68784

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

Конспект

Культурология и искусствоведение

Хронологические границы периода возникновения искусства: Основные черты первобытного искусства: Древние цивилизации: Основные достижения древних цивилизаций в сфере культуры и искусства: Определение основных понятий и явлений: Искусство Культура Виды искусств Петроглифы Мегалиты Зиккурат Эпос...

Русский

2014-09-25

218 KB

4 чел.

ГОУ ВПО

Красноярский государственный медицинский университет

им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

Факультет фундаментального медицинского образования

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СТУДЕНТА

Макаровой Светланы Валерьевны

Ф.И.О.

103 стом

ГРУППА

ЛЕКЦИИ

Красноярск

2012

ЛЕКЦИЯ 1. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

  1.  Хронологические границы периода возникновения искусства:

  1.  Основные черты первобытного искусства:
  •   
  •   
  •   
  •   
  •  

  1.  Древние цивилизации:

  1.  Основные достижения древних цивилизаций в сфере культуры и искусства:

  1.  Определение основных понятий и явлений:

Искусство

Культура

Виды искусств

Петроглифы

Мегалиты

Зиккурат

Эпос о Гильгамеше

Книги пирамид, книги саркофагов, книги мертвых

ЛЕКЦИЯ 2. ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИ.

  1.  Хронологические границы Античного искусства:

Античность (от лат. antiquus )— древний

Античное искусство - название, возникшее в эпоху Возрождения, для определения древнегреческого и древнеримского искусства.

  1.  Этапы развития античной культуры:

3-2-е тысячелетие до н. э. - на островах Эгейского моря, на острове Крит и в материковой Греции сложилась эгейская, или крито-микенская культура.

XI – VIII вв. до н.э. – гомеровская Греция.

VII – VI вв. до н.э. – греческая архаика.

V – IV вв. до н.э. – греческая классика.

IV – II вв. до н.э. – эллинистическое искусство.

II в. до н.э.   – V в.  н.э.  – римское искусство

  1.  Основные черты и достижения античного искусства:

VIII в. до н.э. – время создания эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея».

776 г. до н.э. – первые Олимпийские игры.

7-6 вв. до н.э. - складывается тип греческого храма с целлой, окруженной со всех сторон колоннадой; формируются два основных ордера греческой архитектуры: дорический и ионический.

600 г. до н.э. – коринфский поэт Арион «изобрел трагический строй».

534 г. до н.э. Феспис в Афинах вводит в исполнение дифирамба актера.

486 г. до н.э. – впервые в программу состязаний введена комедия.

444/443-429гг. до н.э. – период расцвета Афин во время правления Перикла.

27 год до н.э. – Рим становится империей.

476 г.  – падение Западной Римской империи.

  1.  Философы и ученые античности:

Пифагор

Гомеровский период XI – VIII в. до н.э

– первые дошедшие до нас памятники греческой художественной литературы.  Как полагают большинство исследователей, гомеровские поэмы были созданы в Малой Азии, в Ионии в 8 в. до н. э. на основании мифологических сказаний о Троянской войне.

  1.  Определение основных понятий и явлений:

Античность

(восходит к лат. antiquitas — древность) — в общем смысле это слово означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм

Рапсод (аэд)

.Рапсод (аэд) [< греч. rhapsōdos < rhaptō сшиваю + ōdē песнь] - странствующий певец, исполнявший под аккомпанемент лиры эпические песни.

Агон (агонистика)

место для соревнований.

Акрополь

(др.-греч. ἀκρόπολις — верхний город) — возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны). На Акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города.

ЛЕКЦИЯ 3. ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

  1.  Хронологические границы искусства Средневековья:

  1.  Периодизация Средневековья:

  1.  Основные события и характерные черты искусства Средневековья:

  1.  Особенности романского стиля:

  1.  Особенности готического искусства:

  1.  История Византии, её хронологические границы:

  1.  Типы средневековых храмов:

Центрические

Базиликальные

купольная базилика.

 

  1.  Определение основных понятий:

архетипы.

Деисус.

Пантократор.

икона.

  1.  Характеристика древнего учения об исихии, теории о природе света Григория Паламы:

ЛЕКЦИЯ 4. ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ.

  1.  Хронологические границы искусства эпохи Возрождения (Ренессанса):

Треченто. Проторенессанс 1-й  половины Х III  - начала  ХIV  века.

Кватроченто. Раннее Возрождение  XV   века.  

Чинквеченто. Высокое Возрождение с  конца XV- первой трети XVI века.

Позднее Возрождение в середине и  второй половине XVI века

  1.  Этапы развития Возрождения в Европе:

Формируется аполитическая монархия, укрепляются эконом и обществ вольности городов. Духовное брожение приводит к реформации и контрреформации.

  1.  Основные черты и открытия эпохи: открытие америки-1492, америго вескучи, колумб. Васко де гамма - путь индии. магелан- кругосветное путешествие. Открытие гелиоцентрической системы (коперник)-центр вселенной солнце.

  1.  Два главных образца для подражания в искусстве Ренессанса: (мартин лютер-реформатер германии, протестанист)
  •  Античность (образцово-классическое искусство)
  •  Природа (подражание природе, художник соревнуется с Великим Творцом)
  1.  Родиной Возрождения является ……………Италия……………………..

Основные центры: Флоренция(цветущая. Центр ренессанской культуры), Венеция(праздничная, потрясающая), Рим.

