68560

Инновации в менеджменте современного образовательного учреждения

Научная статья

Инновационные исследования

Предлагаемое заседание методического совета которое проходило в компьютерном классе с использованием информационных технологий наглядно показывает роль методической службы УВК во внедрении инновационной деятельности в процессе управления.

Русский

2014-09-23

81.5 KB

5 чел.

Инновации в менеджменте современного образовательного учреждения

(из опыта работы Гвардейского УВК)

Стерхова А.А., директор Гвардейского УВК,

Кульчейко Е.В., заместитель директора по научно-методической работе

Симферопольский район, Крым

Для эффективного управления успешным развитием образовательных учреждений требуется системный и научный подход. Образовательный менеджмент – теоретическая основа управления инновационным развитием.

Что же такое менеджмент, и как он применятся в образовании?

Термин «менеджмент» трактуется довольно широко. В обобщенном виде – содержание подходов к определению менеджмента можно представить так:

Под понятием «менеджмент» мы понимаем науку и искусство  управления. Развитие всех участников учебно-воспитательного процесса осуществляется через инновационный процесс, под которым понимается совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическая идея превращается в образовательное нововведение. Школа должна быть максимально приближена по уровню интеллекта, техническому развитию к окружающему социуму, брать на вооружение всё лучшее и новое.

Администрация Гвардейского УВК «общеобразовательная школа IIII ступеней гимназия» использует систему диагностик, различные виды мониторинга, целеполагания, анализа и самоанализа, разработки структуры управления, выработку локальных управленческих решений. Использование современных образовательных технологий, форм, методов и приёмов проведения педагогических семинаров, административных заседаний является внутренней мотивацией к участию в инновационной деятельности. Предлагаемое заседание методического совета, которое проходило в компьютерном классе с использованием информационных технологий, наглядно показывает роль методической службы УВК во внедрении инновационной деятельности в процессе управления.

Заседание методического совета

«Проведение проблемно-ориентированного анализа деятельности школы»

Цели:

  •  определить эффективность внутришкольного управления, его влияние на развитие педагогического процесса;
  •  рассмотреть вопрос о создании условий для формирования творчески работающего педагогического коллектива;
  •  показать основные принципы организации учебного процесса в УВК, определить положительные и отрицательные стороны
  •  оценить влияние методической и инновационной работы на достижение конечных результатов деятельности УВК;
  •  наметить пути устранения причин появления недостатков, выявленных в ходе анализа.

Участники: администрация УВК, руководители кафедр, психолог.

Обсуждаемые вопросы:

  1.  Особенности образовательного менеджмента;
  2.  Осуществление личностно-ориентированного подхода УВ процессом
  3.  Организационная структура управления Гвардейского УВК
  4.  Эффективность работы ПДС
  5.  Система проектов, направленных на модернизацию содержания образования, повышение компетентности педагогов
  6.  Результаты отслеживания эффективности менеджмента в управлении УВК

Форма проведения: презентация работы методического совета, предметных кафедр УВК по теме заседания

План проведения

  1.  Эмоциональный настрой в процессе просмотра фильма «Из жизни УВК»
  2.  Формирование темы заседания, целеполагание
  3.  Мотивация
    •  Создание проблемной ситуации «Что вы понимаете под менеджментом и Как он применяется в образовании?»
    •  Работа с компьютером (знакомство с трактовкой понятия «менеджмент», составление схемы своего видения, обсуждение понятия, выводы).
  4.  Презентация выступлений, которые должны отвечать следующими требованиями:
    •  анализ должен быть кратким;
      •  в нем должны определяться наиболее значимые проблемы, препятствующие достижению запланированных образовательных результатов;
      •  представленная аргументация результативности (успешности) тех или иных направлений деятельности школы должна быть качественной и иметь количественную оценку.

Руководитель методсовета: «Что же является самым важным фактором в  искусстве  управления инновационным процессом?»

