68563

Новый статус – новая страница в образовательном процессе

Научная статья

Педагогика и дидактика

Исходя из целей была определена проблема школы-гимназии: Личностно ориентированный подход в обеспечении формирования компетентностной творческой личности в условиях модернизации образования и гуманизации учебно-воспитательного процесса в рамках УВК.

Русский

2014-09-23

141 KB

0 чел.

Новый статус – новая страница в образовательном процессе

(из опыта работы Гвардейского УВК)

А.А. Стерхова, директор Гвардейского УВК

М.С. Казаева, заместитель директора по УВР,

Е.В.Кульчейко, Н.Г. Шараевская, заместители директора по НМР

В век модернизации образования каждой школе необходимо выбрать рациональную стратегию своего развития, определиться, какой ей быть, в чем ее индивидуальность, ее «лицо».

Нашей школе уже 62 года. Постоянно находясь в поисках новых форм и методов обучения, коллектив нашей школы с 2006 года работает в новом статусе – «Гвардейский УВК общеобразовательная школа I - III ступеней – гимназия».

В связи с этим была разработана Концепция развити.я школы-гимназии, главная цель которой обеспечить каждому ребёнку условия для становления физически здоровой, духовно богатой, интеллектуально развитой личности, получения полного общего среднего образования, формирование всесторонней культуры. Исходя из целей, была определена проблема школы-гимназии: «Личностно ориентированный подход в обеспечении формирования компетентностной творческой личности в условиях модернизации образования и гуманизации учебно-воспитательного процесса в рамках УВК» .

Над реализацией проблемы работали все участники учебно-воспитательного процесса. Управленческая роль принадлежала администрации УВК, команде единомышленников.

«Благо всегда и всюду зависит от соблюдения двух условий: правильности установления конечной цели и отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели», - эти слова были сказаны древнегреческим философом Аристотелем 2400 лет назад. Значимость и актуальность их для осуществления управленческой деятельности велика и в наши дни, а именно:

  •  реализация 1 условия - прогнозируемый результат, определен концепцией развития школы, в которой обозначены конкретные цели и задачи;
  •  создание условий для достижения результатов вызывает сложности, так как вся работа по его выполнению должна выйти на высокий результат УВП, основные слагаемые которого: кадровое обеспечение; научно-методическая служба; материально-техническая база. Максимальное внимание уделяется управленческой деятельности, которая является залогом успешной реализации задач концепции развития.

В основу совершенствования организации управления УВК заложена идея создания управляющей системы со своей структурой, которая должна решать управленческие задачи, выполнять управленческие действия и функции. Нами выделены приоритетные функции управления:

  •  Информационно-аналитическая
  •  Мотивационно-целевая
  •  Планово-прогностическая
  •  Организационно-исполнительская
  •  Контрольно-диагностическая

За последние годы в УВК в соответствии с Концепцией развития произошли изменения, сменились акценты в традиционных подсистемах управления, например:

 В области планирования приоритетным стало умение программирования (комплексно-целевые программы развития, экспериментальные программы, учебные программы, воспитательные программы).

В области организации приоритетным стало умение создавать инновационные и творческие команды педагогов, учащихся, родителей (творческие и педагогические лаборатории педагогов, временные группы субъектов образовательного процесса по подготовке и реализации проектов).

В области руководства сегодня значимым является делегирование полномочий на нижние уровни управления, создание ситуации успеха в профессиональной, учебной и иной деятельности педагогов и обучающихся.

Отличительной чертой внутришкольного контроля последних трех лет является переход от режима прямого контролирования к режиму совместного исследования, что способствует профессиональному росту педагогов.

 С 2003 наша школа работает в инновационном режиме, что потребовало не только обновления школьного образования, изменения определённых управленческих действий, но и некоторой реконструкции системы методической работы, которая ориентирована в первую очередь на раскрытие творческого потенциала каждого педагога и педагогического коллектива в целом, на создание условий для роста профессионального мастерства педагогов, а, в конечном счете, на повышение качества и эффективности образования.

Тема методической службы «Развитие творческого коллектива, работающего в инновационном режиме по модернизации образования». Цель: «Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающего способности, возможности, интересы учащихся. Они были определены в соответствии с Концепцией развития УВК на 2005 – 2010 гг.

Какие же изменения произошли в методической работе?

1. Для реализации основных задач Концепции методической службой была разработана организационная структура.

2. Все направления методической работы строятся на основе системного мониторинга, проводимого аналитико-диагностической лаборатории, задачи которой:

  •  Исследования результативности внедрение в практику прогрессивных управленческих и педагогических технологий.
  •  Изучение индивидуальных особенностей членов педагогического и ученического коллективов.
  •  Совершенствование видов и форм диагностики и контроля.

3. На основе мониторинга организовано обучение педагогических кадров, которое ведётся в таких направлениях:

  •  Индивидуальная работа по темам самообразования
  •  Групповая – в разноуровневых группах педагогов «Школа молодого учителя», «Школа становления педагогического мастерства», «Школа развития и саморазвития», что способствовало дифференцированному подходу к повышению уровня педагогической культуры учителя.
  •  Коллективная работа: постоянно-действующий семинар «Педагогическое мастерство как фактор повышения профессиональной компетентности учителя». Эффективность работы семинара подтверждают результаты входного и выходного тестирования педагогического коллектива «Изучение профессиональной готовности учителя к применению современных образовательных технологий». За 5 лет готовность учителя к применению современных образовательных технологий выросла на 40%

4. Особую значимость сегодня приобретает организация научно-исследовательской и проектной деятельности, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностно профессиональное становление. Основными структурными подразделениями научно-методической службы УВК являются предметные кафедры, которые, в отличие от предметных методических объединений, осуществляют не только учебно-воспитательную, методическую, но и экспериментальную научно-исследовательскую работу.

Так, кафедра социальных и социально-гуманитарных дисциплин работает над исследованием «Влияние социально-гуманитарных дисциплин на развитие эмоциональной сферы личности»

Кафедра воспитательной работы: внедрение проекта: «Психолого-педагогическое сопровождение каждого ребёнка»

Творческая группа учителей и учащихся работают над проектом: «Использование информационно-компьютерных технологий как средство повышения уровня мотивации к успеху у учащихся и педагогов» Они не только готовят презентации уроков по различным предметам, снимают и монтируют фильмы из жизни школы, но и обучают учителей других школ района работе в различных программах. Это очень интересно, успехи в совместной деятельности учитель-ученик вызывают эмоциональный подъем, желание работать.

5. В 2005-2010г инновационная деятельность осуществлялась по таким направлениям, как:

  •  технологические инновации - современные компьютерные и телекоммуникационные технологии;
  •  организационные инновации - новые организационные структуры и формы; интеграция основного и дополнительного образования; различные виды обучения;
  •  педагогические инновации - новые методы и приемы преподавания и обучения, новый стиль работы преподавателей; освоение новых инновационных курсов; системы контроля.

Уже несколько лет с целью создания модели профессионально компетентного педагога современного ОУ внедряется проект «Портфолио как инструмент формирования ключевых компетенций, оценки и рефлексии деятельности учителя» (руководитель проекта з/д по УВР М.С. Казаева)

Многие учителя Гвардейского УВК работают над специальными проектами. Так, например, результатами работы над проектом «Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка» Н.Н. Исаева поделилась с участниками конкурса «Учитель года»

 В результате диагностико-аналитического подхода к научно-методической работе, нам удалось преодолеть антиинновационный барьер, сформировать достаточно высокий уровень мотивации педагогов к инновационной деятельности. Исследования мотивов участия педагогов в научно-методической инновационной деятельности показывает, что внутренние мотивы преобладают над внешними.

 

Внутренние мотивы

%

Внешние мотивы

%

возможность участия в формировании гуманистической личности ученика

27

способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами

13

способ реализации своего творческого потенциала

24

выполнение своего профессионального долга

22

реализации потребности в достижении успеха

16

ИТОГО

67

33

Это даёт возможность утверждать, что у 67% педагогов есть стремление к профессиональному росту

Высокий творческий потенциал педагогического коллектива позволяет ему делится опытом работы на семинарах, конференциях, участвовать в различных конкурсах. Так, в декабре 2009 г. Гвардейский УВК участвовал в VI Всекрымском конкурсе педагогических инноваций с творческой работой «Проект – составная имиджа учебного заведения» и занял 1 место в номинации «Инновации в управлении учебно-воспитательным процессом»

6. Необходимым компонентом в структуре научно-методической деятельности инновационной деятельности становится рефлексия как познание и анализ учителем явлений собственного сознания и деятельности (взгляд на собственную мысль и действия со стороны). Итоги своей работы подводим в виде

Пресс-конференции по итогам экспериментальной деятельности

Защиты проекта «Моя педагогическая философия»

Презентации индивидуальных и групповых программ обучения и воспитания

Фестиваль педагогических идей

Научно-практическая конференция

Актуальное интервью с победителем конкурса «Учитель года»

«Портфель достижений учителя»

«Дневник классного руководителя»

Системный подход к внутришкольному контролю и обновлённая структура научно-методической деятельности позволили выйти на достаточно профессиональный уровень учителя.

«Учитель-методист» – 10

«Старший учитель» – 16

Заслуженный работник образования АРК-2

Отличник образования - 12

Лауреат премии Сороса – 2

Знак В. Сухомлинского – 1

Призёры конкурса «Учитель года» - 10

Таким образом, в процессе инновационной деятельности расширяются творческие связи между учителями, учениками и родителями, формируется сплоченный коллектив единомышленников, повышается имидж образовательного учреждения. Очевидно одно, качество образования – это результат, на который работают все.

Вся эта работа направлена на решение основной задачи образования – воспитание здорового социально-успешного выпускника

 Отслеживание реализации поставленной задачи осуществляется на протяжении всего процесса обучения по критериям, разработанным научно-методической службой и предполагающих:

  •  Анализ сформированности культуры здоровья у учащихся
  •  Динамику развития уровня воспитанности.
  •  Диагностику личностных достижений учащихся.
  •  Мониторинг результативности учебных достижений.
  •  Степень адаптации в современном социуме.

1. Продолжая ежегодные исследования, начатые в рамках эксперимента «Школа здоровья», мы отслеживаем уровень заболеваемости учащихся. За годы существования школы в статусе УВК наблюдается снижение заболеваемости учащихся УВК на 10,9%, что говорит о системной работе педагогического коллектива, направленной на укрепление здоровья детей, приобщения их к ценностям здорового образа жизни.

2. Развитие личности школьников невозможно без высокой духовности, нравственной культуры, патриотизма, толерантного отношения к окружающим. Проводимая диагностика уровня воспитанности даёт возможность планировать воспитательную работу как с детским коллективом в целом, так с каждым ребёнком в отдельности.

3. Отслеживание развития творческого потенциала личности происходит в течение всего периода обучения с 1 по 11 классы, что позволяет планировать работу с талантливыми учащимися по индивидуальному плану. Создание условий для поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных особенностей одарённых детей обеспечивается в процессе реализации проекта «Одарённые»

Об успешной реализации задачи качества предоставляемых образовательных услуг можно судить по:

  •  числу призёров предметных олимпиад, и конкурсов (за 5 последних лет: 2 этап - 50, 3 этап - 16)
  •  стабильности УУД учащихся на протяжении 4 лет существования УВК.

4. Конечная цель УВП - формирование конкурентноспособного выпускника школы, умеющего адаптироваться в окружающем социуме. Ранняя допрофильная подготовка учащихся гимназических классов обеспечивает осмысленный выбор профиля обучения учащимися 10,11 классов, помогает им определиться с выбором будущей профессии. Реализации проекта «Преемственность», разработанного творческой группой УВК, направлена на создание условий для адаптации учащихся при переходе с одной ступени обучения на другую.

Практически за все годы существования школы в статусе УВК учебный процесс на 111 ступени обучения был охвачен 100% профилизацией.

Этому способствует ежегодная, целенаправленная работа по организации профильного обучения базирующаяся на:

  •   психологических исследованиях, направленных на выявление склонностей и способностей и желаний учащихся 8,9 10 классов;
  •   анализе кадрового состава и материально-методического обеспечения профильного обучения.

В разные годы в УВК функционировали профили: филологический, технологический, информационно-технологический, физико-математический, социально-гуманитарный. математический. Мониторинговые исследования профильного обучения подтверждают целесообразность выбора, сделанного учащимися старших классов

5. Отрадно отметь, что закончив школу наши выпускники стремятся продолжить своё обучение дальше, поступая в ВУЗы, получить престижную профессию, реализовать себя как личность. Сохраняется тенденция к росту поступлений в ВУЗы в соответствии с профилем обучения, причём многие наши выпускники поступают на бюджет, подтверждая свои знания.

Одним из немаловажных условий для достижения результатов управления образования является материально-техническое обеспечение, которое обновляется и пополняется ежегодно. Школа имеет 8 предметных кабинетов, 2 компьютерных класса, 2 спортивных зала, 2 музея, актовый зал, столовую, медицинский кабинет и кабинет психолога. На территории школы расположен стадион, включающий в себя футбольное поле, баскетбольную площадку, беговые дорожки и площадки для групповых занятий.

Но этого на сегодня недостаточно. В связи с огромным потоком информации, необходимостью её анализа, организованного и оперативного принятия управленческих решений, мы пришли к осознанной необходимости - создать в УВК ресурсно-информационный центр на базе библиотеки. Начало уже положено. Библиотека оснащена компьютером, ксероксом, плазменным телевизором, DVD-проигрывателем, принтером, видеомагнитофоном, ноутбуком, мультимедийным проектором, специальной программой для школьных библиотек.

Однако анализ развития УВК позволил вычленить ряд проблем:

  •  отставание темпов внедрения инновационных, информационных и здоровьесберегающих технологий от потребностей изменения образовательного процесса в школе;
  •  разногласия между уровнем профессиональной подготовки педкадров и требуемой профессиональной компетентностью для работы в режиме развивающей парадигмы. Учителям, имеющим солидный педстаж, трудно перестроить себя на работу в новых условиях. Требуется индивидуальная работа со стороны научно-методической службы с каждым членом педагогического коллектива в этом направлении
  •  учащиеся УВК, обучаясь в многопрофильной образовательной среде, не всегда имеют возможность практического использования знаний «повышенного уровня», в должной степени не владеют сформированными ключевыми компетентностями;
  •  необходимость совершенствования системы психолого-педагогического сопровождения учащихся с 1 по 11 класс

Поэтому задача реализации обновленного социального заказа потребовала совершенствования содержания образования, внедрения новых форм научно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе в использовании инновационных педагогических технологий.

С этой целью разработана Программа развития УВК на 2010-2015г. «Школа жизненных компетентностей», реализация которой позволит сформировать модель выпускника 21 века

Таким образом, наша миссия может быть сформулирована так: содействие процессу модернизации образования в соответствии с современными социальными требованиями и тенденциями развития общества, развития образовательной системы в целях обеспечения доступности и качества образования для учащихся, что позволит им стать конкурентоспособными на рынке труда, успешно строить профессиональную карьеру, быть успешными в жизни.

«Новому веку - творческую и ответственную личность».


Повышение
результативности учебно-воспитательного процесса

Материально-техническое обеспечение

Условия для достижения результатов

рогнозируемый

результат

Педагогические кадры

Управленческая

деятельность


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46109. Анализ условий нормального речевого развития ребенка. Этапы нормального речевого онтогенеза 17.5 KB
  Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослого и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики от нормального окружения и от воспитания и обучения которое начинается с первых дней его жизни. Этапы становления речи детей Леонтьев. В это же время путем подражания ребенок постепенно перенимает элементы звучащей речи.Преддошкольный от 1года до 3 лет Характеристика: этап становления активной речи.
46110. Теоретические основы логопсихологии. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи 20.5 KB
  Психологическая характеристика детей с нарушениями речи. Объект – психика лиц с патологией речи. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи. Ранний возраст 13 года Этот возраст является сензитивным чувствительным периодом становления речи.
46111. Характеристика педагогических систем воспитания детей с речевыми нарушениями. Проблемы интеграции детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями 23.5 KB
  Характеристика педагогических систем воспитания детей с речевыми нарушениями. Проблемы интеграции детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты Системы логопедического и педагогического обследования детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями В целом проводится комплексное психологопедагогическое обследование психолог педагоги логопед Цель: выявить отклонения направить ребенка в соответствующее образовательное учреждение Задачи обследования: 1....
46112. Семейное воспитание детей с нарушениями речи: содержание, формы, и стили семейного воспитания 14 KB
  Семейное воспитание детей с нарушениями речи: содержание формы и стили семейного воспитания. Семья основная на браке или кровном родстве малая группа члены которой связаны общностью быта взаимной моральной ответственностью в ней вырабатываются совокупность нормы и образцов регламентирущих взаимодействий между супругами детьми детей между собой. детоцентрическая – все интересы подчинены ребенку детей формируется высокая самооценка 3.сексуальноэротическая Специфические функции семей имеющих детей с нарушениями в развитии 1.
46113. Принципы, задачи, содержание логоритмического воспитания детей с речевой патологией 26 KB
  Принципы задачи содержание логоритмического воспитания детей с речевой патологией. Принципы ЛР. Общедидактические принципы 1. принцип наглядности Обуславливает широкое взаимодействие показателей всех внешних и внутренних анализаторов.
46114. Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении школьников с ТНР 18.5 KB
  Развитие речи в школе Vвида – специальный вид деятельности учителя и учащихся направленных на овладение речью. Vв используется 3 основных подхода к литературному развитию учащихся школы общего назначения: психолингвистический лингводидактический методика преподавания литературы МПЛ 1 психолингвистический подход Достижение наибольшей эффективности работы по развитию речи на уровне литературы способствует применение психолингвистического подхода Психолингвистический термин Речевая деятельность система речевых действий...
46115. Предмет и задачи начального обучения математике детей с речевыми нарушениями 12.5 KB
  Предмет и задачи начального обучения математике детей с речевыми нарушениями. МПМ методика преподавания математике – наука предметом которой является обучение математике на всех уровнях обучения начиная с дошкольного учреждения и заканчивая высшей школой. объект содержание методы средства Обучение математике решает развивающие образовательные воспитательные задачи: 1 образовательные : Ученики должны получить знания умения: представления о натуральном числе и числе 0.
46116. Лингвистические и психологические основы методики развития речи детей. Задачи, принципы и направления работы по развитию речи 13.5 KB
  Лингвистические и психологические основы методики развития речи детей. Задачи принципы и направления работы по развитию речи. деятельности по формированию речи у детей дошкольного возраста. Задачи работы по развитию речи направления работы : Воспитание ЗКР.
46117. Значение изобразительной деятельности в воспитании детей и коррекции у них речевых нарушений 14 KB
  Включение речи в познавательные процессы восприятие представление воображение без которых не может развиваться изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка. В свою очередь хорошо организованные занятия рисованием представляют сильное средство развития речи.Развитие речи в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях: вопервых происходит обогащение словаря вовторых осуществляется становление и развитие речи как средства общения втретьих совершенствуется...