68899

Динамически подключаемые библиотеки

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

До сих пор мы использовали множество функций API для создания окон и оконных процедур, рисования, работы с клавиатурой и мышью, ввода-вывода. Все эти функции работали исправно и вы не задумывались над вопросом: где расположены эти функции и каким образом они подключаются к вашей программе.

Русский

2014-09-26

47 KB

4 чел.

Лекция 12. Динамически подключаемые библиотеки

Типы связывания

До сих пор мы использовали множество функций API для создания окон и оконных процедур, рисования, работы с клавиатурой и мышью, ввода-вывода. Все эти функции работали исправно и вы не задумывались над вопросом: где расположены эти функции и каким образом они подключаются к вашей программе. Все, что вам необходимо было сделать, это подключить соответствующий заголовочный файл (чаще всего это был <windows.h>) и вызвать необходимую функцию. Все остальные действия по включению функции в вашу программу среда программирования делала автоматически. Теперь пришла пора рассмотреть механизмы, обеспечивающие возможность использования функций.

Начнем с рассмотрения самого обыкновенного механизма использования функции, определенной в вашей программе. Например, вы создаете программу вычисления факториала и определяете внутри программы функцию, которая непосредственно этот факториал вычисляет:

#include "iostream.h"

// Функция вычисления факториала

int NFactorial(int N)

{    

if (N==1) return 1

                    else  return NFactorial(N-1) * N;

}

// Основная программа

int main()

{

cout<<NFactorial(3)<<endl;

return 0;

}

Таким образом, ваша функция расположена прямо в тексте программы. Процесс компиляции приведенной выше программы можно отобразить следующей схемой:

     Файл factorial.cpp Файл factorial.obj Файл factorial.exe

Рис.12.1 Компиляция программы со статическим связыванием первого вида

Приведенная на рисунке 12.1 схема отображает процесс статического связывания первого вида, когда функция расположена в самом тексте программы, при компиляции переводится в объектный код и помещается вместе с объектным кодом основной программы в один файл, который носит название объектного файла (*.obj). После этого, компоновщик (программа связи) создает *.ехе файл, в который включены все объектные части программы и эти части связаны между собой посредством адресации. Вы можете вынести функцию в отдельный текстовый файл, включив его в проект и объявив в файле-заголовке *.h.

Статическое связывание второго вида подразумевает использование в вашей программе функций, определенных в других файлах (библиотеках). Файлы-библиотеки как правило имеют расширение *.lib и подключаются к вашему исполняемому файлу (*.exe)  только на этапе компиляции и связывания (Рис.2). Таким образом, они не компилируются заново, их объектный код (аналог файла *.obj) уже существует, и прикомпилируется к вашему файлу (*.obj) во время компиляции. Единственное, что необходимо сделать, это подключить нужный файл –заголовок (*.h) в текст программы.

     Файл factorial.cpp Файл factorial.obj Файл factorial.exe

Рис.12.2 Компиляция программы со статическим связыванием второго вида

И, наконец, вы имеете возможность использовать динамически подключаемые библиотеки (*.dll). Функции, находящиеся в них подключаются к вашему исполняемому файлу (*.exe) только в момент вызова, то есть в тот момент, когда программа выполняется и идет обращение к указанной функции. Таким образом, функция не компилируется вместе с вашей программой, не участвует в процессе связывания и не содержится в вашем *.exe файле!!! Такой подход имеет неоспоримые преимущества:

  1.  Часто используемые функции хранятся в отдельных файлах. Например все функции API реализованы в DLL и поставляются вместе с операционной системой. Таким образом, все программы под Windows имеют возможность использовать одни и те же функции.
  2.  Нет необходимости помещать все функции программы в *.exe файл. Их можно подгружать по мере надобности.
  3.  Возможность использования новых версий функций (dll-файлов) без перекомпиляции исполняемых модулей (exe-файлов).

Рассмотрим процесс создания и использования библиотек DLL.

Процесс создания динамической библиотеки проходит в два этапа. Первый из них заключается в создании файла-заголовка (*.h), который определяет основные свойства проекта.

С помощью "визарда" среды Microsoft Visual C++ создайте новый проект, выбрав в качестве типа проекта Dinamic Linked Library , после чего определите "пустой проект" (empty project). Теперь вам предстоит самостоятельно создать файлы проекта. Пусть имя вашего проекта будет funlib.

