68727

Эпоха Возрождения как канун становления классической науки

Доклад

Культурология и искусствоведение

В городах стали возникать светские центры науки и искусства деятельность которых находилась вне контроля церкви. В формировании мышления этой эпохи огромное влияние сыграло наследие античной науки. Особенности науки эпохи Возрождения: 1 антисхоластическая направленность взглядов и сочинений...

Русский

2014-09-25

40 KB

6 чел.

  1.  Эпоха Возрождения как канун становления классической науки.

 Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Периоды: Раннее Возрождение охватывает собой время в Италии с 1420 по 1500 года;  Высокое Возрождение, оно простирается в Италии, Риме приблизительно от 1500 по 1580 год; Северное Возрождение период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции.

 Эпоха Возрождения, охватывающая период с 14 по нач.16 в. приходится на последнее столетие средневекового феодализма. Эпоха Возрождения – это переворот в системе ценностей. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность, что обусловило важнейшую чету Возрождения – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения. Характерно оживление светских настроений, появление такого явления культуры как гуманизм.

 В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. В формировании мышления этой эпохи огромное влияние сыграло наследие античной науки. Возрождение античности и дало название всей эпохе.

 Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира (представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты) Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

 Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

 В целом, преобладающая в данную эпоху Возрождения пантеинцизм (учение о том, что всё есть Бог) создавал неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны движением Реформации (массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе в XVI веке, направленное на реформирование церкви, а также включала в себя политические, экономические и культурные аспекты).

 Особенности науки эпохи Возрождения: 1) антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени; 2) создание новой пантеистичекой картины мира, отождествляющей Бога и природу; 3) антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности) философии.

Начиная с XVI века, взаимосвязь между обществом, наукой и техникой становилась все более тесной, поскольку прогресс в одной из областей знания подталкивал к развитию других. Научная революция стала возможной благодаря динамичному развитию общества, уже достигшего значительного технологического прогресса. Огнестрельное оружие, порох и корабли, способные пересекать океаны, позволили европейцам открыть, исследовать и нанести на карту значительную часть мира, а изобретение книгопечатания означало, что любая задокументированная информация быстро становилась доступной ученым всего континента. В XVI-XVII ее. европейская наука вышла на новые рубежи. Передовые мыслители, исследовав Вселенную с помощью научных приборов, нарисовали совершенно новую картину мироздания и места человечества в нем.

Новое время, охватывает период с 17 до к. 19 века. В к. 16 – нач. 17 века происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии новых, капиталистических отношений, которые пришли на смену феодальным для ряда стран Европы. Развитие буржуазного общества породило большие изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, но и сильно изменило сознание людей. Важным фактором всех этих изменений оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое в 17 в. переживает период своего становления. Но для возникновения науки в 16-17 вв. кроме общественно-исторических, социальных условий, необходим был определенный уровень развития самого знания, «запас» необходимого и достаточного количества фактов, которые бы подлежали описанию, систематизации и теоретическому обобщению. Поэтому первыми возникли механика, астрономия, математика, где таких фактов было накоплено больше.

Наука играет всё более значимую роль в жизни общества. При этом главенствующее место в науке занимает механика. Применение механистического метода привело к поразительному прогрессу в познании физического мира. Представления о механической обусловленности явлений особенно упрочнилось под мощным влиянием открытий Ньютона. В Новое время, т.о, происходит расширение понятия научной рациональности за счет введения стандартов опытно - экспериментальной апробации знания. Соединение математических методов с опытным исследованием привело к появлению экспериментально-теоретического естествознания. Учёные Нового времени установили «ясные» и «очевидные» сейчас законы, создали сами рамки мышления, которые сделали возможными последующие открытия, реформировали интеллект, снабдили его серией новых понятий, выработали специфическую концепцию природы - явились основой рождения подлинно научного знания.

Наука Нового времени по-новому поставила вопросы о специфике научного знания и своеобразии его формирования, о задачах познавательной деятельности и ее методах, о месте и роли науки в жизни общества, о необходимости господства человека над природой. В это время резко возрастает интерес к как к частнонаучному знанию, так и к общетеоретическим, методологическим, философским проблемам. В Новое время ускоренно развивается процесс размежевания между философией и частными науками. Процесс дифференциации знания идет по 3 направлениям: 1) отделение науки от философии; 2) выделение в рамках науки как целого отдельны частных наук; 3) вычленении в целостном философском знании таких философских дисциплин как онтология, философия природы, философия истории, гносеология, логика и др.

Т.о. характерное для нового времени интенсивное развитие производственных сил в условиях нарождающейся капиталистической формации, вызвавшее бурный расцвет науки, потребовало коренных изменений в методологии, создания принципиально новых методов научного исследования, как философских, так и частнонаучных. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики.

Наиболее крупными представителями науки 16-17 вв. были: Дж.Бруно, Коперник, Г.Галилей, И.Ньютон, Ф.Бэкон, Р.Декарт, Д.Локк, Лейбниц. Основные результаты утверждения новоевропейского мышления следующие: 1) происходит освобождение науки от влияния святого писания. 2) демократизация и эффективация научного поиска. 3) натурализация мышления, которое опирается теперь на основу законосообразности, объектно-сущей природы с естественной причинностью, едиными законами. Обусловленность процессов возникновения и развития потребностям общественно-исторической практики – основанная движущая сила этих процессов.

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50017. Анализ пропускной способности каналов систем электрической связи 61.5 KB
  Анализ пропускной способности дискретного канала. На основе изученных на предыдущих занятиях и самостоятельной работе пропускной способности дискретного канала и инженерных методов расчета ее в среде MthCD произвести расчет и анализ пропускной способности дискретного канала. Пропускная способность дискретного mичного канала определяется выражением: где: V скорость модуляции [Бод] p вероятность ошибки сигналов в канале m число вариантов кодовых символов основание кода например m=2 4 8 16 . Пропускная способность двоичного...
50018. Кодирование сообщений 217.5 KB
  Анализ пропускной способности дискретного канала. Анализ пропускной способности непрерывного канала. Задание и указания обучающимся по подготовке к выполнению практического занятия На самостоятельной работе повторить: количество информации переданной по дискретному и непрерывному каналам...
50019. Теория передачи информации 62 KB
  Расчет пропускной способности дискретного канала. На основе изученных на предыдущих занятиях и самостоятельной работе пропускной способности дискретного канала и инженерных методов расчета ее в среде MthCD произвести расчет и анализ пропускной способности дискретного канала. Пропускная способность дискретного mичного канала определяется выражением: где: V скорость модуляции [Бод] p вероятность ошибки сигналов в канале m число вариантов кодовых символов основание кода например m=2 4 8 16 . Пропускная способность двоичного...
50021. Становление личности. Проблемы самоидентификации и самоактуализации 16.08 KB
  Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей
50022. Нечеткая логика 67 KB
  Согласно заданным вариантам разработать программу на любом алгоритмическом языке, способную: А. Различать степени изменения лингвистической переменной в трех степенях – «Очень – Нормально – Слабо» Б. Изменять порог чувствительности
50023. Определение отношения теплоёмкости газа 91 KB
  Цель работы Измерение отношения теплоемкости воздуха при постоянном давлении и при постоянном объеме. Расчетная формула Отношение определяется по расчетной формуле: где h1 разность уровней в коленах манометра после первой установки давления h2 разность уровней в коленах манометра после второй установки давления Среднее значение для искомого отношения находится по формуле: Выполнение работы № опыта h1 см h2 см 16 10 106 122 08 107 104 07 107 13 14...
50024. Изучение работы источника напряжения 88 KB
  Изучение работы источника напряжения Цель: Изучение работы источника напряжения. Краткие теоретические сведения Принципиальная схема работы любого источника напряжения приведена на рис. 1 где e ЭДС источника r его внутреннее сопротивление R сопротивление внешней цепи нагрузка. 2 Выражая из 1 сопротивление R и подставляя в 2 получим зависимость напряжения на нагрузке от силы тока в цепи...
50025. Измерение сопротивления мостом постоянного тока 39 KB
  Измерение сопротивления мостом постоянного тока Цель работы: ознакомиться с методом измерения сопротивления с помощью моста постоянного тока. Краткие теоретические сведения Одним из распространенных методов определения сопротивления является метод моста постоянного тока. В другие плечи включаются два резистора с известными сопротивлениями R1 и R2 и магазин сопротивлений RМ. Подключить последовательно сопротивления Rx1 и Rx2.