68628

Вычисления в электронных таблицах в MS Excel

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Все функции несмотря на их разнообразие имеют одинаковый стандартный формат: имя функции и находящийся в круглых скобках перечень аргументов разделенных точками с запятой. Регистр при вводе функции не учитывается. Excel автоматически запишет имя функции прописными буквами.

Русский

2014-09-24

91.02 KB

9 чел.

Лаб. раб. №10

Вычисления в электронных таблицах в MS Excel

1. Цель и содержание: научиться производить экономические расчёты с рабочими листам в MS Excel с помощью встроенных функций.

2. Теоретическое обоснование

Мощь Excel как программного средства реализуется через широкий набор встроенных функций, предназначенных для выполнения самых различных вычислительных и логических процедур. Все функции, несмотря на их разнообразие, имеют одинаковый стандартный формат: имя функции и находящийся в круглых скобках перечень аргументов, разделенных точками с запятой. Например: =ОКРУГЛ(A2:A6;0).

2.1Мастер функций. Функцию можно ввести обычным путем, как и любое содержимое ячейки – с клавиатуры. Регистр при вводе функции не учитывается. Excel автоматически запишет имя функции прописными буквами. Для вставки функции Excel предоставляет в распоряжение пользователя Мастера функций., позволяющий вводить их в полуавтоматическом режиме и практически без ошибок.

Вызвать Мастера функций можно одним их следующих способов: выбрав команду ВСТАВКА>Функция; кнопкой Вставка функции  на панели Стандартная.

Мастер функций последовательно выводит два диалоговых окна. В первом выбирается функция (рис. 1), а во втором задаются аргументы (рис. 2).

Рисунок 1. Первое окно Мастера функций.

Рисунок 2. Второе окно Мастера функций

Мастер функций в первом окне предоставляет выбор из полного списка доступных функций. В списке Категория можно выбрать нужную категорию функции. В списке Выберите функцию можно выбрать саму функции. При этом под списком появляется краткая справка о назначении выделенной функции. Во втором окне Мастера функций следует указать необходимые аргументы. Текущий результат вычислений будет представлен в поле Значение. После нажатия кнопки ОК Excel вставит функцию в текущую ячейку. В самой ячейке будет отображен результат вычисления функции.

С помощью Мастера функции можно также вложить функции одна в другую, т.е. использовать в качестве аргумента данной функции другую функцию. Для этого активизируйте поле аргумента, в качестве которого будет использовано значение функции, нажмите кнопку со стрелкой вниз рядом с полем имени функции слева в строке формул и выберите в списке элемент Другие функции. Откроется первое окно Мастера функции, в котором можно выбрать вложенную функцию. Программа позволяет создать до семи уровней вложения.

В Excel редактирование формул производится так же, как и редактирование любых введенных данных: выделить ячейку, содержащую редактируемую формулу, нажать клавишу F2, внести изменения, нажать клавишу Enter; быстрая правка: осуществить двойной щелчок на ячейке, внести изменения, нажать Enter.

Копируются формулы так же, как и другие данные: выделить ячейку, выполнить команду ПРАВКА>Копировать (или комбинация клавиш Ctrl+C); выделить целевую ячейку (ячейки), то есть область, куда надо поместить копируемые данные; выполнить команду ПРАВКА>Вставить (или Ctrl+V); быстрое копирование: выделить ячейку, содержащую формулу, и перетащить границу выделенной ячейки в новое место.

Важным при копировании и перемещении формул является преобразование содержащихся в них ссылок на другие ячейки. В определенных случаях адреса должны оставаться неизменными, а в других ситуациях необходимо, чтобы их пересчитали с учетом относительного изменения местоположения. В электронных таблиц поддерживается система относительных и абсолютных ссылок.

Абсолютная ссылка  это не изменяющийся при копировании и перемещении формулы адрес ячейки, содержащий исходные данные. В качестве признака абсолютной ссылки в адресе используется знак $. Различают: Полную абсолютную ссылку (знак $ ставится и перед именем столбца, и перед номером строки, например $А$8). В этом случае при копировании и перемещении адрес ячейки не меняется. Частичную абсолютную ссылку (знак $ ставится либо перед номером строки, либо перед именем столбца, например А$8 или $А8.).

2.2 Значение ошибки

Если в ячейке содержится формула, результат которой программа не может правильно определить, то в ячейке будет отображено значение ошибки (табл. 1.).

Таблица 1. ЗНАЧЕНИЕ ОШИБКИ В РАБОЧЕМ ЛИСТЕ

Значение ошибки

Причина

#ДЕЛ/0!

Задано деление на ноль

#ЗНАЧ!

Указан неправильный аргумент или неправильный оператор

#ИМЯ?

Указано недопустимое имя

#Н/Д

Значение не указано

#ПУСТО!

Задана область пересечения двух диапазонов, которые не пересекаются

#ССЫЛКА!

Указана некорректная ссылка

#ЧИСЛО!

