68698

Особенности формирования политических партий и становление национальных институтов власти в Казахстане и Средней Азии

Доклад

Политология и государственное регулирование

Новая политическая организация получила название Шура и Исламия Исламский совет. Изначально Шура и Исламия формировалась не только как политическая организация но и как орган местной власти наподобие Алаш. Однако в отличие от Алаш Шура и Исламия смогла создать функционировавшую организационную..

Русский

2014-09-24

16.91 KB

1 чел.

7.Особенности формирования политических партий и становление национальных институтов власти в Казахстане и Средней Азии.

Процесс партийного строительства в Казахстане начался только в период революции 1905–1907 гг., когда по инициативе рада либерально настроенных деятелей казахского национального движения – А.Букейханова, М.Дулатова, Б.Каратаева и других – была предпринята попытка создать филиал Конституционно-демократической партии России. Но на съезде в Уральске не было выработано общей позиции по созданию отделения КДП.

После революции 1905-1907 гг. процесс формирования либерально-национального движения в Казахстане был заморожен. Только после февраля 1917 г. когда в Казахстане стало набирать силу национальное движение, вопрос о созданий партии всего казахского народа встал на повестку дня. Решение о создании партии, которая защищала бы интересы всех казахов, как и в 1905 г., должен был принять Всеказахский съезд летом  1917 г. в Оренбурге. Было принято решение оформиться в самостоятельную политическую партию, которая выражала бы интересы всех казахов.

21 ноября 1917 г. Группа деятелей казахского движения  опубликовала в газете “Казах” проект программы.

II общеказахский съезд, состоявшийся в декабре, к вопросу о создании партии не возвращался, сосредоточив свою работу на проблемах государственного строительства. Съезд провозгласил образование казахской территориально-национальной автономии с названием Алаш. Есть основание считать, что после февраля 1917 г. в Казахстане была создана национально-территориальная автономия Алаш, а не партия Алаш. Видимо, политическая обстановка того времени настоятельно требовала в первую очередь становления национальных институтов государства, которые обогнали в своем развитии процесс формирования политической партии.

В Средней Азии процесс формирования политических партий начался после революции 1905-1907 гг. на основе общественного и культурно-просветительного движения джадидизма. Три основных проблемы, которые необходимо было решить движению: во-первых, модернизировать мусульманские общины через реформы и просвещение; во-вторых, достичь духовного и политического единения мусульман Российской империи; в-третьих, выработать формы взаимодействия русских мусульман с Западом. Джадидизм поставил перед собой задачу преодоления культурной отсталости российских мусульман.

К началу XX в, джадидизм как движение приобрел политическое влияние в Средней Азии, прежде всего в областях, населенных узбеками. Центрами джадидизма стали Ташкент, а также Бухарский эмират и Хивинское ханство. В 1905-1907 гг. в Хивинском ханстве возникло движение младохивинцев. Стоя на позициях джадидизма, они требовали проведения реформ в ханстве. Однако только после февральской революции им удалось заставить хана издать манифест, провозгласивший частичные реформы. В Бухарском эмирате в 1916 г. джадиды объединились в движение младобухарцев. В 1918 г. они попытались совершить в эмирате государственный переворот, но были разгромлены, их организации распались. Одновременно внутри обеих организаций происходил процесс размежевания на левое и правое крыло, еще более ускоренный внешними событиями – октябрьской революцией и установлением советской власти в Узбекистане.

В Туркестане после февральской революции процесс формирования национальных политических партий ускорился. 14 марта 1917 г. на собрании делегатов, выбранных на митинге, проходившем накануне в старом городе (район Ташкента, заселенный в то время коренным населением), было решено создать свою национальную (узбекскую) политическую организацию, которая бы защищала интересы мусульман. Новая политическая организация получила название Шура-и-Исламия (Исламский совет). Во главе нового образования встали У. Асадуллыхаджи, М.К. Абдуращидханов, А.Абдурауф, А.В.Кари и др. По своему национальному составу организация была по преимуществу узбекская.

Изначально Шура-и-Исламия формировалась не только как политическая организация, но и как орган местной власти (наподобие Алаш). Однако, в отличие от Алаш, Шура-и-Исламия смогла создать функционировавшую организационную структуру, схожую со структурой политической партии. Шура-и-Исламия имела отделения во многих городах Туркестана, которые подчинялись общему руководству.

Программное заявление Шура-и-Исламия, имевшее название Временные законы, было выдержано в духе джадидизма. Оно выдвигало требование распространения среди мусульманского населения Туркестана идей обновления общества. В области национально-государственного строительства Шура-и-Исламия выдвигала требование создания местных органов самоуправления, во главе которых стояли бы представители коренного населения. Будущее Туркестана Шура-и-Исламия видела в создании Туркестанской автономной республики в составе демократической России. Шура-и-Исламия выступала также за устранение недоверия между всеми народами, проживавшими в Туркестане.

