68722

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Орфоэпия (от греческих слов: orthos - прямой, правильный и epos - речь) - это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение. Орфоэпия указывает, как должны произноситься те или иные звуки в определенных фонетических положениях, в определенных сочетаниях с другими звуками, а также в определенных...

Русский

2014-09-25

44.03 KB

1 чел.

6. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Орфоэпия (от греческих слов: orthos - прямой, правильный и epos - речь) - это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение. Орфоэпия указывает, как должны произноситься те или иные звуки в определенных фонетических положениях, в определенных сочетаниях с другими звуками, а также в определенных грамматических формах и группах слов или даже отдельных словах, если эти формы и слова имеют свои произносительные особенности.

Важнейшие языковые черты, которые определили русское литературное произношение, сложились в первой половине XVII в. на базе московского говора. 

Орфоэпические нормы определяет фонетическая система языка. Каждый язык характеризуется своими фонетическими законами, регулирующими произношение звуков и слов, которые они создают. Основой русского литературного языка является московское наречие, однако, в русской орфоэпии разграничивают так называемую «младшую» и «старшую» нормы. Первая отображает отличительные черты современного произношения, вторая обращает внимание на старомосковские орфоэпические нормы.

Основные Орфоэпические нормы:

1. В некоторых заимствованных словах на месте буквы о в безударном положении произносится [о].

(трио – три´[о], кредо – кре´д[о].)

2. На месте звонких согласных на конце слова произносятся соответствующие глухие.

(вёз – вё[с], друг – дру[к], рад – ра[т], дуб – ду[п].)

Если слово имеет два звонких согласных на конце, то они заменяются соответствующими глухими.

(лязг – ля[ск], дрозд – дро[ст].)

3. Звонкие согласные, стоящие перед глухими, заменяются соответствующими глухими.

(отвезти – отве[с’т’]и, робкий – ро[пк’]ий, вход – [фхот], обклеить – о[пк]леить, намажьте – нама[шт’]е.)

4. Глухие согласные, стоящие перед звонкими, заменяются соответствующими звонкими.
(
косьба – ко[з’б]а, женитьба – жени[д’б]а, также – та[гж]е, экзамен– э[гз]амен.)

5. Твёрдые согласные перед мягкими могут смягчаться.
(
шероховатость – шероховато[с’т’], кандидат – ка[н’д’]идат; требовать – [тр’]ебовать, бритва – [бр’]итва.)

6. На месте буквы г в абсолютном большинстве слов произносится звук [г]

(голова – [г]олова, гранат – [г]ранат.)

7. В окончаниях -ого, -его на месте буквы г произносится [в]. 
(
моего – мое[в]о, умного – умно[в]о, синего – сине[в]о, второго – второ[в]о.)

8. Буквы ж и ш обозначают твёрдые согласные звуки [ж] и [ш].

(шар – [ш]ар, жалоба – [ж]алоба, брошюра – бро[ш]юра, парашют – пара[ш]ют, шина – [ш]ина, жир – [ж]ир.)

9. В заимствованных словах согласный перед е может произноситься двояко:

а) мягко (архитектор – архи[т’э´]ктор, музей – му[з’э´]й, крем – к[р’э]м,шинель – ши[н’э´]ль, термин – [т’э´]рмин, пресса – п[р’э´]сса и др.;)

б) твёрдо (адекватный – а[дэ]кватный, бизнес – биз[нэ]с, компьютер – компью[тэ]р, тест – [тэ]ст и др.)

10. Буква щ обозначает звук [ш] в слове помощник и его производных.

О произношении слова всенощная. («все´нощная, -ой [шн]» «все´нощная.)

11. Сочетание гк произносится как [хк]. (легко – ле[хк]о, мягкий – мя[х’к’]ий.)

12. Сочетание чт в слове что и производных от него произносится как [шт]. 
(
что-то – [шт]о-то, кое-что – кое-[шт]о, ничто – ни[шт]о.)

13. Сочетания сш и зш на стыке морфем или на стыке предлога и следующего слова произносятся как [шш]. 
(
сшитый – [шш]итый, бесшумный – бес[шш]умный, без шапки – бе[шш]апки.)

14. Сочетание сж на стыке морфем или на стыке предлога и следующего слова произносится как [жж]. 
(
сжёг – [жж]ёг, с жадностью – [жж]адностью.)

15. Сочетания сч и зч на стыке корня и суффикса, а также двух суффиксов произносится как [ш’ш’]. 
(
разносчик – разно[ш’ш’]ик, грузчик – гру[ш’ш’]ик, заносчивый – зано[ш’ш’]ивый, песчаный – пе[ш’ш’]аный, веснушчатый – весну[ш’ш’]атый.)

16. Сочетание сч в корне слова произносится как [ш’ш’]. (счастье – [ш’ш’]астье, считать – [ш’ш’]итать.)

17. Сочетание сч на стыке приставки и корня произносится как [ш’ч’]. 

(расчертить – ра[ш’ч’]ертить, исчерченный – и[ш’ч’]ерченный, бесчисленный– бе[ш’ч’]исленный.)

18. Сочетание сщ произносится как [ш’ш’]. (расщепить – ра[ш’ш’]епить, исщипать – и[ш’ш’]ипать.)

19. Сочетание жч произносится как [ш’ш’]. (мужчина – му[ш’ш’]ина,перебежчик – перебе[ш’ш’]ик.)

20. Сочетания зж и жж произносятся как [ж’ж’] и как [жж]. (визжать – ви[ж’ж’]ать и ви[жж]ать, езжу – е[ж’ж’]у и е[жж]у, позже – по[ж’ж’]е и по[жж]е,сожжённый – со[жж]ённый и допуст. со[ж’ж’]ённый, дрожжи – дро[ж’ж’]и и допуст. дро[жж]и.)

21. Сочетания льон и ньон произносится как [л’jон] и [н’jон]. Например: бульон – бу[л’jо´н], каньон – ка[н’jо´н].

22.   Сочетания -ться и -тся произносится как [цъ]. Например: умывается – умывае[цъ], улыбаться – улыба[цъ].

23. Сочетание чн может произноситься двояко:

а) [чн] – речной – ре[чн]ой, ночной – но[чн]ой, дачник – да[чн]ик, личность – ли[чн]ость и др.;

б) [шн] – яичница – яи[шн]ица, скучно – ску[шн]о, нарочно – наро[шн]о, скворечник – скворе[шн]ик.

24. В сочетаниях стнзднстлндс, нтс, рдц, стл средний согласный, как правило, не произносится.

(честный – че[сн]ый, шестнадцать – ше[сн]адцать, поздно – по[зн]о, звёздный – звё[зн]ый, счастливый – сча[сл’]ивый, завистливый – зави[сл’]ивый, гигантский – гиган[ск’]ий <вариант – гига[нцcк’]ий>, голландский – гола[нс]кий, сердце – се[рц]е. Ср.: бездна – бе[здн]а, аспирантка – аспира[нтк]а и др.

25. В сочетаниях вств и лнц не произносится первый звук. (здравствуй – здра[ств]уй, солнце – со[нц]е.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55010. Як здійснити подвиг. Астрід Ліндгрен «Пеппі Довгапанчоха» (розділ «Пеппі стає рятівницею») 62.5 KB
  Мета: вчити учнів розуміти зміст понять героїчний учинок подвиг; розвивати критичне мислення учнів їхню емоційну сферу уміння аналізувати твір оцінювати вчинки робити висновки; виховувати почуття небайдужості активну життєву позицію готовність до героїчних учинків.
55011. Сохраним память про подвиг 5.26 MB
  ЦЕЛЬ: рассмотреть основной ход событий Великой отечественной войны; охарактеризовать роль и вклад украинского народа в борьбе с фашистскими захватчиками, определить основные последствия Великой отечественной войны для нашего государства...
55012. Влияние инвестиций на национальный объем производства. Мультипликатор инвестиций 43.97 KB
  Инвестиции – важный фактор экономического развития. При этом они подвержены действию особого мультипликационного механизма, умножающего их воздействие на рост валового национального продукта (ВНП).
55013. Похідна та її застосування 844 KB
  Мета уроку: навчальна мета: перевірити узагальнити систематизувати поглибити знання вміння навички учнів з теми; повторити та удосконалити знання правил і формул диференціювання елементарних функцій...
55014. Похідна як швидкість. Розв’язання задач прикладного характеру з застосуванням похідної. Похідна в математиці та фізиці 126.5 KB
  Мета уроку: Розкрити технологію розв’язання текстових фізичних задач із застосуванням похідної, дати уявлення про похідну як швидкість; систематизувати та поглибити теоретичні знання учнів; орієнтувати учнів на виявлення та вивчення багатогранності зв’язків між фізичними та математичними поняттями...
55015. Доба героїчних походів козаків. Петро Конашевич-Сагайдачний 102.5 KB
  Мета: розглянути напрями морських походів козаків; охарактеризувати діяльність гетьмана П.Актуалізація опорних знань учнів: фронтальна бесіда: Про кого ми вивчаємо у 8класіпро козаків; Хто такі козаки Які причини виникнення козацтва...
55016. Морські походи козаків. Гетьман П.Сагайдачний. Участь українського козацтва у Хотинській війні 74 KB
  Мета уроку: розкрити характерні особливості історії України першої половини ХVІІст. – «доби героїчних походів»; поглибити знання учнів про військове мистецтво українського козацтва; ознайомити учнів з військовою, суспільно-політичною та дипломатичною діяльністю видатного гетьмана Петра Конашевича-Сагайдачного...
55017. Використання надбудови. Пошук розв’язку електронних таблиць Microsoft Excel 466.5 KB
  В теоретичної частині роботи розглядається питання: Засіб Пошук розвязку. Розвязання задач з використанням функціональних можливостей електронних таблиць Microsoft Excel.
55018. Розв'язування показникових рівнянь 428 KB
  Мета: Систематизувати компетентність по розвязуванню показникових рівнянь. Виховувати наполегливість, вміння аналізувати, розвивати кмітливість. Обладнання: дошка, крейда, роздатковий матеріал.