68688

Понятие и содержание конкурентного права. Механизм правового регулирования отношений в сфере конкуренции

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В российской юридической науке эта тема широко не обсуждается. Тем не менее отечественная доктрина в настоящее время формирует понимание «конкурентного права» в узком и широком смысле. В узком смысле «конrрентное право» российскими юристами используется для обозначения актов антимонопольного...

Русский

2014-09-24

25.5 KB

32 чел.

  1.  Понятие и содержание конкурентного права. Механизм правового регулирования отношений в сфере конкуренции

Термин «конкурентное право» {Competition Law) многозначен. Можно выделить, по крайней мере, четыре его основных значения:

      1) конкурентное право как отрасль (подотрасль, инсти-тут) права;

  1.  конкурентное право как отрасль законодательства;
  2.  конкурентное право как научная дисциплина;
  3.  конкурентное право как учебная дисциплина, изучаемая в юридических и экономических высших учебных заведениях.

У зарубежных юристов не сложилось единой позиции по вопросу о понятии конкурентного права и его месте в системе права, хотя сам термин «конкурентное право» используется иностранными специалистами (прежде всего европейскими) весьма часто.

Самостоятельность конкурентного права обозначается с появлением первых законов о защите свободы конкуренции в конце XIX века (в США — Закон Шермана 1890 г., в Германии — Закон о недобросовестной конкуренции 1896 г).

Родиной конкурентного права считается США, где оно традиционно именуется антитрестовским правом (Antitrust Law). Прежде всего это связано с тем, что изначально нор- мы антитрестовского законодательства были направлены против монополий (трестов) как таковых. Считалось, что монополии — это экономические аномалии, которые следует запретить законодательным путем.

В российской юридической науке эта тема широко не обсуждается. Тем не менее отечественная доктрина в настоящее время формирует понимание «конкурентного права» в узком и широком смысле.

В узком смысле «конrрентное право» российскими юристами используется для обозначения актов антимонопольного законодательства, перечень которых приведен в ст. 1-1 Закона о конкуренции на товарных рынках (с 1999 года к ним добавился Закон о конкуренции на финансовых рынках).

в широком смысле  такое право охватывает все нормы о развитии и защите конкуренции, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах.

В настоящем курсе лекций термин «конкурентное право» имеет широкое толкование. Во-первых, он подчеркивает конечную и позитивную цель правового регулирования — создание условий для развития, поддержки и защиты конкуренции. Во-вторых, термин «кон- курентное право» применяется для обозначения правового регулирования конкуренции и иных тесно связанных с ней общественных отношений. В этом значении термин «кон- курентное право» охватывает правовые нормы и институты как публично-правового, так и частно-правового характера. Они призваны урегулировать целый комплекс общественных отношений, возникающих в процессе развития конкуренции, её защиты и участия в ней предпринимателей.

Особой сферой этих отношений являются регулируемые монополии, несмотря на характер, прямо противоположный конкуренции, в рамках конкурентного права данные проблемы рассматриваются по следующим причинам:

1) нередко монополии «вырастают» из конкуренции и поэтому тесно с ней связаны;

2) монополии представляют собой антипод конкуренции и в этом смысле носят исключительный характер;

3) в объективно существующих монопольных сферах го- сударство обязано предусмотреть специальное регулирование, компенсирующее отсутствие конкуренции и обеспечивающее защиту прав и интересов хозяйствующих субъек- тов и потребителей в таких особых отраслях экономики;

4) незаконные монополии должны подвергаться реорганизации на основе антимонопольного законодательства (см.: ст. 19 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Таким образом, конкурентное право как отрасль законодательства характеризуется конкретным предметом правового регулирования, который по экономическому содержанию распадается на две группы отношений:

  1.  отношения, связанные с конкуренцией; 2) отношения в сфере монополий.

Отношения, связанные с конкуренцией, в основном охватывают:

  1.  деятельность реально существующих на рынке конкурентов и взаимодействие их друг с другом;
  2.  деятельность потенциальных конкурентов;
  3.  государственное регулирование субъектного состава рынков;
  4.  пресечение монополистической деятельности и недо-

бросовестной конкуренции;  

      5) антимонопольный контроль за экономической кон-

центрацией;

      6) предотвращение разрушительной иностранной кон-

куренции;

      7) оказание государственной помощи хозяйствующим

субъектам и предоставление разнообразных льгот;

  1.  регулирование барьеров для входа на рынок и выходы с рынка.

Такой подход существует и в зарубежной литературе.

Отношения в сфере монополий складываются в процессе:

1) деятельности субъектов естественных монополий и её регулирования;

  1.  регулирования государственных и временных моно- полий.

