6884

Справочно-библиографический аппарат библиотеки

Контрольная

Литература и библиотековедение

Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Определение, состав и задачи справочно-библиографического аппарата (СБА) Согласно ГОСТ 7.26-80 Библиотечное дело. Основные термины и определения справочно-библиографический аппарат (СБА) библи...

Русский

2013-01-08

41.41 KB

137 чел.

Справочно-библиографический аппарат библиотеки

1.Определение, состав и задачи  справочно-библиографического аппарата (СБА)

Согласно ГОСТ 7.26-80 «Библиотечное дело. Основные термины и определения» справочно-библиографический аппарат (СБА) библиотеки есть совокупность справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов и картотек, предназначенная для пропаганды произведений печати и других документов и целенаправленного руководства чтением.

В то же время в органах НТИ и во многих научно-технических библиотеках получил распространение и официальное признание другой термин: справочно-поисковый аппарат (СПА). В ГОСТ 7.27-80 «Научно-информационная деятельность. Основные термины и определения» СПА определен как «совокупность упорядоченных массивов вторичных документов, предназначенная для поиска научно-технической информации».

Таким образом, в официальных определениях СБА и СПА выделены разные функции: в первом случае - пропагандистско-педагогическая (оценочная), во втором - поисковая. В этом - ограниченность обоих определений. Для того чтобы они были более точными, их содержание следует объединить в одном определении.

Поэтому в целях достижения необходимого терминологического единообразия эти термины, вероятно, будут заменены другим, более точным единым термином. На такую роль может претендовать, например, термин «справочный аппарат библиотеки» или органа НТИ. Его главные достоинства - простота, отсутствие излишней детализации. Вместе с тем суть обозначаемого объекта в самой общей форме отражена в нем достаточно ясно.

В самом общем смысле СБА библиотеки представляет собой не только средство библиографического и фактографического поиска, осуществляемого в самых различных целях, но и основу всех без исключения направлений библиографической деятельности библиотеки, всей работы с читателями.

СБА любой библиотеки состоит из двух основных частей: справочно-библиографического фонда (СБФ) и системы каталогов и картотек.

В составе СБА обычно выделяют :

фонд справочных изданий; фактографические поисковые системы;

каталоги;

библиографические издания и картотеки (базы данных); архив выполненных справок;

единый алфавитно-предметный указатель или ключ к СБА.

Такой состав СБА - результат его длительного исторического развития. Первоначально в него входили каталоги, раскрывающие состав и содержание документального фонда библиотеки. Затем в СБА стали включаться различные справочные издания, библиографические пособия, в том числе создаваемые в библиотеке, библиографические картотеки, а также копии наиболее значительных, ранее выполненных письменных библиографических справок, как в данной, так и в других библиотеках.

Функции СБА по расширению информационного потенциала любой библиотеки за счет предоставления сведений об отечественных и зарубежных документах безотносительно к их местонахождению конкретизируется первоочередным требованием: обеспечить читателям доступ к единому библиотечному фонду страны.

Чрезвычайно важным аспектом развития СБА библиотек в современных условиях является все более широкое использование новейших технических средств, в том числе ЭВМ, создание в библиотеках крупных автоматизированных баз библиографических данных.

Только на этой основе, возможно, обеспечить практическую реализацию прогрессивных интеграционных тенденций, кооперацию и координацию СБА библиотек на различных уровнях (ведомственном и межведомственном, региональном и всероссийском), в конечном итоге создание единого справочно-библиографического аппарата всех библиотек страны.

Наиболее общие требования к СБА отдельной библиотеки сводятся к тому, что он должен:

соответствовать объему и содержанию работы библиотеки определенного типа, всемерно способствовать решению стоящих перед ней народнохозяйственных, воспитательных и других задач;

оперативно пополняться новыми материалами и освобождаться от устаревших, неиспользуемых и дублирующих друг друга источников;

профилироваться в соответствии с договорами о кооперации и координации с другими библиотеками и органами НТИ;

сохранять единство, совершенствовать свои системные качества на основе всемерного развития специфических функций составляющих его частей и, вместе с тем, усиления взаимодействия между ними.

Задачи, для решения которых используется СБА, очень разнообразны и связаны со много направлениями деятельности библиотеки. Так, с помощью СБА ведется комплектование и доукомплектование фонда библиотеки. Особенно важна роль СБА в разных формах пропаганды фонда, в библиографическом информировании читателей, их справочно-библиографическом обслуживании, в руководстве чтением, в процессе подготовки библиографических пособий, в работе по повышению уровня библиографической подготовки библиотекарей и читателей, в методической работе библиотек - региональных и отраслевых научно-методических центров.

