68560

Инновации в менеджменте современного образовательного учреждения

Научная статья

Инновационные исследования

Предлагаемое заседание методического совета которое проходило в компьютерном классе с использованием информационных технологий наглядно показывает роль методической службы УВК во внедрении инновационной деятельности в процессе управления.

Русский

2014-09-23

81.5 KB

3 чел.

Инновации в менеджменте современного образовательного учреждения

(из опыта работы Гвардейского УВК)

Стерхова А.А., директор Гвардейского УВК,

Кульчейко Е.В., заместитель директора по научно-методической работе

Симферопольский район, Крым

Для эффективного управления успешным развитием образовательных учреждений требуется системный и научный подход. Образовательный менеджмент – теоретическая основа управления инновационным развитием.

Что же такое менеджмент, и как он применятся в образовании?

Термин «менеджмент» трактуется довольно широко. В обобщенном виде – содержание подходов к определению менеджмента можно представить так:

Под понятием «менеджмент» мы понимаем науку и искусство  управления. Развитие всех участников учебно-воспитательного процесса осуществляется через инновационный процесс, под которым понимается совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическая идея превращается в образовательное нововведение. Школа должна быть максимально приближена по уровню интеллекта, техническому развитию к окружающему социуму, брать на вооружение всё лучшее и новое.

Администрация Гвардейского УВК «общеобразовательная школа IIII ступеней гимназия» использует систему диагностик, различные виды мониторинга, целеполагания, анализа и самоанализа, разработки структуры управления, выработку локальных управленческих решений. Использование современных образовательных технологий, форм, методов и приёмов проведения педагогических семинаров, административных заседаний является внутренней мотивацией к участию в инновационной деятельности. Предлагаемое заседание методического совета, которое проходило в компьютерном классе с использованием информационных технологий, наглядно показывает роль методической службы УВК во внедрении инновационной деятельности в процессе управления.

Заседание методического совета

«Проведение проблемно-ориентированного анализа деятельности школы»

Цели:

  •  определить эффективность внутришкольного управления, его влияние на развитие педагогического процесса;
  •  рассмотреть вопрос о создании условий для формирования творчески работающего педагогического коллектива;
  •  показать основные принципы организации учебного процесса в УВК, определить положительные и отрицательные стороны
  •  оценить влияние методической и инновационной работы на достижение конечных результатов деятельности УВК;
  •  наметить пути устранения причин появления недостатков, выявленных в ходе анализа.

Участники: администрация УВК, руководители кафедр, психолог.

Обсуждаемые вопросы:

  1.  Особенности образовательного менеджмента;
  2.  Осуществление личностно-ориентированного подхода УВ процессом
  3.  Организационная структура управления Гвардейского УВК
  4.  Эффективность работы ПДС
  5.  Система проектов, направленных на модернизацию содержания образования, повышение компетентности педагогов
  6.  Результаты отслеживания эффективности менеджмента в управлении УВК

Форма проведения: презентация работы методического совета, предметных кафедр УВК по теме заседания

План проведения

  1.  Эмоциональный настрой в процессе просмотра фильма «Из жизни УВК»
  2.  Формирование темы заседания, целеполагание
  3.  Мотивация
    •  Создание проблемной ситуации «Что вы понимаете под менеджментом и Как он применяется в образовании?»
    •  Работа с компьютером (знакомство с трактовкой понятия «менеджмент», составление схемы своего видения, обсуждение понятия, выводы).
  4.  Презентация выступлений, которые должны отвечать следующими требованиями:
    •  анализ должен быть кратким;
      •  в нем должны определяться наиболее значимые проблемы, препятствующие достижению запланированных образовательных результатов;
      •  представленная аргументация результативности (успешности) тех или иных направлений деятельности школы должна быть качественной и иметь количественную оценку.

Руководитель методсовета: «Что же является самым важным фактором в  искусстве  управления инновационным процессом?»

