68586

О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Научная статья

Педагогика и дидактика

В статье проведён анализ исследований по проблеме психологии одаренной личности: рассмотрены особенности психологического портрета одарённой личности готовности педагога к развитию одаренности личности предоставлены результаты анализа представлений педагогов о психологической...

Русский

2014-09-23

74 KB

1 чел.

О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ

К РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Е.И. Бараева;

РИВШ, г. Минск;

Е.А. Ярош

«Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, г. Минск

В статье проведён анализ исследований по проблеме психологии одаренной личности: рассмотрены особенности  психологического портрета одарённой личности, готовности педагога к развитию одаренности личности, предоставлены результаты анализа представлений педагогов о психологической готовности к работе с одаренными учащимися. Показана необходимость специальной подготовки педагогов к работе с учащимися с высоким интеллектуальным и творческим потенциалом.

In the article the analysis of researches on a problem of psychology of the gifted person is carried out: the features of a psychological portrait of the gifted personality, readiness of the teacher for talent development  of the person are considered, the results of the analysis of teacher’s understandings about psychological readiness for work  with the gifted students are submitted. The necessity of special preparation of the teachers to work with the students with high intellectual and creative potential is represented.

Изменения в природе, обществе и социуме воздействуют на психику человека, его разностороннее совершенствование, создают предпосылки для перехода от внешнего регулирования развития к осознанному саморазвитию, самотворчеству. Появилась острая необходимость в ином  мышлении, в новых подходах качественного образования, в сохранении и развитии одаренной личности.

Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули образовательную жизнь: изменились не только программы, учебники, формы и методы работы, но и сами учащиеся, родители и, конечно, педагоги. Раньше задача педагога заключалась, в основном, в том, чтобы передать ученикам определенную сумму знаний, проверить, степень их усвоения, оценить успеваемость и качество знаний. Сегодня перед педагогом стоит иная задача — создать условия для развития способностей учащихся, развивать у них стремление к творческому поиску, учить самостоятельно мыслить, реализовывать их познавательные потребности.

Воспитание творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации, является в настоящее время актуальной задачей системы непрерывного образования. Увидеть одарённость личности, создать условия для развития ее потенциалов непросто. Для этого нужна педагогическая интуиция и серьёзная специальная психологическая подготовка педагога.

Одаренными принято считать тех учащихся, кто по уровню развития своих способностей явно выделяется среди сверстников или в среде своей социальной группы. Согласно российским данным, около 20% школьников являются одарёнными, но в результате того, что они не получают необходимой поддержки для развития их способностей, действительно одарёнными после окончания школы остаются только 2-5% [1, с. 240].

В «Рабочей концепции одаренности», разработанной под руководством Д.Б. Богоявленской, одарённость определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможности достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Данный подход позволяет отойти от представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества, включающего мотивацию, направленность, уровень саморегуляции и другие характеристики личности. При этом большое влияние на процесс развития одаренности оказывают социальное окружение, семейное воспитание, условия обучения.

Таким образом, на сегодняшний день одаренность понимается как продукт высокого проявления когнитивных, личностных и средовых факторов, что предполагает комплексный подход к ее диагностике и развитию, включающий изучение как интеллектуально-творческих способностей, так и мотивационно-личностных, а также факторов социального окружения.

Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренной личности: инструментальный и мотивационный. Инструментальный – характеризует способы деятельности одаренной личности, мотивационный – отношение к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренной личности характеризуют следующие признаки:

– наличие специфических стратегий деятельности (быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;  использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;  выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений);  

– качественно своеобразный  индивидуальный стиль деятельности;

– высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т. д.) и, с другой стороны, легко переходить от единичной детали к обобщению и развернутому контексту ее интерпретации;

– особый тип обучаемости (может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений).

Мотивационный аспект поведения одаренной личности характеризуют такие признаки:

– повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам и т. д.) либо к определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия;

– ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности определяет упорство и трудолюбие;

– повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности;

– предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;

 – высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству [2, с. 55].

Чаще всего к «одарённым» педагоги и родители относят учащихся, проявляющих способности к обучению. Действительно, лёгкая обучаемость относится к одарённости. Но это лишь один из её видов (кстати, не всегда самый продуктивный во взрослой жизни). В меньшей степени  педагоги склонны замечать творчески одарённых учащихся [3, с. 442].

