68584

Изучение состояния преподавания государственного языка (Денисовская, Чайкинская, Константиновская школы)

Научная статья

Педагогика и дидактика

Крым является специфическим в языковом отношении регионом Украины. Одним из факторов, определяющих эту специфику, можно считать русско-украинский и украинско-русский билингвизм (первым в каждом случае является родной язык). На протяжении многих лет разговаривать по-украински, выписывать украинские газеты и журналы...

Русский

2014-09-23

194 KB

4 чел.

                                                                                                                                                       Коллегия РОО

11 февраля 2011г. № 4

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      СПРАВКА

изучение состояния преподавания государственного языка

(Денисовская, Чайкинская, Константиновская школы)

Крым является специфическим в языковом отношении регионом Украины. Одним из факторов, определяющих эту специфику, можно считать русско-украинский и украинско-русский билингвизм (первым в каждом случае является родной язык). На протяжении многих лет разговаривать по-украински, выписывать украинские газеты и журналы, петь украинские песни в русскоязычном Крыму значило выделяться из общей массы со знаком "минус". Это привело к резкому снижению уровня владения языком даже в среде этнических украинцев, родным языком которых является украинский.

В условиях сложившегося в Крыму поликультурного пространства, проблемы, связанные с русско-украинской и украинско-русской интерференцией, которые являются следствием развивающегося билингвизма, приобретают первоочередное значение. Это определяется тем, что языковые проблемы в Украине выходят далеко за границы лингвистики, поскольку украинский язык является фактором формирования национальной культуры и национального самосознания.

        Одной из основных задач, стоящих перед образованием, является обеспечение реализации государственной политики в сфере образования.

Государственный язык – это национальное достояние, его функционирование, развитие, защита – дело всех и каждого, а не только работников образования.

      Обеспечение функционирования государственного языка подкреплено    нормативно – правовой базой.

- Законы Украины «Об образовании», «Об общем среднем образовании».

- Концепция общего среднего образования, профильного обучения.

- Программа развития и функционирования украинского языка на 2004-2010гг. (распоряжение Симферопольской  РГА от 07.06.2004г. №991-р).

- План мероприятий по улучшению изучения украинского языка в ОУЗ с обучением на языках национальных меньшинств на 2008-20011гг. (приказ МОНУ от 25.05.2008г. №461).

- Отраслевая программа внедрения профильного обучения на 2008-2010гг. (решение коллегии МОНУ от 24.04.2008г. №4/11-2).

В соответствии с годовым планом работы отдела образования было проанализировано состояние преподавания государственного языка в школах Симферопольского района и изучено в 3-х ОУЗ: Денисовской, Чайкинской, Константиновской.

В Симферопольском районе функционирует 39 школ 2-3 ступеней, где украинский язык и литература преподается как предмет.

Сеть классов с украинским языком обучения формируется с учетом потребности населения. На сегодняшний день представлена следующими цифрами:

- 1 школа с украинским языком обучения с правом набора в классы с русским языком обучения (Новоандреевская ОШ);

 - 3 школы с тремя языками обучения (русский, украинский, крымскотатарский);

- 13 школ с двумя языками обучения (русский и украинский);

в них:

- 56 классов с украинским языком обучения (8,5 % от общего количества классов) с охватом 680 учащихся (5,9 % от общего количества учащихся).  

В соответствии с Концепцией профильного обучения в старшей школе в общеобразовательных школах открыты профильные филологические классы, классы с углубленным изучением украинского языка, спецкурсы:

- филологический профиль - в 12 школах с охватом 176 учащихся;

- углубленное изучение украинского языка осуществляется в 5-ти школах с охватом 135 учащихся;

- в профильных классах преподается 7 спецкурсов: «Українське ділове мовлення», «Основи теорії літератури», «Риторика», «Основи культури мовлення», «Українське народознавство», «Основи науки про мову», «Фразеологія української літературної мови».

