68772

Статистика туризма: Краткий курс лекций

Конспект

Социология, социальная работа и статистика

Статистика изучает: массовые общественные явлений при помощи статистических показателей (количество произведенной продукции разнообразных видов за определенный период времени, численность населения и т.д.) количественную сторону общественных явлений в неразрывной связи с их качественным...

Русский

2014-09-25

296.5 KB

22 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ПО  ОБРАЗОВАНИЮ

Ростовская академия сервиса (филиал)

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»

(РАС ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»)



 

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий  кафедрой  «Бухга
лтерский учёт, анализ и аудит»
_________________Т.В.Кушнаренко
«  »  __________________   2012г.

КУРС ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Статистика туризма»

для студентов ДФО и ЗФО обучающихся по специальности

100103 «Социально-культурный сервис и туризм»

Семестр 9

Составил: ст.преподаватель, к.э.н.

                   Буряк М. С.                                              _______________                   

                                                                                                          (подпись)

Статистика туризма

Краткий курс лекций.

Список лекций:

Лекция № 1. Тема:   «Предмет и метод статистической науки. Статистическое наблюдение в туризме»

Лекция № 2. Тема: «Сводка и группировка статистических данных в туризме»

Лекция № 3. Тема:   «Статистические показатели в экономическом анализе»

Лекция № 4. Тема: «Статистика международного туризма»

Лекция № 5.  Тема:  «Трудовые ресурсы туристского предприятия»

Лекция № 6.  Тема:  «Экономическая эффективность в туризме»

Лекция №1

Тема: «Предмет и метод статистической науки. Статистическое наблюдение».

  1.  Предмет статистики
  2.  Место статистики в системе наук и управлении
  3.  Основные понятия статистики
  4.  Статистическая методология
  5.  Статистическое наблюдение
  6.  Формы, виды и способы статистического наблюдения
  7.  Контроль материалов наблюдения

1 вопрос

Статистика - от латинского "статус" (status) - "определенное положение вещей". Понятие об исследовании количественных сторон объектов и явлений сформировалось достаточно давно, с момента развития у человека элементарных навыков работы с информацией.

Статистика - общественная наука, изучающая количественную сторону качественно  определенных  массовых  социально-экономических  явлений  и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.

Статистика изучает:

  •  массовые общественные явлений при помощи статистических показателей (количество произведенной продукции разнообразных видов за определенный период времени, численность населения и т.д.)
  •  количественную сторону общественных явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени.
  •  количественные связи между общественными явлениями с помощью специальной методологии.

Термин "статистика" употребляется в трех значениях:

  •  отрасль практической деятельности людей,  направленная на сбор,  обработку и анализ данных, характеризующих социально-экономическое развитие страны, ее регионов, отраслей экономики, отдельных предприятий;
  •  отрасль общественных   наук,   занимающаяся разработкой  теоретических

положений и методов, используемых статистической практикой;

  •  совокупность статистических данных, представленных в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономик, а также публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые представляют собой результат статистической работы.

2 вопрос

Если классифицировать существующие научные направления по предметам, которые они исследуют, то статистика находится на стыке естественных и гуманитарных наук. Количественные методы статистического анализа базируются на методах математической статистики, теории вероятностей, теории размытых множеств и других математических методах. Тогда как, основанием для качественного анализа служат методы, разработанные социологией, экономическими науками, биологией, географией и др.

Таким образом, статистика находится на «перекрестке» наук, или, другими словами,   является  связующим  звеном  и  базой  для  различных отраслей знаний.

Взаимосвязь статистики с другими отраслями науки нагляднее всего отражает ее методология. Система статистических методов и способов,  изучающих количественные закономерности, применяется в таких отраслях науки как социометрия, биометрия, эконометрика, метеорология, история и др., то есть, практически в каждой научной ветви знаний, изучающих общество или результаты человеческой деятельности.

3 вопрос

  1.  Статистическая совокупность - совокупность        социально экономических объектов или явлений общественной жизни, общей связью, объединенных качественной основой, но отличающихся друг от друга  отдельными  признаками. Совокупности  могут  быть однородными  и разнородными.

Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных признаков ее объектов являются общими для всех единиц.  

Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной.

  1.  Единица совокупности - первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации.
  2.  Признак - качественная особенность единицы совокупности. По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности признаки можно разделить на две группы:
  •  признаки, имеющие непосредственное количественное выражение (возраст, стаж работы, количество детей и т.д.);
  •  признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения. В этом случае отдельные единицы совокупности различаются свои содержанием.
  1.  Статистический показатель - это количественная оценка свойств изучаемого явления. Статистические показатели подразделяются на:
  •  учетно-оценочные показатели отражают объем или уровень изучаемого явления.
  •  аналитические показатели используются для характеристики особенностей развития явления, распространенности в пространстве, соотношения его частей, взаимосвязи с другими явлениями.
  1.  Система статистических показателей - это совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями.

4 вопрос

Статистическая методология представляет собой совокупность общих правил (принципов) и специальных приемов и методов статистического исследования.

Общие правила статистического исследования исходят из положений социально-экономической теории и принципа диалектического метода познания. Они составляют теоретическую базу статистики.

Теоретический (качественный) анализ явления, основанный на социально-экономических науках, всегда предшествует его статистическому изучению. Он является необходимым условием правильной организации статистического исследования и безошибочного толкования его результатов. Необходимым условием статистического изучения является:

  •  понимание сущности изучаемого объекта или процесса;
  •  знание законов развития;
  •  знание особенностей конкретной обстановки.

Так, прежде чем провести статистическое исследование влияния отдельных факторов на изменение производительности труда работников необходимо предварительно уяснить понятие производительности труда, обосновать метод расчета показателя для той отрасли экономики, к которой относится предприятие, определить состав факторов и характер их воздействия. Решение этих вопросов требует соответствующих знаний экономики отрасли.

Руководствуясь положениями социально-экономической теории, статистика занимается следующим:

  •  обогащает социально-экономические науки фактическими данными, полученными в статистическом исследовании;
  •  дает статистическую информацию для проверки, обоснования или иллюстрации их теоретических положений.

 В процессе исследования своего предмета, статистика может использовать и другие общенаучные методы:

  •  аналогию (перенесение свойств одного предмета на другой);
  •  гипотезу (научно-обоснованное предположение о возможных причинных связях между явлениями).

Опираясь на теоретическую базу, статистика применяет специфические методы цифрового освещения явления, которые находят свое выражение в трех этапах (стадиях) статистического исследования:

  1.  Массовое научно организованное наблюдение, с помощью которого получают первичную информацию об отдельных единицах (фактах) изучаемого явления. Например, при переписи населения регистрируются заранее обусловленные признаки всех жителей страны по тщательно разработанному плану. Массовое статистическое наблюдение (учет большого числа или всех входящих в состав изучаемого явления единиц) представляет исходный материал для статистических обобщений, для получения объективных выводов об изучаемом явлении. Получение сведений о достаточно большом числе единиц дает возможность освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта.
  2.  Группировка и сводка материала, представляющие собой расчленение всей массы случаев (единиц) на однородные группы и подгруппы, подсчет итогов по каждой группе или подгруппе и оформление полученных результатов в виде статистической таблицы. Группировки дают возможность выделить из состава всех случаев единицы разного качества, показать особенности явлений, развивающихся в разных условиях. После проведения группировки приступают к обобщению данных наблюдения по выделенным частям и целому, т.е. к получению статистических показателей в форме абсолютных величин (учетно-оценочные показатели), при помощи которых измеряют объемы (размеры) явлений. Эта ступень работы носит название сводки. Например, первичная информация, полученная при переписи населения, подразделяется на социальные группы, группы по полу,  возрасту и т.д.;  по каждой выделенной группе подсчитывается численность.
  3.  Обработка статистических показателей, полученных при сводке, анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучаемого явления и закономерностях его развития. Выводы, как правило, излагаются в текстовой форме и сопровождаются графиками и таблицами. При обработке данных исчисляют аналитические показатели, отражающим особенности отдельных однородных групп (подгрупп), соотношения и взаимосвязи между ними. Они определяются в форме средних, относительных величин, показателей вариации, индексных показателей. Для этого этапа исследования характерно применение всего арсенала статистических методов; применение специальных методов предопределяется поставленными задачами и особенностями первичной информации.

Таким образом, специфический метод статистики основан на соединении анализа и синтеза. Сначала выделяются в составе изучаемого явления и раздельно изучаются части (группы и подгруппы), оценивается существенность или не существенность наблюдаемых различий в величине признака, выявляются причины различий, а затем дается характеристика явления в целом, во всей совокупности его сторон, тенденций и форм развития. Все стадии статистической работы тесно связаны друг с другом; недостатки, возникающие на одной из них, сказываются на всем исследовании в целом. Поэтому строгое соблюдение правил статистической науки обязательно на всех стадиях статистического исследования.

5 вопрос

Статистическое наблюдение - первая стадия статистического исследования, представляющего собой научно-организованный по единой программе учет фактов, характеризующих явления и процессы общественной жизни.