Создайте файл заголовка – funlib.h (при помощи меню File\New..., выбрав файл-заголовок ). В этом файле наьерите следующий текст:

// File funlib.h

#define EXPORT extern "C" __declspec(dllexport)

EXPORT BOOL CALLBACK return333();

EXPORT int CALLBACK MyInc(int i);

Первая строка файла определяет некоторую директиву EXPORT, которая будет использоваться для подключения сервисов, необходимых для создания ссылок на экспортируемые функции (то есть функции, которые могут быть использованы или импортированы другими программами). Следующие две строки являются предварительным объявлением функций, директива EXPORT и делает их динамическими функциями.

Теперь осталось написать обычный текст программы *.cpp, который мало чем  отличается от обычного:

//funlib.cpp

#include <windows.h>

#include <string.h>

#include "fulib.h"

int WINAPI DllMain(HINSTANCE hInstance, DWORD fdwReason, PVOID pvReserved)

{

          return TRUE;

}

EXPORT BOOL CALLBACK EdrCenterText()

{

return 333;

}

EXPORT int CALLBACK MyInc(int i)

{

return ++i;

}

Незнакомой здесь является только функция DllMain, которая является аналогом функции main для консольных приложений и функции WinMain для приложений, написанный под Windows. Эта функция автоматически вызывается при загрузке любой dll. Возвращаемое значение TRUE свидетельствует об успешной загрузке и инициализации внутренних ресурсов. Остальные две функции являются обычными функциями пользователя, а директива EXPORT уже нам знакома. Все. Компилируем проект и dll готова!

Настала пора ее использования. Для этого создадим обычное консольное приложение Win32 и назовем его usedll. Для использования funlib.dll необходимо выполнить следующие: поместить в каталог проекта файлы funlib.h и funlib.lib. Второй файл является результатом компиляции предыдущего проекта и его можно найти в каталоге Debug. Кроме этого, в меню Project\Settings\Link, Категория General, поле Object\library modules необходимо вписать имя файла-библиотеки для организации настроек связывания. Текст программы usedll.cpp приведен ниже.

// usedll.cpp : Defines the entry point for the console application.

#include "stdafx.h"

#include "iostream.h"

#include "funlib.h"

int main(int argc, char* argv[])

{

cout<<return333()<<endl;

cout<<MyInc(5)<<endl;

return 0;

}

Данная программа выполнится если в каталоге, где располагается файл usedll.exe расположен файл динамической библиотеки funlib.dll. В результате выполнения данной программы на экране вы увидите следующую картину:

333

6

В заключении следует отметить, что используя механизмы динамического связывания, можно определять не только функции, но переменные и даже классы.

Второй способ использования DLL

Рассмотренный выше способ написания программы, использующей динамически подключаемые библиотеки пригоден только в том случае, когда вы сами создали библиотеки, или, по крайней мере, вы имеете в наличии файл библиотеки *.lib. Однако, очень часто случается так, что есть только *.dll (или она только планируется). В этом случае можно использовать другой способ, который не требует для компиляции проекта наличия файлов, связанных с вызываемой *.dll.

Применение данного способа заключается в следующем:

  1.  Создаются прототипы функций, имеющие те же параметры, что и необходимые функции внутри *.dll. Для нашего примера это будет выглядеть так:

typedef  BOOL  (WINAPI * Inc)(int i);

  1.  Объявляется переменная типа указателя на данную функцию:

Inc pI;

  1.  В программе осуществляется загрузка библиотеки:

HINSTANCE hL;

hL=LoadLibrary("funlib.dll");

  1.  объявленному указателю на функцию присваивается адрес функции из *.dll:

pI=(Inc)GetProcAddress(hL,(LPCSTR)2);

  1.  Функция используется по назначению:

cout<<pI(6);

  1.  После использования выгружается из памяти:

FreeLibrary(hL);

Целиком рассмотренный пример выглядит следующим образом:

#include "stdafx.h"

#include "iostream.h"

#include "windows.h"

HINSTANCE hL;

typedef int (CALLBACK * Inc)(int i);

Inc pI;

int main(int argc, char* argv[])

{   hL=LoadLibrary("1111.dll");

   pI=(Inc)GetProcAddress(hL,(LPCSTR)2);

   cout<<pI(6);

FreeLibrary(hL);

return 0;