2.Особенность СБА библиотек разных типов

Черты особенного в СБА наиболее ярко проявляются в двух типах библиотек - универсальных и специальных.

СБА универсальных научных библиотек (УНБ). Наиболее крупные СБА созданы в Государственной библиотеке им. В.И. Ленина (ГБЛ), Российской национальной библиотеке (РНБ), в краевых, областных библиотеках.

В составе СБА ГБЛ есть фонд центральной справочной библиотеки, насчитывающий более 270 тысяч единиц хранения, а также более 200 каталогов и картотек, большой фонд выполненных справок.

В РНБ фонд центральной справочной библиотеки насчитывает более 520 тысяч экземпляров, есть генеральные алфавитный, систематический и предметный каталоги, а также около 100 каталогов и 60 картотек в отделах, обслуживающих читателей, каталоги на отдельные коллекции. В это число не входят каталоги и картотеки для служебных целей.

СБА республиканских, краевых, областных библиотек универсальные по содержанию, различаются по объему и структуре, что обусловлено историей развития библиотеки и современными масштабами ее деятельности. Основная часть СБА сосредоточена в библиографическом отделе и располагается вблизи от пунктов обслуживания читателей. Однако в современной универсальной научной библиотеке многие отделы (в первую очередь отраслевые) ведут библиографическую работу, создают те или иные элементы СБА («распределенный» СБА), поэтому большое значение приобретает вопрос об СБА УНБ как единой системе, находящейся в основном в ведении библиографического отдела.

Библиографический отдел в УНБ формирует основную часть (ядро) справочно-библиографического фонда (СБФ) библиотеки, обеспечивает его актуальность и соответствие информационным потребностям читателей. Отдел создает и ведет библиографические картотеки универсального содержания. Он же формирует фонд выполненных справок. Каталоги библиотеки входят в ядро СБА.

Ответственность за ведение каталогов библиотеки возложена на отдел обработки литературы и организации каталогов. Библиографический отдел руководит работой по составлению сводных каталогов на отдельные виды документов, поступающих в библиотеки региона.

Дифференциация СБА зависит от распределения библиографических функций между библиографическим и другими отделами и выглядит в УНБ, как правило, следующим образом.

СБА библиографического отдела является центральным. Он тесно связан с СБА отраслевых отделов и отделов обслуживания.

В отраслевых отделах создаются специализированные части СБА, дополняющие центральный СБА. Справочно-библиографический фонд отраслевого отдела включает отраслевые энциклопедии, словари и справочники, реферативные журналы и другие отраслевые и тематические библиографические пособия, не имеющие широкого читательского адреса. Так же , как и в центральный СБА, в него могут включаться тематические сборники документов по профилю отдела.

Отраслевые отделы УНБ, как правило, имеют штатного библиографа, который организует и ведет профилированную часть СБА. В нее входят: фонды специальных изданий, информационных карт, листков; каталоги, фактографические и библиографические картотеки по профилю отдела, создаваемые в дополнение к их общей системе , с учетом экономического и культурного профиля региона (например, картотека статей из «трудов» и научных сборников по сельскому хозяйству; каталог патентов, стандартов; картотека иностранных газет и журналов, выписанных библиотекой).

В отделах обслуживания тоже создается свой СБА, который обычно включает руководящие документы, основные энциклопедии, словари, справочники, рекомендательные указатели, картотеку рекомендательных указателей и др. В читальных залах все эти материалы представлены обычно на полках открытого доступа.

Библиографической работой занимается каждый сотрудник библиотеки, для них СБА предстает как одно из средств решения профессиональных задач. Поэтому, в некоторых отделах создаются специфические части СБА, необходимые для внутренних работ, например, у алфавитная картотека печатной карточки Всероссийской книжной палаты (в отделе обработки), картотека доукомплектования (в отделе комплектования), а также части, помогающие более рациональному использованию СБА нескольких библиотек - сводные каталоги и картотеки, СБФ, справочники по библиотекам.

Таким образом, центральный СБА в УНБ обеспечивается установлением единых принципов его организации и развития, тесными связями между всеми частями аппарата, наличием сводных СБА библиотек региона или отрасли, сводных каталогов.

