68909

Преобразование на плоскости

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Представление графических изображений осуществляется точками и линиями. Возможность преобразования точек и линий является основой компьютерной графики. При использовании компьютерной графики можно изменять масштаб изображения, вращать его, смещать и трансформировать для улучшения наглядности изображения объекта.

Русский

2014-09-27

85 KB

1 чел.

ЛЕКЦИЯ 6

Преобразование на плоскости

Представление графических изображений осуществляется точками и линиями.

Возможность преобразования точек и линий является основой компьютерной графики. При использовании компьютерной графики можно изменять масштаб изображения, вращать его, смещать и трансформировать для улучшения наглядности изображения объекта.

Аффинные преобразования на плоскости.

В компьютерной графике всё, что относится к двухмерному случаю, обозначается символом 2D (2–dimension).

Будем пользоваться декартовой системой координат – это удобный способ связывания геометрического объекта (т.М) – с числами X, Y – её координатами, которые позволяют количественно описывать геометрические фигуры.

y                                                           y             y*        x*

         M (x, y)         

                    M* (x*, y*)                                     M (x, y)

                         x                                                              x

                                                                                               

В декартовой системе координат преобразования можно рассматривать двояко:

         –изменяется положение точки, а система координат та же;

         –сохраняется точка, а изменяется координатная система.

В дальнейшем будем рассматривать первый случай: в заданной системе прямоугольных координат преобразуется точка плоскости.

 Преобразованные координаты описываются соотношениями:

          X* = ax + by + ;

          Y* = cx + dy + ;    общее аффинное преобразование,

      где a, b, c, d, , – произвольные числа.

Для перемещения точки на плоскости необходимо описать закон изменения её координат.

Существует несколько частных случаев преобразований, используя которые достигается необходимые перемещения на плоскости. Такими преобразованиями являются:

       –параллельный перенос;

       –вращение;

        –зеркальное отображение;

        –растяжение или сжатие.

Выбор этих случаев определяется двумя обстоятельствами:

  –каждое из приведенных преобразований имеет простой и наглядный геометрический смысл;

  –любое преобразование на плоскости можно представить как последовательное исполнение (суперпозицию) простейших преобразований: параллельный перенос, вращение, растяжение и отражение.

1). Параллельный перенос.

       Y                                                     y  

                                M*                                              M*

                                                                   M   

               

                      M                                                         O*  

                                   X                        O                            X

Переводит точку С с координатами X и Y в точку М* с координатами X* и Y*.

     X* = x + ;

     Y* = y + ;

Пример: перемещение прямой на плоскости

2). Зеркальное отражение.

     y                                                                 y

                    M                              M*               M

                          x                                                              x

                    M*

       x* = +x;                                               x* = –x;

       y = –y;                                                 y* = y;

  относительно оси абсцисс           относительно оси ординат

3).Растяжение (сжатие)

     y                                                        y                             

                    M                                                     M*              x* = a * x;

                                                                                                  y* = d * y;

             M*                                                  M

                                 x                                                        x

                                

Растяжение или сжатие зависит от значений a и d.

                M

                      M*

                                 x

      O

Если a>1 и d<1, то прямоугольник растягивается по Х и сжимается

  по Y.

Если a>1 и d>1 , то прямоугольник растягивается по X и Y.

Для эффективного использования этих известных формул в компьютерной графике  удобнее пользоваться матричной записью:

      –значения координат точки М можно рассматривать как                                                                               

элементы матрицы [x, y] – вектор-строка или  x   –вектор-столбец.