Директор: «Задача руководителя образовательного учреждения – обеспечить необходимые условия для развития личности ребёнка, создать в своей школе атмосферу, способствующую максимальной самореализации обучаемых. Важно обеспечить участие каждого педагога в управлении школой.   Главное - создание развивающегося, творческого коллектива единомышленников»

Руководитель методсовета: «В настоящее время педагогический коллектив УВК творчески работает над реализацией проблемы "Личностно ориентированный подход в обеспечения развития  творческой личности в условиях модернизации образования и реализации гуманизации учебно – воспитательного процесса в рамках УВК «общеобразовательная школа I-III ступеней – гимназия»» Как обеспечивается осуществление личностно-ориентированного подхода УВ процессом?»

Заместитель директора по УВР: «Обеспечение дифференцированного, личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе способствовало развитию системы допрофильного и профильного обучения в школе, которое организовано по двум направлениям: филологическом и информационно-технологическом, осуществляется по государственным и авторским программам. Мониторинг эффективности обучения в профильных классах показал, что уровень учебных достижений повысился по всем профильным предметам: алгебра на 25%;  украинская литература на 33%, украинский язык на 30%, английский язык на 10%.

Заместитель директора по ВР: «С 2002 года педагогический коллектив УВК работает в инновационном режиме как экспериментальное учебное заведение Всеукраинского уровня «Школа здоровья как центр формирования физического и духовного здоровья учащихся, педагогов и родителей в условиях сельской местности». Опыт работы УВК одобрен АНУ и рекомендован к распространению. Проблемно-ориентированный анализ за последние 5 лет показал, что «Организационная структура управления», необходимым элементом которой стали органы ученического самоуправления, научное ученическое общество, детская организация «Бригантина», Совет школы, является оптимальной и наиболее полно способствует дальнейшему развитию образовательного учреждения.».

Зав.кафедры физико-математических наук, руководитель ПДС: «Всем известно, что инновационный процесс возможен только при организации непрерывного обучения педагогических кадров. С этой целью в Гвардейском УВК был организован  (2002г.) постоянно-действующий семинар «Современные педагогические технологии», на котором изучаются вопросы использования современных образовательных технологий, форм, методов и  приёмов проведения уроков и  внеклассных мероприятий. Эффективность работы семинара подтверждают результаты входного и выходного тестирования педагогического коллектива «Изучение профессиональной готовности учителя к применению современных образовательных технологий»

Мониторинг «Роль инновационных технологий в повышении педагогического мастерства» показал, что использование активных форм обучения за время эксперимента увеличился от 12% до 68%.

Руководитель методсовета: «Уже третий год в школе  разрабатывается  и реализуется система проектов, направленных на модернизацию содержания образования, управление педагогическим процессом, планирование и развитие ОУ, повышение компетентности педагогов. Процесс реализации этих проектов позволяет решить несколько задач: реализовать стратегию управления инновационным развитием школы, повысить проектную культуру педагогов, создать условия для использования метода проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе, организовать социальное партнерство между всеми участниками школьного образовательного пространства учителями, учениками, родителями. Слово руководителям проектов»

Заместитель директора по НМР, руководитель проекта «Современный учитель: оптимизация работы»: «Цели и задачи проекта: расширение и углубление знаний учителей и в области информационно-коммуникационных технологий, их актуализация и систематизация, развитие интереса учителей к новым педагогическим технологиям, расширение кругозора, формирование представления о современной информационной картине мира.

Участники проекта: учителя-предметники, желающие повысить свой творческий потенциал с помощью овладения ИКТ.

Краткое описание проекта: Группа учителей-предметников проходит школьные курсы по освоению ИКТ с целью повышения своего профессионального уровня, оптимизации учебной работы, интегрирования ИКТ в практику проведения уроков. В ходе реализации проекта учителя изучают новые компьютерные технологии по проектной методике, проводят уроки, педсоветы, семинары, заседания научно-методического совета  в компьютерном классе.

Задачи, решаемые администрацией школы во время исполнения проекта: повышение уровня компетентности педагогов в области современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, организация творческой деятельности педагогов, возможность их самопрезентации и самореализации, информатизация школьного образовательного пространства».