Наблюдение является фундаментом статистического исследования. В процессе наблюдения формируются данные,  которые на последующих этапах  исследования подвергаются обработке и анализу. Организация статистического наблюдения предполагает определение объекта и единицы наблюдения, разработки программы и организационного плана проведения наблюдения.

Статистическое наблюдение в туризме - важнейший раздел статистики туризма. Знание существующих форм федерального наблюдения в области туризма, статистических стандартов

Объект статистического наблюдения - это совокупность общественных явлений и процессов, которые полежат данному статистическому наблюдению. 

Единицей статистического наблюдения является составной элемент объекта наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации в процессе данного наблюдения.

От единицы наблюдения следует отличать отчетную единицу.

Отчетная единица - это источник сведений о единицах наблюдения.

Программа  статистического  наблюдения  представляет собой  перечень вопросов, по которым нужно получить сведения в отношении каждой исследуемой единицы в процессе наблюдения.

Организационный план статистического наблюдения представляет собой перечень мероприятий, необходимых для успешного выполнения работы по сбору и обработке материалов, с указанием сроков и исполнителей.

Специально организуемые наблюдения в туризме. Точность учета туристских потоков и расходов возрастает при сочетании главных методов статистики туризма - регистрации прибытий на границе и в средствах размещения, а также банковского метода - со специально организуемыми наблюдениями. Отчетность, предоставляемая иммиграционной службой, предприятиями по приему туристов, банками и пунктами обмена валюты, служит основным источником статистической информации, но она не в состоянии охватить все стороны туризма как сложного общественно-экономического явления. Поэтому часть данных о нем получают с помощью специальных статистических наблюдений. Они обычно организуются в виде обследований. Поступающая в ходе них информация, которая затем систематизируется и обрабатывается, дополняет отчетность и позволяет детально изучить отдельные аспекты туристской деятельности.

Проведение обследований - весьма сложное дело, требующее большой подготовительной работы. Она должна обеспечить полноту получаемых сведений, их достоверность, единообразие, своевременность и сравнимость. Сбор данных осуществляется по заранее разработанному плану, в котором находят отражение методологические, методические и организационные вопросы наблюдения. В нем ставится цель, выделяются объект и единицы наблюдения, содержится программа обследования.

При планировании любого статистического наблюдения прежде всего точно формулируется его цель. Именно она, конкретизируемая в перечне задач, определяет те сведения, которые должны быть получены в процессе статистического обследования. Наиболее распространенной целью туристских обследований является установление числа прибытий (выбытий для выездного потока) по отдельным странам, определение состава посетителей до полу, возрасту, семейному положению, гражданству, уровню образования и т.д. Особое внимание уделяется характеристикам самой поездки: месту назначения, покрытому расстоянию, виду транспорта, продолжительности пребывания, типу размещения и пр.

6 вопрос

  •  
  •  
  •  
  •  

  •  

  •  
  •  

  •  

7 вопрос

Материалы, собранные в результате статистического наблюдения, подвергаются всесторонней проверке и контролю. Как показывает практика, даже при четко организованном статистическом наблюдении встречаются погрешности, ошибки, требующие исправления. На современном этапе контроль данных в условиях сплошной информатизации приобретает особое значение. Предусматриваются различные методы проверки получаемых данных. Это, прежде всего, счетный (арифметический) и логический контроль.

Счетный (арифметический) контроль сводится к проверке общих и групповых цифровых итогов и их сопоставлению; задача его - обнаружить и исправить неверные итоги числовых показателей.

Логический контроль проводится путем сопоставления полученных данных с другими известными признаками, показателями. Возможно сопоставление за прошлый период по одной и той же единице, или за один и тот же период с данными по другой единице наблюдения. В результате контроля выявляются неправдоподобные случаи, т.е. логический контроль выявляет возможность ошибки.

Ошибки наблюдения по источнику происхождения можно подразделить на следующие:

  1.  преднамеренные (злостные) – эти ошибки завышают или занижают конкретные значения признака, показателя, они могут грубо искажать действительное положение. Поэтому преднамеренные ошибки требуют сплошного контроля,
  2.  непреднамеренные.
  •  случайные - чаще связаны с невнимательностью регистратора, небрежностью в заполнении документации, неточностью измерительных приборов и т.п. При достаточно большом числе зарегистрированных явлений они могут нейтрализовать друг друга. И все же подчеркнем, что одной из задач наблюдения является исключение таких ошибок. В целях контроля программа может предусматривать использование опознавательных признаков. Они образуют адресную часть и содержат, например, фамилию, имя и отчество, адрес и т.п. В случае обнаружения ошибки эти признаки позволяют обратиться к источнику информации и исправить ошибку. Возможно включение в программу контрольных вопросов. Они позволяют, например, уточнить возраст по году рождения или выполнить логический контроль данных.
  •  систематическиеэти ошибки возникают в самых различных ситуациях, например, при округлении признака в большую или меньшую сторону. Или при изучении бюджетов семей выясняется, что некоторые виды расходов забываются. Такие ошибки требуют корректировки и соответствии с особенностями явлений и процессов.,
  •  репрезентативности (представительности) – эти ошибки свойственны только выборочному наблюдению. Они показывают, в какой степени выборочная совокупность представляет (репрезентует) генеральную совокупность. Они возникают вследствие того, что наблюдению подвергается лишь часть единиц изучаемой совокупности, и сведения, полученные в результате этого, не могут абсолютно точно отобразить свойства всей массы явлений совокупности. Достоверность статистических данных обеспечивается различными способами. К ним относятся: рациональная разработка программы наблюдения и инструкций, разъясняющих содержание показателей: систематический контроль и проверка постановки учета и отчетности на всех предприятиях, в учреждениях и организациях; подбор и подготовка кадров и т.д.

Лекция №2

Тема: «Сводка и группировка статистических данных».

  1.  Сводка статистических данных.
  2.  Группировки и классификация статистик в туризме
  3.  Виды группировок

1 вопрос

В результате первой стадии статистического исследования (статистического наблюдения) получают статистическую информацию, представляющую собой большое количество первичных, разрозненных сведений об отдельных единицах объекта исследования (например, информация о каждом гражданине страны при переписи населения: возраст, пол, национальность, образование и др.)

Дальнейшая задача статистики заключается в систематизации этих материалов в определенном порядке и сводной характеристики всей совокупности фактов при помощи обобщающих показателей, отражающих сущность социально-экономических явлений и определенные статистические закономерности.

Сводка - особая стадия статистического исследования, в ходе  которой систематизируются первичные материалы статистического наблюдения.

Проведение сводки включает 3 этапа:

  •  предварительный контроль материалов (проверка исходных данных);
  •  группировка данных по заданным признакам, определение производных показателей;
  •  оформление результатов сводки в виде статистических таблиц.

Предварительный контроль включает логическую проверку данных, т.е. смысловую согласованность сведений, исключение "нелогичных" данных  арифметическую согласованность.

Группировка данных производится в соответствии с программой сводки для того, чтобы впоследствии представить полученную информацию в виде, доступном для восприятия.

Результаты группировки оформляются в виде группировочных таблиц, делающих информацию обозримой.

Таблица содержит сводную числовую характеристику исследуемой совокупности по одному или нескольким существенным признакам, взаимосвязанным логикой анализа.

Статистическая сводка - это научно организованная обработка материалов наблюдения, включающая в себя систематизацию, группировку данных, составление таблиц, подсчет групповых и общих итогов, расчет производных показателей (средних, относительных величин). Она позволяет перейти к обобщающим показателям совокупности в целом и отдельных ее частей, осуществлять анализ и прогнозирование изучаемых процессов.

Если производится только подсчет общих итогов по изучаемой совокупности единиц наблюдения, то сводка называется простой.

По технике или способу выполнения сводка может быть ручной либо механизированной. 

Статистическая  сводка  должна  проводится   по  определенной  программе  и плану.

Программа статистической сводки устанавливает следующие этапы:

  •  выбор   группировочных   признаков;   определение   порядка  формирования групп;
  •  разработка   системы   статистических    показателей   для   характеристики групп и объекта в целом;
  •  разработка макетов статистических таблиц для представления результатов сводки.

План статистической сводки содержит указания о последовательности и сроках выполнения отдельных частей сводки, ее исполнителях и порядке изложения и представления результатов.

В сводке статистического материала отдельные единицы совокупности статистической совокупности объединяются в группы при помощи метода группировок.

2 вопрос

Статистическая группировка - объединение единиц совокупности в некоторые группы, имеющие свои характерные особенности, общие черты и сходные размеры изучаемого признака.

Главная цель группировки - упорядочить первичный статистический материал и разделить его по варьирующим признакам для дальнейшего анализа.

Экономический туризм формирует различные информационные потребности органов управления и разных уровней научных работников и финансовые институты в области туризма.

Для измерения воздействия туризма на национальную экономику, экономический регион и для проведения статистических сопоставлений на международном и национальном уровнях Всемирная Туристская Организация (ВТО) и статистическая комиссия ООН разработали определенную классификацию и группировки в статистике туризма.

Для исследования взаимосвязи различных явлений статистики туризма ВТО предложила следующие классификации:

1. Возрастные

Группировка посетителей по возрасту является группировкой по количественному признаку. Ее задачей является отражение распределения единиц совокупности по группировочному признаку (возрасту).