СБА УНБ имеет особенности, отличающие его от СБА ЦБС. Это значительно большая, ретроспективная глубина, позволяющая вести поиск документов (в том числе рукописных) практически от начала книгопечатания; широкое библиографическое отражение многих видов изданий и документов; включение в СБФ иностранных библиографических, справочных и энциклопедических изданий.

СБА ЦБС по многим параметрам подобен СБА областной библиотеки, но его структура сложнее, так как включает части, созданные в центральной библиотеке (в библиографическом и других отделах), и части, которые формируются в библиотеках-филиалах. В некоторых случаях объем фондов и обслуживания самой ЦБС и ее СБА превосходят соответствующие показатели областной библиотеки.

Задачей СБА ЦБС является обеспечение читателям широкого доступа не только к фондам всех библиотек системы, но и к фондам библиотек региона (города, района). С этой целью в СБА ЦБС активно развиваются элементы сводного информирования: центральные и сводные каталоги на фонды ЦБС; сводные каталоги, включающие данные о фондах других библиотек региона; сводные каталоги периодических изданий, получаемых библиотеками разных ведомств; сводные каталоги на СБФ; сводные паспортные данные на каталоги и картотеки всех отделов, филиалов и других библиотек региона; сводные алфавитно-предметные указатели к каталогам и картотекам.

Состав СБА ЦБС в значительной степени зависит от особенностей обслуживаемого региона. ЦБС крупных городов, работающие в координации с универсальными и отраслевыми библиотеками, не имеют острой потребности в создании сводных частей СБА (за исключением сводных каталогов, которые отражают фонды самой ЦБС). ЦБС небольших городов и районные ЦБС, напротив, нуждаются в системе сводных каталогов и картотек.

Сегодня особую роль приобретают ЦБС и их СБА в обслуживании специалистов, число которых в составе читателей ЦБС постоянно растет.

Библиографические картотеки ведутся как ЦБ, так и библиотеками-филиалами, однако состав их различен. Систематическая картотека статей создается в ЦБС, а в филиалах могут быть лишь отдельные отраслевые разделы, а также картотеки на отдельные виды изданий, систематическая картотека методических материалов и др. ЦБ выполняет координационные функции. Например, она организует и ведет единый СБФ по главному сельскохозяйственному профилю региона.

СБА специальных научных и научно-технических библиотек. Деятельность специальных библиотек тесно связана с соответствующими органами научной и технической информации, предприятиями и научными учреждениями. Они обслуживают ученых, специалистов, производственников.

СБА специальной библиотеки должен быть ориентирован на выполнение всех типов запросов, поступающих в библиотеки. Поэтому он обычно включает издания документов правительства, универсальные энциклопедии, словари, справочники, библиографические пособия. Но в основном СБА имеет отраслевую (или многоотраслевую) направленность, создается с учетом особых групп документов, приобретаемых библиотекой.

Специалисты научно-технического профиля широко используют иностранную литературу, неопубликованные научные документы (отчеты о научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе, диссертации), депонированные рукописи, промышленные каталоги, ведомственные и малотиражные издания, патенты, стандарты и т.п. Это вызывает необходимость включать в СБА библиографические пособия, информирующие о данных группах документов: указатели иностранных книг и периодических изданий, поступающих в библиотеки России, иностранные библиографические источники, профильные отраслевые серии реферативных журналов ВИНИТИ, ИНИОН АН РФ, сигнальные издания отраслевых центров НТИ; составлять каталоги спецвидов технической литературы и документации, разнообразные фактографические, тематические и проблемные картотеки и досье, тематические подборки; использовать новые типы библиографических пособий (указатели цитированной литературы и др.).

3.Виртуальный СБА Проблемы внедрения и использования в библиотеках

Глобальные информационные сети, или Интернет (Internet), все активнее входят в практику работы российских библиотек. Их использование заставляет во многом по-иному взглянуть на многие библиотечные процессы, в том числе и на традиционную справочно-библиографическую работу.

Виртуальный справочно-библиографический аппарат (ВСБА) - это совокупность справочных и библиографических источников, находящихся за пределами библиотеки и используемых в режиме удаленного доступа, т.е. все библиографические ресурс, доступные on-line(в прямом интерактивном доступе), а также все источники глобальных сетей, содержащие справочные сведения любого типа, вида и отрасли знания. В их число не входят электронные базы данных самой библиотеки и базы данных на CD-ROM, поскольку они физически находятся в ее пределах.

