68722

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Орфоэпия (от греческих слов: orthos - прямой, правильный и epos - речь) - это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение. Орфоэпия указывает, как должны произноситься те или иные звуки в определенных фонетических положениях, в определенных сочетаниях с другими звуками, а также в определенных...

Русский

2014-09-25

44.03 KB

1 чел.

6. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Орфоэпия (от греческих слов: orthos - прямой, правильный и epos - речь) - это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение. Орфоэпия указывает, как должны произноситься те или иные звуки в определенных фонетических положениях, в определенных сочетаниях с другими звуками, а также в определенных грамматических формах и группах слов или даже отдельных словах, если эти формы и слова имеют свои произносительные особенности.

Важнейшие языковые черты, которые определили русское литературное произношение, сложились в первой половине XVII в. на базе московского говора. 

Орфоэпические нормы определяет фонетическая система языка. Каждый язык характеризуется своими фонетическими законами, регулирующими произношение звуков и слов, которые они создают. Основой русского литературного языка является московское наречие, однако, в русской орфоэпии разграничивают так называемую «младшую» и «старшую» нормы. Первая отображает отличительные черты современного произношения, вторая обращает внимание на старомосковские орфоэпические нормы.

Основные Орфоэпические нормы:

1. В некоторых заимствованных словах на месте буквы о в безударном положении произносится [о].

(трио – три´[о], кредо – кре´д[о].)

2. На месте звонких согласных на конце слова произносятся соответствующие глухие.

(вёз – вё[с], друг – дру[к], рад – ра[т], дуб – ду[п].)

Если слово имеет два звонких согласных на конце, то они заменяются соответствующими глухими.

(лязг – ля[ск], дрозд – дро[ст].)

3. Звонкие согласные, стоящие перед глухими, заменяются соответствующими глухими.

(отвезти – отве[с’т’]и, робкий – ро[пк’]ий, вход – [фхот], обклеить – о[пк]леить, намажьте – нама[шт’]е.)

4. Глухие согласные, стоящие перед звонкими, заменяются соответствующими звонкими.
(
косьба – ко[з’б]а, женитьба – жени[д’б]а, также – та[гж]е, экзамен– э[гз]амен.)

5. Твёрдые согласные перед мягкими могут смягчаться.
(
шероховатость – шероховато[с’т’], кандидат – ка[н’д’]идат; требовать – [тр’]ебовать, бритва – [бр’]итва.)

6. На месте буквы г в абсолютном большинстве слов произносится звук [г]

(голова – [г]олова, гранат – [г]ранат.)

7. В окончаниях -ого, -его на месте буквы г произносится [в]. 
(
моего – мое[в]о, умного – умно[в]о, синего – сине[в]о, второго – второ[в]о.)

8. Буквы ж и ш обозначают твёрдые согласные звуки [ж] и [ш].

(шар – [ш]ар, жалоба – [ж]алоба, брошюра – бро[ш]юра, парашют – пара[ш]ют, шина – [ш]ина, жир – [ж]ир.)

9. В заимствованных словах согласный перед е может произноситься двояко:

а) мягко (архитектор – архи[т’э´]ктор, музей – му[з’э´]й, крем – к[р’э]м,шинель – ши[н’э´]ль, термин – [т’э´]рмин, пресса – п[р’э´]сса и др.;)

б) твёрдо (адекватный – а[дэ]кватный, бизнес – биз[нэ]с, компьютер – компью[тэ]р, тест – [тэ]ст и др.)

10. Буква щ обозначает звук [ш] в слове помощник и его производных.

О произношении слова всенощная. («все´нощная, -ой [шн]» «все´нощная.)

11. Сочетание гк произносится как [хк]. (легко – ле[хк]о, мягкий – мя[х’к’]ий.)

12. Сочетание чт в слове что и производных от него произносится как [шт]. 
(
что-то – [шт]о-то, кое-что – кое-[шт]о, ничто – ни[шт]о.)

13. Сочетания сш и зш на стыке морфем или на стыке предлога и следующего слова произносятся как [шш]. 
(
сшитый – [шш]итый, бесшумный – бес[шш]умный, без шапки – бе[шш]апки.)

14. Сочетание сж на стыке морфем или на стыке предлога и следующего слова произносится как [жж]. 
(
сжёг – [жж]ёг, с жадностью – [жж]адностью.)

15. Сочетания сч и зч на стыке корня и суффикса, а также двух суффиксов произносится как [ш’ш’]. 
(
разносчик – разно[ш’ш’]ик, грузчик – гру[ш’ш’]ик, заносчивый – зано[ш’ш’]ивый, песчаный – пе[ш’ш’]аный, веснушчатый – весну[ш’ш’]атый.)

16. Сочетание сч в корне слова произносится как [ш’ш’]. (счастье – [ш’ш’]астье, считать – [ш’ш’]итать.)

17. Сочетание сч на стыке приставки и корня произносится как [ш’ч’]. 

(расчертить – ра[ш’ч’]ертить, исчерченный – и[ш’ч’]ерченный, бесчисленный– бе[ш’ч’]исленный.)

18. Сочетание сщ произносится как [ш’ш’]. (расщепить – ра[ш’ш’]епить, исщипать – и[ш’ш’]ипать.)

19. Сочетание жч произносится как [ш’ш’]. (мужчина – му[ш’ш’]ина,перебежчик – перебе[ш’ш’]ик.)

20. Сочетания зж и жж произносятся как [ж’ж’] и как [жж]. (визжать – ви[ж’ж’]ать и ви[жж]ать, езжу – е[ж’ж’]у и е[жж]у, позже – по[ж’ж’]е и по[жж]е,сожжённый – со[жж]ённый и допуст. со[ж’ж’]ённый, дрожжи – дро[ж’ж’]и и допуст. дро[жж]и.)

21. Сочетания льон и ньон произносится как [л’jон] и [н’jон]. Например: бульон – бу[л’jо´н], каньон – ка[н’jо´н].

22.   Сочетания -ться и -тся произносится как [цъ]. Например: умывается – умывае[цъ], улыбаться – улыба[цъ].

23. Сочетание чн может произноситься двояко:

а) [чн] – речной – ре[чн]ой, ночной – но[чн]ой, дачник – да[чн]ик, личность – ли[чн]ость и др.;

б) [шн] – яичница – яи[шн]ица, скучно – ску[шн]о, нарочно – наро[шн]о, скворечник – скворе[шн]ик.

24. В сочетаниях стнзднстлндс, нтс, рдц, стл средний согласный, как правило, не произносится.

(честный – че[сн]ый, шестнадцать – ше[сн]адцать, поздно – по[зн]о, звёздный – звё[зн]ый, счастливый – сча[сл’]ивый, завистливый – зави[сл’]ивый, гигантский – гиган[ск’]ий <вариант – гига[нцcк’]ий>, голландский – гола[нс]кий, сердце – се[рц]е. Ср.: бездна – бе[здн]а, аспирантка – аспира[нтк]а и др.

25. В сочетаниях вств и лнц не произносится первый звук. (здравствуй – здра[ств]уй, солнце – со[нц]е.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55296. Дивовижний світ природи 114.5 KB
  Розширювати дитячий кругозір і знання учнів про реальний світ у його звязках і залежностях; збагачувати інтелектуальний розвиток учнів; розвивати читацькі інтереси учнів; виховувати бережне ставлення до природи.
55297. НА ХМАРИНЦІ ПРОЛІТА ОСІНЬ ЛЮБА, ЗОЛОТА 101 KB
  Сонце вже не припікає Коли дітки це буває Восени Поетична хвилинка Осінь наша осінь Золота година Неба ясна просінь Пісня журавлина Бабиного літа Довгі білі коси І дорослі й діти Люблять тебе Осінь...
55298. З природою живи у дружбі 119.5 KB
  Гра-брейнстормінг Які лікарські рослини ви знаєте 3. З історії використання лікарських рослин Лікарські рослини були відомі людині ще в глибокій старовині. Можливо ще задовго до появи на Землі людини тварини використовували цілющі властивості деяких рослин.
55299. Угадай-ка, природу! 77.5 KB
  Цель данной игры: развивать творческий подход учащихся к формулировке основных понятий и терминов, умения и навыки переносить знания в биологии на практику, научить анализировать увиденное и формулировать четкие ответы, воспитать любовь учащихся к природе.
55300. Ми всі господарі природи, тож збережемо її вроду 35.5 KB
  Мета: виховувати любов до природи; формувати навички правильної поведінки на природі. Здавна люди відчували свою близькість до природи. Всім відомо що людина - це частина живої природи.
55301. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ! 48.5 KB
  Оборудование: иллюстрации животных тетради по окружающему миру конверт с Жалобной книгой карточки макет Красной книги альбом краски кисточки. Сообщение темы и цели урока: Сегодня на уроке мы будем говорить об окружающей нас природе: о жизни растений животных...
55302. Роль ТВК в системі економічного районування 23.48 KB
  Ще за часів роботи над мережею економічних районів було описано два різновиди процесів та явищ: тенденція до членування виробництва, що виявлялася у поділі праці
55303. Охорона природи 98.5 KB
  Мета: дати знання про сучаснi методи охорони природи; познайомити з природоохоронними територiями своєї мiсцевостi, розвивати вміння аналiзувати, узагальнювати; розвивати здiбностi до самоосвiти;...
55304. Прислівник 108.5 KB
  Мета: узагальнити й систематизувати відомості про прислівник; активізувати розумову діяльність учнів, спрямовану на узагальнення знань, навичок; удосконалити орфографічні та пунктуаційні навички...