2. По времени пребывания и продолжительности поездки

В основе группировки посетителей по времени пребывания лежит качественный признак. Эти группировки помогают рассчитать среднюю продолжительность поездки и среднее время пребывания туристов в одном пункте, а также оценить влияние на продолжительность пребывания таких факторов, как наличие экскурсий, доступность транспорта и скорость размещения туристов.

3. Образовательные

В данных классификациях, в основном, используется группировка по уровню образования:

1) незаконченное начальное

2) законченное начальное

3) законченное среднее

4) законченное профессионально-техническое

5) законченное высшее

4. Профессиональные

Группировка по профессии осуществляется только в отношении экономически активных посетителей, к которым относятся:

1) специалисты

2) служащие

3) законодательные и управленческие работники

4) работники торговли и сферы обслуживания

5) технические специалисты среднего звена

6) работники сельского и рыбного хозяйства

7) производственные работники

8) неквалифицированные работники

9) военнослужащие

5. Зависящие от статуса экономической деятельности

Группировка посетителей по статусу экономической деятельности определяется различиями в поведении людей в зависимости от уровня их платежеспособности и занятости:

1) экономически активное население

2) экономически неактивное население

3 вопрос

(на отдельном листе)

Лекция №3

Тема: «Статистические показатели в экономическом анализе».

  1.  Абсолютные статистические величины
  2.  Относительные величины
  3.  Средние величины

1 вопрос

Экономико-статистические показатели содержат количественную характеристику тех или иных свойств экономических явлений.

Статистические показатели - это величины, адекватно характеризующие отображаемое явление в конкретных условиях времени и места.

В этом определении, прежде всего, охарактеризована учетная функция

Плановые показатели, осуществляя директивную функцию, призваны ориентировать руководителей и работников предприятий на выполнение поставленных задач.

Абсолютная величина — объем или размер изучаемого события или явления, процесса, выраженного в соответствующих единицах измерения в конкретных условиях места и времени.

Виды абсолютных величин:

  •  Индивидуальная абсолютная величина — характеризует единицу совокупности.
  •  Суммарная абсолютная величина — характеризует группу единиц или всю совокупность.

Формы учета абсолютных величин:

  •  Натуральный — физические единицы (штук, человек)
  •  Условно-натуральный — применяется при подсчете итогов по продукции одинакового потребительского качества но широкого ассортимента, также используют в анализе производственной деятельности, когда требуется найти итоговое значение однотипных показателей, которые напрямую несопоставимы, но характеризуют одни и те же свойства объекта.

Перевод в условное измерение осуществляется с помощью коэффициента пересчета:
Кпересчета = фактическое потребительское качество / эталон (заранее заданное качество)

Пример

Найти условно-натуральную величину:

Допустим мы производим тетради:

  •  по 12 листов — 1000 шт;
  •  по 24 листа — 200 шт;
  •  по 48 листов — 50 шт;
  •  по 96 листов — 100 шт.

Решение:

Задаем эталон — 12 листов. Считаем коэффициент пересчета:

  •  12/12=1
  •  24/12=2
  •  48/12=4
  •  96/12=8

Ответ: Условно натуральная величина = 1000*1 + 200*2 + 50*4 + 100*8 = 2400 тетрадей по 12 листов

  •  Стоимостной учет — денежные единицы

2  вопрос

Хотя абсолютные величины играют важную роль в практической и познавательной деятельности человека, анализ фактов обязательно приводит к необходимости различного рода сопоставлений. И тогда абсолютные показатели, характеризующие те или иные изучаемые явления, рассматриваются не только самостоятельно, но и в сравнении с другим показателем, который принимается за масштаб оценки или иначе за базу сравнения.

Относительные величины представляют собой результат деления двух абсолютных величин, и характеризуют их количественное соотношение или это показатели, которые дают числовую меру соотношения двух сопоставляемых между собой величин.

Относительная величина = сравниваемая величина / базис

Величина, находящаяся в числителе соотношения, называется текущей или сравниваемой.

Величина, находящаяся в знаменателе соотношения, называется основанием или базой сравнения.

Числитель - сравниваемая величина, ее называют текущей или отчетной величиной. Знаменатель называют базой сравнения или основанием сравнения. Если основание принимается за единицу, то относительная величина выражается в виде коэффициента и показывает, во сколько раз сравниваемый относительный показатель больше базисного или какую долю от базисной она составляет. Если база равна 100, то относительная величина выражается в процентах (%), если 1000 - в промилле (%о), если 10000 - в продецимилле.

Относительные величины могут быть выражены:

  •  в коэффициентах, если база сравнения принимается за единицу (АбсВеличина / Базис) * 1
  •  в процентах, если база сравнения принимается за 100 (АбсВеличина / Базис) * 100
  •  в промилле, если база сравнения принимается за 1000 (АбсВеличина / Базис)*1000

 Например, показатель рождаемости в форме относительной величины, исчисляемый в промилле показывает число родившихся за год в расчете на 1000 человек.

  •  в продецимилле, если база сравнения принимается за 10000 (АбсВеличина / Базис) * 10000

Виды относительных статистических величин:

  1.  Относительные величины динамики - характеризует изменение явления во времени и показывает, во сколько раз увеличился (или уменьшился) уровень показателя по сравнению с каким-либо предшествующим периодом. Этот вид определяется целью исследования. Относительные величины динамики называются темпами роста и прироста. 

ОВД = Текущий показатель / Предшествующий или базисный показатель*100%

Базисный период – характеризует явление за весь исследуемый период времени в целом. Начальный период принимается за базу, а все остальные периоды сравниваются с базой.

Пример:

В 2011 году число иностранных граждан из Германии составила 23 500 чел., в 2012 году 25 700 чел. Определить темп роста.

Решение:

ОВД = (25 700 / 23 500) * 100% = 108,44% - 100% = 8,44%

  1.  Относительная величина планового задания представляет собой отношение планируемого уровня показателя к его уровню, достигнутому в предыдущем периоде. Характеризует перспективу развития.

ОВПЗ = плановый уровень на будущий период / фактический уровень текущего (предыдущего) периода * 100%

Пример:

В 2011 году численность персонала в отеле составила 120 чел., в 2012 году планировалось сокращение персонала до 100 чел.

Решение:

ОВПЗ = (100 / 120) * 100% = 83,3 – 100% = - 16,7%

Предприятие планировало сокращение численности персонала на 16,7%

  1.  Относительные величины выполнения плана – характеризует степень реализации плана.

ОВВП = фактический уровень текущего периода / план текущего периода

Пример:

В 2011 году численность персонала в отеле составила 120 чел., в 2012 году планировалось сокращение персонала до 100 чел. Но численность работников за год увеличилась за год до 130 чел.

Решение:

ОВВП = (130/100)*100% = 130% - 100% = 30% 

Фактическая численность работников превысила запланированный уровень на 30%.

Между относит. велич. план/зад. и отсноит. велич. вып./плана существует взаимосвязь выраженная в формуле:

ОВВП = ОВД / ОВПЗ

Пример:

Предприятие планировало снизить себестоимость оказываемых услуг на 6%. Фактическое снижение по сравнению с прошлым годом составило 4%. Как был выполнен план по снижению себестоимости?

Решение:

ОВД = (96 / 100) * 100% = 96% - 100% = - 4%;

ОВПЗ = (94 / 100) * 100% = 94% - 100% = - 6%;

ОВВП = 96% / 94% = 102,1% – 100% = -2,1%

План по снижению себестоимости не выполнен, т.к. фактический уровень превысил запланированный на 2,1%.

Пример:

Определить индекс планового задания и выполнения плана, если выручка торговой фирмы в отчетном году составила 22 млн. р. На следующий год выручка планировалась в размере 27 млн. р., а фактически получено 29 млн. р.

Решение:

ОВВП =

ОВПЗ =

  1.  Относительная величина структуры – характеризует удельный вес части совокупности в ее общем объеме. (Часто называют – удельный вес или доля).

ОВС = показатель, характеризующий часть совокупности / показатель по всей совокупности в целом

Пример:

В отеле работают 50 менеджеров чистоты,  4 курьера, 10 менеджеров, 2 администратора. Всего: 66 человек.

Решение:

Доля курьеров = (4/66) * 100% = 6%

Удельный вес менеджеров чистоты = (50/66) * 100% = 75,7%

Удельный вес менеджеров = (10/66) * 100% = 15%

ОВС администраторов = (2/66) * 100% = 3%

  1.  относительные величины координации – представляет собой соотношение частей совокупности между собой. При этом в качестве базы сравнения выбирается та часть, которая имеет наибольший удельный вес или является приоритетной с экономической или социальной (любой другой) точки зрения. Т.е., этот показатель показывает, во сколько раз одна часть совокупности больше или меньше другой, принятой за базу сравнения или сколько процентов от нее составляет, или сколько единиц одной части целого приходится на 1, 10, 100, 1000 единиц другой (базисной) части.

ОВК = показатель характеризующий часть совокупности / показатель характеризующий часть совокупности, выбранную за базис сравнения

Пример:

В 2011 году  в России насчитывалось 68,6 млн. мужчин и 77,7 млн. женщин, следовательно, на 1000 мужчин приходится (77,7/66,8)*1000=1133 женщины.

Пример:

На предприятии работают 100 менеджеров, 20 курьеров.

Решение:

ОВК = (100/20)*100% = 500%. Менеджеров в 5 раз больше чем курьеров.

  1.  Относительные величины наглядности - отражают результаты сопоставления одноименных показателей, относящихся к одному и тому же периоду (или моменту) времени, но к разным объектам или территориям.

 Этот вид относительных величин применяется для сравнительной оценки уровня развития стран и регионов, а также при оценке результатов деятельности отдельных предприятий отрасли. Обычно их исчисляют в процентах или кратных отношениях, показывающих во сколько раз одна из сравниваемых величин больше (или меньше) другой.

  1.  Относительные величины интенсивности - отношение  между разноименными  абсолютными  величинами.

В их числе можно назвать показатели жизненного уровня населения, к которым относятся показатели потребления продуктов питания и непродовольственных товаров на душу населения, показатели обеспеченности населения предметами  культурно-бытового  и хозяйственного назначения длительного пользования в расчете на 100 семей или на 1000 человек населения; обеспеченности населения жильем и т.д.

Итак, относительные величины - один их важнейших способов обобщения и анализа статистической информации.

Цели и направления исследования определяют выбор вида относительных величин. Вместе с тем, для полной характеристики различных сторон изучаемых явлений необходима система относительных величин, рассчитанных по ряду существенных признаков.

3 вопрос

Средняя величина - это обобщающий показатель, характеризующий типичный уровень варьирующего количественного признака в конкретных условиях, месте и времени.

Каждая средняя характеризует изучаемую совокупность по какому-либо одному признаку.

Средние величины применяются для оценки достигнутого уровня изучаемого показателя, при анализе и планировании производственно-хозяйственной деятельности предприятий (объединений), фирм, банков и других хозяйственных единиц; средние используются при выявлении взаимосвязей явлений, при прогнозировании, а также расчете нормативов.

Средняя величина всегда именованная, имеет ту же размерность (единицу измерения), что и признак у отдельных единиц совокупности. Основным условием научного использования средней величины является качественная однородность совокупности, по которой исчислена средняя.

Изменение отдельных значений характеризуют показатели вариации.

Под вариацией в статистике понимают такие количественные изменения величины исследуемого признака в пределах однородной совокупности, которые обусловлены перекрещивающимся влиянием различных факторов. Для характеристики изменения признака используется ряд показателей. Наиболее простой из них – размах вариации.

Размах вариации (R) - это разность между наибольшим (xmax) и наименьшим (xmin) значениями.

R = xmax - xmin

Для того чтобы дать обобщенную характеристику распределению отклонений, исчисляют среднее линейное отклонение d, которое учитывает различие всех единиц изучаемой совокупности.

Среднее линейное отклонение определяется как средняя арифметическая отклонений индивидуальных значений от средней без учета знака этих значений.

Порядок расчета среднего линейного отклонения:

  1.  Средняя арифметическая простая:

x = ∑xi / n

Пример:

За 2 месяца средняя заработная плата по двум предприятиям определяется по средней арифметической простой, так как веса (f) отсутствуют или равны.

 

x = 5186 + 5757 / 2 = 5472руб.

  1.  Средняя арифметическая взвешенная:

x = ∑ xifi / ∑fi

где, xi  i-й вариант осредняемого признака.

fi – вес i-го варианта.

Пример: За январь мы располагаем данными о средней заработной плате и численности работников, т.е. нам известен знаменатель исходного соотношения, но неизвестен его числитель. Однако фонд заработной платы можно получить умножением средней з/п на численность работников.

4900 * 450 + 5400*600 / 450+600 =  5186 руб.

  1.  Средняя гармоническая взвешенная:

Пример:

За февраль мы имеем только данные о средней заработной плате и фонде оплаты труда, т.е., нам известен числитель исходного соотношения, но неизвестен знаменатель. Численность работников по каждому предприятии можно получить делением фонда оплаты труда на среднюю заработную плату. Средняя з/п в целом и по 2–м предприятиям рассчитывается:

Лекция №4

Тема: «Статистика международного туризма».

  1.  Статистическая информация и статистические показатели в сфере туризма.
  2.  Статистика туристских потоков.
  3.  Статистика туристских доходов и расходов.
  4.  Методы статистического учета в туризме.
  5.  Основные направления совершенствования статистики международного туризма.

1 вопрос

 Статистика туризма является отраслью социально-экономической статистики и обследует вопросы развития туризма и туристской индустрии. 

 Предметом статистики туризма является обследование количественной стороны состояния и развития отрасли туризма в неразрывной связи с качественной стороной.

 Главной целью статистики туризма является статистическое обследование явлений, как ограниченных рынками отдыха, так и охватывающих мировой рынок путешествий во взаимосвязи различных характеристик туризма, как для самостоятельного анализа деятельности в этой области, так и для использования в качестве источника данных для разработки связанных с туризмом показателей платежного баланса и составления счетов СНС.

 Основными задачами статистики туризма являются организация статистического наблюдения за потоками туристов, местами их размещения, характеристиками поездок, оптовой и розничной торговлей, транспортом, строительством, занятостью, финансовым посредничеством, доходами и расходами, связанными с туризмом на основе единой научной методологии, соответствующей международным правилам и стандартам.

Статистическая информация содержит совокупность сведений социально-экономического характера, которые поддаются наблюдению, передаются, преобразовываются, хранятся и используются для управления экономическими процессами. Характерными особенностями статистической информации являются массовость, периодичность получения и обработки данных, возможность длительного хранения.

Статистическая информация классифицируется по ряду общих признаков:

  •  место возникновения (предприятия и организации на областном уровне; министерства и ведомства, отчетность которых не централизована в органах государственной статистики);
  •  принадлежность к отраслям экономики; 
  •  способ представления (почтовая, телеграфная связь);
  •  периодичность поступления (ежегодная, декадная, месячная, квартальная, полугодовая, годовая).

 Статистика туризма исследует два взаимосвязанных потока информации.

 Один поток определяет спрос на туристские услуги со стороны потребителей. Изучается информация о социально-экономическом составе потребителей туристских услуг, в том числе их ориентации и предпочтения, объем и частота потребляемых услуг, возможные туристские расходы. Проводится анализ бюджетов времени населения, где определяются объем свободного времени, приоритетные виды и направления отдыха и досуга. Потребляемые услуги дифференцируются по социально-демографическим группам населения. По отдельным группам населения, например с разным уровнем платежеспособности и возраста, выявляются качество и частота потребляемых туристских услуг, предпочтения и намерения.

 Другой поток информации определяет предложение туристских ресурсов и туристских услуг. Туристские ресурсы условно подразделяются на природные, исторические, социально-культурные. К туристским услугам относятся услуги по размещению, экскурсионные, транспортные, медицинские, финансовые, услуги по страхованию, обеспечению безопасности и др.

Источники туристической информации:

1. Статистическая отчетность федерального и регионального наблюдения по следующим отраслям экономики:

а) гостиницы и рестораны;

б) транспорт и связь;

в) аренда и предоставление услуг;

г) здравоохранение и социальные услуги;

д) коммунальные и персональные услуги.

2. Отчетность МинЭкономРазвития РФ, Министерства культуры, Министерства путей сообщения и Федеральной пограничной службы.

3. Выборочные обследования, проводимые Росстатом, территориальными комитетами и другими организациями по статистике.

На основе анализа всей информации Росстат создает информационный фонд в области туризма по следующим направлениям:

1. Международные сравнения

2. Туристические зоны федерального значения

3. Цены на туристические услуги

4. Инвестиции в сферу туризма

5. Международные туристические потоки

6. Труд и заработная плата в сфере туризма

В туризме используются следующие статистические показатели:

  1.  Социально - экономические индикативные показатели.
  2.  Показатели развития туризма.
  3.  Индивидуальные показатели, характеризующие деятельность туристических предпринимателей.

Являются индикаторами развития различных видов туристических услуг. По таким показателям судят о месте страны в экономике или о человеческом и экономическом потенциале. На их основе строятся прогнозы любых видов деятельности.

Важнейшими индикаторами являются:

  •  Площадь территории
  •  Численность населения
  •  Произведенный ВВП
  •  Объем экспортируемой продукции
  •  Среднегодовая численность занятых
  •  Среднегодовая численность безработных
  •  Среднегодовая численность зарплата
  •  Денежные доходы населения
  •  Денежные расходы населения
  •  Средний уровень образования

Предоставляют информацию о состоянии индустрии туризма и туристических ресурсов. Перечень таких показателей по туризму выбирается экспертами для оценки туристического потенциала отдельных регионов.

Основными показателями развития туризма федерального уровня являются:

  •  Численность прибывших иностранных граждан
  •  Численность граждан, выехавших за границу
  •  Экспорт и импорт туристических услуг
  •  Среднегодовая численность работников в сфере туризма
  •  Стоимость платных услуг населению
  •  Число гостиничных предприятий

Характеризуют объект или отдельные единицы наблюдения в сфере туризма (туриста, гостинцу, туристическую фирму). Такие показатели представлены в формах статистической отчетности и служат основой для расчета сводных абсолютных и относительных показателей, необходимых для управления объекта.

2 вопрос

Россия становится все менее привлекательной страной для иностранных туристов. Количество визитеров из развитых стран стремительно сокращается. Причина проста: нерешаемые в течение многих лет проблемы с нехваткой гостиниц туристического класса, проблемная инфраструктура и дороговизна, а с начала 2011 года еще и сложности с получением виз.

Россия стремительно теряет свои позиции на мировом туристическом рынке. В рейтинге стран, составленном экспертами Всемирного экономического форума (ВЭФ) в марте этого года, по уровню развития туризма Россия оказалась на 59 месте из 139 стран.

5 место по наличию природных туристических ресурсов мирового значения.

9 место богатое культурное наследие в мире среди стран, которые туристы посещают с целью "увидеть  прекрасное"

33 место среди потенциально интересных путешественникам европейских государств.

64 место по уровню развития и конкурентоспособности туризма

65 место по условиям ведения туристического бизнеса и состоянию инфраструктуры.

67 место по степени вовлеченности человеческих, культурных и природных ресурсов в туристический сектор. Список возглавили Швейцария, Австрия и Германия. Рядом с Россией в рейтинге находятся Китай (62 место), Доминиканская республика (63 место), Индия (65 место) и Египет (66 место).

80 место по качеству законодательства, касающегося туристического сектора, экологии, безопасности, здравоохранения и гигиены.

91 место по уровню затрат на развитие туротрасли. На эти цели государство выделяет 3,5 млн. евро в год. 

Доля туристической отрасли в российской экономике в прошлом году составила лишь 6%.

Статистика международного туризма включает два основных раздела: статистика туристских потоков и статистика туристских доходов и расходов. Для каждого из них ВТО разработала перечень основных показателей, информативных и относительно легко измеряемых.

Важнейшими показателями туристских потоков являются количество прибытий (отбытий) и продолжительность пребывания.

Под количеством прибытий (отбытий) понимается число зарегистрированных туристов, прибывших в ту или иную страну (выбывших из нее) за определенный период времени, обычно календарный год.

Поскольку турист может посетить несколько стран в течение года и даже в ходе одной поездки побывать в разных государствах, фактическая численность туристов меньше количества прибытий.

Статистика прибытий (отбытий) содержит количественное описание туристских потоков в мире.

Статистические данные о прибытиях группируются по целям путешествия, видам используемого транспорта, месяцам заездов, регионам и странам происхождения туристов.

В первом полугодии 2013 года россияне совершили за рубеж - 23 млн. 722 тыс. 310 поездок, это на 9,3% больше, чем в 2012. С целью туризма наши сограждане съездили за границу - 8 522 617 тыс. поездок, с целью служебной командировки - 520 570 поездок.

 Страны-лидеры по выезду граждан РФ в 1 полугодии 2013 года возглавляет Финляндия – 2 702 463 поездок; Турция – 1 634 781 поездка; Египет – 1 357 242 поездок; Эстония – 1 057 408 поездок; Тайланд – 760 677 поездок; Германия – 760 442 поездки; Польша – 671 183 поездок; Испания – 503 277 поездок; Италия – 490 937 поездок; Греция – 468 598 поездок; Литва – 449 979 поездок; ОАЭ – 420 787 поездок; Чехия – 304684 поездок; Франция – 288 729 поездок; Япония – 43 462 поездки. 

В первом полугодии 2013 года иностранные граждане, въехавшие на территорию РФ - 14 млн. 651 тыс. 678 поездок,

 Страны-лидеры по въезду иностранных граждан на территорию РФ:

Польша – 789 480 прибытий; Финляндия – 682 382 прибытий; Германия – 286 754 прибытий; Литва – 280 715 прибытий; Латвия – 194 471 прибытий; Эстония – 194 406 прибытий; Франция – 110 999 прибытий; Великобритания – 109 867 прибытий; Италия – 97 575 прибытий; Испания – 43 015 прибытий; Греция – 20 626 прибытий; Мальта – 752 прибытия.

Динамика турпотока ухудшается с каждым годом. В связи с политическими событиями, произошедшими в Турции и Египте поток российских граждан значительно снизился. Также въезд российских граждан на территорию Японии после трагических событий в марте 2011 года упал на 50%.

В XXI в. территориальная структура международного туризма будет продолжать меняться при сохранении прежних тенденций развития. По прогнозам ВТО на 2020г., Европа удержит доминирующие, хотя весьма ослабевшие, позиции на рынке туризма (717 млн. прибытий). Азиатско-Тихоокеанский регион выйдет на второе место (438 млн. прибытий). Америка, переместившись на ступень ниже, будет замыкать тройку лидеров (284 млн. прибытий).

Количество прибытий (отбытий) служит основным показателем, характеризующим туристское движение. Прибытия (отбытия) учитываются в абсолютном выражении в виде числа поездок за тот или иной отрезок времени. Однако абсолютные показатели туристских потоков не позволяют судить об уровне туристской активности, так как они зависят от общей численности населения. Поэтому для оценки интенсивности туристских обменов количество прибытий (отбытий) рассчитывается на 100 человек населения, т.е. выражается в виде относительной величины.
По данным ВТО, на 100 человек приходится в среднем 10 поездок.

Наряду с количеством прибытий (отбытий) в статистике туристских потоков используется другой показатель - продолжительность пребывания. Она измеряется в часах для однодневных поездок и ночевках для посещений-пребываний.

Продолжительность пребывания всех туристов в стране в течение определенного временного периода, т.е. общее количество ночевок, рассчитывается как произведение числа туристских прибытий на среднюю продолжительность пребывания одного туриста в стране.

 Учет ночевок лишь на первый взгляд кажется простым и легким делом. Между тем можно привести немало примеров из жизни, ставящих в тупик даже самых опытных специалистов. Осуществляет ли ночевку автомобилист, совершающий путешествие и останавливающийся в мотеле на несколько часов, чтобы принять душ, отдохнуть и в тот же день снова отправиться в путь? А что можно сказать о человеке, который навещает родственников (за пределами своей обычной среды) и возвращается домой после полуночи? Для ответа на эти и другие аналогичные вопросы ВТО рекомендует руководствоваться двумя критериями: даты прибытия в место назначения и выбытия из него должны различаться, а путешествующее лицо фактически ночевать во время отсутствия на постоянном месте жительства.

В зависимости от продолжительности пребывания (числа ночевок) выделяют несколько сегментов рынка путешествий (табл. 1). Краткосрочные поездки (1-3 ночевки) предпринимаются для отдыха и развлечений в выходные и праздничные дни, а также с деловыми целями. Во вторую группу (4-7 ночевок) входят поездки с разными мотивами, осуществляемые преимущественно во время дополнительного отпуска. Этот сегмент рынка развивается опережающими темпами. Среднесрочные поездки (8-28 ночевок) посетители совершают, находясь в продолжительном отпуске, главным образом для отдыха. Наконец, поездки продолжительностью 29-91 и 92-365 ночевок относятся к долгосрочному туризму. Часть лиц, прежде всего экономически неактивных, предпринимают их для отдыха, развлечений и лечения, другая - с деловыми и профессиональными целями (монтаж оборудования и пр.)

Проблемы которые мешают въезду иностранных граждан:

Строительство доступных по цене гостиниц, развитие инфраструктуры, разумная ценовая политика, реклама интересных мест отдыха в России, "раскрутка" новых направлений и видов туризма – все это способно увеличить интерес к стране иностранных визитеров.

  1.  Высокая стоимость туристической визы и сложности при ее получении являются главной причиной снижения интереса к России со стороны иностранных туристов.

В 2012 году в Испании были открыты два российских визовых центра – в Мадриде и Барселоне. И все испанские туроператоры, отправляющие туристов в Россию, в связи с этим были лишены аккредитации в консульстве. Визовый центр не несет ответственности за сроки оформления виз, а туроператор, по испанскому закону, несет. Теперь для сдачи документов на визу они должны стоять в общей очереди в визовый центр. Электронная система подачи документов на визу была отключена. Сервисный сбор визового центра составляет 35 евро, что сделало визу дороже на треть.

Срок оформления визы увеличился с 5-10 дней до 7-21 дня.

  1.  Еще одна проблема въездного туризма, высокая конкуренция разных стран. «Например, российский экологический турпродукт – Байкал, Алтай, Камчатка – конкурирует с Коста-Рикой, Кенией, Танзанией.
  2.  Дефицит современных круизных судов, современных автобусов для групповых туристических перевозок, а также недостаток необходимой информации на иностранных языках, отсутствие указателей на латинице. «Решение этих и других проблем не входи в компетенцию какого-либо одного министерства или ведомства. Туризм – межхозяйственный комплекс».

Проблемы, волнующие туроператоров по въездному туризму, Российский союз туриндустрии рассматривал такой вопрос, что многие страны Шенгенского соглашения выдают россиянам многократные туристические визы со сроком действия один год, рассматриваются варианты оформления виз на три и даже на пять лет, говорится в обращении, это стимулирует поездки наших соотечественников.

3 вопрос

Статистика туризма, наряду со статистикой туристских потоков, включает второй, не менее важный раздел - статистику туристских доходов и расходов.

Туристские расходы и доходы содержат стоимостные оценки туризма, необходимые при изучении его влияния на национальную экономику, в частности платежный баланс страны, а также для характеристики секторов самой индустрии туризма. Они прямо увязываются с конечным потреблением товаров и услуг и отражаются в системе национальных счетов.

Туристские расходы - это общая сумма потребительских расходов, которые несет посетитель в ходе поездки, а также во время пребывания в пункте назначения.

Согласно рекомендациям ВТО учету подлежат только те расходы посетителей, туристов и экскурсантов, которые являются экономически значимыми.

Расходы посетителя определяются стоимостью товаров и услуг, приобретаемых им для удовлетворения потребностей. Как и сами запросы, они чрезвычайно разнообразны: от услуг по перевозке, размещению и питанию до небольших предметов длительного пользования, товаров текущего туристского потребления и сувениров. Все они потребляются лично посетителем, за исключением подарков. Однако и в этом случае, несмотря на то что их обладателем становится другое, не путешествующее лицо, понесенные расходы относятся к туристским.

Объем туристских расходов рекомендуется устанавливать по фактическим затратам на товары и услуги с учетом действующих скидок и наценок, чаевых и пр., вне зависимости от формы их оплаты - наличными деньгами, дорожными чеками, по кредитным карточкам и иным способом.

Состав туристских расходов. Одна из главных и наиболее ложных проблем статистики туризма остается упорядочение состава туристских расходов. Он обусловлен временем, когда посетитель несет затраты (при подготовке, в ходе или по окончанию поездки). Соответственно выделяются внутренние туристские расходы, связанные с путешествиями резидентов по своей стране, и международные.

Важное значение для понимания экономической природы последних имеет направление движения посетителя из страны происхождения в страну назначения. Выездной туристский поток соотносится с категорией международных туристских расходов, а въездной - с поступлениями от международного туризма.

В материалах ВТО международные туристские расходы определяются через расходы постоянных жителей какой-либо страны во время их путешествия за границей. В числе прочего они включают оплату услуг иностранных транспортных компаний по международным перевозкам, а также предоплату товаров и услуг, приобретаемых за рубежом. В балансе текущих расчетов в качестве парного им используется показатель поступлений от международного туризма. Он рассчитывается как сумма всех расходов иностранных посетителей в стране назначения. Оба показателя строятся по единой методике и отражают только те затраты, которые связаны с трансграничным движением денежных средств

В целях унификации положения и обеспечения сопоставимости туристских расходов ВТО рекомендует следующую их группировку:

1) комплексные туры, представляющие собой набор услуг и реализуемые по единой цене без разбивки на составные элементы;

2) размещение;

3) питание;

4) транспорт;

5) рекреационные, культурные и спортивные товары и услуги, включая входную плату в учреждения культуры, отдыха и развлечений, затраты на покупку, ремонт и эксплуатацию спортивного инвентаря во время поездки, оплату обучения отдельным видам спорта, непродолжительных экскурсий, а также услуг гидов;

6) магазинные покупки;

7) прочие статьи - страховые платежи, комиссионные сборы, стоимость проявки фотопленки и распечатки фотографий и т.д.

Величина и структура расходов туристов во время отпуска зависят от ряда обстоятельств. Специалисты Международного центра исследований по экономике туризма выделили пять факторов:

  •  страна происхождения туриста. Ее социокультурный облик оказыват сильное влияние на покупательское поведение туристов. Кроме того, со страной происхождения туриста связан так называемый "эффект обмена валюты". Он часто определяет выбор той или иной дестинации (страны посещения), а если выбор уже сделан, - объем планируемых туристом расходов. Это относится прежде всего к странам, входящим в зону доллара или немецкой марки, а с недавнего времени и к Японии;
  •  район и место отдыха. Проведенные в Италии исследования показали, что поездки по городам искусств обходятся туристам дороже, чем отдых на море, в горах или на озерах. Величина расходов также различается по туристским центрам. В Венеции они, как правило, выше, чем в Падуе и Вероне;
  •  тип размещения. Объем расходов зависит от вида размещения (отель, кемпинг, туристская деревня и т.д.) и его категории;
  •  продолжительность отдыха. Она влияет на выбор вида транспорта для проезда на курорт, типа размещения, а также размер покупок товаров и услуг, совершаемых туристом на отдыхе, т.е. Отражается на главных статьях туристских расходов;
  •  время отдыха (сезон, несезон, межсезонье). Величина туристских расходов меняется вслед за сезонными колебаниями цен на проезд и проживание на курорте.

Каждая поездка отличается определенным соотношением этих пяти характеристик, влияющим на выбор туристом тех или иных товаров и услуг и, следовательно, размер и структуру затрат.

На стоимостные показатели туризма в динамике оказывают влияние не только колебания обменных курсов валют, но и инфляция. Эти два фактора тесно связаны между собой. Ослабление национальной денежной единицы влечет за собой рост цен, а снижение уровня инфляции способствует укреплению национальной валюты. На долгосрочном отрезке времени их колебания взаимоуравновешиваются, и тогда оценка развития туризма становится более точной, чем на текущий момент. Поэтому в экономическом анализе целесообразно оперировать среднегодовыми темпами роста (прироста) стоимостных показателей за ряд лет, при расчете которых колебания курса доллара также взаимопогашаются.

Объем поступлений от международного туризма широко используется для оценки уровня доходности туристского направления. Но более точными показателями являются доход с одного прибытия и размер туристского дохода, приходящийся на душу населения.

Туристские доходы и расходы, как и физические туристские потоки, учитываются разными способами. Стоимостные показатели международного туризма могут быть получены из соответствующих форм отчетности предприятий индустрии туризма или банковской отчетности. Банковский метод состоит в сборе информации о валютных операциях, совершаемых международными туристами. Центральный (национальный) банк осуществляет учет туристских расходов через коммерческие банки и пункты обмена валюты, которые предоставляют сведения о продаже и покупке иностранных банкнот по линии туризма. Банковский метод используется во Франции и других государствах. Его широкое применение обусловлено рядом преимуществ. Он не требует дополнительной информации от туристов и не усложняет пограничные формальности, как и работу статистических органов. Обработку данных выполняет центральный (национальный) банк при составлении платежного баланса. Регулярно и оперативно систематизируемый материал позволяет вести анализ туристских расходов в динамике и отслеживать их изменения. При хорошо поставленном учете и жестком контроле за валютно-финансовым рынком банковский метод дает относительно надежные стоимостные оценки международного туризма. Однако и в этом случае не удается полностью исключить погрешности.

Подлинный размер туристских расходов может искажаться по многим причинам:

  •  из-за наличия параллельных рынков валюты и финансовых злоупотреблений. В тех странах, где существует "черный рынок", часть валютных потоков минует банковские каналы. Но и проведение валютных операций с участием банковских структур еще не гарантирует их регистрации. Мелкие обменные пункты нередко скрывают факты купли-продажи иностранных банкнот, стремясь облегчить налоговое бремя, и тем самым занижают размер туристских расходов;
  •  вследствие отказа физических и юридических лиц использовать наличную валюту в качестве платежного средства. В работе туристских предприятий и организаций широко применяется клиринг, т.е. система взаимозачетов-компенсаций при обмене туристами. Эти операции, а также оплата туристских товаров и услуг посетителями по кредитным карточкам не учитываются при банковском методе;
  •  в случае регистрации международных валютных операций особо крупных размерах. В некоторых странах установлен высокий пороговый уровень для транснациональных операций, подлежащих регистрации. Средние туристские расходы, как правило, не превышают этой величины и не отражаются в статистической отчетности;
  •  при наличии у иностранных туристов местной валюты без обмена в стране временного пребывания. Объем международных туристских расходов измеряется суммой национальной валюты, обмененной банками на иностранную. Та часть местной валюты, которую туристы обменяли на родине и привезли с собой или одолжили у родственников и знакомых за границей с последующей компенсацией во время ответных визитов, не подпадает под статистический учет банковским методом.
  •  банковский метод не дает правильного представления о туристских расходах в территориальном разрезе. Учет ведется по странам происхождения денежных единиц. Некоторые из них имеют очень широкую зону хождения и предъявляются к обмену туристами из разных государств. В такой ситуации распределить валютные операции по этим странам оказывается не только затруднительно, но и невозможно.

 По оценкам специалистов Международного центра исследований по экономике туризма недоучет поступлений от международного туризма в Италии банковским методом составлял 20%. Ошибку удалось обнаружить и исправить благодаря специальным статистическим наблюдениям.

Россияне, выехавшие за рубеж, вывезли 1,5 триллиона рублей, на 19% больше чем в 2012 году.

Иностранцы ввезли в Россию 8,9 млрд. долларов.

Разница между двумя цифрами – 17,5 млрд. – это дефицит платежного баланса по статье «Поездки».

«Для сравнения, в США с января по апрель туристы ввезли 12,9 млрд. долларов, в планах на весь 2012 год – достижение показателя в 151 млрд.».

На развитие туризма в Ростове-на-Дону за 2008-2011 годы было потрачено почти 7 миллионов бюджетных рублей. На эти деньги был издан комплексный путеводитель, проведены фестивали и праздники.

Ростов-на-Дону может предложить своим гостям много интересных занятий: от экскурсий (например, с этим городом связана жизнь А.П. Чехова) до отдыха на природе и даже таких новых видов туризма, как гастрономический или промышленный.

