687

Нормализация условий труда при выполнении работы по приготовлению питательных сред для культуры бактерий Gluconacetobacter xylinus и последующий ее посев

Реферат

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Источники и причины проявления факторов опасного и вредного воздействия. Приготовление жидкой питательной среды на основе дрожжевого экстракта и глюкозы. Средства труда и технология выполняемой работы. Факторы опасного и вредного действия. Оценка класса и степени вредности условий труда.

Русский

2013-01-06

74.5 KB

13 чел.

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Биолого-почвенный факультет

Кафедра микробиологии

Нормализация условий труда при выполнении работы по приготовлению питательных сред для культуры бактерий Gluconacetobacter xylinus и последующий ее посев.

Реферат по курсу “Охрана труда”

 

                                                                                                            Выполнила  

Майкова А. С.

3 курс.

Преподаватели:

Милохов В. В.

Ходьков Ю. А.

Санкт-Петербург

2011 год

  1.  Краткая характеристика выполняемой работы.

Приготовление жидкой питательной среды на основе дрожжевого экстракта и глюкозы; стерилизация питательной среды в автоклаве; пересев бактериальной культуры в стерилизованную питательную среду.

    2.  Средства труда и технология выполняемой работы.

Приборы и оборудование

1)  Механические весы.

2)  Химическая посуда (колбы, пробирки, стеклянные пипетки, мерные стаканы).

3) Автоклав для стерилизации посуды и сред  (стерилизация проводится водяным паром под давлением).

4) Бокс с УФ-лампой для стерилизации поверхностей.

5) Спиртовка.

6) Термостат. (t=30̊ c)

Схема рабочего кабинета

Цифрами на схеме обозначены:

1 – полка с компонентами для питательных сред

2 – микроскоп

3 – механические весы

4 – УФ-лампа

Примечание.

Автоклав и термостат не обозначены на схеме, так как они находятся в других комнатах кафедры.

Перечень химических веществ

Сахара: глюкоза.

Спирты: этанол.

Прочие реактивы: дрожжевой экстракт, дистиллированная вода.

                                                            

2.1 Последовательность выполнения работы.

Приготовление питательной среды ДЭГ (дрожжевой экстракт+глюкоза).

На механических весах взвешивают необходимые количества порошкового дрожжевого экстракта и порошковой глюкозы. Затем навески растворяют в дистиллированной воде в концентрациях 0,3% и 2% соответственно. Приготовленную смесь разливают по колбам и помещают на стерилизацию в автоклав. После стерилизации среду разливают с помощью стеклянной пипетки по пробиркам в объеме 5 мл.

Посев культуры бактерий в жидкую питательную среду (работу производят в боксе, предварительно простерилизованном с помощью УФ-лампы).

Перед посевом культуры Gluconacetobacter xylinus необходимо стерильно (около спиртовки) добавить 0,1 мл 2%-ого этанола. Сам посев производиться с помощью стеклянной пипетки стерильно. При посеве пипеткой берут немного жидкости с клетками бактерий из пробирки, содержащий музейный штамм и переносят ее в пробирки с вновь приготовленной средой, соблюдая при этом правила стерильности (находясь на расстоянии не более чем 15 см от зажженной спиртовки.) После посева пробирки относят в термостат.

3  Анализ условий труда.

3.1  Факторы опасного и вредного действия.

Физические.

Основным опасным физическим фактором в нашем кабинете является зажженная спиртовка.  При работе с ней можно получить термические ожоги, а также возможен взрыв этилового спирта, в следствие которого можно получить раны от осколков посуды.

Еще одним опасным физическим фактором является ультрафиолетовое излучение, исходящее от УФ-лампы, которая находится в боксе, поэтому есть возможность получить ожоги глаз и кожи.

Также большую опасность представляет автоклав, так как он выпускает пар температурой 100̊ С при давлении 1 атм. и больше, но студенты на нашей кафедре не пользуются автоклавом, только специально обученные преподаватели имеют право автоклавировать посуду и среды.

Также при долгой работе в закрытом боксе с зажженной спиртовкой возможно выгорание кислорода и, вследствие этого, появление гипоксии.

Химические.

При приготовлении данной среды не используется потенциально опасных химических веществ.

При посеве возможно случайное заглатывание этилового спирта, но он используется в очень малой концентрации.  

