68633

MSWord. Автоматизация работы с текстом

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Цель и содержание работы: Изучить основы интерфейса Microsoft Word2007, основные технологические операции и приёмы работы в среде текстового редактора Microsoft Word2007 для создания разнообразных текстовых документов.

Русский

2014-09-24

898.47 KB

2 чел.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

MSWord. Автоматизация работы с текстом

(4 часа)

Цель и содержание работы: Изучить основы интерфейса Microsoft Word2007, основные технологические операции  и приёмы работы в среде текстового редактора Microsoft Word2007 для создания разнообразных текстовых документов.

Теоретическое обоснование

Microsoft Word2007 – профессиональный текстовый редактор, по своим возможностям приближающийся к настольным редакционно-издательским системам. Интерфейс программы MS Word2007 – стандартен для графической операционной среды Windows, однако имеет свои особенности.

Интерфейс Microsoft Word2007 представлен на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Интерфейс Word2007

         1 кнопка MicrosoftOffice. Меню Файл было заменено в Microsoft® OfficeWord2007 кнопкой MicrosoftOffice. Нажмите эту кнопку, расположенную в левом верхнем углу окна программы, чтобы отобразить команды для открытия, сохранения, печати документов и изменения параметров Word. Там же находиться список последних открытых файлов;

  1.  2 панель быстрого доступа. Это небольшая область в левом верхнем углу. Она содержит команды, которые многократно используются каждый день: Сохранить, Отменить и Повторить. На эту панель можно также поместить другие команды, которые будут доступны независимо от того, какая вкладка активна;
  2.  3 лента – основа интерфейса Word2007.

Лента состоит из трех основных элементов: вкладки, группы, команды (рисунок 1.2):

  1.  Рисунок 1.2 – Лента интерфейса Word2007
  2.  1 Вкладки. В верхней части ленты расположены шесть вкладок. Во вкладку объединяются команды, представляющие определенную область деятельности, сценарий или задачу.
  3.  2 Группы. На каждой вкладке имеется несколько групп, состоящих из связанных общим назначением команд.
  4.  3 Команды. Командой называется любой элемент управления, например, кнопка, раскрывающийся список или поле для ввода данных.

В правом нижнем углу некоторых групп имеется небольшая диагональная стрелка (на рисунке указатель 4). Эта стрелка называется кнопкой вызова диалогового окна. При нажатии на нее будут отображены дополнительные возможности, связанные с этой группой. В новой версии Word некоторые появляются только по мере необходимости в зависимости от выполняемой в данный момент задачи. Это контекстные вкладки и вкладки приложения.

Рассмотрим подробнее кнопки интерфейса.

Кнопка MicrosoftOffice. В  левой части окна находятся простые команды по открытию, сохранению и печати файла и  добавлены команды Подготовить и Опубликовать. Если над документом надо работать на компьютерах с разными версиями Word, то пользуйтесь  сохранением документа как Документ Word 97-2003. В правой части окна – список последних открывавшихся документов.

Панель быстрого доступа. На  Панели быстрого доступа находятся команды: Сохранить, Отменить, Вернуть. Кнопка Отменить позволяет отменить последние действие. Причем отменить можно не только последние действие, а сколь угодно много.

В группе Буфер обмена чаще всего используются команды Копировать, Вставить. Обратите внимание, что у команды Вставить имеется раскрывающийся список, в котором очень полезна команда Специальная вставка. Содержание списка в этом окне зависит от источника копирования.

 Работа со стилями. На главной вкладке находиться группа команд Стили (рисунок 1.4.).

                                

Рисунок 1.3 – Группа команд Стили

Стилем называется набор параметров форматирования, который можно применить ко всем частям документа сразу. На рисунке 1.3 видны пять стилей из группы Экспресс стилей, которая полностью раскрывается при нажатии на кнопку Дополнительные параметры. При наведении мыши на один из стилей изменяется текст в соответствии с заложенными в стиле параметрами форматирования.

Вставка иллюстрации.  На вкладке  Вставка расположена  группа Иллюстрации (рисунок 1.4.) .                                                 

                                             

                                                              

                                    Рисунок 1.4 – Группа Иллюстрации

  1.  1  –  Вставка уже готового рисунка из заданного файла.
  2.  2 – Вставка клипов – уже готовых иллюстраций из коллекции MicrosoftOffice или из других коллекций.
  3.  3 – Вставка готовых фигур – стрелок, выносок, прямоугольников и т.д.
  4.  4 – Вставка графических списков и диаграмм.

