68591

ИМПЛИЦИТНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ОДАРЕННОГО УЧЕНИКА У ПЕДАГОГОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Научная статья

Педагогика и дидактика

В статье излагаются результаты моделирования имплицитных теорий личности ИТЛ одаренных школьников существующих в сознании педагогов. Теперь педагог является не только источником знаний но и человеком который организует и направляет образовательный процесс в рамках которого осуществляется...

Русский

2014-09-23

101 KB

0 чел.

ИМПЛИЦИТНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ОДАРЕННОГО УЧЕНИКА

У ПЕДАГОГОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ

ДИСЦИПЛИН

Н.В. Былинская

БрГУ имени А.С. Пушкина, г. Брест

             В статье излагаются результаты моделирования имплицитных теорий личности (ИТЛ) одаренных школьников, существующих в сознании педагогов.  Зафиксировано противоречивое по валентности отношение учителей к одаренным учащимся. Выявлено незначительное соответствие содержания выделенных в ИТЛ категорий научным знаниям о детской одаренности. Это доказывает необходимость целенаправленного психологического просвещения учителей для ориентации их профессиональной деятельности на выполнение государственной программы «Молодые таланты Беларуси» по поддержке одаренных детей.

In article results of modeling implicit theories of the person (ITP) the presented schoolboys existing in gifted of teachers are stated. The relation of teachers to the presented pupils is fixed inconsistent on valency. Insignificant conformity of the maintenance allocated in ITP categories to scientific knowledge of children's endowments is revealed. It proves necessity of purposeful psihological education of teachers for orientation of their professional work to government program performance «Young talents of Belarus» on support of gifted children.

Современная эпоха информационного бума в значительной мере изменила и усложнила роль педагога в школе. Теперь педагог является не только источником знаний, но и человеком, который организует и направляет образовательный процесс, в рамках которого осуществляется развитие личности учащегося. Выполнение этой сложной задачи возможно в субъект-субъектном педагогическом взаимодействии, организация которого подразумевает познание личности ребенка и сотрудничество педагога с детьми.

Проблема познания учителем личности ученика является традиционно актуальной для организации эффективного педагогического взаимодействия. Благодаря механизмам познания и педагогическому опыту, у учителя накапливаются определенные знания и представления о личности школьников, содержание которых существенно влияет на продуктивность и результат педагогической деятельности. Адекватность восприятия, понимания и полнота содержания представлений об ученике опосредует способность проникновения педагогом в скрытые мотивы и цели поведения учащегося, определяет изучение способностей ребенка и дает возможность более глубокого познания внутреннего содержания его личности. Однако, по мнению Б.Г. Ананьева, С.В. Кондратьевой, З. Хелуса и др., педагоги недостаточно хорошо знают своих учеников. В научных трудах исследователи обозначают проблему восприятия и понимания педагогом личности учащегося, фиксируя психологическую некомпетентность учителей, неправильное отношение к ученикам, искаженное восприятие школьников в зависимости от их академической успеваемости. Особую значимость данная проблема имеет в отношении педагогов к личности одаренных школьников. Именно учителю принадлежит существенная роль в выявлении и сопровождении одаренных детей. Педагог оценивает возможности ребенка, стимулирует развитие его отдельных способностей и личности в целом. Следовательно, профессиональная компетентность педагога, полнота знаний и наличие у него адекватных представлений о личностных особенностях одаренного ребенка позволят объективно оценить потенциал ребенка и создать ему соответствующие условия образования. Однако опыт работы с педагогами показывает, что реальная образовательная практика чаще базируется на субъективных представлениях и имплицитных теориях личности одаренного ученика. Поскольку ИТЛ одаренного ученика, как составляющая профессионального сознания учителя, опосредует практическое решение им задачи сопровождения такого школьника, то изучение имплицитных теорий личности одаренных учащихся у педагогов выступает важной научно-практической задачей.   

Цель настоящего исследования заключалась в выявлении особенностей ИТЛ одаренных учащихся у педагогов гуманитарных (n=100) и естественнонаучных (n=100) дисциплин. В качестве инструмента изучения имплицитных представлений педагогов об учениках был использован метод семантического дифференциала. В использованном в настоящем исследовании варианте семантического дифференциала стимульным материалом выступали 40 личностных качеств. При отборе шкал-дескрипторов было учтено несколько аспектов. Во-первых, основу списка составили личностные качества, присутствующие в актуальном словаре педагогов [1; 2]. Во-вторых, качества были систематизированы в соответствии с ИТЛ носителя русского языка А.Г. Шмелева [3] и эксплицитными  характеристиками одаренного ребенка [4-8]. В-третьих, для обеспечения больших степеней свободы были заданы униполярные шкалы с семибалльными значениями [9]. Индивидуальные протоколы объединялись в групповые матрицы данных, дальнейшая обработка которых осуществлялась посредством факторного анализа.

