68740

Основные методологические принципы гуманитарной науки

Доклад

Логика и философия

В гуманитарных науках: из нескольких интерпретациях текста предпочтительнее та которая единообразно объясняет больше элементов текста. Независимая проверяемость в гуманитарных науках Перенос интерпретации на другие тексты не рассматриваемые ранее при создании интерпретации.

Русский

2014-09-25

14.91 KB

4 чел.

6. Основные методологические принципы гуманитарной науки.

Принцип простоты

Из нескольких теорий, обладающих примерно равной объяснительной силой, предпочтительнее та, которая проще.

В гуманитарных науках: из нескольких интерпретациях текста предпочтительнее та, которая единообразно объясняет больше элементов текста.

Г.Гадамер (1900-2002). Принцип смыслового совершенства текста: исследователь исходит из предположения, что в тексте нет случайных элементов, что в нём всё подлежит объяснению. И лишь если предпосылка не подтверждается, т.е. текст не становится понятным, мы ставим её под вопрос.

Но все гуманитарии знают, что текст далеко не всегда настолько хорош, как подразумевается этим принципом. И все же в анализе ученый должен исходить из того, что текст таки действительно совершенен и что все мелочи в нем на самом деле несут смысловую нагрузку.

Независимая проверяемость в гуманитарных науках

  1. Перенос интерпретации на другие тексты, не рассматриваемые ранее при создании интерпретации.
  2. Обнаружение новых текстов, предсказанных на основе данной интерпретации. Делаем интерпретацию об исторических событиях, а потом находим летопись, про которую никто не знал.

Многие методологи отмечают: требование воспроизводимости (частный случай принципа независимой проверяемости) не всегда реализуемо в гуманитарных науках, изучающих уникальные явления. Однако это требование осмысленно, только если факт поставлен под сомнение.

Принцип идеализации

Идеализированные теоретические объекты в гуманитарных науках обычно являются результатом качественной идеализации и не отличаются высоким уровнем строгости.

Социолог М. Вебер (1964-1920): чем отчетливее и однозначнее сконструированы идеальные типы, чем дальше они от реальности, тем плодотворнее их роль.

Из нескольких интерпретаций текста предпочтительнее та, которая  больше соответствует принятому идеалу. Идеал задаёт картину мира не таким, каков он есть, а таким, каким он должен быть согласно нашему желанию.  

 Профессор В.И. Слободчиков: Психология человека должна быть не о том, что есть – как любая наука о природе, а о том, как должно быть. … Гуманитарные науки должны строиться в первую очередь на аксиологических (ценностных) основаниях. 

Принцип преемственности

Поскольку по сравнению с обычными эмпирическими науками в гуманитарных науках свобода исследователя в выборе интерпретаций больше, там накладываются более жесткие требования к изложению собственных взглядов: новую интерпретацию текста имеет право предложить только тот ученый, который хорошо знает предшествующие интерпретации этого текста. Или: новую интерпретацию текста можно предлагать только на основе анализа и учета предшествующих его интерпретаций.

Этим требованием гуманитарное научное сообщество защищается от дилетантов.

(Ср. с позицией физика А. Эйнштейна: «Все знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие»).

Рассмотрим теперь принципы, аналогичные конвенциональным нормам в эмпирических науках, однако играющие особую роль именно в гуманитарных науках. Смысл настолько субъективен, что по-настоящему объективизировать его можно только в диалоге, ибо только другой человек способен критически оценить, насколько осмысленной выглядит предложенная интерпретация, и усовершенствовать ее.

Соответствие идеалам.
Соответствие традициям.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81988. Сценарій конкурсу «Поетична весна» 311 KB
  Голос за кулісами - Багатий на дива та містерії наш Всесвіт, прекрасний і величний у своїй таїні, щедрий легендами та зоряницями, що ніби разочки намист оповили неймовірним сяйвом його безмежність.
81989. А вже весна, а вже красна… 80 KB
  Показати, як поети і письменники засобами художнього слова розкривають багатство і красу навколишнього світу; розвивати навички виразного читання, формувати уміння робити посильні висновки з прочитаного, побаченого, почутого; збагачувати лексичний словник учнів...
81990. Бринить струною гілочка весни. (Весна у природі) 61.5 KB
  Закріплення елементарних уявлень про найхарактерніші ознаки весни в живій і неживій природі, які можна виявити в процесі спостережень, а саме: з пробудженням рослин, з поведінкою перелітних птахів; показати, як зміни в неживій природі впливають на живу природу; поповнювати знання учнів...
81991. Зігріємо землю своєю любов’ю, для наших нащадків її збережемо 231 KB
  Мета. Поглиблювати знання учнів про природу, її красу та багатства, сприяти розумінню необхідності захищати і берегти навколишнє середовище, виховувати любов і повагу до рідної землі, трепетне ставлення до всього живого на ній.
81992. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА БАЗЕ 1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8.0: ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ С БУХГАЛТЕРСКОЙ КОНФИГУРАЦИЕЙ, РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 888 KB
  Созданы обработки для обмена данными между разрабатываемой конфигураций и стандартной конфигурацией 1С:Бухгалтерия, разработаны бизнес-процессы, необходимые для формирования бюджета.
81993. Стежинами рідного міста 155 KB
  Познайомити учнів з головними історичними подіями в процесі розвитку рідного міста. Розвивати зв’язне мовлення, пізнавальний інтерес, уміння робити висновки. Виховувати патріотичні почуття, бажання набувати нові знання.
81994. Дзеркало людської душі 46.51 KB
  На початку виховної години для розвитку креативного мислення проводиться мозковий штурм Вихователь пропонує дітям відгадати що в неї в подарунковому пакеті пропонуючи підказки з історії виникнення дзеркала його форми і де воно зустрічається в літературі.
81995. ЛЮБОВ – ЦЕ ДАР. І БОГ САМ ВИБИРА, ХТО ЗАСЛУЖИВ ОЦЕ ПІЗНАТИ ДИВО 42.5 KB
  Мета: поспілкуватися з учнями про кохання, про те, що вважається природним і що є небажаним у взаєминах молоді; зорієнтувати учнів на толерантне ставлення до вираження почуттів протилежними статями; допомогти учням розібратися у собі, підготувати до майбутнього сімейного життя.
81996. Виховна година «Злочин і покарання» 35.5 KB
  Мета: запобігати шкідливим звичкам, які негативно впливають на здоров’я підлітків; формувати вміння і навички учнів щодо власної безпеки, розуміння відповідальності за власні вчинки та їх наслідки; виховувати в учнів бажання зберегти власне здоров’я.