5 – Вставка диаграмм – как в Microsoft Excel.

Работа со списками. Одним из способов структурирования элементов текста является представление их в виде списка. Списки бывают: маркированные, когда каждый пункт списка отмечен кружком, квадратиком или любым другим графическим элементом  –  маркером и нумерованные – все пункты последовательно пронумерованы.

Списки могут иметь несколько уровней. В программе MS Word каждый элемент списка является отдельным абзацем. Начать создание списка проще всего с выбора соответствующих кнопок в группе Абзац на вкладке Главная (рис.1.5).

                                                         

Рисунок 1.5– Группа Абзац

1– маркированный список;

2 – нумерованный список;

3 – многоуровневый список.

Работа с колонками. MS Word позволяет оформлять текст в виде газетных колонок, т.е. распределять его по нескольким столбцам. Для каждого вида многоколонной вёрстки программа автоматически образует новый раздел.

Аппаратура и материалы

Персональный компьютер, операционная система семейства Windows, MS Office 2007.  

Задание 1. Создание  и редактирование текстового документа. Работа с  текстом в виде списка и газетных колонок.  

Методика и порядок выполнения 1

1. Загрузите Microsoft Word 2007, щелкните кнопку Пуск, выбрав в меню Пуск пункт Все программы, а затем в списке программ Microsoft OfficeMicrosoft Word 2007.

2. Изучите теоретическую часть, рассмотрите ленту интерфейса, сравните с рисунком 1.  

3. Создайте  текстовый  документ, для этого введите следующий текст:

Золотое сечение

Золотым сечением называют такое деление отрезка на две неравные части, при котором отношение всего отрезка к большей его части равно отношению большей части к меньшей. Это отношение равно 1.618. Иногда рассматривают обратное отношение – отношение меньшей части к большей. Оно равно 1/1.618 = 0.618.

Это знаменитое отношение известно человеку многие тысячелетия и является фундаментальной мировой константой. Удивительные математические свойства «золотой пропорции» создали вокруг неё ореол таинственности и мистического поклонения.

Золотые пропорции находят в египетских пирамидах, эллинских храмах. Стремясь к гармонии, удобству, рациональности, поиску новых чудесных свойств, к золотому сечению обращаются специалисты всех наук и искусств.

Удивительные тайны открывает природа перед  любознательными и настойчивыми.    

4. С помощью команды Сохранить, расположенной на панели быстрого доступа, сохраните набранный текст в своей личной папке на ДИСК Z(Студент): в папке ФИО. Текст сохраните с именем Текст.docx.

5. Проверьте правописание текста. Для этого перейдите на  вкладку  Рецензирование,  Правописание.

6.  Скопируйте текст на 4-5 страниц. Пронумеруйте все страницы текста. Для этого перейдите на вкладку Вставка, выберите команду Номер страницы и в появившемся окне укажите команду Вверху страницы.

7. В рабочем документе перейдите на следующую (2-ю) страницу. Установите параметры текстового поля на листе бумаги. Для этого перейдите на  вкладку Разметка страницы. Используя окно Параметры страницы,  установите размер поля:

  1.  Ориентация → Книжная.
  2.  Поля → Настраиваемые поля…
  3.  Верхнее поле → 2 см.
  4.  Нижнее поле → 2 см.
  5.  Левое поле  →1,5 см.
  6.  Правое поле → 3 см.

В документе одной командой выделите первый абзац и откройте диалоговое окно Абзац. На вкладке Отступы и интервалы диалогового окна Абзац установите:

  1.  выравнивание – по ширине;
  2.  отступы слева и справа – 2 см;
  3.  первая строка  –  отступ  –  3 см;
  4.  интервалы перед и после – 12 пт.;
  5.  междустрочный интервал – 1,5 строки.

8. В рабочем документе перейдите на следующую (3-ю) страницу. На вкладке Главная команда Граница и Заливка, размещена на Ленте  в группе команд Абзац.                                   

                                  

Сделайте разнообразные заливки и границы в пяти  абзацах основного текста,  как на этом рисунке 1.6.

Золотые пропорции находят в египетских пирамидах, эллинских храмах.

Стремясь к гармонии, удобству, рациональности, поиску новых чудесных свойств, к золотому сечению обращаются специалисты всех наук и искусств.

Удивительные тайны открывает природа перед любознательными  и настойчивыми.    

Рисунок 1.6 – Образец границ и заливок

Следующие два абзаца отформатируйте по своему усмотрению как можно с большим количеством параметров форматирования.

