68585

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА МАТЕРИ ПОДРОСТКАМИ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Выявляется и анализируется степень удовлетворенностью взаимоотношениями с матерью рассматриваются когнитивные поведенческие и эмоциональные критерии восприятия матери. Определяются причинно-следственные факторы возникновения материнской конфликтности в семье.

Русский

2014-09-23

29.15 KB

5 чел.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА МАТЕРИ ПОДРОСТКАМИ  ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ  

Агейко О.В.

Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Минск

В данной статье автор проводит сравнительный анализ восприятия образа матери подростками из полных и неполных семей. Выявляется и анализируется степень удовлетворенностью взаимоотношениями с матерью, рассматриваются когнитивные, поведенческие и эмоциональные критерии восприятия матери. Определяются причинно-следственные факторы возникновения материнской конфликтности в семье.

In this article the author carries out the comparative analysis of perception of an image of mother teenagers from full and incomplete families. Degree by satisfaction with relationship with mother comes to light and analyzed, cognitive, behavioural and emotional criteria of perception of mother are considered. Cause and effect factors of emergence of a maternal conflictness in a family are defined.

Современное общество испытывает сложности в связи с кризисом семьи. Сегодня в Беларуси распадается каждый четвертый брак, а из вновь зарегистрированных – каждый второй [1]. Вследствие развода родителей ребенок попадает в ситуацию вынужденной сепарации от одного из них.

Данная проблема проявляется особенно остро на основных этапах онтогенеза, а именно в подростковом возрасте. Дети данного возраста из неполных семей представляют собой «группу повышенного риска». Дополнительно сказываются трудности переходного периода (бурные психологические и физиологические изменения, маргинальность, подростковый негативизм) [2]. Межличностные отношения подростков и юношей с родителями имеют большое значение для формирования их взаимодействия с противоположным полом и определяют характер будущих семейных отношений. Наибольшую важность на данном этапе приобретают отношения с тем родителем, с которым остается подросток. В большинсве случаев это мама.

Нами проведен  сравнительный анализ восприятия матери  детьми из полных и неполных семей. Общий анализ полученных данных по методике ЦТО показал, что 57 % испытуемых из неполной семьи относятся к матери положительно (понятие «Моя мать» заняло 1 или  2 место в раскладке цветовых стимулов по предпочтению),  16,4% – нейтральное (3,4 или 5 место) и 26,6 – отрицательно (6,7 или  8 место). У детей из полных семей процентное распределение выглядит следующим образом: 49 % детей из полных семей относятся к матери положительно, 6 % – нейтрально и 45 % – отрицательно.

При помощи шкалы «удовлетворенность отношениями» методики «Взаимодействие родителя и ребенка» у испытуемых из контрольной и экспериментальной группы была выявлена оценка степени удовлетворенности отношений с матерью. Так, 38 % испытуемых из полной семьи оценили отношения с матерью как удовлетворительные, 6 % затруднились в определении характера удовлетворенности отношений с матерью, большинство – 56 % определяют их неудовлетворительными. Дети из неполной семьи оценили свои отношения с матерью следующим образом: большинство 59% – неудовлетворительные, 28,5%  – удовлетворительные, 12,5% – затруднялись ответить. Результаты распределения валентности восприятия образа матери в зависимости от степени удовлетворенности отношениями с ней представлены в таблице (Табл. 1).

У испытуемых из полных и неполных семей преобладают удовлетворительные оценки отношения с матерью. Среди испытуемых, оценивших отношения с матерью как неудовлетворительные, зафиксировано максимальное количество у детей из неполных семей. У детей из полных и неполных семей зафиксировано почти равное количество нейтральных отношений к матери. Среди испытуемых обеих групп, оценивших результаты отношений с матерью как неудовлетворительные, зафиксировано максимальное отрицательное отношение к ней.