                                                                               y

      –так растяжение:

       a   0      x        x*                x* = a * x;

       0   d      y   =   y*                y* = d * y;

              отражение:

    x      1   0                               x* = x;

    y      0  -1     ось абсцисс      y* = –y;

    x      -1  0                               x* = –x;

    y       0  1      ось ординат     y* = y;

4). Вращение                                                         

Перед получением матрицы вращения рассмотрим преобразование единичного квадрата .

 y

                                            0   0    – т. А

 D            C                       1    0    – т. В

                                            1   1    – т. С

                                            0   1    – т. D

 A            B             x

Применение общего матричного преобразования  

a   b     к единичному квадрату приводит к следующему

c  d

результату:

0  0                     0      0                A*

1  0    a  b           a       b                B*

1  1    c  d    =   a+c  b+d              C*

         0  1                     c       d                D*

Результаты:

–начало координат не подвергается преобразованию; A=A*=[0 0]

–координата В* определяется первой строкой общей матрицы преобразования;

–координата D* определяется второй строкой общей матрицей преобразования.

Таким образом, если координаты точка В* и точка D* известны, то общая матрица преобразования определена.

Рассмотрим вращение единичного квадрата вокруг начала координат. Вращение против часовой стрелки принимается за положительное.

               y

                                                 BB* ;                 x* = 1 * cos

                    C*                                                      y* = 1 * sin

                                                   D – D* ;               x* = -1 * sin

D*                                     C                                    y* = 1 *  cos

                                   B*

                          

                          

               A  A*              B               x

Общую матрицу вращения можно записать:

              

   x  y     cos   sin                           x* = x * cos – y * sin;

             -sin  cos                            y* = x * sin + y * cos;

Таким образом, получили:

вращение(rotation)

        x         cos    -sin                          x* = x * cos – y * sin;                 

        y         sin       cos                        y* = x * sin + y * cos;

растяжение(dilatation)

          x      a  0                          x* =a*x; 

          y      0  d                          y*= d*y;

отражение(reflection)

          x      1   0                        x* =x;              по оси абсцисс

          y      0  -1                        y* = -y;

перенос(translation);            x* = x +  

                                               y* = y +

Каждое из приведенных преобразований координат можно так же описать формулами:

    x* = ax + by + ;

    y* = cx + dy + ;  – общие аффинные преобразования;

–при a=d=1 и b=c=0 – получаем перенос;

–при a=d=cos и –b=c=sin, ==0 – вращение;

–при a=1, d=–1, c=b== – отражение;

–при b=c== – растяжение (сжатие);

В матричном описании основных преобразований отсутствует операция параллельного переноса, т.е. с помощью матрицы описаны:

        x* = ax + by;

        y* = cx + dy; – отсутствуют.

и , а изменение координаты по X зависит от трёх параметров                      

a,b, и по Y зависит от трёх параметров c,d и .

Значит, чтобы охватить матричным подходом четыре простейших преобразования, необходимо перейти к описанию произвольной точки не парой чисел (x,y), а тройкой чисел [x,y,1] и [x*,y*,1]

Матрица преобразования после этого становится матрицей размера 2*3

a  b  

c  d    ,

где и вызывает смещение x* и y* относительно x и y.

Поскольку матрица 2*3 не является квадратной, то она не имеет обратной матрицы.

Поэтому её дополняют до квадратной, размера 3*3.

         a  b  

         c  d      – третья компонента векторов положения точек не                 

0  0  1               изменяет.

              

     Используя эту матрицу,

          x        a  b          x*

          y        c  d     =  y*

          1        0  0  1       1

получаем преобразованный вектор [x*, y*, 1].

В общем случае [X, Y, H].

Преобразование было выполнено так, что

           [X, Y, H] = [x*, y*, 1]

Преобразование, имеющее место в трехмерном пространстве, в нашем случае ограничено плоскостью H=1.

Прямая OM* пересекает плоскость H=1 в точке M*(x*,y*,1), которая однозначно определяет точку M(x, y) координатной плоскости XY.

Представление двухмерного вектора трёхмерным или в общем случае n–мерного вектора (n+1)–мерным называют однородным координатным воспроизведением.

В однородных координатах запись будет в виде:

                                 a  c  0

[x, y, H]=[x, y, 1] *   b  d  0

                                               1   ,

 где x = x*, y = y*, H = 1.

В общем случае H не равняется 1 и преобразованные обычные координаты получаются за счет нормализации однородных координат, т.е.

                 X* = x/H;  Y* = y/H.