Шура-и-Исламия старалась найти социальную опору среди всех слоев коренного населения. Это привело к тому, что по своему социальному составу Шура-и-Исламия оказалась слишком разнородной, а интересы входящих в организацию социальных слоев часто не совпадали и были даже противоположны. И если на этапе формирования организации общие цели – создание мусульманской политической организации – сглаживали противоречия в руководстве Шура-и-Исламия, то уже к лету 1917 г. они привели к расколу в ее рядах. Недовольные светской ориентацией Шура-и-Исламия представители ортодоксального мусульманского духовенства вышли из организации и создали новое политическое формирование традиционалистко-консервативного толка с элементами исламисткой нетерпимости – Шура-и-Улемия (Совет духовенства). Новая политическая группировка враждебно отнеслась к политической программе Шура-и-Исламия. В противовес им Шура-и-Улемия видела будущее Туркестана в сохранении традиционного уклада мусульманской жизни, в котором важнейшую роль играло бы исламское духовенство. По существу, целью новой организации стало стремление законсервировать феодальный строй в Туркестане и построить государство, которое бы управлялось по законам шариата. В области государственного устройства требования Шура-и-Улемия были гораздо радикальнее: отделение Туркестана от России и создание в Средней Азии единого мусульманского государства под эгидой Турции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78737. ВИХОВНИЙ ЗАХІД «СВЯТО БУКВАРЯ» 42.5 KB
  Сценарій заходу Свято Букваря Вчитель. Увага увага Любі гості мами й тата В нас Букварикове свято Добре що прийшли до нас Ви у перший клас. Ось і дзвіночок веселий кличе завзято Першокласників на свято.
78738. Свято Книги 53.5 KB
  Сухомлинський Свято Книги. Запрошую Під оплески у костюмах заходять книги: художня книга підручник словник енциклопедія довідник. Шлях розвитку книги був тривалим і дуже складним.
78739. Свято мами 49 KB
  У травні, коли розцвітають весняні квіти і дзвенить пташиний спів, теплий весняний вітер приносить до нас свято Матері. Ще у 1914 році Конгрес США прийняв Постанову про введення нового державного свята – Дня матері. А причетна до цього молода американка Анна Джарвіс. Вона втратила матір.
78740. Свято Миколая 53 KB
  Ой хто хто Миколая любить Ой хто хто Миколаю служить Тому святий Миколай На всякий час помагай Миколаю Ой глянь глянь на Вкраїну рідну. Іде до нас крізь ниви й гори Святий угодник Миколай. Історія свідчить що Миколай жив за часів імператора Костянтина у ІУ ст.
78741. СВЯТО ОСЕНІ 67.5 KB
  Щедра осінь давно у дорозі І добра принесла і краси. Але осінь у жовтому листі В цьому році найкраща у нас. Осінь осінь В гості тебе просимо З щедрими хлібами високими снопами З листопадом і дощем з перелітнім журавлем.
78742. Сценарій позакласного мистецтвознавчого заходу «Світ як велика симфонія» 503 KB
  Обладнання: мультимедійний проектор та екран, ноутбук чи системний блок ком’ютера, активні колонки, тематичні стіннівки, присвячені творчості М.К.Чюрльоніса, публікації «Музичний» живопис Чюрльоніса для подарунку гостям і учасникам проекту, роздатковий матеріал – кросворди на кожен учнівський стіл...
78743. Сценарій урочистої лінійки, присвяченої святу Першого дзвоника і Дню знань 56.5 KB
  В зеленім лісі побував якийсь художник і поволі Дерева перефарбував У золотисто-жовтий колір. Ведучий - Ти хто такий? – всі здивувались. Тебе не бачили ми досі. То придивіться, - хтось озвавсь. І всі побачили – це осінь. Ведучий А з нею в кожен дім прийшло радісне свято – День знань.
78744. БУДЬ ОБЕРЕЖНИМ НА ДОРОЗІ! 69 KB
  Навчальна: Поглибити знання учнів про правила дорожнього руху; повторити основні правила пішоходів та автомобілістів. Розвиваюча: сприяти розвитку мислення, мовлення, пам’яті, навичок поведінки на дорозі. Виховна: виховувати повагу до оточуючих, увагу, ввічливість.
78745. ПРОЩАВАЙ, БУКВАРИКУ! 81 KB
  Мета: Вчити дітей виразно декламувати вірші, формувати інтерес до читання. Розвивати акторські здібності, уяву, вміння фантазувати. Виховувати у дітей любов до книги, дружні стосунки, родинні почуття.