}

Наличие *.dll требуется только во время запуска  *.exe файла.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32367. Классификация методов психологического исследования 14.31 KB
  Этапы психологического исследования: Постановка цели психологического исследования определение предмета исследования выработка рабочей гипотезы: Выявление проблемы Уточнение проблемы и характера затруднений сбор необходимой для этого информации беседа с учителями и родителями наблюдение за ребенком в проблемной и непроблемной ситуации Выявление социальных и биологических условий развития формальные характеристики – состав семьи возраст образование и профессия родителей; физическое развитие и состояние здоровья ребенка – группа...
32368. Понятие группы. Структура группы. Дифференциация в группах детей и подростков. Динамика развития группы. Метод социометрии 16.83 KB
  Структура группы. Динамика развития группы. Признаки группы: Наличие интегральный психических характеристик общественное мнение психологический климат групповые нормы и ценности интересы Существование основных параметров группы как единого целого: композиция численность возраст пол национальность соцположение; структура функциональная формальная групповые процессы сплоченность лидерство конформизм взаимодействие групповые нормы и ценности правила осуществления эффективной совместной деятельности групповые...
32369. Метод наблюдения 13.94 KB
  Достоинства наблюдения: Позволяет охватить и зафиксировать психические состояния или акты поведения. Недостатки наблюдения: Выявление настроения предупреждения положения наблюдателя на результаты Многочисленность мешающих факторов Невозможность обобщений при однократном наблюдении. Большие ресурсные затраты Виды наблюдения: По характеру объекта: Внутреннее наблюдение объектом наблюдения является сам наблюдатель Внешнее наблюдение – объект исследования наблюдается извне со стороны.
32370. Метод беседы (интервью) 13.89 KB
  Отличительной особенностью беседы непосредственный характер общения исследователя с испытуемым. Может проводится заметно для субъекта с соблюдением норм профэтики Программа и содержание могут быть гибкими изменяться психологом в соответствии с целями Недостатки: Субъективность результатов эффект двойной субъективности Сильное влияние психолога на результаты исследования эффект ореола особенности внимания и памяти психолога Позиция психолога: Обязан создать доверительную спокойную доброжелательную атмосферу в ходе исследования без...
32371. Взаимодействие детей со взрослыми на различных возрастных этапах 14.64 KB
  Основа – органические нужды ребенка которые заставляют первоначально выделить взрослого в окружающем мире. Взаимодействие с членами расширенной семьи бабушки дедушки дяди тети – обогащает внутренний мир ребенка и вписывает новые соц. в психике ребенка формируется новообразование – самооценка учится оценивать свою деятельность.
32372. Социальное развитие личности. Социализация. Направления социализации и ее задачи на разных этапах развития личности 14.9 KB
  Стилизованный субкультура Межличностный Психолгический подражание идентификация рефлексия Периодизация развития личности: В младенчестве главную роль в жизни ребенка играет мать она кормит ухаживает дает ласку заботу в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления хорошем сне ребенка нормальной работе кишечника умение ребенка спокойно ждать мать не кричит не зовет ребенок как бы уверен что мать придет и сделает то что нужно. Сильно выраженный дефицит...
32373. Метод анкетирования 13.88 KB
  Недостатка: Не позволяет исследовать глубинные механизмы психики Проводится заочно способом поэтому ограничен контроль правдивости ответов нет гарантии что все вопросы поняты правильно нет возможности уточнить Несерьезное отношение иногда негативное Небольшой процент возврата 515 Правила составления: Вопросы должны быть изложены простым и понятным языком Наследует использовать сложной научной терминологии. отпечатана на чистой белой бумаге Вначале А располагаются вопросы общего характера возраст профессия Наиболее важные...
32374. Аномальное и отклоняющееся развитие. Дизонтогенез. Факторы, типы и психологические параметры дизонтогенеза 14.07 KB
  К аномальным неправильным относятся дети у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития. Категории: Дети с нарушениями слуха глухие слабослышащие позднооглохшие Дети с нарушениями зрения слепые слабовидящие0 Дети с тяжелыми нарушениями речи логопаты Дети с нарушениями интеллектуального развития умственно отсталые психически недоразвитые Дети с комплексными нарушениями слепоглухонемые слепоумственно отсталые Дети с нарушением опорнодвигательного аппарата Дизонтогенез – это нарушение развития...
32375. Психологическая структура личности 13.13 KB
  стрра личности – это целостная модель системы качеств и свойств которая полно характеризует психологические особенности личности человека индивида. Элементами психологической структуры личности являются ее психические свойства и особенности обычно называемые чертами личности. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур.