68727

Эпоха Возрождения как канун становления классической науки

Доклад

Культурология и искусствоведение

В городах стали возникать светские центры науки и искусства деятельность которых находилась вне контроля церкви. В формировании мышления этой эпохи огромное влияние сыграло наследие античной науки. Особенности науки эпохи Возрождения: 1 антисхоластическая направленность взглядов и сочинений...

Русский

2014-09-25

40 KB

6 чел.

  1.  Эпоха Возрождения как канун становления классической науки.

 Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Периоды: Раннее Возрождение охватывает собой время в Италии с 1420 по 1500 года;  Высокое Возрождение, оно простирается в Италии, Риме приблизительно от 1500 по 1580 год; Северное Возрождение период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции.

 Эпоха Возрождения, охватывающая период с 14 по нач.16 в. приходится на последнее столетие средневекового феодализма. Эпоха Возрождения – это переворот в системе ценностей. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность, что обусловило важнейшую чету Возрождения – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения. Характерно оживление светских настроений, появление такого явления культуры как гуманизм.

 В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. В формировании мышления этой эпохи огромное влияние сыграло наследие античной науки. Возрождение античности и дало название всей эпохе.

 Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира (представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты) Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

 Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

 В целом, преобладающая в данную эпоху Возрождения пантеинцизм (учение о том, что всё есть Бог) создавал неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны движением Реформации (массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе в XVI веке, направленное на реформирование церкви, а также включала в себя политические, экономические и культурные аспекты).

 Особенности науки эпохи Возрождения: 1) антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени; 2) создание новой пантеистичекой картины мира, отождествляющей Бога и природу; 3) антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности) философии.

Начиная с XVI века, взаимосвязь между обществом, наукой и техникой становилась все более тесной, поскольку прогресс в одной из областей знания подталкивал к развитию других. Научная революция стала возможной благодаря динамичному развитию общества, уже достигшего значительного технологического прогресса. Огнестрельное оружие, порох и корабли, способные пересекать океаны, позволили европейцам открыть, исследовать и нанести на карту значительную часть мира, а изобретение книгопечатания означало, что любая задокументированная информация быстро становилась доступной ученым всего континента. В XVI-XVII ее. европейская наука вышла на новые рубежи. Передовые мыслители, исследовав Вселенную с помощью научных приборов, нарисовали совершенно новую картину мироздания и места человечества в нем.

Новое время, охватывает период с 17 до к. 19 века. В к. 16 – нач. 17 века происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии новых, капиталистических отношений, которые пришли на смену феодальным для ряда стран Европы. Развитие буржуазного общества породило большие изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, но и сильно изменило сознание людей. Важным фактором всех этих изменений оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое в 17 в. переживает период своего становления. Но для возникновения науки в 16-17 вв. кроме общественно-исторических, социальных условий, необходим был определенный уровень развития самого знания, «запас» необходимого и достаточного количества фактов, которые бы подлежали описанию, систематизации и теоретическому обобщению. Поэтому первыми возникли механика, астрономия, математика, где таких фактов было накоплено больше.

Наука играет всё более значимую роль в жизни общества. При этом главенствующее место в науке занимает механика. Применение механистического метода привело к поразительному прогрессу в познании физического мира. Представления о механической обусловленности явлений особенно упрочнилось под мощным влиянием открытий Ньютона. В Новое время, т.о, происходит расширение понятия научной рациональности за счет введения стандартов опытно - экспериментальной апробации знания. Соединение математических методов с опытным исследованием привело к появлению экспериментально-теоретического естествознания. Учёные Нового времени установили «ясные» и «очевидные» сейчас законы, создали сами рамки мышления, которые сделали возможными последующие открытия, реформировали интеллект, снабдили его серией новых понятий, выработали специфическую концепцию природы - явились основой рождения подлинно научного знания.

Наука Нового времени по-новому поставила вопросы о специфике научного знания и своеобразии его формирования, о задачах познавательной деятельности и ее методах, о месте и роли науки в жизни общества, о необходимости господства человека над природой. В это время резко возрастает интерес к как к частнонаучному знанию, так и к общетеоретическим, методологическим, философским проблемам. В Новое время ускоренно развивается процесс размежевания между философией и частными науками. Процесс дифференциации знания идет по 3 направлениям: 1) отделение науки от философии; 2) выделение в рамках науки как целого отдельны частных наук; 3) вычленении в целостном философском знании таких философских дисциплин как онтология, философия природы, философия истории, гносеология, логика и др.

Т.о. характерное для нового времени интенсивное развитие производственных сил в условиях нарождающейся капиталистической формации, вызвавшее бурный расцвет науки, потребовало коренных изменений в методологии, создания принципиально новых методов научного исследования, как философских, так и частнонаучных. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики.

