68688

Понятие и содержание конкурентного права. Механизм правового регулирования отношений в сфере конкуренции

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В российской юридической науке эта тема широко не обсуждается. Тем не менее отечественная доктрина в настоящее время формирует понимание «конкурентного права» в узком и широком смысле. В узком смысле «конrрентное право» российскими юристами используется для обозначения актов антимонопольного...

Русский

2014-09-24

25.5 KB

24 чел.

  1.  Понятие и содержание конкурентного права. Механизм правового регулирования отношений в сфере конкуренции

Термин «конкурентное право» {Competition Law) многозначен. Можно выделить, по крайней мере, четыре его основных значения:

      1) конкурентное право как отрасль (подотрасль, инсти-тут) права;

  1.  конкурентное право как отрасль законодательства;
  2.  конкурентное право как научная дисциплина;
  3.  конкурентное право как учебная дисциплина, изучаемая в юридических и экономических высших учебных заведениях.

У зарубежных юристов не сложилось единой позиции по вопросу о понятии конкурентного права и его месте в системе права, хотя сам термин «конкурентное право» используется иностранными специалистами (прежде всего европейскими) весьма часто.

Самостоятельность конкурентного права обозначается с появлением первых законов о защите свободы конкуренции в конце XIX века (в США — Закон Шермана 1890 г., в Германии — Закон о недобросовестной конкуренции 1896 г).

Родиной конкурентного права считается США, где оно традиционно именуется антитрестовским правом (Antitrust Law). Прежде всего это связано с тем, что изначально нор- мы антитрестовского законодательства были направлены против монополий (трестов) как таковых. Считалось, что монополии — это экономические аномалии, которые следует запретить законодательным путем.

В российской юридической науке эта тема широко не обсуждается. Тем не менее отечественная доктрина в настоящее время формирует понимание «конкурентного права» в узком и широком смысле.

В узком смысле «конrрентное право» российскими юристами используется для обозначения актов антимонопольного законодательства, перечень которых приведен в ст. 1-1 Закона о конкуренции на товарных рынках (с 1999 года к ним добавился Закон о конкуренции на финансовых рынках).

в широком смысле  такое право охватывает все нормы о развитии и защите конкуренции, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах.

В настоящем курсе лекций термин «конкурентное право» имеет широкое толкование. Во-первых, он подчеркивает конечную и позитивную цель правового регулирования — создание условий для развития, поддержки и защиты конкуренции. Во-вторых, термин «кон- курентное право» применяется для обозначения правового регулирования конкуренции и иных тесно связанных с ней общественных отношений. В этом значении термин «кон- курентное право» охватывает правовые нормы и институты как публично-правового, так и частно-правового характера. Они призваны урегулировать целый комплекс общественных отношений, возникающих в процессе развития конкуренции, её защиты и участия в ней предпринимателей.

Особой сферой этих отношений являются регулируемые монополии, несмотря на характер, прямо противоположный конкуренции, в рамках конкурентного права данные проблемы рассматриваются по следующим причинам:

1) нередко монополии «вырастают» из конкуренции и поэтому тесно с ней связаны;

2) монополии представляют собой антипод конкуренции и в этом смысле носят исключительный характер;

3) в объективно существующих монопольных сферах го- сударство обязано предусмотреть специальное регулирование, компенсирующее отсутствие конкуренции и обеспечивающее защиту прав и интересов хозяйствующих субъек- тов и потребителей в таких особых отраслях экономики;

4) незаконные монополии должны подвергаться реорганизации на основе антимонопольного законодательства (см.: ст. 19 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Таким образом, конкурентное право как отрасль законодательства характеризуется конкретным предметом правового регулирования, который по экономическому содержанию распадается на две группы отношений:

  1.  отношения, связанные с конкуренцией; 2) отношения в сфере монополий.

Отношения, связанные с конкуренцией, в основном охватывают:

  1.  деятельность реально существующих на рынке конкурентов и взаимодействие их друг с другом;
  2.  деятельность потенциальных конкурентов;
  3.  государственное регулирование субъектного состава рынков;
  4.  пресечение монополистической деятельности и недо-

бросовестной конкуренции;  

      5) антимонопольный контроль за экономической кон-

центрацией;

      6) предотвращение разрушительной иностранной кон-

куренции;

      7) оказание государственной помощи хозяйствующим

субъектам и предоставление разнообразных льгот;

  1.  регулирование барьеров для входа на рынок и выходы с рынка.

Такой подход существует и в зарубежной литературе.

Отношения в сфере монополий складываются в процессе:

1) деятельности субъектов естественных монополий и её регулирования;

  1.  регулирования государственных и временных моно- полий.

