69027

Модулированные сигналы. Манипулированные сигналы

Лекция

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Временное представление манипулированных сигналов. Спектральное представление сигналов амплитудной манипуляции. Примеры спектров манипулированных сигналов. Спектральные случаи сигналов частотной и фазовой манипуляции.

Русский

2014-09-28

110 KB

13 чел.

Лекция 3.4

Тема 3. Модулированные сигналы.

Занятие 4. Манипулированные сигналы.

  1.  Временное представление манипулированных сигналов.

Спектральное представление сигналов амплитудной манипуляции. Примеры спектров манипулированных сигналов.

Спектральные случаи сигналов частотной и фазовой манипуляции.

Сравнительные характеристики манипулированных сигналов.

Учебные вопросы.

Временное представление манипулированных сигналов.

Сигналы информативный параметр которых (амплитуда, частота или фаза) принимает только два значения, будем называть манипулированным: АМн, ЧМн, ФМн.

В лекциях 3.1, 3.2 речь шла о непрерывном первичном сигнале и гармоническом переносчике, в лекции 3.3 — модулирующем сигнале и импульсном переносчике.

Теперь речь идет о квантованном (двухпозиционном) первичном сигнале и гармоническом переносчике. Это значит, что первичный (манипулирующий) сигнал , по закону которого изменяются параметры гармонической несущей, представляет собой последовательность однополярных или двухполярных прямоугольных импульсов.

Длительность импульсов может быть одинаковой (при работе автоматических устройств) или разной (при работе операторов).

Правила формирования сигналов манипуляции иллюстрируется рисунком 3.4.1.

Из рисунка следует

При Амн      (3.4.1)   где

При ЧМн      (3.4.1)   где                Параметр называется сдвигом сигнала ЧМн

При ФМн    (3.4.1)   где

Спектральное представление сигналов амплитудной манипуляции. Примеры спектров манипулированных сигналов.

Сигналы АМн, очевидно, представляют собой последовательность радиоимпульсов.

Если манипулирующая последовательность периодическая, то спектр сигнала — линейчатый (рисунок 3.4.2). Закономерности его построения известны.

Вполне допустимо считать (при том же манипулирующем сигнале), что спектр сигнала ФМн образован наложением спектров двух АМн сигналов, различающихся начальной фазой несущего колебания ровно на . (рисунок 3.4.3)

При манипуляции меандром  в спектре не присутствует несущая (компенсируется).

При других значениях скважности несущая проявляется.

В ряде случаев спектр сигнала ЧМн также можно рассматривать как наложение двух спектров АМн сигналов, но с частотами несущих  и  (рисунок 3.4.4). Это справедливо для ЧМн с разрывом фазы.

Для перечисленных вариантов спектров манипулированных сигналов можно говорить о соизмеримости полос частот, занимаемых сигналами в спектральной области. Эта закономерность сохраняется и при случайном манипулирующем сигнале.

На ширину полосы частот занимаемую спектром АМн сигнала, можно повлиять сторону ее изменения, если изменить форму огибающей радиоимпульсов: вместо прямоугольной огибающей переходить к сглаженной, колоколообразной (рисунок 3.4.5).

В этом случае в спектре сигнала вполне допустимо иметь вместо пяти только три составляющий: несущую , и две боковые (, где  — период следования импульса)

К сожалению, подобные меры неприменимы к сигналам ФМн.

Сигналы ЧМн могут иметь спектр более узкий, чем в приведенных выше примерах за счет специальных мер.

Специальные случаи сигналов частотной и фазовой манипуляции.

ЧМн без разрыва фазы.

Случай формирования сигналов ЧМн, рассмотренный выше, (с разрывом фазы), чаще всего связан с формированием посылок независимыми генераторами.

Если посылки ЧМн сигнала формируются одним генератором с управляемой частотой (например, переключением емкости контура генератора), то разрыв фазы не происходит при формировании посылки с новой частотой.

Спектр такого сигнала более узкий (рисунок 3.4.6)

Еще более заметного сужения спектра можно добиться, искусственно удлиняя.

Сигналы двойной ЧМн.

Используя комбинацию из четырех посылок можно организовать независимую работу двух телеграфных каналов по правилу:

I k

II k

Частота

ФРМ-2

Чпу Амн.

0

0

fА

0

0

-U0

0

1

fБ

U0

-U0

1

0

fВ

2U0

U0

1

1

fГ

3U0

2U0

На оси частот посылки распознаются:

(рисунок)

В каждый момент излучается только одна посылка. Между крайними посылками частотный интервал составляет .

Сигналы относительной ФМн.

Для демодуляции сигналов ФМн необходим опорный сигнал с абсолютно не изменяющейся фазой, с которой сравниваются фазы приходящих сигналов. Реально в опроном сигнале всегда присутствуют непредсказуемые скачки фазы на , что вызывает явление «обратной работы» (100% ошибок).

Чтобы бороться с этим недостатком реальных устройств была предложена относительная ФМн.

Суть ОФМн сводится к правилу: фаза манипулированного сигнала претерпевает скачок на при каждом очереном единичном значении манипулирующего сигнала; при нулевом значении фаза неизменна (рис. 3.4.8)

В результате в момент скачка фазы опорного генератора вместо «обратной работы» возникают единичные ошибки. Последующие посылки (из-за опорного генератора) не искажаются.

Многопозиционная ФМн.

Если число позиций фазоманипулированного сигнала , то при использовании принципа относительной манипуляции говорят о сигнале фазоразностной манипуляции . Значит  и ОФМн означает одно и то же. Примеры позиционности сигналов  и  приведены на рисунке 3.4.9.

Существуют и другие разновидности манипулированных сигналов, призванные улучшить спектральные характеристики и помехоустойчивость дискретных сигналов.

Сравнительные характеристики манипулированных сигналов.

Выбор вида манипуляции зависит от конкретных условий использования разрабатываемой аппаратуры. Пример сравнительных свойств манипулированных сигналов приведен в таблице 3.4.1

Показатели помехоустойчивости

Простота технической реализации

Спектральные характеристики

Энергетические показатели

АМн

3

1

4 (7)

3

3

8 (10.5)

2 (3)

ЧМн

2

2

4 (5)

2

2

9  (9.5)

3 (2)

ФМн

1

3

4 (5)

1

1

7  (7)

1 (1)

В КВ и УКВ радиосвязи чаще используют сигналы АМн и ЧМн.

В каналах с постоянными параметрами (космических, электропроводных) широко используются сигналы ФМн (ОФМн).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30078. Расчет источника питания 396 KB
  Источник питания состоит из силового трансформатора, выпрямителей, сглаживающих фильтров и во многих случаях – стабилизаторов напряжения (или тока). Расчет начнём с конечного элемента – со стабилизатора, а затем рассчитаем трансформатор.
30079. ТРАНСФОРМАТОР ТМ – 630/10 1.46 MB
  1 Расчет винтовой обмотки 18 3.1 Расчет многослойной цилиндрической обмотки 23 из провода круглого сечения 4 Расчет параметров короткого замыкания 27 4.2 где UH номинальное линейное напряжение обмотки кВ SH в кВА.8 кВА Классом напряжения трансформатора считают класс напряжения обмотки ВН.
30080. Общая психология: Учебник для вузов 6.29 MB
  Павлова 82 Исследования функциональной асимметрии мозга 112 Теория научения 128 Теории слуха 192 Теории цветового зрения 196 Феноменальная память 280 Патология воли 381 Это интересно Что является механизмами сознания 96 Существует ли явление пси 154 Как происходит передача информации от рецептора в мозг 166 Как человек распознает объект ы 204 Что позволяет человеку адекватно воспринимать окружающий мир 226 Можно ли изучать представления 237 Как происходит кодирование и сохранение информации в памяти 256 Амнезия детства...
30081. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ 3.36 MB
  Учебник освещает современные подходы к психологическим проблемам воспитания и обучения выражающиеся прежде всего в характеристике предмета задач принципов и методов педагогической психологии науки и сферы практической деятельности. Этический кодекс психолога в России еще не стал регулятором его профессиональной деятельности. Объектом педагогической деятельности являются процессы учения и воспитания а предметом выступает ориентировочная часть деятельности учащихся [10]. В связи со сложностью образовательного процесса существуют тенденции...
30082. ФІЛОСОФІЯ ПРАВА. Навчальний посібник 1.54 MB
  За радянських часів філософія права вважалась буржуазною наукою. Філософія права як дисципліна не вивчалась на юридичних факультетах університетів що звужувало метологічну підготовку майбутніх юристів. На кафедрі філософії Національної академії внутрішніх справ України розроблено навчальну програму з філософії права яка стала основою цього навчального посібника.
30083. Дефектология. Рабочая программа 2.21 MB
  Признаки предметов Закрепить и обобщить представления о свойствах предмета цвет форма размер. Понятия спереди сзади перед за между Закрепить понятия спереди сзади перед за между в практической деятельности. Закрепить представление о цифрах 1 и 2 сформировать умение соотносить их с количеством. Сравнение предметов по одному и двум признакам Закрепить и обобщить представления о свойствах предмета цвет форма размер.
30084. Теория и методика воспитания. Конспект лекций 879 KB
  Теория и методика воспитания. Конспект лекций Издательство: Эксмо год выпуска 2008ISBN: 9785699255900 Серия: Экзамен в кармане Описание: Основополагающими темами предложенными к изучению в данном учебном пособии являются история и сущность воспитания его закономерности и принципы система методов воспитания и личность воспитателя. В книге рассмотрены теория и методика воспитания в зарубежных странах а также недостатки и достоинства теории воспитания в России. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного...
30085. Специальная психология. Шпаргалка 1.04 MB
  Принципы психологического изучения аномальных детей. Методы психологического изучения аномальных детей. Обучение и воспитание детей с глубокой умственной отсталостью в России. Психологопедагогическая характеристика детей с олигофренией.
30086. Материальное обеспечение преподавания предмета «Окружающий мир» 38 KB
  Материальную базу обучения естествознанию составляют: кабинет естествознания с учебным оборудованием; уголок живой природы; пришкольный участок с экологической тропой; географическая площадка. Уголок живой природы это место для хранения живых растений и животных подготовки опытов с ними проведения внеурочных и внеклассных занятий. Уголок живой природы может быть в кабинете естествознания и являться его составной частью. Требования к уголку живой природы.