Рабочие учебные планы составлены в соответствии с Типовыми учебными планами  для организации обучения в классах с русским и украинским языком, утвержденными приказом МОНУ от 19.04.2010 № 01-14/812.

        Количество часов по украинскому языку и литературе соответствуют  учебным программам (от 1 до 4 часов).

Преподавание украинского языка обеспечено на 100%.

Анализ кадрового состава учителей украинского языка и литературы свидетельствует о том, что он качественно не изменился. Так в 2009/2010 учебном году преподавателей украинского языка и литературы 128 (93% с высшим образованием), а в 2010/2011 учебном году 118 (92,3 % с высшим образованием), из них:

- имеют звание «Заслуженный учитель Украины» - 1 (0,8% от общего числа учителей);

-  учитель - методист - 5 человек (4,2% от общего числа учителей);

-  старший учитель – 12 человек (10,2% от общего числа учителей);

-  имеют высшую категорию - 31 учитель (26,3%);

- специалистов 1 категории – 35 человек (29,7%);

- специалистов 2 категории - 15 человек (12,7%);

- специалистов – 37 человек (31,3%);

- заочников - 9 человек.

В проверяемых школах украинский язык и литературу преподает 7 учителей. Учителя СЗД, специалисты, учителя 2 категории составляют 86 % от общего количества учителей данных категорий и только,  в Чайкинской школе, преподает 2 учителя 1 категории.

- СЗД – 1 учитель Денисовской ОШ;

- специалистов – 3 учителя Денисовской и Константиновской ОШ;

- 2 категория – 2 учителя Денисовской и Константиновской ОШ;

- 1 категория – 2 учителя Чайкинской ОШ.

Обеспечение курсовой подготовки учителей.

В районе создана и функционирует система повышения квалификации педагогических работников.  Данная система,  основанная на мониторинге профессиональной деятельности педагогов, не только позволяет учителю преодолеть затруднения в работе, но и способствует реализации его профессионального и творческого потенциала.

Педагоги нашего района в соответствии с ежегодным планом повышения квалификации проходят обучение на курсах при КРИППО.

Курсовую подготовку  в 2010 году в соответствии с планом прошли 32 учителя, из них: 4 учителя-предметника, работающие в классах с украинским языком обучения,  4 учителя начальных классов с украинским языком обучения.

Особое место в системе повышения квалификации педагогов занимает аттестация педагогических работников.

В этом учебном году планируется аттестовать 19 учителей украинского языка и литературы (16,1% от общего количества учителей украинского языка), из них:

- 1 -  на высшую категорию (3,2% от количества учителей высшей категории);

- 7 – на 1 категорию (20%);

- 5 - на 2 категорию (33,3%);

- подтверждают высшую категорию  и звания – 6 учителей.

В проверяемых школах в этом учебном году аттестуются учителя Константиновской ОШ (Баева Л.Э. – на 2 категорию, Кириченко Т.В. – на 1 категорию).

Методическая работа по предмету:

Методическая работа является важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы ЦДЮТ и школ.

В целях повышения педагогического мастерства с учителями украинского языка и литературы проводятся разнообразные формы работы: МО, семинары - практикумы, литературные гостиные, творческий портрет учителя, мастер- класс, творческие лаборатории, школа молодого учителя, школа перспективного педагогического опыта, творческая группа, консультации.

Семинары, заседания творческих групп, методические дни, круглые столы направлены на оформление положительной мотивации у педагогов на достижение высоких результатов деятельности, самоорганизацию, самопроектирование себя как творческой личности.  За последние 3 года для учителей было проведено: 9 РМО, 12 СП, 4 МК, 12 ШМУ, 6 заседаний творческих групп, более 500 консультаций.