Таблица 1

Соотношение восприятия матери со степенью удовлетворенности
отношений с ней

Степень удовлетворенности отношений с матерью

Восприятие матери

Положительное

нейтральное

отрицательное

Полная семьи

Неполная семьи

Полная семьи

Неполная семьи

Полная семьи

Неполная семьи

Удовлетворительная

57

47,8

9,5

15,8

33,5

36,4

Неопределенная

30,5

28,5

54

27,5

15,5

44

Неудовлетворительная

5,8

20,5

39,6

34,2

54,6

45,3

Наличие взаимосвязи между валентностью отношения к матери и удовлетворенностью отношениями с ней подтверждает значимый коэффициент линейной корреляции (rs=0, 58, p<0,01). Важную информацию о различиях между группами детей с различной валентностью отношений к матери удалось получить с помощью контент-анализа результатов методики «Незаконченные предложения». Для каждого незаконченного предложения были выделены единицы анализа и рассчитано процентное соотношение различных ответов детей с положительным, нейтральным и отрицательным отношением к матери.

При анализе предложения «Моя мать…» нами были выделены следующие единицы: «когнитивные элементы», «эмоционально-оценочные элементы», «поведенческие элементы». К когнитивным элементам были отнесли ответы, характеризующие представления ребенка о личностных качествах матери, основанные на опыте отношений с ней, например: «умная», «добрая», «честная», «порядочная», «помогает мне». В эту категорию вошли фантазии, не ассимилированные убеждения (интроекты), отражающие представления о том, какой должна быть мать или какой ее хотел бы видеть ребенок: «лучше всех на свете», «наверное, любит меня и брата», «может всегда мне помочь».

Под эмоционально-оценочными элементами подразумевались те ответы, где выражались симпатия, любовь, уважение, признание, безразличие, непринятие: «меня иногда раздражает», «самая любимая», «меня устраивает», «тот, кого я ненавижу», «кажется мне не очень приятным человеком», а также метафорические ответы: «бельмо в глазу», «самая обаятельная и привлекательная». Поведенческие элементы включали варианты ответов, отражающих желание или нежелание ребенка чаще взаимодействовать с матерью, иметь более близкий эмоциональный контакт («необходима каждому», «должна относиться ко мне с уважением»). Как свидетельствует анализ высказываний, отнесенных нами к «когнитивным элементам», у детей с удовлетворительным отношением к матери выявлено значимо большее количество позитивных эмоциональных отношений к ней. Это связано, в первую очередь, с тем, что дети из неполных семей, в отличие от детей из полных семей, в лице матери имеют единственную реальную значимую фигуру, способную восполнить эмоциональную депривацию [3]. Немаловажную роль, на наш взгляд, играет присущий детям из неполных семей страх потери матери вслед за отцом. Ответы, отнесенные к интроектам или нереальным представлениям, свидетельствуют о наличии у детей, неассимилированных представлений относительно фигуры матери, в основном, по причине миниминизации и неудовлетворения контактов с ней. В группах с нейтральным отношением обнаружено значимо большее количество интроектов по сравнению с группой удовлетворительных и неудовлетворительных отношений с матерью.

Различие в «эмоционально-оценочных элементах» связано с уменьшением количества позитивных и увеличением числа негативных высказываний в адрес матери в зависимости от степени удовлетворенности отношениями с ней. Максимальный показатель (30,8 %) эмоционально-оценочного элемента с негативной окраской имеет место у детей из неполных семей с неудовлетворительной степенью отношений с матерью.

В «эмоционально–оценочных элементах», представляющих сочетание когниций и эмоций, мы выделяли «позитивные» и «негативные» ожидания в отношении матери». Выявлены также ответы, которые отражают неверие в позитивные отношения с матерью и негативные ожидания детей: «два разных человека», «будем всегда также близки, как и сейчас». В «поведенческие элементы» мы включили ответы, в которых дети выступали инициаторами улучшения отношений, готовы были предложить свою помощь: «могли бы стать подругами» (Табл.2).

