68596

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ/РЕФЛЕКТИВНОСТЬ: К ПРОБЛЕМЕ ЭФФЕКТА МОБИЛЬНОСТИ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ СТУДЕНТОВ

Научная статья

Психология и эзотерика

Установлено что одним из факторов вызывающим эффект мобильности импульсивности рефлективности молодых людей выступает когнитивный стиль преподавателя с которым они в данный момент находятся в ситуации учебного взаимодействия. Впервые термин когнитивный стиль появился...

Русский

2014-09-23

73.5 KB

2 чел.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ/РЕФЛЕКТИВНОСТЬ: К ПРОБЛЕМЕ

ЭФФЕКТА МОБИЛЬНОСТИ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ

СТУДЕНТОВ

И.В. Горегляд

БрГУ имени А.С. Пушкина, г. Брест

В статье рассматривается значение импульсивности/рефлективности для эффективности учебной деятельности и обсуждается проблема онтогенеза данного когнитивного стиля. Эмпирически выявлено, что у большинства исследованных студентов-психологов этот стиль окончательно не сформирован к 20–21 годам. Установлено, что одним из факторов, вызывающим эффект мобильности импульсивности/рефлективности молодых людей выступает когнитивный стиль преподавателя, с которым они в данный момент находятся в ситуации учебного взаимодействия.

In the article the impulsion`s importance for the effectiveness of  learning activity is considered and the problem of the ontogenesis of  the given cognitive style is discussed. It was empirically revealed, that  for the majority of  examined psychologist students this style wasn`t  finally formed till 20-21 years. It was established, that the cognitive style of lecturer, which interact with young people,  is one of the facts, wich causes the effect of  the impulsion`s mobility.

Впервые термин «когнитивный стиль» появился в американской психологии в 1950–1960-х гг. в рамках исследований, в которых на первый план вышли индивидуальные различия в восприятии, анализе, категоризации и воспроизведении информации. Индивидуально своеобразные способы переработки информации (когнитивные стили) принципиально отграничивались от индивидуальных различий в успешности интеллектуальной деятельности. В частности, утверждалось, что когнитивные стили – это формально-динамические характеристики интеллектуальной деятельности, не связанные с содержательными (результативными) аспектами работы интеллекта. Кроме того, когнитивные стили трактовались как предпочтения относительно определенных способов интеллектуального поведения, которые в наибольшей мере соответствуют познавательным склонностям и возможностям данного субъекта (теория психологической дифференциации Г. Уиткина, теория когнитивных контролей Дж. Клейна, теория когнитивного темпа Дж. Кагана, теория индивидуальных понятийных систем О. Харви) [1–3].

В современной психологии в понимании когнитивного стиля можно выделить две основные позиции. Согласно первой, стиль является неизменной стабильной характеристикой личности, разные стили противопоставлены друг другу и являются взаимоисключающими (Г. Уиткин, Б.Л. Ливер). Суть второй в признании возможной вариативности стилевых параметров, когнитивной гибкости (Р. Бэндлер) [1–4].

Общим для отечественных и зарубежных концепций когнитивных стилей является выделение их функций:

  •  адаптивной: когнитивные стили рассматриваются как механизм индивидуального интеллектуального приспособления к условиям деятельности;
  •  регуляторной: когнитивные стили оказывают прямое влияние на характер переработки информации и особенности аффективных состояний и косвенное на процесс взаимодействия человека со своим окружением;
  •  компенсаторной: когнитивные стили функционируют в режиме компенсации недостающих или препятствующих продуктивной самореализации индивидуальных психических свойств. Таким образом, когнитивные стили можно рассматривать как фактор, опосредующий реализацию интеллектуального потенциала личности [3].

В настоящее время в современной психологической литературе можно встретить описание около двух десятков различных когнитивных стилей. М.С. Егорова считает, что данные когнитивные стили представлены на трех уровнях. К первому из них относятся те,  методы диагностики которых основаны на решении задач, имеющих одно правильное решение. В зависимости от того, какой способ обработки информации присущ человеку,  он либо находит, либо не находит решения задачи. К числу этих стилей относятся, например, полезависимость/ поленезависимость или рефлективность/импульсивность.

Ко второму уровню когнитивных стилей относятся такие, при определении которых вопрос о правильности решения не ставится, но одному из стилей придается большая ценность. Предпочтение обычно имеет под собой теоретическую базу – один из полюсов связывается с более высоким уровнем онтогенетического развития (т.е. предполагается, что одни решения свойственны более младшему возрасту, а другие –  более старшему). К таким когнитивным стилям относится, например, концептуализация, определяемая по тем основаниям, которые выбираются для классификации предметов.

К третьему уровню когнитивных стилей относятся те стили, противоположные полюса которых имеют равную ценность. К ним относится, например, широта диапазона эквивалентности, которая у детей не связана ни с какими продуктивными характеристиками [4].

Несмотря на достаточно определенные критерии в описании каждого стиля, природа их до конца не изучена. В частности одним из малоисследованных аспектов в понимании когнитивного стиля является неопределенность возраста их становления. М.А. Холодная [7] выделяет две полярные позиции в решении этого вопроса в дошкольный период онтогенеза: 1) стилевые характеристики формируются уже в 2–3 года; 2) формирование стилевых характеристик возможно только на достаточно высоком уровне интеллектуального развития субъекта, т.е. после 7–8 лет (на стадии конкретных операций согласно теории Ж. Пиаже).

Считается, что в ходе школьного обучения наиболее ярко выраженные когнитивные стили, как правило, нивелируются. Это происходит за счет усвоения учебных навыков, а также за счет становления сложных систем регуляции поведения [2; 3; 5]. Однако точных эмпирических данных относительно сроков оформления индивидуальных когнитивных стилей в литературе не обнаружено. При этом некоторыми специалистами имплицитно полагается, что этот процесс завершается в юношеском возрасте, одновременно с появлением устойчивых когнитивных и личностных новообразований.

В организации и результативности учебной деятельности наиболее явно прослеживается роль такого когнитивного стиля как импульсивность/ рефлективность. Названный стиль (как дихотомия двух возможных крайних своих проявлений) отражает особенности саморегуляции, связанные со сложившимся типом взаимоотношений между «интеллектом» и «аффектом». Этот стиль также является устойчивым личностным образованием, проявляющим себя в разных видах деятельности, определяющим, в первую очередь, ее быстроту и качество.

В основе выделения данного стиля лежит критерий «тип реагирования», предложенный Дж. Каганом при изучении интеллектуальной деятельности. Когнитивный стиль «импульсивность – рефлективность» характеризует индивидуальные различия в скорости принятия решения и объеме оцениваемой информации, наиболее ярко это проявляется в условиях неопределенности, когда испытуемому предлагается сделать правильный выбор из некоторого множества альтернатив. В таких ситуациях для рефлективных испытуемых характерен замедленный темп реагирования и тщательный предварительный анализ признаков альтернативных объектов перед принятием решения, а также более активное обращение к эталону-примеру. Импульсивные люди склонны быстро реагировать на проблемную ситуацию. Однако при этом гипотезы выдвигаются и принимаются ими без тщательного продумывания, поэтому они хуже, чем рефлексивные, справляются с заданиями на решение проблем, где не указаны альтернативы ответов. Дж. Каган обнаружил, что тенденция быть импульсивным или рефлективным есть функция баланса между двумя субъективными ценностями: ориентацией на быстрый успех либо тревогой за возможную ошибку. Если тревога ребенка относительно возможности сделать ошибку больше, чем его желание быстро добиться успеха, то он будет обнаруживать рефлективный стиль. Если же тревога в связи с собственными ошибками меньше желания быстрого успеха, то у ребенка будет преобладать импульсивный стиль [6]. За «импульсивностью» как стилем стоят следующие характеристики: 1) испытуемый легко склоняется в пользу любой гипотезы, не учитывая степени ее обоснованности; 2) он принимает необдуманные решения, делает ошибки не потому, что в принципе не может дать правильный ответ, а потому, что дает ответ слишком быстро и без необходимого сбора информации; 3) ему так эмоционально легче, или удобнее, действовать, чем осуществлять полную проверку всех возможных исходов в заданной ситуации. Изначально импульсивность, как полюс когнитивного стиля, ассоциировалась с незрелостью, в более поздних работах –  с дефицитом внимания. Однако, в связи с тем, что существуют эффективные и неэффективные варианты  импульсивности и рефлективности, и то и другое совсем не обязательно является признаком незрелости или дисфункции. М. Эрман и Б. Л. Ливер разграничивают эффективную (быстро-правильную) и неэффективную (склонную к ошибкам) импульсивность, а также эффективную (в обычном значении рефлективности, применительно к  стилям  учения) и неэффективную рефлективность (излишнюю, мешающую учению) [6].

Непосредственная практика взаимодействия с молодыми людьми в рамках обучения в учреждении высшего образования показывает, что наблюдаемые параметры импульсивности/рефлективности некоторых из них, не являются стабильными. Можно предположить, что одной из детерминант эффекта мобильности обсуждаемого стиля выступает когнитивный стиль преподавателя, с которым в данный момент студенты находятся в ситуации учебного взаимодействия.

Для проверки высказанной гипотезы было проведено специальное исследование. В нем приняли участие 32 студента 3-го курса психолого-педагогического факультета БрГУ имени А.С. Пушкина. Для измерения импульсивности/рефлективности преподавателей студентов был использован тест сравнения сходных фигур – MFFT (Д. Каган), с котором испытуемому предлагается выбрать из восьми изображений то, которое полностью идентично эталонному. Восемь изображений отличаются друг от друга только мелкими деталями и без тщательного анализа трудно принять правильное решение. Показателями рефлективности/импульсивности служат время обдумывания задачи до принятия решения и количество ошибок. Рефлективные индивидуумы находятся выше медианы времени ответа и ниже медианы количества ошибок, тогда как импульсивные индивидуумы – ниже медианы времени ответа и выше медианы количества ошибок.

Результаты тестового измерения в разных условиях (т.е. во взаимодействии с преподавателями, имеющими разные когнитивные стили) выглядят  следующим образом.

В присутствии преподавателя с импульсивным когнитивным стилем 38% испытуемых показали рефлективный стиль (более замедленный темп принятия решения в подобной ситуации, соответственно они допускают мало ошибок при идентификации перцептивных объектов в силу их тщательного предварительного анализа, имеют множество альтернативных гипотез, которые скрупулезно проверяют, используют более продуктивные способы решения задач), 41% – импульсивный (нацелены на мгновенный успех, поэтому быстро выдвигают гипотезы в ситуации альтернативного выбора, при этом допуская много ошибочных решений в идентификации перцептивных объектов, склонны давать ответ по первому «понравившемуся» объекту, хуже справляются с заданиями без указания возможных ответов), 21% испытуемых составили группу с неопределенным стилем. Под неопределенным когнитивным стилем в данном случае понимается вариант, получивший название «быстрый/точный» или «медленный/неточный». Кроме того, в эту группу попадают испытуемые, результаты которых располагаются в среднем диапазоне. Среди плюсов неопределенного стиля – более высокая лабильность и адаптивность, нежели у лиц со стилем ярко выраженным. Предполагается, что такая мобильность стилей является показателем зрелости когнитивных структур. В присутствии преподавателя с рефлективным когнитивным стилем 38% испытуемых продемонстрировали рефлективный стиль, импульсивный – 28%, неопределенный – 34%.

Сравнительный анализ когнитивных стилей студентов в двух различных условиях измерения импульсивности/рефлективности показал, что только у 42% испытуемых из всей выборки стиль не изменился. Остальные либо попали в группу испытуемых с противоположным стилем, либо в группу с неопределенным стилем. Для оценки достоверности различий между количеством когнитивно стабильных и когнитивно мобильных студентов был использован критерий Фишера: φ=1,75 при критическом φ=1,64 для p≤0,05.