В этом учебном году  проведено два семинара-практикума:

«Особенности преподавания украинского языка и литературы по новым учебным программам в 10 классе. Компетентностный подход в образовании» на базе Донской ОШ ( учителя: Соболь Е.Г. – учитель 1 категории,  Петренко Наталья Николаевна – специалист );

«Преемственность 4-5 классов в обучении государственного языка» на базе Мирновской ОШ № 1 ( учителя: Абкеримова Э.Б. – специалист, Вакуленко С.М. – учитель 1 категории, выполнение решения коллегии РОО от 9 апреля 2010г. № 5);

Для учителей было проведено 1 инструктивно-методическое совещание «Особенности преподавания украинского языка и литературы» на базе Молодежненской ОШ № 2 (методист ЦДЮТ Костикова А.Н., руководитель РМО Головко Л.И.), где были проанализированы итоги 2009/2010 учебного года и намечены направления деятельности в текущем году. Все учителя школ района получили электронные носители с методическими рекомендациями по данному предмету.

На протяжении 3 лет функционирует школа молодого учителя, где рассматриваются вопросы нормативно-правового обеспечения государственного языка, составление календарно-тематического планирования, проводятся открытые уроки, тренинги, анкетирование.

Изучение, обобщение и распространение идей перспективного педагогического опыта, достижений науки и образовательных технологий.

Одним из основных направлений методической работы является обобщение и распространение педагогического опыта. Наши педагоги принимают активное участие в работе  республиканских и районных семинаров, конференций и других мероприятиях. Представили свой опыт работы на заседаниях районных методических объединений такие педагоги как Сахарчук Г.И. (учитель-методист Трудовской школы), Соболь Е.Г. (учитель Донской школы), Вакуленко С.М. (учитель Мирновской №1), Нимитуллаева И.Н. (учитель Кольчугинской № 2), молодые специалисты (Молодежненской № 1).

С целью повышения профессионального мастерства учителей, решения проблем преподавания государственного языка в районе постоянно действует семинар для руководителей МО учителей украинского языка и литературы.

Администрация школы совместно с учителями украинского языка и литературы работают над выполнением плана мероприятий по улучшению изучения государственного языка.

Например:

- проводится информационно-просветительская  и  разъяснительная работа среди учащихся, учителей, родителей на родительских собраниях, лекториях;

- проводятся организационные мероприятия по расширению сети классов с углубленным изучением украинского языка, допрофильная и профильная подготовка;

- принимают участие в олимпиадах, конкурсе им. П. Яцыка, конкурсах по предмету;

- проводят недели украинского языка и литературы, дни письменности, организовывают передвижные выставки, посвященные юбилеям писателей и новинкам в литературе;

- за счет собственных средств оформляют подписку на периодические издания на украинском языке;

- работают над оформлением и пополнением материально-технической базы кабинетов украинского языка и литературы;

- на уроках используют компьютерные технологии для привития интереса к предмету;

- проводят мониторинги по состоянию преподавания государственного языка;

- организовывают посещение украинского театра, этнографического музея, просмотры фильмов.

Создание условий для повышения престижа педагогической профессии.

На наш взгляд, это направление должно занимать значительное место в системе методической работы, так как в основе реализации данного направления – повышение мотивации педагога к деятельности. В основе мотивации труда лежит процесс удовлетворения потребностей работника, одна из которых – возможность реализовать свои способности.

С целью повышения престижа педагогической профессии ежегодно в районе проводится конкурс «Учитель года, в котором принимают участие педагоги.

В конкурсе Учитель года – 2011 в номинации украинская литература приняло участие 3 учителя:

- 2 место – Кириченко Татьяна Васильевна, учитель Константиновской ОШ;

- 3 место – Мельникова Галина Ивановна, учитель Добровского УВК;

- участие – Слюсарева Татьяна - участие – Слюсарева Татьяна Николаевна.

Материально-техническая база.

Администрации школ работают над укреплением материально-технической и учебно-методической базы кабинетов филологического цикла.

По состоянию на 01.01.2011 года в 39 общеобразовательных школах оборудовано   60 кабинетов украинского языка и литературы (30 кабинетов оплачиваемых)  и  41 уголок народоведения.  

 МТБ  кабинетов украинского языка и литературы в районе соответствует требованиям на 75%.  

Можно привести в пример школы, в которых МТБ составляет 100%: Гвардейский УВК, Кольчугинская № 1, Николаевская, Перевальненская, Трудовская. Кабинеты украинского языка соответствуют действующему Положению об учебном  кабинете украинского языка, в наличие есть все необходимое: таблицы, методическая литература, дидактический и раздаточный материалы, тематические папки, материалы мониторинга, задания на ВНО, портреты писателей, видео и аудио диски, телевизор, DVD проигрыватель.

Однако есть школы, в которых МТБ кабинета ниже, чем по району: Денисовская (50%), Кубанская(60%), Мазанская(40%), Маленская(50%), Мирновская № 1(60%), Мирновская № 2(60%), Новоандреевская (60%),  Первомайская (40%),   Тепловская (50%), Украинская (60%), Залесская (60%)  школы, что говорит о недостаточной работе администрации по улучшению материально-технической базы в изучении государственного языка. В Кольчугинской № 2 и Краснолесской (есть уголок народоведения)  школах до сих пор нет кабинетов украинского языка и литературы.  

           

Таким образом, материально-техническая база в школах Симферопольского района может обеспечивать качественное преподавание украинского языка и литературы, позволяет выполнять учебные программы и практическую часть в полном объеме.

В проверяемых школах материально-техническая база следующая:

- Чайкинская  ОШ – 90%;

- Константиновская ОШ – 80%;

- Денисовская ОШ – 50%.

Только в Денисовской школе МТБ меньше, чем по району.

Создан банк данных программных средств учебного назначения. В наличие 9 программно-методических комплексов по украинскому языку, из них:

Перечень программных средств учебного назначения

Разработчик

Кол-во ОУЗ, которые используют ПСУН

Кол-во учителей, которые используют ПСУН

1

«Цвіте терен», «Пісні соловїні»

«Музика світу», «НН Студія»

30

80

2

«Словники України»

УМІ фонд НАН України

15

30

3

«Вєночок рутьвяненький»

«Атлантик»

1

2

4

Программно-методический комплекс по укр. яз. 5 класс.

ЗАТ «Мальва»

20

60

5

Программно-методический комплекс по укр. яз. 6 класс.

ЗАТ «Мальва»

20

60

6

Программно-методический комплекс по укр. яз. 7 класс.

ЗАТ «Мальва»

20

60

7

Программно-методический комплекс по укр. яз. 8 класс.

ЗАТ «Мальва»

20

60

8

Программно-методический комплекс по укр. яз. 9 класс.

ЗАТ «Мальва»

20

60

9

Программно-методический комплекс по укр. яз. 10 класс.

ЗАТ «Мальва»

20

60

Из данной таблицы видно, что учителя не всех школ Симферопольского района используют программные средства учебного назначения. А в проверяемых школах используют компьютеры  на уроках украинского языка только учителя Константиновской ОШ.

Обеспеченность учебниками составляет:

-в классах с русским языком обучения – 100%;

-в классах с украинским языком обучения, профильных классах – 99,3%.

Фонд программной, художественной литературы формируется, в основном, благодаря сохранности имеющихся книг и пополнения литературой за счет внебюджетных источников.       

         Все учителя, преподающие государственный язык, имеют в наличии учебно-методические пособия.

В ЦДЮТ оформлена подписка на 107 периодических изданий на украинском языке, из них, для учителей данного направления:

- журнал «Українська мова й література в середніх школах, ліцеях, гімназіях»;

- газета «Українська мова та література»;

- журнал «Вивчаємо українську мову та літературу»;

- журнал «Українська література в загальноосвітній школі»;

- журнал «Диво слово. Українська мова й література в навчальних закладах».

К сожалению, не во всех школах имеются периодические издания по украинскому языку.

В ходе подготовки к коллегии  изучена результативность преподавания государственного языка в 5-11 классах за 3 года.