Таблица 2

Соотношение эмоционально–оценочного и поведенческого элементов и степени удовлетворенности отношений с матерью (в процентах)

Степень удовлетворенности отношений с матерью

Эмоционально–оценочные элементы

Поведенческие

элементы

Нет ответа

позитивные ожидания

Негативные ожидания

реальные

нереальные

Удовлетворительная

49,3

33,7

5,1

10,2

1,7

Нейтральная

40,7

29,3

16,7

7,8

5,5

Неудовлетворительная

37,1

22,6

31

1,6

7, 7

Среди детей с удовлетворительным отношением обнаружено наибольшее, а с неудовлетворительным – наименьшее количество человек с реальными позитивными ожиданиями по отношению к матери. Детей с нереальными ожиданиями примерно одинаковое количество в группах с различными типами отношений к матери (χ²=0,03, нет статистически значимых различий). При переходе от группы детей с удовлетворительным отношением к детям с неудовлетворительным отношением растет их число с негативными ожиданиями. В группе с неудовлетворительным отношением к матери их 31% от общего числа испытуемых. Также при переходе к группе с неудовлетворительным отношением уменьшается количество детей, которые готовы вступить во взаимодействия с матерью.

При анализе категории «когнитивные элементы» у детей из неполных семей выявлена значимая корреляция между ответами детей с неудовлетворительным и нейтральным отношением к матери. Между ответами детей с удовлетворительными и неудовлетворительными, а также с нейтральным и удовлетворительным отношением к матери корреляция статистически незначима. Это свидетельствует о значимых различиях в представлениях о желательных личностных качествах матери у детей из неполных семей с удовлетворительной и с неудовлетворительной, а также с нейтральной и неудовлетворительной степенью отношений с матерью [4].

Анализ предложения «Я люблю свою мать, но…» проводился по тем же единицам анализа, что и предыдущее незаконченное предложение. Детям давалась инструкция оценить свои чувства (позитивные, индифферентные, негативные) при работе с каждым незаконченным предложением, что позволило дать количественную характеристику вербального (когнитивного) компонента отношений ребенка к фигуре матери. Выявлено взаимовлияние эмоционального и когнитивного компонентов отношений друг на друга (38,2 %). Отметим, что более чем у половины детей  (62,8 %) наблюдается расхождение между эмоциональным и когнитивным компонентами отношения к матери.

Конфликтность матерей изучалась при помощи следующих шкал опросника «Взаимодействие родитель–ребенок»: «удовлетворенность отношениями с ребенком», «воспитательная конфронтация в семье», «отвержение – принятие ребенка родителем», «эмоциональная дистанция
– близость», «автономность – контроль». По данным корреляционного анализа выявлена связь между конфликтностью матери и количеством детей (rs =0,323, p<0,01), полом детей (rs =0,319, p<0,01). У матерей наивысшая конфликтность встречается при единственном ребенке (дочери) и уменьшается при 2 детях одного или разного пола, достигая минимума при единственном ребенке – сыне. Различия в конфликтности матери при единственной дочери и единственном сыне достоверны (p<0,05). Доминирование матери в семейных отношениях – одна из наиболее общих существенных социально-психологических характеристик в полной и неполной семье. Доминирование или властность в отношениях с детьми означает безапелляционность, категоричность и директивность суждений родителей, стремление подчинить себе детей и добиться беспрекословного послушания, не принимая во внимание их выраженное чувство собственного достоинства и своеобразие формирования личности. Одной из причин конфликтности явилось доминирование матери [5] . Показатели доминирования матери выше в ситуации только что свершившегося развода, т.е. у испытуемых, чей возраст в ситуации развода составил 15–17 лет (rs =0,327 p<0,01). Это приводит к тому, что общение со сверстниками подменяется общением с матерью. Изученный эффект доминирования позволяет понять и такой характерный феномен, как инверсия семейных ролей, когда доминирующая в семье и ориентированная на работу мать выполняет ряд мужских, еще в достаточной степени традиционных, функций [5].