9. В рабочем документе перейдите на следующую (4-ю) страницу.

Переходим к форматированию символов следующего абзаца. Одной командой выделите первое предложение. Откройте диалоговое окно Шрифт и сделайте следующие изменения:

  1.  гарнитура шрифта  – Arial;
  2.  кегль–  10 пт.;
  3.   начертание  –  полужирный курсив;
  4.  цвет текста – красный, Акцент 2, более темный оттенок – 25% (при наведении и задержке указателя на каком-либо цвете появляется всплывающая подсказка, что это за цвет);
  5.  подчеркивание  –  только слова;
  6.  установите курсор на первое слово и установите видоизменение –надстрочный;
  7.  установите курсор на третье слово и установите видоизменение  подстрочный;
  8.  четвертое слово  –  зачеркните;
  9.  перейдите на вкладку Интервал этого же диалогового окна и установите разреженный на 5 пт. интервал;
  10.  установите курсор на первом слове первого предложения и сделайте смещение вниз на 3 пт.;
  11.  установите курсор на третьем слове первого предложения и сделайте смещение вверх на 3 пт.

Отформатируйте несколько следующих предложений различными способами.

10. В рабочем документе перейдите на новую (5-ю) страницу и сделайте активным любой абзац. Откройте группу Экспресс стилей. Поочередно наводя указатель мыши на все стили, посмотрите, как будет меняться внешний вид абзаца. Присвойте абзацу понравившийся вам стиль.

Откройте окно Стилей и щелкните на команде Параметры…. Выберите в списке отображаемых стилей – Все.

В окне Стилей щелкните на кнопке Создать стиль . Установите следующие параметры стиля:

  1.  1. Имя: Мой Стиль1.
  2.  2. Стиль: абзаца.
  3.  3. Основан на стиле: (нет).
  4.  4. Стиль следующего абзаца: Обычный.
  5.  5. Шрифт: Arial, Размер 14.
  6.  6. Выполните команду Формат Граница… и установите: 
  7.            a. Граница   пунктир, шириной 3 пт, только с боков.
  8.            b. Заливка –  любой светлый оттенок с произвольным узором.

Проверьте, что установлен флажок Добавить в список экспресс стилей и нажмите ОК. Проверьте, что созданный стиль появился в группе Экспресс стилей. Примените этот стиль к одному из неформатированных ранее абзацев. Выделите абзац, формат которого меняли. Откройте группу Экспресс стилей и выполните команду Сохранить выделенный фрагмент как новый экспресс стиль…, присвоив имя  Мой Стиль2.

Примените Мой Стиль2 к одному из неформатированных ранее абзацев. Откройте окно Инспектора стилей, нажав на соответствующую кнопку:. Делая активными разные абзацы, смотрите, как меняется содержимое Инспектора стилей.

12. Откройте вкладку  Вставка Символы Символ и вставьте символы, отсутствующие на клавиатуре, например: , ,© ,€ ,₪ , ۩,☻, ◘.

13. Используя команду  Шрифт введите формулу Пифагора используя надстрочные и подстрочные индексы.

14. В рабочем документе перейдите на 2-ю страницу. На вкладке Вставка выполните команду Клип (Рисунок). Нажмите кнопку Начать. В появившейся группе картинок выберите любую и дважды кликните. В документе должен появиться рисунок. В контекстном меню рисунка выполните команду Обтекание текстом – Вокруг рамки. Мышкой перетащите рисунок в середину текста.

15. Ввернитесь на первую страницу документа. Заголовок текста отформатируйте следующем образом:

  1.  выравнивание  –  по центру;
  2.  размер шрифта  –  шрифт – 20;
  3.  цвет шрифта – оранжевый;
  4.  начертание шрифта – полужирный;
  5.  стиль  –  название.

         16. Выполните команду Буквиц – В тексте. Установите высоту буквицы  –  четыре строки.

17. В конце текста вставьте в документ декоративный текст, создаваемый  WordArt. Скопируйте в конец текста заголовок документа и выберите стиль заголовка. А также с помощью WordArt  введите свою фамилию.

18. Вставьте текущую дату и время кнопкой:  .

19. Возьмите весь текст первой страницы в рамку.

         20. Сохраните документ.

  1.  Создайте новый документ – Список.docх.

         22. Работа со списками. Создайте маркированный список, как показано ниже:

  1.  Компьютеры
  2.  Оргтехника
  3.  Канцтовары

Обратите, внимание, что переход к каждому следующему элементу списка осуществляется нажатием клавиши ENTER, завершение списка – выключением кнопки соответствующего списка.