Анализ УУДУ по украинскому языку и литературе за 3 года.

Украинский язык

Год

Кол-во уч-ся

%  (В+Д)

НУУД

07/08

8010

55,2

2,8

08/09

7315

54,4

2,1

09/10

7259

52,8

2,4

1 сем. 10/11

6718

50,7

3,5

Из таблицы видно, что средний показатель В+Д УУДУ по району снизился с 55,2% до 50,7% и увеличился  % НУУДУ с 2,8% до 3,5%.

Высокий показатель В+Д УУД по украинскому языку в следующих школах: Гвардейский УВК (70%), Кольчугинская № 1 (57%), Кубанская (60%), Николаевская (67%), Молодежненская № 2 (61%), Перевальненская (65,5%), Урожайновская (61,2%), Украинская (58%). Однако не все вышеуказанные школы имеют высокие показатели в олимпиадах, конкурсах по предмету, МАН (Николаевская, Украинская, Кольчугинская №1, Кубанская).

Низкий показатель В+Д УУД по украинскому языку в таких школах: Донская (41%), Журавлевская (41,8%), Мазанская (41,2%), Мирновская № 1 (41%), Молодежненская № 1 (38,2%), Новоселовская (34,9%), Первомайская (37,6%), Укромновская (39,8%).

Высокий  %  НУУД  по украинскому языку в Залесской, Мирновской № 2, Новоандреевской и Родниковском УВК (по 7%), Мирновской № 1 (9%), Первомайской (17,8%), Донской (9%), Молодежненской № 1 (9,2%), Краснолесской (10 %) школах.

Анализ результатов контрольных работ по итогам 1 семестра:

Класс

% В+ДУУД

% НУУД

1

5

49,3%

10,1%

2

9

50,1%

12,1%

3

11

61,8%

12,9%

Как видно из таблицы невысокие результаты в 5 классах. Если сравнивать результаты 4 класса с результатами контрольных работ, можно сделать следующий вывод, что в 4 классе %  В+ДУУДУ составил 66,7%, а в 5 классе – 49,3%. НУУДУ в 4 классе - 2,5%, а в 5 классе 10,1%. Статистика показывает, что в целом, в школах района произошло снижение УУД  и достаточно существенное. В 5 классе увеличился % детей с НУУД и уменьшилось количество детей высокого, достаточного и среднего УУД.

В проверяемых школах следующий результат:

Школа

5 класс

9 класс

% В+ДУУД

% НУУД

% В+ДУУД

% НУУД

Денисовская

46,7%

33,3%

43%

14%

Чайкинская

39%

15%

61%

11%

Константиновская

30%

20%

72%

5,5%

В сравнении с районными показателями низкие результаты в школах:

- 5 класс (во всех проверяемых школах);

- 9 класс - в Денисовской школе.

Причины таких результатов:

- недостаточная отработка общеучебных умений и навыков;

- формальное осуществление тематического учета знаний;

- отсутствие индивидуальной работы с учащимися, имеющими большое количество пропусков уроков (без уважительных причин) и с учащимися Н и СУУДУ;

- по-прежнему не соблюдается преемственность между школой 1 и 2 ступеней;

- низкая мотивация учащихся в изучении государственного языка;

- не глубокий анализ изучения результативности администрацией школы и учителями;

- невысокий профессиональный уровень учителей украинского языка и литературы.

Документация учителей:

      В ходе изучения состояния преподавания на государственном языке проанализировано ведение документации: были просмотрены классные журналы, тетради учащихся, календарно-тематическое и поурочное планирование.

Календарно — тематическое планирование в 5-9 классах составлено в соответствии с 12-ти летней программой по украинскому языку и литературе для общеобразовательных учебных заведений с русским и украинским  языками обучения, 2005г.  В   10 классе   учителя  пользуются   новой  программой   для общеобразовательных   учебных   заведений с профильным обучением, 2009г. и в 11 классе – действующая программа для ОУЗ, 2001г.   Утверждены в установленном порядке.