  1.  Особенности итальянского искусства эпохи Возрождения:

  •  Архитектура – наряду со строительством соборов(Св. Марка, Св. Петра) и церквей, важное место занимают светские архитектурные постройки- плаццо(Медичи), ратуши, городские площади(св. Петра), и т.п. Паладио-арх.(Вилла Ротонда)

  •  Живопись – Дюрер-гравюры, Альберти – говорил природа есть Бог. Леонардо давинчи(джоконда, , рафаэлло(образ богоматери, сикстинская капелла, автопортрет), микеланжело(пьета-жалость, фреска-«страшный Суд» – великие мастера Рима.

Появляется: объем, перспектива, меняются жанры, появление античных сюжетов, мифов, портретов, бытовые, пейзажи, гравюры.

  •  Литература – (иоган гутенбекрг-1440г. Книгопечатание) литературный язык-данте, рождается первая лит школа, устанав лит язык тосканского диалекта, появляются жанры- баллады, сонеты, реалистические новеллы, секстины, мадригалы, канцоны.

Петрарка Франческо, Покаччо Джовани.

  •  Театр – народная комедия комедия масок в 15в. 15в возрождается античная комедия и в начале 16в ант трагедия, ем самым утверждается форма светского театра

  •  Музыка –рассвет духовной музыки – мессы. Развитие светской, городской культурры  раманселла, шансон(фо франции), фроттола, лид(в Германии)

Франческо Ландини (франческо слепой)1325(35)-1397-органист и композитор.

Джованни Пьерлуджи Да Полистрина

  1.  Определение понятий и явлений:

Гумманизм

Человеческий, интеллектуальное движение возникшее в италии(флоренция) в второй половине15 века положившее учение о человеке.(воспитание нового человека)

Медичи

Олигархическое семейство. С 13-18 в неоднократно становились правителями Флоренкии. Меценаты.

Северное Возрождение

Готика роль 16-25

Метризы

-школа, первые образовательные учреждения, певчих. Тривиий-граматика, риторика, диалектика. квадрий-арифметика астрономия,Музыка,геометрия

  1.  Нидерландская полифоническая школа сложилась в …… веке. Она включает следующих композиторов:гийом Дюфари1440-1474, жиль беншуа14

Иоханес икегем

Жоскен депре

Андриан вилларт

Основные жанры творчества

  1.  Возрождение во Франции.

Франциск1 Валуа. Привил ренесатские идеи. выстроил культуру по венесанской. Дворец фонтебло. Развитие поэтического искусство(Плеяда-1549). Академия поэзии и музыки(антуан де баиф)

  1.  Возрождение в Германии.

Конец 15-16в а. Дюрер(1471-1528)немецкий живописец и график. Гравюра- меланхолия.

Матиас грюнеарт (Малое распятие, адам и ева, мадонна с младенцем.

Гл деатель Максимилиан1 приблизил музыкантов художников, издавал литературу.

Музыка-майсиерзингеры-мастера пения(иск родилось в ремесленных цехах) ганс сакс один из знаменитых майстерзингеров.

  1.  Возрождение в Англии.

Центр кембридж оксфорд. Англ гуманизм возрад театр, шекснир

ЛЕКЦИЯ 5. ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ (2)

  1.  Культурный фундамент европейской цивилизации: обращение к технике масляной живописи в Италии. Веницианская республика-Очаг ренессансной культуры и гуманизма,иствоздалель альфреда мануция

  1.  Развитие группового портрета в интерьере. 

Синтез нидерландских и флорентийских влияний в его творчестве. Новизна художественных приемов в монументальной живописи и в организации с ее помощью архитектурного пространства. Герцог Лодовико Гонзага с семьёй и приближёнными. Роспись камеры дельи Спози в мантуанском дворце герцога Гонзага (1471-1474).

  1.  Идея произведения «Святая аллегория» (1488) Джованни Беллини:

Джованни Беллини. Святая аллегория (1488 г.). Его представление о природе как о главном гармонизирующем начале. Тишина и созерцательность произведений, метафоричная емкость его образов. Поиск пространственного равновесия. Колористические достижения мастера.

  1.  Определение воздушной перспективы:   

Целомудренная поэтичность его образов, унаследованная от Джованни Беллини. Реформатор живописи (Мантенья, Леонардо да Винчи) пишет на литературные темы, стремится к одухотворённости и психологизму, вводит изображение нагого тела, передаёт состояние природы, предпочитая воздушную перспективу, тонкие переходы цвета по мере удаления от глаз зрителя, и цветовые отношения в свету и тенях.

  1.  Эволюция исторического жанра на примере многофигурной композиции Веронезе.

  1.  Отличительные черты  мировоззрения, понимания образа человека и природы в Северном Возрождении.

Религиозные войны, движение Реформации. Развитие капиталистических отношений в городах, преобладание бюргерского уклада.

Идеал благочестия, уважения к «среднему человеку», любовь к природе.

Отсутствие культа героической личности.

Преклонение перед природой, космический взгляд на мир.   

Своеобразие искусства Северного Ренессанса, его готические основы, ограниченное влияние античности.

Представление о человеке как о части природы.

Эмпирическое осмысление пространства, в большей степени эмоциональное, чем рациональное.

 

  1.  Основные черты нидерландской школы живописи.

Формирование в I половине XV века – Робер Кампен  («мастер из Флемаля»), Ян ван Эйк,  Рогир ван дер Вейден, Гуго ван дер Гус, Ганс Мемлинг.