Уже сегодня любая библиотека, имеющая выход в глобальные компьютерные сети, может использовать удаленные электронные источники информации в повседневной библиографической работе, значительно дополняя и расширяя тем самым свой информационный потенциал и перечень предоставляемых читателям услуг.

На виртуальном информационном рынке представлено большое количество баз данных самого разного наполнения и профиля. Их поставщиками являются коммерческие компании типа STN International, Silver Platter, Wilsons, Knight-Ridder Information, а также отечественные информационные центры - ВИНИТИ, ИНИОН, Российская книжная палата. Предоставляемые ими библиографические, полнотекстовые и фактографические сведения в совокупности обладают практически исчерпывающей полнотой. Однако из-за высокой стоимости доступа лишь единицы среди российских библиотек имеют возможность пользоваться коммерческими базами данных в онлайновом режиме. Поэтому маловероятно, что их применение в ближайшей перспективе получит широкое распространение. Экономически гораздо эффективнее приобретать такие базы на CD-ROM, если содержащаяся в них информация представляет устойчивый интерес для читателей конкретной библиотеки. Однако прежде чем покупать дорогостоящие компакт-диски, стоит внимательным образом изучить ресурсы Интернет, которые, будучи сами по себе бесплатными, по отдельности или в совокупности могут зачастую перекрывать информационный потенциал баз данных на CD-ROM.

Наиболее привычным и эффективным на начальном этапе освоения сетевых ресурсов является обращение к электронным каталогам библиотек. К сожалению, отечественные библиотеки, за редчайшим исключением, пока не представили свои каталоги в сетях. Но, получая доступ к электронным каталогам библиотек многих стран мира, одномоментно расширяя свои библиографические ресурсы до грандиозных масштабов, становясь, по сути, обладателями всемирного библиографического репертуара книг. Сегодня через Интернет можно получить доступ более чем к 500 библиотечным каталогам во всем мире. Их перечень можно получить с помощью поисковых систем Yahoo(электронный адрес http://www.yahoo.com), Lycos(http://www.lycos.com), Alta Vista(http://www.altavista.digital.com) и др.

К наиболее информативным относится каталог Библиотеки конгресса США (telnet locis.loc.gov). Он включает более 27 млн. библиографических записей, в частности много русскоязычной литературы разных лет издания. Поисковая система делает возможным поиск по автору, предметной рубрике, заглавию, ключевым словам, ISBN, а уточнение результатов поиска - по году издания. Кроме этого каталога, очень информативны каталоги библиотек крупных американских университетов - Гарвардского, Колумбийского, Йельского.

Особенностью каталогов западных библиотек является то, что они содержат сведения исключительно об изданиях в целом: о книгах, периодике, картах, микрофильмах, компьютерных файлах. Получить информацию об аналитических материалах (статьях из периодических изданий и сборников) через Интернет гораздо сложнее. Практически все библиотеки приобретают такие базы данных для своих читателей, но законы авторского права запрещают онлайновый доступ к ним всем желающим. По этой причине в Интернет довольно трудно найти библиографическую базу данных, допускающую поиск по какому-либо параметру.

Кроме этого, распространяемые бесплатно библиографические материалы, представляющие собой библиографические списки по конкретной теме, в изобилии представлены на Web-страницах и в Gopher различных правительственных, научных и образовательных организаций, которые можно найти с помощью упоминавшихся систем поиска Интернет. Примером таких библиографических подборок могут служить обширные списки литературы, представленные на сервере образовательной организации ERIC(http://www.eric.org).

Запросы фактографического характера можно удовлетворять, используя различные электронные энциклопедии, справочники и словари: ежегодно обновляемую Книгу фактов ЦРУ, содержащую текущую информацию по всем странам мира и крупным международным организациям, таблицу химических элементов Менделеева, ежедневный календарь энциклопедии Britanica, перечень учреждений и лиц, занимающихся проблемами СПИД и т.д. При этом следует учесть, что электронные источники обновляются оперативнее, чем печатные издания, и поэтому, содержат свежую информацию.

Таким образом, использование ресурсов глобальных компьютерных сетей позволяет расширить информационный потенциал библиотеки и компенсировать недостаток или отсутствие множества ценных зарубежных справочных и библиографических изданий.