Для удобства сравнительного анализа структуры и содержания ИТЛ  одаренного школьника у педагогов факторы-категории представлены в таблице 1 в порядке убывания их субъективной значимости для учителей (с указанием вклада фактора в общую дисперсию и с нагрузкой образующих фактор шкал).   

Таблица 1 – ИТЛ одаренного ученика у педагогов

Ф

ИТЛ  ученика у педагогов       гуманитарных дисциплин

ИТЛ  ученика у педагогов естественнонаучных дисциплин

1

«Психопатизация»  12%

«Рациональный самоконтроль» 15%

агрессивный               0,860

язвительный               0,821

раздражительный       0,758

проблемный               0,743

наглый                         0,702

грубый                        0,604

лицемерный                0,555

послушный                   0,804

прилежный                   0,790

дисциплинирован        0,735

организованный           0,712

ответственный             0,698

старательный                0,678

спокойный                    0,670

настойчивый                0,630

целеустремленный       0,598

увлеченный                  0,485

2

«Эмоциональное благополучие» 11%

«Психопатизация»   12,5%

веселый                       0,827

общительный             0,822   

жизнерадостный        0,693

лидер                           0,684

яркий                           0,508

активный                    0,498

инициативный            0,484

наглый                           0,823

агрессивный                 0,791

грубый                          0,772

язвительный                 0,756

высокомерный             0,673

лицемерный                  0,623

проблемный                 0,615

раздражительный         0,583

3

«Рациональный самоконтроль» 10%

«Эмоциональное благополучие» 9%

спокойный                  0,740

дисциплинирован      0,658

скромный                   0,647

вежливый                    0,616

послушный                 0,583

прилежный                 0,577

организованный         0,520

ответственный           0,481

веселый                         0,907

общительный               0,857

жизнерадостный          0,799

активный                      0,624

лидер                             0,623

4

«Интеллектуальное развитие» 9,5%

«Интеллектуальное развитие» 7,8%

любознательный        0,799

увлеченный                0,726

умный                         0,634

старательный             0,479

любознательный          0,861

умный                           0,837

добрый                          0,503

внимательный              0,487

5

«Новаторство»  6,9%

«Новаторство» 5,6%

настойчивый              0,725

целеустремленный     0,673

работоспособный      0,626

инициативный              0,752

творческий                   0,623

6

«Высокое самомнение» 5,8%

«Уникальность личности» 5,3%

амбициозный              0,722

самоуверенный          0,650

высокомерный           0,624

замкнутый                  0,430

фантазер                        0,762

неординарный              0,713

яркий                             0,560

7

«Высокое самомнение»  5%

самоуверенный            0,737

амбициозный                0,688

Необходимо отметить, что одним из самых уязвимых для критики моментов в интерпретации результатов факторного анализа является обобщение категорий, выделенных посредством объективных математических методов. Чтобы максимально снизить степень субъективизма автора в обозначении и интерпретации конструктов, представленных в таблице 1, дальнейший их анализ проводится на основе ИТЛ носителя русского языка, реконструированной А.Г. Шмелевым: «Рациональный самоконтроль» (фактор свидетельствует о наличии волевой регуляции поведения и самоконтроля у учащегося, его организованности / неорганизованности и самообладании); «Новатороство» (содержит характеристики, указывающие на неординарность и неконформность личности школьников); «Психопатизация» (фактор образуют негативные личностные характеристики, которые отражают дезадаптацию личности в виде неадекватного сдвига в сторону агрессивного стиля поведения); «Эмоциональное благополучие» (фактор включает личностные характеристики школьников, свидетельствующие об их эмоциональной адаптированности, психологическом здоровье и ощущении комфорта в окружающем мире); «Интеллектуальное развитие» (содержание конструкта определяет умственный потенциал школьника, развитие операций мышления и интеллектуальной сферы его личности); «Уникальность личности» (фактор отражает необыкновенность, незаурядность и экстраординарность личности); «Высокое самомнение» (фактор отражает стремление индивида к социальным достижениям и высокому  социальному статусу) [3].

Данные таблицы 1 демонстрируют, что ИТЛ одаренного школьника у педагогов различных специализаций отличаются по своей структуре количеством образующих их категорий. Так, у педагогов гуманитарных дисциплин ИТЛ представлена шестью независимыми категориями, у преподавателей естественнонаучных дисциплин она усложняется до семи независимых категорий.