Ян ван Эйк (1390-1441). Совместная работа с братом Губертом. Близость к бургундскому двору, аристократичный характер творчества. Пантеизм. Гентский алтарь (1432 г.). Цельность представления о мире в сочетании с любовью к деталям, разработка уникального колорита.

Пантеизм, натурализм,…

Живопись Южных Нидерландов. Готическая религиозность и реализм в творчестве Рогира ван дер Вейдена, последовательность его композиционных поисков. Снятие с креста (1437-1438 гг.).

Драматизм образов Гуго ван дер Гуса, высокое представление о человеке, простонародность образов; поиск трехмерного пространства и колористического напряжения. Алтарь Портинари (1473-1475 гг.).

Аристократичный характер и рафинированная декоративность живописи Ганса Мемлинга. Страшный суд (1466-1473 гг.).

Нидерланды под властью Габсбургов в XVI веке. Гуманизм в Нидерландах (Эразм Роттердамский). Проникновение идей Реформации, особенно кальвинизма. Иконоборчество. Усиление испанского диктата во второй половине XVI века, католическая реакция. Революция в Нидерландах, отделение северных штатов (Голландии).  Живопись Нидерландов конца XV-XVI века – Иероним Босх (Иероним ван Акен).

  1.  Этическая идея произведений Босха.

 Соединение средневековья и Ренессанса в его искусстве.

Пессимизм мироощущения. Интеллектуальный характер творчества. Фантастика и символика в соединении с реалистичностью изображений, использование фольклорных мотивов. Этическая идея Босха. Образ «человечества изнутри». Воз сена (1500-1502). Страшный суд (1503-1504).

  1.  Главные черты произведений Брейгеля.

Ирония и метафоричность произведений Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого 1525-1569), философские размышления, отсутствие созерцательности, энергия жизни в его картинах. Самобытность многофигурных композиций. Ощущение необъятности мира. Слепые (1568 г. Все идут за ним, нищие, больные и все они попадают в пропасть). Охотники на снегу (1565 г.)

  1.  Определение гравюры: (с фр – оттиск. Печать)= эстамп вид печатной графики, многотиражна

вид графического искусства, произведения которого в завершенном виде представлены печатными оттисками, и классифицируемы таким понятием и термином как эстамп, объединяющим разные виды печатных графических произведений, созданных в различных техниках высокой и глубокой печати. Оттиски гравюры получают с «досок», которые используются для тиражирования изображения разными способами печати с их рельефных поверхностей — на цинкографических и позолотных прессах или на офортном станке, в цветной гравюре, кьяроскуро — с нескольких досок. Каждый оттиск, полученный с печатной формы, считается авторским произведением.  Плоска печать- литография. Высокая гравюра- ксилография(дерево, рисую, Пишу). Линогравюра, углубленная гравюра- офорт, гравюра на метале.

  1.  Основная тема картины-завещания Дюрера «Четыре апостола» (1526).

«Четыре апостола» (1526) воплощают образы поборников истины и справедливости, чьи изречения направлены против лжепророков и лжеучений. Картина-завещание преподнесена в дар городу.

Четыре темперамента. Молодой и спокойный Иоанн(в красном плаще)персонифицирует темперамент сангвинический; Петр, старый и усталый, - флегматический; свирепого вида, сверкающий белками глаз Марк - типичный холерик; настороженный и злой Павел(в бело-голубом плаще) – меланхолик.

Гравюра на меди. Меланхолия (1514 г.). Сочетание монументальности и детальной конкретности изображений ассоциируется с глубокой преданностью натуре и стремлением воспроизвести её с максимальной точностью.

Масштаб и универсальность личности Альбрехта Дюрера. Адаптация идей итальянского Возрождения, их плодотворный синтез с национальной готикой. Новый тип художника-учёного. «Четыре книги о пропорциях» (1528). Автопортрет (1498).

  1.  Тип женской красоты в произведениях Кранаха  Старшего.

Светское начало и самобытное освоение античности в творчестве Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553). Юдифь (1530 г.) и «Принцесса Сибилла Клевская» (1526) воплощают идеальный тип женской красоты.

  1.  Что предпочитал раскрыть в содержании картины «Мёртвый Христос» (1591) Гольбейн Младший?

Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Мёртвый Христос (1521 г.). Религиозное содержание картины отодвинуто на второй план, предпочитая неприкрытый реализм тления трупа. Классический характер, уравновешенность его произведений, отход от готики.

ЛЕКЦИЯ 6. ЭПОХА БАРОККО

  1.  Хронологические границы эпохи барокко:1600-1750гг.
  2.  Определение понятий и явлений:

Барокко

итал. barocco — «странный», «причудливый». Термин возник у португальских ювелиров - порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы». С 1570 г. он перекочевал в итальянскую литературу, характеризуя персонажа с причудливым характером.

Опера

«opera scenica» (opera – ит. труд, изделие, творение)  появился у венецианского композитора Франческо Кавалли, обозначившего таким образом свою первую драму на музыке «Свадьба Фетиды и Пелея» (1639), поставленную в венецианском театре Сан-Кассиано.

Классицизм

(от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль в европейском искусстве 17–начала 19 вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Классицизм, развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 в.

Балет

  1.  Основные черты эпохи барокко:

Барокко в узком значении определяет конкретный стиль, возникший первоначально в итальянской архитектуре конца  XVI века.В широком значении под барокко понимается стиль определенной исторической эпохи, хронологические границы которой простираются от 1600 до 1750 гг.

  1.  Философы и ученые эпохи барокко:

Англия -Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704) – «Опыт о человеческом разуме», Исаак Ньютон – (1643-1727)

Франция - Рене Декарт (1596-1660) – основоположник рационализма - «Я мыслю – следовательно, я существую»

Германия - Иоганн Кеплер (1571-1630), Готфрид Лейбниц (1646-1716)

ИталияГалилео Галилей (1564-1642)

Голландия - Бенедикт Спиноза (1632-1677)

  1.  Направления в искусстве, существовавшие в рамках единого хронологического периода – эпохи барокко:

Следствие противоречивости и переходности эпохи барокко - сосуществование различных направлений в рамках одного хронологического периода:

- барокко

- Ренессансный реализм (Сервантес, Лопе де Вега)

- Классицизм (Корнель, Расин, Мольер)

- рококо

  1.  Главные события в сфере музыки и театра:

Рождение оперы, которая выводит на сцену солиста.

Развитие инструментальной музыки как самостоятельной жанровой сферы.

Установление принципов классицизма – одного из ведущих направлений искусства XVII века - во французском театре.

Выдвижение в качестве ведущего вида искусства – театра.

  1.  Шекспир и театр в Англии:

Главная цель искусства барокко  - поразить, потрясти воображение, поэтому театральность стала его неотъемлемой чертой.

Не случайно одна из самых популярных аллегорий барокко представляет мир в виде театра.

«Весь мир –театр» - авторство этой фразы традиционно приписывается Уильяму Шекспиру (монолог Жака из комедии "Как вам это понравится«)Mundus universus exercet histhonam – в переводе с латинского: Весь мир занимается лицедейством.

Эта строка украшала фронтон здания в Лондоне, где размещался театр «Глобус», для которого писал свои пьесы Шекспир.

Однако эти слова принадлежат римскому писателю Гаю Петронию (1 в. н.э.).

Шекспировский театр был построен в 1599 году из балок разобранного первого публичного (общедоступного) театрального здания, построенного в 1576 году Джеймсом Бёрбеджем, руководителем одной из странствующих трупп.  Оно носило незамысловатое название «Театр»

Ромео и Джульета, сон в летнюю ночь, король Лир..

  1.  Особенности европейской театральной архитектуры и декораций в эпоху барокко:

Декорации выражали барочную идею бесконечности и беспредельности мира, в котором человек уже не мера всех вещей (как это было в эпоху Ренессанса), а лишь малая частица этого мира.. Другая черта декораций 17 в. – их динамичность и изменчивость: на сцене (и на «земле», и под «водой», и в «небесах») совершалось множество самых фантастических, мифологических метаморфоз, событий, превращений.

Технически мгновенные смены одних картин другими производились сначала с помощью телариев (трехгранных вращающихся призм). Затем были изобретены кулисные механизмы и целая система театральных машин.

Ведущие мастера декорационного барокко 17 в. – Б.Буонталенти, Дж. и А.Париджи, Л.Фуртенбах, Л.Бурначини, Г.Мауро, Ф.Сантурини, К.Лотти, наконец, Дж.Торелли, который реализовывал итальянскую систему оформления спектаклей в Париже.

  1.  Опера барокко:

сюжеты - историко-легендарные, мифологические; комедийно-бытовые; типизированные герои по их характеру и чувствам; типизированные сюжетные схемы положений и ситуаций;

3-х актная композиция, номерная структура;

Откристаллизовались типизированные оперные формы: Sinfonia – инструментальное вступление к опере

    Арии - основные типы: ария lamento, бравурная/героическая, пасторальная, легкая/буффонная.

    Речитативы

  1.  Основные черты и представители классицизма во Франции:

В основе классицизма лежат принципы рационалистической философии Р. Декарта, обусловившие взгляд теоретиков и практиков классицизма на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. Предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное. Эстетическим идеалом служила античность.

Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.

Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей – разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма, регламентацию художественных правил.

Эстетическая программа классицизма устанавливала иерархию жанров — «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). Правило трех единств – места, времени, действия.  

В наибольшей степени принципы классицизма выражены в трагедиях П. Корнеля и Ж. Расина, комедиях Ж.Б. Мольера, сатире Н. Буало, баснях Ж. Лафонтена, прозе Ф. Ларошфуко (Франция).

Классицизм сложился в XVII веке во Франции, а в XVIII веке он превратился в международное явление, включив в свою орбиту, по мере распространения идей Просвещения, практически все европейские страны. Особенностью этого периода классицизма стало проявление черт реализма, стремление к ясности и простоте, отражение просветительского идеала “естественной человечности”.

ЛЕКЦИЯ 7. ЭПОХА БАРОККО

Просвещение - это прогрессивная общественная деятельность, распространение передовых идей и знаний.

  1.  Эпоха Просвещение, её идеология и значение.

Всесилие человеческого разума в идеях Просвещения (Вольтер, Руссо, Монтескье, Гердер, Лессинг, Шиллер, Гете) сказывается в создании проектов нового общественного устройства.

Школа материалистических мыслителей (Дидро, Гельвеций, Гольбах) считает ощущение отражением объективной реальности.

Идеалисты (Беркли, Юм, Кант) рассматривают ощущение как субъективное состояние сознания.

  1.  Хроника политических режимов и искусство Франции:

1715-1723 – Эпоха Регентства.

1723-1774 – правление Людовика XV. 1774-1789 – правление Людовика XVI.

Искусство не подчиняется воздействию двора, а широко оценивается общественностью.

Дидро делает обзоры выставок (1759-1781).

Салон (академические выставки) устраиваются с 1667 года в квадратном салоне Лувра (каждые два года с 1746).