При использовании виртуального СБА необходимо помнить, что пока подавляющее большинство материалов представлено на английском языке. В последние годы ситуация начала меняться в результате быстрого расширения российского блока Интернет, и есть основания надеяться, что эта проблема вскоре решена.

Сегодня для большинства российских библиотек весьма проблематичным является сам вопрос подключения к Интернет. Качественная и полная связь с глобальными сетями пока дорога, и изыскать средства на это из собственного бюджета сложно. В такой ситуации следует обращаться за грантами в различные фонды, поддерживающие телекоммуникационные проекты, число которых растет с каждым днем.

После получения доступа к сетям основными становятся вопросы максимально эффективного использования их ресурсов. Этапы внедрения виртуального СБА могут быть следующими для всех типов библиотек:

1. Обучение штата работе с сетями и изучение информационных возможностей ВСБА. Сотрудники отделов обслуживания, и прежде всего справочно-библиографического подразделения, должны самостоятельно внимательным образом исследовать ресурсы Интернет, чтобы определить наиболее информативные источники по своей отрасли. Для этого используются поисковые средства Интернет. При этом необходимо зафиксировать наиболее информативные серверы в специальном справочном файле с кратким описанием источника. Со временем, по мере расширения сетей, такой перечень источников будет приобретать все большую ценность и пользоваться все большим спросом.

2. Опытное использование виртуальных ресурсов при выполнении запросов, предполагающее реальный анализ потенциала ВСБА и разработку конкретной методики поиска данных в Интернет. Необходимо разработать специфические приемы поиска информации в электронной вселенной, так же как существует методика поиска информации в карточных каталогах, печатных справочных изданиях или на CD-ROM. Должны появиться эксперты по работе с сетями среди библиографов и работников других отделов.

3. Включение виртуальных источников вторичной информации в справочный аппарат как его полноценной части и предоставление собственных ресурсов библиотек в глобальных сетях. Этот этап предполагает создание полноценных библиотечных Web-страниц с включением всех каталогов в режиме открытого доступа, календаря местных событий, фактографических баз данных и иных справочных ресурсов. На этом этапе предстоит значительная модификация финансовой политики и организационной структуры всей справочной службы библиотеки, вызванная коренным изменением методов и инструментария библиографической работы.

Внедрение виртуального СБА в работу библиотек будет первым шагом к выполнению ими новой функции. Стремительное развитие глобальных компьютерных сетей приводит к образованию качественно иной информационной инфраструктуры, в которой библиотеке предстоит играть роль института, обеспечивающего всеобщий доступ к информационной вселенной без границ, гаранта общедоступности информации для всех и каждого.

4.Система библиотечных каталогов

Система каталогов и картотек отражает фонд в разных аспектах. Соответственно элементы системы различаются по следующим признакам: охват и характер фонда, способ группировки библиографических записей, виды отражаемых изданий и документов, читательское назначение.

Исходя из способа группировки библиографических записей, в библиотеке организуются алфавитные и систематические каталоги и картотеки.

Алфавитный каталог - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке имен или фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий произведений печати и других документов. Алфавитный каталог позволяет найти все произведения одного автора, различные издания одного и того же произведения.

Систематический каталог - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знаний в соответствии с определенной системой библиотечно-библиографической классификации.

Служебный АК находится в отделе комплектования и обработки, ведет его и отвечает за его состояние сотрудник этого отдела.

Каталог включает библиографические описания на имеющиеся в фондах ЦБС книги и брошюры. В служебный АК включаются только основные описания. На лицевой стороне карточки помещают библиографическое описание, инвентарный номер, библиотечный шифр, полный индекс, цену, пометки о вспомогательных добавочных описаниях в читательском АК.

Единое библиографическое описание и полный индекс, приведенный на карточке служебного АК, «связывают» его с центральным читательским АК и АК библиотек-филиалов, с читательским СК и СК библиотек-филиалов.

Учетный каталог ведется с 1980 года по настоящее время и насчитывает около 110 тыс. названий. Этот каталог выполняет учетные и справочные функции и ведется по тем же правилам, что и центральный служебный АК. Отражает все виды произведений печати и другие материалы, поступающие в фонд.

Читательский алфавитный каталог дает возможность узнать, есть ли в библиотеке конкретная книга и какие произведения определенного автора имеются в фонде. Размещен в специальном помещении ЦБ, отведенном для читательских каталогов. Работники библиотеки консультируют читателей, при необходимости используя и служебный АК.

