68905

Мышь и таймер

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Когда пользователь перемещает мышь операционная система перемещает по экрану растровую картинку обычно стрелку которая называется курсор мыши mouse cursor. Курсор мыши имеет вершину картинки hot spot размером в один пиксель...

Русский

2014-09-27

45.5 KB

0 чел.

Лекция 4

Мышь и таймер

 Общие сведения

Мышь – это графическое устройство ввода информации с одной или более кнопками. Windows поддерживает однокнопочную, двухкнопочную или трехкнопочную мышь. Фактически стандартом, используемым большинством приложений Windows, стала двухкнопочная мышь. Программа может определить наличие мыши и количество кнопок мыши с помощью системных установок:

bool fMouse = GetSystemMetrics(SM_MOUSEPRESENT);

int cButtons  = GetSystemMetrics(SM_CMOUSEBUTTONS);

Если мышь установлена, fMouse будет установлена в TRUE, количество кнопок при этом будет равняться cButtons.

Когда пользователь перемещает мышь, операционная система перемещает по экрану растровую картинку (обычно стрелку), которая называется "курсор мыши" (mouse cursor). Курсор мыши имеет "вершину" картинки (hot spot), размером в один пиксель, определяющую положение мыши на экране.

Ранее, при регистрации класса окна, мы уже сталкивались с необходимостью выбора типа курсора мыши, который устанавливается в приложении по умолчанию (см. тему "Регистрация окна"):

wndclass.hCursor = LoadCursor(NULL, IDC_ARROW);

Тип IDC_ARROW  является наиболее часто используемым курсором, представляющим собой стрелку, и имеющим вершину в левой верхней части. Приведем несколько примеров предопределенного курсора мыши:

IDC_APPSTARTING Стандартная стрелка с песочными часами

IDC_ARROW   Стандартная стрелка

IDC_CROSS   Крест

IDC_IBEAM   Текстовый курсор (в виде символа I)

IDC_ICON   Пустая иконка для Windows NT

IDC_NO   Перечеркнутая окружность

IDC_SIZE   Четыренаправленная стрелка для Windows NT

IDC_SIZENESW  

IDC_SIZENS   Различные стрелки изменения размера

IDC_SIZENWSE

IDC_SIZEWE

IDC_UPARROW

IDC_WAIT   Песочные часы ожидания

Сообщения мыши

В отличие от клавиатуры, сообщения от мыши приходят в окно в любом случае, если мышь находится над окном (даже, если окно не активно и не имеет фокуса ввода) и совершается какое-либо действие с мышью (перемещение мыши или нажатие клавиш). В следующей таблице приведены основные сообщения от мыши, которые могут быть обработаны оконной процедурой:

Сообщение

Назначение

Значение параметра lParam

Значение параметра wParam

WM_MOUSEMOVE

Мышка перемещается над окном

Координаты мыши в координатах клиентской области окна:

x=

LOWORD(lParam)

y=

HIWORD(lParam)

Битовая маска, определяющая состояние управляющих клавиш и других кнопок мыши:

MK_LBUTTОN

     левая кнопка нажата

MK_RBUTTОN

            правая кнопка нажата

MK_МBUTTUN

            средняя кнопка нажата

MK_SHIFT

            <Shift> нажат

MK_CONTROL

            <Ctrl> нажат

WM_LBUTTONDOWN

Левая клавиша нажата

WM_MBUTTONDOWN

Средняя клавиша нажата

WM_RBUTTONDOWN

Правая клавиша нажата

WM_LBUTTONUP

Левая клавиша отпущена

WM_MBUTTONUP

Средняя клавиша отпущена

WM_RBUTTONUP

Правая клавиша отпущена

WM_LBUTTONDBLCLK

Левая клавиша дважды нажата

WM_MBUTTONDBLCLK

Средняя клавиша дважды нажата

WM_RBUTTONDBLCLK

Правая клавиша дважды нажата

 