  1.  Определение стиля рококо, его главные черты.

Рококо (рокайль, рок – скала) – украшение в виде грубо обработанных камней и раковин, декорировка гротов и фонтанов.

С XVIII века барокко перерождается в рококо – стиль интимного, камерного характера, который отличают легкомыслие, наслаждение жизнью, расточительность и праздность, равнодушие к общественной жизни и патриотическим чувствам.

Семантический (значение, смысл) ореол рококо составляет причуда, прихоть, каприз.

Аббат Дюбо пишет о назначении живописи и поэзии – «трогать и нравиться», «естественность искуссвенна и подправлена» (1719).

Художественный вкус рококо – это тяга к живописности, феминизму (женственности), вуайеризму (любопытству), сенсуализму (эротизму).

Галантность – искусство быть приятным,  эстетика нюансов и намёков.

Привлекательность – нечто неуловимое,  недоступное для ума, переживаемое  сердцем.

Красота (грация) закономерна и  умопостигаема.

Распространение гедонистических  настроений. Антуан Ватто (1684-1721) . Отплытие на остров Киферу (1717 г.).

  1.  Распространение гедонистических настроений в картинах  Ватто.  Отплытие на остров кифиру(цетера)-галантная сцена

Жиль,

Лавка Жерсена (1720 г.). «Светская беседа» как плод трансформации идеалов и стиля жизни аристократии, стремление обрести образ самой себя, отличной от культурной модели прошлого.

  1.  Концепция мифологического портрета  Натье.

Жан-Марк Натье (1685-1766) стал представителем мифологического портрета с разработкой концепции идеализированной аллегории. Он изображал знатных особ в образах муз, нимф, богов. «Никаких неточностей не обнаружено, лишь непостижимое делало лицо неуловимо прекрасным» (Казанова).

  1.  Основная тема «Пастушеской сценки» (1740)  Буше.  

Ж.Ж.Руссо воспевал радости сельской жизни, истинность естественных отношений. Он не научился строго различать свойства рассудка и чувств, движение интеллекта и порывы сердца. Франсуа Буше. Пастушеская сценка. (1740).

Говорит о тесном слиянии человека и природы, а с другой идиллия представления любви. Эклок пастераль

  1.  Традиции ориентализма в творчестве Лиотара.  

Ориентализм-ориентируемся на экзотику.

Жан-Этьен Лиотар (1702-1789) работает в традициях ориентализма, увлекаясь экзотикой. Шоколадница (1744-1745).Портрет красавицы Анны Бальдауф (Anna Baltauf) 

  1.  Определение натюрморта у Шардена:

Ж.Б. Шарден (1699-1779) является изобретателем редкого и особого жанра: достоверность, интимная лирика, непринуждённая простота. Прачка (1733). Развитие идеи естественного человека, воспитание добродетелей и сентиментальной чувствительности.

В натюрмортах Шарден стирал грань между живой и неживой природой, преображал предметы повседневной реальности, использовал всеобъемлющую модель света и тени. Натюрморт с атрибутами искусств (1760-е годы).

  1.  Фрагонар как создатель серии «Любовные аллегории»

Чтобы стать «как в жизни», художественный образ должен быть найден и отточен до неоспоримости. Ж.О. Фрагонар (1732-1806) предпочитает передать порыв и мимолётность мысли в работе Счастливые возможности качелей (1767 г.).

 Графиня Дюбарри для Лювесьенского замка заказала Жану-Оноре Фрагонару (1732-1806) цикл панно «Любовные аллегории» (1771).Увенчание венком

  1.  Две концепции образа Вольтера во французской скульптуре:

Жан-Батист Пигаль. Вольтер. 1776

Ж.А. Гудон (1741-1828) как пример достижения реализма во французской пластике. Статуя Вольтера (1781) воплощает богаство духовной жизни, интеллектуальную значимость изображённого.

  1.  Возникновение новой волны классицизма в архитектуре.

Возникновение новой волны классицизма во второй половине XVIII века. Архитектура Ж.А. Габриэля (1698-1782) отличает строгость, простота и симметричность построения в Малом Трианоне (1761-1768) Версальского парка.

  1.  Обращение к прошлой и современной истории у Давида.

Ж.Л.Давид (1748-1825) – глава революционного классицизма, его связь с современной политикой и идеями Великой французской революции на примере обращения к прошлой и современной истории, ее героям. Клятва Горациев (1784 г.). Брут (1789 г.).

  1.  Теоретические принципы и художественные воззрения Рейнолдса.

Золотой век портретного искусства Англии: У. Хогарт, Д. Рейнолдс, Т. Гейнсборо,  Д. Ромни, Д. Хопнер и др. Первый президент, портретист и исторический живописец Джошуа Рейнолдс (1723-1892) изложил в пятнадцати «Речах» свои теоретические принципы и художественные воззрения.

Смысл творчества он видел в утверждении в искусстве высокого идеала, связанного с национальной действительностью. Адмирал лорд Хитфелд (1787-1788).

  1.  Определение ведуты:

Городской пейзаж – ведута – с топографической точностью изображает виды Венеции и его окрестности. Каналетто (1691-1768) поэтично и правдиво изображая каналы и площади во время торжества с элементами бытописания, передавая насыщенную влагой атмосферу города, прозрачность теней, цвет освещенного солнцем мрамора.

  1.  Канон «идеальной красоты» и академическая система Менгса.