Если учесть все виды конфликтного взаимодействия в неполной семье, то они встречаются в 92,5 % семей мальчиков и в 76 % семей девочек. Следовательно, конфликтная структура отношений более присуща семьям мальчиков, в которых излишне принципиальная и требовательная мать аффективно реагирует на реальное несоответствие ею же созданного образа сына как контраста упрямому и несговорчивому, по ее мнению, отцу ребенка, способному оказывать на него только неблагоприятное воздействие. Подобное отношение матери является отражением ее гиперсоциализированного характера. Эта же мать упорно защищает мальчиков от образования эмоционального союза с отцом. В экспериментальной группе, гораздо чаще, чем в контрольной, конфликт проявляется также в сфере отношений мать – ребенок. У матери конфликт, как по ее оценке, так и по оценке детей, отмечается в 69 % случаев и чаще отмечается в отношениях матери с мальчиками (72,5 %), чем с девочками (64 %). В семьях мальчиков часто встречается ситуация, когда у матери отсутствуют отношения с отцом ребенка в постразводный период или же они носят доброжелательный характер, но он максимально находит свое выражение в отношениях с сыном. При этом мать аффективно нетерпимо относится прежде всего к тем чертам мальчиков, которые напоминают нежелательные, с ее точки зрения, черты характера отца, то есть здесь проявляется не выражаемый внешне конфликт с отцом ребенка. Мальчик при этом является "козлом отпущения" для матери, и пара «мать – сын» предстает как наиболее частое конфликтное сочетание в рассматриваемых семьях. У девочек, в отличие от мальчиков, чаще имеет место открытый конфликт матери и отца, то есть родители в большей степени «разряжают» нервное напряжение друг на друге, чем на дочери.

При доминировании матери в семье (по ее оценке) увеличивается конфликтность с мальчиками (rs=0,409, р<0,01). Отчасти это обусловлено ее попытками оказывать все большее влияние на детей с тем, чтобы избежать своей эмоциональной изоляции в семье. При оценке отношений с детьми матери в неполной семье по сравнению с полной чаще определяют отношения с мальчиками как более, а с девочками – как менее конфликтные (rs=0,300, р<0,01). В неполных семьях матери чаще, чем в полных, проживают вместе со своими родителями.  Характерным феноменом отношений в неполной семье будет инверсия воспитательных ролей, когда роль матери берет на себя бабушка с авторитарными чертами личности, а роль отца играет мать с твердыми чертами характера и повышенной принципиальностью или же дедушка. В наиболее травмирующей семейной ситуации оказываются опять же мальчики, лишенные как любви матери, так и авторитета отца [6]. К тому же матери препятствуют встречам отца с сыном, усугубляя этим его переживания.При недостаточно включенной позиции отца в жизнь семьи дети в большей степени привязаны к матери и легче перенимают ее беспокойство. Тогда ребенок стремится получить недостающие тепло и внимание от матери, невротически привязываясь к ней. У мальчиков из неполных семей обнаружены достоверно значимые (р<0,01) положительные связи между отношением к матери и собственным возрастом, на который приходился распад семьи (rs=0,38) отношением к семье (rs=0,43) и отношением к отцу, а также отрицательные связи между отношением к матери и наличием контактов с отцом (rs= -0,44).   При конфликтных отношениях с ребенком в неполной семье ему предписывается либо роль заменителя бывшего партнера, либо «субститута» одного из аспектов собственного родительского «я», в том числе его полного отображения, идеальной или негативной концепции. Общим является нарцисстическая проекция родителей на ребенка, когда в нем ищут, чем являются они сами, чем являлись, чем хотели бы быть, т.е. лиц, которые были частью «я», и чем не должны быть. При этом родители видят ребенка лишь таким, каким он должен быть, а не таким, каким является.

