68688

Понятие и содержание конкурентного права. Механизм правового регулирования отношений в сфере конкуренции

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В российской юридической науке эта тема широко не обсуждается. Тем не менее отечественная доктрина в настоящее время формирует понимание «конкурентного права» в узком и широком смысле. В узком смысле «конrрентное право» российскими юристами используется для обозначения актов антимонопольного...

Русский

2014-09-24

25.5 KB

17 чел.

  1.  Понятие и содержание конкурентного права. Механизм правового регулирования отношений в сфере конкуренции

Термин «конкурентное право» {Competition Law) многозначен. Можно выделить, по крайней мере, четыре его основных значения:

      1) конкурентное право как отрасль (подотрасль, инсти-тут) права;

  1.  конкурентное право как отрасль законодательства;
  2.  конкурентное право как научная дисциплина;
  3.  конкурентное право как учебная дисциплина, изучаемая в юридических и экономических высших учебных заведениях.

У зарубежных юристов не сложилось единой позиции по вопросу о понятии конкурентного права и его месте в системе права, хотя сам термин «конкурентное право» используется иностранными специалистами (прежде всего европейскими) весьма часто.

Самостоятельность конкурентного права обозначается с появлением первых законов о защите свободы конкуренции в конце XIX века (в США — Закон Шермана 1890 г., в Германии — Закон о недобросовестной конкуренции 1896 г).

Родиной конкурентного права считается США, где оно традиционно именуется антитрестовским правом (Antitrust Law). Прежде всего это связано с тем, что изначально нор- мы антитрестовского законодательства были направлены против монополий (трестов) как таковых. Считалось, что монополии — это экономические аномалии, которые следует запретить законодательным путем.

В российской юридической науке эта тема широко не обсуждается. Тем не менее отечественная доктрина в настоящее время формирует понимание «конкурентного права» в узком и широком смысле.

В узком смысле «конrрентное право» российскими юристами используется для обозначения актов антимонопольного законодательства, перечень которых приведен в ст. 1-1 Закона о конкуренции на товарных рынках (с 1999 года к ним добавился Закон о конкуренции на финансовых рынках).

в широком смысле  такое право охватывает все нормы о развитии и защите конкуренции, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах.

В настоящем курсе лекций термин «конкурентное право» имеет широкое толкование. Во-первых, он подчеркивает конечную и позитивную цель правового регулирования — создание условий для развития, поддержки и защиты конкуренции. Во-вторых, термин «кон- курентное право» применяется для обозначения правового регулирования конкуренции и иных тесно связанных с ней общественных отношений. В этом значении термин «кон- курентное право» охватывает правовые нормы и институты как публично-правового, так и частно-правового характера. Они призваны урегулировать целый комплекс общественных отношений, возникающих в процессе развития конкуренции, её защиты и участия в ней предпринимателей.

Особой сферой этих отношений являются регулируемые монополии, несмотря на характер, прямо противоположный конкуренции, в рамках конкурентного права данные проблемы рассматриваются по следующим причинам:

1) нередко монополии «вырастают» из конкуренции и поэтому тесно с ней связаны;

2) монополии представляют собой антипод конкуренции и в этом смысле носят исключительный характер;

3) в объективно существующих монопольных сферах го- сударство обязано предусмотреть специальное регулирование, компенсирующее отсутствие конкуренции и обеспечивающее защиту прав и интересов хозяйствующих субъек- тов и потребителей в таких особых отраслях экономики;

4) незаконные монополии должны подвергаться реорганизации на основе антимонопольного законодательства (см.: ст. 19 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Таким образом, конкурентное право как отрасль законодательства характеризуется конкретным предметом правового регулирования, который по экономическому содержанию распадается на две группы отношений:

  1.  отношения, связанные с конкуренцией; 2) отношения в сфере монополий.

Отношения, связанные с конкуренцией, в основном охватывают:

  1.  деятельность реально существующих на рынке конкурентов и взаимодействие их друг с другом;
  2.  деятельность потенциальных конкурентов;
  3.  государственное регулирование субъектного состава рынков;
  4.  пресечение монополистической деятельности и недо-

бросовестной конкуренции;  

      5) антимонопольный контроль за экономической кон-

центрацией;

      6) предотвращение разрушительной иностранной кон-

куренции;

      7) оказание государственной помощи хозяйствующим

субъектам и предоставление разнообразных льгот;

  1.  регулирование барьеров для входа на рынок и выходы с рынка.

Такой подход существует и в зарубежной литературе.

Отношения в сфере монополий складываются в процессе:

1) деятельности субъектов естественных монополий и её регулирования;

  1.  регулирования государственных и временных моно- полий.

