68595

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ

Научная статья

Педагогика и дидактика

В работе впервые изучены особенности профессионального выгорания в повседневной деятельности связанной с экстремальными условиями ее реализации на примере работников офицерского состава министерства по чрезвычайным ситуациям МЧС. Результаты проведенного исследования позволят администрации...

Русский

2014-09-23

118 KB

2 чел.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ:

МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ

А.Н. Гордеева

Институт переподготовки и повышения квалификации МЧС РБ

г. Борисов

В работе впервые изучены особенности «профессионального выгорания» в повседневной деятельности, связанной с экстремальными условиями ее реализации, на примере работников офицерского состава министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

Результаты проведенного исследования позволят администрации и психологам, работающим в организациях МЧС, понять причины профессиональных трудностей у сотрудников, работающих в ситуациях разной экстремальной насыщенности, способствующие развитию у них явления «профессионального выгорания», и принять соответствующие меры по его предупреждению и устранению.

For the first time the professional “burnout syndrome” peculiarities were studied in daily activities associated with the extreme conditions of its implementation, on the example of Ministry of Emergency Situations (MES) officers.

The results of the study will allow the administration and psychologists who work at the divisions of the MES, to understand the reasons for the difficulties of professional staff working in different extreme situations that facilitate the development of “burnout syndrome”, and to take appropriate measures for its prevention and elimination.

В последнее время все больше разговоров, причем и в серьезной научной литературе, и в средствах массовой информации о так называемом синдроме профессионального выгорания. Причин для этого несколько. Во-первых, этот самый синдром из прерогативы немногих профессий становится все более массовым явлением. Во-вторых, этот синдром стал серьезной экономической проблемой, а раз так, то о нем заговорили, стали искать способы борьбы и минимизации потерь [4].

Проблема профессионального выгорания, возникающего в процессе выполнения профессиональной деятельности, при всем разнообразии работ зарубежных (Э. Аронсон, С. Джексон, М. Лейтер, К. Маслач, А. Пайнес, К. Чернисс, А. Широм и др.), а в последнее десятилетие и отечественных исследователей (М.В. Агапова, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Мальцева, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова, Т.В. Форманюк и др.) остается сегодня открытой и весьма актуальной как для теоретического, так и для эмпирического изучения.

Несмотря на немалое количество работ, посвященных изучению отдельных форм профессиональной деформации у сотрудников экстремальных профессий исследований синдрома профессионального выгорания явно недостаточно, следствием чего является дефицит научного знания о сущностях и механизмах данного явления и отсутствие надежных, эффективных методик его профилактики и коррекции.

С ростом количества и тяжести последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф одной из наиболее значимых профессий является деятельность работников МЧС. Сложность ее заключается в воздействии экстремальных ситуаций различного характера, многообразии трудовых задач, значительной физической и психологической нагрузке, что предполагает высокие требования к личности спасателя.

Экстремальные ситуации – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, что может повлечь за собой человеческие жертвы, нанести ущерб здоровью или окружающей среде, принести значительные материальные потери и нарушить условия жизнедеятельности людей (В.Б. Шапарь).) Как во время подобных ситуаций, так и после них, у человека возникают различные негативные психические состояния, которые характеризуются острыми или хроническими эмоциональными переживаниями. В свою очередь, эти переживания – страх, паника, ужас, отчаяние – могут достигать такой степени интенсивности, что оказывают на человека дезорганизующее воздействие. Нередки случаи, когда последствиями острых или хронических деструктивных эмоциональных переживаний становится не только личностное, но и профессиональное выгорании е.

В результате изложенного гипотезой исследования явилось предположение, что совокупность показателей личности (тип поведенческой активности, тревожность, психическая ригидность и др.) при экстремальной ситуации вероятностно способствует формированию синдрома профессионального выгорания и, тем самым, снижает профессиональную эффективность сотрудников МЧС Республики Беларусь.