Следует заметить, что окно состоит из двух частей – клиентской области (куда непосредственно осуществляется графический вывод оконной процедуры) и не клиентской области, которую занимает все оставшееся пространство окна (рамка, строка заголовка, меню). Сообщение от мыши приходит в оконную процедуру при попадании в любую область окна – клиентскую и не клиентскую. Тип сообщений в обоих случаях разный. Каждому сообщению в таблице, приведенной выше, соответствует сообщение не клиентской области имеющее префикс NC (nonclient). Например, WM_NCLBUTTONDOWN, WM_NCLBUTTONUP. Значения остальных параметров для не клиентской области отличаются: wParam показывает зону нерабочей области, в которой произошло перемещение или щелчок мыши (что можно определить при помощи идентификаторов, начинающихся с HT(hit-test) и определенных в заголовочных файлах Windows); параметр lParam содержит координаты мыши относительно экрана.

Существуют две функции, позволяющие перевести оконные координаты в координаты экрана и наоборот:

ScreenToClient(hwnd, pPoint); // преобразует экранные координаты в оконные

ClientToScreen(hwnd, pPoint); // преобразует оконные  координаты в экранные

В функции передаются координаты через структуру POINT. Функции преобразуют координаты и записывают новые их значения на место старых.

Захват мыши

Если пользователь щелкнет левой кнопкой мыши в рабочей области окна (которая включает в себя клиентскую и не клиентскую области), Windows сделает активным окно, в котором вы произвели щелчок, и затем передаст оконной процедуре сообщение WM_LBUTTONDOWN. Обычно, сообщения WM_LBUTTONDOWN  и WM_LBUTTONUP приходят парой, однако возможны исключения. Например, это может случиться, если кнопка мыши нажимается в одном окне, мышь перемещается в ваше окно, и кнопка отпускается. в этом случае, первое окно получит только сообщение WM_LBUTTONDOWN, а ваше окно получит сообщение WM_LBUTTONUP.

В некоторых случаях программе может потребоваться получать сообщения мыши и в том случае, когда курсор мыши находится вне окна. Например, в графических редакторах, когда фигура (линия, прямоугольник и т.п.) начинает рисоваться по нажатию мыши, а заканчивает рисоваться – по отпусканию кнопки мыши. В этом случае, сообщение об отпускании мыши должно прийти в то же окно, несмотря на то, что мышь перемещена за его пределы. Это возможно при использовании механизма захвата мыши.

Для захвата мыши используется функция:

SetCapture(hWnd);

После вызова этой функции, Windows посылает все сообщения мыши в оконную процедуру того окна, описателем которого является hWnd. Сообщения мыши в этом случае всегда будут оставаться сообщениями рабочей области, даже, если мышь перемещается в нерабочей области окна. Координаты мыши все равно передаются в оконных координатах, в связи с чем они могут принимать отрицательное значение (если мышь окажется выше или левее рабочей области окна). Для освобождения мыши программа обязательно должна вызвать функцию:

ReleaseCapture();

Эта функция возвращает обработку мыши в нормальный режим.

Таймер

Таймер в Windows является устройством ввода информации, которое периодически извещает о том, что истек заданный интервал времени. Ваша программа задает Windows интервал, через который приходят эти извещения.

Таймер используется в Windows в нескольких целях:

  •  Многозадачность – программа может использовать таймер для параллельного вызова подзадач.
  •  Поддержка обновления информации о состоянии программы и ее частей.
  •  Реализация авто сохранения.
  •  Завершение демонстрационный версий программ.
  •  Задания темпа изменения информации на экране.
  •  Программы мультимедиа
  •  и.т.п.

Аппаратно-программные сведения

Системная плата компьютера имеет микросхему таймера. ROM BIOS компьютера инициализирует эту микросхему так, чтобы она генерировала аппаратное прерывание. Это прерывание называют "тиком таймера". Они генерируются каждые 54,925 миллисекунды или примерно 18,2 раза в секунду. Таким образом, устанавливается правило: в обычной ситуации программа не может получать сообщения от таймера чаще, чем 18,2 раз в секунду. Далее вы научитесь устанавливать время срабатывания таймера для вашей программы. Так вот, исходя из ограничения на частоту, можно отметить, что ваша программа физически не может получать сообщения от таймера через интервал, меньший 55 миллисекунд.