4 вопрос

Статистика международного туризма использует разные формы сбора информации. Статистическое наблюдение может осуществляться через отчетность или посредством специально проводимых обследований.
Статистические наблюдения через отчетность. В данном случае статистические сведения получают от предприятий, учреждений, организаций и т.п. по установленным формам в определенные сроки. На основе данных оперативного и бухгалтерского учета они заполняют отчетность и передают ее в органы статистики. Именно отчетность содержит основную массу сведений о туризме.

В статистике туристских потоков информация о количестве прибытий и продолжительности пребывания также может быть получена из отчетности иммиграционных служб или средств размещения. В настоящее время около 60 стран мира регистрируют туристов на границе и 40 в средствах размещения.

Учет на границе ведется посредством иммиграционного контроля при въезде в страну и выезде из нее. Он осуществляется на контрольно-пропускных пунктах, в аэропортах, в морских портах и т.д. Основными источниками информации о путешествующих лицах служат специальные регистрационные формы - въездные (выездные) карточки, а также заграничные паспорта и визы. Они содержат сведения о возрасте и поле туриста, стране его постоянного проживания (гражданстве) и стране назначения, цели, сроках поездки и пр. Сбор этих данных предпочтительнее осуществлять при выезде посетителей. На обратном пути туристы могут сообщить более точную информацию, чем при въезде, когда они исходят из своих намерений. Сроки и маршрут путешествия часто корректируются в ходе поездки по разным обстоятельствам (изменение погодных условий, ухудшение состояния здоровья, дополнительная информация о новых интересных достопримечательностях и пр.).

Метод учета на границе применяется во многих странах. Некоторые из них наладили тесное двустороннее сотрудничество в области пограничной статистики. Например, Канада собирает сведения о своих гражданах, возвращающихся из поездок по США, и предоставляет эту информацию национальной туристской администрации Соединенных Штатов. Кроме США и Канады, пограничная статистика прибытий ведется в Великобритании, Ирландии, Испании, на Кипре, в Португалии, Австралии, Сингапуре, Турции, государствах Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия, Болгария) и др. Поскольку формы въездных (выездных) карточек различаются по странам, ВТО разработала типовой образец, который рекомендует использовать всем своим членам

  1.  Въездные (выездные) карточки (табл. 1) не содержат информации о местах посещений туристами, продолжительности пребывания (количество ночевок), размещении. Поэтому, кроме учета на границе, применяется другой метод статистического наблюдения - регистрация прибытий в средствах размещения. Он удачно дополняет пограничную статистику, а в отдельных странах замещает ее. Данные, собираемые в ходе статистических наблюдений в отелях и иных средствах размещения, позволяют судить о распределении прибытий по районам страны, выявить предпочтения международных и внутренних туристов при выборе типа размещения, а также контролировать загрузку гостиничной базы. Этот метод сравнительно прост, но требует от работников рецепции, выполняющих первичные учетные операции, повышенной внимательности, аккуратности и дисциплинированности.
  2.  При поселении туристам выдаются специальные формуляры - сетевые карточки (табл. 2). Они заполняются каждым посетителем в отдельности или, что нередко допускается на Западе, только главами семей с указанием числа сопровождающих их лиц. Кроме заполнения указанных в карточке граф, в ряде отелей деловых туристов просят также назвать адрес местонахождения компании и вид оплаты гостиничных услуг (наличными, с помощью кредитной карточки или по переселению). В регистрационной форме могут быть указаны основные правила пользования отелем и внутреннего распорядка в нем, в частности требования противопожарной безопасности. Подпись клиента подтверждает достоверность сообщаемых им сведений, свидетельствует о том, что он ознакомлен с Правилами проживания, которые обязуется соблюдать, а также Действующими расценками на услуги размещения и делает заказ на обслуживание.

 Формы гостевых карточек различаются по странам. Для унификации положения и сопоставимости информации по предприятиям размещения на международном уровне ВТО составила типовой образец формуляра

Исходные сведения из гостевой карточки переносятся в книгу регистрации прибытий и дублируются в книге загрузки номерного фонда.

В первой делаются записи о заездах и выбытиях гостей, движении посетителей.

Во второй показываются пропускная способность средства размещения, состав номерного фонда и его использование. Накапливаемая в книгах информация позволяет определить количество прибытий, среднюю продолжительность пребываний, а также загрузку номеров. В крупных отелях, оснащенных компьютерными системами, используются специальные программы для выполнения первичных учетных операций и последующей обработки материала. Для полноты и достоверности картины статистическое наблюдение должно вестись круглый год, не ограничиваясь высоким туристским сезоном, и охватывать всех гостей, останавливающихся в отеле или ином средстве размещения, в том числе на длительный срок.

  1.  Книги регистрации прибытий и загрузки номеров (табл. 3) служат основой для заполнения соответствующей формы статистической отчетности. Она представляет собой таблицу, в которой содержится характеристика самого средства размещения (тип, категория, количество мест, число занятых работников и т.д.), отражаются ежедневные прибытия и выбытия клиентов в разрезе стран постоянного их проживания, а в итоговой части загрузка номеров и количество заездов за месяц. На обратной стороне формы даны подробная инструкция по ее заполнению и гарантии органа статистики о конфиденциальности информации. Стандартная форма отчетности, проект которой разработан ВТО. Действующие формы отчетности заполняются предприятиями размещения и ежемесячно в установленные сроки представляются в национальные туристские администрации или органы статистики. Здесь полученный статистический материал о туристских прибытиях и ночевках, средней продолжительности пребывания, количестве номеров и мест размещения, численности занятых, загрузке номерного фонда сводится по стране в целом и группируется по календарным месяцам, странам постоянного проживания туристов, типам и категориям средств размещения, их местонахождению.

 Успех такой большой учетной работы зависит от наличия сведений от всех средств размещения, осуществляющих регистрацию гостей. Но некоторые из этих предприятий не возвращают заполненные формы, опасаясь того, что сообщаемая ими информация привлечет внимание налоговой службы и обернется серьезными неприятностями. При составлении сводных таблиц и выполнении обобщающих расчетов, когда чрезвычайно важен полный охват изучаемого явления, в отношении них используются данные за предшествующий период. Это не может исказить итоговую картину, поскольку такие средства размещения обычно имеют небольшой размер и оборот. 

 Рассматриваемый метод статистического наблюдения получил широкое распространение, между тем он не лишен ряда недостатков. Во-первых, из статистического исследования выпадают однодневные посетители, а собственно туристы регистрируются наряду с другими гостями и часто не выделяются в самостоятельную категорию. Например, на Западе гостями отелей нередко становятся местные жители. Уставшие от монотонности жизни, они стремятся изменить окружающую их повседневность и временно переселяются из квартир в ближайшие отели, где, как и туристы, подлежат регистрации. Во-вторых, далеко не все средства размещения обязаны предоставлять соответствующую статистическую отчетность. Во многих странах регистрация прибытий не ведется в пансионатах, меблированных комнатах, на частных квартирах и т.д.

В-третьих, при этом методе нельзя избежать двойного счета туристов, меняющих средства размещения во время путешествия.

 Сведения о прибытиях, полученные в средствах размещения, могут сильно отличаться от данных пограничной статистики. Например, в Чехии, по материалам Статистической службы, в 1998г. на границе было зарегистрировано 102,8 млн. прибытий, а в средствах размещения 5,5 млн.

  1.  Определение места наблюдения сводится к решению вопроса, где производить наблюдение (табл. 4). Выбор этого места зависит от многих факторов, главными из которых считаются размер территории и степень ее открытости. Если территория является закрытой, т.е. имеет непрозрачные административные или естественные границы (например, страна или небольшой остров), обследования проводятся в пунктах въезда (выезда) и транспортных средствах (автобусах, самолетах, круизных судах и пр.). На открытой территории, в районе или городе, статистические наблюдения организуются в средствах размещения и объектах показа, открытых для посещения на платной основе.

В ходе их учитывается проходящий пассажирский автотранспорт, по номерным знакам устанавливается его страновая принадлежность и осуществляется анкетирование путешественников. Центральная проблема при этом состоит в том, чтобы свести к минимуму задержку в дороге. Такого рода наблюдения организуются в местах остановок для отдыха, на автозаправочных станциях, в пунктах питания автотуристов, в местах скопления машин (у мостов, в транспортных пробках и т.д.).

.

5 вопрос

В статистике туризма существуют три главные проблемы.

  1.  Сопоставимость баз данных. Она предполагает возможность сравнения информации в целях выявления тенденций, закономерностей развития туризма, изменений, происходящих в нем, в пространстве и во времени; оценки соотношения величин одноименных показателей, относящихся к разным странам, и т.п. Статистические данные часто оказываются несопоставимыми в силу различий их предметного содержания, методики расчета или единиц измерения. Однако во многих случаях несравнимые данные можно привести к сопоставимым.

Еще совсем недавно путаница имела место в туристской терминологии и классификации путешествующих лиц. Неодинаково трактовалось, например, такое ключевое понятие, как "турист". Расхождения касались длительности пребывания вне постоянного местожительства (от 1-5 ночевок и более) и возраста путешествующих лиц (от 14 лет и старше), а также цели поездки. Некоторые разночтения сохраняются по сей день. Около 40% стран не учитывают экскурсантов в числе посетителей, а 10% стран исключают из них лиц, путешествующих с деловыми целями. В одних случаях регистрация прибытий ведется по странам постоянного проживания посетителей, в других - по гражданству. Все это затрудняет международные сравнения.

  1.   Полнота и достоверность статистической информации. Иными словами, каким образом можно получить всю необходимую информацию о международном туризме и как заполнить пробелы в собранном массиве ванных достоверными сведениями.

 В настоящее время ни одно государство не ведет систематического наблюдения за туризмом в полном объеме. Согласно отчету ВТО, 18 стран (территорий) мира, в которых проживает 0,5% населения планеты, не предоставили никакой информации о международном туризме.

 Большинство их экономически слабо развиты и имеют незначительную долю на мировом туристском рынке. 202 страны (территории) были включены в статистический ежегодник. Хотя они и собирают сведения о международном туристском обмене, но по весьма ограниченному перечню показателей. Даже во Франции, в стране с хорошо налаженным статистическим делом, учет осуществляется с большими пробелами. В статистике туристских потоков информация об экскурсионных и краткосрочных деловых поездках носит фрагментарный характер; статистика туристских расходов также не является исчерпывающей.

 Анализ материалов статистических наблюдений показал, что учет въездного туризма поставлен лучше, чем выездного. Лишь в трех из 202 стран (территорий) отсутствовали данные о международных туристских прибытиях и 12% доходах от международного туризма. Выездной туризм хуже отражается в статистических формах отчетности. Половина стран (территорий) не имеет информации о количестве поездок населения за границу или величине расходов на международный туризм. Не везде собираются "ведения о доходах от международных транспортных перевозок и расходах на них. Только 80 из 202 стран (территорий) смогли предоставить все данные о развитии международного туризма, запрашиваемые ВТО.

Недостающую информацию ВТО получает расчетным путем, применяя методику поэтапной оценки. Первоначально все страны разбиваются на сравнительно однородные группы. Они объединяются по субрегионам мира, а внутри них - по уровню жизни (ВНП на душу населения). Для каждой группы рассчитываются средний доход с одного прибытия и средние расходы на одну поездку за границу, на основе которых с помощью несложных математических операций эксперты ВТО определяют значения главных показателей статистики туристских потоков и статистики туристских доходов и расходов.

 Для стран, не располагающих данными о поступлениях от международного туризма, их объем находят как произведение количества международных туристских прибытий на средний доход с одного прибытия для соответствующей группы стран. Если требуется определить число международных туристских прибытий в страну, поступления от международного туризма делят на среднюю величину дохода с одного прибытия для соответствующей группы стран.

Показатели статистики выездного туризма рассчитываются на основе средних расходов на поездку. Общий объем расходов на международный туризм в стране можно представить как произведение количества туристских поездок за границу на средние расходы на поездку для соответствующей группы стран. Показатель туристских отбытий, значения которого также часто отсутствуют в формах статистической отчетности, есть отношение расходов на международный туризм к средним расходам на поездку для соответствующей группы стран.

Методика поэтапной оценки ВТО получает информацию о выездном туризме по каждой стране, а затем подводит итог в общемировом масштабе.

Более серьезные поправки в материалы статистических наблюдений вносятся при определении величины доходов от международных транспортных перевозок, а также расходов на них. Это объясняется худшей собираемостью первичных данных о перевозках. В 79 из 202 стран (территорий) отсутствовали сведения о транспортных доходах и в 68 - о расходах. Расчеты показали, что статистические наблюдения дают 80% информации о перевозках. Остальные 20% восполняются оценочным путем.

После того как для каждой страны были получены сведения о прибытиях и отбытиях, туристских и транспортных доходах и расходах, наступает второй этап оценки - уравновешивание доходов и расходов. В общемировом масштабе поступления от международного туризма и транспортных перевозок должны равняться расходам, но в практике статистического учета их величины никогда не совпадают. Чтобы сбалансировать эти две части, объем расходов увеличивают до уровня доходов, информация о которых имеется почти у всех национальных туристских администраций и является более полной и правильной.

Проблемы полноты и сопоставимости статистической информации предстают в новом свете при проведении исследований макроэкономического воздействия туризма. Оценить значимость туризма как производительного сектора, обеспечивающего ускоренный экономический рост и более высокий уровень занятости населения,  важнейшая задача статистики туризма. Ее решение затруднено из-за несовершенства методологии статистического учета, причина которого коренится в самой индустрии туризма, ее сложной и нетипичной для отраслей природе.

Отрасль экономики представляет собой сложившуюся совокупность предприятий и организаций, объединенных общностью функций, выполняемых ими в системе общественного разделения труда. В статистической практике предприятие относят к той или иной отрасли, исходя из вида деятельности и назначения производимого продукта.

В отличие от всех остальных отраслей, характерным признаком которых является однородность выпускаемой продукции, в туризме, станет ли предлагаемый продукт туристским или нет, зависит от того, кто, когда, где и зачем его приобретает. Конечное потребление продукта определяет границы, состав и структуру туристской индустрии. Такая ее трактовка не соответствует общепринятой дефиниции индустрии, а статистика индустрии туризма, по существу, сводящаяся к статистике туристского потребления, выпадает из отраслевой статистики. Показатели туристских: прибытий, доходов и расходов, содержащие ценные характеристики покупательского поведения посетителей, не дают представления о туристском продукте и его составляющих, видах деятельности, включаемых в индустрию туризма. Узость информационной базы, отсутствие методологического единства и сопоставимости с показателями других отраслей приводят к недооценке экономической роли туризма. Хотя значимость туристского сектора для экономики очевидна, она не нашла должного отражения в статистике.

Серьезную работу по совершенствованию статистического учета ведут международные организации. Выше уже говорилось о той роли, которую играет ВТО в обеспечении полноты и достоверности статистической информации о туризме. При ее руководящем органе - исполнительном совете - создан Комитет по статистике, а в состав секретариата входит сектор статистики.

татистики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1440. Лингвопереводческие концепции американских переводоведов второй половины ХХ-начала ХХІ века 19.04 MB
  Перевод как один из древнейших видов человеческой деятельности, его роль в развитии социума, особая роль лингвопереводческих концепций Ю.А. Найды в развитии теории и практики межъязыковой коммуникации в США. Предпосылки развития генеративной лингвистики, формальная и динамическая эквивалентность, роль рецептора перевода.
1441. Методика складання розкладу занять 213.34 KB
  Важливим елементом організації роботи навчального закладу є науковий підхід до складання розкладу занять, розглянутий у роботі В.Пайкеса Методика складання розкладу занять у загальноосвітній установі. Раціонально складений розклад занять сприяє ефективності НВП, зниженню і ліквідації перевантажень учнів, підвищенню працездатності учнів і вчителів.
1442. Прогнозирование курсов валют на рынке Forex 196.69 KB
  Главная задача любого инвестора — купить дешевле и продать дороже. Чем выше изменчивость цен актива, тем больше имеется возможностей для проведения выигрышных стратегий торговли, но они сопряжены с высоким риском. Ключевым вопросом при этом является определение направления, величины и волатильности (изменчивости) будущих цен на основе прошлых данных. В статье дается пример прогноза курсов валют на рынке Forex, полученного с применением нейронных технологий.
1443. Основы экономического управления 170 KB
  Конечные производственные результаты (выручка от реализации всей продукции). Внешняя норма доходности. Жизненный цикл проекта. Разработка концепции проекта. Показатели бюджетной эффективности. Сальдо накопленных реальных денег.
1444. Топливные насосы дизельных двигателей 183.5 KB
  Механическое регулирование топливоподачи. По способу дозирования и управления топливоподачей эти топливные насосы напоминают традиционные механические ТНВД распределительного типа. Некоторые электронные ТНВД создают давление впрыскивания около 1500 бар.
1445. Аппараты системы передачи сигналов 356.5 KB
  Принцип построения структурных схем аппаратуры индивидуальных систем передачи. Генераторное оборудование систем передачи с ЧРК. Размещение усилителей в ЛТ. Диаграмма уровней передачи. Накопление помех в ЛТ. Нормирование параметров в зависимости от протяженности и структура каналов. Особенности эксплуатации измерителя уровня П-321.
1446. Проектирование рычажного механизма 150.5 KB
  Кинематический анализ рычажного механизма. Построение планов положений механизма. Определение скорости точки В. Определение скорости точки E. Построение диаграммы скоростей выходного звена. Определение нагрузок, действующих на звенья.
1447. Создание аппарата для перегонки и ректификации 17.49 MB
  Выбор конструкционных материалов для изготовления основного аппарата. Определение скорости пара и диаметра колонны. Подробный расчет дефлегматора – конденсатора. Выбор оптимального нормализованного теплообменного аппарата.
1448. Будівництво трьохповерхового житлового будинку в м. Львові по вулиці Порічковій 68 166 KB
  Описання, розпланування, конструкцій і благоустрою. Техніко-економічні показники. Плани поверхів, підвалу, фундаменту, перекриттів. Інженерні комунікації будинку.