Первые отечественные исследования проблем учителя одаренных школьников приходятся на конец ХІХ века. В 1887 году известный русский педагог А.Н. Острогорский опубликовал статью «Учитель и даровитые ученики». В ней автор, привлекая факты из биографии А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, И.Е. Репина, опроверг сложившееся мнение о том, что развитие самобытного таланта не требует педагогического вмешательства, а воздействие наставников только задерживает его развитие.  Главным условием реализации своей программы А.Н. Острогорский считал основательную подготовку педагога.

Острогорский А.Н. обозначил новый для психологии объект исследования – педагог одаренных учащихся. «Не всякому педагогу эта роль по плечу. Нужно и самому нести с собой нечто, что бы взяться за  руководство таланта» [4, с. 285-304].

Исследования по одаренности учащихся А.М. Матюшкина, Л.В. Поповой, В.С. Юркевич показали, что  в работе с одаренными учениками, большое значение имеет опыт педагога, его специальные знания, а также психологическая подготовленность, поскольку трудно не только заметить нестандартного ребенка – трудно его оценить, примириться с нешаблонностью его восприятия, его деятельности.

Позитивные и негативные отношения, которые устанавливаются с учениками и классом, определяются и зависят от личностных качеств педагога, способствующих или препятствующих стимулированию творческого потенциала учеников, в связи с чем, педагог одаренных учащихся должен обладать особым психическим складом.

В работе с одаренными учениками, подчеркивает В.С. Юркевич, большое значение имеет опыт педагога, его специальные знания, а также психологическая подготовленность (цит. по [5, с. 478]).

В работе А.М. Матюшкина и Е.Л. Яковлевой экспериментально установлено, что высокий уровень ряда характеристик самоактуализации личности учителя позволяет более эффективно оказывать помощь одаренным ученикам. Важными оказались: ценностные ориентации, познавательные потребности, собственная креативность учителя, самостоятельность, спонтанность и гибкость поведения. Такие педагоги испытывают удовольствие от общения с неординарными учениками. Для них работа с талантливым учеником – это проблемная ситуация, которую они решают вместе и испытывают радость от совместного творчества. Наряду со специальными программами, классами, учебными заведениями (лицеи, гимназии) развитие одаренного учащегося во многом зависит от личности педагога [6, с. 91].

Как утверждает Ю.З. Гильбух, работать с одаренными должны опытные, высококвалифицированные специалисты. Необходимость профессиональной подготовки педагогов к работе с одаренными учащимися доказана рядом исследований (Задорина Е.Н., Мельникова Е.Л., Воронова Т.Е. и др.).

Так, установлено, что неподготовленные педагоги часто ошибаются в диагностике одаренности; идентифицируют как одаренных исключительно учащихся успешных в обучении (в то время как многие одаренные неуспевающие); проявляют равнодушие, а иногда и негативные отношения к наиболее способным учащимся; недостаточно используют в обучении одаренных стратегию ускорения. Такие педагоги не всегда осознают психологические особенности, познавательные потребности одаренных учащихся, предопределяющие специальные методы обучения и воспитания, индивидуализацию учебных программ.

В исследовании М.М. Кашапова [7, с. 49] показано, что развитие творческого мышления учащихся определяется способностями педагога к восприятию и пониманию креативности обучаемого; способностями замечать одаренного.  При этом профессионально важными выступают следующие качества педагога: рефлексивность,  эмпатия, социальный интеллект, актуальная креативность, а также способности к реализации готовности оказывать одаренному учащемуся необходимую поддержку.

Человек может стать творческой личностью только тогда, когда он чувствует независимость и свободу выбора. Педагоги, отличающиеся высокой самооценкой, позитивным отношением к себе, свободой от чрезмерной тревожности и самокритики, оказывают наиболее благоприятное влияние на своих учеников, позволяя им чувствовать себя свободными и проявлять свою индивидуальность.

Обзор материалов исследований по проблеме психологии педагога одаренных учащихся, позволяет заключить, что:

- педагог, одаренных учащимися должен обладать специальными знаниями, умениями, навыками, личностными качествами, обеспечивающими оптимизацию учебно-воспитательного процесса и развитие творческой личности учащихся;

- педагога, работающего с одаренными учащимися, должно характеризовать повышенное стремление к творчеству в педагогической деятельности, самоактуализации и самореализации. Эффективность педагогической деятельности обеспечивают гибкость поведения, ценностные ориентации, самостоятельность, спонтанность, самоуважение, коммуникабельность, познавательные потребности, креативность, а также умения и навыки поддерживать и развивать исследовательскую и творческую активность учащихся, фасилитация учения.

Знание педагогом себя, своих личных и профессиональных качеств, а также возникающее на этой основе эмоционально-ценностное отношение к себе тесно связаны со стремлением к самоизменению, саморазвитию, самосовершенствованию.