Директор: «Задача руководителя образовательного учреждения – обеспечить необходимые условия для развития личности ребёнка, создать в своей школе атмосферу, способствующую максимальной самореализации обучаемых. Важно обеспечить участие каждого педагога в управлении школой.   Главное - создание развивающегося, творческого коллектива единомышленников»

Руководитель методсовета: «В настоящее время педагогический коллектив УВК творчески работает над реализацией проблемы "Личностно ориентированный подход в обеспечения развития  творческой личности в условиях модернизации образования и реализации гуманизации учебно – воспитательного процесса в рамках УВК «общеобразовательная школа I-III ступеней – гимназия»» Как обеспечивается осуществление личностно-ориентированного подхода УВ процессом?»

Заместитель директора по УВР: «Обеспечение дифференцированного, личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе способствовало развитию системы допрофильного и профильного обучения в школе, которое организовано по двум направлениям: филологическом и информационно-технологическом, осуществляется по государственным и авторским программам. Мониторинг эффективности обучения в профильных классах показал, что уровень учебных достижений повысился по всем профильным предметам: алгебра на 25%;  украинская литература на 33%, украинский язык на 30%, английский язык на 10%.

Заместитель директора по ВР: «С 2002 года педагогический коллектив УВК работает в инновационном режиме как экспериментальное учебное заведение Всеукраинского уровня «Школа здоровья как центр формирования физического и духовного здоровья учащихся, педагогов и родителей в условиях сельской местности». Опыт работы УВК одобрен АНУ и рекомендован к распространению. Проблемно-ориентированный анализ за последние 5 лет показал, что «Организационная структура управления», необходимым элементом которой стали органы ученического самоуправления, научное ученическое общество, детская организация «Бригантина», Совет школы, является оптимальной и наиболее полно способствует дальнейшему развитию образовательного учреждения.».

Зав.кафедры физико-математических наук, руководитель ПДС: «Всем известно, что инновационный процесс возможен только при организации непрерывного обучения педагогических кадров. С этой целью в Гвардейском УВК был организован  (2002г.) постоянно-действующий семинар «Современные педагогические технологии», на котором изучаются вопросы использования современных образовательных технологий, форм, методов и  приёмов проведения уроков и  внеклассных мероприятий. Эффективность работы семинара подтверждают результаты входного и выходного тестирования педагогического коллектива «Изучение профессиональной готовности учителя к применению современных образовательных технологий»

Мониторинг «Роль инновационных технологий в повышении педагогического мастерства» показал, что использование активных форм обучения за время эксперимента увеличился от 12% до 68%.

Руководитель методсовета: «Уже третий год в школе  разрабатывается  и реализуется система проектов, направленных на модернизацию содержания образования, управление педагогическим процессом, планирование и развитие ОУ, повышение компетентности педагогов. Процесс реализации этих проектов позволяет решить несколько задач: реализовать стратегию управления инновационным развитием школы, повысить проектную культуру педагогов, создать условия для использования метода проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе, организовать социальное партнерство между всеми участниками школьного образовательного пространства учителями, учениками, родителями. Слово руководителям проектов»

Заместитель директора по НМР, руководитель проекта «Современный учитель: оптимизация работы»: «Цели и задачи проекта: расширение и углубление знаний учителей и в области информационно-коммуникационных технологий, их актуализация и систематизация, развитие интереса учителей к новым педагогическим технологиям, расширение кругозора, формирование представления о современной информационной картине мира.

Участники проекта: учителя-предметники, желающие повысить свой творческий потенциал с помощью овладения ИКТ.

Краткое описание проекта: Группа учителей-предметников проходит школьные курсы по освоению ИКТ с целью повышения своего профессионального уровня, оптимизации учебной работы, интегрирования ИКТ в практику проведения уроков. В ходе реализации проекта учителя изучают новые компьютерные технологии по проектной методике, проводят уроки, педсоветы, семинары, заседания научно-методического совета  в компьютерном классе.