В структуре ИТЛ одаренного школьника у педагогов гуманитарных дисциплин обнаружены три ведущие и три наименее значимые категории.

Иерархическое положение ведущих конструктов («Психопатизация», «Эмоциональное благополучие» и «Рациональный самоконтроль») свидетельствует о том, что для респондентов этой группы взаимодействие с учениками видится затруднительным, поскольку зафиксированные факторы довольно противоречивы. С одной стороны, личность одаренного школьника проблемная, психопатизированная, а с другой – эмоционально благополучная, устойчивая и саморегулирующаяся. Позитивное эмоциональное состояние ребенка в сознании этих педагогов неразрывно связано с его общительностью, поэтому категорию «Эмоциональное благополучие» можно трактовать как готовность одаренного ученика к взаимодействию с учителем. Однако расположение на первом месте категории «Психопатизация» в структуре ИТЛ одаренного школьника у педагогов гуманитарного цикла и ее содержание позволяют говорить о негативном отношении учителей этой группы к одаренному школьнику и ожидании трудностей в педагогическом общении.  

Содержание наименее значимых по валентности категорий («Интеллектуальное развитие», «Новаторство», «Высокое самомнение») в ИТЛ одаренного школьника у педагогов гуманитарных дисциплин частично соответствует научным характеристикам одаренного ребенка, представленным в моделях Д.Б. Богоявленской, Н.С. Лейтеса, Дж. Рензулли, Р. Стернберга, М.А Холодной и др.. Однако позиция в иерархической структуре ИТЛ одаренного ученика у педагогов данной группы и слабая наполненность этих категорий (3–4 шкалы) свидетельствует о том, что эти конструкты не являются превалирующими в процессе идентификации педагогами гуманитарных дисциплин одаренности школьника.  

Для учителей естественнонаучных дисциплин наибольшую субъективную значимость имеют категории «Рациональный самоконтроль», «Психопатизация» и «Эмоциональное благополучие», аналогичные выявленным в структуре ИТЛ учащихся у педагогов гуманитарных дисциплин.  

Наименее субъективно значимыми факторами в структуре ИТЛ одаренного ученика у учителей естественнонаучного цикла являются «Интеллектуальное развитие», «Новаторство», «Уникальность личности» и «Высокое самомнение». Содержание указанных категорий свидетельствует о том, что респонденты этой группы для идентификации одаренности опираются на знания о признаках и способах диагностики данного феномена, обозначенных различными учеными в научных концепциях одаренности [4-8].  

Анализ по горизонтали данных таблицы 1 показывает, что для всех групп педагогов общими категориями выступают следующие: «Рациональный самоконтроль», «Психопатизация личности», «Эмоциональное благополучие», «Интеллектуальное развитие», «Новаторство» и «Высокое самомнение». Совпадение большинства конструктов (а именно шести) свидетельствует о том, что категориальный строй сознания педагогов различных специализаций в области понимания личности одаренного школьника близок друг к другу.

Среди инвариантных категорий, выделенных в структуре имплицитных теорий личности одаренного ученика, ведущими по субъективной значимости для респондентов двух групп являются факторы «Рациональный самоконтроль», «Психопатизация», «Эмоциональное благополучие».  Иерархическое расположение и тождественность содержания перечисленных факторов позволяет определить их как центральные категории, образующие ядро в общей структуре ИТЛ одаренного школьника, существующей в сознании педагогов различных специализаций. По содержанию эти ведущие категории легко соотносятся с универсальными категориями сознания, выделенными Ч. Осгудом: оценкой, силой и активностью.

Универсальная категория оценки имеет в профессиональном сознании педагогов негативную валентность («Психопатизации личности» одаренного ученика), что свидетельствует о присутствии базовой идеи противопоставления ребенка и взрослого, а не их сотрудничества, о доминировании у учителей, работающих с детьми разных возрастов, ожиданий сопротивления, неповиновения с их стороны.

Выделенная Ч. Осгудом инвариантная категория силы конкретизируется в понимании педагогами личности ученика как категория «Рациональный самоконтроль». В данном конструкте соединены внешний контроль взрослого над ребенком и внутренний самоконтроль школьника. Сила учащегося идентифицируется учителем в первую очередь с его прилежанием.

Категория активности выражается в сознании педагогов как фиксация позитивного нервно-психического состояния (категория «Эмоциональное благополучие»).