Зав.секции украинского языка и литературы, учитель-методист, руководитель проекта «Развитие исследовательской компетентности учителя»

Цели и задачи проекта: создать условия для перевода научно-методической работы учителей в научно-исследовательскую.

Участники проекта: учителя-предметники, желающие овладеть методами проведения научно-исследовательской работы.

Краткое описание проекта: Учитель,  анализируя проблемы и достижения, выбирает  тему исследования, работает по ней 5-6 лет. Промежуточными этапами отсчета являются (1-3-5-й). За эти годы он изучает тему исследования (выступает с обзором литературы и передового инновационного опыта, проводит открытые или экспериментальные уроки, выступает с инновациями, которые затем объединяет, формируя собственный инновационный опыт, с осознанием которого учитель выступает два раза).

Конечным результатом преобразования методической деятельности учителей в научно-исследовательскую является подготовка творческих заданий. Содержание творческих заданий определяет банк нового поколения дидактических материалов, а также развивающая часть кабинета — учебно-исследовательской лаборатории учителя.

Успешность реализации данных проектов, на наш взгляд, заключается в рождении идей, значимых для педагогического коллектива, наличии лидеров, пропагандирующих эти идеи, ориентация всего коллектива на инновационную деятельность. Участие учителя в реализации проектов организована в нескольких направлениях: поиск новых идей, приобретение новых знаний в процессе работы семинаров, участия в конкурсах, генерирование собственных идей и проверка действенности инновационных идей. Педагогу предлагается не руководить деятельностью учащихся, а самому пройти весь путь по созданию, реализации и презентации результатов проекта, изучить предлагаемые технологии “изнутри”. Такой подход к организации работы способствует появлению у педагогов нового взгляда, новой позиции, рождению нестандартной идеи в содержании и организации учебно-воспитательного процесса».

Руководитель методсовета: «Основными структурными подразделениями методической службы УВК являются предметные кафедры, которые  вносят весомый вклад в инновационную деятельность УВК, работая над проектами»

Зав.кафедры социально-гуманитарных наук, учитель-методист: «Критическое мышление является интерактивным процессом познания, который происходит одновременно на разных уровнях воспитания. Интерактивные методы обучения предусматривают субъектно-объектные отношения (учитель-ученик, ученик-ученик, ученики-ученик). Внедрение технологии ЧПКРМ показывает, что дети с радостью принимают участие в решении непростых заданий: проверяют информацию и строят свою собственную реальность, демонстрируя высокий уровень готовности к принятию решений. Наше будущее в руках наших детей, а дети - в наших руках. То, какими они станут завтра - зависит от нас».

Руководитель методсовета: «Результатом проектной деятельности учителей, организованной в образовательном пространстве УВК, является:

  •  формирование проектной культуры педагогов;
  •  актуализация проблем развития школы;
  •  выработка практических путей их решения;
  •  активизация инновационной деятельности; раскрытие творческого потенциала педагогов

Заместитель директора по НМР: «Все направления методической работы строятся на основе системного мониторинга, проводимого научно-методическими лабораториями: диагностической и исследовательской

Психолог: Эффективность менеджмента в управлении УВК мы отслеживаем по  следующим показателям:

1. Динамика уровня  здоровья учащихся

2. Диагностика «Диалогическая личность» даёт возможность отследить развитие умения общаться учащихся друг с другом и окружающими людьми.

Полученные данные убеждают нас в том, большинство детей понимают значение умения общаться, нуждаются в других людях, пытаются жить в согласии с миром и людьми.

3. Мониторинг уровня духовного развития по Э.А.Помыткину свидетельствует о продолжающемся духовном росте учащихся УВК. Наибольший рост показателей отслеживается по параметрам: самоанализ, самопознание, стремление к  самосовершенствованию.

