687

Нормализация условий труда при выполнении работы по приготовлению питательных сред для культуры бактерий Gluconacetobacter xylinus и последующий ее посев

Реферат

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Источники и причины проявления факторов опасного и вредного воздействия. Приготовление жидкой питательной среды на основе дрожжевого экстракта и глюкозы. Средства труда и технология выполняемой работы. Факторы опасного и вредного действия. Оценка класса и степени вредности условий труда.

Русский

2013-01-06

74.5 KB

14 чел.

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Биолого-почвенный факультет

Кафедра микробиологии

Нормализация условий труда при выполнении работы по приготовлению питательных сред для культуры бактерий Gluconacetobacter xylinus и последующий ее посев.

Реферат по курсу “Охрана труда”

 

                                                                                                            Выполнила  

Майкова А. С.

3 курс.

Преподаватели:

Милохов В. В.

Ходьков Ю. А.

Санкт-Петербург

2011 год

  1.  Краткая характеристика выполняемой работы.

Приготовление жидкой питательной среды на основе дрожжевого экстракта и глюкозы; стерилизация питательной среды в автоклаве; пересев бактериальной культуры в стерилизованную питательную среду.

    2.  Средства труда и технология выполняемой работы.

Приборы и оборудование

1)  Механические весы.

2)  Химическая посуда (колбы, пробирки, стеклянные пипетки, мерные стаканы).

3) Автоклав для стерилизации посуды и сред  (стерилизация проводится водяным паром под давлением).

4) Бокс с УФ-лампой для стерилизации поверхностей.

5) Спиртовка.

6) Термостат. (t=30̊ c)

Схема рабочего кабинета

Цифрами на схеме обозначены:

1 – полка с компонентами для питательных сред

2 – микроскоп

3 – механические весы

4 – УФ-лампа

Примечание.

Автоклав и термостат не обозначены на схеме, так как они находятся в других комнатах кафедры.

Перечень химических веществ

Сахара: глюкоза.

Спирты: этанол.

Прочие реактивы: дрожжевой экстракт, дистиллированная вода.

                                                            

2.1 Последовательность выполнения работы.

Приготовление питательной среды ДЭГ (дрожжевой экстракт+глюкоза).

На механических весах взвешивают необходимые количества порошкового дрожжевого экстракта и порошковой глюкозы. Затем навески растворяют в дистиллированной воде в концентрациях 0,3% и 2% соответственно. Приготовленную смесь разливают по колбам и помещают на стерилизацию в автоклав. После стерилизации среду разливают с помощью стеклянной пипетки по пробиркам в объеме 5 мл.

Посев культуры бактерий в жидкую питательную среду (работу производят в боксе, предварительно простерилизованном с помощью УФ-лампы).

Перед посевом культуры Gluconacetobacter xylinus необходимо стерильно (около спиртовки) добавить 0,1 мл 2%-ого этанола. Сам посев производиться с помощью стеклянной пипетки стерильно. При посеве пипеткой берут немного жидкости с клетками бактерий из пробирки, содержащий музейный штамм и переносят ее в пробирки с вновь приготовленной средой, соблюдая при этом правила стерильности (находясь на расстоянии не более чем 15 см от зажженной спиртовки.) После посева пробирки относят в термостат.

3  Анализ условий труда.

3.1  Факторы опасного и вредного действия.

Физические.

Основным опасным физическим фактором в нашем кабинете является зажженная спиртовка.  При работе с ней можно получить термические ожоги, а также возможен взрыв этилового спирта, в следствие которого можно получить раны от осколков посуды.

Еще одним опасным физическим фактором является ультрафиолетовое излучение, исходящее от УФ-лампы, которая находится в боксе, поэтому есть возможность получить ожоги глаз и кожи.

Также большую опасность представляет автоклав, так как он выпускает пар температурой 100̊ С при давлении 1 атм. и больше, но студенты на нашей кафедре не пользуются автоклавом, только специально обученные преподаватели имеют право автоклавировать посуду и среды.