Правовое регулирование отношений каждой группы имеет некоторые общие признаки:

1) эти отношения складываются при осуществлении предпринимательской деятельности и в процессе её регу- лирования;

2) в рамках этих связей можно выделить горизонталь- ные (имеют место между предпринимателями) и верти- кальные отношения (складываются между предпринимате- лями и государством);

3) субъектами отношений являются предприниматели, занимающие, как правило, разное экономическое положе- ние на рынке, и государство в лице уполномоченных орга- нов государственной власти (в России созданы органы ис- полнительной власти, решающие узкоспециальные задачи по воздействию на конкуренцию и монополии);

4) компетентные органы исполнительной власти реша- ют эти задачи как на микроэкономическом (воздействуют на отдельные предприятия), так и макроэкономическом уровне (регулируют структуру товарных и финансовых рынков).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53441. Інтегроване навчання та міжпредметні звязки на уроках: спільне, відмінне, особливості реалізації 75.5 KB
  З’ясуємо суть понять міжпредметні зв’язкиâ€ й інтеграція†та особливості їх впровадження в навчання учнів початкової школи. Проте згодом намітилася їх диференціація: у тих випадках коли один предмет є основним а відомості з іншого викладаються лише в допоміжній ролі з метою повторення прискорення процесу навчання чи закріплення знань умінь і навичок є підстава говорити про міжпредметні зв’язки. Словосполучення інтеграція навчання†у Педагогічному словнику тлумачиться як відбір та об’єднання навчального матеріалу з різних...
53443. Звичаї і традиції українського народу 68.5 KB
  Сопілка До ІІ туру переходять 10 учасників ІІ конкурс Народні звичаї Кого кличуть їсти голодну кутю Мороз Коли настає Новий рік за старим стилем З 13 на 14 січня Яку назву має той період коли не можна їсти м'ясо молоко яйця Піст Яке свято завжди приходить рівно через 50 днів після Великодня Трійця Що шукали в ніч на Івана Купала Квітку папороті Страва з варених крупів Каша Густий суп із пшона Куліш Різаний або рваний шматок прісного тіста зварений у супі Галушка Одна із 12 обов’язкових страв...
53444. Інтелектуальна гра як одна із форм роботи з обдарованими учнями 422 KB
  Уровень коммуникативной интеллектуальной и творческой активности ребенка в игре зависит от уровня сложности характера игры отношения к ней ребенка и позиции взрослого. Принцип адекватности игры системе социальных отношений в обществе. Принцип рефлексивного последействия который заключается не просто в фиксации результатов игры а в анализе собственных действий каждого участника игры. Для эффективного педагогического воздействия игры на ее участников необходимо согласовывать “просчитывать†складывающиеся в группе отношения.
53445. Інтелектуальна педагогічна гра «Що? Де? Коли?» 121.5 KB
  Гра проводиться між педагогічними працівниками, де гравці пізнають, запам’ятовують нове, орієнтуються в нових ситуаціях, розвивають свою увагу, вивчають свої сильні та слабкі сторони при взаємодії з іншими педагогами, проводять аналіз допущених помилок. В складі команд можуть бути члени методичних комісій або викладачі і майстри виробничого навчання.
53446. Операции над бинарными деревьями 22.87 KB
  Бинарное (Двоичное дерево поиска (англ. binary search tree, BST)) дерево - это конечное множество элементов, которое либо пусто, либо содержит один элемент, называемый корнем дерева, а остальные элементы множества делятся на два непересекающихся подмножества
53447. Формування інформативної компетентності старшокласників засобами Інтернету 50.5 KB
  Чому так відбувається Глобальна мережа Інтернет містить багато різноманітної інформації як корисної енциклопедії новини навчальні сайти тощо так і зовсім некорисної для старшокласників порносайти сайти про насилля. Тому вчителю інформатики дуже важливо навчити учнів орієнтуватися у морі інформації до якої дає доступ мережа Інтернет: обирати потрібну інформацію із заданого питання аналізувати її вірно інтерпретувати. [1] Діяльність вчителя [2] з питання формування інформатичної компетентності старшокласників зводиться до: підбору...
53448. Ukraine is my native country 34.5 KB
  The capital of Ukraine if Kyiv. It is one of the most beautiful cities in the world. It is situated on the banks of the Dnipro River. The streets of Kyiv are wide and nice. They are lined up with chestnut trees. Kyiv is known as the scientific, industrial and cultural centre of the country. The people of our state are proud of their capital and love it with all their hearts. A lot of tourists visit Kyiv and enjoy its beauty and majesty.
53449. Впровадження інтерактивного навчання на уроках німецької мови 8.72 MB
  Актуальність змісту Розширення пізнавальних можливостей учнів, зокрема, у здобуванні, аналізі та застосуванні інформації з різних джерел, можливість перенесення отриманих умінь, навичок та способів діяльності на різні предмети та позашкільне життя учнів.