Правовое регулирование отношений каждой группы имеет некоторые общие признаки:

1) эти отношения складываются при осуществлении предпринимательской деятельности и в процессе её регу- лирования;

2) в рамках этих связей можно выделить горизонталь- ные (имеют место между предпринимателями) и верти- кальные отношения (складываются между предпринимате- лями и государством);

3) субъектами отношений являются предприниматели, занимающие, как правило, разное экономическое положе- ние на рынке, и государство в лице уполномоченных орга- нов государственной власти (в России созданы органы ис- полнительной власти, решающие узкоспециальные задачи по воздействию на конкуренцию и монополии);

4) компетентные органы исполнительной власти реша- ют эти задачи как на микроэкономическом (воздействуют на отдельные предприятия), так и макроэкономическом уровне (регулируют структуру товарных и финансовых рынков).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42263. Экспертные системы. Продукционные экспертные системы 67 KB
  Экспертные системы интеллектуальная программа способная делать логические выводы на основании знаний в конкретной предметной области и обеспечивающая решение специфических задач.
42264. ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ И ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МКС 26 KB
  Изучение конструкции и исследование коммутационных возможностей МКС на АТСК100 2000. Изучить конструкцию 2х и 3х позиционных МКС. Определить коммутационные возможности каждого типа МКС.
42265. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ОСИ В ОДНООСНЫХ КРИСТАЛЛАХ КОНОСКОПИЧЕСКИМ МЕТОДОМ 4.42 MB
  Поэтому при изготовлении деталей необходимо знать положение оптической оси относительно рабочих поверхностей детали. Одним из методов определения ее положения является коноскопический основанный на том что в направлении оптической оси кристалла у одноосного кристалла оптическая ось совпадает с кристаллографической анизотропия оптических свойств отсутствует. Он состоит из широкого источника света S скрещенных поляризатора П и анализатора А кристаллической пластины К вырезанной перпендикулярно оптической оси кристалла и двух...
42266. ВОССТАНАВЛИВАЮЩЕЕСЯ НАПРЯЖЕНИЕ НА ПОЛЮСАХ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ 205.5 KB
  Эти процессы наблюдаются при трехфазном КЗ однофазном КЗ в сетях с заземленной нейтралью а также при двухфазном КЗ как в сетях высокого так и низкого напряжения. Описание установки Процессы восстановления напряжения моделируются в установке принципиальная схема которой показана на рис. В один полупериод питающего напряжения диод является проводящим и напряжение на нем практически равно нулю в другой – непроводящим. Эти процессы повторяются с частотой питающего напряжения и на экране электронного осциллографа используемого для их...
42267. Планирование и организация рекламной деятельности туристского агентства Черномор Тур 177.49 KB
  Реклама - настолько сильное средство, что она может помочь продать совершенно плохой и негодный, неконкурентоспособный товар. Реклама, прежде всего, стимулирует спрос на предлагаемые товары. Механизм действия рекламы очень прост - потенциальный покупатель, услышав (увидев) о каком-либо товаре, которого у него нет, сразу захочет его купить, разумеется, при наличии денег.
42269. КООРДИНАТНАЯ АТС ТИПА АТСКУ 33.5 KB
  Основными особенностями координатных систем являются применение коммутационных блоков построенных на МКС с использованием звеньевого включения; регистровое косвенное управление; обходной способ установления соединения с применением общих управляющих устройствмаркеров. функцию управления поиском осуществляет маркер чаще всего обслуживающий всего один коммутационный блок ступени искания. В функции маркера входит определение номера входящей линии по которой поступил вызов; определение исходящей линии любой свободной или по информации...
42270. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗРЕШАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ПРИЗМ 601 KB
  По критерию Релея раздельное наблюдение изображения 1 и 2 двух близко расположенных точечных объектов возможно когда расстояние x между ними равно радиусу центрального дифракционного кружка т. В этом случае контраст элементов результирующего изображения который вычисляется по формуле .26 показан объектив в фокальной плоскости которого построены дифракционные изображения 1 и 2 с расстоянием x между ними. Использование критерия Релея приводит к контрасту результирующего изображения К=026.
42271. Прилади й методи контролю метеорологічних умов на виробництві 128.5 KB
  До показників які характеризують метеорологічні умови мікроклімат належать: температура відносна вологість швидкість руху повітря теплої випромінювання. Пояснення термінів що є в таблиці 5: Холодний період року період року який характеризуєте середньодобовою температурою зовнішнього повітря рівною 10С і нижче. Теплий період року період року який характеризуєте середньодобовою температурою зовнішнього повітря вище 10С. Вимірювання температури повітря.