4. Динамика уровня развития интеллектуальных способностей выпускников Гвардейского УВК

Сравнение результатов диагностики наглядно показывает, что уровень интеллектуального развития учащихся нашей школы значительно повысился по всем показателям: уровень  запоминания на 25%, нахождения закономерностей-14%, понимание научного текста-13%, умозаключений-12%. Это даёт возможность говорит о положительных результатах  экспериментальной работы по развитию интеллектуального здоровья учащихся Гвардейского УВК»

5. Диагностика «Удовлетворённость учащихся  школьной жизнью». За время эксперимента показатель высокой степени удовлетворённости школьников вырос на 46%, а число с низкой степенью удовлетворённости снизилось на 17%. Все учащиеся утверждают, что у них есть любимый учитель,  82% -  хороший классный руководитель, 78% - к учителю можно обратиться за советом и помощью.

6. Диагностика «Удовлетворённость родителей работой школы».

Рефлексия в процессе заполнения анкеты

  1.  Оцените результативность нашей деятельности по 10-ти бальной шкале
  2.  что вы чувствовали при выступлении ваших коллег
  3.  считаете ли вы себя хорошим руководителем
  4.  какие положительные качества руководителя вы в себе отмечаете?
  5.  какие цели вы перед собой ставите в организации работы коллектива
  6.  каковы перспективы развития нашего коллектива

Решение методсовета

  1.  Опыт организации управления в Гвардейском УВК позволяет:
    •  позволяет постепенно преодолеть пассивность, активизировать инновационную, творческую деятельность педагогических коллективов,
    •  раскрепостить творческий потенциал учащихся, создать условия для свободного развития интеллектуальных способностей личности,
    •  формировать у учащихся творческий, критический стиль мышления, ключевые гражданские компетенции.
  2.  С целью повышения уровня компетентности педагогов в области современных образовательных и информационно-коммуникативных технологий:
  •  укрепление материально-технической базы кабинетов
  •  обеспечение повышения квалификации в сфере информационных технологий педагогами школы без отрыва от производства
  •  должность лаборанта в кабинетах информатики
  •  обеспечение необходимым количеством научно-методической литературы»
  1.  Для управления формированием инновационного опыта провести анализ инновационной деятельности УВК и дополнить банк инноваций.

Наши успехи, а порой и неудачи, во многом определены “духом” школы, ее душой, микроклиматом. Взаимопомощь, поддержка, уважение, взаимодействие администрации с профсоюзом способствуют деловой, рабочей обстановке в коллективе.

Все, о чем было сказано выше, позволило на протяжении последних лет удерживать первенство в рейтинге среди школ Симферопольского района и способствовало созданию модели инновационной школы-гимназии.

Мы полны творческих планов, имеем достаточные педагогические резервы, чтобы сохранить положительную динамику в работе школы.

7


Функция

(вид деятельности)

Процесс

Орган или

аппарат управления

Категория людей

(руководство)

Наука и  искусство

управления

МЕНЕДЖМЕНТ

- система знаний об управлении, которая возникла в конце XIX века, а в начале ХХ столетия окончательно сформировалась