От умения анализировать собственную деятельность и личность, видеть свои достоинства и недостатки зависят плодотворность и результативность труда педагога. Неспособность и неумение на этой основе управлять своей психической деятельностью, использовать свои внутренние резервы приводит к профессиональной некомпетентности, к психическим и психосоматическим заболеваниям.  

Изучение способностей педагогов в работе с одарёнными учащимися, осуществлялось нами на основании  анкеты, разработанной Н.И. Пантиной. [8, с. 3-7]. В данном опросе приняло участие 120 педагогов гимназии № 30 г. Минска: 100 педагогов высшей категории и  20 педагогов первой категории.

Анкета включала 18 вопросов, на каждый из которых предлагалось по три варианта ответа. Педагогу необходимо было выбрать тот из них, который отражал бы особенности его деятельности с одаренными учащимися.

Анализ материала изучения  способностей педагогов к работе с одаренными учащимися показал, что 87% педагогов исследуемой выборки считают, что современные формы и методы работы с одаренными учащимися должны  быть улучшены. При этом участвовать во внедрении инновационных методов работы с одаренными учащимися выразили готовность 75% педагогов.

Большинство педагогов – 83%, считают, что предлагаемые ими идеи лишь в незначительной степени будут способствовать  улучшению работы с одаренными учащимися, отметив, что им недостает автономии в проявлении творческой инициативы в профессиональной деятельности.

Готовность повышать свою компетентность в сфере деятельности с одаренными учащимися зафиксирована у 70% педагогов исследуемой выборки. Педагоги отметили, что им приходится заниматься поиском новых методов развития неординарных способностей своих учащихся, изучая специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме одаренности личности.

Удовлетворение от работы с учащимися, проявляющими интеллектуальную и творческую активность в учебной деятельности,  испытывают 59% педагогов.

Анализ материалов исследования показал, что 57 %  педагогов отличает склонность к работе с одаренными учащимися. Они стимулируют творческую активность, развивают навыки и умения учащихся анализировать свою деятельность, поддерживают интеллектуальную инициативу, а также  изучают новые методы и формы работы с одарёнными учащимися. В работе с одаренными учащимися эти педагоги отдают предпочтение индивидуальным формам работы.

Свой профессиональный потенциал в учебной процессе с одаренными подростками 33 % педагогов исследуемой выборки оценивают как средний. Интерес и активное восприятие на уроке преподаваемого предмета, отмечают они, легче вызвать у одаренных учащихся, чем у обычных. С такими учащимися предпочтительнее проводить открытые уроки, так как их интеллектуальная активность является весьма существенным показателем в оценке качества работы педагога.

У 10 % педагогов  данной выборки отмечается недостаточно выраженный интерес к работе с данной категорией учащихся. Они не стремятся повышать свои знания по работе с одарёнными учащимися, и в большей степени ориентированы на обычных подростков, отмечая, что работа с одаренными учащимися отнимает много сил, требует дополнительной подготовки по преподаваемому предмету.

Как отмечают педагоги, в когнитивной сфере одаренных учащихся отличает высокая продуктивность мышления, легкость ассоциирования, способность к прогнозированию, высокая концентрация внимания, широта восприятия. Особо педагоги отмечают ярко выраженную познавательную мотивация в достижении результата в учебной деятельности.

В особенностях психологического портрета личности одарённого  учащегося педагоги особо выделяют обостренное чувство справедливости, отмечая, что такие учащиеся остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Анализ материалов изучения представлений педагогов по работе с одаренными учащимися показал, что педагоги вполне осознают трудности в организации работы с одаренными учащимися, отмечая, что такие учащиеся являются индивидуалистами, из них сложнее сформировать коллектив. Родители одаренных учащихся, по оценкам педагогов, являются более «проблемными». Оценивая свой профессиональный потенциал, педагоги указывают, что им недостает психологической подготовки, терпения, способностей воспринимать недостатки одаренных как продолжение их достоинств, гибкости в работе.

Особенности личности одаренных учащихся: уровень развития их познавательных потенциалов, потребностей, интересов, любознательности, критичности и чувствительности к проблемам, целеустремленности в решении задач, переживании успехов и неудач творческого процесса детерминируют формирование ожиданий взаимодействовать с творческой, неординарной, профессионально компетентной личностью педагога, демонстрирующей признаки самоактуализации и устремленной на инновационную деятельность.