Таким образом, качественный анализ результатов методики «Незавершенные предложения» позволил выявить разницу в оценке детей из неполных семей родительской (материнской) фигуры с различными типами эмоциональных отношений. Удовлетворительные отношения с матерью связаны с эмоциональной близостью, последовательностью, мягкостью, готовностью к принятию ребенка таким, каким он есть. Дети с данным типом отношений имеют значимо больше реальных ожиданий. Среди детей с неудовлетворительными отношением значимо большее количество ответов, где мать выступает как непонимающая, строгая, отвергающая, непоследовательная. Независимо от типа эмоциональных отношений установлено, что дети хотят, чтобы мать стала более доброй, «способной понять», «уважать ребенка как человека» и наделяют отца положительными личностными характеристиками.

Однако и в полной семье отмечается высокий процент семейной конфликтности (43 %). Так, при наличии в семье мальчика конфликт чаще всего проявляется в отношениях матери с ним, а при наличии девочки  – между отцом и матерью. Следовательно, нетрудно сделать вывод о большей конфликтной диспозиции у родителя противоположного с ребенком пола, обусловленной непереносимостью эмоциональной и половой изоляции в семье и ревностью к образованию разнополого союза другого родителя и ребенка. Так создается препятствие для идентификации детей с родителями того же пола – у мальчиков с отцом, ввиду отрицательного отношения матери к их сближению, а у девочек с матерью, ввиду отрицательного отношения отца [7]. В более неблагоприятной ситуации оказываются мальчики, так как практически во всех случаях их отцы не доминируют в семейных отношениях и воспитании. В этих условиях затрудняется и эмоциональный контакт девочек с отцами, что впоследствии неблагоприятно отражается на их отношениях с противоположным полом.

Список использованных источников

  1.  Агейко, О.В. Изучение структуры семьи в постразводный период при помощи Системного семейного теста Геринга. /О.В. Агейко // Теоретические и прикладные аспекты кризисной психологии: - Сб. науч. тр.
    Минск, 2001. С. 144–150.
  2.  Аккерман,  Н. Семья как социальная и эмоциональная единица / Н. Аккерман // Семейная психотерапия – Спб.: Питер. Серия «Хрестоматия по психологии»), 2000. С. 5–17.
  3.  Трунки, В.Н. Неполное детство /  В.Н. Трунки //Л.,1983. 111с.
  4.  Нартова-Бочавер, С.К. и др. / С.К. Нартова-Бочавер //Ребенок в карусели развода. – М. ТОО «ТП», 1998г. – 222с.
  5.   Фигдор, Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой/ Г.Фигдор // Психоанал. Исслед.: Пер. с нем. – М.: Наука, 1995. 376с.
  6. Черников, А.В. Системная семейная терапия // А.В. Черников. – М.: «Класс», 2001. 208 с.
  7. Браун, Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии // Дж. Браун и др. - С-Пб, 2001, 368 с.

 


Сведения об авторе (заявка)

Ф.И.О. (полностью)

Агейко Ольга Валерьевна

Место работы/учебы

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Должность

доцент

Ученая степень, ученое звание

Кандидат психологических наук

Название статьи

Сравнительный анализ восприятия образа матери подростками из полных и неполных семей