       Поурочное планирование соответствуют календарному. Записи в календарном, поурочном планировании и классном журнале совпадают. Поурочные планы составлены на каждый урок всеми учителями.

Практическая часть государственной программы учителями выполняется.

      Классные журналы заполняются в соответствии с действующей инструкцией по ведению школьной документации, однако, имеются недостатки, такие как:

- не соблюдаются нормы оценивания тетрадей в  Чайкинской школе;

- несвоевременно записывается домашнее задание (во всех проверяемых школах);

- несвоевременно выставляются оценки.

      Тетради учащихся по предмету в основном  ведутся  аккуратно, оцениваются согласно критериям оценивания, однако:

-  не во всех тетрадях соблюдаются нормы единого орфографического режима (во всех проверяемых школах);

- не в системе ведется работа над ошибками, не соблюдается методика работы над ошибками в Денисовской школе;

- некачественно проверяются работы в школах (пропускаются ошибки): Украинской (учителя Свириденко Т.И., Муратова Э.И.), Партизанской (учитель Ключко И.Н.), Денисовской (учитель Бахвалова Д.Н.), Мирновской № 1 (учитель Абкеримова Э.Б.), Перевальненской (учителя Лыгач П.Н., Еременкова  Л.О., Редникина А.В.), Урожайновской (учитель Ильченко Н.Н.), что  подтверждается при проверке олимпиадных и медальных работ.

Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оцениваются в основном  во время посещения учебных занятий. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников.

Реальная ценность урока – его результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приемами не пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся, должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

В ходе посещения уроков установлено, что все учителя проверяемых школ владеют методикой современного урока. Хочется привести в пример учителей Константиновской школы:

Учитель Константиновской школы, Кириченко Т.В., уроки проводит на хорошем методическом уровне, рационально используя каждую минуту. К урокам готовится серьезно, применяя новинки методической литературы. Творчески  использует материал для реализации развивающих и воспитывающих целей урока. Прививает интерес к учебе, используя с этой целью инновационные методы, индивидуальный и дифференцированный подход. Учит детей правильно и грамотно излагать свои мысли, формулировать выводы, прививает любовь к творчеству украинских классиков, развивает у своих воспитанников тонкий эстетический вкус.

Учитель Константиновской школы, Баева Л.Э., уроки высокоэффективны, проводятся в соответствии с требованиями программ, продумывается практическая направленность каждого урока. Для них характерна высокая плотность, рациональное распределение и использование времени. Осуществляется дифференцированный подход в группах учащихся с различным уровнем подготовки. Уделяет много внимания развитию самообразовательного потенциала учащихся в изучении украинского языка, развивает у детей речевые возможности и способности излагать свои мысли. Большую роль на уроке отводит игре. Творчески подходит к организации урока и его отдельных этапов. Новый материал излагается учителем доступно с использованием инновационных технологий. Систематически работает над развитием познавательных способностей учащихся.

Эти учителя дают прочные знания, что подтверждено итогами за 1 семестр и результатами контрольных работ.

Работа с одаренными.

Администрацией школ, педагогическими коллективами ведется работа по развитию творческих способностей учащихся. Это участие в районных, республиканских и Всеукраинских олимпиадах, конкурсах ученического творчества по украинскому языку, в Международном конкурсе по украинскому языку им. П. Яцыка.

Во II этапе олимпиады по украинскому языку и литературе приняло участие 172 учащихся (17,2 % от числа участников I этапа).

Итоги II этапа олимпиады показали, что Гвардейский УВК (Стерхова А.А.) на протяжении трех лет занимает лидирующие позиции. Низкая  результативность участия в олимпиаде наблюдается в следующих школах: Денисовской (Иванушкина А.А.),  Журавлевской (Крепичев А.А.), Мазанской  (Шагимуратова В.Г.),  Маленской (Купаева Т.А.),  Первомайской (Котницкий А.И.), Пожарской (Ипатова Ю.Н.), Украинской (Стелюкова А.А.).  Не приняла участие во II этапе олимпиады команда Краснолесской школы (Сороглы Н.А.) по объективным причинам.