Расцвет немецкой классической философии (Иммануил Кант, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Иоганн Готлиб Фихте) и ее воздействие на развитие европейской мысли 19 века. Эпоха Просвещения в Германии отмечена новой волной обращения к античному искусству. Антон Рафаэль Менгс (1728-1799) сочетал каноны «идеальной красоты» с академической системой в картине Персей и Андромеда (1774-1777).

ЛЕКЦИЯ 8. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ

  1.  Хронологические границы эпохи Просвещения: между двумя революциями,

Английской1688-1689

Великой французской революцией 1789-1795

  1.  Определение понятий и явлений:

Просвещение

Название закрепилось после выхода статьи И. Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» (1784)Переосмысляя христианский образ (просвещение человечества светом учения Христа), просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума.

Канта в работе просвещение человечества светом разума

Венская классическая школа

Группа композиторов гайн бетховен моцарт которые творили на протяжении двух веков 18-19вв

Симфония

Жанр инструментальной музыки для оркестра состоящий из 4-х частей.

Реквием

  1.  Страна, где зародилось Просвещение, и имена философов, в чьих трудах были сформулированы основные идеи эпохи:

Англия. Основоположник Джон Локк. Свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности.

Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704) и его последователей Г.Болингброка (1678–1751), Д.Аддисона (1672–1719), А.Э.Шефтсбери (1671–1713), Ф.Хатчесона (1694–1747). Ими были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор».

  1.  Второй этап развития Просвещения в Европе:

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778), писатель, философ.

Второй этап:

Основную роль играли Д. Дидро (1713–1784) и энциклопедисты.

Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д'Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо.

  1.  Позднее просвещение - Германия:

Страны Восточной Европы, Россия и Германия. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер.

Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение «Идеи к философии истории человечества» (1784–1791) стало первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки.

  1.  Основные понятия и идеи эпохи:

Разум – центральное понятие эпохи

В представлении просветителей, разум дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя. И то, и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать. Таким образом, обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание.

  1.  Йозеф Гайдн (краткая характеристика творчества):

Гайдн написал 104 симфонии. Первая была создана в 1759 году для капеллы графа Морцина, а последняя – в 1795 году в связи с лондонскими гастролями.

Всего во время гастролей было написано 12 симфоний, которые получили название Лондонских. Написаны для Лондонского филармонического общества во время 2-х поездок в Англию: 1791-92, 1794-95.

Названия, данные симфониям Гайдна и закрепившиеся в практике, принадлежат слушателям. Некоторые из них передают общий характер произведения («Прощальная» – № 45), другие отражают особенности оркестровки («С сигналом рога» – № 31, «С тремоло литавр» – № 103) или акцентируют какой-то запоминающийся образ  («Медведь» – № 82, «Курица» – № 83, «Часы» – № 101). Иногда названия симфоний связаны с обстоятельствами их создания или исполнения («Оксфордская» – № 92, шесть «Парижских» симфоний 80-х годов). 

  1.  Вольфганг Амадей Моцарт (краткая характеристика творчества):

Игре на музыкальных инструментах и сочинению Моцарта обучил его отец — скрипач и композитор Л. Моцарт.

С 4-летнего возраста Моцарт играл на клавесине, с 5—6 лет начал сочинять (в 8—9 лет Моцарт создал первые симфонии, а в 10—11 — первые произведения для музыкального театра).Концертмейстер (1769-1779), затем органист

(1779—81) при дворе зальцбургского князя-архиепископа.

В 1770 г. был избран членом Филармонической академии в Болонье (у руководителя академии падре Мартини брал уроки композиции), получил в Риме от папы орден Золотой шпоры.

Оперы - «Свадьба Фигаро», «Так поступают все», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта» и др.

Симфонии (41)

Сонаты, квартеты, серенады, дивертисменты и др.

  1.  Людвиг ван Бетховен (краткая характеристика творчества):

Бетховен выдвинул новую концепцию художника – духовного вождя человечества, просветителя, преображающего сознание людей.

Искусство должно не услаждать, а потрясать, «высекать огонь из мужественных сердец» и тем самым возвышать и очищать душу.

Музыка Бетховена обрела героический пафос, мятежный дух, напряженный драматизм, суровую патетику.

ЛЕКЦИЯ 9. РУССКОЕ ИСКУССТВО – ОТ ИСТОКОВ ДО XVIII ВЕКА

  1.  Носители бесписьменной песенно-поэтической традиции на Руси, жанры их творчества:

  1.  Основные даты:

Крещение Руси – 988

Изобретение Кириллицы –

Время появления первой летописи –

Книгопечатание на Руси –

Первая славянская певческая рукопись –

Рождение театра –

Появление итальянской оперы в России –

Строительство Эрмитажного театра -

  1.  Определение понятий и явлений:

Знаменный роспев

Азбука Александра Мезенца

Стихира

Партесное пение

Роговая музыка

  1.  Первые профессиональные артисты на Руси -

  1.  Первые директор, писатель и актер русского театра -

  1.  Система театров в России в конце 18 – 19 вв.:

ЛЕКЦИЯ 10. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ (X-XVII ВЕКА)

1.Периодизация и роль христианства в формировании древнерусского искусства:

В 988 году при князе Владимире официальной религией стало христианство.

Монах Нестор ведёт летописное повествование, объединяя в книгу «Повесть временных лет».

Огромна роль принятия христианства в формировании древнерусского искусства, византийских и местных традиций.

Постройки крестово-купольного храма – это новая система планового и пространственного решения архитектуры.

Силуэт здания имеет многоступенчатость, заимствованная у деревянного зодчества.