В отличие от служебного АК в читательском АК отражаются только последние или лучшие (иллюстрированные, снабженные справочным аппаратом) издания каждого названия. На карточке ставится штамп: «В библиотеке имеются и другие издания».

Кроме основных, в читательский АК включаются все необходимые, вспомогательные описания: на фамилии соавторов, редактора, составителя, на заглавие, а также ссылочные и справочные карточки, облегчающие поиск. Все это расширяет информационные и поисковые возможности читательского АК.

На лицевой стороне карточек читательского АК проставляют инвентарный номер, библиотечный шифр, полный индекс СК, пометки о добавочных описаниях. Структура читательского АК строится по языковому признаку, и каждый язык имеет свой алфавитный ряд: литература на русском языке, на иностранном языке.

Организуют и ведут читательский АК сотрудники отдела комплектования и обработки.

Указатель заглавий произведений художественной литературы - вспомогательный аппарат к алфавитному каталогу, который помогает установить фамилию автора конкретного произведения. Карточки указателя содержат два элемента - заглавие и фамилию автора. Отдел комплектования и обработки составляет карточку и вместе с книгой передает ее в отдел обслуживания, который ведет и редактирует указатель.

Систематический каталог выполняет в библиотеке две функции: информационную и педагогическую. Информационная функция выражена в том, что он раскрывает содержание библиотечного фонда, предоставляя читателям информацию о литературе по различным отраслям знаний. Во всех случаях, когда читатель нуждается в тематическом поиске и не знает библиографических сведений о нужных ему книгах, он обращается к СК.

Информационная функция взаимосвязана с педагогической. Работая с СК, читатель знакомится с систематикой наук, обнаруживает новые, ранее незнакомые темы и вопросы.

В условиях ЦБС все СК выполняют функции читательских и служебных. Читатели библиотеки обращаются к СК с запросами тематического характера, имеющими либо конкретный, либо неопределенный характер.

СК используется сотрудниками библиотеки для изучения состава фондов, комплектования, в справочно-библиографической и информационной работе, при организации выставок, массовых мероприятий, связанных с пропагандой литературы.

СК взаимосвязан в первую очередь с АК. СК и АК объединяет заглавие или заголовок единого библиографического описания. АК с СК - полный индекс, помещенный на лицевой стороне основной карточки АК в нижнем правом углу. Полный индекс проставляется также и на основных карточках СК. Ведение каталога возлагается на сотрудников отдела комплектования и обработки. Для отражения в СК выбираются последние или лучшие (по полиграфическому оформлению, иллюстративному материалу или справочному аппарату) издания. На карточке ставится штамп: «В библиотеке имеются и другие издания».

В СК языковой признак во внимание не принимается. Карточки на литературу на иностранных языках включаются в СК соответственно ее содержанию вместе с литературой на русском языке.

Отдельные тома многотомных изданий, отдельные выпуски, номера, тома продолжающихся изданий, отличающиеся по своему содержанию от содержания издания в целом, отражаются в СК самостоятельно.

СК в библиотеках отводится роль ведущего элемента СБА; основным для СК являются требования соответствия уровню развития науки, своевременного отражения новых явлений в общественно-политической жизни. Объем систематического каталога примерно соответствует объему фонда библиотеки и в данном случае составляет около 138 тыс.

АПУ - вспомогательный аппарат, представляющий собой алфавитный перечень предметных рубрик, раскрывающих содержание отраженных в систематическом каталоге, систематической картотеке статей произведений и других документов с указанием соответствующих классификационных индексов. АПУ постоянно пополняется. АПУ ведут систематизаторы и библиографы. Оформление АПУ и расстановка карточек проводятся по правилам организации и ведения АК. Так же, как и в АК, оформляются и этикетки каталожных ящиков, разделители в АПУ.

4.Использования СБА в работе библиотеки (в СБО, БИ) при      составлении библиографических пособий, в различных формах массовой и индивидуальной работы считаем, в методической работе, в рекламной деятельности.

Справочно-библиографическое обслуживание осуществляют все структурные подразделения, обслуживающие читателей, удовлетворяя читательские запросы с помощью своего фонда и справочно-библиографического аппарата. Библиографический запрос принимается в устной (лично и по телефону) и письменной форме. При приеме запроса фиксируется его содержание, читательское и целевое назначение, требуемая полнота источников, типы, виды и хронологические рамки запрашиваемых изданий. Ответом на библиографический запрос является библиографическая справка, содержащая библиографическую информацию и выполненная с помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки.