Windows получает от таймера аппаратное прерывание (каждые 18,2 секунды). Все программы, использующие таймер, не могут использовать аппаратное прерывание (за исключением программ, работающих под  DOS и перехватывающих прерывания). Программы могут использовать таймер двумя способами: периодически получая сообщения от таймера WM_TIMER (фактически – от Windows) либо установив вызов какой либо процедуры приложения в зависимости от таймера. В первом случае, по истечению заданного интервала времени, Windows ставит в очередь сообщений к приложению синхронное сообщение WM_PAINT (это приводит к тому, что программа может получить сообщение несколько позже срока, а если, очередь сообщений переполнена, то и гораздо позже). Во втором случае, вы сообщаете Windows адрес своей процедуры и периодичность ее вызова. Все остальное Windows делает автоматически.

 

Программная реализация

Для настройки таймера на использование в вашей программе можно использовать функцию API SetTimer:

SetTimer(hwnd, ID_TIMERn, iMsecInterval, TimerProc);

где первый параметр определяет окно, оконная процедура которого будет получать сообщение WM_TIMER через каждые iMsecInterval миллисекунды, ID_TIMERn – идентификатор таймера (если ваша оконная процедура получает сообщения от нескольких таймеров, то по этому параметру можно определить от какого именно), TimerProc используется в том случае, когда периодически необходимо вызывать какую-либо функцию: тогда этот параметр является адресом функции.

Рассмотрим пример использования этой функции.

Пример 1.

Программе необходимо каждую секунду обновлять данные в окне приложения и каждую минуту выполнять авто-запись в файл.

#define ID_TIMER1 1

#define ID_TIMER2 2

void CALLBACK TimerProc(HWND hwnd, UINT Msg, UINT iTimerID, DWORD dwTimer)

{

// Запись информации на диск

}

int CALLBACK WndProc(HWND hwnd, UINT Msg, WPARAM wParam, LPARAM lParam)

{

      .....

switch (Msg)

case  WM_CREATE:

SetTimer(hwnd, ID_TIMER1, 60000, (TIMERPROC)TimerProc);

SetTimer(hwnd, ID_TIMER2, 1000, NULL);

break;

 case  WM_TIMER:

   if (wParam == ID_TINER2) InvalidateRect(hwnd, NULL, FALSE);

  break;

 case WM_PAINT:

  . . . . . .

  break;

 case WM_DESTROY:

  KillTimer(hwnd, ID_TIMER1);

  KillTimer(hwnd, ID_TIMER2);

  break;

 . . . . . . . .

}

В данной программе устанавливаются два таймера во время прихода сообщения WM_CREATE. Первый из них устанавливает вызов процедуры TimerProc каждые 60000 миллисекунд, то есть каждую минуту. Установка второго таймера приводит к тому, что оконная процедура каждую секунду будет получать сообщение от таймера WM_PAINT, причем параметр wParam при этом будет содержать идентификатор таймера ID_TIMER2.

Обработка сообщения делает недействительной клиентскую область окна приложения, что автоматически приводит к посылке сообщения WM_PAINT.

При обработке сообщения WM_DESTROY приложение убивает установленные таймеры при помощи функции KillTimer, первый параметр которой определяет окно приложения, а второй – идентификатор таймера.