Необходимо отметить, что наличие в ядре ИТЛ одаренного ученика у педагогов различных специализаций конструкта «Рациональный самоконтроль», включающего характеристики организованный, ответственный, целеустремленный, работоспособный и пр., само по себе не является признаком одаренности или неодаренности личности. По мнению Ю.Д. Бабаевой, Д.Б. Богоявленской, Дж. Рензулли и др., характеристики личности, обозначающие рациональный самоконтроль, являются необходимым условием для развития одаренности при наличии других признаков и личностных черт: высоком интеллектуальном развитии, наличии специальных способностей, гибкости мышления, креативности, богатой фантазии, любознательности, неординарности и т.д. [8]. В настоящем исследовании данные характеристики были обнаружены в конструктах, имеющих небольшую субъективную значимость для педагогов и расположенных на периферии в общей структуре ИТЛ одаренного ученика.  

Периферические категории незначительно варьируют у педагогов различных специализаций. Так, в двух группах учителей выявлена общая категория «Высокое самомнение», фиксирующая представление об одаренном учащемся как о ребенке амбициозном с завышенной самооценкой.

У педагогов на периферии ИТЛ присутствуют две общие категории «Новаторство» и «Интеллектуальное развитие», содержание последней из них демонстрирует тенденцию отождествления детской одаренности с ее познавательными видами. Специфической для учителей естественнонаучного цикла является категория «Уникальность личности», которая в совокупности с другими образующими ИТЛ конструктами, по своему содержанию соответствующими эксплицитным характеристикам одаренности, свидетельствует о том, что педагоги данной специализации наиболее компетентны в этой области знаний по сравнению с коллегами гуманитарных дисциплин.   

Результаты реконструкции ИТЛ одаренного школьника у педагогов различных специализаций позволяют сделать следующие основные выводы.

В иерархическую структуру имплицитной теории личности одаренного школьника у педагогов включены категории, близкие по своему содержанию. Наиболее субъективно значимые категории являются ядром ИТЛ и по содержанию соотносятся с универсальными категориями сознания, выделенными Ч. Осгудом: оценкой («Психопатизация личности»), силой («Рациональный самоконтроль») и активностью («Эмоциональное благополучие»). Присутствие этих ведущих конструктов в ядре общей структуры ИТЛ одаренного ребенка свидетельствует о противоречивом отношении педагогов к данной категории школьников.

Среди категорий, присутствующих у педагогов в структуре ИТЛ одаренных учеников содержание только некоторых периферийных категорий соответствует существующим в научных концепциях характеристикам личности одаренного ученика, представленным в теориях зарубежных (Ф. Монкс, Дж. Рензулли, Р. Стернберг и др.) и русскоязычных (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, М.А. Холодная и др.) ученых.  Так, адекватной эксплицитным характеристикам одаренности личности является категория «Новаторство», входящая у педагогов в число периферийных конструктов. Также близкими научным теориям одаренности можно назвать периферийные категории «Интеллектуальное развитие» (педагоги гуманитарных и естественнонаучных дисциплин) и «Уникальность личности» (педагоги естественнонаучных дисциплин).

Противоречивость выделенных в ИТЛ категорий и незначительное соответствие их содержания научным знаниям о детской одаренности свидетельствует об отсутствии у педагогов критериев для идентификации одаренности школьников, что обусловливает необходимость организации психологического просвещения учителей по проблемам детской одаренности с целью обогащения имеющихся у них знаний и представлений о личности одаренных детей и особенностях взаимодействия с ними.

 

Список использованных источников

1. Былинская, Н.В. Моделирование имплицитных теорий личности обычного и одаренного учеников  методом свободного описания // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. ст. В 2 ч. / под  ред. В.Ф. Беркова. – Минск : РИВШ, 2009. – Ч. 2. Вып. 8(13). –    С. 4854.

2. Былинская, Н.В. Личность одаренного ученика в свободных описаниях педагогов различных специализаций / Н.В. Былинская // Психологический журнал. – 2009. № 4. – С. 9095.   

3. Шмелев, А.Г. Репрезентативность личностных черт в сознании носителя русского языка / А.Г. Шмелев, В.И. Похилько, А.Ю. Козловская-Тельнова // Психологический журнал. – 1991. – Т. 12. – № 2. – С. 27–44.

4. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. – М. : Издательский центр «Академия», 1996. – 416 с.

5. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 1989. – № 6. – С. 29–33.

6. Богоявленская, Д.Б. Одаренность и проблемы ее идентификации / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская // Психологическая наука и образование. – 2000. – № 4. – С. 5–13.

7. Богоявленская, Д.Б. Основные направления разработки и развития «Рабочей концепции одаренности» / Д.Б. Богоявленская // Развитие личности. – 2004. – № 3. – С. 10–17.