Задачи, решаемые администрацией школы во время исполнения проекта: повышение уровня компетентности педагогов в области современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, организация творческой деятельности педагогов, возможность их самопрезентации и самореализации, информатизация школьного образовательного пространства».

Зав.секции украинского языка и литературы, учитель-методист, руководитель проекта «Развитие исследовательской компетентности учителя»

Цели и задачи проекта: создать условия для перевода научно-методической работы учителей в научно-исследовательскую.

Участники проекта: учителя-предметники, желающие овладеть методами проведения научно-исследовательской работы.

Краткое описание проекта: Учитель,  анализируя проблемы и достижения, выбирает  тему исследования, работает по ней 5-6 лет. Промежуточными этапами отсчета являются (1-3-5-й). За эти годы он изучает тему исследования (выступает с обзором литературы и передового инновационного опыта, проводит открытые или экспериментальные уроки, выступает с инновациями, которые затем объединяет, формируя собственный инновационный опыт, с осознанием которого учитель выступает два раза).

Конечным результатом преобразования методической деятельности учителей в научно-исследовательскую является подготовка творческих заданий. Содержание творческих заданий определяет банк нового поколения дидактических материалов, а также развивающая часть кабинета — учебно-исследовательской лаборатории учителя.

Успешность реализации данных проектов, на наш взгляд, заключается в рождении идей, значимых для педагогического коллектива, наличии лидеров, пропагандирующих эти идеи, ориентация всего коллектива на инновационную деятельность. Участие учителя в реализации проектов организована в нескольких направлениях: поиск новых идей, приобретение новых знаний в процессе работы семинаров, участия в конкурсах, генерирование собственных идей и проверка действенности инновационных идей. Педагогу предлагается не руководить деятельностью учащихся, а самому пройти весь путь по созданию, реализации и презентации результатов проекта, изучить предлагаемые технологии “изнутри”. Такой подход к организации работы способствует появлению у педагогов нового взгляда, новой позиции, рождению нестандартной идеи в содержании и организации учебно-воспитательного процесса».

Руководитель методсовета: «Основными структурными подразделениями методической службы УВК являются предметные кафедры, которые  вносят весомый вклад в инновационную деятельность УВК, работая над проектами»

Зав.кафедры социально-гуманитарных наук, учитель-методист: «Критическое мышление является интерактивным процессом познания, который происходит одновременно на разных уровнях воспитания. Интерактивные методы обучения предусматривают субъектно-объектные отношения (учитель-ученик, ученик-ученик, ученики-ученик). Внедрение технологии ЧПКРМ показывает, что дети с радостью принимают участие в решении непростых заданий: проверяют информацию и строят свою собственную реальность, демонстрируя высокий уровень готовности к принятию решений. Наше будущее в руках наших детей, а дети - в наших руках. То, какими они станут завтра - зависит от нас».

Руководитель методсовета: «Результатом проектной деятельности учителей, организованной в образовательном пространстве УВК, является:

  •  формирование проектной культуры педагогов;
  •  актуализация проблем развития школы;
  •  выработка практических путей их решения;
  •  активизация инновационной деятельности; раскрытие творческого потенциала педагогов

Заместитель директора по НМР: «Все направления методической работы строятся на основе системного мониторинга, проводимого научно-методическими лабораториями: диагностической и исследовательской

Психолог: Эффективность менеджмента в управлении УВК мы отслеживаем по  следующим показателям:

1. Динамика уровня  здоровья учащихся

2. Диагностика «Диалогическая личность» даёт возможность отследить развитие умения общаться учащихся друг с другом и окружающими людьми.

Полученные данные убеждают нас в том, большинство детей понимают значение умения общаться, нуждаются в других людях, пытаются жить в согласии с миром и людьми.

3. Мониторинг уровня духовного развития по Э.А.Помыткину свидетельствует о продолжающемся духовном росте учащихся УВК. Наибольший рост показателей отслеживается по параметрам: самоанализ, самопознание, стремление к  самосовершенствованию.