2.Определение понятий:

зодчество

это слово возводят к  старославянскому глаголу «здати», что  означает создавать, строить.

церковь

это  греческое слово  переводится как «принадлежит Богу».

Соборы и храмы Древней Руси выстроены  из плинфы. Греческое слово плинфа  переводится как «кирпич».

Соборный храм – это храм, служба в  котором ведётся в течение всей недели.

Церковь – место службы только по  воскресеньям и большим праздникам.

3.Характеристика сцены Евхаристия в соборе Святой Софии в Киеве (1019-1032):

Сцена Евхаристия – это причащение апостолов хлебом и вином, символизирующим тело и кровь Христа. Слово переводится как «благодарение».

      4.Главные черты живописи Новгорода XI-XIII веков:

             

Собор Святой Софии в Новгороде (1045-1050) построен в центре Детинца (кремля) как ансамбль. Храм суровее, лаконичнее и строже.

Живопись Новгорода XI - XIII веков выделяется аристократическим (византийским) и местным, демократическим направлением. Ангел Златые власа XII века.

            5.Определение понятий:

Аркатурно-колончатый пояс

рельефный декор, «опоясывающий» здание по горизонтали и состоящий из повторяющихся арок и полуколонок, опирающихся на кронштейны, опоры.

закомары

полукруглые завершения стен.

               Барабан – архитектурная конструкция, обычно круглая в плане, возвышающаяся над основным объёмом здания и несущая на себе купол.

Апсида – выступ, полукруглый в плане. Апсид может быть одна, три или пять, в них помещена алтарная часть храма.

Портал – архитектурное оформление входа.

              6.Характеристика иконостаса:

 Ведущая роль Москвы в русском искусстве  с XIV-XV веков и в создании одного из  первых русских иконостасов.

Иконостас – стена икон, отделяющая  алтарную часть от основного  пространства храма.

Он образован рядами, из которых первый,  нижний, посвящён темам и святым.

Второй – деисусный, сцена моления.

Третий составляет праздничный ряд.

Начало каменного строительства в Московском княжестве при Иване Калите. Иконы деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля расписаны Феофаном Греком, Андреем Рублевым  и Прохором с Городца.

Феофан Грек. Спас в силах. 1405. Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля

              7.Иконография Троицы Андрея Рублёва:

Иконография – в средневековом искусстве устойчивая традиция изображения лиц и событий.

Канон – система правил, освящённых церковью.

В переводе с греческого означает «норма», «правило».

Троица Ветхозаветная – изображение трёх ангелов, в образе которых Бог явился одному из праотцев, старцу Аврааму.

Троица Новозаветная – изображение Саваофа с Иисусом Христом и со Святым Духом.

Саваоф – первое лицо Троицы, Бог Отец, переводится с древнееврейского как «воинственный», один из эпитетов ветхозаветного Бога Яхве.

                8.Дионисий и характеристика фресок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502, 1504-1507):

Московская живопись последней трети XV в. Творчество Дионисия (ок.1440-ок.1502) и мастеров его школы: росписи в Пафнутьеве Боровском монастыре, Успенском соборе Московского Кремля, в Ферапонтове монастыре.

Фрески собора Рождества Богородицы  Ферапонтова монастыря иллюстрируют  гимны Акафиста.

Они сложены в  VI  веке византийским  поэтом Романом Сладкопевцем.

Тема круга повторяется в каждой  композиции и всего цикла.

Живопись передаёт ритмичность  песнопения.

Моделировать – в живописи создавать  объём красочными средствами.

                9.Основная тема житийной иконы:

Подробное обстоятельное обозначение всех действий святого, принято читать как книгу. Читают с лева на право

Торжеение самого святогоственное изобра. Выделение белого фона

                10.Развитие зодчества в XVI веке:

Сложение столпообразного храма,  использование восьмерика и шатрового  покрытия, обогащение типа в церкви  Вознесения в селе Коломенском (1532),  Иоанна Предтечи в Дьякове (1547).

Первая постройка воздвигнута по велению  великого князя Василия  III  в память о  рождении наследника.

Второй храм возведён в честь венчания  Ивана  IV  на царство

                  11. «Строгановская школа» в иконописи:

"Строгановская школа" в иконописи и творчество Прокопия Чирина, Никифора Савина отличаются тонкой манерой письма, ювелирной выписанностью деталей

                12.Новые черты в гражданском зодчестве:

Новые черты в гражданском зодчестве  связаны с новыми светскими формами.

Причудливо украшены интерьеры дворца.

Поливные изразцы венчают верхний ярус  ступенчатого дворца.

                13. «Нарышкинский стиль» в культовой архитектуре:

последний этап в развитии древнерусского искусства в церкви Покрова в Филях (1690-1693).

                  14.Определение парсуны:

(«персона») – первый светский жанр в древнерусской живописи, в котором ощутимы иконописные черты (идеализация).

                  15.Организация художественной жизни при дворе в XVII веке:

 Оружейная палата,  царские живописцы и иконописцы  знакомились с масляной техникой, с  законами прямой перспективы, с  особенностями светотеневой  моделировки форм.

Симон Ушаков (1626-1685) отстаивает  право художника изображать реальную  жизнь.