8. Рабочая концепция одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской и др.. – М. : ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 68 с.

9. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. – 2-е изд., доп. – СПб. : Питер, 2005. – 480 с.

Статья поступила в редакцию 15.02.2013


Сведения об авторе (заявка)

Ф.И.О. (полностью)

Былинская Наталья Викторовна

Место работы/учебы

БрГУ имени А.С. Пушкина, кафедра психологии

Должность

Старший преподаватель

Ученая степень, ученое звание

Магистр

Название статьи

Имплицитная модель личности одаренного ученика у педагогов гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Отрасль науки

Психология

Адрес для связи

224 000 г. Брест, ул. Воровского, д. 25, кв. 11

Телефон

+ 375 29 527 80 64

e-mail

soloves_@mail.ru 

Дата подачи

статьи

15.02.2013

Подпись


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24137. Специфика философского понимания человека 14.47 KB
  Свобода есть деятельность на основе познанной необходимости. Свобода же отражает развитие появление нового разнообразного новых возможностей. Необходимость выражает наличное показывает каков мир есть а свобода отражает будущее каким мир должен быть. Свобода многолика но сущность ее одна наличие разнообразных возможностей следовательно она наибольшая ценность.
24138. Новгородская феодальная республика 28.47 KB
  Высшим государственным органом Новгородской республики было вече. Некоторые историки полагают что вече – собрание не всего мужского населения а собрание только владельцев городских усадеб. Вече принимало законы утверждало договоры рассматривало вопросы войны и мира избирало городские власти: посадника тысяцкого выдвигало кандидатуру на должность архиепископа. Вече приглашало князя который возглавлял дружину.
24139. Политическая специфика Северо-Западной Руси 24.89 KB
  Такая ситуация дала основание историкам классифицировать политический режим Новгорода как республиканский. Корни возникновения олигархической формы власти Новгорода имеют иной характер. А псковичи в условиях постоянной военной опасности со стороны Швеции от помощи Новгорода тоже не спешили отказываться.
24140. Нашествие Батыя на Русь 32.17 KB
  Ордынское монголотатарское иго и его последствия В начале XIII в. Родовая знать нового государства стремилась к обогащению что привело к большим завоевательным походам монголотатар. Проникнув в Причерноморье армия монголотатар встретила сопротивление объединенных сил русских и половцев. Монголотатары одержали победу но возвратились в степи для подготовки нового похода на Русь.
24141. Борьба с агрессией шведских и немецких феодалов 28.5 KB
  Древнерусское государство было зоной взаимодействия цивилизаций Запада и Востока Русь сыграла выдающуюся роль в судьбе Европы своего времени: отразила натиски печенегов половцев монголов став щитом заслонившим Европу от кочевников Она участвовала в отражении славянскими и прибалтийскими народами агрессии с Запада разбила крестовый поход шести держав на Прибалтику и Русь изменив этим соотношение сил в Европе. После официального разделения православной и католической церкви 1054 папство пыталось обратить Русь в католическую веру....
24142. Знакомство с культурой Киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности 44.19 KB
  Утонченный византиец Иоанн Тцетцес был настолько очарован русской резьбой по кости что воспел в стихах присланную ему пиксиду резную коробочку сравнивая русского мастера с легендарным Дедалом. Грамотность письменность Много нового внесли в понимание уровня русской городской культуры находки свидетельствующие о широком распространении грамотности в народных массах. Родной язык Существенным отличием русской культуры от культуры большинства стран Востока и Запада является применение родного языка. Отдельные цитаты в сохранившихся рукописях...
24143. Предпосылки образования русского централизованного государства 26.01 KB
  Особенности русского централизованного государства Русское централизованное государство сложилось в XIV–XVI вв. Группы предпосылок образования русского централизованного государства. Его князья строят государственный аппарат для укрепления своей власти; внешнеполитические: главная внешнеполитическая задача Руси заключалась в необходимости свергнуть татаромонгольское иго которое тормозило развитие Русского государства.
24144. Этапы образования Русского централизованного государства 44.43 KB
  на северозападе русских земель возникло государство Великое княжество Литовское. на востоке от русских земель возникло другое сильное государство Золотая Орда. Видя слабость русских земель Литва стала очень активно присоединять русские земли. Литва на 3 4 стала состоять из русских земель.
24145. Российское государство при Иване III 29.71 KB
  Во внутренней политике Иван III как и его отец продолжает собирать русские земли под московским началом. Иван III присоединил к Москве Ростовское и Тверское Рязанское Белозерское и Дмитровское княжества. Такой ход дел не устраивал Ивана III стремившегося объединить все русские земли под московским началом.