Также, пары этанола, исходящие от спиртовки, при постоянном воздействии на слизистую верхних дыхательных путей могут вызвать ее раздражение.

Биологические.

Биологический объект, используемый в данной работе – уксуснокислая бактерия     Gluconacetobacter xylinus - не является патогенным организмом. Однако потенциально опасные биологические объекты, такие как плесневые грибы, способны использовать те же питательные субстраты, поэтому следует соблюдать стерильность при работе с микроорганизмами. К тому же, любой микроорганизм потенциально опасен, так как, находясь в больших количествах, он может вызвать аллергию, но это строго индивидуально.

3.2 Источники и причины проявления факторов опасного и вредного воздействия.

Физические.

Основной причиной проявление опасных и вредных физических факторов является несоблюдения правил техники безопасности.

Ожоги от спиртовки могут быть получены при неправильной работе с ней.

Ожоги от УФ-лампы могут быть получены при неправильной ее эксплуатации, а также при игнорировании правил безопасности при пользовании данным оборудованием.

Вредное влияние недостаточного освещения возможно при неправильной организации рабочего места.

Химические.

Причиной проявления химических факторов воздействия, как правило, является нарушение условий хранения и правил работы с химическими веществами.

Биологические.

Возможной причиной проявления биологических факторов может быть создание на рабочих местах условий, благоприятных для роста патогенных организмов.

3.3 Фактический уровень ФО и ВВ и соответствие их нормируемым значениям.

Оценка класса и степени вредности условий труда.

Нормативным документом, который используется для составления правил работы с вредными факторами, является государственный стандарт системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ). С помощью него проводилась оценка фактического уровня  ФО и ВВ и соответствие их нормируемым значениям.

Освещенность рабочей области соответствует допустимым параметрам.

Микроклимат в рабочем кабинете также соответствует допустимым значениям и в теплое и в холодное времена  года.

Уровень шума на моем рабочем месте также соответствует допустимым значениям.

Облучение УФ-светом тоже находится в пределах допустимых значений.

Источников ионизирующего излучения в моем кабинете нет.

По тяжести трудового процесса данная работа относится ко 2-му (допустимому) классу условий труда.

Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе соответствует допустимым значениям, в помещении регулярно проводится проветривание.

По напряженности трудового процесса данная работа также относится ко 2-му (допустимому) классу условий труда.

4. Методы и средства нормализаций условий труда.

Для предотвращения взрыва этанола в спиртовке следует соблюдать правила работы с ней.

При включенной УФ-лампе следует выходить из помещения, и приступать к работе только через 10 минут после включения лампы. Здесь используется защита расстоянием и временем.

При долгой работе в боксе с зажженной спиртовкой следует делать перерывы и проветривать его, чтобы восполнить содержание кислорода в объеме бокса.

Чтобы не допустить размножение патогенных микроорганизмов, следует своевременно проводить стерилизацию посуду и помещения.

Также при работе следует использовать лабораторный халат, который защищает одежду и кожу от действия различных химических веществ.

При долгой работе со спиртовкой, и, следовательно, продолжительно вдыхании паров этанола следует делать перерывы как минимум полчаса.

Заключение.

После анализа моего рабочего места и оценки класса и степени вредности условий труда можно сделать следующие вводы:

- По всем значениям факторов опасного и вредного воздействия условия труда при выполнении данной работы соответствуют допустимым значениям.

- Данная работа относится ко 2-му классу (допустимому) условий труда.


Список используемой литературы:

1. ГОСТ 12.1.016-79 Воздух рабочей зоны. Требования к методикам измерения концентрации вредных веществ.

2. ГОСТ 12.1.007-76 Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.

3. ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

4. ГН 2.2.5.1313-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

5. ГН 1.1.725-98 Перечень веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека.

6. ГОСТ 12.1.003-83 Шум. Общие требования безопасности.

7. ГОСТ 12.1.012-2004 "Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования "

8.СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.

9. СНиП 2.04.05-91 Отопление, вентиляция и кондиционирование.

10. СН № 4557-88 Санитарные нормы ультрафиолетового излучения в производственных помещениях.

11. СНиП 23-05-95 Строительные нормы и правила. Естественное и искусственное освещение.

12. P 2.2.2006 – 05 Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда.

13. ГОСТ 12.1.032-78 Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования.

14. Р 2.2.2006-05 Руководство по оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда.