Следует заметить, что сообщения от таймера являются асинхронными, то есть ставятся в очередь приложения на ряду с остальными сообщениями. В связи с этим, для приложения не гарантируется, что сообщения от таймера будут попадать в оконную процедуру строго через определенные интервалы времени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40972. ПРАВОВА ОРГАНІЗАЦІЯ ПРАЦЕВЛАШТУВАННЯ ГРОМАДЯН 86.5 KB
  Поняття зайнятості населення. Поняття зайнятості населення. Основні принципи державної політики зайнятості населення проявляються у забезпеченні рівних можливостей усім громадянам незалежно від походження соціального і майнового стану расової та національної належності статі віку політичних переконань ставлення до релігії в реалізації права на вільний вибір виду діяльності відповідно до здібностей та професійної підготовки з урахуванням особистих інтересів і суспільних потреб; сприянні забезпеченню ефективної зайнятості...
40973. Причини міжнародної міграції робочої сили 85 KB
  Міжнародна міграція робочої сили. Причини міжнародної міграції робочої сили Основні етапи міжнародної міграції робочої сили. Сучасні центри притягання робочої сили.
40974. МІЖОСОБИСТІСНА КОМУНІКАЦІЯ 156.5 KB
  Соціокультурні особливості мовної особистості Мовна особистість це власне особистість охарактеризована з боку впливу належної їй мовної культури на її особистісні якості та соціальнокультурну ефективність її діяльності як субєкта суспільних відносин. Проблема лінгвоетнічної ідентифікації постає однією з фундаментальних в процесі трансформації сучасного українського суспільства а тому так важливо визначити специфіку характеристик ролі мови в суспільстві і в житті особистості. Мова має індивідуальне закорінення перебуваючи в залежності...
40975. Лідерство та керівництво в колективі 63.5 KB
  Однозначної думки про доцільність поєднання в одній особі керівника і групового лідера у соціальнопсихологічній науці немає. Поширеним є твердження що лідерські можливості збільшують силу впливу керівника; за активної реалізації керівником якостей ділового і мотиваційного лідера зростає задоволеність індивідів членством у групі. Не менш настирними є міркування що ролі керівника і лідера у групі мають належати різним особам. Щодо цього використовують такі аргументи: діяльність лідера і керівника має неоднакову спрямованість.
40976. Міжнародна передача технологій 67.5 KB
  Розвиток міжнародного ринку технологій міжнародного технологічного обміну зумовлений прискоренням науковотехнічного прогресу НТП. Купівля передової іноземної технології є важливим засобом подолання технічної відсталості створення власної промисловості яка здатна задовольнити потреби внутрішнього ринку і зменшити залежність від імпорту. На міжнародному ринку технологій передача технології здійснюється некомерційним і комерційним шляхом. Розвиток ринку наукоємних технологій.
40977. Особливості технології приготування тортів 799 KB
  Торти займають особливе місце в кондитерській промисловості. Торти відрізняються від інших кондитерських виробів тим що є продуктами з нетривалим терміном зберігання. За складністю оздоблення торти поділяються на такі групи: торти масового виробництва фігурні та фірмові торти.
40978. Медична гельмінтологія. Плоскі та круглі черви-паразити людини 46.5 KB
  Загальна характеристика типу Плоскі червиPlthelminthes а клас Сисуни клас Стьожкові Загальна характеристика типу Круглі червиNemthelminthes а клас Власне круглі черви Nemtod. Черви багатоклітинні двобічносиметричні тварини.
40979. Поняття заробітної плати і методи її правового регулювання 177 KB
  Оплата праці. З економічної точки зору заробітною платою вважається вартість або ціна праці в грошовій формі як частка працівника в національному доході що на еквівалентній основі виплачується йому за виконану роботу. Для правового визначення заробітної плати має значення обов'язок роботодавця виплачувати працівникові винагороду за його працю з одного боку і наявність у працівника суб'єктивного права на одержання цієї винагороди за попередньо встановленими нормами праці з другого. Політика винагороди за працю організовується так щоб...
40980. ТРУДОВИЙ ДОГОВІР 233.5 KB
  Відсторонення працівника від роботи. Така угода характеризується наступними ознаками: працівник особисто виконує свої трудові функції; працівник повинен в ході виконання своєї трудової функції підпорядковуватись правилам внутрішнього трудового розпорядку; власник або уповноважений ним орган повинен організувати працю працівникастворити необхідні та належні умови праці виплачувати йому заробітну плату і т. До них слід віднести взаємне волевиявлення сторін про прийняття влаштування працівника на роботу визначення трудової функції...