В пункте канцелярские товары создайте подпункты. Добавьте элементы списка, как показано на рисунке 1.7. Затем установите курсор в пункте, уровень которого изменяется, кликните стрелку рядом с командой Маркированный список или Нумерованный список, поместите указатель на Изменить уровень списка и укажите нужный уровень. Кроме того, переход на уровень ниже осуществляется кнопкой  Увеличить отступ , а обратно – Уменьшить отступ.

  1.  Компьютеры
  2.  Оргтехника
  3.  Канцтовары
  4.  Бумага
  5.  Ручки
  6.  Карандаши
    1.  Простые
    2.  Цветные
  7.  Мебель

Рисунок 1.7 – Список канцелярских товаров

Аналогично создаётся нумерованный список. Скопируйте и разместите ниже только что созданный маркированный список и сделайте нумерованным. Для этого выделите его и щелкните на стрелке рядом с кнопкой многоуровневого списка   . Откроется окно, в котором можно выбрать стиль списка из библиотеки списков, определите новый многоуровневый список или опрелите новый стиль списка, воспользовавшись соответствующей командой.

Добавте в пункт Компьютеры подпункты:

  1.  Компьютерное оборудование
  2.  Системный блок
  3.  Монитор
  4.  Клавиатура
  5.  Принтер

В пункт Оргтехника допишите подпункты по своему усмотрению.

Создадим более сложный нумерованный список. Начните нумерованный список щелкнув по кнопке Нумерация. Введите слово «Папки», откройте диалоговое окно Абзац и нажмите кнопку Табуляция. Установите позицию табуляции 14 см, выравнивание по правому краю, заполнитель 3 и нажмите кнопки Установить и ОК. Нажмите клавишу TAB, введите 20 шт. Далее заполните список, как указано на рисунке 1.8.

                       

 

              Рисунок 1.8 – Образец нумерованного списка

2.3. Работа с колонками. Создайте новый документ – Список.docx и скопируйте в него текст из документа Текст. Откройте диалоговое окно Абзац и убедитесь, что Интервал перед и Интервал после – 0 пт. Выделите несколько следующих абзацев в рабочем тексте.

Перейдите на вкладку Разметка страницы и выберите три колонки. Посмотрите, что получилось и сделайте отмену. Выполните команду – Другие колонки. В диалоговом окне Колонки выберете число колонок 3, установите флажок Разделитель, снимите флажок Колонки одинаковой ширины, установите Ширину и промежуток, как указано на рисунке 1.9.

                      

 

Рисунок 1.9 – Диалоговое окно Колонки

Выделите следующий абзац рабочего текста. Разбейте его на две колонки, но разные по ширине. Далее колонки отсутствуют.

Индивидуальное задание 1. Создайте красочную рекламу (объявление, поздравление на пол-листа)  с рисунком на выбранную вами тему, используя обтекание текста, разные шрифты,  цвет, заливку фона. Рекламу  (объявление, поздравление) заключить в рамку.

Индивидуальное задание 2. Создайте новый документ – Заявка.docsх наберите текст как на рисунке 1.10 и также отформатируйте его:

Рисунок 1.10 – Текст индивидуального  задания 2

Задание 2. Набрать математические  формулы, построить таблицу и создать  иерархическую структуру.

Методика и порядок выполнения задания 2

  1.  Создайте новый файл – Формулы.docх.

2. Работа с формулами. На вкладке Вставка выполните команду Формула Вставить новую формулу. При этом в тексте появится окно

                                 

а на ленте –  Конструктор (Работа с формулами):

Рисунок 1.11 – Лента – Конструктор (Работа с формулами)

Вставьте в текст неопределенный интеграл. Запишите формулу интегрирования по частям:             

                                              

Для этого щелкните на кнопке Интеграл и выберите значок интеграла.

Переместите курсор в квадрат с помощью стрелок на клавиатуре, он станет синего цвета. Вводимый символ вставляется в позицию, определяемую вертикальной чертой курсора. С клавиатуры наберите символы. Набрав  формулу,  щелкните курсором на свободном поле.

Запишите формулы:

  –   курсовая стоимость купонной облигации;                              

  1.        –    тригонометрическая функция;

           масса атмосферы земли.   

         Наберите систему линейных уравнений в матричной записи в виде. Для этого щелкните на кнопке матрица и выберите шаблон заполнения, затем щелкните по правой кнопке мышки и появившемся меню выберите Вставить Вставить строку или столбец.                                                    

             

Наберите  систему неравенств:

         Наберите формулу вычисления консолидированного платежа:

                

3. Вставка рисунков  SmartArt. Создайте документ – Структура.docx. Выполните команду Вставка SmartArt .