Основная матрица преобразования размера для однородных двухмерных координат имеет вид:

a  b  

c  d  

m  n  s

И может быть разделена на четыре части

a, b, c, d – осуществляет изменение масштаба, сдвиг и вращение;

и – выполняет смещение;

m и n – получение проекции;

s – производит полное изменение масштаба.

Так как при H, которое не равняется, мы получаем изображение в трёхмерном пространстве, то для простоты вычислений в 2D используем H=1 и матрицу обобщенную на четыре преобразования:

x*      x        a  b                   x* = ax + by + ;

y*  =  y   *    c  d                  y* = cx + dy + ;

1        1        0  0  1                         1 = 1.

Для того чтобы реализовать то или иное перемещение по заданным геометрическим характеристикам, надо найти элементы соответствующей матрицы, используется матрицы:

вращения (rotation):

       cos  -sin  0                               cos   sin    0

       sin   cos  0        обратная        -sin  cos   0

        0        0      1                                   0       0       1

растяжение(dilatation):

    a  0  0                                 1/a  0    0                x* = ax;

    0  d  0           обратная        0  1/d  0                y* = dy;

    0  0  1                                   0   0   1

 

–отражение(reflection):

     1  0  0                         1   0  0                           x* = x;

     0 –1 0      обратная    0 –1  0                          y* = -y;

     0  0  1                          0  0  1

–переноса(translation):

     1  0                           1  0  -                          x* = x + ;

     0  1       обратная     0  1 -                          y* = y + .

     0  0  1                          0  0  1

 

Двухмерное вращение вокруг произвольной точки.

Выше было рассмотрено вращение изображения около начало координат.

Однородные координаты обеспечивают поворот изображения вокруг точек, отличных от начала координат.

В общем случае алгоритм вращения вокруг произвольной точки следующий:

     –перенос центра вращения в начало координат;

     –поворот относительно начала координат;

     –перенос точки вращения в исходное положение.

Пример: построить матрицу преобразования при повороте на угол   вокруг точки M(m,n) , не совпадающей с началом координат.

           Y

                        

                       M

                                         x

1). Перенесем плоскость на вектор M(-m, -n) для совмещения точки поворота с началом координат:

                   1  0  -m

         T_=    0  1  -n

                   0  0   1

2). Поворот на угол :

            cos  -sin  0

     R=  sin   cos  0

              0        0      1

3).Перенесем плоскость на вектор M(m, n) для вращения точки поворота в начало координат:

             1  0  m

      T=   0  1  n

             0  0  1

Результирующая матрица:

                            1  0  m         cos  -sin  0

M=T * R * T_=    0  1  n     *   sin    cos 0    =  

                            0  0  1            0         0     1

         

      cos  -sin  m         1  0  -m         cos  -sin   -mcos + nsin + m

 =   sin    cos  n     *    0  1  -n   =    sin    cos  -msin – ncos + n    

        0         0      1          0  0   1            0         0                    1                    

    x*       x

    y*   =  y   *  M

    1         1        

                   T * R –T_

 X* = xcos – ysin – mcos + nsin + m;

 Y* = xsin + ycos – msin – ncos + n;

Пример: построить матрицу преобразования при растяжении вдоль координатных осей с коэффициентами a и d.

                     1  0  -m

 1).    T_ =    0  1  -n    

                     0  0  1       

 

                     a  0  0

 2).    D =      0  d  0

                     0  0  1      

                   1  0  m

 3).    T =    0  1  n

                   0  0  1        

                1  0  m         -a  0  0          1  0  -m

      M=     0  1  n    *     0  d  0     *    0  1  -n    ;