ЛЕКЦИЯ 11. РУССКОЕ ИСКУССТВО XIX ВЕКА

 

           1.Русское искусство в контексте исторического развития государства и взаимного влияния      других культурных традиций:

2.Идея ансамбля и синтеза искусств  Воронихина:

3.Архитектурные комплексы Росси:

4.Александровская колонна Монферрана (1834), замысел и его воплощение:

5.Этическая идея памятника Минину и Пожарскому (1804-1818):

      6.Два замысла в решении портретного образа Пушкина:

      7.Новые возможности интерпретаций в автопортрете:

8.Характеристика школы Венецианова:

           9.Венецианов и национальный идеал русской красоты:   

         

           10.Развитие русского романтического пейзажа:

           11.Романтизм и академизм в творчестве Брюллова:

              12.Александр Иванов и его концепция искусства:

ЛЕКЦИЯ 12. Искусство Серебряного века.

(музыка, театр, литература)

  1.  Хронологические границы периода Серебряного века в русском искусстве:

  1.  Определение понятий и явлений:

Серебряный век

Символизм

Акмеизм

Футуризм

Мир искусства

  1.  Основные литературные течения периода:

  1.  Представители символизма:

  1.  Основоположник школы акмеизма:

  1.  Поэты и писатели Серебряного века:

  1.  Основные черты футуризма:

  1.  Антреприза Дягилева – русские сезоны в Париже:

ЛЕКЦИЯ 13. ИСКУССТВО РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ

(живопись, скульптура, архитектура)

  1.  Исторические и мировоззренческие корни искусства рубежа веков:

  1.  Проблематика эстетики второй половины XIX века:

  1.  Определение понятия импрессионизм и его роль в развитии искусства:

  1.  Эволюция пейзажа у Моне:

  1.  Идея произведения «Семья  Беллели» (1858-1867) Дега:

  1.  Основная тема картины «Мулен де ла Галет» (1876) Ренуара:

  1.  Роден и эволюция образно-пластического решения «героя»:

  1.  Основная тема монументальных работ Далу:

  1.  Главные черты неоимпрессионизма Сёра и Синьяка:

  1.  Салон и новые территории выставочных экспозиций:

  1.  Постимпрессионизм, его характеристика:

  1.  Сезанн как начало художественного процесса Новейшего времени:

  1.  Автопортрет – обращение к субъективной реальности:

  1.  Идея произведений «Купальщики» и «Купальщицы» (1878-1887) Сезанна:

  1.  Роль цвета и краски в творчестве Сезанна:

   

   ЛЕКЦИЯ 14. ОТ МОДЕРНИЗМА К ПОСТМОДЕРНИЗМУ

(музыка, театр, литература)

  1.  Хронологические границы основных этапов развития искусства в конце XIXXX вв.:

Модернизм –

Авангардизм –

Постмодернизм –

  1.  Определение понятий и явлений:

Модернизм

Авангардизм

Постмодернизм

Экспрессионизм

Нововенская школа

Дадаизм

Сюрреализм

Урбанизм

  1.  Импрессионизм в музыке – Клод Дебюсси:

  1.  Экспрессионизм в музыке:

  1.  Группа «Шести» - «Шестерка»:

  1.  Неоклассицизм в музыке:

  1.  Авангард в музыке – Дармштадская школа:

ЛЕКЦИЯ 15. ИСКУССТВО XX ВЕКА

(Живопись, скульптура, архитектура)

1. Специфика искусства XX века:

2. Характеристика фовизма и его представители:

3. Экспрессионизм и его особенности:

4. «Левый экспрессионизм» Германии, новые выразительные приёмы:


5. Кубизм и его основные периоды:

6. Программа футуристического движения в Италии:

7. «Метафизическая школа» Феррары о конкретном предмете и его преобразовании:

8. Скульптура XX века и его основные мастера:

9. Эпоха функционализма в архитектуре, его представители:

10. Американская живопись первой половины XX века, основные имена:

11. Определение стиля настенной мексиканской живописи:

12. Характеристика абстракционизма и его три направления в искусстве:

13. Сюрреализм как приемник дадаизма и его главные черты:

14. Неоавангард и его художественные движения:

ЛЕКЦИЯ 16. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО КРАСНОЯРСКА

  1.  Основные периоды развития культуры и искусства в Красноярске:

  1.  Основные даты:

Основание Красноярского острога –

Открытие первого театра –

Создание музыкального общества –

Создание Народной консерватории –

Создание филармонического общества –

Создание Красноярской краевой филармонии –

Открытие театра музыкальной комедии –

Открытие ТЮЗа –

Открытие театра оперы и балета –

Создание симфонического оркестра –

Открытие института искусств –

Концертный комплекс на Стрелке и Органный зал –

  1.  Название города:

  1.  Роль строительства Московско-сибирского тракта в развитии города:

  1.  Тип застройки города после пожара 1773 года:
  2.  Первые архитектурные памятники Красноярска:

  1.  Основное население Красноярска –

  1.  Первые школы, народные училища и библиотеки города –

  1.  Два пласта городского культурного быта –

  1.  Губернский город: роль губернатора А. Степанова в развитии губернии:

  1.  Роль декабристов в формировании культурной среды в Красноярске:

  1.  Театральное искусство в городе:

  1.  Деятельность Петра Ивановича Кузнецова:

  1.  В.И. Суриков и красноярская рисовальная школа:

  1.  Музыкальное общество в Красноярске:

  1.  Роль Транссибирской магистрали и постройка нового театра:

  1.  Образовательные учреждения в Красноярске в начале ХХ века:

  1.  Роль П.И. Иванова-Радкевича в развитии музыкальной культуры:

  1.  Деятельность Словцовых в Красноярске:

  1.  Красноярский академический симфонический оркестр под упр. народного артиста России Ивана Шпиллера: