68688

Понятие и содержание конкурентного права. Механизм правового регулирования отношений в сфере конкуренции

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В российской юридической науке эта тема широко не обсуждается. Тем не менее отечественная доктрина в настоящее время формирует понимание «конкурентного права» в узком и широком смысле. В узком смысле «конrрентное право» российскими юристами используется для обозначения актов антимонопольного...

Русский

2014-09-24

25.5 KB

21 чел.

  1.  Понятие и содержание конкурентного права. Механизм правового регулирования отношений в сфере конкуренции

Термин «конкурентное право» {Competition Law) многозначен. Можно выделить, по крайней мере, четыре его основных значения:

      1) конкурентное право как отрасль (подотрасль, инсти-тут) права;

  1.  конкурентное право как отрасль законодательства;
  2.  конкурентное право как научная дисциплина;
  3.  конкурентное право как учебная дисциплина, изучаемая в юридических и экономических высших учебных заведениях.

У зарубежных юристов не сложилось единой позиции по вопросу о понятии конкурентного права и его месте в системе права, хотя сам термин «конкурентное право» используется иностранными специалистами (прежде всего европейскими) весьма часто.

Самостоятельность конкурентного права обозначается с появлением первых законов о защите свободы конкуренции в конце XIX века (в США — Закон Шермана 1890 г., в Германии — Закон о недобросовестной конкуренции 1896 г).

Родиной конкурентного права считается США, где оно традиционно именуется антитрестовским правом (Antitrust Law). Прежде всего это связано с тем, что изначально нор- мы антитрестовского законодательства были направлены против монополий (трестов) как таковых. Считалось, что монополии — это экономические аномалии, которые следует запретить законодательным путем.

В российской юридической науке эта тема широко не обсуждается. Тем не менее отечественная доктрина в настоящее время формирует понимание «конкурентного права» в узком и широком смысле.

В узком смысле «конrрентное право» российскими юристами используется для обозначения актов антимонопольного законодательства, перечень которых приведен в ст. 1-1 Закона о конкуренции на товарных рынках (с 1999 года к ним добавился Закон о конкуренции на финансовых рынках).

в широком смысле  такое право охватывает все нормы о развитии и защите конкуренции, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах.

В настоящем курсе лекций термин «конкурентное право» имеет широкое толкование. Во-первых, он подчеркивает конечную и позитивную цель правового регулирования — создание условий для развития, поддержки и защиты конкуренции. Во-вторых, термин «кон- курентное право» применяется для обозначения правового регулирования конкуренции и иных тесно связанных с ней общественных отношений. В этом значении термин «кон- курентное право» охватывает правовые нормы и институты как публично-правового, так и частно-правового характера. Они призваны урегулировать целый комплекс общественных отношений, возникающих в процессе развития конкуренции, её защиты и участия в ней предпринимателей.

Особой сферой этих отношений являются регулируемые монополии, несмотря на характер, прямо противоположный конкуренции, в рамках конкурентного права данные проблемы рассматриваются по следующим причинам:

1) нередко монополии «вырастают» из конкуренции и поэтому тесно с ней связаны;

2) монополии представляют собой антипод конкуренции и в этом смысле носят исключительный характер;

3) в объективно существующих монопольных сферах го- сударство обязано предусмотреть специальное регулирование, компенсирующее отсутствие конкуренции и обеспечивающее защиту прав и интересов хозяйствующих субъек- тов и потребителей в таких особых отраслях экономики;

4) незаконные монополии должны подвергаться реорганизации на основе антимонопольного законодательства (см.: ст. 19 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Таким образом, конкурентное право как отрасль законодательства характеризуется конкретным предметом правового регулирования, который по экономическому содержанию распадается на две группы отношений:

  1.  отношения, связанные с конкуренцией; 2) отношения в сфере монополий.

Отношения, связанные с конкуренцией, в основном охватывают:

  1.  деятельность реально существующих на рынке конкурентов и взаимодействие их друг с другом;
  2.  деятельность потенциальных конкурентов;
  3.  государственное регулирование субъектного состава рынков;
  4.  пресечение монополистической деятельности и недо-

бросовестной конкуренции;  

      5) антимонопольный контроль за экономической кон-

центрацией;

      6) предотвращение разрушительной иностранной кон-

куренции;

      7) оказание государственной помощи хозяйствующим

субъектам и предоставление разнообразных льгот;

  1.  регулирование барьеров для входа на рынок и выходы с рынка.

Такой подход существует и в зарубежной литературе.

Отношения в сфере монополий складываются в процессе:

1) деятельности субъектов естественных монополий и её регулирования;

  1.  регулирования государственных и временных моно- полий.

Правовое регулирование отношений каждой группы имеет некоторые общие признаки:

1) эти отношения складываются при осуществлении предпринимательской деятельности и в процессе её регу- лирования;

2) в рамках этих связей можно выделить горизонталь- ные (имеют место между предпринимателями) и верти- кальные отношения (складываются между предпринимате- лями и государством);

3) субъектами отношений являются предприниматели, занимающие, как правило, разное экономическое положе- ние на рынке, и государство в лице уполномоченных орга- нов государственной власти (в России созданы органы ис- полнительной власти, решающие узкоспециальные задачи по воздействию на конкуренцию и монополии);

4) компетентные органы исполнительной власти реша- ют эти задачи как на микроэкономическом (воздействуют на отдельные предприятия), так и макроэкономическом уровне (регулируют структуру товарных и финансовых рынков).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73683. Перевірка стійкості пересувних стріловидних кранів 518 KB
  Стійкість монорельсового стріловидного пересувного крана розглядається при двох положеннях стріли коли вона направлена уздовж рейкового шляху і упоперек шляху. Стійкість монорельсового крана при положенні стріли уздовж рейкового шляху мал. Стійкість монорельсового крана при положенні стріли упоперек рейкового шляху...
73684. Динамічні навантаження ГПМ 311 KB
  Науково-технічний прогрес відбувається у всіх країнах світу настійно вимагає підвищення продуктивності, вантажопідйомності і збільшення робочих швидкостей вантажопідйомних машин., що приводить до скорочення перехідних процесів тобто до зменшення часу розгону і гальмування машин.
73685. Прилади безпеки ГПМ 316 KB
  Кожен механізм крана має свої прилади безпеки що мають своє певне призначення. Підвищене тертя між кільцями створює хороше демпфування коливань що виникають при роботі крана.
73686. Екосистема (1935 г. Тенсли) 17.77 KB
  В отдельном организме работа его органов тканей всегда контролируется единым центром наш головной спинной мозг В сообществах компоненты могут быть заменены без большого ущерба для всей экосистемы. Мезоэкосистемы биогеоценозы. Макроэкосистемы это экосистемы природноклиматических зон. Искусственые экосистемы субсидируемые человеком агроценозы Искусственные экосистемы полностью работающие на топливе.
73687. Політичні вчення стародавньої Індії 32.5 KB
  Користь держави і правителя є основним мотивом політичних і державноуправлінських дій. Крім положент щодо практичних рекомендацій в Артхашастра є положення про поняття ідеальної держави. В Артахастрі основними елементами держави є: правитель міністр сільська місцевість укріплені міста скарбниця військо і союзники...
73688. Формування самодержавста в Росії в 16 столітті 15.47 KB
  Перша реформа: відбулося уточнення норм матреіального зацікавленності служивих людей; мали місце обмеження податкового і судового обмеження церкві; урядпочав здійснбвати управління на місцях
73690. Дипломатический прокол как основа делового протокола 1.88 MB
  Многовековой опыт развития международных отношений позволил выработать важнейшие основные правила общения между представителями различных стран.