4. Динамика уровня развития интеллектуальных способностей выпускников Гвардейского УВК

Сравнение результатов диагностики наглядно показывает, что уровень интеллектуального развития учащихся нашей школы значительно повысился по всем показателям: уровень  запоминания на 25%, нахождения закономерностей-14%, понимание научного текста-13%, умозаключений-12%. Это даёт возможность говорит о положительных результатах  экспериментальной работы по развитию интеллектуального здоровья учащихся Гвардейского УВК»

5. Диагностика «Удовлетворённость учащихся  школьной жизнью». За время эксперимента показатель высокой степени удовлетворённости школьников вырос на 46%, а число с низкой степенью удовлетворённости снизилось на 17%. Все учащиеся утверждают, что у них есть любимый учитель,  82% -  хороший классный руководитель, 78% - к учителю можно обратиться за советом и помощью.

6. Диагностика «Удовлетворённость родителей работой школы».

Рефлексия в процессе заполнения анкеты

  1.  Оцените результативность нашей деятельности по 10-ти бальной шкале
  2.  что вы чувствовали при выступлении ваших коллег
  3.  считаете ли вы себя хорошим руководителем
  4.  какие положительные качества руководителя вы в себе отмечаете?
  5.  какие цели вы перед собой ставите в организации работы коллектива
  6.  каковы перспективы развития нашего коллектива

Решение методсовета

  1.  Опыт организации управления в Гвардейском УВК позволяет:
    •  позволяет постепенно преодолеть пассивность, активизировать инновационную, творческую деятельность педагогических коллективов,
    •  раскрепостить творческий потенциал учащихся, создать условия для свободного развития интеллектуальных способностей личности,
    •  формировать у учащихся творческий, критический стиль мышления, ключевые гражданские компетенции.
  2.  С целью повышения уровня компетентности педагогов в области современных образовательных и информационно-коммуникативных технологий:
  •  укрепление материально-технической базы кабинетов
  •  обеспечение повышения квалификации в сфере информационных технологий педагогами школы без отрыва от производства
  •  должность лаборанта в кабинетах информатики
  •  обеспечение необходимым количеством научно-методической литературы»
  1.  Для управления формированием инновационного опыта провести анализ инновационной деятельности УВК и дополнить банк инноваций.

Наши успехи, а порой и неудачи, во многом определены “духом” школы, ее душой, микроклиматом. Взаимопомощь, поддержка, уважение, взаимодействие администрации с профсоюзом способствуют деловой, рабочей обстановке в коллективе.

Все, о чем было сказано выше, позволило на протяжении последних лет удерживать первенство в рейтинге среди школ Симферопольского района и способствовало созданию модели инновационной школы-гимназии.

Мы полны творческих планов, имеем достаточные педагогические резервы, чтобы сохранить положительную динамику в работе школы.

7


Функция

(вид деятельности)

Процесс

Орган или

аппарат управления

Категория людей

(руководство)

Наука и  искусство

управления

МЕНЕДЖМЕНТ

- система знаний об управлении, которая возникла в конце XIX века, а в начале ХХ столетия окончательно сформировалась


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21826. Возведение зданий методом подъёма перекрытий 136 KB
  Этот метод очень эффективен в сейсмических районах благодаря применению цельных неразрезных плит перекрытий выполняющих роль горизонтальных диафрагм обеспечивающих поперечную жёсткость здания а также при необходимости строительства в стеснённых условиях исключающих применение кранов. 5 а 2 3 б 1 2 в 4 г ...
21827. ВОЗВЕДЕНИЕ ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЙ 85 KB
  Конструктивно современные высотные здания являются каркасными это железобетонный стальной или комбинированный каркас с пространственным ядром жёсткости или с плоскими диафрагмамисвязями рис. В большинстве высотных зданий предусмотрено ядро жёсткости которое воспринимает горизонтальные нагрузки от примыкающих частей здания и обеспечивает устойчивость и пространственную жёсткость всего здания в процессе монтажа и эксплуатации. Ядра жёсткости обычно выполняют из железобетона хотя в металлических каркасах ядро может быть стальным....
21828. СТРОИТЕЛЬСТВО ДЕРЕВЯННЫХ ЗДАНИЙ 42 KB
  Технология производства строительномонтажных работ включает в себя следующие основные процессы: земляные работы под фундаменты; устройство фундаментов с гидроизоляцией; установка обвязочного бруса по периметру стен; укладка элементов пола 1 этажа по обвязочному брусу с утеплением и изоляционными слоями; устройство чёрного пола; монтаж стен и перегородок первого этажа; устройство проёмообразователей под окна и двери из пилёного леса перемычек и стоек ; окончательное проектное соединение элементов между собой; монтаж или устройство...
21829. МОНТАЖ БОЛЬШЕПРОЛЁТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ 78.5 KB
  Конструктивно покрытия выполняются следующих типов рис.: Металлические фермы и балочные системы иногда предварительно напряжённые с затяжками; Арочные и купольные системы; Перекрёстностержневые системы типа структур; Железобетонные пространственные покрытия оболочки арки складки ; Висячие покрытия мембранные тонколистовые с жесткими нитями подвесные плоскостные и пространственные; Вантовые покрытия вантовые сетки вантовобалочные системы висячие оболочки вантовые фермы комбинированные системы; Пневматические...
21830. МОНТАЖ ВЫСОТНЫХ СООРУЖЕНИЙ – МАЧТ, БАШЕН, ТРУБ 51 KB
  МОНТАЖ ВЫСОТНЫХ СООРУЖЕНИЙ МАЧТ БАШЕН ТРУБ 15. При возведении высотных сооружений наиболее распространены следующие методы: наращивание конструкций в проектном положении поярусное возведение снизу вверх; монтаж поворотом предварительная сборка сооружения на земле в горизонтальном поолжении с последующим поворотом вокруг шарнира в вертикальное проектное положение; подращивание конструкции сборка в вертикальном положении начиная с самых верхних секций их подъём подведение под них последующих секций их общий подъём до...
21831. ВОЗВЕДЕНИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ РЕЗЕРВУАРОВ 37.5 KB
  Днище и корпус устраивают из цельносварных рулонированных на заводе полотнищ. Изготавливают рулонные заготовки на специальных двухярусных стендахконвейерах имеющих посты раскроя; сборки и прихватки листов; сварки с одной стороны; сварки с другой стороны; испытания и рулонирования. Готовую заготовку сворачивают в рулон на центральную стойку покрытия или шахтную лестницу и закрепляют от самопроизвольного разворачивания специальными планками на сварке. Готовые к отправке рулоны имеют габариты: высота 3м; длина 12 или 18м; вес 21 или 47т.
21832. СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 282 KB
  Профили автомобильной дороги: А Поперечный профиль; Б продольный профиль; 1 разделительная полоса 2 дорожная одежда 3 укрепительная полоса 4 обочина 5 основание под дорожную одежду 6 тело насыпи 7 уклоны поперечный и продольный 8 кювет 9 зона сосредоточенного ведения работ 10 естественный профиль местности. Ознакомимся с терминологией характеризующей основные конструктивные элементы автомобильных дорог: поперечный профиль поперечное сечение автодороги характеризующее составляющие конструктивные...
21833. СТРОИТЕЛЬСТВО ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ В УСЛОЖНЁННЫХ УСЛОВИЯХ СТРОИТЕЛЬСТВА 50.5 KB
  Возведение строительных объектов в условиях плотной городской застройки. При строительстве в условиях плотной городской застройки возникает ряд факторов соблюдение которых обеспечивает качество и долговечность не только непосредственно возводимых объектов но и окружающих их соружений. Для ограничения складских площадей можно организовывать монтаж строительных конструкций с колёс применять максимально укрупнённые элементы применять апробированные в аналогичных условиях передовые строительные технологии.