В командном зачете:

- высокий результат показали учащиеся школы: Укромновская – 43,4 балла, Перевальненская – 36,4 балла, Гвардейский – 59,3 балла, Чистенский – 41,5 балла и Родниковский УВК – 39,5 балла;

-  низкий результат показали учащиеся  школ: Винницкой – 17,8 балла, Денисовской – 17,5 балла, Журавлевской – 17,8 балла, Мазанской – 17 баллов,  Маленской – 17,8 балла, Первомайской – 16,7 балла, Пожарской – 17,3 балла, Украинской – 14,4 балла. В 3 этапе олимпиад команда Симферопольского района заняла 3 место, в личном первенстве учащиеся Гвардейского и Добровского УВК заняли 1, 2 и 3 места.

В конкурсе им. П.Яцыка приняло участие 98 учащихся. Лидирующие позиции заняли: Гвардейская №1 и Гвардейский УВК -1 место, Чистенский УВК – 2 место и Мирновская Ош №1 – 3 место. В 3 этапе конкурса учащиеся Гвардейского УВК заняли 1 и 2 место, принимали участие в 4 этапе.

На районной сессии МАН «Искатель» в секции «Украинский язык и литература» представлено:

- в 2009/2010 учебном году – 20 работ из 9 школ;

- в 2010/2011 учебном году – 10 работ из 6 школ.

Высокие результаты показали учащиеся Гвардейского, Родниковского, Добровского, Чистенского УВК.

Проверяемые школы участие принимают, но призовых мест нет.

Результаты олимпиад в проверяемых школах:

Школа

08/09

09/10

10/11

1

Денисовская

31

24

23

2

Чайкинская

16

10

17

3

Константиновская

22

32

18

Анализ результативности участия во 2 этапе ученических олимпиад показал, что стабильные результаты показывают учащиеся Чайкинской школы, средние показатели в Денисовской школе и улучшили свои показатели, учащиеся Константиновской школы.

В этом учебном году проходило 6 конкурсов по предмету: «Литературно-языковой конкурс, посвященный Шевченко», «Идея Соборности Украины», «Мой голос», «Сокровища родного языка», «Лучший отзыв на современную детскую книгу», «Язык – душа народа». Хорошие результаты показали учащиеся следующих школ: Укромновской, Донской, Гвардейской №1, Кленовской, Перевальненской, Партизанской, Молодежненской № 1, Кольчугинская № 1, Гвардейского, Добровского, Родниковского и Чистенского УВК.

Во всех конкурсах активное участие принимают учащиеся Чайкинской школы.

Контроль.

Организация внутришкольного контроля за преподаванием украинского языка осуществляется в соответствии с перспективным и годовым планом внутришкольного контроля.

Анализ документации (протоколы заседаний педсовета, совещаний при директоре, методических объединений филологического цикла, приказы по основной деятельности, книга внутришкольного контроля) свидетельствует о том, что внутришкольный контроль за данным направлением работы систематически и качественно осуществляется в Гвардейском, Чистенском УВК и Тепловской   школах. Например, администрацией школы в 2010/2011 учебном году с целью контроля  за состоянием преподавания украинского языка и литературы посещались  уроки, проведен их качественный анализ, контролируется выполнение рекомендаций. Итоговые документы содержат глубокий анализ изучаемых вопросов и четкие, конкретные рекомендации по устранению недостатков.  В проверяемых школах контроль за состоянием преподавания осуществляется:

- посещаются уроки: в Денисовской – 15 уроков, в Константиновской – 12 уроков, в Чайкинской – 40 уроков, выводы и предложения отражены в книге учета результатов внутришкольного контроля администрации. Выводы, сделанные администрацией, совпадают с выводами проверяющего;

- анализ состояния преподавания предмета;

- проведение контрольных работ 3 раза в год;

- анализ выполнения практической части – 2 раза в год;

- выполнение норм единого орфографического режима в тетрадях;

- проверка классных журналов, проведение предметных недель;

- анализ итогов работы с одаренными детьми, итоги олимпиад, конкурсов;

- анализ итогов методических недель.

