68698

Особенности формирования политических партий и становление национальных институтов власти в Казахстане и Средней Азии

Доклад

Политология и государственное регулирование

Новая политическая организация получила название Шура и Исламия Исламский совет. Изначально Шура и Исламия формировалась не только как политическая организация но и как орган местной власти наподобие Алаш. Однако в отличие от Алаш Шура и Исламия смогла создать функционировавшую организационную..

Русский

2014-09-24

16.91 KB

1 чел.

7.Особенности формирования политических партий и становление национальных институтов власти в Казахстане и Средней Азии.

Процесс партийного строительства в Казахстане начался только в период революции 1905–1907 гг., когда по инициативе рада либерально настроенных деятелей казахского национального движения – А.Букейханова, М.Дулатова, Б.Каратаева и других – была предпринята попытка создать филиал Конституционно-демократической партии России. Но на съезде в Уральске не было выработано общей позиции по созданию отделения КДП.

После революции 1905-1907 гг. процесс формирования либерально-национального движения в Казахстане был заморожен. Только после февраля 1917 г. когда в Казахстане стало набирать силу национальное движение, вопрос о созданий партии всего казахского народа встал на повестку дня. Решение о создании партии, которая защищала бы интересы всех казахов, как и в 1905 г., должен был принять Всеказахский съезд летом  1917 г. в Оренбурге. Было принято решение оформиться в самостоятельную политическую партию, которая выражала бы интересы всех казахов.

21 ноября 1917 г. Группа деятелей казахского движения  опубликовала в газете “Казах” проект программы.

II общеказахский съезд, состоявшийся в декабре, к вопросу о создании партии не возвращался, сосредоточив свою работу на проблемах государственного строительства. Съезд провозгласил образование казахской территориально-национальной автономии с названием Алаш. Есть основание считать, что после февраля 1917 г. в Казахстане была создана национально-территориальная автономия Алаш, а не партия Алаш. Видимо, политическая обстановка того времени настоятельно требовала в первую очередь становления национальных институтов государства, которые обогнали в своем развитии процесс формирования политической партии.

В Средней Азии процесс формирования политических партий начался после революции 1905-1907 гг. на основе общественного и культурно-просветительного движения джадидизма. Три основных проблемы, которые необходимо было решить движению: во-первых, модернизировать мусульманские общины через реформы и просвещение; во-вторых, достичь духовного и политического единения мусульман Российской империи; в-третьих, выработать формы взаимодействия русских мусульман с Западом. Джадидизм поставил перед собой задачу преодоления культурной отсталости российских мусульман.

К началу XX в, джадидизм как движение приобрел политическое влияние в Средней Азии, прежде всего в областях, населенных узбеками. Центрами джадидизма стали Ташкент, а также Бухарский эмират и Хивинское ханство. В 1905-1907 гг. в Хивинском ханстве возникло движение младохивинцев. Стоя на позициях джадидизма, они требовали проведения реформ в ханстве. Однако только после февральской революции им удалось заставить хана издать манифест, провозгласивший частичные реформы. В Бухарском эмирате в 1916 г. джадиды объединились в движение младобухарцев. В 1918 г. они попытались совершить в эмирате государственный переворот, но были разгромлены, их организации распались. Одновременно внутри обеих организаций происходил процесс размежевания на левое и правое крыло, еще более ускоренный внешними событиями – октябрьской революцией и установлением советской власти в Узбекистане.

В Туркестане после февральской революции процесс формирования национальных политических партий ускорился. 14 марта 1917 г. на собрании делегатов, выбранных на митинге, проходившем накануне в старом городе (район Ташкента, заселенный в то время коренным населением), было решено создать свою национальную (узбекскую) политическую организацию, которая бы защищала интересы мусульман. Новая политическая организация получила название Шура-и-Исламия (Исламский совет). Во главе нового образования встали У. Асадуллыхаджи, М.К. Абдуращидханов, А.Абдурауф, А.В.Кари и др. По своему национальному составу организация была по преимуществу узбекская.

Изначально Шура-и-Исламия формировалась не только как политическая организация, но и как орган местной власти (наподобие Алаш). Однако, в отличие от Алаш, Шура-и-Исламия смогла создать функционировавшую организационную структуру, схожую со структурой политической партии. Шура-и-Исламия имела отделения во многих городах Туркестана, которые подчинялись общему руководству.

Программное заявление Шура-и-Исламия, имевшее название Временные законы, было выдержано в духе джадидизма. Оно выдвигало требование распространения среди мусульманского населения Туркестана идей обновления общества. В области национально-государственного строительства Шура-и-Исламия выдвигала требование создания местных органов самоуправления, во главе которых стояли бы представители коренного населения. Будущее Туркестана Шура-и-Исламия видела в создании Туркестанской автономной республики в составе демократической России. Шура-и-Исламия выступала также за устранение недоверия между всеми народами, проживавшими в Туркестане.