Таким образом, эмпирические данные подтверждают выдвинутую гипотезу о ситуативном влиянии когнитивного стиля преподавателя на параметры когнитивного стиля студентов в ситуации учебного взаимодействия и свидетельствуют, что у большинства молодых людей присутствует эффект мобильности импульсивности/рефлективности.

Вероятно, объяснение данного феномена следует искать в более широком контексте, чем собственно интеллектуальная деятельность. По аналогии с проявлениями эгоцентризма [7] можно полагать, что явно преобладающий когнитивный стиль начинает проявляться в ситуации неопределенности, требующей «личностного» вклада в решение задачи, демонстрации собственной активности, а не только усвоенных ранее способов действия. В поддержку обозначенного направления дальнейших исследований выступают и имеющиеся исследования, результаты которых свидетельствуют об отсутствии связи когнитивного стиля импульсивность/рефлективность с различными поведенческими проявлениями импульсивности как личностной черты. Объяснений этому факту может быть несколько. Во-первых, импульсивность – качество многомерное, а потому может по-разному проявляться на когнитивном, поведенческом и социальном уровнях. Во-вторых, люди, зная о собственной импульсивности, стараются ее не проявлять [6].

Таким образом, полученные эмпирические факты показывают, что как устойчивое образование стиль импульсивность/рефлективность сформирован не у всех молодых людей. Одним из ситуационных факторов, приводящим к эффекту мобильности когнитивного стиля студентов, выступает когнитивный стиль преподавателя, с которым студенты взаимодействуют в настоящее время. Полученные факты открывают дальнейшие перспективы изучения стилевых характеристик познавательной деятельности молодых людей. В рамках  педагогической психологии научно-практический интерес представляют выявление и обоснование тех учебных ситуаций, которые способствуют формированию у будущих специалистов наиболее эффективных когнитивных стилей.

Список использованных источников

1. Жбанкова, Н.В. Особенности когнитивных стилей студентов, обучающихся по двойной специальности / Н.В. Жбанкова, Н.В. Лукьяненко // Психология в ВУЗе. – 2008. – № 1. – С. 25–36.

2. Берулава, Г.А. Роль стереотипов психической активности в развитии личности / Г.А. Берулава [и др.]; под общ. ред. Г.А. Берулава. – М. : Гуманитарная наука, 2010. – 157 с.

3. Холодная, М.А. Особенности когнитивных стилей «импульсивность-рефлективность» и «ригидность-гибкость познавательного контроля» у лиц с высокими и сверхпороговыми значениями IQ / М.А. Холодная, И.С. Кострыкина // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. – № 6. – С. 72–82.

4. Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий / М.С. Егорова. – М. : Планета детей, 1997. – 328 с.

5. Холодная, М.А. Когнитивный стиль как квадриполярное измерение / М.А. Холодная // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. – №4. – С. 46–56.

6. Холодная, М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума / М.А. Холодная. – М. : ПЕР СЭ, 2002. – 304 с.

7. Подгорецкая, Н.А. Изучение приемов логического мышления у взрослых / Н.А. Подгорецкая. – М. : МГУ, 1980. – 150 с.

Статья поступила в редакцию 15.02.2013
Сведения об авторе (заявка)

Ф.И.О. (полностью)

Горегляд Ирина Васильевна

Место работы/учебы

БрГУ имени А.С. Пушкина, кафедра психологии

Должность

Преподаватель

Ученая степень, ученое звание

Магистрант кафедры психологии

Название статьи

Импульсивность/рефлективность: к проблеме мобильности когнитивных стилей студентов

Отрасль науки

Психология

Адрес для связи

224 000 г. Брест, ул. Пионерская, д. 48, кв. 35

Телефон

+ 375 29 361 12 17

e-mail

irina_goreglyad@mail.ru

Дата подачи

статьи

15.02.2013

Подпись