Установки педагога на творчество, созидательное взаимодействие с одаренными учащимися в совместной деятельности и организацию их самотворчества, выступают в качестве ведущего образования готовности педагога к работе с ними. Творческая активность такого педагога по механизмам внушения и зарождения будет способствовать активизации познавательных интересов, эмоциональной сферы и всей системы когнитивных процессов учащихся.

Список использованных источников

  1.  Джуринский А.Н. Образование в современном мире. М.: Владос, 2004. - 240 с.
  2.  Богоявленская,  Д. Б. Что измеряют тесты интеллекта и креативности? / Д.Б. Богоявленская  // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2004.  – Т. 1. –  № 2. – С. 54 – 65.
  3.  Савенков, А.И.  Психология детской одаренности / А. И. Савенков. – М: Генезис, 2010. – 442 с.
  4.  Острогорский, А.Н. Учитель и даровитые ученики / А.Н. Острогорский // Педагогический сборник. - № 1. - 1889. - С. 1-28; № 3. - С. 197-219; № 4. - С. 285-304 .
  5.  Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды / Н. С. Лейтес. - Москва: Издательство МПСИ. - Воронеж: МОДЭК, 2008. - 478 с.
  6.  Матюшкин, А.М., Яковлева, Е.Л. "Учитель для одаренных" / А.М. Матюшкин, Е.Л. Яковлева. - М.: Типография правды. – 1991. – С.87-91.
  7.  Кашапов, М.М. Абнотивность как качество педагога, значимое для работы с одаренными учащимися разного возраста / М.М. Кашапов // Одаренные дети. – 2004. – № 6. – С. 48 – 60.
  8.  Пантина, Н.И. и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / Н.И. Пантина. - Волгоград: Учитель. - 2007. – С.3-7.

22.02.2013г.   Бараева Е.И.

 Ярош Е.А.

PAGE  11


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6626. Гидросфера. Распространение воды в природе 44.5 KB
  Гидросфера. Гидросфера, является важным элементом биосферы, играет решающую роль в многих процессах, протекающих в природе и обеспечении жизни человека. Вода широко используется человечеством для его практической деятельности в промышленности, сельс...
6627. Характеристика природных вод. Сточные воды 57 KB
  Характеристика природных вод. В природе чистой воды не встречается. В 1л/м3 воды содержится 1г. волей. В морской воде значительно больше: например в водах Балтийского моря- 5г/л, Черного моря- 18 г/л, в океане 35г/л, а воды Красного моря содержат- 4...
6628. Принципы очистки сточных вод 158.5 KB
  Принципы очистки сточных вод. Методы очистки сточных вод можно условно подразделить на деструктивные и регенеративные. Деструктивные методы сводятся к разрушению загрязняющих воду веществ путем их окисления или восстановления. Образующиеся при этом...
6629. Введение в медицинскую генетику 19.74 KB
  Введение в медицинскую генетику Относительный рост доли генетически обусловленной патологии в структуре заболеваемости, смертности, синдромах социальной дезадаптации в настоящее время связан с быстрым прогрессом диагностических возможностей. Наследс...
6630. Структура ДНК, репликация, транскрипция, трансляция, структура генов и код передачи генетической информации 30.73 KB
  Структура ДНК, репликация, транскрипция, трансляция, структура генов и код передачи генетической информации. Аминокислотная последовательность и структура всех белков определяется информацией, закодированной в структуре дезоксирибонуклеиновой кислот...
6631. Организация и структура генома, генетические карты 22.94 KB
  Организация и структура генома, генетические карты. В настоящее время термин геном используется для обозначения полной генетической системы клетки, определяющей характер развития организма и наследственную передачу всех его структурных и функциона...
6632. Методы современного генетического анализа 21.01 KB
  Методы современного генетического анализа ДНК может быть изолирована из любого типа тканей или клеток, содержащих ядра. У человека ДНК обычно выделяют из лейкоцитов крови, для чего собирают от 0,5 до 2-3 мл венозной крови. В плазме, обогащенной лейк...
6633. Хромосомные болезни 14.35 KB
  Хромосомные болезни Хромосомные болезни - клинические синдромы, обусловленные изменениями числа или структуры хромосом. Частота хромосомных болезней среди новорожденных детей составляет около 1%. Значительные аномалии хромосом несовместимы с жизнью ...
6634. Аномалии половых хромосом 23.26 KB
  Аномалии половых хромосом а) Синдром Шерешевского - Тернера (моносомия X - ХО) Впервые больная с первичной аменореей, недостаточным развитием вторичных половых признаков и низким ростом была описана Н.А. Шерешевским в 1925 г. В 1938 г. H. Turner при...