Ошибка при использовании/получении числа

######

Результат не помещается в ячейке, ширину ячейки необходимо увеличить

3. Методика и порядок проведения работы

3.1 Задание 1. Сформировать таблицу ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ТОВАРОВ с использованием функций: ОКРУГЛ(математическая); ЕСЛИ(логическая); МИН, МАКС, СРЗНАЧ (статистические).

3.1.1 Рекомендации по выполнению:

  1.  Откройте программу MS Excel.
  2.  Создайте таблицу и заполните её исходными данными (рис. 3).

A

B

C

D

E

F

G

H

1

Оценка качества товара

2

Наименование
товара

Выдержка

Цвет

Запах

Стоимость

Средний бал

Градуиро-ванная
оценка

3

1

Коньяк "Юбилейный"

96

89

99

99

 

 

4

2

Коньяк "Виктория"

92

87

88

86

 

 

5

3

Коньяк

"Дачиа"

55

75

68

90

 

 

6

4

Коньяк "Солнечный"

68

95

99

62

 

 

7

5

Коньяк "Сюрпризный"

98

42

43

88

 

 

8

6

Коньяк "Молдова"

80

78

64

75

 

 

9

7

Коньяк

"Белый аист"

48

30

79

50

 

 

10

 

Низшая оценка

 

 

11

 

Средняя оценка

 

 

 

 

 

 

12

 

Высшая оценка

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 Исходные данные для построения таблицы ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ТОВАРОВ

  1.  В первую ячейку столбца Средний бал введите формулу =ОКРУГЛ(СРЗНАЧ(C3:F3);0). С помощью метода перетаскивания размножьте формулу по столбцу (G3:G9).
  2.  В первую ячейку столбца Градуированная оценка введите формулу

=ЕСЛИ(G3<60;1;ЕСЛИ(G3<70;2;ЕСЛИ(G3<85;3;ЕСЛИ(G3<94;4;5)))). С помощью метода перетаскивания размножьте формулу по столбцу (Н3:Н9);

  1.  В первую ячейку строки Низшая оценка введите формулу: =ОКРУГЛ(МИН(C3:C9);0) и размножьте по строке в диапазоне D10:Н10. 
  2.  В первую ячейку строки Средняя оценка введите формулу: =ОКРУГЛ(CРЗНАЧ(C3:C9);0) и размножьте по строке в диапазоне D11:Н11. 
  3.  В первую ячейку строки Высшая оценка введите формулу: =ОКРУГЛ(МАКС(C3:C9);0) и размножьте по строке в диапазоне D12:Н12. 
  4.  В результате получиться таблица изображенная на рисунке 4.
  5.  Сохраните таблицу.

Оценка качества товара

Наименование
товара

Выдержка

Цвет

Запах

Стоимость

Средний бал

Градуированная
оценка

1

Коньяк "Юбилейный"

96

89

99

99

96

5

2

Коньяк "Виктория"

92

87

88

86

88

4

3

Коньяк

"Дачиа"

55

75

68

90

72

3

4

Коньяк "Солнечный"

68

95

99

62

81

3

5

Коньяк "Сюрпризный"

98

42

43

88

68

2

6

Коньяк "Молдова"

80

78

64

75

74

3

7

Коньяк

"Белый аист"

48

30

79

50

52

1

 

Низшая оценка

48

30

43

50

52

1

 

Средняя оценка

77

71

77

79

76

3

 

Высшая оценка

98

95

99

99

96

5

Рис. 4. Результирующая таблица ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ТОВАРА

3.2 Задание 2. Рассчитать тенденцию изменения цены товара по данным последних 4 месяцев.

3.2.1Рекомендации по выполнению:

  1.  Переключитесь на Лист 2 открытой рабочей книги MS Excel.
  2.  В ячейки  А1:С13 введите таблицу, представленную на рисунке 5.
  3.  В ячейки Е1:G13 введите таблицу, представленную на рисунке 6.

2005г.

Цена

1

Март

133890

2

Апрель

135000

3

Май

135780

4

Июнь

137300

5

Июль

138130

6

Август

139100

7

Сентябрь

139900

8

Октябрь

141120

9

Ноябрь

141890

10

Декабрь

143230

11

Январь

144000

12

Февраль

145290

Рисунок 5. Исходная таблица

2006г.

Цена

1

Март

2

Апрель

3

Май

4

Июнь

5

Июль

6

Август

7

Сентябрь

8

Октябрь

9

Ноябрь

10

Декабрь

11

Январь

12

Февраль

Рис. 6. Таблица, в которой будет рассчитываться тенденция изменения цены  товара по последним четырем месяцам

  1.  Выделите диапазон G2:G13. Поместите курсор в строку формул и введите формулу: =ТЕНДЕНЦИЯ(С10:С13;А10:А13;Е2:Е13) или воспользуйтесь Мастером функций. Для подтверждения ввода нажмите Ctrl+Shift+Enter. Столбец заполнится значениями, предсказанными по последним четырем месяцам.

Задание 3.3. Самостоятельно рассчитать тенденцию изменения цены товара по данным последних 8, 12 месяцев.

4 Аппаратура и материалы: IBM PC, табличный процессор MS Excel.

5. Содержание отчета и его форма

  1.  Форма отчёта письменная.
  2.  Тема, цель лабораторной работы.
  3.  Краткое теоретическое описание работы.
  4.  Описание выполнения работы.
  5.  Продемонстрировать электронный вариант таблиц.
  6.  Отчет предоставить в тетради или в виде распечатки.

6 Контрольные вопросы:

  1.  Способы ввода функции и категории функций в Excel.
  2.  Назначение и способы запуска инструмента Мастер функций.
  3.  Опишите создание вложенной функции.
  4.  Абсолютные и относительные ссылки на ячейки.
  5.  Перечислите числовые форматы ячеек и способы их установки.
  6.  Значение ошибки на рабочем листе. Причины и способы устранения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76545. Методика изучения раздела «фонетика, графика, орфоэпия». Цели, содержание, методы обучения 31 KB
  Необходимо при изучении словообразования: буквы имеющие два один звук. Цель изучения: осознаное усвоение звуковой системы языка; знакомство с орфоэпическими нормами СРЛЯ; формирование орфографических навыков.Задачи:Формирование основных фонетических понятий: звук слог ударение интонация; ать представление о русской графике как науке устанавливающей общие принципы передачи звучащей речи на письме; Развивать фонематический слух учащегося и на этой основе формировать орфографическую грамотность школьника; Закрепить умение обозначить звуки...
76546. Методика обучения лексике и фразеологии. Цели, содержание, методы обучения 34 KB
  Цель формирование представлений о лексико фразеологической системе русского языка; знакомство со лексическим и нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса учащихся; Задачи: формирование основных лексических понятий знакомство с разными способами пополнения словарного запаса научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц речи сформировать умение школьников использовать лексику и фразеологизмы в соответствии с лексич значением научить пользоваться разными видами словарей В начальной школе...
76547. Обзор лингвистических терминов по морфемике и словообразованию 27.5 KB
  Морфема служит для образования новых слов или форм слова и может воспроизводиться в составе слова. Выделить в составе слова его значимые части то есть морфемы корень приставка суффикс окончание В 56 классах школьники знакомится с морфемой и словообр системой как с элементами системы языка. На первых же уроках по изучению морфемики учащиеся учатся различать два понятия словообразование и словоизменение Корень слова основная морфема в которой заключено основное лексическое значение слова. Окончание флексия значимая часть слова изменяемая...
76549. Методика изучения раздела «Состав слова и словообразование». Цели, задачи, методы обучения 31 KB
  Методика изучения раздела Состав слова и словообразование. ЛЕКЦИИ: В процессе изучения морфемики и словообразования формируются след уменияученик научится: делить слова на морфемы на основе смыслового грам и словообр анализа слова различать способы словообразования анализировать и самостоятельно составлять словообр пары и словообр цепочки применять знания и умения по морфемики и словообр в практике правописания Чему сможет научиться: характеризовать словообр цепочки и словообр гнезда устанавливать смысловой и структурной связи...
76550. Методика обучения морфологии. Цели, задачи, методы обучения 30 KB
  В школьной практике изучается морфология на синт основе то есть главное внимание уделяется условию и характеру употребления словоформ в разных стилях и жанрах речи формированию умения школьников целесообразно использовать слова разных частей речи в построении связанного высказывания. Все словоформы русского языка систематизированы и объединены в части речи которые в школе рассматриваются с точки зрения структурно семантического принципа значения формы и функции слова. Цели: формирование понятия морф система русского языка обогащение...
76551. Методика обучения синтаксису. Цели, задачи, методы обучения 30.5 KB
  Основными единицами являются словосочетание и предложения. Изучение начинается в 5 классе когда рассматривают словосочетание и предложения в пропедовтическом вводный курс курсе: Словосочетание: Обладает номинативной функцией но в отличии от слова характеризует предмет или явление более развернуто. Предложение: школьники знакомится с понятием грамматическая основа предложения однородными членами предложения с постановкой знаков препинания в однородных. Главные члены предложения.
76552. Методика обучения орфографии 34.5 KB
  Методика обучения орфографии. Принципы обучения орфографии: Морфологический принцип – во всех словах морфемы пишутся одинаково независимо от их произношения. Целью обучения орфографии в школе является формирование относительной грамотности учащихся т. Содержание обучения орфографии составляет орфографическая теория или орфографические понятия и орфографические умения.
76553. Методика обучения пунктуации 28.5 KB
  Методика обучения пунктуации. Методика обучения пунктуации. Основная цель обучения пунктуации в школе – научить учащихся применять те правила пунктуации которые в их обыденности являются базой русской пунктуации. – Усвоение этих правил создает хорошую основу для осуществления этих целей развернуть углубленную и разностороннюю по усвоению учащихся пунктуации как средство помогающего передать на письме оценки мыслей и чувств которые в звучащей речи передаются интонационно или очевидно вытекают из ситуации общения.