Шура-и-Исламия старалась найти социальную опору среди всех слоев коренного населения. Это привело к тому, что по своему социальному составу Шура-и-Исламия оказалась слишком разнородной, а интересы входящих в организацию социальных слоев часто не совпадали и были даже противоположны. И если на этапе формирования организации общие цели – создание мусульманской политической организации – сглаживали противоречия в руководстве Шура-и-Исламия, то уже к лету 1917 г. они привели к расколу в ее рядах. Недовольные светской ориентацией Шура-и-Исламия представители ортодоксального мусульманского духовенства вышли из организации и создали новое политическое формирование традиционалистко-консервативного толка с элементами исламисткой нетерпимости – Шура-и-Улемия (Совет духовенства). Новая политическая группировка враждебно отнеслась к политической программе Шура-и-Исламия. В противовес им Шура-и-Улемия видела будущее Туркестана в сохранении традиционного уклада мусульманской жизни, в котором важнейшую роль играло бы исламское духовенство. По существу, целью новой организации стало стремление законсервировать феодальный строй в Туркестане и построить государство, которое бы управлялось по законам шариата. В области государственного устройства требования Шура-и-Улемия были гораздо радикальнее: отделение Туркестана от России и создание в Средней Азии единого мусульманского государства под эгидой Турции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30083. Дефектология. Рабочая программа 2.21 MB
  Признаки предметов Закрепить и обобщить представления о свойствах предмета цвет форма размер. Понятия спереди сзади перед за между Закрепить понятия спереди сзади перед за между в практической деятельности. Закрепить представление о цифрах 1 и 2 сформировать умение соотносить их с количеством. Сравнение предметов по одному и двум признакам Закрепить и обобщить представления о свойствах предмета цвет форма размер.
30084. Теория и методика воспитания. Конспект лекций 879 KB
  Теория и методика воспитания. Конспект лекций Издательство: Эксмо год выпуска 2008ISBN: 9785699255900 Серия: Экзамен в кармане Описание: Основополагающими темами предложенными к изучению в данном учебном пособии являются история и сущность воспитания его закономерности и принципы система методов воспитания и личность воспитателя. В книге рассмотрены теория и методика воспитания в зарубежных странах а также недостатки и достоинства теории воспитания в России. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного...
30085. Специальная психология. Шпаргалка 1.04 MB
  Принципы психологического изучения аномальных детей. Методы психологического изучения аномальных детей. Обучение и воспитание детей с глубокой умственной отсталостью в России. Психологопедагогическая характеристика детей с олигофренией.
30086. Материальное обеспечение преподавания предмета «Окружающий мир» 38 KB
  Материальную базу обучения естествознанию составляют: кабинет естествознания с учебным оборудованием; уголок живой природы; пришкольный участок с экологической тропой; географическая площадка. Уголок живой природы – это место для хранения живых растений и животных подготовки опытов с ними проведения внеурочных и внеклассных занятий. Уголок живой природы может быть в кабинете естествознания и являться его составной частью. Требования к уголку живой природы.
30087. Исторический экскурс в развитие отечественной методики преподавания естествознания 41 KB
  Естествознание как учебный предмет перестало существовать в общеобразовательной школе Возвращение естествознания в школу произошло после длительного перерыва лишь в 1852 г. Существенный вклад в развитие методики естествознания внес А. он опубликовал план построения школьного курса естествознания.
30088. Принципы и критерии отбора содержания 30 KB
  Принципы и критерии отбора содержания Одним из критериев отбора содержания образования являются принципы обучения. Принципы от лат. Коменский в своей Великой дидактике определил только два принципа: природосообразности и народности. В современных условиях основоположники дидактических систем и авторы учебных программ формулируют свои авторские принципы которых насчитывается несколько десятков.
30089. Методические особенности вариативных курсов «Окружающий мир» 62 KB
  Методические особенности вариативных курсов Окружающий мир Учебная программа – документ определяющий цели задачи и основное содержание обучения по конкретному предмету уровень его предъявления учащимся и требования к результатам усвоения. В связи с углублением процесса дифференциации начального образования разработаны различные варианты учебных программ по предметам Окружающий мир и Естествознание Природоведение. Плешаков Система учебных курсов Зеленый дом обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром их...
30090. Формирование и развитие начальных естественнонаучных представлений и понятий на уроках «Окружающий мир» 37.5 KB
  Понятия отражают существенные свойства связи и отношения предметов и явлений. Как понятия так и представления которыми овладеют дети при изучении естествознания делятся на общие и единичные. Общие понятия охватывают однородные предметы и явления. Единичные понятия это понятия о конкретных объектах и явлениях например река Волга Кавказские горы озеро Байкал дождь гроза и т.
30091. Олигофрения 18.9 KB
  а также с резуснесовместимостью крови матери и плода травмой и асфиксией плода в родах перенесёнными менингитомэнцефалитом и т. Имбецильность средняя степень олигофрении слабоумия интеллектуального недоразвития обусловленная задержкой развития мозга плода или ребёнка в первые годы жизни. В ней выделяется 4 степени тяжести олигофрении: Легкая IQ 5070 Умеренная IQ 3550 Тяжелая IQ 2035 Глубокая IQ менее 20 Причинами олигофрении могут служить: наследственные факторы в том числе патология генеративных клеток...