                0  0  1           0  0  1          0  0  1          

                   a   0   -am + m

          M=   0   d   -dn + n

                   0   0         1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30827. Физиологические свойства сердечной мышцы 33.5 KB
  Абсолютная рефрактерность 027 сек полная невозбудимость. Относительная рефрактерность 003 сек способность возбуждаться в ответ на сверхпороговый раздражитель. Исходя из того что продолжительность этих двух фаз в сумме составляет 03 сек можно рассчитать максимально возможную частоту сердечных сокращений 60 сек. : 03 сек.
30828. Сердце, его гемодинамические функции 60.5 KB
  Изотонические сокращения это такие сокращения когда напряжение тонус мышц не изменяется изо равные а меняется только длина сокращения мышечное волокно укорачивается. Ауксотонические смешанные сокращения это сокращения в которых присутствуют оба компонента. Фазы мышечного сокращения: Латентный период это время от нанесения раздражения до появления видимого ответа. Фаза сокращения выражается в укорочении мышцы или в изменении напряжения либо и в том и в другом.
30829. Оценка нагнетательной (насосной) функции сердца 27 KB
  Продолжительность фаз цикла при условной его длительности 1 сек 60 ударов мин. Рисунок Систола желудочков 035 сек Период напряжения 01 сек: 1. Фаза асинхронного сокращения 005 сек. Фаза изометрического сокращения 005 сек.
30830. Механические проявления сердечной деятельности 30.5 KB
  Механические проявления сердечной деятельности Механические проявления сердечной деятельности: а верхушечный толчок б сердечный толчок в кровяное давление г артериальный и венный пульс д явления связанные с движением крови по сосудам Верхушечный толчок в норме локализуется в 5 межреберье слева на 15 2 см кнутри от срединноключичной линии. Артериальный пульс колебание артериальной стенки в результате распространения волны повышенного давления по столбу крови. Наполнение пустой vcuus полный plenus зависит от...
30831. Физиология как наука 31 KB
  Физиология изучает функции и процессы протекающие в организме отдельных органах и системах органов механизмы их формирования реализации и регуляции. Физиология изучает процессы – т. Физиология относится к разряду фундаментальных наук.
30832. Внутренняя среда организма 33 KB
  Внутренняя среда организма Под внутренней средой организма понимают ту среду которая непосредственно не сообщается с окружающей средой и является микроокружением клеток человеческого организма т. Истинной внутренней средой организма является межклеточная жидкость. Внутренняя среда – это среда в которой непосредственно живут клетки организма т. Еще в 18м веке знаменитый французский физиолог Клод Бернар сформулировал понятие гомеостаз постоянство внутренней среды организма.
30833. Приспособление к среде обитания, как важнейшее условие жизнедеятельности. Срочная и долговременная адаптация 27.5 KB
  Срочная и долговременная адаптация. Адаптация процесс приспособления организма к изменяющимся условиям среды обитания. При благоприятном стечении обстоятельств прекращении действия сверхсильного фактора или снижении его силы и интенсивности до уровня физиологического диапозона действия возможна деадаптация. Организм всегда оставляет след от неблагоприятного воздействия вегетативная память что облегчает приспособление при повторной адаптации реадаптация.
30834. Функции клеток 21.5 KB
  Раздражимость способность клетки отвечать на раздражение изменением своего обмена веществ. Возбудимость это способность клетки отвечать на раздражение изменением проницаемости клеточной мембраны входящим натриевым током и как следствие генерацией потенциала действия т. Проводимость это способность клетки проводить распространять возбуждение от места его возникновения в клетке к другим ее частям. Если у клетки утрачена раздражимость возбудимость или проводимость то она или функционально нарушена либо погибла т.
30835. Ионно-мембранная теория происхождения биоэлектрических явлений (Ходжкин, Хаксли, Катц). Электрические явления в возбудимых тканях (потенциал покоя, потенциал действия, токи градиента основного обмена, токи повреждения) 25 KB
  Электрические явления в возбудимых тканях потенциал покоя потенциал действия токи градиента основного обмена токи повреждения. Происхождение электрических явлений в тканях На уровне клетки регистрируется потенциал мембраны ПД разность потенциалов между наружной и внутренней поверхности мембраны в каждый данный момент времени. Стационарно как показатели электрического состояния клетки регистрируют 2 вида потенциала мембраны ПМ: потенциал покоя ПП и потенциал действия ПД. Потенциал покояПП это разность потенциалов между...