Целью исследования является – выявить и определить характеристики личности у офицерского состава МЧС, работающих в экстремальных ситуациях, влияющих на формирование синдрома профессионального выгорания с целью оптимизации индивидуального подхода при профессиональном отборе и психологическом сопровождении сотрудников  МЧС.

В работе впервые изучены особенности профессионального выгорания в повседневной деятельности, связанной с экстремальными условиями ее реализации, на примере работников офицерского состава министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

Показано, что «профессиональное выгорание» у работников экстремальных профессий является одним из основных факторов деформации личности, и во многом определяет особенности профессионального выгорания.

В первую очередь, обратимся к термину «burnout». Термин "выгорание" введён американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году (Freundenberger, 1974). Он описал его как синдром истощения энергии и разочарования в работе, возникающий у профессионалов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей. Таким образом, выгорание – это нарушения в эмоциональном состоянии профессионалов, работающих в условиях тесного и интенсивного взаимодействия с другими людьми в эмоционально напряжённой атмосфере [12].

Описано множество симптомов эмоционального выгорания, однако они редко проявляются все одновременно, поскольку выгорание – процесс индивидуальный.

Что касается собственно содержания и структуры психического выгорания, В.Е. Орел, обобщил опыт отечественных и зарубежных авторов и выделяет три модели выгорания [6].  Согласно первой, одномерной, модели, выгорание – это состояние физического и психического, и, прежде всего эмоционального, истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения.

Данная трактовка близка пониманию выгорания как синдрома «хронической усталости». В противоположность двум другим подходам, приверженцы одномерного подхода не ограничивают выгорание какими-либо определенными профессиональными группами.

Вторая модель принадлежит голландским исследователям E. Buunk и W. Schaufeli. Они рассматривают выгорание как двухмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения и деперсонализации. Деперсонализация проявляется в ухудшении отношения к другим (подчиненным, пациентам, коллегам), иногда и к себе лично.

Наиболее распространенной является трехкомпонентная модель синдрома выгорания американских исследователей Cr. Maslach и S. Jackson, систематизировали описательные характеристики данного синдрома и разработали опросник для его количественной оценки (Maslach, Jackson, 1986). Согласно авторам опросника, синдром выгорания проявляется в трех группах переживаний: эмоциональном истощении – переживание опустошенности и бессилия; деперсонализации – дегуманизация отношений с другими людьми (проявление черствости, бессердечности, цинизма или грубости); редукции личных достижений – занижение собственных достижений, потеря смысла и желания вкладывать личные усилия на рабочем месте [6].

Работники МЧС, постоянно имеют дело с чрезвычайными, экстремальными ситуациями, очень часто видят страдания и смерть людей, рано или поздно могут столкнуться с определенными психологическими проблемами, влияющими на их эмоциональное состояние и профессиональную деятельность. Это так называемый синдром профессионального выгорания.

Обследование территориальных сотрудников МЧС показало, что 26% представляют группу риска развития нарушений профессиональной адаптации, а 6,5% испытывают состояния, которые могут стать причиной неадекватного поведения и снизить эффективность профессиональной деятельности личного состава пожарной охраны (Леви М.В., 2000).

Многие ученые отмечают, что быстро меняющаяся среда становится все более стрессогенной. Исследование 3400 работающих, проведенное Families and Work Institute (LawlorJ, 1997), показало, что 42% респондентов чувствуют себя «выгоревшими» или «полностью выработавшимися» к концу рабочего дня; 80% сказали, что они работают слишком много, 65% – что они вынуждены работать в слишком быстром темпе. В рамках исследования, посвященного профессиональному выгоранию, при анализе результатов были выявлены симптомы, на которые необходимо обращать внимание при диагностике сотрудников (Рисунок 1).

В ходе исследования были получены данные, расширяющие возможности ранней диагностики профессионального выгорания: 55% респондентов отмечали утрату способности творчески подходить к решению задач, жалобы на руководство и снижение интереса к непосредственным обязанностям; 23% – участие в большем, чем когда-либо, количестве конфликтов; 15% – частые уходы на «больничный»; 13% – заниженная самооценка.

Рисунок 1 –Симптомы профессионального выгорания

В целом, полученные в ходе исследования результаты могут представлять большой научный и практический интерес, так как дают стимул для разработки новых программ психопрофилактики профессионального выгорания [13].

Стрессы на рабочем месте тесно связаны с выгоранием. Например, в исследовании 1300 работающих в ReliaStar Insurance Company of Minneapolis (Lawlor, 1997) было обнаружено следующее: служащие, которые считали, что их работа очень стрессогенная, в 2 раза чаще испытывали выгорание, чем те, которые не думали так [13]. Согласно Американскому институту стресса, «цена» стресса на работе и выгорания выражается в текучести кадров, абсентеизме, низкой продуктивности и возрастающих компенсациях на обеспечение здоровья.

По мнению белорусских практиков, причины появления у работника профессионального «выгорания» в основном  специалисты винят руководителя, и в качестве главной причины называют такую: «не сумели создать надлежащих условий для работы данного сотрудника» (73%!). Понятие «условия для работы» в данном контексте взято широко и включает в себя не только материально-техническое оснащение рабочего места, но и систему вознаграждения – мотивации сотрудника, возможности карьерного роста, интенсивность нагрузки и многое другое.

В 10% ответов респондентов присутствует мнение, что руководитель ошибся еще на этапе подбора сотрудника на данную должность.

По мнению опрошенных, в трудовых коллективах возникают межличностные конфликты, что мешает человеку уделять должное внимание своим обязанностям. Отсутствие единого видения решения задач с руководством приводит к снижению у младшего коллеги оценки собственных способностей и компетентности – постепенно «опускаются руки». При этом, возможно, другой руководитель считал бы его идеи оригинальными и жизнеспособными.

Порядка 30% специалистов всё-таки не снимают вины с работника. Он сам должен был трезво оценить, подходит ли ему эта работа, соответствует ли должность его уровню профессионализма, «запросам», личностным характеристикам. Кроме того, выгорание может определяться факторами, не имеющими отношения к личности спасателя, и на которые он мало может влиять. На рисунке 2 представлен факторы профессионального выгорания.

Проведенный опрос по выявлению работников наиболее склонных к профессиональному выгоранию показал, что 72% – сотрудники, чья работа носит творческий характер; 61% – руководящий состав; 40% – вынуждены много общаться с различными людьми; 38% – специалисты предпенсионного возраста; 12% – работающие с бумагами и цифрами, а так же выполняющие рутинные задачи; 5% – новички в профессии; 9% – другое.

Рисунок 2 - Факторы профессионального выгорания

Таким образом, профессиональное выгорание представляет собой результат деструктивного влияния профессиональной деятельности на развитие личности. Чем больше личных затрат требует профессиональная деятельность, тем более вероятно проявление симптомов выгорания. В том случае, когда ресурсы человека оказываются несоответствующими требованиям профессии (в случае субъективной не успешности специалиста), данный синдром получает большее развитие. Результаты исследования позволяют рассматривать ценностно-смысловые основания деятельности и профессионально важные личностные качества специалиста, во многом определяющие субъективную успешность в профессии, как ключевые личностные ресурсы преодоления трудных профессиональных ситуаций и предотвращения профессионального выгорания. На рисунке 3 представлены методы борьбы руководителей с выгоранием работников.

Опрошенные руководители выделили следующие методы борьбы с выгоревшими работниками (в опросе участвовало 255 руководителей подразделений МЧС РБ): выгоднее не тратить время на выявление причин депрессии и уж тем более на «лечение», а заменить эмоционально сникших «выгоревших» сотрудников новыми. Так решают для себя 39 % опрошенных, и, вероятней всего, речь в данном случае не идет о высших руководителях или особо ценных кадрах. Все остальные респонденты менее категоричны. Одни говорят, что можно попробовать перевести выгоревшего работника на другую работу, то есть пробовать «бороться за жизнь» сотрудника в организации. Другие предпочитают оставить решение проблемы непосредственному руководителю и не вмешиваться в процесс. Оставят ситуацию на самотек 11 % респондентов.