Недостатки:

- неглубокий анализ, неконкретные рекомендации, нет ответственных и сроков выполнения;

- не контролируется выполнение управленческих решений;

- слабо прослеживается роль ШМО;

- самый больной вопрос – это соблюдение преемственности в изучении государственного языка.

Анализ документации ШМО учителей филологического циклов показал, что вопросы по изучению государственного языка включены в план работы ШМО, однако не во всех школах проанализированы (Чайкинская, Константиновская).

     Изучение раздела годового плана «Организация внутришкольного контроля» показывает, что в целом контроль за преподаванием государственного языка ведется (административные контрольные работы, тематические проверки, посещение уроков, педагогические консилиумы, взаимопосещение уроков учителями).

Полученные результаты свидетельствуют о среднем уровне преподавания предмета.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82669. Группы социального риска 44.86 KB
  К группе риска относят следующие категории людей: инвалиды дети-сироты дети с отклоняющимся асоциальным девиантным поведением матери-одиночки неполные семьи пожилые одинокие престарелые люди и умственно отсталые беженцы люди подвергшиеся насилию алкоголики наркоманы бездомные жертвы экологических...
82670. Заемные и привлеченные источники. Особенности их привлечения и использования 66.11 KB
  Формирование финансовых ресурсов предприятия осуществляется за счет собственных и заемных средств. Потребность в денежных средствах возрастает что требует соответствующего финансирования прироста капитала поэтому при недостатке собственных средств предприятие может привлекать...
82671. Понятие, виды, признаки преступлений против интеллектуальной собственности 67 KB
  Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства...
82672. Роль и значение биофабрик 17.71 KB
  Биофабрики располагают значительной территорией специальными производствами лабораторными корпусами и вспомогательными сооружениями. Государственный контроль выпускаемой продукции на её безвредность чистоту специфичность и активность осуществляет контрольная лаборатория Биофабрики возглавляемая...
82673. Особливості майнових прав авторів творів 51.78 KB
  Предмет дослідження – загальна характеристика майнових прав автора твору. Мета роботи зумовлює виконання таких завдань: 1 дати визначення основним майновим правам автора твору; 2 охарактеризувати основні майнові прав автора.
82674. Велик Вітчизняна війна 85.63 KB
  Міжнародна обстановка і зовнішня політика СРСР напередодні другої світової війни. У цій війні вирішувалася не тільки доля СРСР але і майбутнє світової цивілізації прогресу і демократії. У тих умовах спроби СРСР Великобританії та Франції створити систему повної безпеки в Європі з метою нейтралізації...
82675. Рекомендацій щодо поліпшення умов праці на виробництві 92.09 KB
  На сучасному етапі розвитку України спостерігається загострення проблем в області організації нормальних умов праці. Це зумовлено тим, що значна частина працівників працює у шкідливих або важких умовах. Тому проблема покращення умов праці для будь-якого підприємства є актуальною.
82676. Система правових засобів захисту права власності 48.59 KB
  Суспільство не може існувати без тих чи інших відносин власності: ці відносини визначають його економічну структуру, ідеологічне, моральне і політичне обличчя, тому даний аспект правового регулювання посідає важливе місце у загальній структурі суспільних правовідносин та є актуальним у процесі...
82677. Заболевания верхних дыхательных путей и их осложнения 31.46 KB
  Провоцируются эти заболевания как правило местным или общим переохлаждением на фоне ослабленного иммунитета или перенапряжения организма. Причиной заражения при этих заболеваниях может быть инфицирование от больного человека вирусной и бактериальной инфекцией.