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76752. Позвоночный столб в целом 188.39 KB
  Грудной отдел 12 позвонков наличие реберных ямок на телах для суставов головки ребра и суставных поверхностей на поперечных отростках для ребернопоперечных суставов Поясничный отдел 5 позвонков массивность тела специфическое положение отростков сосцевидные бугорки на верхних суставных отростках. Величина изгибов меняется в зависимости от массы тела и его отдельных частей физической нагрузки мышечного напряжения возраста пола наконец от положения тела при вертикальном она увеличивается горизонтальном уменьшается. С...
76753. Ребра и грудина. Грудная клетка в целом 184.3 KB
  На позвоночном конце ребра находятся: головка с гребнем у IIX ребер и верхней нижней суставными поверхностями покрытыми гиалиновым хрящом у I XI и XII ребер гребень отсутствует; шейка переходящая углом в тело; на переходе бугорок на 10 верхних ребрах с двумя возвышениями: медиальнонижнее имеет суставную ямку для сочленения с поперечным отростком позвонка к другому возвышению прикрепляется связка; последние два ребра бугорка не имеют у первого ребра бугорок совпадает с вершиной угла. Тело ребра изогнутое у позвоночного конца...
76754. Развитие черепа в онтогенезе 191.91 KB
  Кости лицевого черепа развиваются на основе висцеральных дуг которых закладывается 5 пар а между ними 5 пар висцеральных карманов старое название жаберные дуги и жаберные карманы. Висцеральные дуги для лицевого черепа. Ядра точки окостенения подразделяются на: первичные 4150 появляющиеся во внутриутробном периоде в костях мозгового черепа их больше всего начало появления 78 недели к рождению они образуют 20 крупных очагов оссификации; вторичные появляющиеся после рождения; в больших костях черепа их мало но между костями в...
76755. Варианты и аномалии костей черепа 181.64 KB
  Теменные кости выраженность теменных бугров особенно у женщин; появление межтеменной кости. Затылочная кость наличие поперечного шва отделяющего верхнюю часть чешуи и образование вставочной дополнительной кости; присутствие более мелких добавочных костей часто расположенных в швах кости швов; значительная выраженность затылочных выступов; уплощение чешуи слабая выраженность борозд или наоборот увеличение изогнутости чешуи и углубление борозд; разнообразные формы большого отверстия костных валиков вокруг внутреннего его края;...
76756. Первая и вторая висцеральные дуги 187.99 KB
  Развитие лицевого (висцерального) черепа определяется мозгом и краниальным (глоточным) отделом первичной кишки, в котором на боковых стенках между висцеральными (жаберными) карманами появляются хрящевые висцеральные (жаберные) дуги, но особое значение для черепа имеют первые две.
76757. Кости лицевого черепа. Глазница 192.12 KB
  Подвисочная поверхность находится сзади тела образуя стенку подвисочной и крылонебной ямок состоит: из бугра верхней челюсти с задними альвеолярными отверстиями для одноименных нервов и сосудов. Глазничная поверхность занимает на теле кости верхнее положение участвуя в образовании нижней стенки глазницы. Носовая поверхность образует латеральную стенку полости носа. Небный отросток носовой гребень по медиальному краю; передняя носовая ость: окончание носового гребня впереди; верхняя носовая поверхность; нижняя небная поверхность...
76758. Височная кость 184.9 KB
  У верхушки пирамиды внутреннее отверстие сонного канала. На передней поверхности пирамиды находятся: каменисточешуйчатая щель хрящевая ростковая зона и отверстие мышечнотрубного канала; дугообразное возвышение от полукружных костных каналов лабиринта; крыша барабанной полости от среднего уха; тройничное вдавление на вершине пирамиды для одноименного нервного узла; расщелины и борозды большого и малого каменистого нервов. На задней поверхности пирамиды располагаются: внутреннее слуховое отверстие и внутренний слуховой проход для YII...
76759. Клиновидная кость 180.73 KB
  Клиновидная кость воздухоносная состоит из тела малых и больших крыльев и крыловидных отростков. На верхней поверхности тела находится турецкое седло а в нем: гипофизарная ямка для гипофиза центральной нейроэндокринной железы; бугорок седла кпереди от ямки; спинка седла с задними наклоненными отростками кзади от ямки; сонные борозды: правая и левая с клиновидными язычками лежат по боковым поверхностям седла предназначены для внутренней сонной артерии и внутреннего сонного симпатического нерва венозного пещеристого синуса. На...
76760. Крылонёбная ямка 181.89 KB
  Ямка соседствует и имеет связи с височной и подвисочной ямами. По форме ямка узкая щель ограниченная тремя выше перечисленными костями она граничит и сообщается с полостью черепа средней черепной ямой полостями носа и рта глазницей височной и подвисочной ямами. Крылонебная ямка сообщается: с полостью рта через большой и малый небные каналы с одноименными сосудами и нервами которые снабжают твердое и мягкое небо и небные миндалины; с полостью носа через клиновиднонебное отверстие с одноименными сосудами и нервами для слизистой...