Рисунок 3 – Методы борьбы руководителей с выгоранием работников

Исследование доказало: большинство белорусских руководителей сталкиваются с появлением в их коллективах синдрома профессионального выгорания. Большинство руководителей достаточно самокритичны, полагая, что виноваты в этом они сами, и отчасти считают подобное своей недоработкой. При этом склонны избавляться от сотрудников, пребывающих в этом «выгоревшем» состоянии, поскольку преодоление синдрома требует определенных затрат.

Вот как распределили по степени эффективности методы борьбы с выгоранием сотрудников наши респонденты (в опросе участвовало 220 работников МЧС РБ среднего и младшего начальствующего состава): 6 место – не допускать работу без отпуска в течение длительного промежутка времени; 5 место – периодически оценивать «загруженность» работника; 4 место – проводить регулярные мотивационные беседы; 3 место – планировать карьерный рост; 2 место – предоставлять возможность обучения, в том числе и не по специальности; 1 место – ставить перед сотрудником новые, более масштабные задачи или инициировать его перевод на другие должности.

В целом, по мнению опрошенных, самыми действенными способами излечения от профессионального выгорания являются: для руководителей – смена деятельности (перевод на руководство другим подразделением) или предоставление возможности решать более глобальные задачи; для специалистов – достаточно длительная переподготовка или повышение квалификации без отрыва от производства.

Таким образом, актуальность данной проблемы обусловлена повышением требований к специалисту-профессионалу, которые вызывают необходимость более глубокого изучения принципов исследования синдрома профессионального выгорания.

Качество профессиональной деятельности спасателей тесно связано с содержанием и уровнем интенсивности проявления мотивов, целей, условий и способов повседневной работы, которые различаются в зависимости от этапов профессионализации и квалификации специалистов-спасателей и принять соответствующие меры по предупреждению и устранению у офицерского состава МЧС, работающих в ситуациях разной экстремальной насыщенности, явления синдрома профессионального выгорания.

Список использованных источников

  1.  Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М., 1996. – С. 132-153.
  2.  Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – М., 2005. – С. 245-276.
  3.  Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н.В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова и Л. А. Коростылевой. – СПб., 1997. – С. 143–156.
  4.  Орел, В.Е. Исследование психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии / В.Е. Орел // Проблемы общей и организационной психологии / Сб. науч. тр. /  Под ред. А.В.Карпова. –  Ярославль, 1999. – С. 76–97.
  5.  Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – №1. – С. 90-101.
  6.  Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2002. – №3. – С. 85-95.
  7.  Время звонить пожарным / Б.Н. Гамаюнов // Журнал "Chief Time" Газета "Вакансия" Сбор новостей. – 2005. – №5. – С. 6–7.
  8.  Grunfeld, E.  Cancer care workers in Ontario: prevalence of burnout, job stress and job satisfaction / E. Grunfeld, T.J. Whelan, L. Zitzelsberger // Canadian Medical Association Journal. – 2000. – V. 163, Issue 2.
  9.  Kuunarpuu, H. The burnout syndrome / H. Kuunarpuu // Studies in social psychology. – Tallinn, 1984. – P. 65-75.
  10.  Lawlor, J. Have your salespeople had enough? Here's how to help them before they burn out / J. Lawlor // Sales and Marketing Management. – 1997. –V. 149, Issue 3.
  11.  Maslach, C. Burnout. The Cost of Caring. Englewood Cliffs: Prentice-Hall / C. Maslach. – 1982.
  12.  Maslach, C. Burnout Inventory. (3rd ed.) / C. Maslach, S. E. Jackson, & M. P. Leiter // Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press. – 1996.
  13.  Shirom, A. Burnout in work organizations / A. Shirom // International review of industrial and organizational psychology // Eds. C. L. Cooper and I. Robertson. – New York: Wiley, 1989.