Также при долгой работе в закрытом боксе с зажженной спиртовкой возможно выгорание кислорода и, вследствие этого, появление гипоксии.

Химические.

При приготовлении данной среды не используется потенциально опасных химических веществ.

При посеве возможно случайное заглатывание этилового спирта, но он используется в очень малой концентрации.  

Также, пары этанола, исходящие от спиртовки, при постоянном воздействии на слизистую верхних дыхательных путей могут вызвать ее раздражение.

Биологические.

Биологический объект, используемый в данной работе – уксуснокислая бактерия     Gluconacetobacter xylinus - не является патогенным организмом. Однако потенциально опасные биологические объекты, такие как плесневые грибы, способны использовать те же питательные субстраты, поэтому следует соблюдать стерильность при работе с микроорганизмами. К тому же, любой микроорганизм потенциально опасен, так как, находясь в больших количествах, он может вызвать аллергию, но это строго индивидуально.

3.2 Источники и причины проявления факторов опасного и вредного воздействия.

Физические.

Основной причиной проявление опасных и вредных физических факторов является несоблюдения правил техники безопасности.

Ожоги от спиртовки могут быть получены при неправильной работе с ней.

Ожоги от УФ-лампы могут быть получены при неправильной ее эксплуатации, а также при игнорировании правил безопасности при пользовании данным оборудованием.

Вредное влияние недостаточного освещения возможно при неправильной организации рабочего места.

Химические.

Причиной проявления химических факторов воздействия, как правило, является нарушение условий хранения и правил работы с химическими веществами.

Биологические.

Возможной причиной проявления биологических факторов может быть создание на рабочих местах условий, благоприятных для роста патогенных организмов.

3.3 Фактический уровень ФО и ВВ и соответствие их нормируемым значениям.

Оценка класса и степени вредности условий труда.

Нормативным документом, который используется для составления правил работы с вредными факторами, является государственный стандарт системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ). С помощью него проводилась оценка фактического уровня  ФО и ВВ и соответствие их нормируемым значениям.

Освещенность рабочей области соответствует допустимым параметрам.

Микроклимат в рабочем кабинете также соответствует допустимым значениям и в теплое и в холодное времена  года.

Уровень шума на моем рабочем месте также соответствует допустимым значениям.

Облучение УФ-светом тоже находится в пределах допустимых значений.

Источников ионизирующего излучения в моем кабинете нет.

По тяжести трудового процесса данная работа относится ко 2-му (допустимому) классу условий труда.

Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе соответствует допустимым значениям, в помещении регулярно проводится проветривание.

По напряженности трудового процесса данная работа также относится ко 2-му (допустимому) классу условий труда.

4. Методы и средства нормализаций условий труда.

Для предотвращения взрыва этанола в спиртовке следует соблюдать правила работы с ней.

При включенной УФ-лампе следует выходить из помещения, и приступать к работе только через 10 минут после включения лампы. Здесь используется защита расстоянием и временем.

При долгой работе в боксе с зажженной спиртовкой следует делать перерывы и проветривать его, чтобы восполнить содержание кислорода в объеме бокса.

Чтобы не допустить размножение патогенных микроорганизмов, следует своевременно проводить стерилизацию посуду и помещения.

Также при работе следует использовать лабораторный халат, который защищает одежду и кожу от действия различных химических веществ.

При долгой работе со спиртовкой, и, следовательно, продолжительно вдыхании паров этанола следует делать перерывы как минимум полчаса.

Заключение.

После анализа моего рабочего места и оценки класса и степени вредности условий труда можно сделать следующие вводы:

- По всем значениям факторов опасного и вредного воздействия условия труда при выполнении данной работы соответствуют допустимым значениям.

- Данная работа относится ко 2-му классу (допустимому) условий труда.


Список используемой литературы:

1. ГОСТ 12.1.016-79 Воздух рабочей зоны. Требования к методикам измерения концентрации вредных веществ.

2. ГОСТ 12.1.007-76 Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.

3. ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

4. ГН 2.2.5.1313-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

5. ГН 1.1.725-98 Перечень веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека.

6. ГОСТ 12.1.003-83 Шум. Общие требования безопасности.

7. ГОСТ 12.1.012-2004 "Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования "

8.СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.

9. СНиП 2.04.05-91 Отопление, вентиляция и кондиционирование.

10. СН № 4557-88 Санитарные нормы ультрафиолетового излучения в производственных помещениях.

11. СНиП 23-05-95 Строительные нормы и правила. Естественное и искусственное освещение.

12. P 2.2.2006 – 05 Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда.

13. ГОСТ 12.1.032-78 Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования.

14. Р 2.2.2006-05 Руководство по оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда.

15. Р 2.2.1766-03 РУКОВОДСТВО по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52056. Інтерактивні технології навчання на уроках математики та інформатики 419 KB
  Інтерактивне навчання 3 2 розділ. Використання інтерактивного навчання на уроках інформатики 15 4. Використання інтерактивного навчання на уроках математики 24 5.
52057. Урок-концерт з іноземної мови у 4 класi 981 KB
  Teacher. Good morning, dear guests! Good morning, dear boys and girls. We would like to show you how we can rest and play. I know that all of you like study English. Do you like riddles? Guess!
52058. До побачення, Букварику! 47 KB
  Я літери вчу. Ой ніколи гратись бо літери вчу. Шановні літери ласкаво просимо до нас на свято. Заходять літери 1а літера.
52059. Розвиток координації рухів засобами художньої гімнастики 66.5 KB
  Розвивати координацію рухів у дівчат старшої ланки засобами художньої гімнастики. Формувати компетенцію саморозвитку та самоосвіти під час виконання вправ з м`чем, обручем, скакалкою.
52060. МЕДИЦИНСКАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И СПАСАТЕЛЕЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 108 KB
  Медицинская защита - комплекс мероприятий, проводимых (организуемых) службой медицины катастроф и медицинской службой гражданской обороны (МСГО) для предупреждения или максимального ослабления воздействия на население и спасателей поражающих факторов.
52061. Калинка — згадка про добре серце 96 KB
  Організація класу Слайд 1 Вчитель: Любі діти у наш клас Завітали гості щирі . Метод Мікрофон Слайд 2 А цікаво вам дізнатись Що сьогодні може статись Ну то всядьтеся зручніше Попрацюємо скоріше Діти а до якого уроку ми приготувалися до уроку читання Що ми робимо на уроках читання читаємо; вчимося читати і переказувати; вивчаємо прислівя приказки скоромовки і т. Слайд 3 Дихальні вправи. Слайд4...
52062. Володимир Винниченко. «Федько — халамидник». Щедрий на добро внутрішній світ героя. Федько як особистість. Образи Федька і Толі 141 KB
  Образи Федька і Толі. Образи Федька і Толі. На уроці ми з вами визначимо риси характеру Федька які вирізняють його з кола друзів однолітків прокоментуємо їх. Порівняємо Федька і Толю зробимо відповідні висновки.
52063. Подорож. Переваги і недоліки різних видів подорожей 76.5 KB
  Travelling by plane is the fastest. You can get to many cities only in a few hours. You can stop wherever you like. During the trip you can sit comfortably in the armchair and read, eat or sleep. During the trip you need no tickets. People can
52064. Підсумковий урок – подорож «Синоніми, антоніми, омоніми» 37.5 KB
  учні дають визначення синонімам наводять приклади; Гра Синонімічний ланцюжок І варіант щирий ІІ варіант казати ІІІ варіант кричати виконання вправ за варіантами різних рівнів складності І варіант скласти звязний текст з синонімічного ланцюжка ІІ варіант відредагувати речення замінивши однокореневі слова синонімами. ІІІ варіант Підберіть потрібне слово. Коли групи приїхали на зупинку диктор оголошував назву станції але мікрофон був зламаний і ми почули останні слова деньніч Зясуємо яке це місто...