Правовое регулирование отношений каждой группы имеет некоторые общие признаки:

1) эти отношения складываются при осуществлении предпринимательской деятельности и в процессе её регу- лирования;

2) в рамках этих связей можно выделить горизонталь- ные (имеют место между предпринимателями) и верти- кальные отношения (складываются между предпринимате- лями и государством);

3) субъектами отношений являются предприниматели, занимающие, как правило, разное экономическое положе- ние на рынке, и государство в лице уполномоченных орга- нов государственной власти (в России созданы органы ис- полнительной власти, решающие узкоспециальные задачи по воздействию на конкуренцию и монополии);

4) компетентные органы исполнительной власти реша- ют эти задачи как на микроэкономическом (воздействуют на отдельные предприятия), так и макроэкономическом уровне (регулируют структуру товарных и финансовых рынков).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34381. Трудовые ресурсы (ТС), их состав. Рынок труда. Проблема занятости 50.5 KB
  Критериями для выделения из общей численности населения трудовых ресурсов являются границы трудоспособного возраста которые устанавливаются государством и зависят от общественного строя продолжительности жизни людей других социальноэкономических факторов и принятых в связи с этим официальных государственных актов. В состав трудовых ресурсов включаются: трудоспособное население в трудоспособном возрасте; работающие подростки до 16 лет; население старше рабочего возраста принимающее участие в общественном производстве. В зависимости от...
34382. Прогнозирование ТС и их использования. Сводный баланс ТС, его содержание и методика разработки 73.5 KB
  Сводный баланс ТС его содержание и методика разработки Прогнозирование трудовых ресурсов является составной частью процесса разработки демографических прогнозов служащих для решения следующих задач: определение перспективной численности населения и его половозрастной структуры; оценка численности населения трудоспособного возраста основного источника трудовых ресурсов; обоснование перспектив социальноэкономического развития; разработка концепции демографического развития согласованной с концепцией...
34383. Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни населения 77.5 KB
  Показатели характеризующие уровень жизни населения Социальная политика государства это комплекс организационных экономических и других мероприятий по улучшению материального благосостояния духовному и физическому развитию населения оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным членам общества. Учитывая комплексный характер определения социальная политика ее обычно расчленяют на следующие составные части: политика доходов населения; социальная защита граждан; развитие системы здравоохранения образования культуры...
34384. Социальные нормы и нормативы. Минимальный потребительский бюджет и минимальная заработная плата 61.5 KB
  Минимальный потребительский бюджет и минимальная заработная плата Переход к рыночной модели хозяйствования неизбежно привносит в жизнь общества хронические болезни капиталистической системы: безработицу резкое имущественное расслоение бедность многочисленных слоев населения. Необходимость проведения активной социальной политики направленной на поддержание уровня жизни населения и обеспечение социальной защиты наиболее нуждающихся граждан обусловливает широкое использование в прогнозировании и планировании социальных нормативов. Это...
34385. Баланс денежных доходов и расходов населения, его роль и методика разработки 72 KB
  Политика доходов была направлена на сохранение в условиях инфляции определенного уровня заработной платы низкооплачиваемым слоям населения и реальной стоимости социальных выплат путем их периодических централизованных повышений или индексаций. Их успешная реализация стала важным этапом в обеспечении устойчивого экономического роста и повышении уровня жизни населения. Реальные денежные доходы населения повысились на 72 их рост по отношению к 1990 г.
34386. Прогнозирование и планирование оплаты труда 66 KB
  Основная цель оплаты труда обеспечить объективно необходимое воспроизводство рабочей силы в соответствии с ее стоимостью и повысить уровень мотивации исполнителей к эффективному труду. Фонд оплаты труда по народному хозяйству это сумма денежных средств предназначенных для распределения между рабочими и служащими в зависимости от количества и качества затраченного труда. Источниками фонда оплаты труда является национальный доход который распределяется на фонд потребления и фонд накопления.
34387. Реальные доходы населения. Методы их прогнозирования 55 KB
  Методы их прогнозирования Важнейшим обобщающим показателем социального развития и уровня жизни населения являются реальные доходы. Основным источником формирования реальных денежных доходов и стимулирования трудовой деятельности являются зарплата повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики рост инвестиционного потенциала населения снижение налоговой нагрузки на фонд зарплаты субъектов хозяйствования всех форм собственности что будет способствовать созданию новых рабочих мест...
34388. Потребительский рынок (ПР). Прогнозирование спроса на товары народного потребления 33.5 KB
  Рынок сфера товарноденежного обращения охватывает совокупность конкретных отношений и связей между производителями и потребителями товаров. Структура ПР: международный рынок рынок государств содружества рынок РБ рынок региональных областей рынок конкретных товарных групппродовольственных. Рынок: 1.
34389. Прогнозирование и планирование покупательных фондов и товарных ресурсов 37.5 KB
  Рассчитанный таким образом покупательный фонд определяет необходимый объем продажи товаров населению в денежном выражении. К этой величине прибавляется оборот по продаже товаров организациям и учреждениям в порядке мелкооптовой торговли и в результате определяется необходимый объем товарооборота. Дело в том что потребительские ожидания относительно таких факторов как будущие цены на товары наличие товаров и будущий доход способны изменить спрос. Для увязки совокупного спроса на товары народного потребления с товарными ресурсами наряду с...