Пример 1: учащийся старших классов Евстигнеев Г.Г. обратился 24.09.2001 г. с фактографическим запросом (требующим получения конкретных сведений о тех или иных объектах) о том, какие цветные металлы добываются на территории Российской Федерации. Сведения, необходимые для написания доклада, содержались в книге: Венецкий С.И. Рассказы о металлах / Рис. А.В. Колли. - 4-е изд., перераб., доп. - М.: Металлургия, 1985. - 239 с.: цв. ил. В данном случае библиотекарь обратился к систематическому каталогу и в соответствующем разделе нашел литературу, содержащую необходимые сведения.

Пример 2: студент Городецкий Ю.В. обратился в библиотеку с запросом уточняющего характера. В списке использованных источников к курсовой работе этого студента содержалось библиографическое описание на книгу, полученную в данной библиотеке. Однако в библиографическом описании отсутствовал год издания документа. Библиотекарь обратился к алфавитному каталогу, где по имеющимся сведениям в библиографическом описании нашел нужную карточку и восполнил пробел в библиографическом описании: Справочник по проектированию автоматизированного электропривода и систем управления технологическими процессами / Сост.: В.Д. Астрахан и др.; Под ред. В.И. Круповича и др. - 3-е изд., перераб., и доп. - МФ.: Энергоиздат, 1982. - 416 с., ил., табл. - (Электроустановки промышленных предприятий). - Сост. указаны на обороте тит. л.

В рамках информационно-библиографической работы библиотек осуществляется следующие мероприятия:

1. Создание новых тематических папок:

- «Новые поступления читального зала»;

- «Статьи по различным отраслям знаний (из изданий, отсутствующих в библиотеке)»;

2. Создание новых картотек:

- «Все обо всем».

3. Редактирование СБА:

- исключение устаревших материалов (карточек) 127;

- введение новых рубрик и разделителей 36.

4. Ведение «Календаря знаменательных дат», проводимого в 2000 г. 48 раз.

5. Пропаганда литературы среди различных читательских групп:

- индивидуальная работа с читателями (беседы, консультации). Основой для организации комплексной пропаганды литературы служит система рекомендательных библиографических пособий.

- составление планов чтения. Абонемент комплектуется рекомендательными пособиями, рассчитанными на активное использование в руководстве чтением.

Список литературы

1. Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика: учебник / Под ред. О.П. Коршунова. - М.: Издательство «Книжная палата», 1990. - 254 с.

2. Моргенштерн И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках: Научно-практ. пособие. - М.: Либерия, 1999. - 80 с.

3. Моргенштерн И.Г.  Что же такое СБА? // Библиография. -1993. -№ 2. - с.135 - 136.

4. Организация работы централизованной библиотечной системы: Инструкции и учет. формы. - 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Р. З. Зотовой. - М.: Книга, 1985. - 192 с.

5. Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. - СПб.: Изд-во «Профессия», 2000. - 432 с. - (Серия «Библиотека»).

6. Стандарты по библиотечному делу: Сборник / Сост. Захарчук Т.В., Петрова Л.И., Завадовская Т.А., Зусьман О.М. - СПб: Изд-во «Профессия», 2000. - 512 с. - (Серия «Библиотека»).

7. Терешин В.И. Так что же такое - сбаи сбфв библиотеке. // Библиография. -1994. - № 2. с.22 - 25.

Задания: В список должны быть включены  менее 10 названий книг и журнальных статей.

1.Маринина А.Б.  Городской  тариф – М.:Эксмо,2006. – 412с.

2.Стефани  М.   Рассвет – М.:АСТ ,2009. – 630с.

3.Мельвиль  А.Ю.  Политология – М.:Проспект,2008. – 598с.

4.Философия / под  ред.В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова – М.:Юнити,

2002. – 575с.

5.Неценко А.  Динамо стоит на месте // Футбольное агентство. – 2007. –№51.– 28с.

6.Шилова Ю.   На лазурном побережье //Бурда. – 2008. –№48.– с.70-72.

7.Меджитова Э.  Русское  тесто – М.:Эксмо – Пресс ,2001. – 367с.

8.Рычагова О.Е.  Римское право: учеб. пособие / Сиб.акад.государственной службы. – Новосибирск,2008. – 138с.

