, желающие повысить свой творческий потенциал с помощью овладения ИКТ.

Краткое описание проекта: Группа учителей-предметников проходит школьные курсы по освоению ИКТ с целью повышения своего профессионального уровня, оптимизации учебной работы, интегрирования ИКТ в практику проведения уроков. В ходе реализации проекта учителя изучают новые компьютерные технологии по проектной методике, проводят уроки, педсоветы, семинары, заседания научно-методического совета  в компьютерном классе.

Задачи, решаемые администрацией школы во время исполнения проекта: повышение уровня компетентности педагогов в области современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, организация творческой деятельности педагогов, возможность их самопрезентации и самореализации, информатизация школьного образовательного пространства».

Зав.секции украинского языка и литературы, учитель-методист, руководитель проекта «Развитие исследовательской компетентности учителя»

Цели и задачи проекта: создать условия для перевода научно-методической работы учителей в научно-исследовательскую.

Участники проекта: учителя-предметники, желающие овладеть методами проведения научно-исследовательской работы.

Краткое описание проекта: Учитель,  анализируя проблемы и достижения, выбирает  тему исследования, работает по ней 5-6 лет. Промежуточными этапами отсчета являются (1-3-5-й). За эти годы он изучает тему исследования (выступает с обзором литературы и передового инновационного опыта, проводит открытые или экспериментальные уроки, выступает с инновациями, которые затем объединяет, формируя собственный инновационный опыт, с осознанием которого учитель выступает два раза).

Конечным результатом преобразования методической деятельности учителей в научно-исследовательскую является подготовка творческих заданий. Содержание творческих заданий определяет банк нового поколения дидактических материалов, а также развивающая часть кабинета — учебно-исследовательской лаборатории учителя.

Успешность реализации данных проектов, на наш взгляд, заключается в рождении идей, значимых для педагогического коллектива, наличии лидеров, пропагандирующих эти идеи, ориентация всего коллектива на инновационную деятельность. Участие учителя в реализации проектов организована в нескольких направлениях: поиск новых идей, приобретение новых знаний в процессе работы семинаров, участия в конкурсах, генерирование собственных идей и проверка действенности инновационных идей. Педагогу предлагается не руководить деятельностью учащихся, а самому пройти весь путь по созданию, реализации и презентации результатов проекта, изучить предлагаемые технологии “изнутри”. Такой подход к организации работы способствует появлению у педагогов нового взгляда, новой позиции, рождению нестандартной идеи в содержании и организации учебно-воспитательного процесса».

Руководитель методсовета: «Основными структурными подразделениями методической службы УВК являются предметные кафедры, которые  вносят весомый вклад в инновационную деятельность УВК, работая над проектами»

Зав.кафедры социально-гуманитарных наук, учитель-методист: «Критическое мышление является интерактивным процессом познания, который происходит одновременно на разных уровнях воспитания. Интерактивные методы обучения предусматривают субъектно-объектные отношения (учитель-ученик, ученик-ученик, ученики-ученик). Внедрение технологии ЧПКРМ показывает, что дети с радостью принимают участие в решении непростых заданий: проверяют информацию и строят свою собственную реальность, демонстрируя высокий уровень готовности к принятию решений. Наше будущее в руках наших детей, а дети - в наших руках. То, какими они станут завтра - зависит от нас».

Руководитель методсовета: «Результатом проектной деятельности учителей, организованной в образовательном пространстве УВК, является:

  •  формирование проектной культуры педагогов;
  •  актуализация проблем развития школы;
  •  выработка практических путей их решения;
  •  активизация инновационной деятельности; раскрытие творческого потенциала педагогов

Заместитель директора по НМР: «Все направления методической работы строятся на основе системного мониторинга, проводимого научно-методическими лабораториями: диагностической и исследовательской

Психолог: Эффективность менеджмента в управлении УВК мы отслеживаем по  следующим показателям:

1. Динамика уровня  здоровья учащихся

2. Диагностика «Диалогическая личность» даёт возможность отследить развитие умения общаться учащихся друг с другом и окружающими людьми.

Полученные данные убеждают нас в том, большинство детей понимают значение умения общаться, нуждаются в других людях, пытаются жить в согласии с миром и людьми.

3. Мониторинг уровня духовного развития по Э.А.Помыткину свидетельствует о продолжающемся духовном росте учащихся УВК. Наибольший рост показателей отслеживается по параметрам: самоанализ, самопознание, стремление к  самосовершенствованию.

4. Динамика уровня развития интеллектуальных способностей выпускников Гвардейского УВК

Сравнение результатов диагностики наглядно показывает, что уровень интеллектуального развития учащихся нашей школы значительно повысился по всем показателям: уровень  запоминания на 25%, нахождения закономерностей-14%, понимание научного текста-13%, умозаключений-12%. Это даёт возможность говорит о положительных результатах  экспериментальной работы по развитию интеллектуального здоровья учащихся Гвардейского УВК»

5. Диагностика «Удовлетворённость учащихся  школьной жизнью». За время эксперимента показатель высокой степени удовлетворённости школьников вырос на 46%, а число с низкой степенью удовлетворённости снизилось на 17%. Все учащиеся утверждают, что у них есть любимый учитель,  82% -  хороший классный руководитель, 78% - к учителю можно обратиться за советом и помощью.

6. Диагностика «Удовлетворённость родителей работой школы».

Рефлексия в процессе заполнения анкеты

  1.  Оцените результативность нашей деятельности по 10-ти бальной шкале
  2.  что вы чувствовали при выступлении ваших коллег
  3.  считаете ли вы себя хорошим руководителем
  4.  какие положительные качества руководителя вы в себе отмечаете?
  5.  какие цели вы перед собой ставите в организации работы коллектива
  6.  каковы перспективы развития нашего коллектива

Решение методсовета

  1.  Опыт организации управления в Гвардейском УВК позволяет:
    •  позволяет постепенно преодолеть пассивность, активизировать инновационную, творческую деятельность педагогических коллективов,
    •  раскрепостить творческий потенциал учащихся, создать условия для свободного развития интеллектуальных способностей личности,
    •  формировать у учащихся творческий, критический стиль мышления, ключевые гражданские компетенции.
  2.  С целью повышения уровня компетентности педагогов в области современных образовательных и информационно-коммуникативных технологий:
  •  укрепление материально-технической базы кабинетов
  •  обеспечение повышения квалификации в сфере информационных технологий педагогами школы без отрыва от производства
  •  должность лаборанта в кабинетах информатики
  •  обеспечение необходимым количеством научно-методической литературы»
  1.  Для управления формированием инновационного опыта провести анализ инновационной деятельности УВК и дополнить банк инноваций.

Наши успехи, а порой и неудачи, во многом определены “духом” школы, ее душой, микроклиматом. Взаимопомощь, поддержка, уважение, взаимодействие администрации с профсоюзом способствуют деловой, рабочей обстановке в коллективе.

Все, о чем было сказано выше, позволило на протяжении последних лет удерживать первенство в рейтинге среди школ Симферопольского района и способствовало созданию модели инновационной школы-гимназии.

Мы полны творческих планов, имеем достаточные педагогические резервы, чтобы сохранить положительную динамику в работе школы.

7


Функция

(вид деятельности)

Процесс

Орган или

аппарат управления

Категория людей

(руководство)

Наука и  искусство

управления

МЕНЕДЖМЕНТ

- система знаний об управлении, которая возникла в конце XIX века, а в начале ХХ столетия окончательно сформировалась


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70673. ОНКОПАТОЛОГИЯ ЛЕГКИХ ТРАХЕИ И КРУПНЫХ БРОНХОВ 388.98 KB
  В зависимости от характера роста опухоли выделяют три анатомические формы рака легкого. Рост опухоли происходит кнаружи от стенки бронха. Выделяют две разновидности этой опухоли: солитарную и мультицентрическую.
70674. ПОВРЕЖДЕНИЯ ГРУДИ 176.5 KB
  Повреждения груди относятся к категории тяжелых травм мирного и военного времени. Обращает на себя внимание что и сегодня до 15 пострадавших умирают не из-за тяжести и обширности повреждения а от вторичных в большинстве случаев устранимых причин.
70675. ОСЛОЖНЕНИЯ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ 72.5 KB
  Язвенная болезнь заболевание в основе которого лежит образование и долгое не заживление дефекта слизистой и других слоев желудка и 12 п. К местным факторам принадлежат: 1 повышение кислотно-ферментативного воздействия на слизистые...
70676. ГАСТРОДУОДЕНАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ 72.5 KB
  Язвы желудка и двенадцатиперстной кишки являются причиной около 50 случаев кровотечения из верхних отделов желудочно-кишечного тракта. Одной из причин такого положения является тот факт что нередко язвенная болезнь дебютирует клиникой кровотечения.
70677. Сущность категорий предприимчивость, предприятие, предпринимательство 125.5 KB
  Предпринимательство (предпринимательская деятельность) - самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность...
70678. Организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности субъектами малого бизнеса 108 KB
  Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли или акции учредителей участников уставным фондом. Хозяйственные товарищества Хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации с разделенным...
70679. Поняття про біосферу 218.76 KB
  Межа біосфери в літосфері також чітко не окреслена. Починаючи з глибин 0,5-2 м від земної поверхні кількість живої речовини зменшується в логарифмічній послідовності. На глибинах понад 10 м породи, як правило, вже стерильні. Та навіть у товщі стерильної породи іноді трапляються острівці життя.
70680. Комплексное исследование рынка 104.5 KB
  Изучение товара: новизна и конкурентоспособность по сравнению с товарами конкурентов; соответствие требованиям местного законодательства существующих здесь правил и обычаев; способность удовлетворить нынешние и перспективные потребности потенциальных покупателей...