PAGE   \* MERGEFORMAT9


55%

55%

55%

23%

15%

13%

55%

Утрата способности творчески подходить к решению задач

Жалобы на руководство и коллег

Снижение интереса к непосредственным обязанностям

Участие в большем, чем когда-либо, количестве конфликтов

Частые уходы на «больничный»

Заниженная самооценка

Совокупность перечисленных факторов

72%

1%

40%

38%

12%

12%

5%

9%

Сотрудники, чья работа носит творческий характер

Руководящий состав

Вынуждены много общаться с различными людьми

Специалисты предпенсионного возраста

Работающие с бумагами ицифрами работающие с бумагами и цифрами

Выполняющие рутинные задачи

Новички в профессии

Другое

1 %

22 %

27 %

11 %

39 %

1. Оставить человека на своем месте – со временем у него все наладится

2. По усмотрению руководителя подразделения

3. Перевести на другую работу (перемещать горизонтально или вертикально)

4. Увольнять. Такой работник уже не принесет пользы

5. Не знаю  ицифрамработающие с бумагами и цифрами

  1.  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6328. Поняття адміністративного процесуального права та його місце у правовій системі України 119 KB
  Поняття адміністративного процесуального права та його місце у правовій системі України План: 1. Адміністративне процесуальне право як самостійна галузь права. Предмет та методи адміністративного процесуального права. 2. Співвідношення адміністратив...
6329. Філософія її призначення, зміст і функції в суспільстві 52.05 KB
  Філософія її призначення, зміст і функції в суспільстві План: Філософія як слово. Предмет філософії. Функції філософії. Цінність філософії для особи і суспільства. Слово Філософія - грецького походження, буквально означає...
6330. Сучасна вища школа в освітній системі України 75 KB
  Сучасна вища школа в освітній системі України План Система освіти України, її структура Принципи діяльності освітніх закладів Характеристика вищої освіти України початку третього тисячоліття 1. Система освіти України, її структура ...
6331. Поняття, суть і завдання кримінального процесу 81.48 KB
  Поняття, суть і завдання кримінального процесу ПЛАН: Вступ 1. Поняття, сутність та форми кримінального процесу. 2. Завдання кримінального процесу. 3. Система стадій кримінального процесу. 4. Кримінально-процесуальна форма, функції, відносини та гара...
6332. Соціологія як наука. Класифікація соціальних законів. Основні групи категорій соціології 94 KB
  Соціологія як наука Виникнення соціології як окремої науки. Етапи формування соціологічного знання. Предмет і об'єкт соціології. Класифікація соціальних законів. Основні групи категорій соціології. Місце соціології...
6333. Менеджмент програмних проектів 327.5 KB
  Менеджмент програмних проектів Процес розробки Моделі розробки додатків Модель водоспаду Спіральна модель Універсальний процес Етапи Фази Ітерації Компромісний трикутник Принципи моделі ...
6334. Фізіологія як наука. Фізіологія збудливих тканин 31.77 KB
  Фізіологія як наука. Фізіологія збудливих тканин. Фізіологія як наука. Про здоров'я і хворобу. Механізми регуляції фізіологічних функцій. Гомеостаз. Ритмічність фізіологічних функцій. Фізіологія збудливих тканин. Ф...
6335. Соціальна лінгвістика і її предмет 133 KB
  Соціальна лінгвістика і її предмет Визначення соціолінгвістики та її предмета. Проблеми сучасних соціолінгвістичних досліджень. Напрямки соціолінгвістичних досліджень. Історія становлення соціолінгвістики. Методи соціол...
6336. Історія України та її місце в системі вузівського навчання 22.77 KB
  Місце вітчизняної історії у системі вузівського навчання. 2 Предмет, завдання, методологічні принципи вивчення історії України. 3 Основні джерела вивчення історії України. 4 Наукова періодизація історії України. 1 Місце вітчизняної історії у...