9.Физика:справочник / сост. Чертова А.Г. – М.: Высшая школа,1987. – 207с.

10.Желтов В.В.  Введения в политическую науку – Кемерово: Кузбассвузиздат,2003.  – 302с.

11. Левченко В.Н. Спутниковое телевидение. – СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 1998. – 288 с.

12.   Рихтер С. Г. Цифровое радиовещание. – М.: Горячая линия-Телеком, 2004. – 352 с: ил.

13.  Ратынский М.В., Телегин А.В. Телефон в кармане. – М.: Радио и связь, 2000. – 248 с: ил.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53367. Ігрові хвилинки на уроках музики 48.5 KB
  Мета даної публікації не заглиблюючись у наукові аспекти теорії гри надати педагогові реальну допомогу на шляху впровадження ігрових форм у навчальновиховний процес. Дуже подобаються школярам варіанти психологічних ігрових вправ після проведення яких бажано аналізувати та обговорювати результати отримані під час гри.Кожній дитині надати можливість для виходу її емоцій після чого бажано алізувати та обговорювати результати отримані...
53368. Ігрові технології на уроках 39.5 KB
  Шіллер наприклад стверджував що античні ігри божественні і можуть служити ідеалом будьяких інших видів дозвілля людини. У Древньому Китаї святкові ігри відкривав імператор і сам у них брав участь. Складність визначається різноманіттям форм гри способів участі в ній партнером та алгоритмами проведення гри.
53369. Объемное моделирование и конструирование из бумаги. Игрушки из бумажных полосок 172.5 KB
  Игрушки из бумажных полосок Вид урока Урок беседа Тип урока Урок изучения нового материала Студенты преподаватели Айрапетова Мария Сергеевна Гусева Анна Павловна Ершова Дарья Дмитриевна Максимова Марина Вадимовна Государственный социальный заказ Во исполнение Закона Российской Федерации Об образовании. Добиваться: применения различных форм методов средств технологий при проведении образовательного урока; установления взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса. Технологическая карта урока Триединые...
53370. Розвиток слухової уваги, слухової пам’яті та фонематичного сприймання у дітей дошкільного віку 68 KB
  Діти стають у коло непомітно для ведучого вони передають за спиною один одному дзвіночок. Логопед розрає дітям ведмедиків з зображенням цих предметів потім за ширмою озвучує ці предмети а діти повинні відгадати який ведмедик шумить. Дидактична гра Хто кличе Діти по черзі називають ім’я ведучого який стоїть до них спиною. Потім гра ускладнюється і діти кличуть ведучого: Ау то голосно то тихо в залежності від того що скаже логопед: Далеко пішли у ліс Близько пішли у ліс.
53371. Учет косвенных расходов в составе себестоимости продукции. Синтетический учёт движения нематериальных активов 22.77 KB
  Косвенные затраты — затраты, которые, в отличие от прямых затрат, не могут быть непосредственно отнесены на себестоимость одного конкретного вида продукции. Косвенные затраты относятся одновременно ко всем видам продукции и распределяются между ними условно: общепроизводственные и общехозяйственные расходы, часть расходов на продажу и др
53372. Дидактические игры как средство активизации учащихся при изучении таблицы умножения 52.5 KB
  Хочу рассказать о некоторых дидактических математических играх, которые я использую на уроках с целью активизации учащихся при формировании вычислительных навыков. Навык, как известно, приобретается в результате многократных повторений одних и тех же операций. Чтобы избежать однообразия в шлифовке табличных случаев умножения и деления, провожу упражнения в игровой, занимательной форме.
53373. Роль ігор-драматизацій в навчанні дошкільників англійської мови 97 KB
  Всі етапи роботи з казкою здійснюються разом з дітьми. Ініціативу розподілу ролей я надаю малечі (за бажанням), разом з тим, тактовно корегую їх вибір, адже дітям з низьким або середнім рівнем розвитку бажано надати роль, яка є невеличкою за обсягом, не дуже складною та не містить у собі тих мовних структур, які викликають труднощі у дитини (зокрема це стосується звуковимови), щоб не зникло бажання приймати участь у виставі.
53374. Использование деловых и ролевых игр на уроках химии для развития ключевых компетентностей учащихся 121.5 KB
  В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться мыслить самостоятельно развивает внимание стремление к знаниям. По спектру целевой ориентации игры подразделяются: дидактические: расширение кругозора познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные характерные...