Наиболее крупными представителями науки 16-17 вв. были: Дж.Бруно, Коперник, Г.Галилей, И.Ньютон, Ф.Бэкон, Р.Декарт, Д.Локк, Лейбниц. Основные результаты утверждения новоевропейского мышления следующие: 1) происходит освобождение науки от влияния святого писания. 2) демократизация и эффективация научного поиска. 3) натурализация мышления, которое опирается теперь на основу законосообразности, объектно-сущей природы с естественной причинностью, едиными законами. Обусловленность процессов возникновения и развития потребностям общественно-исторической практики – основанная движущая сила этих процессов.

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42708. Розпорядження майновими правами інтелектуальної власності, курс лекцій 1.35 MB
  Придбання прав інтелектуальної власності є засобом стратегії розвитку субєкта господарювання, спрямованої на оптимальне економічне використання такого обєкту не тільки в інтересах сторін договору, але й в інтересах широкої громадськості.
42709. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИОДНЫХ ОГРАНИЧИТЕЛЕЙ И ДИОДНЫХ ФОРМИРОВАТЕЛЕЙ 155.5 KB
  Краткие теоретические сведения Основная функция положительных диодных ограничителей заключается в том чтобы повторять амплитуду входного напряжения если она не превышает заданный порог а при превышении – поддерживать амплитуду выходного напряжения на пороговом уровне. Отрицательные диодные ограничители работают аналогично: амплитуда напряжения на выходе повторяет входную если она выше порогового уровня. В схемах диодных формирователей амплитуда выходного напряжения равна сумме амплитуды входного напряжения и некоторой постоянной...
42710. ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ. ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ 145.5 KB
  функция печати массива чисел диапазона от n до 2n не возвращает значения принимает указатель на массив чисел и размер массива void ProstNumunsigned long int; функция инициализации массива простыми числами не возвращает значения принимает указатель на массив чисел и размер массива unsigned EnterNumvoid; функция ввода натурального числа возвращает натуральное число значений не принимает void Find_Twinsunsigned long...
42711. АЛГОРИТМИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ОБРАБОТКИ ДИНАМИЧЕСКИХ МАССИВОВ 92.5 KB
  Введите натуральное целое число: ; cin n; cout n ; генерация случайных чисел flot p = new flot [n21]; создание динамического массива вещественных чисел на i элементов srnd timeNULL ; forint k=0; k n21; k { p[k] = flotrnd RND_MXrnd100 rnd50; заполнение массива случайными числами printf = 3. Начало cout введите натурасльное целое число: ; cin n; нет да forint k=0; k n21;...
42712. Электронные таблицы MS Excel. Основные понятия. Элементы форматирования. Вычисления по формулам 155 KB
  Пересечение строки и столбца образует Ячейку. Ссылка на ячейку адрес ячейки состоит из номера столбца обычно латинские буквы и номера строки. При этом произойдет заполнение диапазона ячеек: Если в активной ячейке было значение входящее в пользовательский список то при копировании будет выведено следующее значение из списка; Если в ячейку была введена формула то произойдет пересчет значений. В ячейку D3 введем формулу.
42713. Электронные таблицы. Вычисления по формулам с использованием абсолютных ссылок 57.5 KB
  В некоторых ситуациях в формулах требуется использовать содержимое конкретной ячейки и не изменять ее адрес при копировании формул. Чтобы отменить автоматическое изменение адреса ячейки, ей следует назначить «абсолютный адрес». Для этого перед номером столбца и номером строки в адресе ставят знаки доллара $ (или нажать клавишу F4). В Excel предусмотрен и другой, очень удобный способ ссылки на ячейку с помощью присвоения ей имени. Чтобы присвоить имя ячейке, выделите её и выберите команду Вставка – Имя – Присвоить. В появившемся диалоговом окне введите имя ячейки. В дальнейшем это имя можно использовать вместо адреса.
42714. Электронные таблицы. Анализ и управление данными 119 KB
  Выделите весь диапазон ячеек с данными и объявите его списком Данные – Список – Создать список. Отметьте пункт Список с заголовками; 3. Отсортируем список сразу по трем ключам: по отделам внутри отдела по должностям для одинаковых должностей сортировка продолжится по фамилиям. Самостоятельно отсортируйте список по отделам по возрастанию далее по величине зарплат по убыванию.
42715. Электронные таблицы. Использование функций 140.5 KB
  Для облегчения поиска нужной функции все функции разделены на категории: математические статистические и т. После выбора функции в окне мастера имеется ссылка на справку по применению конкретной функции с примерами. При выполнении лабораторной работы читайте справочные сведения по каждой применяемой функции.
42716. Электронные таблицы. Использование функции Если 101.5 KB
  Использование функции ЕСЛИ И В приведенном ниже списке задана информация о сдаче сессии студентами. Учтите что в этом случае условие будет сложным с использованием функции И.