                        

Рисунок 1.12 – Выбор рисунков SmartArt

В окне Выбор рисунка SmartArt выберите указанную справа иерархию и нажмите ОК. Обратите внимание на кнопку .

Она расположена с левой стороны вставленной структуры. Эта кнопка открывает окно для ввода текста в структуру. Введите текст в шаблон иерархии, как показано на рисунке 1.13.

                              

Рисунок 1.13 – Шаблон иерархии

Для того чтобы создать еще один пункт на данном уровне, надо, находясь на нем, нажать ENTER. Чтобы понизить уровень пункта, надо нажать клавишу TAB, повысить — SHIFT + TAB.

Если все сделано правильно, то иерархическая структура будет выглядеть так:

Рисунок 1.14 Иерархическая структура

4. Работа с таблицами. Создайте документ – Таблица.docx.    В этом документе создайте таблицу успеваемости 5 студентов группы следующего вида (Рис. 1.15):

ФИО

Оценки

Итого

Математика

Информатика

Физика

1

?

?

5

?

Средний балл

?

?

?

?

Рисунок 1.15 – Таблица успеваемости

 Ячейки с вопросами заполните результатами вычислений с помощью формул.

4.1. Для создания таблицы на линейке выбрать Вкладка – Таблица Вставить таблицу. В появившемся окне указать количество строк – 7, столбцов  – 6 и нажмите ОК.

4.2. В шапке таблицы 3-ю, 4-ю, 5-ю ячейки выделите  и объедините .Для этого щелкните по вкладке Макет (в области Работа с таблицами) и в области Объединить Объединить ячейки. Объединенную ячейку разбейте горизонтально щелкнув по Разбить ячейки (в контекстном меню выберите Разбить ячейки): Число строк – 2; Число Столбцов – 1. Полученную нижнюю строку разбейте вертикально на 3 части: Число строк  – 1; Число Столбцов – 3.

4.3. Заполните шапку таблицы согласно образцу (рисунок 1.15) и введите исходные данные в пустые ячейки таблицы.

4.4. Измените параметры таблицы: высоту и ширину строк по своему  усмотрению, убрав лишние пустоты. Нанесите цвет и узор на ячейки таблицы, как указано в образце (рисунок 1.15). Для этого выделите нужные ячейки и выберите команду Вставка Работа с таблицами Конструктор  Заливка.

4.5. Оформите линии сетки с помощью команды Вставка Работа с таблицами Конструктор – Границы.

4.6. Произведите выравнивание информации внутри ячеек таблицы. Для этого выделите таблицу и на вкладке Вставка – Работа с таблицами – Макет Выравнивание и соответствующее выравнивание по  центру горизонтали и вертикали (щелкните по правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню выберите Выравнивание ячейки).

4.7. Выполните вычисления по формулам. Для вычисления суммы баллов первого студента щелкните в том месте, где должен быть результат и выберите Вставка – Работа с таблицами – Макет Данные – Формула появится диалоговое окно.

                                      

Рисунок 1.15 Формула

А затем Вставить функцию SUM(LEFT) Ok.Аналогично выполните вычисления для остальных строк.

Для вычисления среднего балла по первому предмету  щелкните в том месте, где должен быть результат и выберите Вставка Работа с таблицами – Макет Данные – Формула   Вставить функцию =SUM(ABOVE)/5 Ok. Аналогично выполните вычисления для остальных столбцов.

 Индивидуальное задание 1. Используя редактор математических формул, создать следующие формулы:

Индивидуальное задание 2. В иерархическую структуру вставьте свой деканат, кафедры и свою группу.

Содержание отчёта и его форма

Отчёт предоставляется в письменной или печатной форме в тетради или на листах формата А4. В отчёте указываются:

  1.  Порядковый номер и название лабораторной работы.
  2.  Цель и содержание рабаты.
  3.  Письменные ответы на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы и защита работы

  1.  Как отформатировать текст в виде колонок?
  2.  Как изменить ширину колонки и промежуток между колонками?
  3.  Какие способы вставки формул в документ Word вы знаете?
  4.  В какой последовательности создается дробь, матрица?
  5.  Как изменить толщину, цвет и вид графических объектов?
  6.  Как добавить строки в таблицу?

Защита лабораторной работы осуществляется по отчёту, представленному студентом и  демонстрации задания на компьютере.