Отрасль науки

Социально-гуманитарные науки

Адрес для связи

220019, Минск, Шаранговича, 52-245

Телефон

6555628

e-mail

olga_ageiko@mail.ru

Дата подачи статьи

19.02.2013

Подпись


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21570. Средства общения 17.46 KB
  Средства общения Лисина М. В данной статье рассматривается проблемы общения взаимосвязь и психологического развития личностного становления ребенка Ключевые слова: Мимические средства общения Речь Позы Предметные движения Внимание Вокализация Три категории средств общения перечислены в том порядке в котором они появляются в онтогенезе; они составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве Экспрессивномимические средства общения. Своеобразие выразительных средств общения в том что они служат проявлением эмоциональных...
21571. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе 25.07 KB
  [6;110] Выделяют две социальные позиций ребенка по отношению к обществу условно названные я в обществе и я и общество . Целенаправленное рассмотрение в качестве объекта исследования особенностей социального развития детей условий становления их социальной зрелости и анализ ее формирования на разных этапах современного детства позволили вычленить два основных типа реально существующих позиций ребенка по отношению к обществу условно названных нами я в обществе и я и общество [6;111] Первая позиция где акцент делается на себя отражает...
21572. Комплексная характеристика развития игры 50.5 KB
  Комплексная характеристика развития игры . Изучение развития ролевой игры интересно в двояком отношении: вопервых при таком исследовании глубже раскрывается сущность игры; вовторых раскрытие взаимосвязи отдельных структурных компонентов игры в их развитии может помочь в педагогическом руководстве в формировании этой важнейшей деятельности ребенка [9;202] Структура игр претерпевает также большие изменения: от бессюжетных состоящих из ряда часто не связанных друг с другом эпизодов у детей трехчетырех лет они превращаются в игры с...
21573. Этапы формирования личности в онтогенезе 21.28 KB
  [1;180] Формирование личности ребенка происходит под влиянием социума. психическое развитие ребенка формирование его личности может быть понятно лишь в рамках его социализации т.[1;181] Биологические предпосылки так же играют значительную роль в формировании личности ребенка. Следует признать что не существует ни одной врожденной особенности организма которая была бы полностью нейтральной для психического развития ребенка.
21574. Краткий словарь психологических терминов 86.51 KB
  telegraphic speech один из ранних этапов развития детской речи переходный к овладению речью взрослых Л. Специальная речевая работа с детьми правильная речь окружающих взрослых исключающая подстраивание под несовершенную речь ребенка служат средством профилактики а также коррекции если этот этап развития речи затянулся А. В случаях ее развития у близнецов рекомендуется кроме того их временное разъединение АНАЛЬНАЯ СТАДИЯ англ. Фрейда 2я стадия психосексуального развития в возрасте ок.
21575. Проблема культурного развития ребенка 20.61 KB
  Ключевые слова : Психологические процессы Память Примитивный ребенок Линии психологического развития Культурный прием поведения Стадия Для правильной постановки проблемы культурного развития ребенка имеет большое значение выделенное в последнее время понятие детской примитивности. Выделение детской примитивности как особой формы недоразвития может способствовать правильному пониманию культурного развития поведения. задержка в культурном развитии ребенка бывает связана большей частью с тем что ребенок по какимлибо внешним или...
21576. Фрейд З. Я И ОНО. Сознание и бессознательное 18.78 KB
  Я И ОНО. Напротив характерно то что состояние осознательности быстро проходит; осознанное сейчас представление в следующий момент делается неосознанным но при известных легко осуществимых условиях может снова вернуться в сознание в промежутках оно было бессознательным. К этому Я прикреплено сознание оно владеет подступами к разрядке раздражений во внешний мир. сознательным может стать только то что когдато уже было СЗ восприятием и что помимо чувств изнутри хочет стать сознательным; оно должно сделать попытку превратиться во...
21577. Развитие личности: психосексуальные стадии по З. Фрейду 21.44 KB
  Ключевые слова: Стадии: оральной анальной фаллической и генитальной. В акте сосания эротический компонент получавший удовлетворение при кормлении грудью становится самостоятельным отказываясь от постороннего объекта и замещая его какимнибудь органом собственного тела [7;163] В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии – оральноагрессивная или оральносадистическая фаза. Фрейд утверждал что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.
21578. КАРСТ И КАРСТОВЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА 42 KB
  КАРСТ И КАРСТОВЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА 6. Поверхностные карстовые формы 6. Подземные карстовые формы 6. КАРСТ И КАРСТОВЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА Карст совокупность специфических форм рельефа и особенностей наземной и подземной гидрографии свойственной областям сложенным растворимыми горными породами каменная соль гипс известняк доломит и др.