68692

Законадательное обеспечение БЖД

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Устанавливаются права и обязанности работодателей и радотников в отношении охраны труда; оговариваются ограничения к труду в особо тяжелых условиях некоторых групп населения (беременных женщин и т.д.)

Русский

2014-09-24

18.44 KB

0 чел.

Лекция 6.

Законадательное обеспечение БЖД.

  1.  Законадательное обеспечение охраны труда.
  2.  Законадательное обеспечение экологической безопасности.
  3.  Законадательное обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях.

  1.  Основой законодательного обеспечения безопасности является основной закон государства – Конституция (РФ и РБ)

В конституции РФ базовой статьей является Ст.37:

"труд свободен;"

Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать вид деятельности; запрет принудительного труда.

П.3:"   каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…"

Ст.41 Конст. РФ:

  1.  утверждение права каждого на охрану здоровья и медицинскую  помощь;

"Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни, здоровья людей влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом"

Аналогичные статьи имеются в Конституции РБ (соответственно: Ст.45 и 48)

Кодекс законов о труде(РФ и РБ)

Устанавливаются права и обязанности работодателей и радотников в отношении охраны труда; оговариваются ограничения к труду в особо тяжелых условиях некоторых групп населения (беременных женщин и т.д.)

Закон об охране труда (РБ)

Принят 5.11.93г.; действует поныне; готовится новая редакция этого закона.

Содержит следующие главы:

1) Общие положения.

Глава.

Ст.1 дает определение охраны труда:

Охрана труда – система, обеспечивающая сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе труда в течении всего трудового стажа.

{Действует на основе "Закона об охране труда" и Конституции РБ}

Определяется сфера действия законодательства РБ, приводятся основные принципы государственной политики:

  1.  единство действий государтвенного и хозяйственного управления, надзора и контроля, профессиональных союзов, предпринимтелей, общественных объединений, органов местного самоуправления и предприятий по улучшению условий труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  2.  приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатампроизводственной деятельности;
  3.  координация деятельности в области охраны труда. С другими направлениямии экономической и социальной политики, а также с деятельности в области охраны окружающей среды;
  4.  установление единых требований в облатсти охраны труда для всех предприятий, независимо от видов и Форм собственности;
  5.  независимый действенный контроль и надзор за применением безопасной техники и иехнологии;
  6.  стимулирование внедрения безопасной техники;
  7.  экономическое стимулирование предприятий в обеспечении безопасных условий труда;
  8.  обеспечение работников специальной  одеждой;
  9.  установление льгот и компенсации за работу, осуществляемую в безопасных и вредных условиях; обязательности своевременнго расследования и учета каждому несчастному случаю на производстве и профессиональным заболеваниям.

2.) Обеспечение охраны труда.

Глава.

Ст. 9:  "Управление охраной труда на предприятии и ее обеспечение"

Создание и управление системой охраны на предрпиятие осуществляет собственник предприятия или уполномоченыне им лица; они создают службы охраны труда или на договорной основе принимают специалистов по охране труда.

В настоящем законе говорится о том, что численность и структура служб охраны труда на предприятии обусловлена размером предприятия и численностью его сотрудников.

(Если численность сотрудников < 10 человек – спец. комиссии или специалиста не нанимают, но полную ответственность несет работодатель; >= 10 человек – создается комиссия на паритетной основе (входят представители работодателей и работников) ; если > 100 человенк – вводится должность человека по охране труда; > 1000 человек – служба по охране труда )

Важнейшей статьей этой главы является статья "права и обязанности сторон участвующих в трудовом пороцессе" ( 10 статья) :

Описываются права работника (работник имеет право на рабочее место, свободное от воздействия опасных и вредных факторов; на информацию о состоянии условий его труда; на обеспечение СИЗ за счет средст работодателя; на прведение инспектирования условий труда на рабочем месте соответствующими службами госсударственного и общественного контроля )

Существует положени о отестации рабочего места "по условиям труда" .

Работник имеет право на отказ о работы в опасных условиях; на обучение безопасным методам работы; на переподготовку за счет средств работодаителя в случае закрытия предприятия, ликвидации места вследствие нарушения законодательства по охране труда или технической невозможности обеспечения безопасности труда.

Работник обязан:

  1.  соблюдать правила и нормы;
  2.  выполнять медецинские рекомендации;
  3.  извещать руководителя (непосредственно)  о возникновении опасной ситуации;
  4.  немедленно сообщать о несчастном случае на рабочвем месте;

Работодатель обязан:

  1.  имеет право выступать с предложением об изменении стандата;
  2.  на проведение инспекции при расследовании несчастного случая службми государственного надзора и контроля;

Обязанности работодателя (соотносятся с правами работника)

  1.  обеспечить рабочие еста, находящиеся под его контролем, безопасным для здоровья и жизни людец состоянием;
  2.  осуществлять за счет предприятия медицинское обследование  работников;
  3.  проводить инструктаж о безопасности, а также:
  4.  проводить в установленные сроки ттестацию рабочих мест по условиям труда;

Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

(является приложением к постановлению Мин-ва труда и соц-го развития РФ, от 14.03.1997)

Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочего места.   

Нормативная основа проведения аттестции рабочих мест:

  1.  гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности, утвержденные Госсанэпидемндзором РФ
  2.  система стандартов безопасности труда (ССБТ) ГОСТ 12.0.001.-79 (общие положения, определения)

12.1 – ГОСТ на опасные и вредные факторы

       003 – позиции и группы

12.2 -  ГОСТ безопсности оборудовния

12.3 – безопасность технологических процессов;

12.4 – требования к коллективным и индивидуальным средствам защиты

  1.  санитарные правила и нормы

Проведение аттестации начинается с составления перечня всех рабочих мест, подлежащих аттестации. Издается приказ руководителем предприятия о проведении аттестации.

Изд-ся приказ руководителем предприятия о проведения ттестции в соответсвии с которым создается аттестационная коммисия; в ее состав рекомендуется включить представителей охрны труда, служб оплаты труда и зарплаты, главных специалистов, руководителей подразделений, мед. работников, представителей профсоюзных момитетов ( не реже 1 раза в 5 лет)

По результатам аттестации возможны 3 решения :

  1.  рабочее место соответствует требованиям безопасности  и гиеены.
  2.  рабочее место подлежит рационализации
  3.  решение о закрытии рабочего места (ликвидация рабочего места, как не соответствующего требования безопасности)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40664. Инфляция: особенности российской инфляции и антиинфляционная деятельность государства 115 KB
  Инфляция: особенности российской инфляции и антиинфляционная деятельность государства. Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом в сторону превышения последнего сложившийся одновременно на всех рынках на товарном денежном и рынке ресурсов. Это открытая форма инфляции. Некоторые экономисты полагают что дефицит это антипод открытой инфляции: если отпустить цены то дефицит быстро исчезнет но за это придется заплатить повышением общего уровня цен.
40665. Социальная политика государства 35 KB
  Исходя из приоритета анализа экономики необходимо прежде всего остановиться на регулировании доходов непосредственных Участников хозяйственной деятельности. Дело в том что внутренние механизмы рыночной саморегуляции и распределения доходов не могут быть признаны социально удовлетворительными. Требуется государственное вмешательство с целью корректировки системы распределения и перераспределения доходов в обществе. При этом необходимо сознавать что регулирование доходов отношения найма занятости относятся не только к сфере...
40666. Многообразие форм собственности в рыночной экономике 49.5 KB
  Многообразие форм собственности в рыночной экономике. Так человек обладая собственностью на свою рабочую силу и вступая в отношения найма присваивает заработную плату и тем самым реализует экономическое отношение собственности. Право собственности закрепляет фиксирует и регулирует отношения людей к вещам и в этом смысле оно всегда производно от экономических отношений собственности. Но в то же время оно выступает и предпосылкой экономического присвоения ибо закрепленное право собственности на любые блага открывает путь к экономической...
40667. Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Виды конкуренции 46 KB
  Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Конкуренция это соперничество товаропроизводителей за выгодные условия хозяйствования и получение максимальной прибыли. Конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной самостоятельности. По форме конкуренция представляет систему норм правил и методов хозяйствования рыночных субъектов.
40668. Основные методы государственного регулирования рыночной экономики 37.5 KB
  Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952 г. Согласно Тинбергену вопервых правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики и сформулировать их что обычно делается в терминах максимизации функции общественного благосостояния. Важнейшая проблема на которой остановился Тинберген соответствие между количеством целей и количеством инструментов при проведении экономической политики. Тинберген сделал вывод что политики могут достичь обеих целей тогда когда количество...
40669. Социальная ориентация рыночной экономики. Формы и методы ее осуществления 39.5 KB
  Нельзя забывать что подавляющая часть общества живет за счет труда. Поэтому в отношении человека как носителя рабочей силы задача заключается в превращении труда в творческую деятельность и более полное использование личностного потенциала. Необходимо постепенное высвобождение человека труда от выполнения исключительно исполнительной функции. В отношении подобного рода производств важное значение имеют новаторские формы организации труда позволяющие преодолеть рутинность монотонность труда и отсутствие его связи с конечными результатами.
40671. Реструктуризация предприятии (производства, управления) 33 KB
  Под ним подразумевается коренная перестройка перепроектирование деловых процессов для достижения радикального скачкообразного улучшения деятельности фирмы. Это позволяет преодолеть негативное воздействие сложившихся хозяйственных догм; пренебрежение действующими системами структурами и процедурами компании и радикальное изменение способов хозяйственной деятельности; приведение к значительным изменениям показателей хозяйственной деятельности на порядок отличающихся от предыдущих. К началу процесса реструктуризации необходимо иметь...
40672. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели 44.5 KB
  Основными показателями являются: ВНП ВВП ЧНП ВНД ЛД РД. ВВП валовой внутренний продукт рыночная стоимость всех товаров и услуг созданных внутри страны. ВНП ВВП на величину разности между экспортом и импортом экспорт импорт = торговое сальдо. ВВП рассчитывают тремя методами: по расходам по использованию по доходам по производству.