15. Р 2.2.1766-03 РУКОВОДСТВО по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32537. ДИАЛОГ УЧАЩИХСЯ С ЭВМ. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ДИАЛОГА. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ 74.5 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ДИАЛОГ УЧАЩИХСЯ С ЭВМ. Система должна оказывать поддержку попыткам обучаемых научиться общению с системой и не вызывать раздражения у учащихся принуждая их вести диалог если они этого не хотят. Широкое использование фактического диалога может отрицательно сказаться на отношении учащихся к. Не допускайте отрицательных оценок мышления памяти внимания учащихся.
32538. РАЗРАБОТКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА 129.5 KB
  Окна подразделяются на первичные и вторичные. Прочие порождаемые им окна относятся ко вторичным которые в свою очередь могут быть дочерними и всплывающими. Внережимные и дочерние окна служат для организации параллельных ветвей диалога. Пользователь может выбирать активное окно переключаясь между дочерними и внережимными или первичным и внережимными окнами если дочерние окна отсутствуют.
32539. ВЫБОР ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 470 KB
  ВЫБОР ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЭС применяются разнообразные формы представления информации: текст и гипертекст графика и гиперграфика видео анимация звук интерактивные трехмерные изображения. По способу формирования изображения они подразделяются на матричные растровые векторные и функциональные. Пиксель является минимальным адресуемым элементом матричного изображения. При любом увеличении качество векторного изображения не меняется.
32540. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПОВ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАЧ 398 KB
  Типизация учебнотренировочных задач Напомним что основным средством контроля знаний в ЭС служат УТЗ результаты и ход выполнения которых оцениваются автоматически. Целесообразно чтобы программа включала в себя единое множество УТЗ из которого выбирались задачи используемые в том или ином контрольном блоке в зависимости от представления в нем содержания курса и требований к знаниям обучаемых. Необходимо чтобы уровень тематического деления множества УТЗ соответствовал минимальному охвату учебного материала блоком контроля. Таким образом...
32541. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 130 KB
  Основная функция обратной связи идущей от учащегося к обучаемому раскрыть как осуществляется учебная деятельность с тем чтобы наметить систему обучающих воздействий которые обеспечивают эффективное достижение учебных целей. Информация которая идет по каналу обратной связи от обучаемого к обучающему содержит сведения о том как учащийся решает предложенные ему учебные задачи какие трудности испытывает их причины а также какие вспомогательные обучающие воздействия обеспечивают правильное решение учебных задач. В настоящее время...
32542. КАЧЕСТВО ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА 68.5 KB
  Понятие качества программного средства. Этому препятствует тот факт что повышение качества ЭС по одному из таких свойств часто может быть достигнуто лишь ценой изменения стоимости сроков завершения разработки и снижения качества этого ЭС по другим его свойствам. Поэтому при описании качества ЭС прежде всего должны быть фиксированы критерии отбора требуемых свойств ЭС. В настоящее время критериями качества программных средств criteri of softwre qulity принято считать: Функциональность  это способность ЭС выполнять набор...
32543. ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ 79.5 KB
  При оценивании следует помнить что не всякая оценка в равной мере применима ко всем программам необходимо учитывать тему цель и тип программы. Один из пунктов предназначен для краткого описания программы причем не столько ее содержания сколько других факторов которые могут вызвать интерес учителя предмет ступень обучения класс необходимое аппаратное обеспечение количество программ цена и т. Прогон программы запуск ввод данных управление. гарантируется ли работа при неправильном нажатии клавиш Точно ли указывается опасность...
32544. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ. ЗАЩИТА ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ 148.5 KB
  При запуске продукта проверяется наличие на ключевом носителе дискете или CDROM определенной информации записанной в защищенной от копирования области. Затраты обусловленные отсутствием защиты: недополученный доход изза несанкционированного распространения и использования продукта = Затраты обусловленные реализацией защиты: прямые затраты на реализацию или приобретение и интеграцию в продукт соответствующих средств; ограничения на программнотехническую совместимость накладываемые средствами защиты; снижение привлекательности...
32545. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЭС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 59 KB
  РЕКОМЕНДАЦИИ Об эффективности обучающей программы можно судить только после ее апробации. Все это выясняется в процессе апробации программы. Только так Вы сможете отчетливо увидеть достоинства и недостатки составленной Вами программы. Не пренебрегайте экспериментальной проверкой программы.